СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Музей и культура для учащихся 1-4 классов

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа Музей и культура для учащихся 1-4 классов»

Муниципальное учреждение «Управление образования

муниципального района «Сысольский»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Пыёлдино










ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ


«Музей и культура»


Направление - духовно-нравственное

Вид деятельности – краеведческая

Возраст школьников – 1 – 4-е классы

Разработчик – Александрова О.В.










2019 г.




Пояснительная записка


Сложное состояние современного общества: переоценка прежних идеалов, угасание традиционной крестьянской и интервенция западной культуры настоятельно требуют создания новых учебных программ, которые бы способствовали воспитанию чувства национального самосознания. Клубок семейных проблем, потеря нравственных духовных ценностей семейного образа жизни, уменьшение родственных контактов в семье, разрыв связи поколений характеризуют и состояние современной семьи как кризисное. Чтобы чувствовать себя увереннее в беспощадном урагане жизни, каждый человек должен ощущать свои корни. Это дом, семья, то родное тепло, которое человек получает в детстве и всегда несет в своей душе и памяти. Духовное начало лежит в объединении детей и их родителей для изучения истории семьи, её генеалогии, сохранения семейных традиций и обычаев. Программа «Музей и культура» направлена на то, чтобы поддержать этот интерес, развить его, помочь взрослым и детям создать условия для поиска своих корней.

Автор данной программы исходит из того, что, расширяя и обогащая младших школьников знаниями по истории и культуре сначала своей семьи, своего рода, затем и своего народа, учитель закладывает прочный фундамент в воспитании патриотических чувств, бережного отношения к историческому прошлому, к памятникам Отечества, а развивая художественное восприятие учащихся, их эстетический вкус, помогает выработать способность противостоять натиску массовой культуры.

Программа учитывает особенности современного бытования традиционной культуры и рассматривает историю и культуру коми народа как проявления общенациональной истории и культуры. Все изучаемые исторические аспекты укладываются в сознании ребенка в рамках понятия «далекое прошлое». Используя на занятиях произведения традиционной культуры и произведения, опирающиеся на традиции своего народа, программа позволяет рассматривать культуру как единое целое.

Атмосфера музея, его среда, каждый экспонат обладают значительными возможностями по нравственно-эмоциональному воздействию на школьников. Поэтому комплексная программа «Музей и культура» осуществляется через деятельность музея.

Целью настоящей программы является утверждение духовно-нравственных ценностей, таких, как семья, дом, забота, добро, послушание, любовь, вера, трудолюбие через возрождение традиционной культуры семьи, содействие в формировании патриотических чувств.

Задачи: развитие и стимулирование совместной с родителями деятельности по изучению своего рода, создание условий для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся, приобщение к традиционной культуре своего народа, истории родного села, сохранение и развитие основанных на православной вере русских традиций и обычаев, воспитание любви к ближнему, к Родине, использование средств музейной педагогики для воспитания творческой личности.


Формы и методы работы:

  • Беседы с детьми о семье, о доме, родственниках, деревне, селе.

  • Знакомство с традициями русского и коми народа, промыслами, занятиями.

  • Экскурсии в музеи с целью формирования представлений детей о расчесывании льна и конопли, прядении, плетении из бересты, выпекании хлеба, заготовке овощей на зиму, приготовлении простейших блюд русской и коми кухни.

  • Календарные праздники с элементами обрядовых действий с музыкальным сопровождением.

  • Костюмированные праздники-ярмарки.

  • Посиделки, театрализованные представления, связанные с народным и православным календарем.


Программа рассчитана на 33 ч. в 1-ом и по 34 часа аудиторных и внеаудиторных занятий во 2, 3 и 4 классах, всего 135 часов. Основное место проведения занятий – школьный музей. Внеаудиторные занятия будут проведены в крестьянском доме, на улице, в селе.




«Музей и культура»

1-ый год обучения

33 часа


Тема занятия

Кол. часов

Содержание работы

Практические занятия


1.

Вводное занятие на тему «Здравствуй, музей!»




2 ч.






Знакомство с музеем, музейными экспонатами. Обсуждение понятий «традиция», «музей», «собирательство», «музейный предмет»


Беседа «Школьный музей», «Семейный музей»

Сбор материала о работе своих родителей, близких.



2.


Я и моя семья


3 ч.


Рассказы ребят о своей семье, о работе родителей, бабушки, дедушки.

Обсуждение понятий «семья», «дом», «светелка», «красный угол», «икона», «образа», «забота», «любовь».



Экскурсии на работу родителей.

Приглашение родителей для беседы в класс. Рисование своих близких дома или на работе.


3.


Я и мои родственники


3 ч.


Обсуждение понятий «родственник», «родственные отношения», «родня». Рассказы учащихся о воевавших родственниках.



Сбор материалов о родственниках. Приглашение родственников в класс, особенно участников войны или тружеников тыла.


4.


Моя семья в фотографиях


3 ч.


Рассказы о близких и родственниках по фотографиям. Кто, когда и по какому поводу снят.


Сбор фотографий родных и родственников.

Просмотр альбомов, отдельных фотографий.


5.


Мой дом


3 ч.


Рассказы о своих домах, о предметах быта.

Знакомство с понятиями «сруб дома», «причелина», «наличник».

Рассматривание домов, причелин, наличников домов. Презентация «Каталог причелин» (диск «ДНК»).

Рассказы о соседях, их работе, условиях жизни.


Создание рисунков на тему «Дом, в котором я живу», «Мой двор».

Экскурсия к одному из домов.

Сбор материала о соседях.

Приглашение интересных соседей для беседы.

Разучивание коми народных игр во дворе.



6.


Моя улица


2 ч.


Беседа об особенностях построек в селе и расположения домов. Рассказы ребят о своей улице, кто жил на нашей улице, кто сейчас живет, чем они интересны?


Выявление соседей, нуждающихся в помощи, и оказание им посильной помощи.

Экскурсия – знакомство со своей улицей (нравится ли наша улица? Как ее можно улучшить?)

Рисование на тему «Моя улица». Ознакомление с правилами поведения на улице.


7.


Моя деревня


5 ч.


Беседа о своей деревне, о месте ее расположения от центральной дороги, от реки, от других деревень. Рассказы ребят о людях, проживающих в их деревне. Беседа о названии деревни, о возникновении её. Знакомство со стихами В.Кушманова о деревнях Вичкодор, Озынпом.


Экскурсии-знакомства с деревнями. Походы за деревни. Знакомство с интересными объектами деревень и сопоставление старого и нового.

Рисование на тему «Старое и новое моей деревни, моего села» Чтение и обсуждение стихотворений.


8.


Моё село.

Пыелдино.


4 ч.


Беседа о названии села, возникновении его, о его развитии, о памятных местах, об участниках войны, о труде пыёлдинцев.

Знакомство со стихами В.Кушманова о Пыёлдино.


Посещение памятных мест и учреждений (обелиск, кладбище, церковь, школа, сельсовет, почта и т.д.). Чтение и обсуждение стихотворений.


9.


Мой район - Сысольский


3 ч.


Беседа о названии района, о реке Сысоле, о развитии района, о его истории, достопримечательностях. Беседа о селах и поселках района.


Поездка в районный центр – Визингу, автобусная экскурсия по селу. Посещение районного музея.



10.


Родина моя – Республика Коми


2 ч.


Обсуждение понятия о Коми крае как составной части Родины. Ознакомление с названием республики, гербом и флагом. Рассказ о Сыктывкаре – столице Коми Республики. Рассказы ребят о природе родной республики. Сопоставление впечатлений ребят, побывавших в других местах страны.


Конкурс рисунков на тему «Север – край неповторимый» и организация выставки лучших работ.

Утренник по произведениям коми поэтов.


11.


Праздник «Вот моя деревня, вот мой дом родной»


3 ч.


Подвести итоги полученным знаниям.


