Муниципальное учреждение «Управление образования
муниципального района «Сысольский»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Пыёлдино
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
«Музей и культура»
Направление - духовно-нравственное
Вид деятельности – краеведческая
Возраст школьников – 1 – 4-е классы
Разработчик – Александрова О.В.
2019 г.
Пояснительная записка
Сложное состояние современного общества: переоценка прежних идеалов, угасание традиционной крестьянской и интервенция западной культуры настоятельно требуют создания новых учебных программ, которые бы способствовали воспитанию чувства национального самосознания. Клубок семейных проблем, потеря нравственных духовных ценностей семейного образа жизни, уменьшение родственных контактов в семье, разрыв связи поколений характеризуют и состояние современной семьи как кризисное. Чтобы чувствовать себя увереннее в беспощадном урагане жизни, каждый человек должен ощущать свои корни. Это дом, семья, то родное тепло, которое человек получает в детстве и всегда несет в своей душе и памяти. Духовное начало лежит в объединении детей и их родителей для изучения истории семьи, её генеалогии, сохранения семейных традиций и обычаев. Программа «Музей и культура» направлена на то, чтобы поддержать этот интерес, развить его, помочь взрослым и детям создать условия для поиска своих корней.
Автор данной программы исходит из того, что, расширяя и обогащая младших школьников знаниями по истории и культуре сначала своей семьи, своего рода, затем и своего народа, учитель закладывает прочный фундамент в воспитании патриотических чувств, бережного отношения к историческому прошлому, к памятникам Отечества, а развивая художественное восприятие учащихся, их эстетический вкус, помогает выработать способность противостоять натиску массовой культуры.
Программа учитывает особенности современного бытования традиционной культуры и рассматривает историю и культуру коми народа как проявления общенациональной истории и культуры. Все изучаемые исторические аспекты укладываются в сознании ребенка в рамках понятия «далекое прошлое». Используя на занятиях произведения традиционной культуры и произведения, опирающиеся на традиции своего народа, программа позволяет рассматривать культуру как единое целое.
Атмосфера музея, его среда, каждый экспонат обладают значительными возможностями по нравственно-эмоциональному воздействию на школьников. Поэтому комплексная программа «Музей и культура» осуществляется через деятельность музея.
Целью настоящей программы является утверждение духовно-нравственных ценностей, таких, как семья, дом, забота, добро, послушание, любовь, вера, трудолюбие через возрождение традиционной культуры семьи, содействие в формировании патриотических чувств.
Задачи: развитие и стимулирование совместной с родителями деятельности по изучению своего рода, создание условий для формирования гражданского и национального самосознания обучающихся, приобщение к традиционной культуре своего народа, истории родного села, сохранение и развитие основанных на православной вере русских традиций и обычаев, воспитание любви к ближнему, к Родине, использование средств музейной педагогики для воспитания творческой личности.
Формы и методы работы:
Беседы с детьми о семье, о доме, родственниках, деревне, селе.
Знакомство с традициями русского и коми народа, промыслами, занятиями.
Экскурсии в музеи с целью формирования представлений детей о расчесывании льна и конопли, прядении, плетении из бересты, выпекании хлеба, заготовке овощей на зиму, приготовлении простейших блюд русской и коми кухни.
Календарные праздники с элементами обрядовых действий с музыкальным сопровождением.
Костюмированные праздники-ярмарки.
Посиделки, театрализованные представления, связанные с народным и православным календарем.
Программа рассчитана на 33 ч. в 1-ом и по 34 часа аудиторных и внеаудиторных занятий во 2, 3 и 4 классах, всего 135 часов. Основное место проведения занятий – школьный музей. Внеаудиторные занятия будут проведены в крестьянском доме, на улице, в селе.
