Структура рабочей программы
Пояснительная записка…………………………………………………….. 3 стр.
Общая характеристика мастерской ……..………………………………. 4 стр.
Место мастерской в учебном плане…………………………… ............... 5 стр.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения … 6 стр.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности …………………………… ……………………..…………. 7 стр.
Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательной деятельности ……………………..……………….. 8 стр.
Планируемые результаты изучения …………………..…………………. 9 стр
1.Пояснительная записка
Будущее отныне принадлежит двум типам людей:
Человеку мысли труда. В сущности, оба они
составляют одно целое, ибо мыслить – значит трудиться.
В.Гюго.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; программа определяет цели, планируемые результаты, содержание и организацию процесса формирования универсальных учебных действий через проектную деятельность.
Работая с различными материалами (бумагой, картоном) создаются уникальные, оригинальные и неповторимые изделия. Мастерская Подарков открывает возможность проявить фантазию и творчество при создании различных вещей, сделать их в соответствии с собственными потребностями с учетом индивидуальных особенностей, любимого сочетания цветов и т.д.
При работе можно использовать материалы вторично – это открытки, журналы. Подарки можно создавать, используя различные техники: пошив, аппликация. Эти виды рукоделия увлекают, учат усидчивости. Эта тема будет интересна девочкам и мальчикам пятых классов. Для детей этого возраста важен личный успех в деятельности, удовлетворение своих интересов и некоторое общественное признание. Данную программу лучше реализовывать через проектную деятельность.
Проектная деятельность – это форма организации совместной деятельности обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели, где цель – это решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Метод проектов - это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью.
Проектная деятельность учащихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.
2. Общая характеристика мастерской
Проектная деятельность как особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности, через создания изделий из бумаги, картона.
С помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность, адаптации учащихся в среднем звене. Проектная деятельность способствует развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я - концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности. Разнообразие тем проектов позволяет сформировать как предметные, так и метапредметные универсальные учебные действия. А вся работа над созданием изделия из шерсти формирует регулятивные умения.
Цели рабочей программы
- планирование, организация и управление проектной деятельностью учащихся;
- научить самостоятельному достижению намеченной цели;
- сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;
- сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;
- сформировать навыки работы с бумагой, картоном.
Задача программы:
- конкретное определение содержания, объема, спецкурса для достижения учащимися высокого уровня владения универсальными учебными действиями.
Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности.
Структура проектной деятельности:
1. Ориентация на получение конкретного результата.
2. Предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени конкретизации.
3. Относительно жесткая фиксация срока достижения результата.
4. Предварительно планирование действий по достижению результата.
5. Программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий, обеспечивающих достижение общего результата проекта.
6. Выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией.
7. Получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
2. Организационный этап:
2.1. Планирование деятельности.
2.2. Выполнение проекта.
3. Этап представления готового продукта.
4. Этап оценки процесса и результатов работы.
5. Защита проекта.
Описание места предмета в учебном плане.
Рабочая программа по проектной деятельности рассчитана на 11 учебных часов (1час в неделю). Занятия проводятся в кабинете 136.
3. Место мастерской в учебном плане.
Настоящая программа по проектной деятельности для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Ред. И. А. Сафронова. – М.: Просвещение, 2011 (работаем по новым стандартам)
Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-192с. – (работаем по новым стандартам).
Технология. 5-11 класс. Проектная деятельность на уроках / Н.А Пономаренка. – изд. 2-у. –Волгоград: Учитель, 2015.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
Учащиеся научатся:
Предметным УУД: владеть основными понятиями курса.
Личностным УУД:
1. Свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
2. Мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
3. Заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;
4. Следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;
6. Эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.
Метапредметным УУД:
1. Планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
2. Выявлять и формулировать проблему;
3. Планировать этапы выполнения работ;
4. Выбирать методы и инструменты для изготовления изделий из бумаги, картона,
5. Работать с разными источниками информации;
6. Обрабатывать информацию;
7. Контролировать ход и результаты выполнения проекта;
8. Представлять результаты выполненного проекта
9. Осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;
10. Самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.