Праздник деревень. Чествование дружных семей.


Ожидаемые результаты.


К концу года обучающиеся должны:

1) знать: своих родственников, свои родные места, их достопримечательности;

2) уметь: выполнять рисунок дома, обозначая элементы украшения; рассказывать стихотворения о своем крае, Родине, Пыёлдине.

3) пополнить свой словарь следующими словами:

- традиция, музей, собирательство, музейный предмет;

- сруб дома, причелина, наличник, светелка, красный угол, икона, образа;

- район, республика, страна, родина.


Формы контроля: беседа, рисование, игра, участие в общем празднике.

«Музей и культура»

2-ой год обучения

34 часа


Тема занятия

Кол-во

Содержание

Методические приемы


1.


«Здравствуй, музей»


3

Продолжение знакомства с музеем, музейными экспонатами. Повторение понятий «традиция», «собирательство», «музей», «музейный предмет»

Беседа

Конкурсы «Моя реликвия»,

«Семейный музей»

2.

Что такое история и традиционная (народная) культура?


2

Обсуждение понятий «традиция», «культура», «традиционная культура», «крестьянин» - «христианин». Рассказ о жизни людей в прошлом.

Беседа

Сочинение на тему «Как жили люди в прошлом»

3.

Большая и малая Родина


2

Обсуждение понятий «страна», «Родина, край», «родная земля». Сравнение понятий «большая Родина», «малая Родина».

Беседа на темы: «Наша Родина – Россия», «Край, в котором ты живешь»

4.

«Бабушкин сундук»


2

Обсуждение понятия «орнамент». Знакомство с коми орнаментом, пасами.

Игровые сюжеты, работа по таблицам, рисование пас-знаков.

5.

Жилой дом жителя коми земли


3

Знакомство с постройками коми, декоративными украшениями жилища, с основным типом поселения у коми, с интерьером коми крестьянской избы. Обсуждение проблемы «Как и для чего украшали дом».

Занятия на тему «Свой дом всего краше»

Игровые сюжеты, работа по таблицам, рисование пас-знаков.

Экскурсия по селу, рассматривание различных домов. Разгадывание загадок.

6.

Предметы быта народа коми:






а) Бытовая утварь коми.


б)Традиционная посуда народа коми.




в) Орудия труда коми женщин.



г)Традиционная одежда коми.


2







2



3






2



2

Знакомство с видами бытовых предметов народа коми и материалами, из которых они изготовлены (полотенца, скатерти, ткань, рубахи, сарафаны, половики; шкатулки, корзинки, туеса).

Дать сведения о процессе изготовления бытовой утвари (из бересты, дерева, лозы).

Дать сведения о традиционной посудной утвари коми, изготовленной из дерева долблением, резанием, клепанием; из глины разными способами; из бересты.

Знакомство с традиционными орудиями труда народа коми (прялка, веретено, рубели, трепала).

Познакомить с традиционной мужской и женской народной коми одеждой, дать сведения о декоративном оформлении мужской и женской одежды.

Демонстрировать одежду пыёлдинских крестьян.


Составление эскиза «вышивки» полотенца коми орнаментом.



Игровые сюжеты. Отгадывание загадок, кроссвордов.

Практическая работа по плетению из бересты.

Разгадывание загадок. Практическая работа по расчесыванию льна, прядению.


Воспроизведение копированием мужских и женских костюмов.




7.

Как рубашка

в поле выросла.






3





Дать сведения о процессе изготовления тканей из выращенного на земле льна и конопли. Обсуждение понятий «холст», «пестрядь», «набойка». Презентация «Как рубашка в поле выросла».

Занятия на темы: «Выступает словно пава», «Коса – девичья краса», «Параскева Пятница»




Игровые сюжеты. Конкурс экскурсоводов по серии иллюстраций на тему «Как рубашка в поле выросла»


8.

Как хлеб на стол пришел

3

Знакомство с основным занятием коми – земледелием, орудиями труда (плуг, борона, цепь, жернова).