«Музей и культура»
1-ый год обучения
33 часа
№ | Тема занятия | Кол. часов | Содержание работы | Практические занятия |
1. | Вводное занятие на тему «Здравствуй, музей!» | 2 ч. | Знакомство с музеем, музейными экспонатами. Обсуждение понятий «традиция», «музей», «собирательство», «музейный предмет» | Беседа «Школьный музей», «Семейный музей» Сбор материала о работе своих родителей, близких. |
2. | Я и моя семья | 3 ч. | Рассказы ребят о своей семье, о работе родителей, бабушки, дедушки. Обсуждение понятий «семья», «дом», «светелка», «красный угол», «икона», «образа», «забота», «любовь». | Экскурсии на работу родителей. Приглашение родителей для беседы в класс. Рисование своих близких дома или на работе. |
3. | Я и мои родственники | 3 ч. | Обсуждение понятий «родственник», «родственные отношения», «родня». Рассказы учащихся о воевавших родственниках. | Сбор материалов о родственниках. Приглашение родственников в класс, особенно участников войны или тружеников тыла. |
4. | Моя семья в фотографиях | 3 ч. | Рассказы о близких и родственниках по фотографиям. Кто, когда и по какому поводу снят. | Сбор фотографий родных и родственников. Просмотр альбомов, отдельных фотографий. |
5. | Мой дом | 3 ч. | Рассказы о своих домах, о предметах быта. Знакомство с понятиями «сруб дома», «причелина», «наличник». Рассматривание домов, причелин, наличников домов. Презентация «Каталог причелин» (диск «ДНК»). Рассказы о соседях, их работе, условиях жизни. | Создание рисунков на тему «Дом, в котором я живу», «Мой двор». Экскурсия к одному из домов. Сбор материала о соседях. Приглашение интересных соседей для беседы. Разучивание коми народных игр во дворе. |
6. | Моя улица | 2 ч. | Беседа об особенностях построек в селе и расположения домов. Рассказы ребят о своей улице, кто жил на нашей улице, кто сейчас живет, чем они интересны? | Выявление соседей, нуждающихся в помощи, и оказание им посильной помощи. Экскурсия – знакомство со своей улицей (нравится ли наша улица? Как ее можно улучшить?) Рисование на тему «Моя улица». Ознакомление с правилами поведения на улице. |
7. | Моя деревня | 5 ч. | Беседа о своей деревне, о месте ее расположения от центральной дороги, от реки, от других деревень. Рассказы ребят о людях, проживающих в их деревне. Беседа о названии деревни, о возникновении её. Знакомство со стихами В.Кушманова о деревнях Вичкодор, Озынпом. | Экскурсии-знакомства с деревнями. Походы за деревни. Знакомство с интересными объектами деревень и сопоставление старого и нового. Рисование на тему «Старое и новое моей деревни, моего села» Чтение и обсуждение стихотворений. |
8. | Моё село. Пыелдино. | 4 ч. | Беседа о названии села, возникновении его, о его развитии, о памятных местах, об участниках войны, о труде пыёлдинцев. Знакомство со стихами В.Кушманова о Пыёлдино. | Посещение памятных мест и учреждений (обелиск, кладбище, церковь, школа, сельсовет, почта и т.д.). Чтение и обсуждение стихотворений. |
9. | Мой район - Сысольский | 3 ч. | Беседа о названии района, о реке Сысоле, о развитии района, о его истории, достопримечательностях. Беседа о селах и поселках района. | Поездка в районный центр – Визингу, автобусная экскурсия по селу. Посещение районного музея. |
10. | Родина моя – Республика Коми | 2 ч. | Обсуждение понятия о Коми крае как составной части Родины. Ознакомление с названием республики, гербом и флагом. Рассказ о Сыктывкаре – столице Коми Республики. Рассказы ребят о природе родной республики. Сопоставление впечатлений ребят, побывавших в других местах страны. | Конкурс рисунков на тему «Север – край неповторимый» и организация выставки лучших работ. Утренник по произведениям коми поэтов. |
11. | Праздник «Вот моя деревня, вот мой дом родной» | 3 ч. | Подвести итоги полученным знаниям. | Праздник деревень. Чествование дружных семей. |
Ожидаемые результаты.