Учащиеся получат возможность научиться:
1. Изготовлять различные изделия из бумаги, картона;
2. Самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;
3. Целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
4. Формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
5. Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
6. Осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
5.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
Условные сокращения:
УОНМ – Урок ознакомления с новым материалом; КУ – Комбинированный урок; УЗИ – Урок закрепления изученного; УПЗУ - Урок применения знаний и умений; МП – Многопользовательская презентация PowerPoint, созданная автором; ПК – персональный компьютер; Мп - мультимедийный проектор.
№ урока | № урока темы | Тема урока | Тип урока | Оборудование Наглядность | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). |
Раздел «Творческий проект» - 1 часа |
| 1 | Технология проектирования и создания материальных объектов. Выбор темы и обоснование проектов. | УОНМ | МП, ПК, Мп | Определяют цель и задачи проектной деятельности. Изучать этапы выполнения проекта. Выполняют проект по разделу. |
| | Раздел «Этапы проекта» - 1часа |
| 2 | Исследование проекта и его реконструкция | КУ | МП, ПК, Мп | Составляют план выполнения проекта. Выполняют проект по разделу «Технологии жилого дома». |
| | Раздел «Виды исследования» - 3 часа |
| 3 4 5 | Первоначальные идеи для подарка. Виды технология изготовления подарков. Составление последовательности изготовления изделия. | КУ | МП, ПК, Мп | Вырабатывают первоначальные идеи согласно совей темы. Находят пути решения поднимаемой проблемы. Собирают материал в дополнительной литературе (журналах, энциклопедия, книгах) в Интернете. |
| | Раздел «Изготовления проектируемого изделия» - 3часа |
| 6 7 8 | Изготовление заготовок. Изготовления подарков. Оформления изделия | | | Выполняют проект по своей теме. Пользоваться результатами собственной деятельности. |
| | Раздел «Оформление дизайн- папки» - 1 часа |
| 9 | Испытание изделия. Презентация проекта | КУ | МП, ПК, Мп | Оценивают результаты работы. Оформляют портфолио и пояснительную записку к творческому проекту. Подготавливают электронную презентацию проекта. Составляют доклад для защиты творческого проекта. Защищают творческий проект. |
6.Описание учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательной деятельности.
Оборудование кабинета.
1. Компьютер.
2. Проектор и экран.
3. Канцтовары.
4. Принтер.
5. Рабочие столы.
Литература:
1. Кильпатрик В. Основы метода. М.-Л., 1928.
2. Новые педагогические и информационные технологий в системе. образования / Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.
3. Полат Е.С. Как рождается проект.— М., 1995.
4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя /– 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.-192с. – (работаем по новым стандартам).
4. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опыта организации проектной деятельности школьников // Школа и производство. 1999.
5. http://festival.1september.ru/articles/532929/
6. http://www.mgsun.ru/articles/article1.htm
Планируемые результаты изучения.
1.Освоение и систематизация знаний, относящихся к фундаментальным основам информатики (теории информации, алгоритмизации и программирования, теоретических основ вычислительной техники, математического и информационного моделирования) – формирование компетентности в сфере информационно-аналитической деятельности.
2. Развитие алгоритмического мышления и формирование у учащихся операционного стиля мышления, включающих в себя совокупность следующих знаний, умений и навыков: всесторонняя оценка ситуации, поиск информации, необходимой для решения задачи, построение информационных моделей, оптимальное планирование действий и возможных путей развития ситуации, принятие адекватных решений, оценка полученных результатов – формирование информационной компетентности.
3. Приобретение опыта создания и преобразования информационных объектов различного вида с помощью современных информационных технологий: телекоммуникационные сети, издательская деятельность, основы технологии мультимедиа – формирование технологической компетентности.
4. Воспитание культуры проектной деятельности, умения работать в коллективе, чувства ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе – формирование компетентности в сфере социальной деятельности, коммуникативной компетентности.
8