СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса по выбору обучающихся "Акмеизм в поэзии "серебряного века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  курс предназначен для учащихся общеобразовательной школы, которые заинтересованы в более глубоком изучении литературы и которые, возможно, свяжут свою жизнь с филологией. Курс направлен как на прочтение и интерпретацию текстов поэтов-акмеистов, так и на изучение этого модернистского течения литературы «серебряного века».

Содержание программы расширит представление обучающихся об одном из литературных течений Серебряного века - акмеизме, познакомит с творчеством поэтов, представляющих данное направление. Рассматриваемые поэтические произведения отражают не только судьбу отдельного человека, а и судьбу страны, эпоху, в которую приходилось жить. В поэзии начала XX века отразилась подробнейшим образом и русская история. Таким образом, параллели с историей позволяют считать, что  курс  по выбору учеников носит междисциплинарный характер.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса по выбору обучающихся "Акмеизм в поэзии "серебряного века"»











Программа курса по выбору обучающихся

« Акмеизм в поэзии «серебряного века»





Выполнила: учитель литературы

ЧОУ СОШ «Индра»

г. Екатеринбурга

Белозерова Людмила Алексеевна





















Программа курса по выбору обучающихся

Литература

11 класс

« Акмеизм в литературе «серебряного века»

Пояснительная записка

Данный курс предназначен для учащихся общеобразовательной школы, которые заинтересованы в более глубоком изучении литературы и которые, возможно, свяжут свою жизнь с филологией. Курс направлен как на прочтение и интерпретацию текстов поэтов-акмеистов, так и на изучение этого модернистского течения литературы «серебряного века».

Содержание программы расширит представление обучающихся об одном из литературных течений Серебряного века - акмеизме, познакомит с творчеством поэтов, представляющих данное направление. Рассматриваемые поэтические произведения отражают не только судьбу отдельного человека, а и судьбу страны, эпоху, в которую приходилось жить. В поэзии начала XX века отразилась подробнейшим образом и русская история. Таким образом, параллели с историей позволяют считать, что элективный курс носит междисциплинарный характер.

Предметом изучения является русская литература начала ХХ века.

Программа способствует решению важнейших целей и задач литературного образования:

  • помочь ученику достаточно полно представить литературную ситуацию начала XX века, расширить знания о предпосылках появления акмеизма, становлении и развитии данного литературного направления;

  • способствовать повышению интереса к русской поэзии и литературе в целом;

  • совершенствовать и развивать умение творческого чтения, интерпретации поэтического текста;

  • формировать умения по использованию литературоведческих и культурологических терминов и понятий;

  • прививать навыки работы с литературной критикой, словарями, с периодикой, Интернет-ресурсами;

  • способствовать развитию эстетического вкуса;

  • способствовать формированию разносторонней личности, имеющей четкую гражданскую позицию.

Курс построен на сочетании проблемно-тематического и историко-культурного принципов.

Принципы построения курса:

  • доступность в отборе учебного и дополнительного материалов;

  • ориентированность на единство знаний и умений;

  • индивидуальный подход и коллективная работа в обучении.

Актуальность и практическая значимость данного элективного курса

Выбор темы курса по выбору «Акмеизм в русской литературе «серебряного века» обусловлен читательской заинтересованностью к данному течению начала 20 века. Этот курс является дополнением к основному курсу литературы ХХ века в 11 классе и рассчитан на 18 часов.

Данная программа может быть направлена на удовлетворение познавательных интересов школьников, интересующихся литературой начала XX века. Кроме того этот курс поможет ученикам лучше понять искания и стремления русской поэтов рубежа веков. Следовательно, этот курс будет способствовать формированию мировоззрения гражданина нашей страны.





Тематическое планирование элективного курса (18 ч.)

Название темы

Кол-во часов

Тема 1

Русская поэзия «серебряного века». Понятие об акмеизме. Происхождение названия литературного течения.

2

Тема 2

Становление акмеизма. Предыстория литературного направления. «Цех поэтов». Философские истоки акмеизма.

2

Тема 3

Ключевые положения программы акмеистов, понятие об адамизме и кларизме

2

Тема 4

Н.Гумилев и С.Городецкий – основатели нового литературного направления. Поэтические манифесты акмеистов.

2

Тема 5


Судьба и личность Н.Гумилева. Творчество Н.Гумилева. Метаморфозы души лирического героя. Первые сборник стихотворений Н.Гумилева. Анализ ранних стихотворений Н.Гумилева.

2


Тема 6

«Огненный столп»- последняя книга Н.Гумилева.

1

Тема 7

Начальный этап творческого пути О. Мандельштама -утверждение поэта на позициях акмеизма. Черты акмеизма. Сборник стихотворений "Камень". Итальянское Возрождение в творчестве акмеистов.