Занятия на тему «Хлеб всему голова», «Русская печь», «»Коми кухня», «Водица студеная родниковая, ключевая, колодезная в хозяйстве нужна»..

Практическая работа по использованию орудий труда.

9.

Как охотился Пера-богатырь.

3

Познакомить детей с особенностями охоты в прошлом, орудиями охоты и рыболовства.

Занятие по теме «Как в старину к зиме готовились», «Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Чтение преданий о Пере-богатыре.

Рисование. Игра-состязание.

10

Коллективное творческое дело «Путешествие в прошлое».

2

Подвести итоги полученным знаниям.

Посещение одного из домов села Пыёлдино, беседа-контроль за полученными знаниями и умениями.



Ожидаемые результаты.


К концу года обучающиеся должны:

1) знать: декоративные украшения жилища, интерьер коми крестьянской избы, предметы быта в традиционной культуре, орудия труда женские (прялка, веретено, рубели, трепала) и мужские (плуг, борона, цепь, жернова); элементы коми одежды; «как рубашка в поле выросла», «как хлеб на стол пришел», «как охотился коми крестьянин»;

2) уметь: выполнять рисунок с интерьером коми крестьянской избы, с коми пасами; сплести из бересты простейший элемент; расчесать лен, рассказать процесс изготовления ткани из льна;

3) пополнить свой словарь следующими словами:

- «культура», «традиционная культура», «крестьянин» - «христианин»;

- «край», «родная земля», «большая Родина», «малая Родина»;

- «орнамент», «коми орнамент», «пасы»;

- «холст», «пестрядь», «набойка».

Формы контроля: беседа, рисование, практическое контрольное занятие, участие в общем празднике.



«Музей и культура»

3-ий год обучения.

34 часа.


Тема занятия

Кол-во часов

Содержание работы

Практические занятия

1.

Мы пришли в музей

1

Дать понятия «история», «музей», «прошлое», «настоящее», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод». Провести обзорную экскурсию по залам музея.

Малая экскурсия в музее

Викторина

2.

Гости из прошлого

2 ч.

Работа над понятием «память». Беседа на тему «Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната»

Творческая работа на тему «Описание экспоната»

3.

Документальные свидетели жизни человека

2 ч.

Работа над понятиями «документ», «гражданин», «гражданственность». Беседа на тему «Документ. Документальная информация. Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации».

Самостоятельная работа на тему «Что может рассказать обо мне мой дневник?»

4.

О чем рассказала реликвия

6 ч.

Работа над понятиями «реликвия», «патриотизм». На примере подлинного документа (военного билета участника Великой Отечественной войны, его наград) рассказать о судьбе человека, его боевом пути и наградах. На примере дорогих для семьи предметов, ставших реликвиями, рассказать о родных людях, их историях.

Самостоятельная работа: интервью ближайших родственников на тему «Семейные реликвии»

5.

Истоки. «Да на Сысоле ж на Пылде монастырь Николы Чудотворца…»

3 ч.

Дать понятия «жалованная грамота», «монастырь», «монах», «церковь», «поселение». Познакомить с историей поселения первых людей на территории родных мест. Объяснить цель пребывания людей в монастыре.

Создание рисунков на тему «Мой храм».

Рассказывание о возникновении села.

6.

Храм во имя святителя Николая Чудотворца в Пыёлдино

3 ч.

Представить историю Пыёлдинской церкви. Выделить роль жителей Пыёлдинской волости в возведении храма, роль священнослужителей Клочкова Д.Г., Бронникова Н.А., Колмакова В.В., Попова Г.Л., Сивергина П.П. и других.


Создание рисунков на тему «Храм в Пыёлдино».


6.

Как учились в церковно-приходской школе.

6 ч.

Дать понятия «приход», «прихожане», «священник», «клир», «дьякон».

Познакомить с традиционной системой обучения детей в ЦПШ.

Знакомство с церковно-славянской азбукой. Обучение чтению церковно-славянских текстов.

Чтение церковно-славянских текстов.

