Программа деятельности
МАОУ Ильинской СОШ
имени полного кавалера ордена Славы И.И.Сидорова
по организации наставничества и
сопровождению профессиональной адаптации молодых специалистов
Пояснительная записка
Одной из наиболее острых проблем в образовании на сегодняшний день является создание условий для успешной интеграции и полноценной самореализации молодых педагогических кадров.
Средний возраст педагога в образовательных учреждениях– примерно около 45 лет. И хотя это, как правило, компетентные, ответственные, опытные педагоги, действующие в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки, но современные вызовы требуют новых подходов, необходим приток свежих сил – молодых, активных, творческих и, в то же время, компетентных педагогов. И от того, насколько хорошо они сумеют интегрироваться и адаптироваться в своей профессиональной сфере и условиях жизни и деятельности, зависит будущее.
Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в школах традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы.
Профессиональная интеграция педагога в нашем понимании – это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности. При этом он адаптируется в сфере общения и установления взаимоотношений с педагогическим, родительским, ученическим коллективами образовательного учреждения. Профессиональная адаптация молодого специалиста зависит не столько от уровня приобретенных знаний и сформированности профессиональных умений и навыков, но и в большой степени от наличия и степени развития профессионально значимых личностных качеств. Становление молодого педагога в личностном и профессиональном плане происходит, когда он приступает к самостоятельной работе. В начале своей педагогической карьеры в школе педагог нередко теряется. Считается, что теоретических знаний, полученных в ВУЗе, в принципе, достаточно, но практика показывает, что начинающим учителям зачастую не хватает педагогического опыта.
Особенные сложности (по проведенным опросам молодых педагогов района) вызывают вопросы поддержания дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление нормативной и текущей документации. Осуществление классного руководства является также иногда непосильной задачей.
Главная проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, – адаптационно- коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду – разновозрастной педагогический коллектив. От уровня развития коммуникативных навыков, от уровня тревожности на первых пора зависит не только общий успех работы молодого учителя, но и уровни его самооценки и притязаний.
Производственная адаптация при поступлении молодого специалиста на работу включает все аспекты приспособления специалистов к работе в новой организации и при служебно-профессиональных перемещениях внутри организации: технические, биологические, социальные. Типы адаптации можно разделить по функциональному назначению.
Профессиональная адаптация – приспособление работника к выполняемой работе; освоение профессии, ее специфики, приобретение профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей, развитие устойчивого положительного отношения к своей профессии.
Психофизиологическая адаптация – процесс усвоения совокупности всех условий, необходимых для работника в процессе трудовой деятельности, приспособление на уровне организма к условиям труда и режиму работы, налаживание обычного уровня трудоспособности.
Социально-психологическая адаптация – включение начинающего работника в сложившуюся систему взаимоотношений коллектива с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентирами.
Организационно-административная адаптация – приспособление к сложившейся структуре образовательной организации, особенностям организационного механизма управления, месту своей кафедры и должности в общей системе целей. Идет привыкание молодого педагога к новой корпоративной культуре, стилю руководства, усвоение ценностей организации и ее целей.
Экономическая адаптация – привыкание к определенному уровню заработка и социального обеспечения, ознакомление с экономическим механизмом управления образовательной организации, с системой стимулов и мотивации, с условиями оплаты труда.
Санитарно-гигиеническая адаптация – приспособление к распорядку работы, условиям труда, новым требованиям трудовой, производственной и технологической дисциплины.
Так критериями для оценки профессиональной адаптированности могут выступить:
отношение к молодого педагога выполняемой работе;
сторонняя независимая оценка и самооценка степени освоения специфики работы;
наличие установки на продолжение работы по специальности в будущем;
структура деловых качеств (по оценке самих молодых специалистов в процессе опросов – выработка необходимых навыков трудовой и исполнительской дисциплины – 65%, умение структурировать деятельность – 60%, поиск ресурсов для профессиональной деятельности – 40%);
оценка качества работы, соблюдения сроков выполнения работы, уровня сложности работы, уровня самостоятельности будущего специалиста (может производиться руководителем или наставником);
оценка руководителем перспективности молодого специалиста;
наличие различного рода поощрений.
