СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа наставничества

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  наставничества поможет в работе с молодыми специалистами.Содержит план работы с молодыми педагогами.

Просмотр содержимого документа
«Программа наставничества»

Программа деятельности

МАОУ Ильинской СОШ

имени полного кавалера ордена Славы И.И.Сидорова

по организации наставничества и

сопровождению профессиональной адаптации молодых специалистов


  1. Пояснительная записка

Одной из наиболее острых проблем в образовании на сегодняшний день является создание условий для успешной интеграции и полноценной самореализации молодых педагогических кадров.

Средний возраст педагога в образовательных учреждениях– примерно около 45 лет. И хотя это, как правило, компетентные, ответственные, опытные педагоги, действующие в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки, но современные вызовы требуют новых подходов, необходим приток свежих сил – молодых, активных, творческих и, в то же время, компетентных педагогов. И от того, насколько хорошо они сумеют интегрироваться и адаптироваться в своей профессиональной сфере и условиях жизни и деятельности, зависит будущее.

Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в школах традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы.

Профессиональная интеграция педагога в нашем понимании – это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности. При этом он адаптируется в сфере общения и установления взаимоотношений с педагогическим, родительским, ученическим коллективами образовательного учреждения. Профессиональная адаптация молодого специалиста зависит не столько от уровня приобретенных знаний и сформированности профессиональных умений и навыков, но и в большой степени от наличия и степени развития профессионально значимых личностных качеств. Становление молодого педагога в личностном и профессиональном плане происходит, когда он приступает к самостоятельной работе. В начале своей педагогической карьеры в школе педагог нередко теряется. Считается, что теоретических знаний, полученных в ВУЗе, в принципе, достаточно, но практика показывает, что начинающим учителям зачастую не хватает педагогического опыта.

Особенные сложности (по проведенным опросам молодых педагогов района) вызывают вопросы поддержания дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление нормативной и текущей документации. Осуществление классного руководства является также иногда непосильной задачей.

Главная проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, – адаптационно- коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду – разновозрастной педагогический коллектив. От уровня развития коммуникативных навыков, от уровня тревожности на первых пора зависит не только общий успех работы молодого учителя, но и уровни его самооценки и притязаний.

Производственная адаптация при поступлении молодого специалиста на работу включает все аспекты приспособления специалистов к работе в новой организации и при служебно-профессиональных перемещениях внутри организации: технические, биологические, социальные. Типы адаптации можно разделить по функциональному назначению.

Профессиональная адаптация – приспособление работника к выполняемой работе; освоение профессии, ее специфики, приобретение профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, развитие устойчивого положительного отношения к своей профессии.

Психофизиологическая адаптация – процесс усвоения совокупности всех условий, необходимых для работника в процессе трудовой деятельности, приспособление на уровне организма к условиям труда и режиму работы, налаживание обычного уровня трудоспособности.

Социально-психологическая адаптация – включение начинающего работника в сложившуюся систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентирами.

Организационно-административная адаптация – приспособление к сложившейся структуре образовательной организации, особенностям организационного механизма управления, месту своей кафедры и должности в общей системе целей. Идет привыкание молодого педагога к новой корпоративной культуре, стилю руководства, усвоение ценностей организации и ее целей.

Экономическая адаптация – привыкание к определенному уровню заработка и социального обеспечения, ознакомление с экономическим механизмом управления образовательной организации, с системой стимулов и мотивации, с условиями оплаты труда.

Санитарно-гигиеническая адаптация приспособление к распорядку работы, условиям труда, новым требованиям трудовой, производственной и технологической дисциплины.

Так критериями для оценки профессиональной адаптированности могут выступить:

  • отношение к молодого педагога выполняемой работе;

  • сторонняя независимая оценка и самооценка степени освоения специфики работы;

  • наличие установки на продолжение работы по специальности в будущем;

  • структура деловых качеств (по оценке самих молодых специалистов в процессе опросов – выработка необходимых навыков трудовой и исполнительской дисциплины – 65%, умение структурировать деятельность – 60%, поиск ресурсов для профессиональной деятельности – 40%);

  • оценка качества работы, соблюдения сроков выполнения работы, уровня сложности работы, уровня самостоятельности будущего специалиста (может производиться руководителем или наставником);

  • оценка руководителем перспективности молодого специалиста;

  • наличие различного рода поощрений.

