Пояснительная записка
В условиях модернизации российского образования происходит становление концепции, целей и структуры обществоведческого образования, обновление его содержания, направленные на повышение роли курса обществознания в духовном и гражданском становлении личности.
Цель: содействие становлению ученика как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, как гражданина и патриота.
Данная цель реализуется посредством решения ряда задач:
- обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического, культурного развития общества;
- способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений общественной жизни, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и наукой в прошлом и настоящем;
- повышать мотивацию учебной деятельности
- воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм.
Акцент в отборе содержания и организации работы по подготовке к олимпиаде смещен на проблемно-аналитическое изучение обществоведческого материала. При подготовке к олимпиаде предполагается не только углубленное изучение содержания курса обществознания, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного участия в олимпиаде.
Система работы:
Сочетание как тестовых заданий, так и заданий, нацеленных на проверку креативных способностей учащихся:
• Принципы образования рядов;
• Определение правильности и ошибочности утверждений;
• Составление схемы на основе предложенных терминов и понятий;
• Грамотность написания обществоведческих терминов;
• Группировка изображений по определенным признакам с характеристикой иллюстраций;
• Выбор правильного ответа из множества;
• Логическая задача;
• Сочинение – эссе.
Требования к подготовке учащихся
В результате прохождения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
Знание о характерных чертах социального объекта;
Умение определять и называть социальные явления, термины и понятия, соответствующие предлагаемому контексту;
Умение классифицировать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
Умение применять правовые, экономические знания в процессе решения практических задач;
Умение комбинировать разрозненные элементы в целое понятие, определяющие социальный объект;
Умение осуществлять интерпретацию социальной информации по заданной теме из оригинальных текстов;
Умение формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные аргументы по данной проблеме.
Формы и методы контроля достижений учащихся:
-тематическое тестирование с учетом элементов содержания и типологии олимпиадных заданий
-мини-сочинения типа «эссе» с анализом, предложенным в критериях оценивания заданий с развернутым ответом;
-работа с оригинальными текстами, фактами, таблицами, диаграммами, понятиями, гипотезами, концепциями, теориями.
Программа «Олимпиадного тренинга по обществознанию» предназначена для учащихся 11 классов, рассчитана на 70 часов при недельной нагрузке 2 часа в неделю.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
| | |
1 | Общество и человек | 23 |
2 | Духовная жизнь общества | 9 |
3 | Экономическая сфера жизни общества | 10 |
4 | Социальные отношения | 5 |
5 | Политика | 10 |
6 | Право | 13 |
| Итог | 70 |
Содержание курса
Тема 1. Общество и человек. (23 ч)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Тема 2. Духовная жизнь общества. (9 ч)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 3. Экономическая сфера жизни общества. (10 ч)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы, экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Тема 4. Социальные отношения. (5 ч)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 5. Политика. (10 ч)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.
Тема 6. Право. (13 ч)
Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.
Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.
Литература
Литература для учителя:
1. Эксперимент: требования к уровню подготовки выпускников, М.:Проссещение,2005
2. Боголюбов Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Ч.1,2. М: Просвещение ,2001
3.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. М: Просвещение ,2001
4. .Л.Д.Ибрагимова. Обществознание. Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ. Челябинск, ИДПОПР,2005.
5. Мазуров Б. Ф., Мазурова Е. Г. Дудкина С. А. Информационно-аналитические материалы и рекомендации для подготовки к единому государственному экзамену по истории и и обществознанию – Ханты – Мансийск: РИО ИРО,2008.
Литература для учащихся:
1. Г. Г. Корсаков. Готовимся к экзамену по обществознанию.- Ростов на Дону: Феникс, 2006.
2. И.И. Бабленкова. Обществознание: весь курс для выпускников и абитуриентов. – М.: Эксмо, 2008.
3. В. В Барабанов, А. А. Дорская. Обществознание: Пособие для поступающих в вузы.-Изд-во « Союз», 2002.
4. Аверьянов, Ю. И., Боголюбов, Л. Н., Городецкая, Н. И. и др. Задания и тесты по обществознанию: 11 класс / науч. ред. Л. Н. Боголюбов; ред.-сост. Е. И. Жильцова. - М.: Школа-Пресс, 2008.
5. Боголюбов, Л. Н., Брандт, М. Ю., Егорова, Э. Н., Иванова, Л. Ф., Козлова, М. Н., Лазебникова, А. Ю. Тесты и задания по обществознанию: 10-11 класс основной школы. - М.: Школа-Пресс, 2008.
6. Клименко, А. В., Румынина, В. В. Обществознание: для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006
7. Конституция
8. Человек, природа, общество: пособие по обществознанию для учащихся гимназий, лицеев, классов с углубленным изучением социально-гуманитарных дисциплин основной школы / под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ф. Ивановой. - М.: Новая школа, 1997.
9. Электронный интерактивный курс подготовки к ЕГЭ.
10.Обществознание. Единый государственный экзамен 2008-2009. Контрольно-измерительные материалы. М.: Просвещение, 2002
11.Обществознание. Единый государственный экзамен 2008-2009. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. «Интеллект-Цент», 2004.
12.Школьный словарь по обществознанию.10-11кл. Пособие для учащихся. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. М.: Просвещение, 2003
Электронные и интернет ресурсы:
• http://www.edu.ru – каталог образовательных интернет-ресурсов;
• http://www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки единого государственного экзамена;
• http://it-n.ru – Сеть творческих учителей
• http://www.lib.ru - Электронная библиотека
• www.virlib.ru – Виртуальная библиотека
• www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
• http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
• http://www.academic.ru - словари и энциклопедии
• http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola Проект «Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»»
• http://www.fipi.ru – сайт Федерального института педагогических измерений
• http://humanitar.ru - Единый портал обществознания
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Вид занятий | Основные понятия и положения |
| Общество и человек. | 23 | Практикум. Распознавание признаков понятий, характерных черт социальных объектов, элементы описания и их сравнение Раскрытие теоретических положений (понятий) на примерах, признаки понятий и явлений, собственные суждения и аргументы. Анализ, оценка социальной информации. Оценка научных фактов. Решение проблемных заданий | Общество как динамичная система. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие институты общества. Многообразие путей и форм общественного развития. Проблемы общественного прогресса. Целостность современного мира, его противоречия. Глобальные проблемы человечества. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Потребности и способности человека. Деятельность человека, ее основные виды. Деятельность и творчество. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Личность, ее социализация и воспитание. Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание. Науки о человеке и обществе. Социальное и гуманитарное знание. |
| Духовная жизнь общества. | 9 | Практикум. Формирование целостного суждения о научной и культурной жизни современного общества. Основные признаки, явления, факты, их анализ. | Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная культуры; молодежная субкультура. Средства массовой информации. Искусство, его формы. Основные направления. Наука. Образование и самообразование Религия как феномен культуры. Мораль, ее категории. Тенденции духовной жизни современной России. |
| Экономическая сфера жизни общества. | 10 | Практикум, лекция. Решение проблемных заданий. Анализ экономической ситуации в России. Сравнительный анализ. Тенденции экономического развития. Особенности НТР в нашей стране. Графики, диаграммы | Экономика: наука и хозяйство. Экономическая культура. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост. Специализация. Обмен. Государственный бюджет. Государственный долг. Денежно-кредитная политика. Налоговая политика. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Экономика производителя. Рынок труда. Безработица. Уровень жизни прожиточный минимум. Россия в условиях рыночной экономики. |
| Социальные отношения. | 5 | Практикум, лекция. Характеристика признаков, понятий, явлений, социальных объектов, определенного социального класса Оценка истинности суждений о социальных явлениях с точки зрения обществоведческих знаний. | Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Социальный статус. Социальные роли. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Национальная политика. Социальные процессы в современной России |
| Политика. | 10 | Практикум, лекция. Анализ политических отношений, институтов, режима, статуса личности. Сравнительная характеристика, термины и понятия. Суждения и аргументы. | Власть, ее происхождение и виды. Политическая система. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Политическая идеология. Политические режимы. Местное самоуправление. Политическая культура. Основные черты гражданского общества. Правовое государство. Политическая жизнь современной России. |
| Право | 13 | Практикум, лекция. Решение правовых задач. Анализ правовой ситуации. Работа с документами, правовыми источниками. Конституция, основные положения. | Право в системе социальных норм. Система права. Основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция в иерархии нормативных актов. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского. Трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Система судебной защиты прав человека. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международное гуманитарное право. Правовая культура. |
8