СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставничества молодого специалиста

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Наставничество" должна помочь становлению молодого специалиста - воспитателя "Центра содействия семейному устройству". Программа включает индивидуальный план развития молодого специалиста под руководством наставника. 

Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества молодого специалиста»




Краевое государственное казенное учреждение

«Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей г. Уссурийска»



УТВЕРЖДАЮ

Методическое объединение

Педагогический совет

Протокол №____

«____» __________20_____г.


Директор КГКУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г. Уссурийска»

_____________И.А. Жовниренко

Приказ № ____ от «____» _____20_____ г.





Программа наставничества

молодого специалиста

Срок реализации – 1 год















Уссурийск

2023 г.


Разработала: воспитатель высшей категории Масягина Татьяна Анатольевна.

Общие сведения о педагоге-наставнике


Общие сведения о молодом специалисте


Педагог-наставник:

Специальность:

Место работы:

Педагогический стаж:

Квалификационная категория:

Молодой специалист:

Специальность:

Место работы:

Стаж работы:

Квалификационная категория:


Актуальность программы.


Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное

раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов «Центра содействия семейному устройству».

Профессиональное становление молодого специалиста, адаптация в трудовом

коллективе, налаживание педагогических контактов возможно через создание системы наставничества.

Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Основное содержание педагогического наставничества заключается в оказании психологической и методической помощи молодым специалистам в период адаптации: в изучении и внедрении в практику молодого педагога передового педагогического опыта; в совершенствовании педагогического мастерства; в освоении продуктивных технологий обучения и воспитания; в изучении и анализе воспитательных программ, пособий, методических рекомендаций;

В настоящее время для многих «Центров содействия семейному устройству» наставничество становится неотъемлемой частью корпоративной культуры. Высокий потенциал наставничества и его эффективность объясняются тем, что:

  • этот метод адаптации специалиста предполагает гибкость в организации: нет

набора правил и требований, может реализовываться в различных ситуациях различными методами;

  • в основе наставничества – взаимодействие, ценностно-ориентированная

мотивация обоих субъектов, взаимный интерес;

  • наставничество направлено на становление и повышение профессионализма

в любой сфере практической деятельности;

  • это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;

В данных методических рекомендациях освещены нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы наставничества; представлен примерный перечень документов и материалов, необходимых в организации работы педагога- наставника с молодым специалистом; даны рекомендации по организации наставничества в «Центре содействия семейному устройству».

Наставничество должно мотивировать молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации. Всестороннее рассмотрение эффективности системы наставничества позволит руководителям Центров, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых специалистов, включать их в проектирование собственного профессионального и личностного развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность.

Цель методических рекомендаций – помочь в определении модели, системы, методики и содержания работы с молодым специалистом, исходя из условий учреждения и потенциала молодого специалиста, а также содействовать продуктивной деятельности «Центра содействия семейному устройству» в области наставничества и результативному профессиональному становлению молодого воспитателя.

Наставничество позволяет сократить период адаптации, снизить текучесть кадров, усилить корпоративный дух, а также повысить мотивированность к работе и эффективность новых сотрудников.


Нормативно-правовая база наставничества

1.ФЗ РФ №273 «Об образовании», ст.28,47,48.

2. Указ Президента РФ от 2 марта 2018 года №94 «Об учреждении знака отличия

«За наставничество»

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и

стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

4. Приказ Губернатора Приморского края «Об утверждении паспорта

регионального проекта «Учитель будущего» от 30.04.2019


Локальные нормативные акты образовательной организации.

1. Положение ОО о наставничестве;

2. Положение о стимулирующих надбавках, учитывающих поощрение

наставников;

3. Приказ о назначении наставников.


Основные принципы организации наставничества:


 добровольности и целеустремленности работы наставника;

 морально-психологической контактируемости наставника и наставляемого;

 доброжелательности и взаимного уважения;

 уважительного отношения к мнению молодого специалиста;

 согласованности содержания работы наставника по профессиональному становлению молодого специалиста с содержанием календарно-тематического плана работы учреждения;

 направленности плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление молодого специалиста.



Параметры реализации программы


Программа «Наставничество» должна помочь становлению молодого воспитателя

на всех уровнях данного процесса:

1 вхождение в профессиональное пространство учреждения,

2 профессиональное самоопределение,

3 творческая самореализация,

4 проектирование профессиональной карьеры,

5 вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.

6 самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.


Наставляемыми могут быть педагоги:

молодые специалисты;

воспитатели, находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;

воспитатели, находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;

желающие овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.


Форма наставничества «Воспитатель - воспитатель».

Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной среды внутри организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи:

1 Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов своей профессиональной деятельности.

2 Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного

процесса.

3 Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового

педагогического опыта в своей деятельности.

4 Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях его закрепления в организации.

5 Ускорить процесс профессионального становления педагога.


Требования, предъявляемые к наставнику:


- знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных

нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста

по занимаемой должности;

- разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального

становления;

- изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его

отношение к проведению занятий, самоподготовок, коллективно-творческих мероприятий;

- знакомить молодого специалиста с учреждением, с расположением кабинетов, служебных и бытовых помещений в группе и в «Центре»;

- вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями,

предъявляемыми к воспитателю «Центра содействия семейному устройству», правилами внутреннего трудового распорядка, охраны труда и техники безопасности);

- проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом самоподготовок и часов общения;

-разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления;

-давать конкретные задания с определенным сроком их выполнения;

-контролировать работу, оказывать необходимую помощь;

- личным примером развивать положительные качества молодого специалиста,

-корректировать его поведение в учреждении, привлекать к участию в общественной

жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;

- вести дневник работы наставника и периодически докладывать руководителю методического объединения о процессе адаптации молодого специалиста, результатах его труда;

- подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста.