Критериями для оценки уровня социально-психологической адаптированности
являются:
удовлетворённость местом в системе взаимоотношений;
эмоциональное отношение к коллективу;
установка на продолжение работы в том же коллективе;
оценка руководителем успешности адаптации в коллективе молодого специалиста;
активность участия в коллективных мероприятиях, в общественной работе;
авторитет в коллективе педагогов, в ученическом коллективе, среди родителей.
Для успешной адаптации молодых специалистов необходимо учитывать следующие
факторы:
соответствие работы полученной в вузе специальности;
возможность разнообразить труд молодого специалиста, сделать его более привлекательным;
создание условий для внутриорганизационной мобильности и профессионального продвижения;
внедрение научной организации труда на рабочем месте;
микроклимат в коллективе;
социально-бытовое обеспечение;
организация свободного времени.
Специфика каждодневного учительского труда, отсутствие опыта, разрыв между теоретическими знаниями и практическими умениями приводят к разнообразным трудностям в период вхождения в профессию в стенах образовательного учреждения. В худшем случае происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себе места в каком-то конкретном учреждении или, что еще хуже – в выбранной профессии педагога. Поэтому в течение первого года работы многим молодым учителям нужна постоянная методическая (и не только) помощь. От рационального распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами, от степени компенсации выявленных дефицитов, от удовлетворенности всех участников образовательного процесса зависит эффективность профессиональной адаптации молодых специалистов. Чтобы они с первых дней в школе чувствовали себя комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы у них не возникло разочарование в своей профессии, необходимо грамотно простроить работу по их адаптации с постановкой цели и задач.
Помощь молодому педагогу на первом году его трудовой деятельности в образовательном учреждении требуется по различным направлениям производственной адаптации. И помощь эту может оказывать тот, кто имеет к этому ресурсы, способности и главное, желание. Помощь должна быть адресной, с учетом выявленных потребностей молодого педагога и даже с неким опережающим, пропедевтическим эффектом.
Многие считают, что наставником может быть любой опытный педагог, но часто такой подход к делу приводит к формализму, который усугубляет проблемы. На наш взгляд, у педагога, для того, чтобы стать наставником, должна возникнуть потребность и позитивная мотивация к деятельности такого рода. Кроме того, по нашему мнению, совершенно не обязательно прикреплять одного наставника к одному подопечному. Это может быть функциональное наставничество по разным аспектам деятельности нескольких опытных в своих вопросах педагогов ОУ над одним, либо над группой подопечных (из опыта группа должна быть не более 3 человек). Безусловно, наставник должен быть готов к своей деятельности.
Можно выделить следующие критерии, которым должен соответствовать педагог-наставник:
Опыт работы и высокий профессионализм с таким уровнем знаний, который должен превосходить должностные компетенции молодых педагогов.
Умение передавать знания, умение учить, причем не детей, а взрослых людей, «когнитивный консонанс» с подопечными.
Личное желание и позитивная мотивация педагога стать наставником.
Авторитет и влиятельность наставника у руководства и в коллективе ОУ, наличие у него некоего кредита доверия у всех участников образовательного процесса.
Личная ответственность и организованность наставника.
Чтобы соответствовать всем этим критериям у наставников, помимо желания, должны быть необходимые знания и ресурсы, поэтому необходимо на постоянной основе проводить обучение наставников. Целесообразно применять различные формы обучения, в том числе корпоративного:
Обучение способствует повышению профессиональной квалификации наставника, развитию его организаторских способностей, умению делегировать полномочия, умению ранжировать очередность задач, налаживать межличностные коммуникации и т.д.
Цель программы:
Организовать работу наставников с молодыми учителями, оказать методическую и психологическую помощь в их профессиональном становлении в условиях реализации новых ФГОС, сформировать профессионально-адаптированного компетентного молодого учителя.
Задачи программы:
Выявить путем опроса или беседы затруднения в профессиональной практике молодых педагогов.
Создать условия для профессиональной адаптации молодых учителей в коллективе.
Определить наставников из числа педагогов школы, подготовить их с учетом запросов молодых педагогов.
Принять меры по их профилактике проблем в дальнейшей работе молодых педагогов и наставников.
Обеспечить постепенное вовлечение молодых учителей во все сферы школьной жизни.
Включить молодых учителей и наставником в самообразовательную и исследовательскую деятельность.
Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя, поддерживать аналогичную у наставников.
Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям.
Приоритетные направления реализации программы:
Углубление научных знаний и повышение научно-методического уровня и наставников, и молодых педагогов в контексте современного образования, с учетом специфики контингента ОУ.
Транслирование профессионально значимых умений наставниками и формирование аналогичных у молодых педагогов, с учетом направлений работы ОУ.
Свободное владение научным стилем речи и культурой педагогического общения.
Развитие способности работать в коллективе (команде).
Тактичное транслирование корпоративных норм поведения наставниками и освоение их подопечными.
Углубление освоения методики научно-исследовательской деятельности.
Предполагаемые участники программы: педагоги-наставники и молодые учителя школы со стажем до 3 лет.
Содержание программы для молодых педагогов:
Психологические основы адаптации в системе образования.
Реализация этой части программы предусматривает оперативное и нацеленное преодоление неизбежных трудностей в процессе адаптации начинающего педагога. Психологическим аспектом адаптации является принятие высокого социально- психологического статуса личности начинающего специалиста в педагогическом и ученическом коллективах.
Планируемые результаты:
Социально-психологическая адаптация предполагает успешность вхождения молодого учителя в новый коллектив образовательного учреждения, умение купировать межличностные проблемы, ставить себя в позицию равноправного члена коллектива. Психологическая результативность контактов с обучающимися и родителями.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Работа над этим разделом программы предполагает детальное изучение молодыми специалистами действующих государственных программ по преподаваемым предметам, знакомство с авторскими программами; посещение уроков и внеурочных мероприятий, проводимых опытными учителями школы (в первую очередь, наставников), с их последующим анализом.
Планируемые результаты:
Активное включение молодых учителей в учебно-воспитательную работу с обучающимися, вовлечение их в целом в работу школы, в совместную разработку программ, грамотное применение государственных программ, соблюдение образовательного минимума, адаптация молодого специалиста в образовательном пространстве школы.
Школьная нормативная документация в работе учителя.
Ознакомление молодых педагогов с локальными актами образовательного учреждения, с должностными инструкциями и прочей необходимой документацией. В данном вопросе нельзя полностью рассчитывать на то, что учреждения профессионального образования подготовили молодых педагогов в этом направлении, так как в каждом образовательном учреждении есть своя специфика работы. Поэтому необходимо обратить на эту проблему пристальное внимание, с целью создания условий для нормативной деятельности молодых учителей.
Планируемые результаты:
Формирование действующей прямой и обратной связи управленческой информации, обеспечивающей своевременный обмен сведениями с целью упорядочения деятельности молодого педагога и оказания ему своевременной корректирующей помощи.
Методическое сопровождение молодого учителя.
Важно научить начинающих учителей правильно ориентироваться в потоке методической информации при создании учебно-методического комплекса по своему преподаваемому предмету, при написании рабочих программ.
Планируемые результаты:
Умение молодого специалиста систематически изучать имеющееся методическое сопровождение, грамотно его использовать, с учетом индивидуальных особенностей своих учеников. Формирование у молодого педагога опыта создания собственных методических разработок.
Организация воспитательной работы с детьми.
Из опыта работы обращает на себя внимание несоответствие возможностей у молодых педагогов при планировании воспитательной работы и эффективном выполнении этого плана. Это диспропорция говорит, прежде всего, о неумении молодых
учителей организовать воспитательную работу. Именно этому направлению деятельности необходимо уделять большое внимание.
Планируемые результаты:
Освоение на практике концептуальных основ воспитания, формирование профессионального мастерства воспитателя.
Социология образования. Ученик в социуме.
Осуществление этого направления программы предусматривает знакомство с социологией в образовании, с социальной педагогикой; со связями школы с семьей и общественностью, с микросоциумами и макросоциумом образовательного учреждения.
Планируемые результаты
Умение ориентироваться в общих и частных вопросах социально-педагогической работы с учащимися и их родителями.
Содержание программы для педагогов-наставников: Тема 1. Роль наставничества.
Цели и принципы наставничества.
Инструменты наставничества.
За что отвечает наставник?
Система действий наставника, направленных на формирование основных педагогических навыков у вновь принятых педагогов.
Система действий по адаптации молодого педагога к корпоративной культуре, нормам и правилам поведения в образовательном учреждении.
Тема 2. Специфика обучения взрослых людей
Особенности обучения взрослых людей.
Почему подопечные нас не слышат? Свойства внимания, память и другие психофизиологические особенности обучающихся взрослых людей. На что можно влиять?
Теория компетентности и ее использование в процессе наставничества
Тема 3. Коммуникация как инструмент наставничества.
