СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа факультатива по естествознанию "Живая природа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива по естествознанию "Живая природа"»




КГУ «Комплекс Быструшинская средняя школа детский сад»



Рассмотрено на заседании МО Утверждено на педсовете протокол № Протокол №_______________ от « »-----------------2020 от « »----------------- 2020 Руководитель МО Директор школы Голованова С.П. Слугин А.А.







Программа

Факультатива по естествознанию

«Живая природа»

6 класс

Общеобразовательной школы







Составил: учитель химии и биологии Клименко С.В.

Село Быструха





2020-2021 учебный год



Пояснительная записка

Программа факультативного курса «Живая природа» предназначена для учащихся 6 классов и рассчитана на34 часов.

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Среди отличительных особенностей программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;

  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Волгоградской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие факультатива позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы. Для популяризации науки обо всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.

Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью факультатива, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.

  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;

  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.

  • Развитие навыков общение и коммуникации.

  • Развитие творческих способностей ребенка.

  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.

  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.

  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Особенности программы «Живая природа»

Организация деятельности на занятиях основывается на следующих принципах:

• занимательность;

• научность;

• сознательность и активность;

• наглядность;

• доступность;

• связь теории с практикой;

• индивидуальный подход к учащимся.

Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая

  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе:

1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

4 Исследовательские методы(при работе с микроскопом).

5 Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
























Планируемый результат:

Личностными результатами факультатива «Живая природа» являются следующие умения:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника

Метапредметными результатами факультатива «Живая природа» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на: – осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии; – использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии.

Коммуникативные УУД:Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

Предметными результатами факультатива «Живая природа » 6 класс являются следующие умения:
осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов;
рассмотрение биологических процессов в развитии: – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

использование биологических знаний в быту: – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов ( грибы, растения, животные) и основные группы растений;

– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,

эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
































Календарно-тематическое планирование факультатива по естествознанию «Живая природа» ( 1 час в неделю, всего 34 часа)

Изучаемый материал


Дата


Мир биологии


1

Введение. Организационное занятие.

Мир растений. Особенности и многообразие.


2

Мир растений. Особенности и многообразие.


3

Тайны жизни растений.


4

Кто такие? Где живут? Определение растений.


5

Съедобные и ядовитые растения.


6

Лекарственные растения ВКО


7

Растения Красной книги Восточно- Казахстанской области.



8

Занимательная ботаника. Биологические шарады.



9

Занимательная ботаника. Биологические омонимы.



10

Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».




Мир зоологии


11

Мир животных. Особенности и многообразие животных


12

Мир беспозвоночных животных.



13

Определение членистоногих по рисункам и коллекции.


14

Мир позвоночных животных. Холоднокровные животные.



15

Мир позвоночных животных. Теплокровные животные.



16

Животные в жизни человека.



17

Создание настольной игры «Животные в жизни человека»



Мир химии


18

Истоки химии


19

Начало современной химии


20

Многообразие веществ


21

Смеси и чистые вещества


22

Основные способы разделения смесей


23

Химический элемент. Простые и сложные вещества.


24

Органические и неорганические вещества


25

Химия в наши дни


26

Химия и окружающая среда



Мир физики


27

Молекулы и атомы


28

Движения тел


29

Энергия. Электричество


30

Звук


31

Свет


32

Физика и практика


33-34

Защита исследовательской работы по выбранной теме


































Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

Список литература для учащихся:
1. Учебник Биология: 5-6 класс/Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана - Граф, 2014г
2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
3. Биология. Школьный иллюстрированный справочник/ К. Стокли, М.: «Россмен», 1995

4. Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы/ Д. Берни – М.: «МАХАОН», 2006
5. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

6. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.

7. Акимушкин А. 'Занимательная биология' - Москва: Молодая гвардия, 1972 - с.304 с., с илл.

8. Веселая биология на уроках и праздниках

9. Серия "Игровые методы обучения"

10. Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний.

11. Загадки, ребусы, шарады.

Интернет-ресурсы:

1. http://www/science.up-lif.ru/biologiya-5-klass.html

2. http://www/science.up-lif.ru/biologiya-6-klass.html

3. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

4. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.

5. http://school-collection.edu.ru/ -каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

6. http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

7. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

8. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.

9. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!