Требования к молодому специалисту:


- изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности учреждения и функциональные обязанности по занимаемой должности;

- выполнять план профессионального становления в установленные сроки;

- постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности;

- учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним;

- совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень;

- периодически отчитываться о своей работе перед наставником и руководителем методического объединения.


Виды контроля работы молодого специалиста.


В работе с молодым педагогом правомерны все виды контроля, которые действуют в учреждении. В начале педагогической деятельности, в первый месяц, проводится обзорный контроль. Он проводится путем посещения самоподготовок, часов общения, коллективно-творческих мероприятий.

Его цель – общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста. Затем в течение 3 месяцев работы проводится предупредительный контроль. Его цель - выявить и предупредить ошибки в работе молодого педагога.

Повторный контроль позволяет провернуть устранение недостатков при обзорном и предупредительном контроле.

В следующие три месяца работы молодой специалист ставится на персональный контроль, который позволяет изучить всю работу молодого педагога за определенный период времени.

На конец первого года работы целесообразно проведение фронтального контроля, при котором проверяются знания, умения и навыки воспитанников, состояние и ведение документации (планы, индивидуальные дневники наблюдений, арматурные карты и др.).

Ожидаемые результаты:

 адаптация начинающих педагогов в учреждении и, как результат,

закрепление молодых специалистов в «Центре содействия семейному устройству»;

 активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 повышению профессиональной компетентности молодых педагогов в вопросах педагогики и психологии;

 совершенствованию методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности воспитанников;

 использованию в работе молодых специалистов новых педагогических технологий.



Индивидуальный план развития молодого специалиста

под руководством наставника

«Воспитатель-воспитатель»

Цель: развитие профессиональных компетенций молодого специалиста.

Задачи:

Учить молодого специалиста составлять документацию «Центра содействия семейному устройству» для реализации в работе с воспитанниками группы;

Обучать основным педагогическим технологиям, программам, методическим рекомендациям.

Сформировать методы и приемы в работе с воспитанниками, умение планировать, подготавливать и осуществлять процесс образовательной и воспитательной работы с детьми.

Проводить работу по анализу развивающей среды в группе, создавать эстетически грамотно организованную и психологически комфортную развивающуюся среду в нем.

Внедрить в работу с молодым специалистом умение использовать современные инновационные технологии во взаимодействии с воспитанниками.







Индивидуальный план

График работы на 2023 – 2024 год (разновозрастная группа)


тема

срок

Теоретические

задания

Практические задания

Адаптированный этап

сентябрь

Собеседование, анкетирование

Определить, какие личностные и профессиональные навыки имеются у воспитателя, какие проблемы он испытывает.

октябрь

Разработка плана работы с молодым специалистом на основе анкетирования

Утверждение и согласование плана работы с директором «Центра» и молодым педагогам

Внедрение


Провести работу по изучению документации «Центра»:

- изучение программы

«Социально – трудовая адаптация детей группы социального риска»

Б.А. Куган.

- знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность «Центра содействия семейному устройству».

-знакомство и изучение 481 Постановления от 24 мая 2014 г.

- изучение целей и задач годового плана.

-структура перспективно-календарного планирования.

структура комплексно- тематического планирования.




Провести работу по изучению документации группы:

-индивидуальные карты наблюдений за воспитанниками (диагностические карты);

-арматурные карты воспитанников;

-социально-бытовые журналы группы.




Способы организации

режимных моментов.







Изучение методики проведения

занятий по всем

образовательным областям










Организация в проведение

работы с воспитателем по

методике проведения коллективно-творческих мероприятий в «Центре».


Октябрь-декабрь


































В течении

года.





















В течении

года.





Консультации,

беседы,

самостоятельное

изучение данного

материала.



















Беседы, самостоятельное изучение.










Интерактивное

общение, дискуссия:

вопрос – ответ.






Самостоятельное

изучение,

обзор методической

литературы на тему:

«методика

проведения занятий,

с детьми разновозрастной группы».






Консультация по

темам.






Анализ – дискуссия

Обучение на рабочем

месте.





















Обучение на рабочем

месте.











Наблюдение и анализ

за выполнением

режимных

моментов молодым

специалистом в

работе с воспитанниками.


Посещение молодым

специалистом занятий

у наставника (1-2 раза

в неделю).

Посещение

наставником занятий

молодого специалиста

(1-2 раза в неделю).




Помощь в подготовке

и организации

праздников.


Внедрение эффективного

использования дидактического

материала в работе с детьми разновозрастной группы и воспитанниками с ОВЗ.

Январь – март.


Самостоятельное

изучение литературы

по данной теме.


«Банк Идей»

(педагогический и

творческий подход и

применение

дидактического

материала в работе с

воспитанниками).


Мониторинг индивидуального

развития воспитанников.

Апрель - май

Подбор

диагностического

материала.

Система оценки

индивидуального

развития на конец учебного года

под руководством

педагога наставника.


По окончании срока наставничества молодой педагог совместно с наставником в течение 10 дней сдает заместителю директора по методической работе следующие документы:

- отчет молодого специалиста о проделанной работе;

-оценка педагогической деятельности молодого специалиста наставником;

- план профессионального становления с оценкой наставником проделанной

работы и отзывом с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.

Деятельность наставника в работе с молодым специалистом считается эффективной, если

- воспитатель овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации образовательной и воспитательной деятельности;

- проведение занятий, мероприятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;

- показатели качества воспитанности детей находятся в пределах среднего и высокого уровня развития.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!