Содержание программы
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
Пояснительная записка.
Цель и задачи программы.
Содержание программы.
Планируемые результаты
Раздел № 2 « Комплекс организационно- педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации
2.4. Оценочные материалы
2.5. Методические материалы
2.6. Список литературы
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Название | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МБОУ «Гимназия №1» «PRO-движение» |
Тематика | Организация летнего досуга детей в целях их оздоровления и развития, профессионального самоопределения |
Наименование организации | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1» |
Адрес организации | Г.Кемерово, ул.Боброва,2 |
Телефон | 36-91-45 |
Ф.И.О. руководителя организации | Н.А. Поварич, директор гимназии |
Разработчик программы | В.Г. Приселкова, заместитель директора по ВР А.В. Вотинцева, учитель математики |
Нормативно-правовое обеспечение | Программа разработана в соответствии с: Законом Российской Федерации "Об образовании" (Федеральный закон от 29 декабря 2012 №273-ФЗ); Приказом министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; Приказом Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»; Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Постановлением Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3); Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); •Уставом МБОУ « Гимназия № 1». |
Концепция программы | В основе концепции программы летнего лагеря – эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования представления о мире профессий, получения первичных практических умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение личности. |
Цель программы | формирование профориентационных компетенций на основе реализации модели профессионального ориентирования обучающихся. |
Задачи программы | Обеспечить комплекс условий, способствующих раннему профориентированию и определению предпрофильной подготовки, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период. Создать условия для самореализации детей и подростков, для приобщения их к миру прифессий. Способствовать формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение детей к миру профессий. 4. Развивать навыки и умения проектирования профессиональных перспектив. |
Целевые группы | обучающиеся всех ступеней обучения гимназии |
Сроки реализации программы | программа организации отдыха и занятости детей и подростков в летний период времени: I сезон- 1-21 июня 2022 III сезон-20.07-09.08.2022 |
Механизм реализации программы | Подготовительный период (формирование пакета документов, разработка программы, создание условий для реализации программы, разработка маршрутов экскурсий, программ творческих мастерских, кружков, установление внешних связей, согласование плана с социальными учреждениями, культуры и дополнительного образования, приобретение необходимого инвентаря, проведение инструктивных совещаний с сотрудниками лагеря и т.д.) 2. Основной период работа по программе: профориентационная работа, деятельность мастерских и творческих объединений, встречи с представителями различных профессий, трудовые пробы – занятия в лингвистическом и хореографическом, журналистском кружках ; соревнования, экскурсии, ключевые мероприятия событийного характера. Пребывания детей в лагере погружают их в сюжеты пролонгированной ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра будет осуществляться по формуле ПРИМЕРКА ИНТЕРЕСНЫХ ПРОФЕССИЙ + ОТЛИЧНЫЙ ОТДЫХ! 3. Заключительный период (рефлексивно-аналитический). Подведение итогов работы. Диагностика. Рефлексия и анализ. |
Место реализации | МБОУ «Гимназия № 1» г. Кемерово |
Актуальность: В Федеральном законе об образовании (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020года) о профориентации говорится в ст.42 и ст. 66. В этих статьях сказано, что одна из целей школьного образования- это профориентация, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности. Программа летнего профориентационного лагеря «PRO-движение» направлена на то, чтобы помочь подростку выбрать свой профессиональный путь, ведь каждый подросток задается вопросом : «Кем быть?». И от ответа на него во многом зависит будущее человека. В основе концепции программы летнего лагеря- эффективно построенная система по самореализации личности ребенка через включение его в различные виды деятельности с целью формирования представления о мире профессий, получения первичных практических умений, которые в будущем могут оказать большое влияние на предпрофильную подготовку и профессиональное самоопределение личности.
Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации.
Настоящая программа «PRO-движение» преемственно развивает основные идеи и содержание нормативно-правовых документов федерального, регионального уровня по профориентационной работе в образовательном учреждении.
Программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей «PRO-движение» составлена как логическое продолжение воспитательно-образовательной деятельности в области всестороннего развития личности обучающихся в период летних каникул в рамках принятой в гимназии программы профессионального самоопределения обучающихся «PRO-движение: проектирование профессиональных перспектив».
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей, лето - это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья.
Летние каникулы - это период, когда дети могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время.
Наш летний лагерь с дневным пребыванием является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей уровня развития, с другой, - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Участие в различных профориентационных мероприятиях - хороший способ для детей получить практический опыт творческой, исследовательской, проектной деятельности и пополнить свои знания в профориентационной деятельности.
