СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса внеурочной деятельности "Чтение. Работа с текстом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Чтение. Работа с текстом» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании на основе учебного пособия А.А. Никитченко, П.С. Пинженина  «Первоклассная газета». Курс внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом»» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальной школы. Курс относится к общеинтеллектуальному направлению.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса внеурочной деятельности "Чтение. Работа с текстом"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №91 имени Надежды Курченко

с углубленным изучением отдельных предметов»

города Ижевска Удмуртской Республики





Составлена на основе авторской программы к учебному пособию

«Первоклассная газета»

Авторы: А.А. Никитченко,

П.С. Пинженина











ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общеинтеллектуальному направлению

Чтение. Работа с текстом

Возраст детей: 6-11 лет.

Срок реализации: 4 года.

(1 час в две неделю: 15 часов в 1-4 классах в год)















Составители:

Кедрова О.Г., учитель начальных классов

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа курса «Чтение. Работа с текстом» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования и на основании на основе учебного пособия А.А. Никитченко, П.С. Пинженина «Первоклассная газета». Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Цель курса: Формирование у учащихся начальной школы умений по работе с информацией. Задачи:
    • Сформировать у учащихся позитивное отношение к чтению.

    • Расширить кругозор школьников.

    • Укрепить семейные отношения в процессе чтения, поиска информации детьми совместно с родителями.

    • Развивать познавательный интерес, формировать стремление детей к размышлению и поиску.

    • Способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников.


Реализация курса

Курс внеурочной деятельности «Чтение. Работа с текстом»» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальной школы.

Курс относится к общеинтеллектуальному направлению. Программа курса включает в себя 60 занятий: одно занятие в 2 недели, по 15 часов – в 1 - 4 классах, Занятие обеспечивается отдельным пособием серии «Первоклассная газета».

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ

    • По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах.

    • По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, ролевая игра, деловая игра.

    • По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, мониторинговые занятия, комбинированные формы занятий.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ

1 класс – 30 минут.

2-4 классы – 40 минут.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игровая, познавательная.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Курс поддержан подпиской номеров «Первоклассной газеты». Каждый номер представляет собой 4 страницы формата А4 и включает обложку, информационные блоки с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией. Задания направлены на разные умения работы с информацией и предполагают разный формат ответа.


Планируемые результаты реализации курса

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

  • использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.


РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

  • составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.


Структура занятий курса

Основная работа с «Первоклассной газетой» разделена на этапы: ВВЕДЕНИЕ, РАЗМИНКА, ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, РАБОТА С ТЕКСТОМ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ

МАТЕРИАЛА, РЕФЛЕКСИЯ, РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ. Учитель может выбирать упражнения для каждого этапа самостоятельно.

ВВЕДЕНИЕ

Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газеты» озвучивается тема, рубрика номера, имя сказочного героя.

РАЗМИНКА

Для разминки предлагаем использовать упражнения, которые можно провести перед началом работы с текстом для снятия трудностей. При желании учитель может использовать собственные упражнения.

  • «Ассоциации и предположения».

Учащиеся индивидуально, либо в группах отвечают на следующие вопросы:

    • С чем ассоциируется название выпуска (рубрики)?

    • Что, по вашему мнению, написано в этом номере?

    • Где можно найти информацию по этой теме?

    • Почему данная тема важна?

    • В какой ситуации могут пригодиться знания по данной теме?

  • «Трудные слова»

Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении каждого слова/выражения, о смысле слов, подбираются синонимы.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры занятия, его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:

  • Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения учитель задаёт вопросы по содержанию текста.

  • Чтение по цепочке. Дети читают текст газеты вслух по очереди, один за другим. Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел) – по выбору учителя.

  • Работа в мини-группах. Учитель делит класс на мини-группы. Дети в группах читают определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

На этапе работы с текстом предлагается использовать упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного.

  • Дискуссия

После прочтения текста учитель ставит перед учащимися какую-либо проблему, касающуюся содержания номера. Класс делится на две группы, которым присваиваются противоположные точки зрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и обосновывает его.

  • Ролевая игра

Например, ролевая игра «Суд». В соответствии с тематикой номера выбирается подсудимый. Это может быть как реальное существо, так и абстрактные понятия. Роли (судья, адвокат, прокурор, подсудимый, свидетель) распределяются между учащимися. Каждый из них выдвигает и доказывает свою точку зрения.

  • Обсуждение

Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы / темы, связанной с содержанием газеты. Дети по очереди высказывают свою точку зрения, каждый последующий может согласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе обсуждения учитель может задавать вопросы.

РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ

Каждый выпуск газеты имеет не менее пяти заданий, нацеленных преимущественно на формирование умений работы с информацией. Работа с заданиями может проходить как в классе, так и самостоятельно дома.