2

Тема 8

«Silentium!» Ф.И. Тютчева и «Silentium» О.Мандельштама.

1

Тема 9

Черты акмеизма в ранней лирике А.Ахматовой.
Первые сборники стихов "Вечер" (1912), "Четки" (1914)

2


Итоговое занятие в форме конференции, выставки рефератов, иллюстраций к произведениям, презентации, мини-проекты

2



Содержание элективного курса

Тема 1. Русская поэзия «серебряного века». Понятие об акмеизме. Происхождение названия литературного течения.

Серебряный век. Терминологическое определение эпохи рубежа 19-20 веков. Условность временных рамок «серебряного века». Акмеизм – литературное течение, входящее в литературное направление модернизм. Название течения образовано от греческого «άκμη» – пик, вершина, высшая степень чего-либо, острие, цветение, цветущая пора.

Течение «акмеизм» не имеет эквивалента в зарубежной литературе.



Тема 2. Становление акмеизма. Предыстория литературного направления. «Цех поэтов». Философские истоки акмеизма.

Представители акмеизма. Первые стихотворные сборники. Поиски нового поэтического стиля. Становление акмеизма. Возникновение и деятельность объединения «Цех поэтов» в Петербурге (1911). Увлечение средневековьем. "Цех поэтов» как объединение для познания и совершенствования поэтического ремесла, детального разбора и оценивания написанного. Стихотворение как изделие, созданное с помощью соответствующих приемов. Идея "Цеха поэтов" - самосовершенствование. Поэзия не только вдохновение, но и, по мнению Гумилева, еще и труд, саморазвитие, образование или самообразование.

«Цех поэтов» – название трёх поэтических объединений, существовавших в Петербурге (Петрограде) в 1911-1922 годах. 1-й «Цех поэтов» был основан Н. Гумилёвым и С. Городецким осенью 1911 и просуществовал до 1914 года. В этот «Цех поэтов» входили Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Лозинский, Н. Бруни, В. Нарбут, М. Зенкевич, Вас. Гиппиус, Г. Иванов, Г. Адамович, В. Комаровский, М. Моравская, Грааль-Апрельский (С.С. Петров), Е. Кузьмина-Караваева и др. По инициативе Г. Иванова и Г. Адамовича с сентября 1916 по март 1917 несколько раз собирался 2-й «Цех поэтов», но успеха это начинание не имело. В 1920 году Н. Гумилёв организовал 3-й «Цех поэтов». В него входили С. Нельдихен, Н. Оцуп, Н. Чуковский, И. Одоевцева, Н. Берберова, Вс. Рождественский, Н. Олейников, Л. Липавский, К. Вагинов, В. Познер и другие. После расстрела Н. Гумилева «Цех» некоторое время возглавлял Г. Адамович. Г. Иванов, Г. Адамович, Н. Оцуп, И. Одоевцева, выехав в 1922-1923 годах из России, некоторое время ещё поддерживали деятельность этого «Цеха поэтов» в Берлине и Париже.

«Краеугольный камень» гумилевской акмеистической эстетики - тезис о «непознаваемости непознаваемого». Генетической связи акмеистической эстетики с учением И. Канта». Влияние философии Ф. Ницше. Перекличка с православными мыслителями «серебряного века» (П. Флоренский, С. Булгаков), а также философами-феноменологами.

Первые сборники акмеистов: «Вечер» А. Ахматовой (1912), «Чужое небо» Н. Гумилева (1912), «Дикая порфира» М. Зенкевича (1912), «Аллилуйя» В. Нарбута (1912), «Камень» (1) О. Мандельштама (1913).


Тема 3. Ключевые положения программы, понятие об адамизме и кларизме.

Акмеисты стремились воспеть расцвет человеческой личности. Эти поэты противопоставляли себя символистам. Н. Гумилев в статье «Наследие символизма и акмеизм», хотя и отмечает, что «символизм был достойным отцом», все же подчеркивает, что символизм «закончил свой круг развития и теперь падает». Акмеизм противопоставляет ему свои эстетические принципы: «соединение внутреннего мира человека (Шекспир) с «мудрой физиологичностью» (Рабле) и безоговорочного жизнеприятия (Вийон) с безупречностью художественных форм (Теофиль Готье)» (Е.Г. Эткинд).

Поэты-адамисты воспевали мужское начало, мужественного, сильного человека, который не допускает проявлений слабости. Адамизм – «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь» (Н. Гумилев, «Наследие символизма и акмеизм»). В адамизме в полной мере проявилась личность Н. Гумилева, человека цельного, волевого, бесстрашного. Таков и его лирический герой, в отличие от лирических героев декадентов, символистов и даже футуристов.