К реализации программы активно привлекаются различные культурно-досуговые, спортивные, общественные и производственные организации.
Программа лагеря дневного пребывания детей «PRO-движение» рассчитана на ребят в возрасте от 6-17 лет, без предъявления требований к уровню знаний и умений. Комплектование отрядов осуществляется с учетом интересов детей, возраста и родственных отношений, симпатий к товарищам. Состав группы на время реализации программы постоянный.
Форма обучения очная, с применением дистанционных образовательных технологий.
К реализации программы активно привлекаются различные культурно-досуговые, спортивные, общественные и производственные организации.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Цель программы «PRO-движение»: формирование профориентационных компетенций на основе реализации модели профессионального ориентирования обучающихся.
Задачи:
Обеспечить комплекс условий, способствующих раннему профориентированию и определению предпрофильной подготовки, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в летний период.
Создать условия для самореализации детей и подростков, для приобщения их к миру прифессий.
Способствовать формированию уважительного отношения к разным видам профессионального труда через приобщение детей к миру профессий.
4. Развивать навыки и умения проектирования профессиональных перспектив.
Содержание программы«PRO-движение»
1.06 среда | День знакомств: Сбор детей Инструктаж по ТБ. Раскрытие направленности лагеря, ознакомление с уставом и правилами. Игры на знакомство. Игры на сплочение. | 1ч теория | 5 ч практика |
2.06 четверг | Открытие смены. Представление отрядов, визиток. Знакомство с гимном лагеря. | 1 ч теория | 5 ч практика |
6.06 понедельник | Человек-природа Презентация типов профессий «Человек-природа», «Ч-техника», «Ч-человек», «Человек-искусство» Игры на объединение. Квиз по профессиям | 2 ч теория | 4 ч практика |
7.06 вторник | Человек-природа Выступление в два этапа по подготовленным профессиям с перерывом на подвижные игры. Голосование. Деление на команды (профессия флорист) - прогулка со сбором материала для создания икебаны или букета (либо оригами цветов, листиков из цветной бумаги, веток) | 30 мин теория | 6 ч практика |
8.06 среда | Человек-техника Выступление в два этапа по подготовленным профессиям с перерывом на подвижные игры. Голосование за самую интересную профессию. | 30 мин теория | 6 ч практика |
8.06 вторник | Человек-техника Посещение экскурсии, просмотр фильма (мультфильма) Кузбасскино (профессия оператор кино)50/50 Изучение движений для танцевального флешмоба | 30 мин теория | 6 ч практика |
9.06 четверг | Человек-человек Выступление в два этапа по подготовленным профессиям с перерывом на подвижные игры. Голосование за самую интересную профессию. | 30 мин теория | 6 ч практика |
10.06 пятница | Человек-творчество Приглашенный фокусник (профессия фокусник)50/50 Изучение гимна и движений для танцевального флешмоба. Игры, прогулки. | 30 мин теория | 6 ч практика |
14.06 вторник | Человек-творчество Деление на команды для создания эскиза костюма по сезонам (лето, осень, зима, весна), подбор материалов, изготовление материалов | 30 мин теория | 6 ч практика |
15.06 среда | Человек-творчество Мастер-класс по изготовлению пряников (профессия пекарь-кондитер)50/50 Изучение гимна и/или движений для танцевального флешмоба | 1 ч теория | 5 ч практика |
16.06 четверг | Профессия человека Игры на сплочение. Игра 100 к 1 по профессиям. Прогулка на свежем воздухе | 30 мин теория | 6 ч практика |
17.06 пятница | Подведение итогов (подготовка к закрытию лагеря) Игры на сплочение | 30 мин теория | 6 ч практика |
20.06 понедельник | Подведение итогов (подготовка к закрытию лагеря) | 30 мин теория | 6 ч практика |
21.06 вторник | Заключительный концерт Рисунок себя в профессии (отв. воспитатель). Интервью у профессий (отв. вожатый).Флешмоб-танец с гимном | 30 мин теория | 6 ч практика |
Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Содержание программы реализуется через профориентационное, спортивно-оздоровительное, творческое направления ( основным критерием является профориентационная деятельность, которая прослеживается и в спортивно-оздоровительной и содержательно-досуговой работе)
направление | содержание |
творческое | Организована на основе развития навыков Моделирование, изготовление поделок из различных материалов Проведение мастер-классов, музыкально-развивающих программ, детских концертов Коллективно-творческие дела, просмотр фильмов |
Профориентационное | Экскурсионная деятельность Профориентационные игры и мероприятия Тематические встречи со специалистами предприятий, спортсменами Профпробы Театрализация Позновательно- игровые программы Конкурсы рисунков Мастер-классы |
Спортивно-оздоровительное | Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за здоровьем детей, термометрия Утренняя гимнастика Организация занятий спортом Принятия солнечных ванн Развитие навыков гигиены Организация полноценного рационального питания Приобщение детей к здоровому образу жизни Спортивные игровые программы, соревнования, пешеходные экскурсии |
Профориентационное направление летнего лагеря с дневным пребыванием:
Вся деятельность участников лагеря направлена на создание максимально благоприятных и комфортных условий пребывания детей, их ценностно-смыслового отношения к здоровью, привитие чувства красоты, экологического, патриотического, трудового воспитания и направлена на всестороннее развитие личности детей. Занятия детей в лагере « PRO-движение» погружают их в сюжеты пролонгированной ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра будет осуществляться по формуле ПРИМЕРКА ИНТЕРЕСНЫХ ПРОФЕССИЙ + ОТЛИЧНЫЙ ОТДЫХ!