РЕФЛЕКСИЯ

Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как прочитан очередной выпуск «Первоклассной газеты» и выполнены задания к нему. Детям предлагается определить самые интересные и самые трудные задания. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.

ТВОРЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ

  • «Дефиниция»

Учитель выносит фрагмент текста на слайд. Это может быть как самый интересный, так и самый трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Учащиеся заменяют выделенные в тексте слова синонимами и произносят их вслух хором.

  • «Изменение типа текста»

Дети представляют тематику определённого раздела номера (по выбору) в форме:

    • рекламы;

    • объявления;

    • дневника.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводится проверка. Возможные варианты организации проверки домашнего задания:

  • Фронтально. Учитель опрашивает детей по очереди.

  • По желанию. Ответы на задания озвучивают желающие.

Рубрики и их цели

В основе каждого номера «Первоклассной газеты» лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Развитие личностных УУД учащихся реализуется через рубрики «Первоклассной газеты».

Рубрика

Задачи рубрик

«Первоклассной газеты»

Личностные УУД (ФГОС)

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

Развитие у школьников

интереса к естественнонаучным дисциплинам.

Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как

гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и

историю, осознание

ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.



СТРАНОВЕДЕНИЕ

Расширение кругозора учащихся, знакомство с

природными особенностями, культурой и менталитетом

других стран.


ЛИЧНОСТИ

Воспитание понимания вклада отдельных личностей в

развитие человечества.



ИСКУССТВО

Развитие эстетических чувств через знакомство с разными видами искусств, их тайнами, функциями.

Формирование чувства прекрасного и эстетических

чувств на основе знакомства

с мировой и отечественной художественной культурой.


ЧУДЕСА ПРИРОДЫ

Развитие у школьников

интереса к природе, желания её беречь.

Стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей

среды и своего здоровья.


Структура проведения занятий курса

Предлагается 4 типовые структуры проведения занятий:

    • Вводное занятие (ВЗ) – самое первое занятие курса

    • Обучение (О) – первая часть курса (4-6 первых занятий)

    • Активная работа (АР) – вторая часть курса

    • Самоподготовка (С) – занятия курса, предусматривающие самостоятельную работу

(ВЗ) Вводное занятие

Цель знакомство с «Первоклассной газетой».

План занятия:

    • Обсуждение вопросов: для чего нужно чтение? Что значит быть грамотным читателем? Что может означать название газеты?

Знакомство со структурой «Первоклассной газеты» и правилами выполнения заданий.

    • Чтение фрагментов текста, обсуждение, рассматривание рисунков.

    • Работа с заданиями.

    • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

    • Работа в парах / мини-группах.

    • Индивидуально с проверкой.

    • Все задания выполняются в классе.

(О) Обучение

Цель активное введение в работу с «Первоклассной газетой».

План занятия:

    • Проверка заданий, выполненных дома.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

    • Введение (новый выпуск газеты).

    • Разминка.

    • Чтение текста.

    • Работа с текстом.

    • Закрепление материала.

    • Работа с заданиями.

    • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

    • Индивидуально с проверкой.

    • Работа в парах, составление вопросов по тексту.

    • Одно-два-три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий можно начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

(АР) Активная работа

Цель эффективное развитие умений работы с информацией.

Данное занятие, в отличие от Обучения, предполагает самостоятельную работу учащихся и индивидуальное выполнение заданий выпуска.

План занятия:

    • Проверка заданий, выполненных дома.

Для отдельных заданий заслушать объяснения или аргументацию учеников.

    • Опрос учащихся по тексту газеты (фронтально).

    • Введение (новый выпуск газеты).

    • Разминка.

    • Чтение текста.

    • Работа с текстом.

    • Закрепление материала.

    • Работа с заданиями.

    • Рефлексия.

Варианты выполнения заданий:

    • Индивидуально с проверкой.

    • Самостоятельная работа, взаимопроверка учащимися.

    • Одно-два-три задания остаются для домашнего выполнения, или одно из заданий начать выполнять в классе и предложить детям закончить его дома.

(С) Самоподготовка

Цель – развитие у учащихся умений по работе с информацией в режиме внеурочно- домашней деятельности.

«Первоклассная газета» целиком выдаётся учащимся на дом для самостоятельного выполнения. Данную форму работы следует использовать во время каникул, чтобы не прерывать регулярность тренировок.

Варианты выполнения заданий:

    • Индивидуально.

    • Самостоятельная работа.


Тематика номеров «Первоклассной газеты» ежегодно обновляется, в связи с этим тематическое планирование выстраивается в соответствии с темами, предложенными авторами курса на текущий учебный год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!