СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса: Введение в биоэтику

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса: Введение в биоэтику»

Эшмакова Дарья Николаевна

учитель биологии,

МОУ Новомоньинская СОШ

Селтинского района

Удмуртской республики






Программа курса по выбору

«Введение в биоэтику»

для обучающихся 9 класса





























Пояснительная записка


Элективный курс «Вве­де­ние в био­эти­ку» при­зван спо­соб­ст­во­вать по­вы­ше­нию об­ра­зо­ва­тель­но­го уров­ня уча­щих­ся, раз­ви­тию по­зна­ва­тель­но­го ин­те­ре­са к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру, фор­ми­ро­ва­нию це­ло­ст­но­го ми­ро­воз­зре­ния, ду­хов­но-нрав­ст­вен­ных цен­но­стей лич­но­сти, от­вет­ст­вен­но­го от­но­ше­ния к жиз­ни.

Курс вы­яв­ля­ет и по­мо­га­ет ре­шать со­вре­мен­но­му школь­ни­ку мо­раль­но-эти­че­ские и ду­хов­но-нрав­ст­вен­ные во­про­сы со­вре­мен­но­го об­ще­ст­ва, направлен на постижение традиционных исторических ценностей Православия через специфически предметные темы биологии и медицины. Но­сит куль­ту­ро­ло­ги­че­ский ха­рак­тер. Яв­ля­ет­ся пред­мет­но-ори­ен­ти­ро­ван­ным, ин­тег­ри­ро­ван­ным: в те­ма­ти­ке кур­са пе­ре­кре­щи­ва­ют­ся ин­те­ре­сы био­ло­гии, пра­во­слав­ной куль­ту­ры, фи­ло­со­фии и ме­ди­ци­ны. Предлагает новые для учащихся знания, не содержащиеся в образовательных программах базовых предметов.

Важнейший аспект воспитания – привитие ребенку доброты и альтруизма. Практика показывает, что для воспитания данных качеств можно успешно использовать взаимоотношения ребенка с животными. Формирование у ребенка доброго отношения к животным – это первый этап воспитания у него этичного отношения к живому. Ребенок постигает необходимость ответственного отношения к другому существу, учится сопереживать, начинает чувствовать себя ответственным за весь окружающий его живой мир, т.е. воспитывается нравственная личность. Гуманизм и доброта – лидирующие черты этой личности. Воспитание идет от частных случаев, от частной этики к широкому ее пониманию.

Биоэтика находится на стыке двух дисциплин: биологии и этики. Как комплексная наука она объединяет биологические, социальные или духовно – нравственные, экологические аспекты изучения взаимоотношений человека с окружающей живой природой.


Це­лью кур­са яв­ля­ет­ся воспитание деятельной люб­ви к ближнему, к тем кого мы приручили, к тем, кто нас окружает. Фор­ми­ро­ва­ние пред­став­ле­ний о взаи­мо­свя­зях био­ло­ги­че­ской, со­ци­аль­ной и мо­раль­но-нрав­ст­вен­ной сто­ро­нах нау­ки и жиз­ни, при­ви­тие уча­щим­ся духовных, мо­раль­ных качеств.

Задачи курса:

  • Знакомство с точки зрения науки, религии, морали и социума с современными достижениями в области биотехнологии, генной инженерии и медицины и др.

  • Формирование представлений о взаимосвязях биологической, социальной и морально-нравственной сторонах науки и жизни.

Курс должен способствовать решению, с этической позиции, проблемы здоровья человека, приобретению добродетели, искоренению пороков.

Теоретическая и практическая направленность курса реализовывает у обучающихся познавательный интерес к окружающему миру, своему здоровью и здоровью окружающих, способствует формированию духовно – нравственных ценностей.

Учебные материалы рас­счи­таны на уча­щих­ся 9-х клас­сов (10 часов).

Курс «Вве­де­ние в био­эти­ку» является собой учебно-методическим комплексом: представлен учеб­ной про­грам­мой по дис­ци­п­ли­не, ме­то­ди­че­ски­ми ре­ко­мен­да­ция­ми по ос­нов­ным ви­дам учеб­ных за­ня­тий, де­мон­ст­ра­ция­ми к урокам, кар­той обес­пе­чен­но­сти уча­щих­ся и учи­те­ля ли­те­ра­ту­рой по дис­ци­п­ли­не.