Термин "кларизм" (от франц. «clair» – светлый, ясный) в качестве названия литературного течения (М.Кузмин «О прекрасной ясности»,1910). Положения М. Кузмина нашли отражение в теории и практике акмеизма. В своей статье М. Кузмин звал к стройности и ясной гармонии, к точности и подлинности в отборе слов, к «прекрасной ясности»: "... в рассказе пусть рассказывается, в драме пусть действуют, лирику сохраните для стихов, любите слово, как Флобер, будьте экономны в средствах и скупы в словах, точны и подлинны, – и вы найдете секрет дивной вещи – прекрасной ясности”, – которую назвал бы я “кларизмом”».


Тема 4. Н.Гумилев и С.Городецкий – основатели нового литературного направления. Поэтические манифесты акмеистов.

Поэтические манифесты: "Наследие акмеизма и символизм" Н. Гумилева, "Некоторые течения в современной русской поэзии" С. Городецкого (журнал "Аполлон", 1913, №1), "Утро акмеизма"(1913) О. Мандельштама.

Формирование поэтических манифестов на основе художественной практики поэтов. Основные положения манифестов Н. Гумилёва, С. Городецкого, О. Мандельштама. Земной мир во всем его многообразии. Становление и развитие акмеистического мировоззрения и эстетики. Литературные манифесты акмеистов как первое подведение творческих итогов, и как поэтическая программа.

Основные положения акмеизма, с которыми были согласны все представители течения.

1. Отказ от мистичности, порывов к идеальному миру, обращение к земному миру во всем его многообразии, многоцветности, многозвучности.

2. Точность в соответствии слов предмету выражения. Отказ от символов и нагромождения метафор и других тропов. Четкость и ясность образов, внимание к художественной детали.

3. Равное в художественном смысле отношение ко всем моментам жизни, малым и большим. Искусство и художник не должны привносить в мир какую-то иерархию.

4. Поэтизация первозданного мира, человека и первозданных эмоций.

5. Одновременное внимание к внутреннему миру человека, его психологии и к телесному.

6. Перекличка с другими культурными явлениями, периодами, эпохами. Обилие аллюзий. Недаром, по свидетельству Н.Я. Мандельштам, в 30-е годы XX века О. Мандельштам сказал, что акмеизм – «это тоска по мировой культуре».


Тема 5. Судьба и личность Н.Гумилева. Творчество Н.Гумилева. Метаморфозы души лирического героя. Первые сборник стихотворений Н.Гумилева. Анализ ранних стихотворений Н.Гумилева.

Цельность, воля, бесстрашие, романтизм. Образ лирического героя в стихотворениях "Я конквистадор в панцире железном...", "Жираф", "Капитаны" и др. "Путь конквистадоров" (1905) - первый сборник стихотворений Н. Гумилева. Романтическая настроенность и героический характер, отважные и сильные герои, весело идущие навстречу опасностям. Сборники: "Романтические цветы" (1908), "Жемчуга" (1910), " Чужое небо" (1912), "Колчан" (1916).

Тема 6. «Огненный столп»- последняя книга Н.Гумилева.

«Огненный столп» – последний прижизненный сборник Гумилёва, в котором поэт раскрывает своё мироощущение. Это переломный сборник, в стихах этой книги поставлена точка во многих темах, занимавших центральное место в творчестве Гумилёва. Читая эту книгу, понимаешь, насколько сложным поэтом является Николай Степанович Гумилёв, стихи которого не вписываются в узкие рамки литературных движений.


Тема 7. Начальный этап творческого пути О. Мандельштама -утверждение поэта на позициях акмеизма. Черты акмеизма. Сборник стихотворений "Камень". Итальянское Возрождение в творчестве акмеистов.

Художественное своеобразие лирики О. Э. Мандельштама:

- конкретность и вещественность образов;

- отказ от «небесного» ради «земного»;

-восприятие художника как «мастера»;

-уподобление слова камню, из которого возводится здание поэзии и грандиозное здание культуры в целом;

- преемственность культур, современность обретает смысл только как следствие предшествующих эпох.

Отражение основных положений статьи "Утро акмеизма" в собственном поэтическом творчестве:

- поэтическое слово отличается небывалой уплотненностью; оно – не простой знак, выражающий известный смысл, а соединение многих элементов, образующих содержание;

- слово существует не как «самоценность», а как материал для строительства. Поэт – зодчий, возводящий здание из слов;

- в готическом соборе камень, сохраняя свойственный ему вес, приобретает легкость конструктивного элемента; то же относится к слову, участвующему «в радостном взаимодействии себе подобных»;

- строить можно только в мире трех измерений – ибо «они есть условие всякого зодчества». Поэтическое произведение может создаваться только в реальном мире, в условиях времени и пространства: «Строить – значит бороться с пустотой»;

- обращение к средневековью, которое высоко ставило достоинство ремесла;

- все явления реального мира равны между собой общим для них всех противостоянием небытию.

