СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни»

Программа формирования экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни


Содержание


1. Цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование

основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического,

психологического и социального здоровья обучающихся при получении

начального общего образования.


2. Описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе.


3. Направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению

безопасности и формированию экологической культуры обучающихся. Запросы участников образовательных отношений.


4. Модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с

обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.


5. Критерии, показатели эффективности деятельности организации,

осуществляющей образовательную деятельность в части формирования

здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры

обучающихся.


6. Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых

результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.



Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Конвенция о правах ребенка, 1989;

  • Конституция Донецкой Народной Республики;

  • Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;

  • Государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • Закон Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте»;

  • Закон Донецкой Народной Республики «Об охране окружающей среды»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей;

  • Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Донецкой Народной Республике на период до 2025 года



Цель, задачи и результаты деятельности, обеспечивающей формирование

основ экологической культуры, сохранение и укрепление физического,

психологического и социального здоровья обучающихся при получении

начального общего образования.


Цель программы: сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся через формирование экологической культуры, способствующей познавательному и эмоциональному развитию ребенка, а также достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

- сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- пробудить в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

- сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;

- сформировать установки на использование здорового питания; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развить потребность в занятиях физической культурой и спортом;

- привить соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

- сформировать негативное отношение к факторам риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

- сформировать устойчивость противостояния к вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

- сформировать потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

- сформировать основы здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;

- сформировать умения безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.


Планируемые результаты


Направление

Планируемые результаты

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, природе, окружающей среде.

1.У обучающихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, природе.

2. Обучающиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека.

3. Обучающиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности.

4. Обучающиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

5. Обучающиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

6. Обучающие владеют методами противостояния к вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ.

7. Обучающиеся владеют механизмами безопасного поведения в окружающей среде и простейшими умениями поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Создание экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения

Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Рациональная организация образовательного процесса

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся на всех этапах обучения.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

1. Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях).

2. Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера.

Реализация дополнительных образовательных программ

Эффективное внедрение в систему работы ОУ программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.

Просветительская работа с родителями

Эффективная совместная работа педагогов и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек.


Описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе.


Ценностные ориентиры, лежащие в основе программы. Программа построена на основе общенациональных общественных ценностей, таких, как гражданственность, здоровье, природа, экологическая культура, безопасность человека и государства. Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.


Направления деятельности по здоровьесбережению, обеспечению

безопасности и формированию экологической культуры обучающихся.


1. Создание экологически безопасной здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения

В здании МОУ созданы необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся, СанПиНами.

Здоровьесберегающую инфраструктуру обеспечивает:

- Контроль санитарного состояния помещений, освещенности, режима проветривания, соответствие мебели росто-возрастной норме.

- Организация горячего питания и контроль состояния питания.

- Контроль за организацией питания, санитарным состоянием пищеблока. Осмотр сотрудников, ведение необходимой документации.

- Контроль санитарно-эпидемиологического режима в школе.

- Контроль физического воспитания детей. Посещение уроков физкультуры.

- Контроль за соблюдением воздушно-теплового режима во время учебного процесса (режим проветривания, прогулки).

- Контроль за психологическим состоянием детей во время проведения занятий в период адаптации в 1-м классех; осанкой, проведением физкультминуток, гимнастики для рук и глаз и др.

- Контроль за составлением расписания.

- Контроль за состоянием здоровья педагогического и технического персонала (медицинский осмотр и наличие допуска к работе).

- Контроль за соблюдением требований СанПиНа.

Организация питания

В здании лицея имеется оборудованная столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды для воспитанников ГПД.

Расписание работы столовой: 8.00 – 14.00

Охвачены горячим питанием все учащиеся 1-4 классов и воспитанники ГПД. Создание условий для спортивно-оздоровительной работы

В МОУ имеется:

Спортивный зал

Волейбольная площадка на улице ;

Баскетбольная площадка на улице;

Футбольное поле.

Для физкультурно-оздоровительных занятий в залах имеются мячи (волейбольные, баскетбольные, футбольные), маты гимнастические, шведские лестницы, гимнастическая скамейка, секундомеры, свистки, скакалки, столы теннисные, мячики для настольного тенниса, ракетки, сетка волейбольная, сетки баскетбольные, щит баскетбольный, ворота переносные, обручи.