Рисование букв церковно-славянского алфавита.


7.

Учитель церковно-приходской школы.

4 ч.

Выделить роль в обучении и воспитании детей учителей церковно-приходских школ Пыёлдинской волости Клочкова М.Н., Чебышева М.Н. Познакомить детей с преподавательской деятельностью А.М.Нахлупиной, родом Нахлупиных. Показать, какую роль сыграла Агния Михайловна в судьбе бедной девочки Гаины, которая в последующем стала директором Сыктывкарского дошкольного педучилища.

Рисунок на тему «Как учились дети в церковно-приходской школе»

8.

Школа, в которой я учусь

4 ч.

Повторение понятий «Малая Родина», «Отечество». Экскурсия на тему «Страницы истории школы». Беседа на тему «Наша школа сегодня, её успехи и проблемы».

Практическое занятие на тему «Знакомство с тетрадями выпускников, дневниками, учебниками, школьной формой, фотографиями учащихся 70-х годов ХХ века». Самостоятельная работа на тему «Рассказ о ближайших родственниках, бывших выпускниках школы».

9.

Школа будущего

2 ч.

Работа над понятиями «будущее», «цель», «задачи», «планы». Беседа на тему «Школа в будущем. Какой ей быть?»

Рисование на тему «Школа будущего». Написание сочинения «Моя школа в будущем»

10

Итоговое занятие. «Что за год узнали в музее?»

1 ч.

Подвести итоги полученным знаниям.

Рассказывание на тему «Что нового узнал(а) я в музее в этом году?


Ожидаемые результаты.


К концу года обучающиеся должны:

1) знать: что такое документ, музейный предмет, реликвия; как возникло первое поселение в родных местах; как строились храмы в Пыёлдино; какие предметы изучали в церковно-приходской школе; какую роль сыграли учителя в воспитании и обучении школьников;

2) уметь: описать музейный экспонат по выбору; представить семейную реликвию; рассказать о возникновении и прошлом своего поселения; прочитать несколько слов по-церковнославянски; рассказать о ближайших родственниках, бывших выпускниках школы; написать сочинение о школе.

3) пополнить свой словарь следующими словами:

- «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод».

Формы контроля: беседа, рисование, практическое контрольное занятие, участие в общем празднике.

«Музей и культура»

4-ый год обучения

34 часа


Тема занятия

Кол-во часов

Содержание работы

Практические занятия

1.

Как хорошо, что мы снова

в музее!

2 ч.

Повторить понятия «история», «музей», «прошлое», «настоящее», «будущее», «традиция», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод». Дать понятие «культура», «материальные и духовные ценности».

Проведение обзорной экскурсии по залам музея.

2

Музей – это место для отдыха или работы?

1 ч.

Рассуждение по заданной теме.


3.

Окно

в прошлое.

2 ч.

Обсуждение понятий «прошлое», «настоящее», «будущее». Рассказ учителя о памятниках истории и культуры.

Работа с историческими источниками. Проведение детьми экскурсий

в музее.

4.

Традиции коми народа.

6 ч.

Изучение традиций в жизни коми: в земледелии и животноводстве, охоте и рыболовстве, в ремеслах и промысле, в быту и культуре. Поселение и жилище коми. Средства передвижения. Ям на Сибирской дороге в Пыёлдинской волости. Коми народный календарь. Коми промысловый календарь. Календарные праздники.

Рассматривание орудий труда, предметов быта в музее, «пробование» их в деле. Выполнение заданий

в рабочей тетради.

5.

Осенние календарные обряды

и праздники.

3 ч.

Рождество Богородицы. Церковное новолетие. Покров Пресвятой Богородицы. «ЧомÖр» - завершение уборки урожая. Праздник Архистратига Михаила. Рождественский пост.

Разработка сценариев

и проведение праздников. Беседы. Встречи со старожилами села.

6.

Пыёлдинские деревни: прошлое

и настоящее.

7 ч.