Про­грам­ма курса со­дер­жит на­уч­ные, куль­ту­ро­ло­ги­че­ские зна­ния и наи­бо­лее цен­ный опыт ду­хов­но-нрав­ст­вен­ной дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка по рас­смат­ри­вае­мым био­эти­че­ским про­бле­мам. Про­грам­ма пре­ду­смат­ри­ва­ет изу­че­ние тео­ре­ти­че­ских ос­нов кур­са с эле­мен­та­ми прак­ти­че­ской дея­тель­но­сти: со­став­ле­ние кон­спек­тов-опор ос­нов­но­го ма­те­риа­ла те­мы, ана­лиз и вы­бор про­бле­мы для бо­лее де­таль­но­го изу­че­ния, ис­сле­до­ва­тель­ская дея­тель­ность с по­сле­дую­щим пред­став­ле­ни­ем ре­зуль­та­тов. Все это спо­соб­ст­ву­ет рас­кры­тию ду­хов­ных, твор­че­ских да­ро­ва­ний обуча­ющих­ся курсу.

Учебные занятия по курсу проводятся в виде – лекций, семинаров, практикумов.
















Учебно – тематический план


Название темы

Количество часов

Предлагаемая форма занятий

1

Введение в биоэтику

1

Лекция

2

Проблема статуса эмбриона.

1

Лекция с элементами беседы

3

Понятие о суррогатном материнстве.

1

Лекция с элементами беседы. Показ презентации

4

Прерывание беременности.

1

Просмотр и анализ фильма

5

Мировые религии и животные.

1

Проект

6

Животные и развлечения.

1

Проект

7

Животные и эксперимент: жертвы науки.

1

Проект

8

Домашние и бездомные животные.

1

Проект

9

Трансплантация органов: понятие, виды, этическая сторона вопроса.

1

Проект

10

Заключение

1

Обсуждение







Содержание курса


РАЗДЕЛ 1 Введение в биоэтику (1 час).


  1. Этика в широком смысле, этика в экологическом смысле. Понятие биологической этики. История возникновения биоэтики, понятие биологической этики. Цели и задачи биоэтики.


РАЗДЕЛ 2 Морально-этические проблемы репродукции человека (3 часа)


  1. Проблема статуса эмбриона.

Новые репродуктивные технологии. Замораживание эмбрионов. Этическая сторона проблемы.

  1. Понятие о суррогатном материнстве.

Морально нравственные проблемы суррогатного материнства, донорства половых клеток и выбора пола ребенка.

  1. Прерывание беременности.

Просмотр и анализ фильма «Безмолвный крик».


РАЗДЕЛ 3 Человек и животные (4 часа)


  1. Мировые религии и животные. (1 час)

Отношение к животным в индуизме, буддизме, иудаизме, исламе, христианстве. Животные в народном творчестве (эпос, фольклор, сказки, легенды, предания). Отношения к животным в разных культурах. «Священные животные».

  1. Животные и развлечения. (1 час)

Жестокие развлечения. Собачьи и петушиные бои, коррида. Животные и реклама. Использование животных и их частей в качестве украшений.

  1. Животные и эксперимент: жертвы науки. (1 час)

Необходимость экспериментальных животных для науки. О вивисекции. Памятники животным – помощникам. Этика эксперимента.

  1. Домашние и бездомные животные.

Виды животных, содержащихся дома. Этика и эстетика домашнего содержания животных. Права домашних животных. Радости и проблемы. Мы в ответе за тех, кого приручили: проблемы бездомных животных. Польза и вред бездомных животных: что же с ними делать? Способы усиления ответственности людей за своих домашних питомцев.



РАЗДЕЛ 4 Проблема жизни и смерти (1 час)

  1. Трансплантация органов: понятие, виды, этическая сторона вопроса.

«Использование органов и тканей человека: научная и духовно-нравственная сторона проблемы». Анализ проблемы.

Заключение (1 час)

Оценка и обсуждение результатов исследований.
























Список литературы для учителя


    1. Брусиловская А.И. Жизнь до рождения.-М.,1984.

    2. ДерябоС.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону ,1996.П

    3. Куликова М.В. Человек и природа: в поисках экологической этики //Наука и ценность.- Новосибирск, 1987.

    4. Павлова Т.Н. Биоэтика в школе: Пособие для учителя// под редЛ.П.Анастасовой.-М., 1995.



Список литературы для ученика


  1. Гржимек Б. Для диких животных места нет. М.,1978.

  2. Даррелл Д. Моя семья и другие звери.-М.,1986.

  3. Дмитриев Д.Ю. Человек и животные-М.,1973.

  4. Сабунаев В. Занимательная зоология.-Л., 1976.

  5. Сандерсон А.Т. Сокровища животного мира.-М., 1987.

  6. Симаков Ю.Г. Живые приборы.-М.,1986.

  7. Сетон – Томпсон Э. Животные – герои.-М.,1989.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!