СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа олимпиадного тренинга по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа олимпиадного тренинга по обществознанию»

  1. Пояснительная записка


В условиях модернизации российского образования происходит становление концепции, целей и структуры обществоведческого образования, обновление его содержания, направленные на повышение роли курса обществознания в духовном и гражданском становлении личности.

Цель: содействие становлению ученика как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, как гражданина и патриота.

Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:

- обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического, культурного развития общества;

- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений общественной жизни, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и наукой в прошлом и настоящем;

- повышать мотивацию учебной деятельности

- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм.

Акцент в отборе содержания и организации работы по подготовке к олимпиаде смещен на проблемно-аналитическое изучение обществоведческого материала. При подготовке к олимпиаде предполагается не только углубленное изучение содержания курса обществознания, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного участия в олимпиаде.

Система работы:

Сочетание как тестовых заданий, так и заданий, нацеленных на проверку креативных способностей учащихся:

• Принципы образования рядов;

• Определение правильности и ошибочности утверждений;

• Составление схемы на основе предложенных терминов и понятий;

• Грамотность написания обществоведческих терминов;

• Группировка изображений по определенным признакам с характеристикой иллюстраций;

• Выбор правильного ответа из множества;

• Логическая задача;

• Сочинение – эссе.


  1. Требования к подготовке учащихся


В результате прохождения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  • Знание о характерных чертах социального объекта;

  • Умение определять и называть социальные явления, термины и понятия, соответствующие предлагаемому контексту;

  • Умение классифицировать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

  • Умение применять правовые, экономические знания в процессе решения практических задач;

  • Умение комбинировать разрозненные элементы в целое понятие, определяющие социальный объект;

  • Умение осуществлять интерпретацию социальной информации по заданной теме из оригинальных текстов;

  • Умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные аргументы по данной проблеме.

Формы и методы контроля достижений учащихся:

-тематическое тестирование с учетом элементов содержания и типологии олимпиадных заданий

-мини-сочинения типа «эссе» с анализом, предложенным в критериях оценивания заданий с развернутым ответом;

-работа с оригинальными текстами, фактами, таблицами, диаграммами, понятиями, гипотезами, концепциями, теориями.

Программа «Олимпиадного тренинга по обществознанию» предназначена для учащихся 11 классов, рассчитана на 70 часов при недельной нагрузке 2 часа в неделю.


  1. Учебно-тематический план


Тема

Количество

часов




1

Общество и человек

23

2

Духовная жизнь общества

9

3

Экономическая сфера жизни общества

10

4

Социальные отношения

5

5

Политика

10

6

Право

13


Итог

70


  1. Содержание курса


Тема 1. Общество и человек. (23 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Тема 2. Духовная жизнь общества. (9 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (10 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы, экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Тема 4. Социальные отношения. (5 ч)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Тема 5. Политика. (10 ч)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

Тема 6. Право. (13 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.


  1. Литература


Литература для учителя:

1. Эксперимент: требования к уровню подготовки выпускников, М.:Проссещение,2005

2. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Ч.1,2. М: Просвещение ,2001

3.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. М: Просвещение ,2001

4. .Л.Д.Ибрагимова. Обществознание. Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ. Челябинск, ИДПОПР,2005.

5. Мазуров Б. Ф., Мазурова Е. Г. Дудкина С. А. Информационно-аналитические материалы и рекомендации для подготовки к единому государственному экзамену по истории и и обществознанию – Ханты – Мансийск: РИО ИРО,2008.


Литература для учащихся:


1. Г. Г. Корсаков. Готовимся к экзамену по обществознанию.- Ростов на Дону: Феникс, 2006.

2. И.И. Бабленкова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2008.

3. В. В Барабанов, А. А. Дорская. Обществознание: Пособие для поступающих в вузы.-Изд-во « Союз», 2002.

4. Аверьянов, Ю. И., Боголюбов, Л. Н., Городецкая, Н. И. и др. Зада­ния и тесты по обществознанию: 11 класс / науч. ред. Л. Н. Боголюбов; ред.-сост. Е. И. Жильцова. - М.: Школа-Пресс, 2008.

