КГУ «Комплекс Быструшинская средняя школа детский сад»
Рассмотрено на заседании МО Утверждено на педсовете протокол № Протокол №_______________ от « »-----------------2020 от « »----------------- 2020 Руководитель МО Директор школы Голованова С.П. Слугин А.А.
Программа
Факультатива по естествознанию
«Живая природа»
6 класс
Общеобразовательной школы
Составил: учитель химии и биологии Клименко С.В.
Село Быструха
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Живая природа» предназначена для учащихся 6 классов и рассчитана на34 часов.
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Среди отличительных особенностей программы можно назвать следующие:
Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
Добавлен раздел изучения особенностей природы Волгоградской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.
Занятие факультатива позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы. Для популяризации науки обо всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад.
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью факультатива, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии.
Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Особенности программы «Живая природа»
Организация деятельности на занятиях основывается на следующих принципах:
• занимательность;
• научность;
• сознательность и активность;
• наглядность;
• доступность;
• связь теории с практикой;
• индивидуальный подход к учащимся.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Формы и методы, используемые в работе по программе:
1 Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
2 Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
3 Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
4 Исследовательские методы(при работе с микроскопом).
5 Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Планируемый результат:
Личностными результатами факультатива «Живая природа» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника
Метапредметными результатами факультатива «Живая природа» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на: – осознание роли жизни;
– рассмотрение биологических процессов в развитии; – использование биологических знаний в быту;
– объяснять мир с точки зрения биологии.
Коммуникативные УУД:Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами. Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.
Предметными результатами факультатива «Живая природа » 6 класс являются следующие умения:
осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов;
рассмотрение биологических процессов в развитии: – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
использование биологических знаний в быту: – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
объяснять мир с точки зрения биологии:
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов ( грибы, растения, животные) и основные группы растений;
– определять основные органы растений (части клетки);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение,
эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
Календарно-тематическое планирование факультатива по естествознанию «Живая природа» ( 1 час в неделю, всего 34 часа)
№ | Изучаемый материал | |
Дата |
| Мир биологии | |
1 | Введение. Организационное занятие. Мир растений. Особенности и многообразие. | |
2 | Мир растений. Особенности и многообразие. | |
3 | Тайны жизни растений. | |
4 | Кто такие? Где живут? Определение растений. | |
5 | Съедобные и ядовитые растения. | |
6 | Лекарственные растения ВКО | |
7 | Растения Красной книги Восточно- Казахстанской области. | |
8 | Занимательная ботаника. Биологические шарады. | |
9 | Занимательная ботаника. Биологические омонимы. | |
10 | Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?». | |
| Мир зоологии | |
11 | Мир животных. Особенности и многообразие животных | |
12 | Мир беспозвоночных животных. | |
13 | Определение членистоногих по рисункам и коллекции. | |
14 | Мир позвоночных животных. Холоднокровные животные. | |
15 | Мир позвоночных животных. Теплокровные животные. | |
16 | Животные в жизни человека. | |
17 | Создание настольной игры «Животные в жизни человека» | |
| Мир химии | |
18 | Истоки химии | |
19 | Начало современной химии | |
20 | Многообразие веществ | |
21 | Смеси и чистые вещества | |
22 | Основные способы разделения смесей | |
23 | Химический элемент. Простые и сложные вещества. | |
24 | Органические и неорганические вещества | |
25 | Химия в наши дни | |
26 | Химия и окружающая среда | |
| Мир физики | |
27 | Молекулы и атомы | |
28 | Движения тел | |
29 | Энергия. Электричество | |
30 | Звук | |
31 | Свет | |
32 | Физика и практика | |
33-34 | Защита исследовательской работы по выбранной теме | |
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Список литература для учащихся:
1. Учебник Биология: 5-6 класс/Т.С. Сухова, В.И. Строганов – М.: Вентана - Граф, 2014г
2. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
3. Биология. Школьный иллюстрированный справочник/ К. Стокли, М.: «Россмен», 1995
4. Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы/ Д. Берни – М.: «МАХАОН», 2006
5. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
6. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.
7. Акимушкин А. 'Занимательная биология' - Москва: Молодая гвардия, 1972 - с.304 с., с илл.
8. Веселая биология на уроках и праздниках
9. Серия "Игровые методы обучения"
10. Жизнь на Земле. Большая энциклопедия знаний.
11. Загадки, ребусы, шарады.
Интернет-ресурсы:
1. http://www/science.up-lif.ru/biologiya-5-klass.html
2. http://www/science.up-lif.ru/biologiya-6-klass.html
3. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
4. http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
5. http://school-collection.edu.ru/ -каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
6. http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
7. http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
8. http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
9. http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей