СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ориентационного курса «Профессиональное самоопределение»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ориентационный  курс «Профессиональное самоопределение» предназначен для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения, а в дальнейшем и профессионального. Ориентационный  курс «Профессиональное самоопределение» предназначен для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения, а в дальнейшем и профессионального. Ориентационный  курс «Профессиональное самоопределение» предназначен для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения, а в дальнейшем и профессионального. Ориентационный  курс «Профессиональное самоопределение» предназначен для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения, а в дальнейшем и профессионального.

Просмотр содержимого документа
«Программа ориентационного курса «Профессиональное самоопределение»»











Программа ориентационного курса

«Профессиональное самоопределение»

(9 класс, предпрофильная подготовка)



Пояснительная записка

Ориентационный курс «Профессиональное самоопределение» предназначен для формирования у учащихся обоснованного выбора будущего профильного обучения, а в дальнейшем и профессионального. Предназначен для проведения профориентационной работы в рамках предпрофильной подготовки в условиях сетевого взаимодействия школ Вахитовского района и Межшкольного учебного комбината.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе и МУК, поэтому назрел вопрос выделить профессиональное самоопределение школьников как социально-значимый раздел обучения и предпрофильной подготовки.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у школьников профессионального самосознания, осознанного профессионального намерения и интереса к будущей профессии.

Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности. Включение таких дидактических единиц, как выбор профессии, склонности и интересы в профессиональном выборе, социально-психологический портрет современного профессионала, внутренний мир человека и возможности его познания, анализ профессий, интеллектуальные способности и успех в профессиональном труде, рынок труда и его требования к профессионалу и т.д. в предпрофильный уровень обучения обусловлено недостаточностью представления учебного материала в рамках учебных предметов основной школы.

В блок изучения тем по профессиональной и профильной ориентации необходимо включать модули, представляющие технологии, которые распространены в регионе на производстве и в сфере сервиса, что обеспечивает целевую ориентацию на востребованные рынком труда профессии.

Право граждан России на профессиональное самоопределение закреплено в ст.37 Конституции РФ. В ней говориться: «Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию…». Профессиональное самоопределение – длительный процесс, который осуществляется в несколько этапов, на каждом из которых решаются определённые цели и задачи.

Цель курса: изучить современный рынок труда и на основе профессиональных интересов сформировать у учащихся предварительный выбор будущей профессии и пути ее освоения.

Задачи курса:

  • дать учащимся представление о способах и средствах профессионального самоопределения и формирование реалистических социально-профессиональных планов применительно к различным сферам профессионального труда на основе участия в познавательно-трудовой деятельности.

  • формировать навыки коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

  • способствовать формированию представлений о предпринимательской деятельности по производству и реализации изделий и услуг, овладению умениями рационального поведения в условиях рыночной экономики.

  • способствовать уточнению профессиональных планов и адекватному выбору социально-деловой карьеры с учётом конъюнктуры рынка труда и собственных профессиональных возможностей.

  • рассмотреть типы профессий и сделать их анализ.

  • выявить особенности индивидуального развития личности применительно к будущей профессиональной деятельности.

  • развивать самостоятельность, ответственность, мобильность в принятии решений.

Особый интерес в процессе профессионального самоопределения играет образ «Я», который состоит из двух составляющих: Я-реальное и Я-идеальное.

Я-реальное содержит качества, которые у человека есть.

Я-идеальное, или Я – концепция, содержит качества, которые человек хотел бы иметь.

Я-концепция представляет достаточно жёсткую программу типов поведения и психологических состояний, сформированную у человека на основе моральных норм, принятых в обществе.

Реальное Я постоянно сопоставляется с Я-концепцией. Различие между ними является источником самовоспитания. Выбирая профессию, каждый человек должен чётко определить, каким ему нужно быть для овладения ею. Если требования профессии в основном совпадают с Я-концепцией человека, процесс профессионального самоопределения будет идти интенсивно и продуктивно (тесты по определению самооценки). В случае несовпадения необходимо внести изменения в Я-концепцию, либо отказаться от сделанного выбора.

При изучении раздела необходимо ознакомить учащихся с правилами выбора профессии.

В период глобальной информатизации и развитых технологий. Необходимо научить учащихся в потоке информации отфильтровать нужную и адаптировать применительно к себе необходимую информацию.

При выборе профессии необходимо учитывать:

  • личностные желания, интересы и склонности – «хочу»;

  • личностные возможности: уровень знаний, способности, технологические особенности, состояние здоровья – «могу»;

  • потребности рынка труда в кадрах – «надо».

