СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Теория и практика написания сочинения-рассуждения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа поможет  предназначен для обучающихся 9 класса и помогает подготовиться к успешному выполнению творческого задания на экзамене по русскому языку (ОГЭ).

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Теория и практика написания сочинения-рассуждения"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Центр образования «Наследие»

МБОУ ЦО «Наследие»













Рабочая программа курса

«Теория и практика написания сочинения-рассуждения»

(для 9 класса, 34 часа)




Составитель: Вагапова Э.Г.

учитель русского языка и литературы




























Структура документа

Рабочая программа курса по выбору представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем курса по выбору; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика элективного курса

Курс по выбору «Исследовательская работа с текстом: теория и практика написания сочинения-рассуждения» предназначен для обучающихся 9 класса и помогает подготовиться к успешному выполнению творческого задания на экзамене по русскому языку (ОГЭ).

Содержание программы не только обобщает основные программные знания за курс развития связной речи в 8-9 классах, но и формирует навыки понимания текста, необходимые для выполнения развернутой части на едином государственном экзамене в 11 классе.

Цель изучения курса – формирование языковой коммуникативной компетенции и её практическая реализация при подготовке к ОГЭ (задания 9.1, 9.2, 9.3).

Задачи изучения курса:

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Место курса в учебном плане

Курс рассчитан на 34 часа. Курс завершается написанием комплексной работы в формате ОГЭ.


РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование

раздела, темы

Количество

часов

(всего)

1

Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы

4

2

Тема 2. Критерии оценивания творческой работы

25

3

Тема 3. Классификация грамматических и речевых ошибок

3

4

Тема 4. Итоговые работы

2

ИТОГО:

34


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА ПО ВЫБОРУ


Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы

(4 часа)

Анализ формулировок заданий 9.1. Распределение высказываний ученых-лингвистов по блокам. Анализ формулировок заданий ОГЭ 9.2. Способы определения проблемы текста. Анализ формулировок заданий ОГЭ 9.3.

Тема 2. Критерии оценивания творческой работы (25 часов)

Структурные части сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1). Художественно-изобразительные средства языка и их роль в тексте.

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Определение роли знаков препинания.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (9.2). Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Что такое проблема и как ее выявить?

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (9.3). Структурные части сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (9.3).

Тема 3. Классификация грамматических и речевых ошибок

(3 часа)

Нарушение норм словообразования и словоизменения: ошибки при образовании форм имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий.

Нарушение норм построения словосочетания и предложения: ошибки при согласовании и управлении. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Ошибки в построении предложения с однородными членами. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом. Ошибки при построении сложного предложения. Смешение прямой и косвенной речи. Нарушение границ предложения.

Нарушение речевых норм: ошибки в употреблении слова в несвойственном ему значении; нарушение лексической сочетаемости слов; плеоназм, тавтология, ошибки в употреблении фразеологизмов, неудачное употребление местоимений, неоправданное повторение слова, нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм.

Тема 4. Итоговые работы (2 часа)

Написание итоговой работы в формате ОГЭ.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название темы

Кол-во часов

Дата (план/факт.)


Тема 1. Спецификация третьей части экзаменационной работы



1-2

Анализ формулировок задания 9.1. Распределение высказываний ученых-лингвистов по блокам: «Грамматика», «Язык и речь», «Стили речи», «Языковые средства выразительности», «Лексика», «Морфемика», «Морфология», «Синтаксис», «Пунктуация».

2


3

Анализ формулировок задания ОГЭ 9.2. Способы определения проблемы текста

1


4

Анализ формулировок задания ОГЭ 9.3.

1



Тема 2. Критерии оценивания творческой работы



5

Структурные части сочинения на лингвистическую тему. Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1).

1


6-7

Для чего нужны художественно-изобразительные средства в языке? Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по одному из высказываний блока «Языковые средства выразительности»

2


8

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по высказыванию Солоухина В.А. «Эпитеты – одежда слов»

1


9

Анализ сочинения на лингвистическую тему

1


10

Стилистические возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по одному из высказываний блока «Лексика»

1


11

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по высказыванию В.Д.Черняк «Важнейшей функцией фразеологизмов следует признать не обозначение того или иного предмета, а выражение отношения к тому, о чем говорится»

1


12

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по высказыванию П.А.Леканта «Пунктуация помогает автору наиболее понятно «уложить» информацию в тексте. С другой стороны, читающему пунктуация помогает более быстро и точно «считывать» именно ту информацию, которая уложена в «тексте»

1


13-14

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по высказыванию Т.Н.Толстой «Уменьшительно-ласкательные суффиксы – прекрасный инструмент, с помощью которого можно передать много оттенков смысла и настроения»

2


15-16

Самостоятельная работа. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (на выбор обучающегося)

2


17

Анализ сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

1


18

Критерии оценивания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (9.2). Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

1


19-20

Что такое проблема и как ее выявить? Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (вариант 1 в сборнике «ОГЭ – 2022.Русский язык: типовые экзаменационные варианты / под редакцией И.П. Цыбулько)

2


21-22

Самостоятельная работа. Написание сочинения-рассуждения по тексту А.И.Куприна (вариант 2 в сборнике «ОГЭ – 2022.Русский язык: типовые экзаменационные варианты / под редакцией И.П. Цыбулько)

2


23

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (9.3). Структурные части сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (9.3).

1


24-25

Подготовка к написанию сочинения на морально-этическую тему «Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА?» (вариант 2 в сборнике «ОГЭ – 2022.Русский язык: типовые экзаменационные варианты / под редакцией И.П. Цыбулько)

2


26-27

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему (9.3) «Как вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ» (вариант 3 в сборнике «ОГЭ – 2022.Русский язык: типовые экзаменационные варианты / под редакцией И.П. Цыбулько)

2


28-29

Самостоятельная работа. Написание сочинения на морально-этическую тему «Как вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ?» (вариант 4 в сборнике «ОГЭ – 2022.Русский язык: типовые экзаменационные варианты / под редакцией И.П. Цыбулько)

2



Тема 3. Классификация грамматических и речевых ошибок



30

Нарушение норм словообразования и словоизменения

1


31

Нарушение норм построения словосочетания и предложения

1


32

Нарушение речевых норм

1



Тема 4. Итоговые работы



33-34

Написание итоговой работы в формате ОГЭ

2



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Критерии оценивания сочинения-рассуждения

на лингвистическую тему (9.1)

Баллы

С1К1

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос



Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом

уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием

тезиса, нет

2


Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом

уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная

с пониманием тезиса

1


Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом

уровне. Допущено две и более фактические ошибки,

связанные с пониманием тезиса,

или

тезис не доказан,

или

дано рассуждение вне контекста задания,

или

тезис доказан на бытовом уровне

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов



Обучающийся привёл два примера-аргумента из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

3


Обучающийся привёл два примера-аргумента из текста,

но не указал их роли в тексте,

или

привёл два примера-аргумента из текста, указав роль

в тексте одного из них,

или

привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

2


Обучающийся привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте

1


Обучающийся не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

или

обучающийся привёл примеры-аргументы не из

прочитанного текста

0

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения



Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2


Работа обучающегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1


В работе обучающегося просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С1К4

Композиционная стройность работы



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но

допущена одна ошибка в построении текста

1


В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0


Максимальное количество баллов за сочинение по критериям 1-4


9

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение, написанное на основе цитаты, отличной от цитаты в задании, по всем критериям С1К1-С1К4, ГК1-ГК4,ФК1 проверки оценивается нулём баллов.


Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.2)

Баллы

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста



Обучающийся дал верное объяснение содержания

фрагмента. Ошибок в интерпретации нет

2


Обучающийся дал в целом верное объяснение

содержания фрагмента,

но

допустил одну ошибку в его интерпретации

1


Обучающийся дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

или

допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста,

или

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует

0

С2К2

Наличие примеров-иллюстраций



Обучающийся привёл из текста два примера- иллюстрации, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента

3


Обучающийся привёл из текста один пример- иллюстрацию, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента

2


Экзаменуемый привёл пример(-ы)-иллюстрации не из прочитанного текста

1


Обучающийся не привёл ни одного примера-аиллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента,

или

привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть

0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения



Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2


Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1


В работе просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С2К4

Композиционная стройность



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но

допущена одна ошибка в построении текста

1


В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0


Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

9

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (9.3)

Баллы

С3К1

Толкование значения слов



Обучающийся (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2


Обучающийся (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его

1


Обучающийся дал неверное определение, или

толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов



Обучающийся привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,

или

обучающийся привёл два примера-аргумента из

прочитанного текста

3


Обучающийся привёл один пример-аргумент из

прочитанного текста

2


Обучающийся привёл пример(-ы)-аргумент(-ы) из жизненного опыта

1


Обучающийся не привел ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения



Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2


Работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но допущена одна логическая ошибка,

и/или

в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1


В работе просматривается коммуникативный замысел,

но допущено более одной логической ошибки,

и/или

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С3К4

Композиционная стройность



Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2


Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

но допущена одна ошибка в построении текста

1


В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0


Максимальное количество баллов за сочинение по критериям

9

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов.

Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм



Орфографических ошибок нет, или допущено не более

одной ошибки

2


Допущено две-три ошибки

1


Допущено четыре и более ошибки

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм



Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более

двух ошибок

2


Допущено три-четыре ошибки

1


Допущено пять и более ошибок

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм



Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка

2


Допущено две ошибки

1


Допущено три и более ошибки

0

К

Соблюдение речевых норм



Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок

2


Допущено три-четыре ошибки

1


Допущено пять и более ошибок

0

ФК1

Фактическая точность письменной речи



Фактических ошибок в изложении материала, а также

в понимании и употреблении терминов нет

2


Допущена одна ошибка в изложении материала или

употреблении терминов

1


Допущено две и более ошибки в изложении материала

или употреблении терминов

0


Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ГК1-ГК4,ФК1

10


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


  1. Граудина Л.К., Мищерина М.А., Соловьева Н.Н. Риторика и стилистика. Элективный курс: Учебноеособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 352 с.

  2. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2021 году основного государственного экзамена по русскому языку / подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

  3. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2022. – 238 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!