СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка «Здоровый образ жизни»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа поможет в планировании кружка по химии

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Здоровый образ жизни»»

ПРОГРАММА КРУЖКА

«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗА ЖИЗНИ»

(возраст 13-14лет)

Срок реализации 1 год.

Две группы.

Введение.

Необходимость введения в курс образования основ здорового образа жизни продиктована многими причинами. Прежде всего - это ухудшение здоровья нации: как физического, так и психического. Растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней. Привычными ощущениями современного человека становятся потеря смысла жизни, неуверенность, беспомощность. Чтобы избавиться от душевной боли, человек прибегает к употреблению алкоголя, табака, наркотиков и токсических веществ. Увеличивается число подростков, вовлекаемых в потребление наркотических веществ..

Вследствие истощения душевных и физических сил людей повышается уровень конфликтности во взаимоотношениях, что проявляется в семейных кризисах, разводах, проблемах «отцов и детей», росту взаимного отчуждения и равнодушия в обществе.

Как проявление душевного нездоровья можно рассматривать рост агрессивности и жестокости. Это убийства, изнасилования, тяжкие телесные повреждения и т.д.

Крайние проявления кризисного состояния личности можно увидеть в росте количества самоубийств.

Одной из наиболее уязвимых категорий населения являются дети, подростки и молодежь, которым еще предстоит сформировать свое отношение к миру, к себе, к обществу. Тем более, что становление личности у подрастающего поколения происходит в рамках деформации структуры семьи, высокого риска безработицы, неэффективности функционирования государственных структур общества, избытка информации, перенаселенности, ухудшения состояния окружающей среды, разобщенности людей, разрушения культурных ценностей.

Новое определение здоровья впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940г. Было признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. Благополучие касается всех аспектов жизни человека. Необходимо гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, карьерного, эмоционального и духовного элементов в жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, личностным развитием, убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями,  сформированными умениями и привычками здорового образа жизни.

Сам феномен здоровья можно рассматривать на телесном, психологическом, духовном, социальном уровнях. Из здоровья отдельных людей складывается духовное, нравственное и физическое здоровье поколения, нации, государства, человеческого сообщества в целом, что, в конечном счете, является воплощением законов существования Земли и Вселенной в целом. Поэтому проблема здоровья не может рассматриваться как личное дело одного человека.

Современный уровень знаний и человеческого мышления позволяет осознать гармоническую связь всех событий и явлений окружающего мира, ощутить себя частью Вселенной.

Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая, на наш взгляд, выражается в дисциплине ума, эмоций и поступков. Такая личность обладает способностью приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия, спонтанно принимает решения. Консолидация личности, ее возможно максимальная согласованность со своим внутренним и окружающим миром, имеет существенное значение как для оценки психического здоровья, так и для оценки его совершенства.

Б.С. Братусь предлагает комплексное определение нормальному развитию  - как развитию, которое ведет человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями и критериями этого развития являются:

  1. отношение к себе и другому человеку как к самоценности

  2. способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения

  3. творческий, целетворящий характер жизнедеятельности

  4. потребность в позитивной свободе

  5. способность к свободному волеизъявлению

  6. возможность самопроектирования будущего

  7. вера в осуществимость намеченного

  8. внутренняя ответственность перед собой и будущими поколениями

  9. стремление к обретению общего смысла своей жизни.

Соответственно аномальным считается развитие, которое подавляет самоосуществление человека.

С учетом теоретических подходов к проблеме, а также на основе исследований и практического опыта работы в области здорового образа жизни специалистами Саратовского областного центра планирования семьи и репродукции и кафедры валеологии Саратовского института повышения квалификации работников просвещения была разработана программа «Основы здорового образа жизни».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

«МИНИМУМ»:

  1. Формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными.

  2. Формирование навыков рационального питания, закаливания физической культуры и других способов самосовершенствования собственного здоровья.

  3. Формирование навыков безопасного поведения, эффективного взаимодействия с людьми.