К концу года обучающиеся должны:
1) знать: своих родственников, свои родные места, их достопримечательности;
2) уметь: выполнять рисунок дома, обозначая элементы украшения; рассказывать стихотворения о своем крае, Родине, Пыёлдине.
3) пополнить свой словарь следующими словами:
- традиция, музей, собирательство, музейный предмет;
- сруб дома, причелина, наличник, светелка, красный угол, икона, образа;
- район, республика, страна, родина.
Формы контроля: беседа, рисование, игра, участие в общем празднике.
«Музей и культура»
2-ой год обучения
34 часа
№ | Тема занятия | Кол-во | Содержание | Методические приемы |
1. | «Здравствуй, музей» | 3 | Продолжение знакомства с музеем, музейными экспонатами. Повторение понятий «традиция», «собирательство», «музей», «музейный предмет» | Беседа Конкурсы «Моя реликвия», «Семейный музей» |
2. | Что такое история и традиционная (народная) культура? | 2 | Обсуждение понятий «традиция», «культура», «традиционная культура», «крестьянин» - «христианин». Рассказ о жизни людей в прошлом. | Беседа Сочинение на тему «Как жили люди в прошлом» |
3. | Большая и малая Родина | 2 | Обсуждение понятий «страна», «Родина, край», «родная земля». Сравнение понятий «большая Родина», «малая Родина». | Беседа на темы: «Наша Родина – Россия», «Край, в котором ты живешь» |
4. | «Бабушкин сундук» | 2 | Обсуждение понятия «орнамент». Знакомство с коми орнаментом, пасами. | Игровые сюжеты, работа по таблицам, рисование пас-знаков. |
5. | Жилой дом жителя коми земли | 3 | Знакомство с постройками коми, декоративными украшениями жилища, с основным типом поселения у коми, с интерьером коми крестьянской избы. Обсуждение проблемы «Как и для чего украшали дом». Занятия на тему «Свой дом всего краше» | Игровые сюжеты, работа по таблицам, рисование пас-знаков. Экскурсия по селу, рассматривание различных домов. Разгадывание загадок. |
6. | Предметы быта народа коми: а) Бытовая утварь коми. б)Традиционная посуда народа коми. в) Орудия труда коми женщин. г)Традиционная одежда коми. | 2 2 3 2 2 | Знакомство с видами бытовых предметов народа коми и материалами, из которых они изготовлены (полотенца, скатерти, ткань, рубахи, сарафаны, половики; шкатулки, корзинки, туеса). Дать сведения о процессе изготовления бытовой утвари (из бересты, дерева, лозы). Дать сведения о традиционной посудной утвари коми, изготовленной из дерева долблением, резанием, клепанием; из глины разными способами; из бересты. Знакомство с традиционными орудиями труда народа коми (прялка, веретено, рубели, трепала). Познакомить с традиционной мужской и женской народной коми одеждой, дать сведения о декоративном оформлении мужской и женской одежды. Демонстрировать одежду пыёлдинских крестьян. | Составление эскиза «вышивки» полотенца коми орнаментом. Игровые сюжеты. Отгадывание загадок, кроссвордов. Практическая работа по плетению из бересты. Разгадывание загадок. Практическая работа по расчесыванию льна, прядению. Воспроизведение копированием мужских и женских костюмов. |
7. | Как рубашка в поле выросла. | 3 | Дать сведения о процессе изготовления тканей из выращенного на земле льна и конопли. Обсуждение понятий «холст», «пестрядь», «набойка». Презентация «Как рубашка в поле выросла». Занятия на темы: «Выступает словно пава», «Коса – девичья краса», «Параскева Пятница» | Игровые сюжеты. Конкурс экскурсоводов по серии иллюстраций на тему «Как рубашка в поле выросла» |
8. | Как хлеб на стол пришел | 3 | Знакомство с основным занятием коми – земледелием, орудиями труда (плуг, борона, цепь, жернова). Занятия на тему «Хлеб всему голова», «Русская печь», «»Коми кухня», «Водица студеная родниковая, ключевая, колодезная в хозяйстве нужна».. | Практическая работа по использованию орудий труда. |
9. | Как охотился Пера-богатырь. | 3 | Познакомить детей с особенностями охоты в прошлом, орудиями охоты и рыболовства. Занятие по теме «Как в старину к зиме готовились», «Скучен день до вечера, коли делать нечего» | Чтение преданий о Пере-богатыре. Рисование. Игра-состязание. |
10 | Коллективное творческое дело «Путешествие в прошлое». | 2 | Подвести итоги полученным знаниям. | Посещение одного из домов села Пыёлдино, беседа-контроль за полученными знаниями и умениями. |
Ожидаемые результаты.