Значение позитивной и конструктивной позиции наставника в процессе общения.
Донесение информации до подопечного.
Как работают законы: «Сказал — не значит услышал, услышал — не значит понял, понял — не значит правильно понял».
Алгоритм эффективной коммуникации.
Тема 4. Постановка целей и задач молодым педагогам.
Педагогические задания и метод SMART.
Основные ошибки наставника на этапе постановки задач.
Постановка задач различным типам сотрудников.
Тема 5. Формирование профессиональных педагогических навыков.
Механизм формирования педагогических навыков.
Обучение действием. Алгоритм обучения.
Элементное действие — Комплексное действие — Устойчивый навык.
Как делать – демонстрация/ «делай как я»
Результативность – демонстрация/ комментарии
Прогнозирование ситуации/ нюансы/ опасности — комментарии
Тема 6. Контроль и профессиональная обратная связь в наставничестве.
Что должен контролировать наставник?
Пять шагов эффективного контроля.
Цели и принципы обратной связи.
Элементы развивающей обратной связи.
Критика. Умение критиковать рационально, умение давать негативную обратную связь.
Используемые средства: выполнение практических упражнений и заданий, групповые дискуссии, работа с кейсами, обсуждение конкретных проблем участников тренинга.
Этапы реализации программы.
Этапы. | Мероприятия. | Сроки |
Организационный | Организация наставничества. Обучение наставников (тренинг). Организационные мероприятия. Анализ целевых установок при создании программы развития; разработка стратегии основных направлений работы. Формирование плана действий по реализации стратегии наставничества в целом по ОУ. Принятие и утверждение планов работы наставников с молодыми учителями. | Август- сентябрь |
Преобразующий | Работа с молодыми учителями по плану. Апробация данной комплексно-целевой программы; корректировка отдельных составных элементов работы. Интерактивные формы работы. Формирование профессиональных компетентностей и молодых педагогов, и наставников. | Октябрь-май |
Заключительный | Диагностика и самодиагностика педагогической деятельности и молодых педагогов, и наставников. Подведение итогов работы в рамках программы. | май |
Проведение диагностики и самодиагностики педагогической деятельности и молодым, и опытным наставником направлено на овладение (либо развитие владения) каждым учителем навыками самоанализа, самооценки, что позволяет переводить работу с кадрами образовательного учреждения в режиме активного саморегулирования и самокоррекции, распознать профессиональные и личностные особенности учителя. Овладение навыком самодиагностики позволяет учителю самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс. При этом каждый учитель выходит на новый уровень самоорганизации – в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска.
Модель школьной адаптации молодого учителя.
Администрация школы Методический совет:
Формирование системы, создающей условия для профессионального роста молодого учителя
Адаптация в коллективе
Мониторинг сформированности компетенций у молодого педагога
Создание индивидуальной траектории совершенствования педагогического мастерства
Создание комфортных условий труда
Наставничество
Информационные ресурсы
Лаборатория молодых и малоопытных педагогов
Диагностика по выявлению затруднений
Директор школы:
знакомит молодого учителя со школой, педагогическим коллективом;
разъясняет ему права и обязанности учителя;
определяет должностные обязанности;
назначает из лучших учителей наставника;
на педагогическом совете торжественно принимает молодого учителя в ряды педагогов школы;
проводит работу по решению вопросов социально-бытовых проблем.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
определяет рабочее место педагога;
знакомит с условиями работы;
расписание уроков составляет таким образом, чтобы молодой учитель имел возможность посещать уроки у своих коллег совместно с наставником;
посещает отдельные уроки или воспитательные мероприятия, проводимые молодым специалистом;
знакомит с требованиями организации учебного процесса, с системой школьной отчетности.
Педагогический коллектив школы Руководитель методического объединения:
вносит в банк данных необходимую информацию о молодом специалисте;
проводит с ним индивидуальные собеседования;
знакомит с учителями-предметниками, методической темой, с вариативными планами и учебными программами, по которым работают учителя методического объединения;
знакомит с планом работы МО.
Наставник:
совместно с молодым специалистом составляет план его профессионального становления;
помогает подшефному в определенных пределах, не стесняя его самостоятельности;
дает нужные советы и рекомендует необходимую для работы литературу;
вместе со своим подшефным посещает занятия творчески работающих учителей и затем анализирует их;
привлекает молодого специалиста к разработке планов занятий и различного рода учебно-методической документации;
учит составлению календарно-тематических планов;
знакомит с нормативными документами по организации учебно-воспитательной деятельности, гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников;
посещает занятия, уроки, внеклассные мероприятия по предмету у своего подшефного и проводит их разбор.