«МАКСИМУМ»:

  1. Формирование личности, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции.

  2. Формирование личности, способной реализовать себя в современном мире максимально эффективно и безопасно.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

Что же такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни» Образ жизни, состояние экологии, организация питания, наличие вредных привычек, наследственность – все это слагаемые здоровья человека.

Понятие образ жизни включает следующие составляющие: рациональное питание, физическую активность, личную гигиену, отношение к вредным привычкам, здоровый психологический микроклимат, ответственность за сохранение собственного здоровья.

Дополнительная образовательная программа «Основы здорового образа жизни» имеет интеллектуально-познавательную направленность:

  • она направлена на решение задачи не только обучения детей здоровому образу жизни, но и их воспитания;

Актуальность и практическая значимость данной программы в  воспитании здорового образа жизни подчеркиваются высокими статистическими показателями.

 Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, пришедших в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40 %.  Охрана зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание её прогрессирования.

Особое беспокойство вызывают слабоуспевающие дети, большинство которых из социально-неблагополучных, неполных  семей. Значительная часть слабоуспевающих детей предъявляет многочисленные жалобы неврологического характера. Уровень здоровья у этой категории детей ниже, сниженным оказался и уровень физиологической зрелости.

Необходимо отметить, что половина детей не успевают с первого класса, а это значит, что они не были подготовлены к школьным нагрузкам при поступлении в школу, что в сочетании с неблагоприятными условиями в семье и явилось причиной социальной дезадаптации на самых ранних этапах обучения в школе.

Здоровье ребенка можно считать нормой, если он:

  • умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья);

  • проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);

  • честен, самокритичен (нравственное здоровье);

  • коммуникабелен (социальное здоровье);

  • уравновешен (эмоциональный аспект здоровья).

Цель программы: 

 cохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи программы:

Обучающие:

  • обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека;

  • расширить представление учащихся о дорожной среде;

  • систематизировать знания о правилах питания и личной гигиене;

  • научить ориентироваться в экстремальных ситуациях.

Развивающие:

  • развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;

  • развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;

  • развитие познавательных психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь).

Воспитательные:

  • способствовать формированию ответственного поведения к своему здоровью;

  • формирование установки на здоровый образ жизни;

  • стимулировать открытость при разговоре о вредных привычках;

  • усилить связь между знаниями о своем здоровье, отношении к нему и поведением;

  • воспитывать эстетический вкус и аккуратность;

  • установление положительной психологической атмосферы в классе.

Возраст детей-участников программы – учащиеся 6-7 классов .

Срок реализации программы - программа краткосрочная, рассчитана на 1 год.

Основная  форма  работы – групповая.

Формы занятий: лекции, беседы, дискуссии, практические занятия, тренинги, семинары, анкетирование и тестирование, индивидуальные и групповые консультации, игровое моделирование, видеоуроки и домашние задания. Предполагается широкое использование технических средств (компьютеры, магнитофоны, видеотехника и др.), наглядных пособий (таблицы, схемы, фотографии, видео и звукозаписи и пр).

Учебная нагрузка – 9 час в неделю – 153 часа в год

           Освоение обучающимися дополнительной образовательной программы определяется следующими методами диагностики: тесты, контрольные опросы, собеседования, выполнение контрольных заданий.

            Формой подведения итогов будут праздники, конференции , мини олимпиады ,семейные дни здоровья.

Программа содержит блоки: мировоззренческий, психологический, социальный, правовой, семьеведческий, медицинский.

  1. Валеолого – этический блок: включает основные философские понятия о мире, жизни, закономерностях существования Вселенной, Космоса. Дает понятия основным философским категориям: забота, ответственность, бережность, любовь, красота, гармония, счастье, смысл жизни, творчество, свобода, добро и зло, жизнь и смерть.  

  2. Валеолого – психологический блок: дает понятия о строении и проявлениях психики, структуре личности, самоанализе и саморегуляции. Включает формирование и развитие умений приводить в гармонию и единство различные стороны своей души, самоценности своей личности.

