Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сутайская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа
кружка краеведческой направленности
"Мой край родной"
Срок реализации – 1 год
Руководитель: Хапхаранова С.Д
2016
Пояснительная записка
В последнее время возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с ведением, в соответствии с Законом РФ « Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования.
Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально педагогических задач нашего времени.
Направленность программы данного курса по содержанию является краеведческой; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации -кружковой; по времени реализации - 1 год; количество часов в неделю - 1 час.
Цели и задачи:
Цели реализации программы: формирование у школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины.
Содержание предполагает решение следующих задач:
Обучающие:
-формировать у учащихся представления об историческом прошлом и настоящем нашего села, края; о личностях, оставивших заметный след в истории; о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие района, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
-прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
- расширять и углублять знания учащихся по обществознанию и истории.
Развивающие:
-развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах,
способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
-расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
-формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
Воспитательные:
-воспитывать уважение и любовь к родному краю;
-способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, края;
-воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;
-содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Ожидаемые результаты:
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование УУД (универсальных учебных действий) (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Тематическое планирование – 35 часов.
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов |
| Я и моя малая родина. Что изучает краеведение? | 1 |
| История Мухоршибирского района. | 1 |
| Знакомство с историей родной школы. Изучение истории школы на основе архивных документов, которые имеются в школе. Составить альбом. | 4 |
| Экскурсия в школьный краеведческий музей. | 1 |
| Село: прошлое, настоящее и перспективы развития. Культурное наследие. | 4 |
| Семейные традиции, праздники и обряды. | 4 |
| Исторические памятники Мухоршибирского района. Символика. | 1 |
| Достопримечательности нашего улуса. | 3 |
| Географическое расположение Мухоршибирского района. | 1 |
| Известные люди района. | 2 |
| Известные люди улуса Нарсата. | 4 |
| Мухоршибирский район в наше время. | 1 |
| Мухоршибирский район в годы Великой Отечественной войны | 1 |
| Улус Нарсата в годы Великой Отечественной войны. Героизм наших земляков на фронтах войны | 4 |
| Оформление и защита творческих работ по теме «Моя малая родина». | 3 |
| Итого | 35 часов |