Критериями для оценки уровня социально-психологической адаптированности

являются:

  • удовлетворённость местом в системе взаимоотношений;

  • эмоциональное отношение к коллективу;

  • установка на продолжение работы в том же коллективе;

  • оценка руководителем успешности адаптации в коллективе молодого специалиста;

  • активность участия в коллективных мероприятиях, в общественной работе;

  • авторитет в коллективе педагогов, в ученическом коллективе, среди родителей.

Для успешной адаптации молодых специалистов необходимо учитывать следующие

факторы:
  • соответствие работы полученной в вузе специальности;

  • возможность разнообразить труд молодого специалиста, сделать его более привлекательным;

  • создание условий для внутриорганизационной мобильности и профессионального продвижения;

  • внедрение научной организации труда на рабочем месте;

  • микроклимат в коллективе;

  • социально-бытовое обеспечение;

  • организация свободного времени.


Специфика каждодневного учительского труда, отсутствие опыта, разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями приводят к разнообразным трудностям в период вхождения в профессию в стенах образовательного учреждения. В худшем случае происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себе места в каком-то конкретном учреждении или, что еще хуже – в выбранной профессии педагога. Поэтому в течение первого года работы многим молодым учителям нужна постоянная методическая (и не только) помощь. От рационального распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами, от степени компенсации выявленных дефицитов, от удовлетворенности всех участников образовательного процесса зависит эффективность профессиональной адаптации молодых специалистов. Чтобы они с первых дней в школе чувствовали себя комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы у них не возникло разочарование в своей профессии, необходимо грамотно простроить работу по их адаптации с постановкой цели и задач.

Помощь молодому педагогу на первом году его трудовой деятельности в образовательном учреждении требуется по различным направлениям производственной адаптации. И помощь эту может оказывать тот, кто имеет к этому ресурсы, способности и главное, желание. Помощь должна быть адресной, с учетом выявленных потребностей молодого педагога и даже с неким опережающим, пропедевтическим эффектом.

Многие считают, что наставником может быть любой опытный педагог, но часто такой подход к делу приводит к формализму, который усугубляет проблемы. На наш взгляд, у педагога, для того, чтобы стать наставником, должна возникнуть потребность и позитивная мотивация к деятельности такого рода. Кроме того, по нашему мнению, совершенно не обязательно прикреплять одного наставника к одному подопечному. Это может быть функциональное наставничество по разным аспектам деятельности нескольких опытных в своих вопросах педагогов ОУ над одним, либо над группой подопечных (из опыта группа должна быть не более 3 человек). Безусловно, наставник должен быть готов к своей деятельности.

Можно выделить следующие критерии, которым должен соответствовать педагог-наставник:

    • Опыт работы и высокий профессионализм с таким уровнем знаний, который должен превосходить должностные компетенции молодых педагогов.

    • Умение передавать знания, умение учить, причем не детей, а взрослых людей, «когнитивный консонанс» с подопечными.

    • Личное желание и позитивная мотивация педагога стать наставником.

    • Авторитет и влиятельность наставника у руководства и в коллективе ОУ, наличие у него некоего кредита доверия у всех участников образовательного процесса.

    • Личная ответственность и организованность наставника.

Чтобы соответствовать всем этим критериям у наставников, помимо желания, должны быть необходимые знания и ресурсы, поэтому необходимо на постоянной основе проводить обучение наставников. Целесообразно применять различные формы обучения, в том числе корпоративного:

    • вводное (при назначении специалиста наставником впервые);

    • периодическое (в процессе исполнения обязанностей наставника на постоянной основе).

Обучение способствует повышению профессиональной квалификации наставника, развитию его организаторских способностей, умению делегировать полномочия, умению ранжировать очередность задач, налаживать межличностные коммуникации и т.д.


Цель программы:

Организовать работу наставников с молодыми учителями, оказать методическую и психологическую помощь в их профессиональном становлении в условиях реализации новых ФГОС, сформировать профессионально-адаптированного компетентного молодого учителя.