Создание условий для сохранения здоровья обучающихся

В МОУ имеются:

-кабинет педагога-психолога:

- медицинский кабинет.

Медицинское сопровождение осуществляется через:

- Программу профилактических осмотров (осмотр детей на педикулез, чесотку и другие, организация и проведение профилактических медицинских осмотров).

- Программу иммунизации (планирование и проведение профилактических прививок с целью профилактики инфекционных заболеваний, постановка реакции Манту и выявление тубинфицированных).

- Контроль текущего состояния здоровья обучающихся.

Лечебно-оздоровительная работа

- Осуществление осмотра детей, оказание неотложной помощи, при необходимости изоляция опасных для здоровья окружающих обучающихся. Детям с жалобами оказывается медицинская помощь, даются рекомендации по организации учебного процесса и режима детям, учителям и родителям.

- Своевременное направление на обследование и лечение.

- Анализ и учет инфекционной и соматической заболеваемости в МОУ.

- Осуществление контроля за состоянием детей, страдающих хроническими заболеваниями.

- Проведение оздоровительных мероприятий в течение учебного года (витаминотерапия, прогулки на свежем воздухе в режиме перемен и в группе продленного дня).

Социальные партнеры: Сотрудничество с Городской клинической больницей №2 «Энергетик».

2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

С целью рациональной организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся применяются здоровьесберегающие технологии:

- Защитно-профилактические: (выполнение норм СЭС, проведение прививочной работы, ограничение предельного уровня учебной нагрузки).

- Компенсаторно-нейтрализующие: при их использовании ставится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).

- Стимулирующие: позволяют активизировать силы организма (педагогическая психотерапия).

- Информационно-обучающие: обеспечивают обучающимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Методические мероприятия:

Педагогический совет с обсуждением вопросов использования здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве МОУ (1 раз в год).

Заседание методического объединения учителей начальных классов с обсуждением здоровьесберегающих технологий и возможности их внедрения в учебный процесс (1 раз в год).

Организационно-педагогические мероприятия:

Адаптационный период 1-го класса, главной целью курса адаптации является душевное здоровье, эмоциональное благополучие как условие успешности учебной деятельности.

Проведение уроков, проведение внеклассных мероприятий по вопросам сохранения здоровья, соблюдения личной гигиены.

Проведение уроков, внеклассных мероприятий с использованием динамических пауз, физкультминуток, гимнастики для глаз, прогулок на свежем воздухе (в группе продленного дня, уроках физической культуры).

Продолжительность урока - 35 минут, с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 минут каждая, с использованием дозирования времени на задания.

Инструктажи по технике безопасности, ведение журнала инструктажей.

Организация дополнительных подвижных занятий по физической культуре,.

Контрольные мероприятия:

Контроль «Эффективность учебной деятельности обучающихся 1-го класса в период адаптации, соблюдение САНПиНов» с целью контроля организации учебной деятельности.

Мониторинг успешности учебной деятельности обучающихся 1-го класса.

Психолого-педагогическая диагностика обучающихся 1-го класса.

Контроль режима учебных занятий, расписания уроков, интенсивности учебной нагрузки, методик обучения, соблюдение гигиенических требований.

Посещение уроков администратором входит в план работы.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.

Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении, который представлен в курсах «Окружающий мир», «Физическая культура», «Иностранный язык», «Литературное чтение».

Во время проведения занятий учителя учитывают:

- наглядно-образный характер мышления обучающихся начальных классов;

- возрастные особенности обучающихся;

- особенности памяти, внимания, восприятия, психических процессов.

Во время проведения занятий учителя используют:

- технологию «Внимание посадке»;

- физзарядку в начале учебного дня;

- физкультминутки на каждом уроке;

- динамические паузы;

- пальчиковую гимнастику;

- подвижные дидактические и ролевые игры;

- игровые технологии;

- наглядные средства обучения;

- систему творческих учебных заданий на уроке;

- соревновательные моменты;

- рефлексивная деятельность;

- занимательный материал (математическая сказка, ребусы, загадки, встреча с героем из мультипликационных фильмов).

В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития обучающихся: темпа развития и темп деятельности. Для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.

Предметные области «Окружающий мир», «Физическая культура» предполагают возможность научиться понимать необходимость ЗОЖ, соблюдать правила безопасного и здорового поведения, использовать знания о строении и функционировании организма для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться простым навыкам самоконтроля и саморегуляции своего состояния, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Кроме того, с целью индивидуализации обучения учителями используются:

- разноуровневые задания для самостоятельной работы;

- раздаточный материал;

- дидактический материал;

- разноуровневые тесты и проверочные, контрольные работы.

За обучающимися оставляется право выбора заданий, форм представления самостоятельной работы.

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя:

- Систему диагностики психологических состояний.

- Индивидуальное консультирование.

- Систему классных часов.


3. Организация физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно-оздоровительной работы в МОУ направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Сложившаяся система включает:

  • организация уроков физической культуры на свежем воздухе при благоприятных погодных условиях;

  • организация утренних зарядок и спортивных мероприятий в рамках работы летнего пришкольного лагеря «Салют» с дневным пребыванием детей;

  • система спортивно-оздоровительных мероприятий в течение учебного года («Дни здоровья», «Веселые старты», соревнования, эстафеты, спортивные игры, конкурсы, состязания и др.);

  • организация динамических пауз, динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

  • участие в городских спартакиадах школьников .

4. Реализация дополнительных образовательных программ, программ внеурочной деятельности

Дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни реализуются по следующим направлениям:

- «Волейбол», «Кожаный мяч»:

- организация работы летнего пришкольного лагеря «Салют» с дневным пребыванием детей

5. Просветительская работа с родителями (законными представителями)

В школе сложилась система работы по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, направленная на повышение уровня знаний родителей, которая включает:

- оказание консультативной помощи детям и родителям;

- систему родительских собраний;

- систему лекций по профилактике;

- индивидуальное консультирование;

- привлечение родителей для участия во внеурочных классных мероприятиях (Спортивные соревнования, посвященные Дню защитника Отечества).

Просветительская работа с родителями предполагает родительский всеобуч:

- Режим дня школьника.

- Выполнение домашних заданий с детьми..

- Условия правильного воспитания детей в семье.

- Секреты школьной адаптации. - Учиться с желанием. Возможно ли это?. - Внимание! Буллинг! Кибербуллинг! - Здоровый ребенок - здоровое общество. - Профилактика вредных зависимостей у школьников

Индивидуальная работа:

- Беседы с родителями .

- Индивидуальные беседы с классным руководителем.

- Индивидуальные консультации психолога.

- Индивидуальные беседы с заместителем директора по УВР, с директором.

6. Обеспечение безопасности обучающихся

Системы безопасности:

Обеспечению безопасности образовательного процесса способствуют установленные и исправно работающие система автоматической пожарной сигнализации, система оповещения (голосовая), тревожная кнопка, а также информационный стенд по ГО, противогазы.

Вход в МОУ постоянно контролируется дежурным. Тренировки по эвакуации обучающихся и сотрудников из здания школы при различных ЧС (пожар, анонимный звонок, авария с выбросом отравляющих веществ) проводятся 2 раза в год. В ходе тренировки вырабатываются навыки быстрого и безопасного выхода из здания, умения немедленного реагирования на изменение обстановки. В МОУ имеются 2 звыхода.

7. Формирование экологической культуры обучающихся, ценностного отношения к жизни во всех её проявлениях, здоровью, качеству окружающей среды, умений вести здоровый и безопасный образ жизни.

Формирование экологической культуры обучающихся осуществляется средствами урочной и внеурочной деятельности. Посредством учебных предметов «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Окружающий мир», включающий разделы человек, природа, общество, безопасность жизнедеятельности.

Формирование экологической культуры осуществляется в рамках

- учебной деятельности;

- внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительное направление, общекультурное направление, духовно-нравственное направление, социальную деятельность);

- внеклассной деятельности (мероприятия с выходом на природу, организация экскурсий, однодневных походов, дней здоровья для формирование экологически сообразного поведения в быту и природе);

- использование форм и методов в урочной, внеурочной, внеклассной деятельности формирующих нормы безопасного поведения для человека и окружающей среды (инструктажи по ТБ, проектная деятельность, беседы, экологические праздники);

- просветительская работа с родителями (законными представителями) в рамках экологического воспитания.

Профилактика употребления ПАВ осуществляется через классные часы, профилактические беседы, работу с родителями, родительские собрания. Профилактика детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного осуществляется через классные часы, инструктажи по ТБ, профилактические беседы, работу с родителями, родительские собрания, в рамках внеурочной деятельности.


Модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с

обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.


Работа по реализации программы формирования экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни реализуется в два этапа.

Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательной организации по данному направлению, в том числе по:

– организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурнооздоровительной

работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

– организации проводимой и необходимой для реализации программы

просветительской работы образовательной организации с обучающимися и родителями (законными представителями);

– выделению приоритетов в работе образовательного образовательной организации с

учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся при получении начального общего образования.

Второй этап — организация просветительской, учебновоспитательной и методической работы.

1.Просветительская, учебновоспитательная работа с обучающимися, направленная на

формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, включает:

– внедрение в систему работы образовательной организации дополнительных

образовательных курсов, которые направлены на формирование экологической культуры

обучающихся, ценности здоровья и здорового образа жизни и могут реализовываться во

внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;

– лекции, беседы, консультации по проблемам экологического просвещения,

сохранения и укрепления здоровья обучающихся, профилактике вредных привычек;

– проведение дней здоровья, конкурсов, экологических троп, праздников и других

активных мероприятий, направленных на экологическое просвещение, пропаганду здорового образа жизни.

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями

(законными представителями), направленная на повышение квалификации работников

образовательной организации и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

– проведение соответствующих лекций, консультаций, семинаров, круглых столов,

родительских собраний, педагогических советов по данной проблеме;

– приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей)

необходимой научнометодической литературы;

– привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных

представителей) к совместной работе по проведению природоохранных, оздоровительных

мероприятий и спортивных соревнований.

Создание экологически безопасной, здоровьесберегающей инфраструктурыобразовательной организации включает:

– соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательной

организацииэкологическим требованиям, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

– наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся;

– оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым

игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.


Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма


Направление

деятельности



Мероприятие

Сроки

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного

учреждения

Составление акта о приемке образовательного

учреждения

август

Организация горячего питания

В течение года

Заявки на замещение вакантных должностей

В течение года

Рациональная

организация учебной и внеучебной деятельности

обучающихся

Составление расписания уроков, занятий ДО

Согласно

изменениям в

учебном плане

Проведение мероприятий по соблюдению санитарно- гигиенических норм и правил, изучению ПДД и ТБ

В течение года

Реализация индивидуальных образовательных

программ для детей с ограниченными возможностями здоровья

В течение года

Организация методических семинаров, совещаний:

- «Требования к результатам освоения основной

образовательной программы начального общего

образования» (3 семинара);

- «Релизация блока внеурочной деятельности базисного учебного плана»;

- «Формирование культуры здоровья»;

- «Двигательная активность детей»

Согласно

графикам

Проведение педагогических советов:

Согласно

графикам

Организация

физкультурно

-

Оздоровительной работы

Работа с обучающимися всех групп здоровья на уроках физкультуры, секциях

В

течение года

Организация динамических пауз, физкультминуток на уроках, динамических перемен

В

течение года

Организация работы кружков, секций спортивной направленности

В

течение года

Дни здоровья

В

течение года

Проведение бесед в классах о режиме дня, правильном питании, здоровом образе жизни, значении спорта в жизни человека и др.

В

течение года

Организация наглядной агитации, выпуск листов здоровья

В

течение года

Профилактические беседы, встречи с представителями медицинских учреждений

В

течение года

Рейды:

-«Чистый класс»;

-«Внешний вид»

В

течение года

Конкурсы: «Весёлые старты»

В

течение года

Месячники:

-«Внимание! Дети на дороге»;

-«Месячник пожарной безопасности»;

В

течение года

Походы, прогулки, экскурсии

В

течение года



Реализация

дополнительых

образовательных программ

Организация конкурсов творческих работ, викторин,

акций

В

течение года


Педагогический лекторий:

- Режим дня школьника.

- Выполнение домашних заданий с детьми..

- Условия правильного воспитания детей в семье.

- Секреты школьной адаптации. - Учиться с желанием. Возможно ли это?. - Внимание! Буллинг! Кибербуллинг! - Здоровый ребенок - здоровое общество. - Профилактика вредных зависимостей у школьников


В

течение года

Просветитель

ская работа с

родителями

(законными

представителя

ми)

Индивидуальные консультации

В

течение года

Организация совместной работы педагогов и

родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, экскурсий

В

течение года

Выставки научно-методической литературы по

здоровьесбережению, профилактике заболеваний, вредных привычек, безопасности детей

В

течение года


План организации оздоровительной работы


п\п

Мероприятия

Срок выполнения

1

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме рабочего дня:

совещания на темы «Двигательная активность детей», «Как воспитать в детях негативное отношение к вредным привычкам»;

назначение ответственных за проведение оздоровительных мероприятий в школе, проведение для них инструктажей;

проведение бесед в классах о режиме дня для школьника, о порядке проведения ФМ и подвижных игр на переменах;




в течение года



сентябрь



сентябрь

2

Занятия физическими упражнениями и игры в группе продленного дня:

ФМ во время выполнения домашнего задания, прогулки и экскурсии;

физкультурные упражнения и игры в часы отдыха, занятия в спортивных секциях и кружках.


ежедневно


2-3 раза в неделю

3

Организация спортивной работы:

назначить физоргов в классах для подготовки команд;

составить расписание занятий секций и кружков;

подготовка команд по видам спорта, для участия в районных соревнованиях.


сентябрь


в течение года

4

Агитация и пропаганда:

оформить уголок физической культуры, расписание работы спортивных секций, график занятости спортивного зала;

выпуск информационных листов о проведении

спортивных мероприятий.


сентябрь


в течение года

5

Работа с родителями учащихся и педагогическим коллективом:

консультация для родителей по вопросам физического воспитания детей в семье; закаливания и укрепления их здоровья;

участие родителей в спортивных праздниках, Днях здоровья;

консультации для классных руководителей по планированию спортивно-оздоровительной деятельностью в классе

в течение года

6

Внеурочная работа в школе:((по плану)

в течение года

7

Организационные и лечебно-профилактические работы:

проверка санитарного состояния школы перед началом учебного года;

подготовка медицинского кабинета,;

организация и проведение медицинских осмотров;

регулярное проведение профилактики детского травматизма.


сентябрь


В течение года


8

Санитарно-эпидемические работы:

проведение осмотра на педикулез;

контроль за санитарно - гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся, соблюдение режима в 1-м классе, ГПД;

контроль за технологией приготовления пищи, мытьем посуды, сроками реализации скоропортящихся продуктов; бракераж готовой

продукции;

осмотр сотрудников пищеблока на гнойничковые заболевания;

регистрация осмотра в журнале;

регистрация инфекционных заболеваний в школе; осмотр детей, нуждающихся в контакте с инфекционными больными.

В течение года


9

Санитарно-просветительная работа:

а) беседы, лекции для учащихся

б) оформление уголка здоровья, выпуск санитарных бюллетений;

В течение года



Мероприятия по реализации воспитательной программы



Название мероприятия

Сроки проведения

Формы проведения

Цикл классных часов по профилактике вредных

привычек «Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек» (1-4 классы)

В течение года

беседы, викторины,

встречи

Цикл классных часов по здоровому образу жизни «В здоровом теле – здоровый дух» (1-4 классы):

В течение года

беседы, викторины,

встречи

Цикл классных часов по правилам безопасности

жизнедеятельности «Умей всем страхам в лицо

рассмеяться» (1-4 классы)

В течение года

беседы, викторины,

встречи

Цикл профилактических беседв по ПДД (1-4 классы)

В течение года

беседы, викторины,

игры,

Анкетирование учащихся:

 «Вредные привычки и мы», «Мой режим дня»,

«ЗОЖ»(1-4 классы)

В течение года

анкетирование

«Весёлые старты»

По плану

Соревнования

Профилактическое мероприятие «Страна вредных привычек»

1-4кл


По плану

беседы, викторины,

игры

Неделя безопасности движения

По плану

беседы, викторины,

игры

Работа летнего пришкольного лагеря «Салют»

По плану

беседы, викторины,

игры, встречи

Встречи с сотрудниками медицинских учреждений, органов профилактики

В течение года

беседы, викторины,

встречи



В программе предусмотрена модель «Экология, здоровье, безопасность жизни», которая соответствует методологии системно-деятельностного подхода. В рамках этой общей модели используются следующие организационные модели:

- организационная модель физкультурно-спортивной работы;

- модель организации работы по формированию экологически сообразного поведения;

- модель организации работы по формированию здорового и безопасного образа жизни и

профилактике употребления психоактивных веществ;

- модель организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного

травматизма.

Данные модели предусматривают систему управления работой, функционал отдельных её звеньев, их взаимодействие, сочетание малых и больших, индивидуальных и массовых форм работы, связи с родительской общественностью, дополнительным образованием, мониторинг результатов; обновление содержания, методов и форм работы; может включать опытно- экспериментальную деятельность.

Организационная модель физкультурно-спортивной работы реализуется через такие формы работы, как уроки, массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия, спортивные соревнования; предполагает охват учащихся различными видами деятельности через включение их в занятия подвижными играми, баскетболом, волейболом, пионерболом, беговыми упражнениями, прыжками, метанием мяча.

Модель организации работы по формированию экологически сообразного поведения реализуется через урочную и внеурочную деятельность: урок-экскурсия, урок-путешествие, викторины, проведение недели экологии, экологические праздники, прогулки. Виды деятельности: беседы, решение экологических задач, моделирование экологических ситуаций, проектная деятельность.

Модель организации работы по формированию здорового и безопасного образа жизни и

профилактике психоактивных веществ на уроках реализуется через проведение физкультминуток, соблюдение режима труда и отдыха, применение здоровьесберерегающих технологий, соблюдение снитарно-гигиенический требований и норм. Во внеурочной деятельности организуются подвижные игры во время перемен, дни здоровья, недели здорового образа жизни, тематические беседы, выпуск газет, организация встреч с медицинским работником, беседы с родителями о соблюдении режима дня школьников.

Организационная модель по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

реализуется через беседы, праздники, конкурсы, оформление информационных стендов, выпуск стенгазет, проведение конкурсов рисунков. В программе предусмотрена также модель «Профилактика детского травматизма»,

Цикл занятий с элементами двигательной активности и тренинга направлен на профилактику детского травматизма в начальной школе. Занятия проводятся учителем при проведении классных часов и уроков здоровья, воспитателем ГПД.



Критерии, показатели эффективности деятельности организации,

осуществляющей образовательную деятельность в части формирования

здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры

обучающихся.

Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:

1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся.

1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).

2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализацииобучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);

3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у детей, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

Следует обратить внимание на то, что несоответствие содержания, методов воспитания и социализации обучающихся возрастным особенностям развития личности, формальное отношение со стороны преподавателей и неблагоприятный психологический климат в учебном учреждении могут стать причиной инертности положительной динамики и появления тенденций отрицательной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.

В целях получения объективных данных о результатах реализации и необходимости коррекции целесообразно проводить систематический мониторинг, который включает:

- данные об уровне представлений обучающихся о проблемах охраны окружающей среды, своём здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в школе и вне школы, в том числе на транспорте;

- динамику показателей здоровья обучающихся: общего показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и опорно-двигательного аппарата;

- динамику травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма;

- динамику количества пропусков занятий по болезни;

- включение в доступный широкой общественности ежегодный отчёт образовательного учреждения обобщённых данных о сформированности у обучающихся представлений об экологической культуре, здоровом и безопасном образе жизни.

