СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Шашечные баталии"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомление воспитанников с теорией шашечной игры. Обучение технике игры в шашки. Образовательная программа позволит воспитать устойчивый интерес к шашкам, как к увлекательному и содержательному способу досуга.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Шашечные баталии"»

Утверждаю:

Директор КГКУ «Центр содействия

семейному устройству г. Уссурийск»

________________________________

«_________» _______________2023год



Краевое государственное казенное учреждение

«Центр содействия семейному устройству детей сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей г. Уссурийск».



Рабочая программа

«Шашечные баталии»

Для разновозрастной группы

(1 год обучения)

на 2022 – 2023 учебный год


Программа составлена воспитателем 3 группы

Маягиной Татьяной Анатольевной

























Уссурийск

2022 – 2023 год.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Шашки» предназначена для обучения детей, не имеющих навыков игры в шашки, и призвана помочь им получить базовые знания по шашкам. Программа позволяет помочь ребенку независимо от возможностей познакомиться с игрой и её правилами. Настоящая программа способствует формированию у детей таких качеств личности, как «инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения».

Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать спортивный и зрелищный компоненты шашкам, их соревновательную сущность, игровой и творческий характер, которые стимули­руют желание ребенка победить.

Отличительной особенностью данной программы является включение в теоретическую часть следующих блоков:

- о турнирных правилах;

- о специфических игровых ситуациях на соревнованиях;

- об основных правилах судейства;

В итоге использование полученных знаний позволяет усилить спортивную составляющую обучения, и как следствие, повысить мотивацию к теоретическим занятиям. Значительно повышается общая эффективность занятий.

Актуальность и педагогическая целесообразность создания данной образовательной программы обусловлена наличием у детей стремления к всевозможным играм и состязаниям, связанным с некими переживаниями, новыми ситуациями, преодолением трудностей, достижением успеха. Удовлетворению перечисленных потребностей в полной мере может содействовать игра в шашки. «Шашечные баталии» используются также для решения педагогических задач. Во-первых, соревнования связаны с преодолением своих страхов (неуверенности в собственных силах, как умственных, так и физических и т.п.), что позволяет корректировать волевую сферу детей. Во-вторых, игра предусматривает работу в команде и активное коммуникативное взаимодействие участников, что дает возможность формировать у детей навыки делового общения. В-третьих, игра предполагает острые эмоциональные переживания участников и позволяет педагогически воздействовать на сферу управления своим психоэмоциональным состоянием.

Образовательная программа кружка «Шашки» позволит сформировать у воспитанников устойчивый интерес к шашечной игре, как к увлекательному и содержательному средству досуга. Воспитанники смогут проявить свои способности и стать участниками школьных, городских и краевых соревнований и турниров по шашкам.

Цель программы: раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки; организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.


Задачи программы:

Образовательные: обучение технике игры в шашки; ознакомление детей с теорией шашечной игры.

Развивающие: активизация мыслительной деятельности: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности; развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления; обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные: воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность; воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе; выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

Возраст и характеристика детей,

участвующих в реализации программы

Общеобразовательная программа кружка «Шашки» рассчитана на детей разного возраста. Пол значения не имеет. Для приема в группу первого года обучения специальных шашечных знаний не требуется. Педагог ориентируется на психофизиологические возможности ребенка.

Сроки реализации образовательной программы и режим занятий.

Программа «Шашки» рассчитана на 1 год обучения – 68 часов (теория – 16 часа, практика – 52часа). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

В зависимости от уровня подготовки воспитанников и их заинтересованности в материале, педагог оставляет за собой право изменять порядок тем занятий и варьировать количество часов, отведённых на какую-либо тему, в пределах общего количества часов образовательной программы.

Формы занятий.

Форма занятий - теоретические, комбинированные (сочетание теоретических и практических занятий), турниры и соревнования по шашкам в «Центре» (в учреждении) и в городе.



Планируемые результаты

К концу обучения, воспитанники должны знать:   


  • ориентироваться на шашечной доске,

  • правильно помещать доску между партнерами,

  • правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,

  • применять на практике правила игры,

  • следить за ходами противника, поправлять,

  • решать простейшие комбинации,

  • расставлять позиции с заданными условиями,

  • рассчитывать соотношение сил.