Задачи программы:
    1. Выявить путем опроса или беседы затруднения в профессиональной практике молодых педагогов.

    2. Создать условия для профессиональной адаптации молодых учителей в коллективе.

    3. Определить наставников из числа педагогов школы, подготовить их с учетом запросов молодых педагогов.

    4. Принять меры по их профилактике проблем в дальнейшей работе молодых педагогов и наставников.

    5. Обеспечить постепенное вовлечение молодых учителей во все сферы школьной жизни.

    6. Включить молодых учителей и наставником в самообразовательную и исследовательскую деятельность.

    7. Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя, поддерживать аналогичную у наставников.

    8. Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям.


Приоритетные направления реализации программы:
  1. Углубление научных знаний и повышение научно-методического уровня и наставников, и молодых педагогов в контексте современного образования, с учетом специфики контингента ОУ.

  2. Транслирование профессионально значимых умений наставниками и формирование аналогичных у молодых педагогов, с учетом направлений работы ОУ.

  3. Свободное владение научным стилем речи и культурой педагогического общения.

  4. Развитие способности работать в коллективе (команде).

  5. Тактичное транслирование корпоративных норм поведения наставниками и освоение их подопечными.

  6. Углубление освоения методики научно-исследовательской деятельности.

Предполагаемые участники программы: педагоги-наставники и молодые учителя школы со стажем до 3 лет.

    1. Содержание программы для молодых педагогов:

Психологические основы адаптации в системе образования.

Реализация этой части программы предусматривает оперативное и нацеленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально- психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.

Планируемые результаты:

Социально-психологическая адаптация предполагает успешность вхождения молодого учителя в новый коллектив образовательного учреждения, умение купировать межличностные проблемы, ставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Психологическая результативность контактов с обучающимися и родителями.

Организация учебно-воспитательного процесса.

Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение молодыми специалистами действующих государственных программ по преподаваемым предметам, знакомство с авторскими программами; посещение уроков и внеурочных мероприятий, проводимых опытными учителями школы (в первую очередь, наставников), с их последующим анализом.

Планируемые результаты:

Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную работу с обучающимися, вовлечение их в целом в работу школы, в совместную разработку программ, грамотное применение государственных программ, соблюдение образовательного минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве школы.

Школьная нормативная документация в работе учителя.

Ознакомление молодых педагогов с локальными актами образовательного учреждения, с должностными инструкциями и прочей необходимой документацией. В данном вопросе нельзя полностью рассчитывать на то, что учреждения профессионального образования подготовили молодых педагогов в этом направлении, так как в каждом образовательном учреждении есть своя специфика работы. Поэтому необходимо обратить на эту проблему пристальное внимание, с целью создания условий для нормативной деятельности молодых учителей.

Планируемые результаты:

Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности молодого педагога и оказания ему своевременной корректирующей помощи.

Методическое сопровождение молодого учителя.

Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании учебно-методического комплекса по своему преподаваемому предмету, при написании рабочих программ.

Планируемые результаты:

Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих учеников. Формирование у молодого педагога опыта создания собственных методических разработок.

Организация воспитательной работы с детьми.

Из опыта работы обращает на себя внимание несоответствие возможностей у молодых педагогов при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении этого плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых

учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание.

Планируемые результаты:

Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства воспитателя.

Социология образования. Ученик в социуме.

Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией в образовании, с социальной педагогикой; со связями школы с семьей и общественностью, с микросоциумами и макросоциумом образовательного учреждения.

Планируемые результаты

Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической работы с учащимися и их родителями.


    1. Содержание программы для педагогов-наставников: Тема 1. Роль наставничества.
  • Цели и принципы наставничества.

  • Инструменты наставничества.

  • За что отвечает наставник?

  • Система действий наставника, направленных на формирование основных педагогических навыков у вновь принятых педагогов.

  • Система действий по адаптации молодого педагога к корпоративной культуре, нормам и правилам поведения в образовательном учреждении.


Тема 2. Специфика обучения взрослых людей
  • Особенности обучения взрослых людей.

  • Почему подопечные нас не слышат? Свойства внимания, память и другие психофизиологические особенности обучающихся взрослых людей. На что можно влиять?