К концу года обучающиеся должны:
1) знать: декоративные украшения жилища, интерьер коми крестьянской избы, предметы быта в традиционной культуре, орудия труда женские (прялка, веретено, рубели, трепала) и мужские (плуг, борона, цепь, жернова); элементы коми одежды; «как рубашка в поле выросла», «как хлеб на стол пришел», «как охотился коми крестьянин»;
2) уметь: выполнять рисунок с интерьером коми крестьянской избы, с коми пасами; сплести из бересты простейший элемент; расчесать лен, рассказать процесс изготовления ткани из льна;
3) пополнить свой словарь следующими словами:
- «культура», «традиционная культура», «крестьянин» - «христианин»;
- «край», «родная земля», «большая Родина», «малая Родина»;
- «орнамент», «коми орнамент», «пасы»;
- «холст», «пестрядь», «набойка».
Формы контроля: беседа, рисование, практическое контрольное занятие, участие в общем празднике.
«Музей и культура»
3-ий год обучения.
34 часа.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание работы | Практические занятия |
1. | Мы пришли в музей | 1 | Дать понятия «история», «музей», «прошлое», «настоящее», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод». Провести обзорную экскурсию по залам музея. | Малая экскурсия в музее Викторина |
2. | Гости из прошлого | 2 ч. | Работа над понятием «память». Беседа на тему «Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность экспоната» | Творческая работа на тему «Описание экспоната» |
3. | Документальные свидетели жизни человека | 2 ч. | Работа над понятиями «документ», «гражданин», «гражданственность». Беседа на тему «Документ. Документальная информация. Подлинность документа. Копия документа. Информация, содержащаяся в документе. Отношение к документу, как к источнику информации». | Самостоятельная работа на тему «Что может рассказать обо мне мой дневник?» |
4. | О чем рассказала реликвия | 6 ч. | Работа над понятиями «реликвия», «патриотизм». На примере подлинного документа (военного билета участника Великой Отечественной войны, его наград) рассказать о судьбе человека, его боевом пути и наградах. На примере дорогих для семьи предметов, ставших реликвиями, рассказать о родных людях, их историях. | Самостоятельная работа: интервью ближайших родственников на тему «Семейные реликвии» |
5. | Истоки. «Да на Сысоле ж на Пылде монастырь Николы Чудотворца…» | 3 ч. | Дать понятия «жалованная грамота», «монастырь», «монах», «церковь», «поселение». Познакомить с историей поселения первых людей на территории родных мест. Объяснить цель пребывания людей в монастыре. | Создание рисунков на тему «Мой храм». Рассказывание о возникновении села. |
6. | Храм во имя святителя Николая Чудотворца в Пыёлдино | 3 ч. | Представить историю Пыёлдинской церкви. Выделить роль жителей Пыёлдинской волости в возведении храма, роль священнослужителей Клочкова Д.Г., Бронникова Н.А., Колмакова В.В., Попова Г.Л., Сивергина П.П. и других. | Создание рисунков на тему «Храм в Пыёлдино». |
6. | Как учились в церковно-приходской школе. | 6 ч. | Дать понятия «приход», «прихожане», «священник», «клир», «дьякон». Познакомить с традиционной системой обучения детей в ЦПШ. Знакомство с церковно-славянской азбукой. Обучение чтению церковно-славянских текстов. | Чтение церковно-славянских текстов. Рисование букв церковно-славянского алфавита. |
7. | Учитель церковно-приходской школы. | 4 ч. | Выделить роль в обучении и воспитании детей учителей церковно-приходских школ Пыёлдинской волости Клочкова М.Н., Чебышева М.Н. Познакомить детей с преподавательской деятельностью А.М.Нахлупиной, родом Нахлупиных. Показать, какую роль сыграла Агния Михайловна в судьбе бедной девочки Гаины, которая в последующем стала директором Сыктывкарского дошкольного педучилища. | Рисунок на тему «Как учились дети в церковно-приходской школе» |