Ситуацию выбора можно представить с помощью схемы «Выбор профессии». Как видно из схемы, зона оптимального выбора профессии будет расширяться при соблюдении всех трёх условий правильного профессионального выбора.

Учащиеся должны диагностировать свою Я-концепцию – составить карту интересов, выявить профессиональные намерения (опросник профессиональной готовности), определить тип нервной деятельности. Очень важно при изучении раздела применять методику самооценки индивидуальных возможностей, чтобы дать каждому ученику максимальную свободу выбора.

При выборе профессии необходимо проанализировать ошибки и затруднения, с которыми может столкнуться человек во внешнем мире.

Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. При реализации программы целесообразно сделать смещение акцентов с передачи знаний на обеспечение условий, необходимых для овладения самостоятельными навыками определения будущей профессиональной карьеры, поиск источников получения информации о профессиях, путей получения профессии. Поиск необходимых знаний должен идти через самопознание личности и определение её места в соответствующей профессиональной сфере. Программа курса составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме игровых дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

Данный курс предусматривает как классно-урочную и лекционно-практическую системы обучения, так и использование личностно-ориентированных педагогических технологий (консультации психолога, личные беседы, тестирование, экскурсии, встречи со специалистами учебных заведений). Практическая часть предполагает использование типового оборудования кабинетов МУК.

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа в учебном году. 

Тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Дата

1.

Введение . Цели и содержания курса

4


1.1

Цели и содержание ориентационного курса

2


1.2.

Система профессионального образования в РФ и возможности приобретения профессии ( в городе, регионе).

4


2.

Информационная работа. Профильное образование

Профессиоанальное самоопределение

2


3.

Анализ профессий

4


3.1

Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии

2


3.2

Профессиограмма и психограмма профессии. Основы профессиографии

2


4.

Личность и профессия

10


4.1

Внутренний мир человека и система представления о себе. Самооценка

2


4.2

Профессиональные интересы, склонности и способности

2


4.3.

Темперамент и характер в профессиональном самоопределении

1


4.4.

Психические процессы в профессиональном самоопределении

1


4.5.

Мотивы. Ценностная ориентация в профессиональном самоопределении

1


4.6

Здоровье и выбор профессии

2


4.7.

Социальные проблемы труда

1


5.

Моя профессиональная карьера

6


5.1

Жизненные планы. Деятельность. Карьера. Источник получения информации

2


5.2.

Психолого-профориентационное тестирование

4


6.

Профессиональная карьера в системе рыночных отношений

4


6.1

Структура современного рынка Рыночные отношения в сфере труда. Рынок рабочих и учебных мест

2


6.2

Человек среди людей

2


7.

Резервные часы

4


 


Содержательная часть

1. Введение

Теоретические сведения

1.1. Цели и содержание курса. Специфика занятий.

1.2.Система профессионального образования в России. Пути освоения образования. Система профессионально-технического образования. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений. Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях. Ситуация выбора профессии.

Ошибки и затруднения при выборе профессии (Приложение 1).

Правила выбора профессии (Приложение 2).

Практическая (проектная) работа

Опросник «Ориентация» (Приложение 11)

2. Информационная работа. Профильное образование

Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. Особенности профильного обучения и предпрофильной подготовки.

Состояние профильного обучения в Вахитовском районе г.Казани. Наличие профильных классов в школах района.


3. Анализ профессий

Теоретические сведения

3.1. Отрасли экономики. Классификация профессий. Формула профессии

Отрасли материального и нематериального производства. Специализация. Виды разделения труда- общее, частное, единичное, функциональное, профессиональное. Профессия, специальность, специализация. «Веер» профессий

3.2. Профессиограмма и психограмма профессии. Основы профессиографии

Описание особенностей профессии. Описание требований, предъявляемых к психологическим качествам человека (Приложение 3)

Практические (проектные) работы

Составление формулы профессии и профессиограмм





4. Личность и профессия

4.1. Внутренний мир человека и система представления о себе. Самооценка

Теоретические сведения

Самооценка (заниженная, завышенная, адекватная). Самосознание.

 Практические (проектные) работы

Тест «Самооценка» (Приложение 4)

4.2. Профессиональные интересы, склонности и способности

Теоретические сведения

Виды способностей. Ведущие свойства способностей.

Практические (проектные) работы

Дифференциально-диагностический опросник (Приложение 5 )


4.3.Темперамент и характер в профессиональном самоопределении

Теоретические сведения

Типы темперамента. Качества личности

Практические (проектные) работы

Тест «Определение типа темперамента» (Приложение 6)


4.4. Психические процессы в профессиональном самоопределении

Теоретические сведения

Ощущения и восприятия (виды и характер). Представление. Воображение. Память. Внимание. Мышление.