  • Теория компетентности и ее использование в процессе наставничества


Тема 3. Коммуникация как инструмент наставничества.
  • Значение позитивной и конструктивной позиции наставника в процессе общения.

  • Донесение информации до подопечного.

  • Как работают законы: «Сказал — не значит услышал, услышал — не значит понял, понял — не значит правильно понял».

  • Алгоритм эффективной коммуникации.


Тема 4. Постановка целей и задач молодым педагогам.
  • Педагогические задания и метод SMART.

  • Основные ошибки наставника на этапе постановки задач.

  • Постановка задач различным типам сотрудников.


Тема 5. Формирование профессиональных педагогических навыков.
  • Механизм формирования педагогических навыков.

  • Обучение действием. Алгоритм обучения.

  • Элементное действие — Комплексное действие — Устойчивый навык.

  • Как делать – демонстрация/ «делай как я»

  • Результативность – демонстрация/ комментарии

  • Прогнозирование ситуации/ нюансы/ опасности — комментарии


Тема 6. Контроль и профессиональная обратная связь в наставничестве.
  • Что должен контролировать наставник?

  • Пять шагов эффективного контроля.

  • Цели и принципы обратной связи.

  • Элементы развивающей обратной связи.

  • Критика. Умение критиковать рационально, умение давать негативную обратную связь.


Используемые средства: выполнение практических упражнений и заданий, групповые дискуссии, работа с кейсами, обсуждение конкретных проблем участников тренинга.


    1. Этапы реализации программы.


Этапы.

Мероприятия.

Сроки

Организационный

Организация наставничества. Обучение наставников (тренинг).

Организационные мероприятия.

Анализ целевых установок при создании программы развития; разработка стратегии основных направлений работы.

Формирование плана действий по реализации стратегии наставничества в целом по ОУ.

Принятие и утверждение планов работы наставников с молодыми учителями.

Август- сентябрь

Преобразующий

Работа с молодыми учителями по плану.

Апробация данной комплексно-целевой программы; корректировка отдельных составных элементов работы.

Интерактивные формы работы.

Формирование профессиональных компетентностей и молодых педагогов, и наставников.

Октябрь-май

Заключительный

Диагностика и самодиагностика педагогической деятельности и молодых педагогов, и наставников.

Подведение итогов работы в рамках программы.

май


Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности и молодым, и опытным наставником направлено на овладение (либо развитие владения) каждым учителем навыками самоанализа, самооценки, что позволяет переводить работу с кадрами образовательного учреждения в режиме активного саморегулирования и самокоррекции, распознать профессиональные и личностные особенности учителя. Овладение навыком самодиагностики позволяет учителю самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. При этом каждый учитель выходит на новый уровень самоорганизации – в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска.

    1. Модель школьной адаптации молодого учителя.

Администрация школы Методический совет:

  • Формирование системы, создающей условия для профессионального роста молодого учителя

  • Адаптация в коллективе

  • Мониторинг сформированности компетенций у молодого педагога

  • Создание индивидуальной траектории совершенствования педагогического мастерства

  • Создание комфортных условий труда

  • Наставничество

  • Информационные ресурсы

  • Лаборатория молодых и малоопытных педагогов

  • Диагностика по выявлению затруднений

Директор школы:
  • знакомит молодого учителя со школой, педагогическим коллективом;

  • разъясняет ему права и обязанности учителя;

  • определяет должностные обязанности;

  • назначает из лучших учителей наставника;

  • на педагогическом совете торжественно принимает молодого учителя в ряды педагогов школы;

  • проводит работу по решению вопросов социально-бытовых проблем.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
  • определяет рабочее место педагога;

  • знакомит с условиями работы;

  • расписание уроков составляет таким образом, чтобы молодой учитель имел возможность посещать уроки у своих коллег совместно с наставником;

  • посещает отдельные уроки или воспитательные мероприятия, проводимые молодым специалистом;

  • знакомит с требованиями организации учебного процесса, с системой школьной отчетности.