  3. Валеолого – правовой блок: обеспечивает необходимое знание и понимание своих прав и обязанностей в обществе и семье; формирует навыки правового поведения, что обеспечивает безопасность и сохранение здоровья, правильное понимание свободы и необходимости.

  4. Валеолого – семьеведческий блок: дает комплексные знания о механизмах создания, развития и функционирования семьи. Формирует ценность и потребность в семье, развивает навыки эффективного семейного взаимодействия, грамотного и ответственного воспитания детей, реализации здорового образа жизни в семье. Способствует развитию полоролевого поведения, мужественности и женственности.

  5. Валеолого – медицинский блок: дает основные знания об анатомии и физиологии организма, гигиене и профилактики болезней. Раскрывает связь состояния психики с состоянием нашего тела. Формирует отношение к своему  телу как ценности. Развивает навыки ухода за своим телом, правильного питания, режима труда и отдыха и т.д. Особое внимание уделяется репродуктивному здоровью: строение мужской и женской половой системы, гигиена, профилактика венерических заболеваний, контрацепция, вред ранних половых связей и аборта. Формируется негативное отношение к вредным привычкам, в том числе к употреблению наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов,

тем

Всего часов






ика



1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.

1.8.

1.9.

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

2.8.

2.9.

2.10.

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7.

3.8.

3.9.

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

5.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

5.6.

5.7.

5.8.

5.9.

6.

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

7.

7.1.

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.

76

7.7

7.8

8

8.1

Введение

Режим дня, учёбы и отдыха

Режим дня

Устав школы и здоровье учеников

О пользе физической культуре

Сон – лучшее лекарство.

Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах

Собака бывает кусачей

Безопасность в доме

Правила безопасности на воде

Мы едем, едем, едем…

Здоровье и здоровый образ жизни

Что я знаю о ЗОЖ

Что такое иммунитет?

Вирусные инфекции и их профилактика

Вредные привычки

Мудрое слово о здоровье

Травматизм и его профилактика

Советы доктора

Что нужно знать о лекарствах

Опасные и безопасные ситуации

Стартуют все!

Личная гигиена

Как устроен человек?

Забота о глазах

Чтобы уши слышали

Чтобы зубки не грустили

Ногти и уход за ними

Уход за волосами

Гигиена позвоночника

Чистые руки, чистое тело – смело берись за любое дело

Быть не может красоты без мыла, щетки и воды.

Основы рационального питания

Аппетит приходит во время еды

Вкусное  часто бывает опасным

Витаминная семья

Отравления и их профилактика

Если хочешь быть здоров…

Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья

Путешествие в страну Здоровья

Влияние высоких и низких температур на организм. Одевайся по сезону!

Чихали мы на простуду!

Соревнования на приз Деда Мороза

Чтобы гриппа не бояться, надо, братцы, закаляться!

Мама, папа, я – спортивная семья

Вместе веселей играть!

Малые олимпийские игры

Секреты здоровья

Антиалкогольное и антитабачное воспитание

Правда об алкоголе

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор

Антиреклама табака и алкоголя

Сам себе я помогу и здоровье сберегу

Самопознание и саморегуляция

Я - неповторимый человек

Каким я был? Есть? Буду?

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

Учусь настаивать на своем

О чем говорят чувства?

Моё настроение

Биологическая обратная связь – зеркало здоровья


Итоговая конференция «Cохранении и укреплении здоровья» с оформлением «Паспортов здоровья».

1

282

4

2

2

6

2

4

2

2

32

2

2

4

4

2

4

4

4

4

2

18

2

2

2

2

2

2

2

2

2

12

2

2

2

4

2

24

2

4

2

2

4

2

2

2

4

12

2

4

4

2

16

2

2

4

4

2

2


6



3

-

5

1

1

-

-

2

-

1

-

-

8

-

-

1

1

1

1

1

1

1

1

5

-

1

1

3

-

-

1

1

1

8

1

1

-

1

1

1

1

1

1

3

-

1

1

1

3

-

-

1

1

-

1




Итого

153

37

35

Содержание программы

Содержание программы предусматривает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, физиологии, анатомии, гигиены, сексологии в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

В программу включены совместные занятия родителей и детей. Также программа подразумевает организацию родительского всеобуча по ключевым вопросам воспитания и активное участие родителей в выполнении домашних заданий детей.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и проявлений сензитивности к усвоению определенных знаний на каждом уровне развития.