8. | Школа, в которой я учусь | 4 ч. | Повторение понятий «Малая Родина», «Отечество». Экскурсия на тему «Страницы истории школы». Беседа на тему «Наша школа сегодня, её успехи и проблемы». | Практическое занятие на тему «Знакомство с тетрадями выпускников, дневниками, учебниками, школьной формой, фотографиями учащихся 70-х годов ХХ века». Самостоятельная работа на тему «Рассказ о ближайших родственниках, бывших выпускниках школы». |
9. | Школа будущего | 2 ч. | Работа над понятиями «будущее», «цель», «задачи», «планы». Беседа на тему «Школа в будущем. Какой ей быть?» | Рисование на тему «Школа будущего». Написание сочинения «Моя школа в будущем» |
10 | Итоговое занятие. «Что за год узнали в музее?» | 1 ч. | Подвести итоги полученным знаниям. | Рассказывание на тему «Что нового узнал(а) я в музее в этом году? |
Ожидаемые результаты.
К концу года обучающиеся должны:
1) знать: что такое документ, музейный предмет, реликвия; как возникло первое поселение в родных местах; как строились храмы в Пыёлдино; какие предметы изучали в церковно-приходской школе; какую роль сыграли учителя в воспитании и обучении школьников;
2) уметь: описать музейный экспонат по выбору; представить семейную реликвию; рассказать о возникновении и прошлом своего поселения; прочитать несколько слов по-церковнославянски; рассказать о ближайших родственниках, бывших выпускниках школы; написать сочинение о школе.
3) пополнить свой словарь следующими словами:
- «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод».
Формы контроля: беседа, рисование, практическое контрольное занятие, участие в общем празднике.
«Музей и культура»
4-ый год обучения
34 часа
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание работы | Практические занятия |
1. | Как хорошо, что мы снова в музее! | 2 ч. | Повторить понятия «история», «музей», «прошлое», «настоящее», «будущее», «традиция», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод». Дать понятие «культура», «материальные и духовные ценности». | Проведение обзорной экскурсии по залам музея. |
2 | Музей – это место для отдыха или работы? | 1 ч. | Рассуждение по заданной теме. | |
3. | Окно в прошлое. | 2 ч. | Обсуждение понятий «прошлое», «настоящее», «будущее». Рассказ учителя о памятниках истории и культуры. | Работа с историческими источниками. Проведение детьми экскурсий в музее. |
4. | Традиции коми народа. | 6 ч. | Изучение традиций в жизни коми: в земледелии и животноводстве, охоте и рыболовстве, в ремеслах и промысле, в быту и культуре. Поселение и жилище коми. Средства передвижения. Ям на Сибирской дороге в Пыёлдинской волости. Коми народный календарь. Коми промысловый календарь. Календарные праздники. | Рассматривание орудий труда, предметов быта в музее, «пробование» их в деле. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
5. | Осенние календарные обряды и праздники. | 3 ч. | Рождество Богородицы. Церковное новолетие. Покров Пресвятой Богородицы. «ЧомÖр» - завершение уборки урожая. Праздник Архистратига Михаила. Рождественский пост. | Разработка сценариев и проведение праздников. Беседы. Встречи со старожилами села. |
6. | Пыёлдинские деревни: прошлое и настоящее. | 7 ч. | История исчезнувших деревень Потевсикт, Заборье, Юманьсикт, Чаринскикт, Семкапи, Шаньгинская. Исчезающие деревни Озынпом, Коми грезд, Корольгрезд, Заозерье. Современные деревни Вичкодор, Раевсикт, Монастырь, Кузивансикт, Каргорт, Теплый, Тяпорсикт, Бортом. | Работа с интерактивной картой Пыёлдино, беседы с жителями деревень, походы-экскурсии на места деревень. |