Профессии – это бесконечно интересная детям тема и огромный источник игр.
Каждый день – это сюжет одной игры, в которой её участники становятся профессионалами в разнообразных профессиях .
Ребята путешествуют по городам профессий, играют, присваивая себе роли врача, продавцов, поваров и др. Положительное влияние на дальнейшее самоопределение имеют знания о труде взрослых и первоначальные трудовые пробы – выполнение несложных действий по уходу за растениями, изготовление несложных изделий, поделок и т.д.
В процессе всей смены каждый участник лагеря получает жетоны – «ПРОФИ», что означает «примерку» им различных профессий. А также в ходе тематических дней ребята определят:
-«Самые востребованные профессии будущего»
-«Профессии сельской местности»
-«Я в профессии»
-«Профессии с риском» и т.д.
Все это предоставляет возможность ребенку осознать свои склонности к будущей профессии и поверить в свои силы и способности. Формат игры делает получение новых знаний и навыков для ребенка увлекательным и захватывающим, ведь в процессе игры можно самому проследить связь между получением знаний, их применением и достигнутым результатом. Результатом профессионально-ролевых игр является «самоопределение» школьников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий. Осознание ребенком своих способностей и возможностей на базе полученного опыта игровой и трудовой деятельности приводит к формированию представлений о желаемой профессии. Такая деятельность способствует развитию воображения детей как воссоздающего, так и продуктивного (творческого) характера. На основе этой способности происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение понимать условность отдельных событий, воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.
Планируемые результаты
В процессе занятий по программе обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения:
1 – 4 класс – представление о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности: социальной, трудовой, игровой, исследовательской, учебной.
5 – 7 класс – интересы и способности, связанные с выбором профессии; развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
(8 – 10 кл.) – формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через профессиональные пробы
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Количество учебных недель по программе- 3 недели
Количество учебных дней:
I смена- 14 учебных дней
III смена- 15 учебных дней
Начало и окончание смен лагеря с дневным пребыванием детей определено приказом образовательной организации.
I смена- 1.06.2022-21.06.2022
III смена- 20.07.2022- 09.08.2022
2.2 Условия успешной реализации программы
Кадровое обеспечение.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
начальник лагеря,
педагог-организатор,
хореограф
воспитатели отрядов;
физический организатор (учитель физической культуры из числа педагогов гимназии)
руководители творческих мастерских (из числа педагогов гимназии)
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
подбор методических разработок в соответствии с планом работы;
проведение ежедневных планерок;
разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов;
коллективные творческие дела;
творческие мастерские;
индивидуальная работа;
тренинги;
деловые и ролевые игры
Педагогические условия.
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности (КТД, экскурсии, конкурсы, соревнования, праздники, кружковая работа, встречи со специалистами различных профессий).
Добровольность включения детей в организацию жизни летнего лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Рефлексия.
Материально - техническое обеспечение.
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий
Материалы для проведения профориентационных и кружковых занятий, оформления и творчества детей
Наличие канцелярских принадлежностей
Аудиоматериалы и видеотехника
Призы, награды и подарки для стимулирования
Спортивное оборудование
компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.