5. Боголюбов, Л. Н., Брандт, М. Ю., Егорова, Э. Н., Иванова, Л. Ф., Козлова, М. Н., Лазебникова, А. Ю. Тесты и задания по обществознанию: 10-11 класс основной школы. - М.: Школа-Пресс, 2008.

6. Клименко, А. В., Румынина, В. В. Обществознание: для школьни­ков старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. - М.: Дро­фа, 2006

7. Конституция

8. Человек, природа, общество: пособие по обществознанию для учащихся гимназий, лицеев, классов с углубленным изучением социально-гуманитарных дисциплин основной школы / под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой. - М.: Новая школа, 1997.

9. Электронный интерактивный курс подготовки к ЕГЭ.

10.Обществознание. Единый государственный экзамен 2008-2009. Контрольно-измерительные материалы. М.: Просвещение, 2002

11.Обществознание. Единый государственный экзамен 2008-2009. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. «Интеллект-Цент», 2004.

12.Школьный словарь по обществознанию.10-11кл. Пособие для учащихся. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. М.: Просвещение, 2003

Электронные и интернет ресурсы:

• http://www.edu.ru – каталог образовательных интернет-ресурсов;

• http://www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена;

• http://it-n.ru – Сеть творческих учителей

• http://www.lib.ru - Электронная библиотека

• www.virlib.ru – Виртуальная библиотека

• www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека

• http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования

• http://www.academic.ru - словари и энциклопедии

• http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola Проект «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»»

• http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений

• http://humanitar.ru - Единый портал обществознания

  1. Тематическое планирование



Тема


Кол-во

часов




Вид занятий

Основные понятия и положения

Общество и человек.


23

Практикум.

Распознавание

признаков

понятий,

характерных черт

социальных

объектов,

элементы

описания и их

сравнение

Раскрытие

теоретических

положений

(понятий)

на примерах,

признаки понятий

и явлений,

собственные

суждения и

аргументы.

Анализ, оценка

социальной

информации.

Оценка научных

фактов. Решение

проблемных

заданий


Общество как динамичная система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.

Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблемы общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы человечества.

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Бытие человека. Потребности и способности человека. Деятельность человека, ее основные виды. Деятельность и творчество. Цель и смысл жизни человека.

Самореализация. Личность, ее социализация и воспитание. Внутренний мир человека.

Сознательное и бессознательное. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности.

Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание.

Науки о человеке и обществе. Социальное и гуманитарное знание.


Духовная жизнь общества.


9

Практикум.

Формирование

целостного суждения о научной

и культурной жизни современного общества. Основные признаки, явления, факты, их анализ.

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура. Средства массовой информации. Искусство, его формы. Основные направления. Наука. Образование и самообразование

Религия как феномен культуры. Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России.


Экономическая

сфера жизни

общества.

10

Практикум,

лекция. Решение

проблемных

заданий. Анализ экономической

ситуации в

России.

Сравнительный

анализ.

Тенденции

экономического

развития.

Особенности НТР

в нашей стране.

Графики,

диаграммы

Экономика: наука и хозяйство. Экономическая культура. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост. Специализация. Обмен. Государственный бюджет. Государственный долг. Денежно-кредитная политика. Налоговая политика. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Экономика производителя. Рынок труда. Безработица. Уровень жизни прожиточный минимум. Россия в условиях рыночной экономики.


Социальные

отношения.

5

Практикум,

лекция.

Характеристика

признаков,

понятий, явлений,

социальных

объектов,

определенного

социального

класса Оценка

истинности

суждений

о социальных

явлениях с точки

зрения

обществоведческих

знаний.

Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Социальный статус. Социальные роли. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Национальная политика. Социальные процессы в современной России

Политика.

10

Практикум,

лекция.

Анализ политических отношений,

институтов, режима,

статуса личности.

Сравнительная

характеристика,

термины

и понятия.

Суждения и

аргументы.

Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Политическая идеология. Политические режимы. Местное самоуправление. Политическая культура. Основные черты гражданского общества. Правовое государство. Политическая жизнь современной России.


Право

13

Практикум,

лекция. Решение правовых задач.

Анализ правовой

ситуации. Работа с

документами,

правовыми источниками.

Конституция, основные положения.

Право в системе социальных норм. Система права. Основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция в иерархии нормативных актов. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского. Трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международное гуманитарное право. Правовая культура.









8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!