Эшмакова Дарья Николаевна
учитель биологии,
МОУ Новомоньинская СОШ
Селтинского района
Удмуртской республики
Программа курса по выбору
«Введение в биоэтику»
для обучающихся 9 класса
Пояснительная записка
Элективный курс «Введение в биоэтику» призван способствовать повышению образовательного уровня учащихся, развитию познавательного интереса к окружающему миру, формированию целостного мировоззрения, духовно-нравственных ценностей личности, ответственного отношения к жизни.
Курс выявляет и помогает решать современному школьнику морально-этические и духовно-нравственные вопросы современного общества, направлен на постижение традиционных исторических ценностей Православия через специфически предметные темы биологии и медицины. Носит культурологический характер. Является предметно-ориентированным, интегрированным: в тематике курса перекрещиваются интересы биологии, православной культуры, философии и медицины. Предлагает новые для учащихся знания, не содержащиеся в образовательных программах базовых предметов.
Важнейший аспект воспитания – привитие ребенку доброты и альтруизма. Практика показывает, что для воспитания данных качеств можно успешно использовать взаимоотношения ребенка с животными. Формирование у ребенка доброго отношения к животным – это первый этап воспитания у него этичного отношения к живому. Ребенок постигает необходимость ответственного отношения к другому существу, учится сопереживать, начинает чувствовать себя ответственным за весь окружающий его живой мир, т.е. воспитывается нравственная личность. Гуманизм и доброта – лидирующие черты этой личности. Воспитание идет от частных случаев, от частной этики к широкому ее пониманию.
Биоэтика находится на стыке двух дисциплин: биологии и этики. Как комплексная наука она объединяет биологические, социальные или духовно – нравственные, экологические аспекты изучения взаимоотношений человека с окружающей живой природой.
Целью курса является воспитание деятельной любви к ближнему, к тем кого мы приручили, к тем, кто нас окружает. Формирование представлений о взаимосвязях биологической, социальной и морально-нравственной сторонах науки и жизни, привитие учащимся духовных, моральных качеств.
Задачи курса:
Знакомство с точки зрения науки, религии, морали и социума с современными достижениями в области биотехнологии, генной инженерии и медицины и др.
Формирование представлений о взаимосвязях биологической, социальной и морально-нравственной сторонах науки и жизни.
Курс должен способствовать решению, с этической позиции, проблемы здоровья человека, приобретению добродетели, искоренению пороков.
Теоретическая и практическая направленность курса реализовывает у обучающихся познавательный интерес к окружающему миру, своему здоровью и здоровью окружающих, способствует формированию духовно – нравственных ценностей.
Учебные материалы рассчитаны на учащихся 9-х классов (10 часов).
Курс «Введение в биоэтику» является собой учебно-методическим комплексом: представлен учебной программой по дисциплине, методическими рекомендациями по основным видам учебных занятий, демонстрациями к урокам, картой обеспеченности учащихся и учителя литературой по дисциплине.
Программа курса содержит научные, культурологические знания и наиболее ценный опыт духовно-нравственной деятельности человека по рассматриваемым биоэтическим проблемам. Программа предусматривает изучение теоретических основ курса с элементами практической деятельности: составление конспектов-опор основного материала темы, анализ и выбор проблемы для более детального изучения, исследовательская деятельность с последующим представлением результатов. Все это способствует раскрытию духовных, творческих дарований обучающихся курсу.
Учебные занятия по курсу проводятся в виде – лекций, семинаров, практикумов.
Учебно – тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Предлагаемая форма занятий |
1 | Введение в биоэтику | 1 | Лекция |
2 | Проблема статуса эмбриона. | 1 | Лекция с элементами беседы |
3 | Понятие о суррогатном материнстве. | 1 | Лекция с элементами беседы. Показ презентации |
4 | Прерывание беременности. | 1 | Просмотр и анализ фильма |
5 | Мировые религии и животные. | 1 | Проект |
6 | Животные и развлечения. | 1 | Проект |
7 | Животные и эксперимент: жертвы науки. | 1 | Проект |
8 | Домашние и бездомные животные. | 1 | Проект |
9 | Трансплантация органов: понятие, виды, этическая сторона вопроса. | 1 | Проект |
10 | Заключение | 1 | Обсуждение |
Содержание курса
РАЗДЕЛ 1 Введение в биоэтику (1 час).
Этика в широком смысле, этика в экологическом смысле. Понятие биологической этики. История возникновения биоэтики, понятие биологической этики. Цели и задачи биоэтики.
РАЗДЕЛ 2 Морально-этические проблемы репродукции человека (3 часа)
Проблема статуса эмбриона.
Новые репродуктивные технологии. Замораживание эмбрионов. Этическая сторона проблемы.
Понятие о суррогатном материнстве.
Морально нравственные проблемы суррогатного материнства, донорства половых клеток и выбора пола ребенка.
Прерывание беременности.
Просмотр и анализ фильма «Безмолвный крик».
РАЗДЕЛ 3 Человек и животные (4 часа)
Мировые религии и животные. (1 час)
Отношение к животным в индуизме, буддизме, иудаизме, исламе, христианстве. Животные в народном творчестве (эпос, фольклор, сказки, легенды, предания). Отношения к животным в разных культурах. «Священные животные».
Животные и развлечения. (1 час)
Жестокие развлечения. Собачьи и петушиные бои, коррида. Животные и реклама. Использование животных и их частей в качестве украшений.
Животные и эксперимент: жертвы науки. (1 час)
Необходимость экспериментальных животных для науки. О вивисекции. Памятники животным – помощникам. Этика эксперимента.
Домашние и бездомные животные.
Виды животных, содержащихся дома. Этика и эстетика домашнего содержания животных. Права домашних животных. Радости и проблемы. Мы в ответе за тех, кого приручили: проблемы бездомных животных. Польза и вред бездомных животных: что же с ними делать? Способы усиления ответственности людей за своих домашних питомцев.
РАЗДЕЛ 4 Проблема жизни и смерти (1 час)
Трансплантация органов: понятие, виды, этическая сторона вопроса.
«Использование органов и тканей человека: научная и духовно-нравственная сторона проблемы». Анализ проблемы.
Заключение (1 час)
Оценка и обсуждение результатов исследований.
Список литературы для учителя
Брусиловская А.И. Жизнь до рождения.-М.,1984.
ДерябоС.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону ,1996.П
Куликова М.В. Человек и природа: в поисках экологической этики //Наука и ценность.- Новосибирск, 1987.
Павлова Т.Н. Биоэтика в школе: Пособие для учителя// под редЛ.П.Анастасовой.-М., 1995.
Список литературы для ученика
Гржимек Б. Для диких животных места нет. М.,1978.
Даррелл Д. Моя семья и другие звери.-М.,1986.
Дмитриев Д.Ю. Человек и животные-М.,1973.
Сабунаев В. Занимательная зоология.-Л., 1976.
Сандерсон А.Т. Сокровища животного мира.-М., 1987.
Симаков Ю.Г. Живые приборы.-М.,1986.
Сетон – Томпсон Э. Животные – герои.-М.,1989.