7. | Зимние и весенние календарные праздники. | 6 ч. | Рождество Христово. Святки. Крещение Господне. Сретение. Масленица. Прощеное воскресение. Великий пост. Страстная седмица. Воскресение Христово – Пасха. | Разработка сценариев и проведение праздников. Беседы. Изготовление подарков. |
8. | Воспитание детей в коми семье. Традиционные семейные ценности. | 4 ч. | Воспитание мальчиков. Воспитание девочек в коми семье. Трудовые навыки, рукоделие, помощь по дому, на охоте и т.д. | Работа с текстами, пословицами. Разучивание коми игр. Игры с младшими детьми. |
9. | Летние календарные праздники. | 2 ч. | Праздник Святой Троицы. Троицкая родительская суббота. Петров пост. День св.Петра и Павла. Преображение Господне. Успенский пост. Праздник Успения Пресвятой Богородицы. | Благоустройство и посещение могил родных. Знакомство с иконами праздников и беседы по ним о праздниках. |
10. | Итоговое занятие. «Что за год узнали в музее?» | 1 ч. | Подвести итоги полученным знаниям. | Рассказывание на тему «Что нового узнал(а) я в музее в этом году? |
Ожидаемые результаты.
К концу года обучающиеся должны:
1) знать: что такое традиция, какие традиции имел коми народ в природопользовании, какие были традиционные ремесла и промыслы, традиционные средства передвижения и историю места стоянки лошадей и проводников в Пыёлдинской волости на Сибирской дороге; коми народный, промысловый календарь, календарные праздники; историю пыёлдинских деревень; как воспитывались дети традиционно в коми семье.
2) уметь: различать материальные и духовные ценности, описать в музее тот или иной традиционный предмет быта, труда; представить семейные традиции; рассказать о возникновении, прошлом и настоящем любой пыёлдинской или своей деревни; написать сочинение о своей работе в школьном музее.
3) пополнить свой словарь следующими словами:
- «традиция», «материальные и духовные ценности», «семейные ценности».
Формы контроля: беседа, практическое контрольное занятие, участие в общем празднике.
Литература
Афанасьев А.П. Топонимия Республики Коми. Словарь-справочник. – Сыктывкар, 1996.
Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. - М.: Просвещение, 1993.
Бондаренко О.Е., Хорунжая Т.М., Цыпанов Е.А. Коми нэм: чужан мулöн да войтырлöн история важ кадсянь öнİя лунъясöдз.- Сыкт., 2000.
Детские православные календари на 2008-2015 гг.. М.
Домострой. Юности честное зерцало. – М.: Изд. «Даръ», 2006.
Детям о культуре народа коми. Методические рекомендации, Сыктывкар, 1999.
Жеребцов И.Л. Где ты живешь: Населенные пункты Республики Коми. – Сыктывкар, 1994.
Коми муын коми гаж «Оланноглöн коми сер» конкурс вылö воöм уджъяс.- Сыктывкар, 2006.
Краеведение. Рабочая тетрадь, 3, 4 классы. Авторы – Ярасова Е.К., Андрющенко З.И. – Сыктывкар, 2012.
Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. – «Школьная пресса», 2002.
Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия /сост.В.П.Ватаман. – Волгоград, 2009.
Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.
Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. Конспекты занятий по этнографии и народоведению в ДОУ. М.: «Центр педагогического образования», 2007.
Русские обряды и обычаи. – М.: «Вече», 2005
. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. XVIII – XIX вв. М.: «Владос», 1998.
Сейненский А.Е.. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1988.
Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. – Сыктывкар, 1994.