История исчезнувших деревень Потевсикт, Заборье, Юманьсикт, Чаринскикт, Семкапи, Шаньгинская. Исчезающие деревни Озынпом, Коми грезд, Корольгрезд, Заозерье. Современные деревни Вичкодор, Раевсикт, Монастырь, Кузивансикт, Каргорт, Теплый, Тяпорсикт, Бортом.

Работа с интерактивной картой Пыёлдино, беседы

с жителями деревень, походы-экскурсии

на места деревень.

7.

Зимние

и весенние календарные праздники.

6 ч.

Рождество Христово. Святки. Крещение Господне. Сретение. Масленица. Прощеное воскресение. Великий пост. Страстная седмица. Воскресение Христово – Пасха.

Разработка сценариев

и проведение праздников. Беседы. Изготовление подарков.

8.

Воспитание детей в коми семье. Традиционные семейные ценности.

4 ч.

Воспитание мальчиков. Воспитание девочек в коми семье. Трудовые навыки, рукоделие, помощь по дому, на охоте и т.д.

Работа

с текстами, пословицами.

Разучивание коми игр. Игры

с младшими детьми.

9.

Летние календарные праздники.

2 ч.

Праздник Святой Троицы. Троицкая родительская суббота. Петров пост. День св.Петра и Павла. Преображение Господне. Успенский пост. Праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Благоустройство

и посещение могил родных.

Знакомство

с иконами праздников и беседы по ним о праздниках.

10.

Итоговое занятие. «Что за год узнали

в музее?»

1 ч.

Подвести итоги полученным знаниям.

Рассказывание на тему «Что нового узнал(а) я

в музее в этом году?






Ожидаемые результаты.


К концу года обучающиеся должны:

1) знать: что такое традиция, какие традиции имел коми народ в природопользовании, какие были традиционные ремесла и промыслы, традиционные средства передвижения и историю места стоянки лошадей и проводников в Пыёлдинской волости на Сибирской дороге; коми народный, промысловый календарь, календарные праздники; историю пыёлдинских деревень; как воспитывались дети традиционно в коми семье.

2) уметь: различать материальные и духовные ценности, описать в музее тот или иной традиционный предмет быта, труда; представить семейные традиции; рассказать о возникновении, прошлом и настоящем любой пыёлдинской или своей деревни; написать сочинение о своей работе в школьном музее.

3) пополнить свой словарь следующими словами:

- «традиция», «материальные и духовные ценности», «семейные ценности».

Формы контроля: беседа, практическое контрольное занятие, участие в общем празднике.



























Литература

  1. Афанасьев А.П. Топонимия Республики Коми. Словарь-справочник. – Сыктывкар, 1996.

  2. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М.: Просвещение, 1993.

  3. Бондаренко О.Е., Хорунжая Т.М., Цыпанов Е.А. Коми нэм: чужан мулöн да войтырлöн история важ кадсянь öнİя лунъясöдз.- Сыкт., 2000.

  4. Детские православные календари на 2008-2015 гг.. М.

  5. Домострой. Юности честное зерцало. – М.: Изд. «Даръ», 2006.

  6. Детям о культуре народа коми. Методические рекомендации, Сыктывкар, 1999.

  7. Жеребцов И.Л. Где ты живешь: Населенные пункты Республики Коми. – Сыктывкар, 1994.

  8. Коми муын коми гаж «Оланноглöн коми сер» конкурс вылö воöм уджъяс.- Сыктывкар, 2006.

  9. Краеведение. Рабочая тетрадь, 3, 4 классы. Авторы – Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. – Сыктывкар, 2012.

  10. Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. – «Школьная пресса», 2002.

  11. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия /сост.В.П.Ватаман. – Волгоград, 2009.

  12. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.

  13. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ. М.: «Центр педагогического образования», 2007.

  14. Русские обряды и обычаи. – М.: «Вече», 2005

  15. . Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. XVIII – XIX вв. М.: «Владос», 1998.

  16. Сейненский А.Е.. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1988.

  17. Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. – Сыктывкар, 1994.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!