СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа " Композиция станковая "

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Композиция, как учебная дисциплина, направлена на развитие творческой фантазии и образного мышления, а также на изучение архитектоники и колористки сюжетной станковой картины, книжной иллюстрации и условной декоративной композиции. Главные понятия станковой композиции – замысел и картина. Замысел дает представление о цели работы, ее смысле, об эволюции образа в процессе его создания. Картина – в результате работы, оформляет замысел в законченное произведение.

Просмотр содержимого документа
«Программа " Композиция станковая "»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 6» города Курска






Дополнительная предпрофессиональная программа в области изобразительных искусств «Живопись»

Предметная область ПО.01. «Художественное творчество»

Программа по учебному предмету ПО.01.УП.06

«Композиция станковая»

4 – 8 классы ДШИ

(8 – летний цикл обучения)

срок реализации 5 лет
















Курск 2021





Рассмотрено»

методическим советом образовательного учреждения

_____________Симонова Ю. В.

«___» ______________________

«Утверждаю»

Директор МБОУ ДО

«ДШИ № 6» города Курска

__________________Рубанова О. Н.

«____» _________________________












Разработчики: преподаватель МБОУ ДО «Детская школа искусств № 6»

города Курска

Пилипенко А. С., Белоглазова И. В.




























Пояснительная записка

Композиция, как учебная дисциплина, направлена на развитие творческой фантазии и образного мышления, а также на изучение архитектоники и колористки сюжетной станковой картины, книжной иллюстрации и условной декоративной композиции. Главные понятия станковой композиции – замысел и картина. Замысел дает представление о цели работы, ее смысле, об эволюции образа в процессе его создания. Картина – в результате работы, оформляет замысел в законченное произведение.

Занятия должны научить учащихся последовательно и грамотно вести творческую работу. Все специальные дисциплины должны быть тесно связаны, и взаимодействовать друг с другом. Курс композиции играет важную роль в обучении учащихся. Наряду с рисунком и живописью является одним из самых сложных и важных учебных предметов. Программа рассчитана на взаимосвязь всех учебных дисциплин школы. Знания, полученные на уроках композиции, закрепляются и применяются на других уроках и занятиях, проводимых в школе: рисунок, живопись, лепка и т.д. Композиция это то, что связывает воедино все вопросы теории и практики в изобразительном искусстве, его преподавании. Система занятий данного курса композиции строится с учетом возрастных особенностей учащихся, независимо от начального багажа их знаний, в связи с этим для учащихся первого класса предлагаются краткосрочные задания.

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью, передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа. Что помогает учащимся выявить роль структуры произведения и отдельных его частей в раскрытии замысла, в организации больших, тональных, цветовых отношений, расстановке акцентов. В процессе выполнения композиционный разбор анализа работ художников преподаватель помогает учащимся раскрыть сюжетное содержание произведений. Выяснить те художественные средства, с помощью которых авторы картины добиваются большой выразительности в создании художественных образов. Анализ работ художников имеет вспомогательное значение, его анализ необходимо проводить во время изучения каждой новой темы для более точных и глубоких познаний законов, правил и приемов композиции.

Практические занятия с анализом произведений художников помогают учащимся наиболее образно проигрывать в своем воображении события прошлого, пропускать информацию через свои мысли и эмоции, осознанно и грамотно интерпретировать их в дальнейшем творчестве, развивать самостоятельность и индивидуальность.

Начинается курс композиции станковой с работы над пятном и линией, над силуэтом и простой формой. Постепенно занятия усложняются. Пятна и линии обретают конкретный образ. В процессе обучения учащиеся изучают определенные правила создания картины (равновесие, передача ритма, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия - ассиметрия и т.д.). Законы (закон цельности, закон контрастов, закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу, закон типизации); приемы (горизонтали и вертикали, диагональные направления); средства (линия, штрих-линия, пятно- тон и цвет). Но курс не сводится только к изучению законов, правил, приемов и применению их на практике. Ряд других упражнений, направлен на развитие умения чувствовать, наблюдать, переживать. В процессе обучения учащиеся работают над самыми различными темами, от натюрморта и до сложного сюжета, передовая художественный образ героев картины. Учатся творческому подходу, наблюдению, работают над идейным замыслом, выбирают из окружающего интересное и важное.

Программа предусматривает выполнение разнообразных заданий. Быстрые и короткие упражнения, основанные на эмоциях, помогают передавать чувства и переживания. Более сложные задания основываются на наблюдениях, изучении окружающей действительности, на работе с литературными и историческими источниками. В процессе таких занятий учащиеся учатся видеть и оценивать, изучать и передавать окружающее. Длительные задания направляют на создание продуманных, содержащих идею, замысел передающих художественный образ работ.

Развитие способности образно мыслить и умение видеть и отражать в композиции интересное, важное, удивительное в жизни, умение отбирать главное и значительное, умение анализировать и осмысливать исторические процессы через изучение искусства народов мира - основная цель предмета.

В работе над композицией большое значение для расширения представлений учащегося, пробуждения пластического воображения и фантазии имеет показ репродукций классических произведений художников.
Обучение построено по принципу последовательного усложнения материала: от освоения простейших понятий и приемов работы через дальнейшее знакомство с основами композиции – к созданию разработок больших тематических композиций. Приступая к овладению искусством композиции учащиеся имеют определенные знания из области истории изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусства, а также некоторые жизненные наблюдения. Кроме того, иметь представления о способах и приемах реалистического изображения на плоскости, не бояться изображать предметы окружающего мира с использованием элементарных живописных средств и приемов передачи пространства, колорита, иметь начальные навыки в работе с различными материалами.

Для того чтобы над индивидуальностью личности ребенка не довлело мнение педагога, в программу включается ряд методических приемов на наблюдение, ассоциации, эмоции, которые могут побудить к определенным переживаниям учащегося, оказать помощь в изучении культурного наследия прошлого. Курс должен способствовать формированию творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.