Стихотворения О. Мандельштама из первого сборника "Камень"(1913)


Тема 8. «Silentium!» Ф.И. Тютчева и «Silentium» О.Мандельштама.

Стихотворения О. Мандельштама «Silentium», «Я скажу тебе с последней прямотой…». «Silentium» О. Мандельштама и «Silentium!» Ф.И. Тютчева. Традиции Тютчева в лирике Мандельштама.



Тема 9. Черты акмеизма в ранней лирике А.Ахматовой.
Первые сборники стихов "Вечер" (1912), "Четки" (1914)

Художественное своеобразие лирики А. Ахматовой:

1. Психологизм лирики, связь с традициями русской психологической прозы. Избегает называть чувство, передавая его во внешнем проявлении (жесте, мимике, поступке).

2. «Прозаизация» лирики: лексика, бытовые подробности. Пропуск логических звеньев, эллипсис. В основе многих стихотворений лежит вполне узнаваемая житейская ситуация, очерчивается место действия и круг действующих лиц.

3. Отказ от «небесного» ради «земного».

Каждое стихотворение - психологический роман со своими бытовыми подробностями, житейской ситуацией, определенным кругом действующих лиц. Отказ от "небесного" ради "земного". Внимание к деталям. Особенности стиля и своеобразие композиции. Характер лирической героини. Первые поэтические сборники: "Вечер"( 1912), "Четки" (1914).



Список рекомендуемой литературы для учителя и учащихся

  1. Гумилёв Н. Наследие символизма и акмеизм [Электронный ресурс] Н. Гумилев. — Режим доступа:http://gumilev.ru/clauses/2

  2. Барковская Н.В. Поэзия «серебряного века». Учебное пособие.- Екатеринбург.: 1993

  3. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс. Серебряный век русской поэзии / Под ред. Л.Г.Максидоновой: В 2 ч.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999.

  4. Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ века и первой эмиграции: Пособие для учителя. – М.: Изд.центр «Академия», 1998.

  5. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы ХХ века: 11 класс. ФГОС. – М.: Издательство «Экзамен», 2015

  6. Иванова С.М. О деятельном подходе в преподавании литературы в старших классах.- Пермь, 1994.

  7. Иванов Г. О поэзии Н. Гумилева [Электронный ресурс]/Г. Иванов. — Режимдоступа:http://www.silverage.ru/poets/ivanov_g/ivanov_g_gumil.html

  8. История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена. Под редакцией С.И. Кормилова . М., 2003.

  9. Маковский С. Николай Гумилёв в воспоминаниях современников [Электронный ресурс]/С. Маковский. – Режим доступа: http://gumilev.ru/biography/33/

  10. Зобнин Ю.В. Странник духа (о судьбе и творчестве Н.С. Гумилева) // Н.С. Гумилев: pro et contra / сост., вступ. ст. и прим. Ю.В. Зобнина. – СПб.: РХГИ, 2000. – С. 5-52.

  11. Мандельштам О. Слово и культура [Электронный ресурс] /О. Мандельштам. – Режим доступа: http://www.silverage.ru/poets/mandel/mand_sl_cult.html

  12. Мандельштам О. Утро акмеизма [Электронный ресурс]/О. Мандельштам. - Режим доступа: http://www.ipmce.su/~tsvet/WIN/silverage/mandelshtam/utroakmeizma.htm

  13. Мандельштам О. О природе слова [Электронный ресурс]/О. Мандельштам. — Режим доступа:http://www.silverage.ru/poets/mandel/mand_slovo.html

  14. Капрусова М.Н. История русской литературы рубежа XIX – XX веков: Учебное пособие. – Борисоглебск: ООО «Кристина и К», 2014. – 7,7 п.л. – 123 с. – Серия «Методическая библиотека бакалавра»

  15. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. – М.: МАКС Пресс, 2001.

  16. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество: Кн. для учителя/А.И. Павловский. – М.: Просвещение, 1991.

  17. Смирнов В. Поэзия Николая Гумилева [Электронный ресурс]/В. Смирнов. — Режим доступа: http://hajam2.narod.ru/poety/gum.html

  18. Совсун В. Акмеизм или Адамизм [Электронный ресурс]/Г. Совсун //Литературная энциклопедия. Т.1. – 1930. — Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-0702.htm

  19. Эткинд Е.Г. Кризис символизма и акмеизм // Эткинд Е.Г. Там, внутри: О русской поэзии XX века. – СПб.: Максима, 1997. – С. 25-49.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!