2.3 Формы аттестации
Формы отслеживания результатов программы:
Анкетирование детей с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в летнем лагере;
Наблюдение за поведением детей и их участием во время игр, позволяющее выявить лидерские качества, уровень коммуникативности;
Выставка и презентация работ детей
Вручение грамот, памятных подарков
Фото и видео материалы с экскурсий
Отзывы детей и родителей о смене
2.4 Оценочные материалы
Формы учета и механизм оценки заданий:
Анкеты для обучающихся и родителей;
Диагностика уровня креативности (опросник креативности Джонсона- адаптированный)
2.5 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса- очно.
Формы организации образовательного процесса: групповая, индивидуально-групповая и индивидуальная.
Формы организации учебного занятия: игра, квест, викторина, экскурсии, конкурсы, соревнования, праздники, кружковая работа, встречи со специалистами разных профессий.
Дидактические материалы- раздаточные материалы, рабочие листы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий.
2.6 список использованной литературы
1. Воробьев, А.Н. Опросник профессиональных предпочтений. Адаптация теста Дж. Холланда «Самонаправленный поиск»: руководство по применению / А.Н. Воробьев, М.А. Воробьева. – [3-е изд., испр.]. – Курск, 2018. – 21 стр.
2. Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. – Москва: Изд-во МГУ, 1988.–199с.
3. Кудашов, Г.И., Игра – источник саморазвития/ Г.И.Кудашов – Тюмень: изд-во «Вектор-Бук», 2000.
4. Скороходова, О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир / О.И.Скороходова.–Москва:«Педагогика»,1972.
5. Антонова, М. В. Региональный технопарк: профессиональная ориентация с детьми младшего возраста [Текст] / М. В. Антонова // Платформанавигатор: развитие карьеры. — 2018.—№3.—С.31–38.
6. Елькина, О. Ю. Путешествие в мир профессий [Текст] : метод. пособие / О. Ю. Елькина. —Москва: Академия: ОАО«Московские учебники»,2011.—160с.
7. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст] : метод. пособие / С. Н. Чистякова. — Москва : Академия, 2005. — 128 с. — (Твоя профессия).
Приложение 1
Календарно-учебный график
1.06 среда | День знакомств: Сбор детей Инструктаж по ТБ. Раскрытие направленности лагеря, ознакомление с уставом и правилами. Игры на знакомство. Игры на сплочение. |
2.06 четверг | Открытие смены. Представление отрядов, визиток. Знакомство с гимном лагеря. |
6.06 понедельник | Человек-природа Презентация типов профессий «Человек-природа», «Ч-техника», «Ч-человек», «Человек-искусство» Игры на объединение. Квиз по профессиям |
7.06 вторник | Человек-природа Выступление в два этапа по подготовленным профессиям с перерывом на подвижные игры. Голосование. Деление на команды (профессия флорист) - прогулка со сбором материала для создания икебаны или букета (либо оригами цветов, листиков из цветной бумаги, веток) |
8.06 среда | Человек-техника Выступление в два этапа по подготовленным профессиям с перерывом на подвижные игры. Голосование за самую интересную профессию. |
8.06 вторник | Человек-техника Посещение экскурсии, просмотр фильма (мультфильма) Кузбасскино (профессия оператор кино)50/50 Изучение движений для танцевального флешмоба |
9.06 четверг | Человек-человек Выступление в два этапа по подготовленным профессиям с перерывом на подвижные игры. Голосование за самую интересную профессию. |
10.06 пятница | Человек-творчество Приглашенный фокусник (профессия фокусник)50/50 Изучение гимна и движений для танцевального флешмоба. Игры, прогулки. |
14.06 вторник | Человек-творчество Деление на команды для создания эскиза костюма по сезонам (лето, осень, зима, весна), подбор материалов, изготовление материалов |
15.06 среда | Человек-творчество Мастер-класс по изготовлению пряников (профессия пекарь-кондитер)50/50 Изучение гимна и/или движений для танцевального флешмоба |
16.06 четверг | Профессия человека Игры на сплочение. Игра 100 к 1 по профессиям. Прогулка на свежем воздухе |
17.06 пятница | Подведение итогов (подготовка к закрытию лагеря) Игры на сплочение |
20.06 понедельник | Подведение итогов (подготовка к закрытию лагеря) |
21.06 вторник | Заключительный концерт Рисунок себя в профессии (отв. воспитатель). Интервью у профессий (отв. вожатый).Флешмоб-танец с гимном |
12