Можно выделить следующие критерии эффективной реализации Программы:

- высокая рейтинговая оценка деятельности школы по данному направлению в муниципальной системе образования;

- отсутствие нареканий к качеству работы школы со стороны органов контроля и надзора, органов управления образованием, родителей (законных представителей) и обучающихся, что является показателем высокого уровня деятельности управленческого звена школы;

- повышение уровня культуры межличностного общения обучающихся и уровня эмпатии друг к другу;

- снижение уровня социальной напряжённости в детской среде;

- результаты экспресс-диагностики показателей здоровья школьников;

- положительные результаты анализа анкет по исследованию жизнедеятельности школьников, анкет для родителей (законных представителей).


Методика и инструментарий мониторинга достижения планируемых

результатов по формированию экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.


Для отслеживания достижения планируемых результатов в части экологической грамотности и формирования элементов экосистемной познавательной модели, здорового и безопасного образа жизни у обучающихся используется методика и инструментарий, предусмотренный программами по отдельным учебным предметам. Мониторинг будет осуществляться педагогами и классными руководителями в форме педагогического наблюдения, анкетирования, опроса, тестирования.

Работа по формированию здорового образа жизни начинается с анкетирования обучающихся и их родителей, которое помогает быстро выявить отношение детей к своему здоровью.

Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации образовательным учреждением Программы выступают:

1. Особенности развития экологической и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

2. Социально-педагогическая среда, общая психологическая атмосфера и нравственный уклад школьной жизни в образовательном учреждении.

3. Особенности детско-родительских отношений и степень включённости родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.

Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы:

принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся;

принцип личностно-социально-деятельностного подхода ориентирует исследование эффективности деятельности образовательного учреждения на изучение процесса воспитания и социализации обучающихся в единстве основных социальных факторов их развития — социальной среды, воспитания, деятельности личности, её внутренней активности;

принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования;

принцип детерминизма (причинной обусловленности) указывает на обусловленность, взаимодействие и влияние различных социальных, педагогических и психологических факторов на воспитание и социализацию обучающихся;

принцип признания безусловного уважения прав предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся.

Образовательное учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся.

Методы мониторинга

Методологический инструментарий мониторинга обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.

Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

• анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

• интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

• беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся.

Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:

• включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;

• узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.


Планируемые результаты


Направление

Планируемые результаты

Формирование

ценностного отношения к здоровью и здоровому

образу жизни

1.У учащихся сформировано ценностное отношение к своему

здоровью, здоровью близких и окружающих людей.

2. Учащиеся имеют элементарные представления о физическом,

нравственном, психическом и социальном здоровье человека.

3. Учащиеся имеют первоначальный личный опыт

здоровьесберегающей деятельности.

4. Учащиеся имеют первоначальные представления о роли

физической культуры и спорта для здоровья человека, его

образования, труда и творчества.

5. Учащиеся знают о возможном негативном влиянии

компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Создание

здоровьесберегающей

инфраструктуры

образовательного

учреждения

Соответствие состояния и содержания зданий и помещений

санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной

безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда

обучающихся.

Рациональная организация

образовательного

процесса

Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и

объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних

заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на

всех этапах обучения.

Организация

физкультурно-

оздоровительной работы

1.Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех

групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях).

2. Рациональная и соответствующая организация уроков

физической культуры и занятий активно-двигательного

характера.

Реализация

дополнительных

образовательных

программ

Эффективное внедрение в систему работы ОУ программ,

направленных на формирование ценности здоровья и здорового

образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей

или компонентов, включённых в учебный процесс.

Просветительская работа с

родителями

Эффективная совместная работа педагогов и родителей по

проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий

по профилактике вредных привычек.


личностные УУД:

-оценивать важность бережного отношения к здоровью человека и к природе;

-понимать важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества;

- вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;


Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);

- использовать информацию в проектной деятельности по формированию ЗОЖ под руководством учителя-консультанта.


Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

-при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами;

-учиться критично относиться к собственному мнению;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.