В программе соблюдается последовательное усложнение и расширение изучаемых понятий по мере взросления ребенка.

Введение.

С чего все началось. Библия о возникновении жизни на земле. Ученые о зарождении жизни. Появление человека. Роль родителей в нашей жизни. Все живое в природе растет и изменяется.  Что такое здоровый образ жизни?

             Теоретическая часть: беседа

             Практическая часть: обзор книг о здоровье.

  1. Режим дня, учёбы и отдыха.

             Есть ли режим в природе (на примере растений и животных). Необходим ли режим дня человеку? Индивидуальность построения режима дня. Значение режима дня для сохранения здоровья и успешной работы в школе. Правила рациональной организации учебной деятельности ученика: чередование видов деятельности, учебы и отдыха, чистота рабочего помещения, проветривание. Назначение и выполнение физкультминуток и минуток движения. Как нужно отдыхать на перемене и почему. Индивидуальный режим дня и время приготовления уроков. Правила организации дома рабочего места для выполнения домашнего задания. Правильная посадка за столом. Разнообразие поз и мест при выполнении домашних заданий. Значение активного отдыха после классных занятий для снятия утомления. Индивидуальный подход к организации активного отдыха. Виды активного отдыха (подвижные игры, спортивные игры, прогулки) Рациональный отдых во время школьных каникул и в выходные дни. Природа как источник отдыха и восстановления сил.

            Теоретическая часть: беседы, конкурсы, викторины

            Практическая часть: экскурсии, составление индивидуального режима дня

  1. Здоровье и здоровый образ жизни

           Что такое здоровье и что такое болезнь? Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо узнать себя. Здоровье человека связано с его образом жизни, оно достояние каждого и богатство всей страны. Факторы, влияющие на здоровье человека. Зависимость здоровья человека от здоровья природы в целом и от здоровья Земли Тамбовской. Может ли Земля болеть? Правила личной безопасности и профилактики травматизма при взаимодействии с окружающей средой. Анализируем свой образ жизни. Правила и нормы здорового образа жизни. Отличие ребенка от взрослого. Бережное отношение к пожилым людям. Как сохранить свое здоровье до самой старости? Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей семьи. Программа здоровья и ее роль.

            Теоретическая часть: беседы, групповая дискуссия, рассказы, видео-уроки

            Практическая часть:  конкурс рисунков, экскурсия в школьный медпункт, игра-путешествие

  1. Личная гигиена.  

           Части тела человека. Органы и их роль в организме человека. Основные части скелета и их назначение. Первая помощь при несчастных случаях. От чего зависит красивая осанка человека. Способы формирования правильной осанки. Индивидуальность роста и развития человека. Для чего человеку нужна одежда? Национальная русская одежда. Гигиенические требования к одежде. Соответствие одежды разным видам деятельности (прогулка, учебные занятия, выход в театр, спортивные занятия.) Правила личной гигиены.

          Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, беседы

          Практическая часть: составление комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой, обувью; составление ребусов и кроссвордов, экскурсия в городской музей.

  1.  Основы рационального питания.

      Меню из трех блюд на всю жизнь. Состав пищи. Белки, жиры и углеводы – основа для роста и развития одной клетки и целого организма. Значение витаминов и микроэлементов для строительства организма человека. Аппетит и его отсутствие. Правила питания и вред переедания. Соблюдение гигиенических правил.

      Теоретическая часть: беседы, викторины, конкурс пословиц и загадок, театрализация.

      Практическая часть: создание проекта, составление индивидуального меню на неделю.

  1. Значение физкультуры и закаливания для сохранения здоровья.