Нашей задачей обучения является обучение учащихся основам изобразительной грамоты, воспитание эстетического вкуса, развитие творческих способностей, выявление и подготовка одаренных детей для поступления в средние и высшие профессиональные художественные заведения. Воспитание полноценной разносторонне развитой личности.

Программа сочетает в себе лекционные занятия с практическими заданиями, целью которых является закрепление пройденного материала.

Задачи:

обучающие

- научить процессу сознательной работы над композицией;

- научить учащихся наблюдать, запоминать увиденное, черпать сюжеты в повседневной жизни, исторических и литературных источниках, отражать жизненные впечатления в своих работах;

- создание на должном профессиональном уровне композиционных работ для осуществления возможности поступления в средние художественные учебные заведения;

- использование в работах различных художественных материалов (живописных и графических), знакомство с их технологией.

развивающие

- развитие индивидуальных, художественных способностей учащихся, путем изучения основных законов композиции;

- развивать способности детей, создавая художественные произведения по представлению и воображению, опираясь на реальные зрительные образы и знания «правил» создания картины;

- развитие наблюдательности и фантазии;

воспитательные

- выявить значимость предмета «Композиция станковая» в формировании и развитии художественного мышления детей;

- воспитание помощью изобразительного искусства;

- формирование у детей культуры занятий изобразительным творчеством как важной и неотъемлемой части их духовной культуры;

- формирование интереса учащихся к традициям своего народа через приобщение к изобразительному искусству.

формирование основ композиционного мышления;

- формирование и развитие образного мышления;

- воспитание эстетического вкуса, приобщение к художественной культуре.

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени (в часах)

Кол-во часов максимальной учебной нагрузки

Самостоятельная работа

Аудиторные часы

4 класс

1

Введение в предмет, вводная лекция

Лекция

15

9

6

2

Организация плоскости линией и пятном

Практическая работа

15

9

6

3

Сочетание линии и пятна в картинной плоскости.

Практическая работа

15

9

6

4

Понятие «масштабность».

Урок

15

9

6

5

Силуэт и форма в композиции.

Урок

15

9

6

6

Понятие равновесия в картинной плоскости.

Урок

15

9

6

7

Подчиненность главному. Композиционный центр.

Урок

15

9

6

8

Понятие симметрии и асимметрии в картинной плоскости

Урок

15

9

6

9

Закон контрастов

Урок

15

9

6

10

Понятие «Ритм» в композиции.

Урок

15

9

6

11

Ассоциации.

Урок

15

9

6




165

99

66

5 КЛАСС

1

Вводная беседа

Лекция

27

10

7

2

Целостность композиции.

Урок

27

10

7

3

Понятие об открытой – закрытой композиции.

Урок

27

10

7

4

Движение (статика - динамика) в композиции

Урок

27

10

7

5

Передача объема, освещенности, (свет и светотень).

Урок

27

10

7

6

Понятие о пропорциях

Урок

27

10

7

7

Понятие о монументальности.

Урок

27

10

7

8

Законы перспективных сокращений.

Урок

27

10

7

9

Угол и точка зрения

Урок

29

19

10




245

99

66

6 КЛАСС

1

Вводная беседа

Лекция

20

12

8

2

Фактура, текстура

Урок

20

12

8

3

Декоративность

Урок

20

12

8

4

Создание сюжетных композиций

Урок

20

12

8

5

Работа учащихся с натурой, по наблюдению.

Практическая работа

20

12

8

6

Сбор материала для композиций в виде зарисовок и набросков: людей, животных, техники, архитектуры.

Урок

20

12

8

7

Передача характерного образа, настроения героев сюжетной композиции.

Урок

20

12

8

8

Изображение человека в различных пространственных планах

Практическая работа

25

15

10




165

99

66

7 КЛАСС

1

Вводная беседа

Лекция

18

12

6

2

Выразительность художественного образа.

Практическая работа

30

20

10

3

Стилевое единство в композиции

Урок

30

20

10

4

Творческий подход к работе над композицией, выражение идейного замысла.

Урок

30

20

10

5

Умение отбирать из окружающего интересное и важное для создания творческой работы.

Урок

30

20

10

6

Использование регионального компонента, изучение национальных особенностей родного края.

Урок

30

20

10

7

Работа с историческими, литературными источниками, изучение подсобного иллюстративного материала к теме.

Практическая работа

30

20

10




198

132

66

8 КЛАСС

1

Вводная беседа

Лекция

42

28

14

2

Жизнь в движении

Практическая работа

42

28

14

3

Выразительность художественного образа через движение.

Урок

42

28

14

4

Умение отбирать из окружающего интересное и важное для создания творческого замысла.

Урок

42

28

14

5

Сбор материала для композиций в виде зарисовок и набросков: людей, животных, техники, архитектуры.

Практическая работа

42

28

14

6

Работа с историческими, литературными источниками, изучение подсобного иллюстративного материала к теме.

Практическая работа

42

28

14

7

Творческий подход к работе над сложной композицией в движении

Практическая работа

45

30

15




297

198

99




Содержание предмета

1 класс

1 Ведение в предмет станковой композиции. Вводная беседа с иллюстративным рядом.

2 Ограниченная плоскость (формат) и пятна (линии) – элементы, составляющие композицию.


Упражнение 1. «Первые наброски»

Задача: поиск баланса в формате, создание комфортного пространства. Формат – это плоскость, на которой ведется работа над композицией (лист бумаги, холст).

Важной задачей композиционного построения картины является выбор формата (его размер и пропорции сторон) и величины самого изображения. Формат бывает горизонтальный, вертикальный и квадратный. При выборе формата следует учитывать, как расположены основные объекты композиции. Горизонтальный формат лучше использовать в том случае, если элементы композиции располагаются вдоль горизонтальной плоскости. (И.Шишкин «Лесные дали», А.Рылов «В голубом просторе»). Вертикальный формат придает изображению ощущение стройности и возвышенности. Если элементы композиции располагаются вертикально, то в этом случае выбирают вертикальный формат (К.Брюллов «Всадница», П.Пикассо «Девочка на шаре»).