уметь:

  • разыграть партию с противником;

  • расставлять позиции на шашечной доске;

  • нападать и съедать фигуры противника;

  • довести партию до логического окончания;

  • использовать правило «взялся - ходи»;

  • самостоятельно работать с шашечной доской;

  • правильно вести диалог с арбитром;

  • грамотно откладывать или заканчивать партию;

  • правильно предлагать ничью;

  • использовать временные ошибки противника;

  • регистрировать «невозможный» ход;

  • правильно завершить партию;

  • отслеживать турнирные результаты;

  • использовать небольшой материальный перевес;

  • совершать в уме простые действия (мысленный расчёт на три-четыре хода);

  • предполагать вероятный ответный план противника.


быть:

  • внимательным, любознательным;

  • выдержанным, психологически устойчивым во время партии;

  • дружелюбным во время игры, уважительным и справедливым по отношению к сопернику;

  • целенаправленным - стремиться довести партию до победы;

  • сосредоточенным, целеустремленным при игре партии;

  • настойчивым при стремлении к поставленной цели;

  • настойчивым в отстаивании прав игрока.



Способы проверки достижения ожидаемых результатов

В течение года дети участвуют в турнирах в учреждении, городских шашечных первенствах . Оценки результатов выставляются по сумме набранных очков.





Формы подведения итогов

реализации образовательной программы

Теоретические знания оцениваются на итоговом занятии: учащиеся сдают тест по теории. В конце учебного года подводятся итоги турнира, учитываются и результаты итогового теста.

Результатом практической деятельности является участие в соревнованиях и турнирах по шашкам, проводимых в учреждении.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

0

1

2

Тема 1. Шашечная доска и шашки

2

9

11

3

Тема 2. Игра «Поддавки»


2

8

10

4

Тема 3. Ходы и взятие фигур

2

6

8

5

Тема 4. Особенности хода дамки

2

5

7

6

Тема 5. Игра «Уголки»

2

6

8

7

Тема 6. Шашечный онлайн

2

7

9

8

Квалификационный турнир между группами

1

8

9

9

Учебно-массовые мероприятия

1

1

2

10

Итоговое занятие

1

2

3

Итого часов

16

52

68





















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Тема 1. Шашечная доска и шашки

2

9

11

2.1.

Шашечная доска и фигуры.

1

3

4

2.2.

Ходы шашками

-

3

3

2.3.

Завершение игры – ничья.

-

3

3

3

Тема 2. Игра «Поддавки»

2

8

10

3.1.

«Тихий ход»

1

3

4

3.2.

«Ударный ход»

1

3

4

3.3.

Возможности ничейных результатов.

-

2

2

4

Тема 3. Ходы и взятие шашек

2

6

8

4.1.

Общие принципы разыгрывание партии.

1

3

4

4.2.

Цель и результат шашечной партии

1

3

4

5

Тема 4. Особенности хода дамки

2

5

7

5.1.

Тактические приемы и особенности их применения

1

3

4

5.2.

Дамка против простых шашек

1

2

3

6

Тема 5. Игра «Уголки»

2

6

8

6.1.

Решение тестовых позиций

2

6

8

7

Тема 6. Шашечный онлайн

2

7

9

7.1.

Игра в шахматы с компьютером

1

3

4

7.2.

Игра с онлайн соперником

1

6

5

8

Квалификационный турнир между группами

1

8

9

9

Учебно-массовые мероприятия

1

1

2

10

Итоговое занятие

1

2

3

Итого часов

16

52

68










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Вводное занятие

Правила поведения в кабинете шашек.

Рассказ о шашечной игре.

Тема 1. Шашечная доска и шашки


Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

Практическая часть:

  • проведение квалификационных турниров, игр с записью;

  • разбор партий, сыгранных в квалификационных турнирах;

  • разыгрывание учебных позиций.

Тема 2. Игра поддавки


Тихий ход - перемещение шашки на одно поле вперед по диагонали. Тихий ход возможен, если соответствующее поле свободно и нигде на доске не требуется выполнить взятие шашки противника.


Ударный ход - перемещение шашки на два поля вперед или назад по диагонали, перепрыгивая при этом через шашку противника. Шашка, при своем ходе, обязана побить (взять) шашку противника, если та находится на соседнем (по диагонали) поле и если следующее за ней поле свободно. Берущая шашка становится на это свободное поле, перескакивая через вражескую шашку, которая снимается с доски. Взятие шашек может совершаться не только вперед, но и назад. Если после взятия одной шашки, есть возможным побить еще одну или несколько, то взятие продолжается. По правилам игры - взятия в русских шашках обязательны. При возможности взятия в разных направлениях выбор предоставляется берущему игроку. При взятии нескольких шашек противника снимать их с доски можно только после окончания ударного хода. При взятии шашек противника, запрещается перескакивать более одного раза бьющей шашкой через одну и ту же шашку соперника (а на свободное поле наступать несколько раз разрешается).


Практическая часть:

  • проведение квалификационных турниров, игр с записью;

  • разбор партий, сыгранных в квалификационных турнирах;

  • обучение технике игры поддавки в шашки;







Тема 3.Ходы и взятие фигур) (8 ч)

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов. Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

Практическая часть:

  • разыгрывание учебных позиций;

  • разбор партий, сыгранных в квалификационных турнирах;

  • проведение квалификационных турниров, игр с записью;

Тема 4. Особенности хода «дамки» (7 ч)

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тренировочные упражнения. Умение использовать дамку против простых шашек.

Практическая часть:

  • разыгрывание учебных позиций;

  • разбор партий, сыгранных в квалификационных турнирах;

  • проведение квалификационных турниров, игр дамки с записью;

Тема 5. Игра «Уголки» (8 ч)

Знакомство, отличия от игры в шашки, правила игры.

Роль комбинации в шашечной игре «уголок». Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма.

Как изучать технику проведения комбинаций.

Практическая часть:

  • разыгрывание учебных позиций;

  • разбор партий, сыгранных в квалификационных турнирах;

  • проведение квалификационных турниров, игр уголка с записью;

Тема 6. Шашечный онлайн (9 ч).

Игра в шашки с компьютером на различных уровнях сложности. Игра с онлайн соперником.

Практическая часть:

  • выбор игры с компьютером на разных уровнях;

  • выбор онлайн соперника.

Квалификационный разновозрастная группа (9 ч).

Практическая часть:

  • проведение турниров с дифференциацией силы игры участников одного уровня.

Учебно-массовые мероприятия (2 ч)

Участие в соревнованиях по шашкам в учреждении и городе.

Итоговое занятие (3 ч).

Ответы на вопросы по пройденному курсу теории.

Практическая часть:

  • подведение итогов турнира разновозрастной группы.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Материальное обеспечение программы:

Занятия проводятся с использованием компьютера, мультимедийного проектора, интерактивной доски и настольных шашечных досок. Так же предполагается использовать сеть Интернет для игры против компьютера и с онлайн соперником.

Методическое обеспечение программы:

Занятия по теории проходят в виде рассказа и беседы перед игровым занятием. Для снижения нагрузки и повышения интереса у обучаемых воспитанников необходимо разнообразить методы организации занятия, поэтому приповышения интереса учащихся необходимо разнообразить методы организации занятия.ия, выпольнять разряды и показывать высоки споменяется индивидуальная и групповая форма организации учебно-воспитательного процесса. На занятиях используются ИКТ технологии: презентации, тесты, материалы сети Интернет, электронные книги по шашкам.

Формы подведения итогов: Теоретические знания оцениваются на итоговом занятии: воспитанники сдают тест по теории. В конце учебного года подводятся итоги турнира, учитываются и результаты итогового теста.

Результатом практической деятельности является участие в соревнованиях и турнирах по шашкам, проводимых в учреждении.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 2007

2. И.М. Бодров, В.М. Высоцкий. Курс шашечных окончаний. Часть 1. Две на две.- М.: Владос, 2001

3. А.А. Косенко. Избранные партии И. А. Тимковского и современная теория.- М.: Владос, 2001,

4. Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. Обучение детей игре в шашки. - Справочник старшего воспитателя. № 8\август 2011

5. Интернет сайт для любителей шашек http://www.kombinashki.ru/roditelyam.php




ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.


Воспитательный процесс обеспечивается на каждом занятии в течение всего года в ненавязчивой и доброжелательной форме: в виде бесед на темы общечеловеческих ценностей, этики межличностных отношений, недопустимости асоциальных форм поведения в обществе, необходимости уважения прав и мнения другого человека, отношений старшего и младшего поколений, спортивных достижений наших соотечественников, роли России в мировом сообществе.

Дополнительные беседы педагога направлены также на формирование личностных качеств воспитанников, таких как справедливость, уважение к окружающим, коммуникабельность, патриотизм, культура поведения. В течение года педагог беседует о прошедших занятиях, рассказывает о стремлении добиваться больших результатов, составляет для себя личностные характеристики детей.

Участие в соревнованиях и турнирах по шашкам воспитывает в ребенке спортивный дух, психологическую устойчивость, волю к победе. Особенно полезно привлекать детей к выступлению в командных соревнованиях. Турниры и соревнования проходят в соответствии с планом учебно-массовых мероприятий в учреждении.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!