Ответственный по охране труда:
проводит занятия по вопросам организации охраны труда, соблюдению санитарно- эпидимиологических правил;
проводит инструктажи по ОТ при проведении мероприятий с обучающимися;
осуществляет контроль выполнения правил по охране труда.
Педагог-психолог:
По необходимости проводит консультации, тренинги (групповые и индивидуальные).
ПЛАН работы
по оказанию помощи молодому учителю в профессиональном становлении
Содержание | Этапы |
"адаптационный" | "проектировочный" | "контрольно-оценочный" |
Задачи | Определить сформированность профессионально значимых качеств; разработать адаптационную программу профессионального становления молодого учителя | Сформировать потребность у молодого учителя в проектировании своего дальнейшего профессионального роста, в совершенствовании знаний, умений и навыков, полученных в вузе | Сформировать у молодого учителя способность и стремление к рефлексии собственной деятельности, умения критически оценивать процесс профессионального становления и развития, самостоятельно управлять своим профессиональным развитием |
Формы работы | Индивидуальная | Индивидуальная, коллективная | Индивидуальная, групповая, коллективная |
Средства, методы | Диагностика, посещение наставником уроков молодого учителя, организация их самоанализа; стимулирование всех форм самостоятельности, активности в учебно-воспитательном процессе; формирование навыков самоорганизации, позитивное принятие выбранной профессии. Методы: репродуктивные, наблюдение, анкетирование, беседа | Работа над темами самообразования, планирование методической работы, выявление индивидуального стиля деятельности, создание "Портфолио". Методы: информационные, творческие, проблемные, наблюдение; беседа; анкетирование | Педагогическая рефлексия, участие в профессиональных дискуссиях, посещение и анализ открытых уроков, развитие творческого потенциала молодых учителей, мотивация участия в инновационной деятельности. Методы: комплексные (педагогические мастерские, мастер-классы, проблемно- деловые игры) |
Примерный план работы наставника с молодым специалистом
№ | Планируемые мероприятия | Форма отчетности | Срок |
1 | Изучение “Закона об образовании”, Устава ГБОУ Оказание помощи в составлении календарно- тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах; Проведение инструктажа по оформлению классного журнала | Календарно-тематическое планирование. Памятка по заполнению классного журнала. | сентябрь |
2 | Выбор темы по самообразованию; Участие в разработке (доработке) учебно- дидактических материалов; Участие в оформлении учебного кабинета; Практическое занятие: «Как работать с дневниками и тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей» | Список учебно-дидактического материала. Паспорт кабинета. Памятка по ведению и оформлению дневников и тетрадей. | сентябрь-октябрь |
3 | Консультация "Современный урок: структура и конструирование" Семинар-практикум "Анализ урока. Виды анализа". Посещение уроков наставников и их структурный анализ | Выработка рекомендаций. | октябрь |
4 | Участие в заседании методического объединения учителей; Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету. Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета | Выработка рекомендаций. Список литературы. | ноябрь |
5 | Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися; | Выработка рекомендаций. | декабрь |
| Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету; Анализ работы за первое полугодие. | Участие учащихся в школьном этапе. Промежуточный отчет | |
6 | Участие в заседании методического объединения учителей; Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе»; Мастер-классы: "Использование современных образовательных технологий в учебном процессе" | Использованием современных образовательных технологий | январь |
7 | Общие положения портфолио педагога; Структура содержания и порядок ведения портфолио; Оценивание материалов портфолио. Практикум "Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока" Обзор периодической педагогической печати | Портфолио учителя. Выработка рекомендаций. Список литературы. | февраль |
8 | Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися; Выступление по теме самообразования на заседании учителей. | Сценарий мероприятия. Презентация. | март |
9 | Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока»; Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). | Памятка. Подбор примеров - ситуаций (информационный лист). | апрель |
11 | Практикум "Содержание, формы и методы работы педагога с родителями" Отчет молодого специалиста о проделанной работе; Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год. | Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе. | май |
12 | Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока, консультации по волнующим вопросам с психологом, наставником, администрацией, участие в педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп | | август-июнь |