Приложение 1


АНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИЙ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ

  1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)


Что наблюдается

Да

Нет

Примечание

1.Учащиеся на перемене находятся в кабинете




2. Кабинет проветрен




3. Обстановка кабинета настраивает на рабочий лад





2. Ход урока


Что наблюдается

Результат (указать: выше нормы, норма или ниже нормы)

1. Количество видов учебной деятельности (норма: 4-7 видов)


2. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10-15мин.)


3. Частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7 -10мин.)


4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р и пр. (норма: не менее трех)


5. Чередование видов преподавания (норма: не позже чем через 10 -15мин.)


6. Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: с/р, групповая и парная работа, ролевые игры и пр. ( норма: не менее 7 -10 мин.)


7. Наличие на уроке оздоровительных моментов



3.Психологический климат на уроке

Что наблюдается

Результат

1. Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент


2. Стимуляция внутренней мотивации стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и пр.


3. Взаимоотношения между учителем и учеником


4. Взаимоотношения между учащимися


5).Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшие стихотворения, музыкальные минутки, поучительные картинки и пр.)



4. Пожелания учителю


План – анализ

урока с позиций здоровьесберегающих технологий

п/п

Критерии

Вопросы для анализа

1

Гигиенические условия в классе (кабинете)

Чистота, температура, свежесть воздуха, освещенность, отсутствие неприятных звуковых раздражителей (эксперт ориентируется на свои органы чувств).

2

Число видов учебной деятельности, используемых учителем

Опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и пр. Нормой считается 4 – 7 видов за урок. Но следует помнить, что частая смена видов деятельности требует дополнительных адаптационных усилий учащихся.

3

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов деятельности

Ориентировочная норма – 7- 10 минут.

4

Использование учителем различных видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и другие. Норма – не менее трех видов за урок

5

Чередование видов преподавания

Чередование видов преподавания не позже, чем через 10 -15 минут.

6

Использовании методов, способствующих активизации учащихся, развитию творческих начал.

Это следующие методы:

-методы свободного выбора (беседа, выбор действий, свобода творчества и пр.)

-активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, ролевая игра, дискуссия, семинар и пр.)

-методы, направленные на самопознание и саморазвитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки и пр.)

7

Применение ТСО в соответствии с гигиеническими нормами

Норма – 8-10 мин.

8

Мастерство учителя при использовании видеоматериалов

Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познанию, решения в синтезе учебных и воспитательных задач.

9

Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы

Дети на уроке не должны быть избыточно напряжены, что обычно бывает у авторитарных педагогов. Психофизический комфорт учеников на уроке - это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10

Физкультминутки и физкультпаузы

Это обязательная составная часть урока

При этом важно наличие у школьников желания их выполнять.

11

Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и ЗОЖ

Выработка понимания сущности здорового образа жизни (ЗОЖ), формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, выработка понимания сущности ЗОЖ ит.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в программном материале вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12

Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности

Интерес к знаниям, радость от активного учебного труда, интерес к изучаемому на уроке материалу.

13

Благоприятный психологический климат на уроке

Применение методов и форм работы, способствующих созданию ситуации успеха, т.к. наличие стрессов, отрицательные эмоции свидетельствуют преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций. Приветствуются эмоционально-смысловые разрядки: улыбки, уместные остроумные шутки, поговорки, афоризмы и пр.

14

Итоговая плотность урока

Количество времени, затраченного непосредственно на учебную работу должно быть в диапазоне от 60 до 80%.

15

Момент наступления утомления учащихся и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 10 – 125 минут до окончания урока.

16

Темп и окончание урока

К нежелательным показателям относятся: неоправданно быстрый темп урока («скомканность»), отсутствие времени на вопросы учащихся, торопливая, практически без комментариев запись домашнего задания.

17

Интегральный показатель эффективности проведенного урока

Состояние и вид учеников после окончания урока: на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное, умерено-возбужденное состояние школьников, на другом - утомленное, растерянное, агрессивное состояние.
















Приложение 2

Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения

  • Высота ножек стула должна равняться длине голени.

  • Голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.

  • Между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка.

  • Расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.

  • Тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов.

  • При письме сидеть нужно с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы.

  • Позвоночник опирается на спинку стула.

  • Предплечья лежат на поверхности стола симметрично и свободно.

  • Надплечья находятся на одном уровне.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!