Практические (проектные) работы

Методика ТРИС. Психографическое тестирование

4.5. Мотивы. Ценностная ориентация в профессиональном самоопределении

Теоретические сведения

Классификация мотивов выбора профессии. Ценностная ориентация в профсамоопределении

Практические (проектные) работы

Анкета мотивов выбора профессии (Приложение 7)

4.6. Здоровье и выбор профессии

Теоретические сведения

Здоровье и его составляющие. Понятие профпригодности. Рекомендуемые профессии при ограниченной трудоспособности (Приложение 8) Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Понятие о неблагоприятных производственных факторах. Работоспособность.

 

4.7. Социальные проблемы труда

Теоретические сведения

Разделение труда. Социальные перемещения. Профессионализация. Специализация. Квалификация.

Практические (проектные) работы

Сочинение «Труд в современном обществе» с последующим обсуждением. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу (району)». Посещение ярмарки вакансий. Участие в ежегодной ярмарке «Образование. Карьера….»

 

5. Моя профессиональная карьера

5.1. Жизненные планы. Деятельность. Карьера

Теоретические сведения

Жизненный план. Профессиональный план. Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека Карьера. Этапы карьеры. Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Мобильность. Психология принятия решений.


Практические (проектные) работы

Составление Личного профессионального плана по схеме с последующим обсуждением.

Психолого- профориентационное тестирование «Кем быть?», «Профи»

  5.2. Психолого-профориентационное тестирование


6. Профессиональная карьера в системе рыночных отношений

6.1.Структура современного рынка. Рыночные отношения в сфере труда. Рынок рабочих и учебных мест.

Теоретические сведения

Основные факторы экономического развития. Предпринимательство как один из факторов экономического развития. Предпринимательство как стиль деятельности. Основные черты предпринимательской личности. Анализ газетных объявлений, справочников. Получение информации из компьютерных сетей. Сочинение «Мой путь в профессию».


Практические (проектные) работы

Развивающие процедуры: деловая игра «Рыночная активность предпринимателя». Встречи с предпринимателями. Диагностические процедуры: тесты «Способность идти на риск», «Можете ли вы быть предпринимателем?»

Деловая игра «Кто ты мой компаньон», «Устройство на работу». (Приложение 9)

 

6.2. Человек среди людей

Теоретические сведения

Личность и межличностные отношения в коллективе. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость. Принятие групповых решений. Виды общения. Конфликты. Пути разрешения конфликтных ситуаций. Этический кодекс предпринимателя. Почему выгодно быть честным? Понятие об этике и принципах делового общения.

Практические (проектные) работы

Диагностические процедуры: опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия». (Приложение 10). Развивающие процедуры: упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков (умения вести диалог, убеждать, выступать и др.); разрешение проблемных ситуаций, связанных с вопросами нравственности. Составление деловых запросов и ответов, подготовка выступления на заданную тему, организация переговоров и презентаций и др.

Методическая часть программы

 

Требования к уровню усвоения учащимися материала

элективного курса «Профессиональное самоопределение»

В результате изучения программы курса «Профессиональное самоопределение» учащиеся получают возможность знать:

  • возможности личности в профессиональной деятельности

  • потребности рынка труда

  • социальные проблемы труда

  • свойства нервной системы и ограничения при выборе профессии

  • классификацию профессий

  • понятие о профессиональной карьере

  • критерии профессиональной компетентности

  • специфику этапов профессионального самоопределения

Учащиеся получают возможность уметь:

  • составлять карту интересов

  • составлять формулы профессий

  • составлять собственное резюме

  • получать информацию из объявлений, справочников, компьютерных сетей

  • анализировать полученную информацию и на основе анализа составлять личный профессиональный план

 

Список использованной литературы

Основная литература

  • Технология, В.Д.Симоненко, 9кл., Москва ИЦ «Вентана – Граф», 2002

Дополнительная литература

  • Твоя профессиональная карьера. 8-11кл./ под ред. К.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной, М: Просвещение, 2003

  • Практикум по выбору профессии 8-11кл./ под ред. Е.Н. Прошицкой, пособие, М: Просвещение, 1995.

  • Технология предпринимательства 8-9кл./ под ред. ЛеонтьеваА.В., М: Дрофа, 2000.

  • Введение в предпринимательство 10-11кл./ под ред. Черняка В.З., М: Вита-Пресс, 2000.

  • Основы технологической культуры 10-11кл. (для гуманитарного профиля)./ под ред. Симоненко В.Д., М:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!