Формат в виде квадрата лучше использовать для создания уравновешенной статичной композиции потому, что они мысленно соотносятся с равными центральными осями и равными сторонами границ изображения В.Серов «Татарская деревня в Крыму». Неравное количество черного и белого в композиции, (это нужно для того, чтобы ясно читалось, что есть фон и что фигуры на нем).

Присутствие в пространстве композиции пятен трех размеров.

Присутствие в пространстве элементов трех категорий – большие, средние и малые элементы – делают это пространство комфортным. (упражнение выполняется аппликативно из черной бумаги на формате А/5).


Упражнение 2: «какой я в этом мире?»

Задача: развитие понятия «масштабность».

Один и тот же предмет «чувствует себя» менее или более «комфортно» в том или ином пространстве. Слишком малая фигура в большом пространстве вызывает чувство неудобства, неуютности, одиночества. Чрезмерно великая фигура в маленьком пространстве вызывает чувство стесненности.

(Стул на улице, стул в комнате, стул в шкафу). (упражнение выполняется аппликативно из черной бумаги на формате А/5).

Тема: 2.

Уравновешенность (равновесие).

Подчиненность второстепенного главному (центр композиции). Уравновешенность - основа гармонии в произведении.


Упражнение 1. (3 часа) Графический анализ работ мастеров.

Задача: при помощи этих упражнений вырабатывается понятие «симметрия – асимметрия», строятся схемы равновесия этих работ. Равновесие в композиции достигается через противопоставление больших и малых форм, выделение пространственных пауз между предметами. А так же по цвету и тону. (Симметричная композиция изначально уравновешенная, устойчивая). Немаловажное значение в построении картинного пространства имеют оси симметрии. Оси симметрии – это вспомогательные линии, которые помогают найти соотношения различных частей картины; при помощи осей симметрии мы находим геометрический центр холста. Основные элементы композиции размещаются с учетом основных осей симметрии. Учащиеся знакомятся с рабочей плоскостью композиции, осваивают множество вариантов композиционного решения.

Равновесие по размеру

Равновесие по тону

Равновесие по цвету.

Равновесие по промежуткам (пространственным паузам между предметами)

(упражнения выполняется графично на формате А/5).

Упражнение 2. «Наскальные рисунки». Взаимодействие пятна и поля. Выполнить аппликацию из фигур с резким различием по форме, цвету, тону, размеру.

Задача: Удержать равновесие в пространстве листа.

Знакомство с принципами равновесия вырабатывает умение определять пропорциональные соотношения между пространством листа и размерами пятен. Уравновешиваются части по массе и тону. Равновесие касается не только масс и пятен, но и пространства между ними. Равновесие достигается равномерным распределением элементов изображения на плоскости слева и справа вверху и внизу.

- Равновесие малых и больших величин.

-Равновесие светлых и темных масс.

Упражнения строятся из геометрических фигур. Затем из произвольных пятен.

(упражнение выполняется аппликативно из цветной бумаги: черного, серого, белого цвета на формате А/5. затем из цветной бумаги).

Упражнение 4«Из прабабушкиного сундука». Поиск расположения предметов.

Задача: Выбор наилучшего решения композиции, закрепление знаний и умений по созданию равновесия в композиции.

Упражнение 5 (Тематический натюрморт или военная тематика Задача: Выработка умений владения принципами равновесия, закрепление понятий «формат», «пятно», «силуэт», выдержать тематику натюрморта.

(Композиция выполняется гуашью в три тона на формате А/4).

Упражнение 6. Творческая композиция на тему «Животный и растительный мир родного края».

В начале занятия учащиеся просматривают видеоряд, знакомясь с животным и растительным миром родного края.

Задача: Создание творческой композиции с учетом равновесия масс по цвету, тону, размеру и пространства между ними. Заполнить лист бумаги контурными изображениями: птиц, рыб, домашних животных, цветов, листьев. Залить получившийся рисунок цветом, учитывая равновесие получив своего рода обои (выполняется в материале «гуашь» на формате А/3).

Тема:3

Подчиненность второстепенного главному (центр композиции).

Композиция должна восприниматься как единое целое.

Для этого ее выстраивают относительно единого узла, называемого композиционным центром. Композиционный центр не всегда является геометрическим центром. Центр включает сюжетную завязку, основное действие, главных действующих лиц. Он влияет на формат, колорит, пластику. Определение зрительного центра и зрительного поля композиции являются первым, начальным этапом композиционной грамоты. При определении зрительного центра учащиеся вырабатывают навыки нахождения основных (главных) элементов композиции и второстепенных деталей.

Анализируя работы художников, мы замечаем, что наиболее важные по сюжету элементы композиции не разбросаны по плоскости картины, а образуют пятно или простые геометрические фигуры. (В.Серов «Дети» - прямоугольник, Рембрант «Возвращение блудного сына» - круг, В.Суриков «Боярыня Морозова» - треугольник и т.д.).

В процессе нахождения вариантов размещения зрительного центра композиции развиваются навыки соотношения между пространством листа и размером зрительного центра. Развивается композиционное мышление, проявляются навыки многообразия композиционного решения.

Упражнение 1 «Животные из мифов Древней Греции» Средства выделения сюжетно-композиционного центра.

Задача: формирование умений и навыков построения композиции, изучение средств выделения композиционного центра, развитие творческих способностей, фантазии и наблюдательности.

Учащиеся просматривают видеоряд или репродукции работ мастеров Проводится анализ-определение сюжетно-композиционного центра и средства, которым он выделен. Задание состоит в выполнение гуашью композиций из бытовых предметов, животных и т. д. с применением средств выделения сюжетно-композиционного центра.

Тема 4: Контраст.

Контраст - это резкое различие, используемое в изобразительном искусстве. Которое позволяет сопоставить противоположность двух величин: размеров (большого и маленького); цвета (светлого - темного, насыщенно-нейтрального, теплого - холодного); массам (крупных и мелких, пестрых и гладко окрашенных). Контрасты представляют собой проявление всеобщего закона диалектики – закона единства и борьбы противоположностей: добро и зло, веселое и грустное, новое и старое. Спокойное и динамичное и т.п. без контрастов не может быть борьбы, а стало быть, и движения, изменения, развития. Без контрастов света и тени, контрастов форм, величин, без контрастов цветов человек не увидит ни формы, ни объема.

Сильные цветовые и световые контрасты постоянно участвуют в построении композиции для выявления главного. Закон контрастов – один из основных законов композиции.

Контрасты – это необходимое условие, чтобы зритель увидел изображение, они создают выразительность произведения искусства.

Контраст тона Контраст Контраст размеров Контраст формы

Упражнение 1. «Календарные праздники славян» («Семик», «Веснянки», «Колядки», «Ивана Купалы») или современные праздники: семьи, города, области, страны)

Выделение главных элементов при помощи контраста. Выполнить серию заданий по свободному использованию картинной плоскости разных размеров.

Это могут быть композиции из линий, пятен, точек, геометрических, растительных или декоративных элементов.

Задача: определить контраст

Тема 5: Ритм.

Повторение, равномерное чередование отдельных элементов или фигур, световых и тоновых пятен, объемов, оттенков цвета через определенные интервалы. Группу таких объектов можно назвать ритмическим рядом или композиционным строем в картинной плоскости. Небольшие промежутки между элементами в ритмическом ряде называются интервалами, а пространства, отделяющие один элемент от другого – паузами. Ритмическое построение с применением цвета значительно расширяет возможности и обогащает познания в живописи. Каждый цвет с помощью ритма может развиваться в плоскости и пространстве картины, меняя насыщенность, величину элементов, составляющих композицию. Это позволяет усиливать или ослаблять фрагменты картины, выделить главное.

Ритм связан с содержанием и подчинен выражению идеи.

Ритм выбирается не любой, а только тот, который помогает выразить задуманный порядок - спокойный или динамический.

Упражнение Движение Составление схем.

Ритм всегда подразумевает движение. Ритм создает впечатление движения в разных направлениях.

Влево-вправо. Вверх-вниз. Вокруг оси. Дальше - ближе Нарастающий ритм Убывающий ритм

Задача: изучение понятия «ритм».

(выполняется черной тушью на формате 1/2 А /4).

Упражнение 2 «Композиция орнамента». Перед выполнением задания учащиеся просматривают образцы вышивок, знакомятся с особенностями кубанского орнамента, его мотивами.

Задача: передача закономерного ритма. Выдержать ритмический ряд при постоянной величине элементов и интервалов между ними. Развитие чувства ритма.

Тема: Ассоциативная композиция.

Ассоциация – психологическая связь представлений о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.

Каждый предмет вызывает какую – либо ассоциацию, каждая форма выражает определенный характер. Например: эскимос – снег, север; ночное небо – бесконечность; пантера – изящество и коварство, «Карнавал» - яркие краски, вспышки, контрасты. Ассоциации вызывают музыка и стихи. Ассоциативная композиция по своей глубинной сути не иллюстративна, а эстетически формальна, то есть не требует литературы, рассказа. Ассоциативная композиция является уже произведением искусства, но в реалистическом искусстве ассоциация – это общий замысел, основная идея, требующая дальнейшей разработки, наполнения конкретными образами. Каждое из понятий можно конкретизировать, сделать названием композиции. У каждого художника свое видение предмета, своя эмоциональная палитра. Но в основных своих характеристиках ассоциативные композиции разных авторов все-таки не будут сильно отличаться друг от друга. Соответствие, совпадение восприятия произведения с тем, что хотел выразить автор - непременное условие правильной оценки ассоциативной композиции.

Ассоциативная композиция может создать полнокровную художественную ткань. Нередко более тонкую и изысканную, чем образы в сюжетной композиции, но эта ткань не обладает конкретностью, она допускает субъективное толкование, произведение как бы не имеет последнего слова, последнего мазка художника, превращающего композицию в законченный образ.

С другой стороны, любая композиция несет в себе элемент ассоциативности – будь то сугубо формальная композиция на ритм или динамику, сюжетная ли картина с тщательно разработанными персонажами и предметами.

Ассоциация является связующим звеном между инструментальной, рационально-рабочей стороной композиционной деятельности и высоки духовно-чувственными задачами художественных произведений. Почти все изобразительное искусство предметно. Это совсем не отменяет ассоциативности, опосредованности образа.

Упражнение 1 «Греческая колонна».

Занятие начинается с просмотра архитектурных памятников Греции.

Задача: передача настроения через неодушевленные предметы.

Выполнить неодушевленный предмет в определенном настроении. Он может быть грустный, веселый, торжественный, важный, озорной и т.д. Проследить ассоциативную связь со стилями в архитектуре.

Упражнение 2 Композиция, сюжет из библейских историй –

Занятие начинается с беседы о церковных праздниках.

Создание поздравительного плаката или картины

5 КЛАСС

1. Вводная беседа с иллюстративным рядом.


2. Целостность и композиционный центр.

Если изображение или предмет целиком охватываются взглядом, как единое целое, явно не распадается на отдельные самостоятельные части, то налицо целостность. Целостность – внутреннее единство композиции. Но его нельзя понимать как непременно некий спаянный монолит. Это ощущение сложное, между элементами композиции могут быть промежутки, пробелы, но все-таки тяготение элементов друг к другу, их взаимопроникновение зрительно выделяют изображение или предмет из окружающего пространства.

Целостность выделяет центр внимания. Одна из основных черт закона целостности – неделимость композиции означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей. Неделимость проявляется в композиции через нахождение художником средств, которые способны объединить в одно целое все компоненты будущего произведения. Композиционной цельности можно добиться, приглушая второстепенное, объединяя тоном, светом, колоритом все части произведения.

Цельность так же зависит от связи всех элементов произведения определенной логикой действия. Неделимость изображения достигается и самой техникой письма. Цельность может быть в компоновке картины по отношению к раме, может быть как колористическое пятно всей картины по отношению к полю стены. А может быть и внутри изображения, чтобы предмет или фигура не распадались на отдельные случайные пятна. Учащиеся должны анализировать, экспериментировать, приобретать навыки цельного видения композиции.

Упражнение 1: Графический анализ черно – белой репродукции.

Задача: Композиционный анализ. Приведение сложного изображения к простому виду или к схеме с целью выяснения принципа построения композиции в этом изображении. Определить внутреннее единство данной композиции.

В данном упражнении приведем изображение с множеством оттенков серого к двухкомпонентной схеме из черного и белого.

Предметы не являются элементами композиции – только пятна. Берем черно – белую репродукцию, рисуем на листе ее формат. Делаем карандашом примерный набросок изображения. Находим в репродукции самое светлое и самое темное. Затем находим серый средний тон. После этого все пятна в репродукции светлее среднего серого оставляем белым, а те которые темнее среднего серого заливаем черным. Сам средний серый назначаем либо белым, либо черным.

Выполнить 3-4 композиционные схемы с разных репродукций и ответить на вопрос: Где находится композиционный центр, и каким способом он выделен. (Схемы выполняются кистью и гуашью на формате А/5).

Упражнение 2: Тоновой композиционный анализ цветной репродукции.

Задача: Композиционный анализ. Приведение сложного изображения к простому виду или схеме с целью выяснения принципа построения композиции, в этом изображении. Приобретаются навыки нахождения точного композиционного решения.

Необходимо при выполнении упражнения учитывать только светлоту пятен, а цвет игнорировать.

Выполнить композиционные схемы с разных репродукций и ответить на вопрос: Где находится композиционный центр, и каким способом он выделен. (Схемы выполняются кистью и гуашью на формате А/5).

Упражнение 3: Тройной композиционный анализ цветной репродукции.

Задача: композиционный анализ. Приведение сложного изображения к простому виду или схеме с целью выяснения принципа построения композиции в этом изображении.

Это значит, что с каждой цветной репродукции необходимо сделать три композиционных схемы: тоновую, цветовую и линейную.

- Цветовая композиция. Если в тоновой (черно-белой) композиции составляющими ее компонентами были черные и белые пятна, то в цветовой это будут «теплые» и «холодные». Сначала найдем в репродукции самое теплое, самое холодное пятно (тон в данном случае не учитывается). Затем найдем средний между теплым и холодным.

Все, что теплее его зальем теплым (желтым), все, что холоднее зальем холодным (синим).

- Линейная композиция. При линейном композиционном анализе полноцветного изображения в качестве линий выступают границы пятен. Близкие по цвету и тону, пятна следует считать одним пятном. В линейной композиции в качестве составляющих компонентов выступают показатели насыщенности изображения линиями: густота пустота.

Выполнить 1-2 тройных композиционных схем. Каждую тройку расположить на одном листе.

Ответить на вопрос: Где находится композиционный центр, и каким способом он выделен – для каждой схемы.

При этом надо учесть, композиционный центр может вообще

отсутствовать в какой – либо из схем в тройке.

Обычно при удачной композиции три композиционные схемы, накладываясь, друг на друга, работают на выделение общего композиционного центра, (схемы выполняются кистью и гуашью на формате А/5).

Упражнение 4. Целостность и внутреннее единство композиции.

Учащиеся рассматривают ряд произведений художников и определяют, каким средством художник добился цельности в своем произведении.

М. Шагал- тоном, В.Серов «Девочка с персиками» - светом, В.Васнецов – «Аленушка» - колоритом. Затем выполняют серию упражнений из геометрических фигур и произвольных пятен.

Задача: Передача целостности в композиции.

- Отсутствие целостности. Предметы распадаются на отдельные самостоятельные части.

- Цельность общего пятна. Изображение охватывается взглядом как единое целое - на лицо целостность как первый признак композиции.

- Целостность по отношению к раме.

- Целостность внутри изображения. Предмет или фигура не распадаются на отдельные случайные пятна, (упражнения выполняются из цветной бумаги на формате А/5).

3: Движение. Статика - динамика.

Состояние динамики – это иллюзия передачи движения на картине.

Состояние покоя – это ощущение устойчивости форм одной или нескольких фигур на плоскости картины.

Как правило, статика и динамика неразрывно взаимосвязаны, дополняют или усиливают друг друга. Посредством статики и динамики можно выразить различные состояния в мире природы и жизни человека.

Упражнение 1: Графический анализ картин мастеров. Построение схем: В.Васнецов «Богатыри», В.Попков «Строители Братска» (статичные композиции). Выполняется графический анализ картины В.Сурикова «Боярыня Морозова» (динамичная композиция, диагональные направления способствуют усилению движения).

Задача: Изучение принципа построения статичных и динамичных композиций.

(упражнение выполняется графически на формате А/5).

Упражнение 2: «Рыцарский турнир» Построение динамичных композиций из пятен геометрических форм.

Задача: Изучение приемов и правил передачи движения, динамики в композиции. Учащиеся знакомятся со средствами композиции, посредством которых возможны варианты передачи движения в композиции, изучают возможности композиционного построения.

Динамичные композиции - присутствие движения.

Движению помогает ритм.

Правила передачи движения: использования диагоналей.

Свободное пространство перед движущимися объектами.

Выбор определенного момента движения (движение слева направо быстрее).

(упражнение выполняется из цветной бумаги на формате А/5).

Упражнение 3 Динамичная ассоциативная мини - композиция «Ветер», «Волны». Статичная ассоциативная мини - композиция «Зной», «Сон».

Задача: Передача статики и динамики в композиции (упражнение выполняется акварелью на формате А /4).

Тематическая композиция: «Скачки», «Хоровод».

Передвыполнении задания учащиеся просматривают иллюстрации к литературным произведениям Шолохова, иллюстрации художника Билибина.

Задача: Отражение активного действия. Достижение разнообразных поз, движений, цветового единства в композиции. Достижение ритма, ясности и выразительности силуэтов фигур, (выполняется гуашью на формате А3).

4: Замкнутая (закрытая) и открытая композиция.

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция.

Основные направления стягиваются к центру, элементы расположены по краям статично (вертикально или горизонтально). Если необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления из центра.

Упражнение 1: Графический анализ работ мастеров.

А. Рублев «Троица», И.Левитан «Осенний день. Сокольники», А.Сислей «Городок Вильнев-ла-Гаренн на Сене».

И.Шишкин «Рожь», И.Шишкин «Лесные дали», И.Левитан «Владимировка».

Задача: Изучение принципов и приемов построения открытых и закрытых композиций.

Упражнение 2 Составить открытую и закрытую композиции пейзажа

Занятия начинаются с просмотра видеоряда работ русских пейзажистов: И.Шишкина, И.Левитана, К.Коровина. С.Герасимова, А.Саврасова, Н.Рериха и т.д. просматриваются диски с видами пейзажей Задача: Создание закрытой, открытой композиций, используя необходимые приемы. Заполнение плоскости с учетом ритмических элементов композиции. Достижение разнообразия в силуэтах, (выполняется черной тушью на формате А/5)


5: Цвет и светотень. Объем и освещенность

Очень важным фактором, от которого зависит изображение, является передача взаимных тональных отношений.

Игра света и тени, объема и цвета меняет восприятие пространственной композиции. Теплый – приближает, холодный – удаляет. Таким образом. Только с помощью цвета можно передавать пространство. Три стандартных качества цвета – тон (собственно цвет), насыщенность и светлота – тесно связаны с яркостью. Именно яркость выделяет предмет, играет роль контраста. Когда композиция строится в основном цветом, цельность достигается сближением пятен по светлоте, тогда различие в тонах и насыщенности может оставаться значительным. Если гармоничность композиции строится в монохромии или близких тонах, то различие в светлоте тоже желательно уменьшить (контраст, нюанс). Цвет как средство композиции присутствует буквально в каждом изображении независимо от его композиционных задач и форм.

Колорит помогает раскрыть содержание. Изображаемый момент и состояние освещенности в картине всегда определяется замыслом, и колорит выражает это состояние.

В природе все предметы и объекты сгармонированы благодаря единству красок объединенных общим освещением, взаимными рефлексами, контрастным взаимодействием цветов. Светом выделяется главное, тенью позлащается второстепенное.

Упражнение 1 Анализ работ мастеров: Рембрандт «Возвращение блудного сына», В.Васнецов «Снегурочка» и т.д.

Задача: Изучение приемов построения композиции, передачи освещенности, объема. Учащиеся познают, что светотень – это не только средство изображения объемных форм, но и элемент композиционного построения. Светом художник выделяет самое важное, тенью - поглощает все второстепенное, что может отвлечь внимание зрителей.

Сюжетная композиция по мотивам народной песни.

В начале занятия учащиеся прослушивают записи песен, одновременно выполняя быстрые наброски по впечатлениям прослушиваемого материала.

Задача: Единство освещения, с передачей светотени, объема, освещенности. Достижение цветового единства композиции, разнообразия оттенков цвета. Выделение сюжетно - композиционного центра светом (выполняется гуашью на формате А/3).

6: Пропорции, масштаб, Перспектива.

При передаче пространства важная роль принадлежит действию законов линейной и воздушной перспективы. С учетом перспективы изменяются изображения предметов, занимающих свое место в реальном мире. Соотношение между элементами композиции регулируется пропорциями. Масштаб и пропорции являются главными средствами передачи перспективы – уменьшение элементов в глубину создает ощущение пространства. Чем дальше предмет уходит в глубину пространства, тем меньше становится его высота, ширина, длина.

Сущность воздушной перспективы заключается в том, что выраженность различного вида контрастов (световых, цветовых, объемных и т.д.) на ближайших к нам объектах бывает наиболее сильной, но по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают.

Проследить линейную перспективу в работе А.Марке «Площадь Святой Троицы в Париже», воздушную перспективу в работе И.Левитана «Золотая осень».

Упражнение «Зарисовки фигуры человека на улице и в интерьере, при различных горизонтах».

Предварительно выполняются наброски с натуры фигур человека, находящихся на разных расстояниях в условиях улицы или интерьера.

Задача: Наблюдение перспективных изменений, передача пропорций, масштабности, (выполняется графическими материалами на формате А/3).

7: Угол и точка зрения. Пространство.

Угол и точка зрения играют большую роль в решении композиции. При изображении действия людей в условиях пейзажа очень важно приблизить их, чтобы они не терялись в изображаемом пейзаже и занимали преобладающее место.

Не следует слишком приближать. Действие под открытым небом требует некоторого пространства. Пространство – это изображение на картине (на листе бумаги, на холсте), которое передает три измерения – высоту, ширину и глубину. Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали (многоплановая композиция) И.Шишкин «Лесные дали». Помимо многоплановой композиции существует одноплановая композиция – это композиционное пространство, в котором все элементы размещены в одной плоскости. А.Матисс «Натюрморт с голубой скатертью».

Упражнение 1. «Русские путешественники».

Составить схемы композиций на свежем воздухе из линий, точек, геометрических фигур. Перед уроком учащиеся получают домашнее задание прочитать рассказ о русском путешественнике, жившем в любой период истории России.

Просматриваются иллюстрации работ художников на данную тему.

А.Никитин «Хождение за три моря», Репин «Садко» и т.д.

Задача: Построение схемы композиции с учетом полученных знаний.

(выполняется из цветной бумаге на формате А/5).

Тематическая композиция: «Русские путешественники».

Задача: Превратить схему в образную композицию, сохраняя найденные композиционные отношения фигур в среде. Использование наблюдений повседневной жизни (люди, улица). Необходимо уравновесить группу людей и пространство. Играет большую роль линия горизонта: высокая – больше пространства, средняя - спокойствие, низкая – монументальность.

