СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по элективному курсу «Учимся писать сочинение-рассуждение» для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу «Учимся писать сочинение-рассуждение» для обучающихся 9 класса составлена на основе Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по русскому языку (подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» (проект), Кодификатора элементов содержания и требований к   уровню подготовки обучающихся для проведения году основного государственного экзамена по русскому языку, Демонстрационного варианта КИМ контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по русскому языку, учебного пособия Е.И. Никитиной «Русская речь. Развитие речи. 9 класс». – М.: Просвещение, 2005 г.и ориентирована на использование рабочей тетради Т.И. Павловой, Н.А. Ранневой «Сочинение-рассуждение на экзамене. – Ростов н/Д: Легион, 2011.

Просмотр содержимого документа
«Программа по элективному курсу «Учимся писать сочинение-рассуждение» для 9 класса»

















Программа

по элективному курсу

«Учимся писать сочинение-рассуждение»

для 9 класса

уровень: общеобразовательный

(ФГОС)








Разработчик:

Петроченкова Светлана Николаевна,

учитель русского языка и литературы

первая квалификационная категория




























2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Учимся писать сочинение-рассуждение» для обучающихся 9 класса составлена на основе Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по русскому языку (подготовлена Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» (проект), Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения году основного государственного экзамена по русскому языку, Демонстрационного варианта КИМ контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по русскому языку, учебного пособия Е.И. Никитиной «Русская речь. Развитие речи. 9 класс». – М.: Просвещение, 2005 г.и ориентирована на использование рабочей тетради Т.И. Павловой, Н.А. Ранневой «Сочинение-рассуждение на экзамене. – Ростов н/Д: Легион, 2011.

Программа элективного курса рассчитана на 17 учебных часов (0,5 в неделю)

Для оценивания учебных достижений обучающихся используется дихотомическая система («зачёт-незачёт»). По окончании курса учащиеся предоставляют зачётную работу – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, морально-этическую тему или сочинение - рассуждение на предложенную тему «Что такое …?».


Планируемые результаты

Личностные:

- знание общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей;

- экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, правил поведения в чрезвычайных ситуациях;

- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

- уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

-позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

- готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

- умение строить жизненные планы с учетом конкретных социально – исторических, политических и экономических условий;

- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

- готовность к выбору профильного образования.

Ученик получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации и интереса к учению;

- готовности к самообразованию и самовоспитанию;

- адекватной позитивной самооценки и Я – концепции;

- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

- способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные

Познавательные УУД

Ученик научится:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно – следственные связи;

• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно – следственных связей;

• работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Ученик получит возможность научиться:

основам рефлексивного чтения;

ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

организовывать исследование в целях проверки гипотез;

делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

РегулятивныеУУД

Ученик научится:

-целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров при работе с новым учебным материалом;

-планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты;

- уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;

- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Ученик получит возможность научиться:

- самостоятельно ставить учебные цели и задачи;

- строить жизненные планы во временной перспективе;

- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства достижения;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий, направленных на решение учебных и познавательных задач;

- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

- основам саморегуляции эмоциональных состояний;

- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Коммуникативная, языковая и лингвистическая компетенции

Речь и речевая деятельность

Ученик научится:

• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Ученик получит возможность научиться:

• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, публично защищать свою позицию;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Предметные

Речевая деятельность

Аудирование

Ученик научится:

• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме.

Ученик получит возможность научиться:

• понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.

Чтение

Ученик научится:

• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);

• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Ученик получит возможность научиться:

• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Ученик научится:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;

• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

 • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.

Письмо

Ученик научится:

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо);

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Текст

Ученик научится:

• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Ученик получит возможность научиться:

• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Ученик научится:

• владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

• различать и анализировать тексты разных жанров,

• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи;

• оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

• выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Ученик получит возможность научиться:

• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

• создавать тексты различных функциональных стилей и жанров, участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; готовить сочинение-рассуждение в публицистическом стиле.

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.

