Элективный курс по русскому языку. Учебно-тематический план. 11класс.
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | Виды деятельности | Навыки и умения |
1 | Стилистические ресурсы русского языка. | 1 | | | Лекция с элементами беседы. Лингвистический эксперимент. | Знать филологические понятия, расширить сведения по стилистике |
2 | Стили речи. | 1 | | | Аудирование, распознавание стилей русского языка | Умение распознавать стилевые черты текстов, знать особенности стилей |
3 | Слово в художественном тексте. | 1 | | | Создание текста; конструирование разных способов связности в нем. | Умение видеть и объяснять способы связи предложений в тексте. |
4 | Языковые средства выразительности. Словесные средства. | 1 | | | Наблюдения над текстом. Практическое задание | Умение находить в текcте языковые средства. |
5 | Словесные звуковые средства художественной изобразительности. | 1 | | | Наблюдения над текстом | Умение находить языковые средства, определять их роль в тексте |
6 | Выразительные средства фонетики. Звукопись, её виды. | 1 | | | Наблюдения над текстом. Фонетический анализ текста. | Знать понятия о звукописи, ее видах. |
7 | Ударение, ритм, интонация. Рифма и пауза. | 1 | | | Наблюдения над текстом, определение художественных возможностей данных средств. | Умение определять прием звукописи, видеть ритмико-интонационный рисунок речи. |
8 | Выразительные средства лексики и фразеологии. | 1 | | | Словарно-лексическая работа | Умение производить лексический анализ текста |
9 | Понятие о тропах, виды тропов, их отличительные признаки. | 1 | | | Практикум. Наблюдения над текстом. Анализ текста художественного стиля. | Умение распознавать стилевые черты текстов, |
10 | Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. | 1 | | | Анализ текстов. Характеристика стилевых черт, выявление языковых средств, анализ их функций | Навык анализа текстов разных типов речи. |
11 | Фразеологизмы как средство языковой выразительности. | 1 | | | Анализ текстов. Выявление языковых средств, анализ их функций. | Умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота |
12 | Морфологические средства выразительности. | 1 | | | Наблюдения над языковым составом, выполнение заданий тестов ГИА | Умение находить морфологические средства выразительности. |
13 | Изобразительные возможности существительных, прилагательных. | 1 | | | Работа с текстом, со справочной литературой, поиск языковых средств | Умение выявлять стилистические языковые средства в тексте |
14 | Роль существительных в художественном тексте. | 1 | | | Характеристика стилевых черт, выявление языковых средств, анализ их функций | Умение производить анализ текстов |
15 | Роль прилагательных в художественном тексте. | | | | Работа с текстом, поиск языковых средств. | Умение выявлять морфологические языковые средства в тексте |
15-16 | Комплексный языковой анализ стихотворения А.С.Пушкина «Нереида». | 1 | | | Анализ текста. Комментированное чтение. Конструирование высказываний (текстов) | Умение создавать свой текст |
17 | Эмоционально-экспрессивные возможности глагола. | 1 | | | Анализ текста. | Умение определять эмоционально-экспрессивные возможности глагола в художественном тексте |
18 | Экспрессивная роль числительных в художественном тексте. | 1 | | | Практикум. Анализ функций числительных как средств выразительности. | Умение давать характеристику символам в стихотворении. |
19 | Зачет по теме «Тропы и фигуры». | 1 | | | Тестирование. | Уметь находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте. |
20 | Комплексный лингвистический анализ текста. Ф.И.Тютчев, | 1 | | | Практикум. Поиск языковых средств. Анализ их функций. | Умение производить разноаспектную характеристику текста. |
21 | Комплексный лингвистический анализ текста. Ф.И.Тютчев | 1 | | | Сочинение-анализ стихотворения. | Уметь передавать в письменной форме свое восприятие. |
22 | Синтаксическое богатство русского языка. Понятие «фигуры». | 1 | | | Практические задания. Анализ синтаксического строя. Поиск примеров использования риторических фигур | Знать синтаксические средства (фигуры) |
23 | Интонация. Смысл. Пунктуация. Стилистическое использование ударения. | 1 | | | Практикум. | Знать о стилистической роли ударения, интонации в тексте. |
24 | Русский синтаксис. Понятие об экспрессивном синтаксисе. | 1 | | | Наблюдения над текстом. Анализ синтаксического строя. | Знать, что такое экспрессивный синтаксис |
25 | Знаки препинания конца предложения. Экспрессивно-отрицательные вопросы. | 1 | | | Наблюдения над текстом. Анализ синтаксического строя. | Уметь выполнять анализ синтаксического строя текста. |
26 | Обособленные члены предложения: их значение и функция в художественном тексте. | 1 | | | Практикум. | Уметь определять значение обособленных членов предложения и их функции в художественном тексте. |
27 | Контрольный тест по теме «изобразительно-выразительные средства языка» | 1 | | | Тестирование по изученным темам | Умение различать средства выразительности. |
28 | Комплексный языковой анализ текста Ф.Искандера. | 1 | | | Практикум (разноаспектный анализ текста по вопросам) | Умение интерпретировать информацию прочитанного текста |
29 | Комплексный языковой анализ текста Ф.Искандера и элементы сочинения-рассуждения. | 1 | | | Самостоятельная работа. Конструирование (создание) текста. | Умение использовать информацию из текста в качестве аргумента |
31 | Анализ творческих работ | 2 | | | Выявление ошибок и их классификация | Формирование навыков коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи учащихся |
32 | Анализ творческих работ | 1 | | | Анализ ошибок | Умение объяснять ошибки в соответствии с нормами организации письменной речи |
33 | Защита проектов исследовательских работ по теме элективного курса | 1 | | | Обучение написанию реферата. | Умение отбирать и систематизировать материал по выбранной теме |
34 | Творческий отчет. | 1 | | | Презентация творческих проектов по анализу изобразительно-выразительных средств художественного текста. | Умение представить творческий проект (выполнение презентации) |