Передача активного сюжетного действия. Применение знаний перспективных изменений, соблюдение пропорций и масштаба фигур в среде, (выполняется гуашью на формате А/3).




6 КЛАСС

1 Вводная беседа с иллюстративным рядом.

2 Фактура и текстура.

Фактура – это характер поверхности: гладкость, шершавость, рельефность.

Фактурные показатели несут в себе определенные черты композиционного средства, хотя не так явно и не так категорично, как, допустим, ритм и цвет. Фактурой поверхности художник довершает композицию. Фактура широко используется скульпторами, архитекторами, дизайнерами. В живописи она играет если не вспомогательную, то и не самую главную роль. Но иногда выступает равноправным средством художественной композиции, как, к примеру, в картинах Ван-Гога. Фактура редко используется в графике, там значительно большую роль играет близкая родственница фактуры – текстура.

Текстура – видимый рисунок поверхности (текстура древесины, ткани, мрамора и т.д.) текстура имеет безграничное разнообразие. Во многих случаях именно текстура создает эстетическую особенность произведения.

Упражнение 1 «Передача различных фактур и текстур».

Фактура мраморной поверхности греческой скульптуры, фактура поверхности египетской пирамиды, фактура стены в пещере первобытного человека и т.д.

Задача: Передача характера поверхности.

Достижение разнообразия в использовании фактурных свойств материала и предметно-пространственных эффектов различных фактурных образований на плоскости, (выполняется гуашью на формате А/4 с применением монотипии).

3 Декоративность в сюжетной композиции

Свойство декоративной композиции – декоративное преображение любой натуры, выделение нарядности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения.

Сюжетная композиция на темы: «Древняя Греция», «Возрождение», «Готика», «Русский храм» и т.д. (эскиз витража, панно).

Учащиеся просматривают видеоряд с витражами, с архитектурой Древней Греции, Возрождения. Готики, Русские храмы.

Задача: Знакомство с историей выбранного периода времени.

Создание сюжетно-декоративной композиции с передачей фактуры, текстуры, декоративности.

Передача образа декоративными средствами, достижение выразительности орнаментально-декоративного решения.

4. Композиция по наблюдению

Композиция Композиция выполняется по наблюдению, с использованием зарисовок и набросков, выполненных с натуры во время экскурсий.

Задачи: Передача характера, настроения, состояния. Проработка индивидуального характера персонажей и объектов окружающей среды. Решение взаимоотношений между фигурами, (выполняется гуашью на формате А/3).

5. Передача настроения, характера героев.

Упражнение 1: Изображение, передача настроения и характера отдельных персонажей. («Нежность», «Волнение», «Беспокойство», «Радость.)

(выполняется гуашью на формате А/4).


Композиция на тему «Фольклорный праздник»

Просмотреть следующие произведения Б.М.Кустодиева: «Масленица», «Гуляние на троицу», «Крестный ход на Пасху», «Крещение».

Задача: Работа с литературными источниками. Поиск цветового композиционного решения – ритма цветовых элементов. Выражение настроения в колористической гамме. Передача настроения и характеры героев.

6. Изображение человека в различных пространственных планах.

Композиция на тему: «Образ богатыря – защитника русской земли».

Учащимся перед уроком дается задание на дом прочесть одну из былин о русском богатыре. В начале занятия учащиеся просматривают видеоряд работ художников:

Васнецов «Три богатыря», Корин «А.Невский», М.Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем», И.Глазунов «Канун Битвы», И.Билибин «И.Муромец и Соловей разбойник», И.Билибин «И.Муромец и Святогор» и т.д.

Задачи: Изображение человека в различных пространственных планах. Достижение разнообразия силуэтов фигур, движений, деталей одежды. Передача характера людей (старых, молодых, толстых, высоких, низких и т.д.) Учащиеся собирают материал для композиции. выполняя зарисовки фигур с натуры.

(работа выполняется гуашью, на формате А3).

7 КЛАСС

1. Вводная беседа с иллюстративным рядом.

2.Выразительность художественного образа

определяется выразительностью самой натуры. Художник должен улавливать наиболее характерный момент в движениях, позе, жестах, чтобы найти максимальную выразительность натуры. Любая самая грамотная компоновка картины, лишенная глубокого замысла, никогда не превратится в художественное произведение. Идея выражается в конкретных образах. Сюжет определяет количество действующих лиц, их размещение, размер фигур, выбор точки зрения и т.д. Художник находит тот сюжет, которым можно наиболее передать волнующую идею.

3. Стилевое единство в композиции

Анализ произведений великих мастеров, работ дизайнеров и архитекторов, как наглядный пример необходимости учитывать в творческой работе единства стиля эпохи, времени и места, научится вести подготовительную самостоятельную работу

4. Творческий подход к работе над композицией, выражение идейного замысла.

Изучение иллюстративного материала, литературных и исторических источников. Умение подобрать материал, технику и манеру исполнения для достижения поставленной задачи Отражение событий в рисунке. Определение основной пластически выразительной идеи композиции. Передача состояния, движения, индивидуального характера персонажей. Решение их взаимодействия.

Выполнение нескольких вариантов выполнения решения формат А5


5.Композиция с включением регионального компонента:

«Родная станица, село или двор…»,

Задачи: Изучение истории края, географических и климатических условий. Знакомство с культурой, обычаями и особенностями национального костюма. Достижение единства развития общего действия. Характер персонажей, просмотреть следующие произведения Б.М.Кустодиева: «Масленица», «Гуляние на троицу», «Крестный ход на Пасху», «Крещение».

Задача: Работа с литературными источниками. Поиск цветового композиционного решения – ритма цветовых элементов. Выражение настроения в колористической гамме. Передача настроения и характеры героев.

6.Композиция на историческую тему

Задачи: Изучение иллюстративного материала, литературных и исторических источников.

Отражение событий в рисунке. Конкретизация изображаемого на основе исторического материала. Определение основной пластически выразительной идеи композиции. Передача состояния, движения, индивидуального характера персонажей. Решение их взаимодействия.

Достижение выразительности деталей, предметов первого плана.

Передача пространственных планов

8 КЛАСС

1. Вводная беседа с иллюстративным рядом.

2.Жизнь в движении

Задача: превратить схему в образную композицию, сохраняя найденные композиционные отношения фигур в среде. Использование наблюдений повседневной жизни (люди, улица). Необходимо уравновесить группу людей и пространство. Играет большую роль линия горизонта: высокая – больше пространства, средняя - спокойствие, низкая – монументальность.

3.Выразительность художественного образа через движение

Передача активного сюжетного действия. Применение знаний перспективных изменений, соблюдение пропорций и масштаба фигур в среде, движения Состояние динамики – это иллюзия передачи движения на картине. Посредством статики и динамики выразить различные состояния в мире природы и жизни человека.

4.Умение отбирать из окружающего интересное и важное для создания творческого замысла

Изучение иллюстративного материала, литературных и исторических источников. Умение подобрать материал, технику и манеру исполнения для достижения поставленной задачи Отражение событий в рисунке. Определение основной пластически выразительной идеи композиции. Передача состояния, движения, индивидуального характера персонажей. Решение их взаимодействия. Цветового и тонального решения.

5.Сбор материала для композиций в виде зарисовок и набросков: людей, животных, техники, архитектуры

6.Работа с историческими, литературными источниками, изучение подсобного иллюстративного материала к заданной теме.

Композиция на историческую тему Задачи: Изучение иллюстративного материала, литературных и исторических источников. Отражение событий в рисунке. Конкретизация изображаемого на основе исторического материала. Определение основной пластически выразительной идеи композиции. Передача состояния, движения, индивидуального характера персонажей. Решение их

Требования к уровню подготовки обучающихся.

- знать основные приемы художественной выразительности композиции (передача ритма, симметрии и асимметрии, равновесия) и уметь сознательно применять их в работе над декоративной композицией и предметами декоративно-прикладного искусства;

- знать классификацию произведений декоративно-прикладного искусства в зависимости от

1)практического назначения (мебель, посуда, оружие, одежда и др.),

2) материала (металл, дерево, текстиль, керамика и др.),

3)техники выполнения роспись вышивка и др.);

- активно пользоваться основными средствами композиции (линией, цветовым и тональным пятном), использовать закон контрастов;

- иметь развитое ассоциативное мышление;

- знать основные этапы создания произведения декоративно-прикладного искусства;

- иметь понятие о методе стилизации как декоративном упрощении изображение фигур и предметных форм, о вышивке, его видах, мотивах.

- Уметь преобразовывать свой и мировой исторический опыт на практике в своих работах. взаимодействия. Достижение выразительности деталей, предметов первого плана. Передача пространственных планов.работа как итог курса станковой композиции.






















Список используемой литературы.

1 Античные мифы в мировом искусстве – Санкт –Петербург СЗКЭО КРИСТАЛЛ Ростов-на Дону Феникс 2003 г.

2. Библейские легенды – М.: Дет. лит., 1991г.

3. Боги и герои Древней Греции – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН - ПРЕСС», 2004 г.

4. Бэрон Джилда Картины из вышитых цветов –М.: издательство «Кристина – новый век» 2004.

5. В.Соловьев Золотая книга русской культуры- М.: 2006г.

6. В.К.Буковский Письма русского путешественника 1981г.

7. Герои Русской истории «Белый город, 2006г.

8. Головин В.М. Записки в плену у японцев в 1811-1813 годах.

9. Головин В.М. Путешествие вокруг света (о своем кругосветном плавании).

10. Е.В.Шорохов Н.Г.Козлов «Композиция» Москва. Просвещение. 1978 г.

11. Зайцева О.Декоративные цветы из ткани, бумаги,кожи: Практическое

руководство –М.: АСТ;СПб.: Астрель-СПб, 2008.

12. Каменева Е.Какого цвета радуга - М.: Детская литература, 1985.

13. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. – М.: Сварог и К, 2000.

14. Красивая мозаика.Идеи для дома /перевод с нем. Степановой А.Н. –М.: ООО

ТД издательство Мир книги, 2008.

15. Люцкевич Дарья Роспись по стеклу-М.:Эксмо, 2008.

16. Н.М.Сокольникова «Основы композиции» Обнинск. Издательство «Титул»

1996 г.

17. М.Забылин Русский народ: его обычаи, предания, обряды – М.: Изд-во

ЭКСМО, 2003г.

18. М.Т.Ломоносова, Л.А.Неменская, О.В.Островская «Искусство вокруг нас».

Учебник по изобразительному искусству. Просвещение 1998 г.

19. Мурзаев Э.М. Путешествие к Лобнору и на Тибет о Н.М. Пржевальском.

20. Н.М.Карамзин путешествие на берег Маклая (Миклухо-Маклай Н. Н) Жизнь

во второй половине Х1Хв. среди папуасов Новой Гвинеи.

21.Онищенко В. В.Мягкие игрушки своими руками – М.: издательство Мир книги

2006. Пипер Анне Роспись по тканям - М.: издательство АРТ-РОДНИК 2007.

22. Пластилиновые фигурки животных. - М.: Экмо; Донецк:СКИФ, 2009. -64 с.

23. «Психология художественного творчества. Хрестоматия М.Н.Харвест 1999 г.

24. Русские былины: Илья Муромец и Соловей разбойник; Илья Муромец и

Калин-царь; Добрыня и Алеша.

25. Стетюк Виктор Энциклопедия Картины из сухих цветов. –М.: «Аст-Пресс»

2002.

26. Хананова И. Н.Соленое тесто -М.: «Аст-Пресс» 2006.

27. Энциклопедия для детей Т.6 ч.1, Т.7 ч.1,2. «Религии мира»/ М.: Аванта+, 1996г.

28. Эрнст Гомбрих История искусства - М.: Изд-во ЭКСМО, 2003 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!