Педагогический коллектив школы Руководитель методического объединения:
  • вносит в банк данных необходимую информацию о молодом специалисте;

  • проводит с ним индивидуальные собеседования;

  • знакомит с учителями-предметниками, методической темой, с вариативными планами и учебными программами, по которым работают учителя методического объединения;

  • знакомит с планом работы МО.

Наставник:
  • совместно с молодым специалистом составляет план его профессионального становления;

  • помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его самостоятельности;

  • дает нужные советы и рекомендует необходимую для работы литературу;

  • вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих учителей и затем анализирует их;

  • привлекает молодого специалиста к разработке планов занятий и различного рода учебно-методической документации;

  • учит составлению календарно-тематических планов;

  • знакомит с нормативными документами по организации учебно-воспитательной деятельности, гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников;

  • посещает занятия, уроки, внеклассные мероприятия по предмету у своего подшефного и проводит их разбор.

Ответственный по охране труда:
  • проводит занятия по вопросам организации охраны труда, соблюдению санитарно- эпидимиологических правил;

  • проводит инструктажи по ОТ при проведении мероприятий с обучающимися;

  • осуществляет контроль выполнения правил по охране труда.

Педагог-психолог:

По необходимости проводит консультации, тренинги (групповые и индивидуальные).



    1. ПЛАН работы

по оказанию помощи молодому учителю в профессиональном становлении


Содержание

Этапы

"адаптационный"

"проектировочный"

"контрольно-оценочный"

Задачи

Определить сформированность профессионально значимых качеств; разработать адаптационную программу профессионального становления молодого учителя

Сформировать потребность у молодого учителя в проектировании своего

дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в вузе

Сформировать у молодого учителя способность и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием

Формы работы

Индивидуальная

Индивидуальная, коллективная

Индивидуальная, групповая, коллективная

Средства, методы

Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебно-воспитательном процессе;

формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии.

Методы: репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа

Работа над темами самообразования, планирование методической работы, выявление индивидуального стиля

деятельности, создание "Портфолио".

Методы: информационные, творческие, проблемные, наблюдение; беседа; анкетирование

Педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в инновационной деятельности.

Методы: комплексные (педагогические мастерские, мастер-классы, проблемно- деловые игры)


    1. Примерный план работы наставника с молодым специалистом


Планируемые мероприятия

Форма отчетности

Срок




1

Изучение “Закона об образовании”, Устава ГБОУ

Оказание помощи в составлении календарно- тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах;

Проведение инструктажа по оформлению классного журнала

Календарно-тематическое планирование. Памятка по заполнению классного журнала.

сентябрь

2

Выбор темы по самообразованию;

Участие в разработке (доработке) учебно- дидактических материалов;

Участие в оформлении учебного кабинета;

Практическое занятие: «Как работать с дневниками и тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей»

Список учебно-дидактического материала. Паспорт кабинета.

Памятка по ведению и оформлению дневников и тетрадей.

сентябрь-октябрь

3

Консультация "Современный урок: структура и конструирование"

Семинар-практикум "Анализ урока. Виды анализа". Посещение уроков наставников и их структурный анализ

Выработка рекомендаций.

октябрь

4

Участие в заседании методического объединения учителей;

Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.

Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета

Выработка рекомендаций. Список литературы.

ноябрь

5

Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися;

Выработка рекомендаций.

декабрь





Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету;

Анализ работы за первое полугодие.

Участие учащихся в школьном этапе.



Промежуточный отчет


6

Участие в заседании методического объединения учителей;

Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе»;

Мастер-классы: "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе"

Использованием современных образовательных технологий

январь

7

Общие положения портфолио педагога;

Структура содержания и порядок ведения портфолио; Оценивание материалов портфолио.

Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока"

Обзор периодической педагогической печати

Портфолио учителя.



Выработка рекомендаций. Список литературы.

февраль

8

Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися;

Выступление по теме самообразования на заседании учителей.

Сценарий мероприятия.



Презентация.

март

9

Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока»;

Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический).

Памятка.

Подбор примеров - ситуаций (информационный лист).

апрель




11

Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями"

Отчет молодого специалиста о проделанной работе;

Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год.

Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе.

май

12

Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопросам с психологом, наставником, администрацией, участие в педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп


август-июнь



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!