ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 1 ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
«Согласовано» руководитель МО общественных дисциплин _______________ В.Л.Шулак Протокол №1 от 28.08.2017 | «Утверждаю» И.о.директора МОУ «Школа №1 города Докучаевска» ________________ Т.С.Негрило |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Шулака Вадима Леонидовича, высшая категория
Краеведческое объединение «Мой край»
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы
протокол № от «27» августа 2017г.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Программа краеведческого обьединения «Мой родной край» составлена для работы с учащимися среднего и старшего звена и направлена на социокультурную адаптацию школьников, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Данная программа применяется для дополнительного образования обучающихся. Материалы программы могут быть использованы на уроках литературы, на уроках истории, обществознания, уроков гражданственности Донбасса при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного края способствует воспитанию патриотического курса, дает возможность привлечь к поисково- исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальна проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории г.Докучаевска, Донбасса.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет познакомить учащихся с историей возникновения и развития Малой Родины, с многонациональным составом населения, культурными достижениями Донбасса;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;
воспитывать у детей культуру труда и этику общения;
воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
Основные принципы, положенные в основу программы:
благоприятных условий для их развития;
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:
словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Занятия КО «Мой край» проходят 1 раз в месяц в течение 1 академического часа, 9 часов.
Учебно – тематическое планирование
№ урока | Название раздела и темы урока | Контроль (к/р,п/р, с/р, тесты, л/р) | Задания для самостоятельной работы учащихся | Средства ИКТ | Дата проведения | Корректировка |
1. | Введение. «История школы и моя семья» | | Герб семьи, составить генеалогию | | | |
2. | «История школы и страна» | | Составление кратких сообщений, сбор материалов. | | | |
3. | «История школы и мир» | | Сбор информации для размещения в Википедии | | | |
4. | «История школы и город» | | Проект «Моя школа» | | | |
5. | «Край, в котором я живу» | | Проекты учащихся | | | |
6. | «История школы и армия» | | Проектная деятельность (по выбору учащихся) | | | |
7. | «История школы и нравственность» | | Конкурс творческих литературных работ | | | |
8. | «История школы и здоровье» | | Проектная деятельность (по выбору учащихся) | | | |
9 | Наш край в годы Великой Отечественной войны | | Творческая работа «Расскажи о своем герое». | | | |
Содержание программы:
Тема 1: Введение «История школы и моя семья»(1ч).
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Роль семьи в истории края.
Тема 2: «История школы и страна».(1 ч)
1.Территория и географическое положение города. Знакомство с картой, границы, история образования. Изучение местной топонимики, составление кратких сообщений, сбор материалов.
2. Творческая работа «Загадочный мир названий»
Происхождение и объяснение наиболее значимых топонимов. Легенды и предания.
Тема 3: «История школы и мир».(1 ч)
1. Выпускники школы – известные личности в мире. Традиции школы, историей своей школы.
-Знаменитые выпускники – дети заранее получают творческие задания в группах, поисково–исследовательская работа.
2. Название города и мир.
Тема 4: «История школы и город».(1 ч)
1. Выпускники школы – известные личности в городе.
2. Топонимы и школа. Проект « Моя улица»
Тема 5: «Край, в котором я живу» .(1 ч)
Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край.
Практическая работа: сбор и оформление краеведческого материала о творческих людях; выявление особенностей культуры малой родины.
Тема 6: «История школы и армия.(1 ч)
1. Выпускники и армия. Изучение родов войск.
2. ГТО и школа.
Форма контроля: Конкурс творческих литературных работ.
Тема 7: «История школы и нравственность».(1 ч)
Экскурсии - в местный краеведческий музей; изучение культурного творчества земляков.
Тема 8. «История школы и здоровье». (1 ч)
Традиции здоровья и спорта в истории школы. Спортсмены –выпускники школы.
Тема 9:“Наш край в годы Великой Отечественной войны”. (9 ч)
Подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Участие земляков в войне: военный и трудовой подвиг.
1. События истории, жизни и деятельности героев войны, живших на территории края.
2. Творческая работа «Расскажи о своем герое».
3. Встречи с ветеранами, героями Великой Отечественной войны, тружениками трудового фронта.
Подведение итогов
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны:
- овладеть учащимся знаниями о населенном пункте, в котором проживают;
- формировать активную жизненную позицию;
- изучать историю и культуру отечества и родного края;
- развивать умение совершенствоваться в коллективе.
Учащиеся должны уметь:
Воспроизводить и анализировать собранный ими материал;
Выступать перед публикой.
Ожидаемые результаты
Знать о достопримечательностях, святынях родного края, символах района и края; осмысливать значение понятия «малая родина»; воспитание у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны; умение рассказывать о важнейших событиях в истории Донбасса и родного края; находить на исторической и современной картах места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников малой родины.