Выпускник научится:

ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл

- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- объяснять порядок частей/ инструкций, содержащихся в тексте.

находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте);

решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции.

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.


Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах);

интерпретировать текст:

- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

• откликаться на содержание текста:

- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;

• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Выпускник получит возможность научиться:

находить способы проверки противоречивой информации.

Формирование ИКТ – компетентности обучающихся

Обязательные требования учителя по выполнению действий обучающимися в сфере ИКТ-компетентности не должны быть выше, чем предусмотрено основной образовательной программой основного общего образования.

Обращение с устройствами ИКТ, как с электроустройствами, передающими информацию по проводам (проводящим электромагнитные колебания) и в эфире, и обрабатывающими информацию, взаимодействующими с человеком, обеспечивающими внешнее представление информации и коммуникацию между людьми:

соблюдение требований техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности, учитывающие специфику работы со светящимся экраном, в том числе – отражающим, и с несветящимся отражающим экраном.

Создание письменных текстов

структурирование русского и иностранного текста средствами текстового редактора (номера страниц, колонтитулы, абзацы, ссылки, заголовки, оглавление, шрифтовые выделения);

использование средств орфографического и синтаксического контроля русского текста и текста на иностранном языке;

Создание графических объектов

создание диаграмм различных видов (алгоритмических, концептуальных, классификационных, организационных, родства и др.) в соответствии с задачами;

Восприятие, понимание и использование сообщений (гипермедиа)

избирательное отношение к информации, способность к отказу от потребления ненужной информации;

проектирование (дизайн) сообщения в соответствии с его задачами и средствами доставки;

Коммуникация и социальное взаимодействие

участие в обсуждении (текст);

игровое взаимодействие;

театральное взаимодействие;

Организация хранения информации

формирование собственного информационного пространства: создание системы папок и размещение в ней нужных информационных источников;

Коммуникация и социальное взаимодействие

образовательное взаимодействие (получение и выполнение заданий, получение комментариев, формирование портфолио);


Содержание учебного курса

Введение. Задачи курса. Критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом.

Структура текста-рассуждения.

Языковые средства связи.

Тезис. Определение тезиса в тексте.Формулирование тезиса.

Правила подбора аргументов (доводов). Нахождение аргументов в исходном тексте.

Подбор аргументов (доказательств). Иллюстрация доводов примерами.  

Вывод как обязательный компонент структуры текста-рассуждения.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.


Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.


Сочинение-рассуждение на предложенную тему «Что такое…?»


Тематическое планирование

Темы

Кол-во часов

1.

Введение. Задачи курса. Критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом.

1

2.

Структура текста –рассуждения.

5

3.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

2

4.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

2

5.

Сочинение-рассуждение на предложенную тему «Что такое…?».

5

6.

Зачётная работа.

2


Итого

17


































Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение. Задачи курса. Критерии оценивания выполнения задания с развёрнутым ответом.

1

2


Структура текста-рассуждения.

Языковые средства связи.

1


3


Тезис. Определение тезиса в тексте. Формулирование тезиса.

1


4


Правила подбора аргументов (доводов). Нахождение аргументов в исходном тексте.

1


5

Подбор аргументов (доказательств). Иллюстрация доводов примерами.  

1


6


Вывод как обязательный компонент структуры текста-рассуждения.

1


7


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.


2

8


Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.




9


Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.

2

10

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему.



11


Сочинение-рассуждение на предложенную тему «Что такое…?»

5


12


Сочинение-рассуждение на предложенную тему «Что такое…?»




13

Сочинение-рассуждение на предложенную тему «Что такое…?»



14

Сочинение-рассуждение на предложенную тему «Что такое…?»



15

Сочинение-рассуждение на предложенную тему «Что такое…?»



16



Сочинение – рассуждение на лингвистическую, морально-этическую или предложенную тему «Что такое…?» (по выбору учащихся).

2

17

Сочинение – рассуждение на лингвистическую, морально-этическую или предложенную тему «Что такое…?» (по выбору учащихся).















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!