        Физические занятия и спорт, их значение для укрепления здоровья, развития силы, выносливости, ловкости, быстроты, воспитания воли и характера, для бодрости и хорошего настроения. Я и моя физическая культура. Двигательный режим школьника. Закаливание как эффективное средство укрепления здоровья человека. Профилактика простудных заболеваний.

        Теоретическая часть: видео-уроки, инсценирование

        Практическая часть: соревнования, праздники, конкурс сочинений, конкурс подвижных игр.

  1. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.

       Полезные и вредные привычки. Правила социально желательного поведения. Значение семьи в формировании здоровых установок и навыков ответственного поведения. На что идут дети, чтобы выглядеть взрослыми.  Влияние вредных привычек  на внешний вид и самочувствие человека.

         Теоретическая часть: видео-уроки, инсценирование, беседа с социальным педагогом школы

        Практическая часть: проектная работа, конкурс рисунков и плакатов.

  1. Самопознание и саморегуляция.

        Я как индивидуальность. Внешние сходства и различия людей. Способы самопознания: определение ведущего глаза, уха. Мои друзья и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье зависит от микроклимата в классе. Элементарные эмоции в раннем детстве. Чувства человека: любовь, радость, грусть, страх. Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех. Индивидуальные способы проявления эмоций и выражения чувств. Смех продлевает жизнь. Музыка лечит, музыка учит.

        Теоретическая часть: чтение и обсуждение научно-популярной литературы, ролевые игры, разговор со школьным психологом


Практическая часть : тестирование «Умею ли я контролировать свое поведение?»

     8.Биологическая обратная связь – зеркало здоровья – 6 час.

Активизация знаний о правильном дыхании и его пользе для организма человека, формирование понятия о физиологическом показателе здоровья – дыхательной аритмии сердца (ДАС).

9.Итоговая конференция «Сохранении и укреплении здоровья» - 3час.

Обсуждение результатов тренинга, сравнение величин ДАС в начале курса и в конце, оформление «Паспорта здоровья».



В итоге обучения учащиеся должны:

Знать:

  • Основные режимные моменты

  • Правила поведения учащихся в школе

  • Правила личной гигиены

  • Как устроен человек на уровне первоначальных сведений

  • Что такое полезные и вредные привычки

Уметь:

  • Планировать свое время

  • Поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид

  • Выполнять гимнастические упражнения для сохранения и укрепления здоровья

  • Оказывать первую медицинскую помощь

Владеть:

  • Основными правилами сохранения здоровья

  • Навыками коммуникации

  • Практическими упражнениями, помогающими заботиться о своем здоровье

Литература

Для учителя:

  1. Болотина Л.Р. Методика внеклассной работы в средних классах. – М., 1978.

  2. Зайцева О. В, Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, на дворе. Ярославль, Академия развития, 1997.

  3. Калечиц Т.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа. – М., 1972.

  4. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие/под ред. М. И. Рожковой. М. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

  5.  Обухова Л. А.; Лемяскина Н. А. Уроки здоровья. – Воронеж, 1999.

  6. Огородников А.А. Содержание и методика воспитательной работы. – М., 1988.

  7. Пятьдесят сценариев классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск».

  8. Сергеева В. П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие . 4-е изд. Доп. – М.: ЦГЛ, 2002

  9. Спутник классного руководителя. 1-4 классы / авт.-сост. Н.А.Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007. 

  10.  Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов, Ю. Ю. Шведова. /М. , Институт русского языка им. В. В. Виноградова, 2002.

  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т.1.- М.:Генезис, 2001

  12. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. М.: Генезис, 2002

Для обучающихся:

  1. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья.. – М.:ТЦ «Сфера», 2000.

  2. Большая детская энциклопедия. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002

  3. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / Авторизованный перевод Я. и А.Агуреевых. – М.:Джулия, 1992

.

  1. Сухин И.Г. 800 загадок и 100 кроссвордов. – М.: Новая школа, 1996.

  2. Что такое? Кто такой? В 3т. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!