СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа кружка "Патриот"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Патриот" предназначена для подробного изучения истории России, родного края.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка "Патриот"»




Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Патриоты» разработана на основе: Примерных программ основного общего образования. Обществознание. 5-9 кл.-М.: Просвещение, 2010 и Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.  (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011г.Программа реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программа внеурочной деятельности “Патриоты” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.

Цель программы:

  • создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

  • создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

  • формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

  • утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

  • развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

  • воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

  • повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:

· системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;

· научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии развития современных научных знаний;

· доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;

· наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;

· деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;

· активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно, умение опираться не на авторитет учителя, а на доказательства и логику мышления;

· прочность знаний (завершённость обучения): завершение каждой темы итоговым занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, и подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы, применение технологии сравнения, сопоставления, противопоставления;

· принципы уважительного отношения к детскому творчеству: представление свободы выбора, создание атмосферы раскованности и талантливости, умение педагога оценить художественные достоинства детских работ.

Реализация программы “Патриоты” в 5 классе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика курса состоит в том, что он строится на предметно-практической деятельности, которая является в среднем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития. Данные занятия помогут выявить талантливых, инициативных детей и дать им возможность самовыразиться, эта работа ориентирована на активную жизненную позицию ребенка, приобщенного к общественной деятельности, самообразованию, развитию творческих способностей

Особенности реализации программы. Программа «Патриоты» разработана на один год занятий с детьми 11 -12 лет и рассчитана на поэтапное освоение материала во внеурочной деятельности. Занятия проводятся во второй половине дня, 1 раз в неделю, общее количество часов-34, в том числе практических -20.

Форма организации работы по программе – преимущественно коллективная, также используются групповая и индивидуальная формы работы.

Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную виды деятельности

Занятия являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.

Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, просмотр и обсуждение видеоматериала, заочные путешествия.

Формы практических занятий: творческие конкурсы, викторины, интеллектуально-познавательные игры, экскурсии, выполнение рисунков и стенгазет, оформление страниц портфолио, выставки, создание творческих проектов, участие в акциях.

Методы работы и их обоснование:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;

  •  наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

Средства контроля. С целью контроля эффективности рабочей программы «Патриоты» организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится 1 раз в полгода.

Формы и средства контроля:

- диагностика личностного роста по методике П.В.Степановой;

-диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой;

-педагогическое наблюдение;

-портфолио достижений;

-участие в социально-значимых акциях, конкурсах;

-анкетирование учащихся;

-выполнение проектов;

-оформление альбомов.


Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности


В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию,

- мотивации к учению и познанию,

- ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества,

- основы российской, гражданской идентичности,

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду,

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей,

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

- учитывать выделенные ориентиры действий, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей деятельности.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- узнавать государственную символику своего региона,

- описывать достопримечательности родного края,

- находить на карте, свой регион и его главный город,

-использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий у обучающихся могут быть развиты такие качества личности:

  • патриотизм;

  • уважение к истории, традициям, обрядам, культуре страны;

  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;

  • трудолюбие;

  • настойчивость;

  • дисциплинированность;

  • любовь к малой родине.


Содержание рабочей программы


Первый раздел «Моя семья – моя Россия» (10 ч.).

Что такое семья, род. Семья как ячейка общества.Родной дом и семья. Члены семьи, распределение обязанностей в семье. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье. Что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, заметок различного характера, изучение значения твоего рода в истории страны. Семейные реликвии.Работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, живших до Октябрьской революции (с 1918 г.), правила составления родословного древа. Традиции и обычаи семьи. Советское детство-какое оно? Детство наших бабушек и дедушек. Как выбирают профессию. Профессиональные династии. Как лечились наши предки. Народный лечебник. Операция «Красный крест». Бабушкины советы.Изучение значения твоего рода в истории страны во время ВОВ, Афганской и чеченской войн.

Второй раздел раздел«Моя малая Родина» (10 ч.)

Символы Смоленской области, Кардымовского района, культурное наследие родного края, народы, их обычаи и традиции.Регион на карте Российской Федерации. Место региона в жизни Российской Федерации. Смоленск – столица Смоленской области, его достопримечательности, история. История застройки города, первые школы и магазины. Городские легенды. О чем говорят названия улиц.След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои войны – наши земляки. Мой любимый город: прошлое, настоящее, будущее.

Третий раздел «Люблю тебя, моя Россия». (14 ч.)

Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка.Москва – главный город России. Великие достопримечательности столицы.Путешествие по стране: народы, населяющие РФ, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Народные праздники России.Русские народные песни и игры.Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.Слава и честь защитникам Отечества! Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Подвиги женщин в военное время.Дети – герои Великой Отечественной войны.Путешествие по городам - героям военной славы.

Итоговое повторение. «Что мы узнали, чему научились» (1ч.)





Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема учебного занятия

Всего часов

Дата

План

Факт

Раздел 1.«Моя семья – моя Россия» (10 ч.)




1.


Что такое семья, род?

1



2-3


В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. История моей фамилии

2



4-5


Составляем родословную

2



6


Семейные традиции. Семейные реликвии.

1



7


Профессии моих родителей.

1



8


Детство наших бабушек и дедушек

1



9


Народный лечебник. Операция «Красный крест». Бабушкины советы.

1



10


Защитники Отечества в моей семье

1



Раздел 2.«Моя малая Родина» (10 ч.)




11


Символы Смоленщины и Кардымовского района, культурное наследие родного края, народы, их обычаи и традиции

1



12-14

Смоленск – столица Смоленской области

3



15-16


О чем говорят названия смоленских улиц. Городские легенды.

2



17-18


След Великой Отечественной войны в жизни родного края

2



19-20

Мой любимый город: прошлое, настоящее, будущее.

2



Раздел 3. «Люблю тебя, моя Россия» (14 ч.)




21-22


Наша Родина – Россия. Государственные символы России

2



23-24


Москва – главный город России. Великие достопримечательности столицы

2



25-26


Путешествие по стране

2



27-28


Наша Родина в живописи, песнях и стихах.

2



29-30


Красота русской природы

2



31-32


Мы- многонациональный народ

2



33-34


Слава и честь защитникам Отечества!

2



Раздел 4. «Что мы узнали, чему научились» (1 ч.)




35

Итоговое занятие «Что значит быть патриотом России?»

1




Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса

Материально – техническое обеспечение:

музыкальный центр;

компакт диски;

видеофильмы;

иллюстрации;

компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

набор ЦОР.

экспонаты школьного музея.

Информационно – методическое обеспечение:

- пособия;

- методическая литература;

- интернет ресурсы.

Литература для учащихся:

  1. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.

  2. Я познаю мир: Дет. энцикл.: История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

  3. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит., 2003.


Литература для учителя:

1.Мазыкина, Н. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков Н. Мазыкина // Воспитание школьников.- 2013-2014гг.- N 6.- С. 13-17.(1)

2. Рожков, С. Воспитываем патриотов: Патриотическое воспитание в школе / С. Рожков // Пед. вестн.- 2013г.- N 12.- С. 7.

3. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. – СПб.: Каро, 2014. – 224 с.

4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.». – М.: Росвоенцентр, 2011г. – 61 с.

5. Гражданское образование в российской школе. – М.: Астрель, 2010г. – 605 с.

6. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. – М.: Педагогика, 2012г. – 144 с.

7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – М.: Росвоенцентр, 2011. – 25 с.

8. Суколенов И.В. Теория и практика патриотического воспитания учащихся в современных условиях. – Курган: КУ, 2006. – 177 с.


Цифровые образовательные ресурсы:

http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер орга­нов государственной власти Российской Федерации).

http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.

http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание зако­нодательства Российской Федерации.

http://www.socionet.ru — Соционет: информационное про­странство по общественным наукам.

http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ре­сурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).

http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.

http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социо­логические исследования).

http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Ме­неджмент. Федеральный образовательный портал. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».

http://www.gallery.economicus.ru — Галерея экономистов.

http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводный курс.

http://www.cebe.sib.ru — Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю.

http://www.mba-start.ru/ — Бизнес-образование без границ.

http://www.businessvoc.ru — Бизнес-словарь.

http://www.hpo.opg — Права человека в России.

http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — граж­данам школьного возраста.

http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.

http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по пра­вам человека в Российской Федерации: официальный сайт.

http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Де­кларация прав школьника.

nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!