СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Практическое обществознание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов мотивированных на сдачу вступительного экзамена в BУ3 в форме ЕГЭ. Kypc поможет ученикам восполнить пробелы в уровне подготовки по обществознанию, повторить темы, вызывающие наибольшие трудности, систематизировать и углубить имеющиеся теоретические знания. Данная программа элективного курса может быть использована в качестве составного элемента концепции гуманитарного профиля в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Практическое обществознание"»

Рассмотрено


на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла



Протокол №__от ____2021 г.

Согласованно


Заместитель директора по УР

МБОУ «Кураловская СОШ»

__________ Корнева Н.В.


«___»____________2021 г.

Утверждено


Директор МБОУ «Кураловская СОШ»

____________Маслов Г.Г.


Приказ №____от ________2021 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса

«Практическое обществознание»

для 10 класса

на 2021-2022 учебный год





составитель Лашнева Екатерина Александровна


учитель первой квалификационной категории








Куралово

2021

Пояснительная записка


Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов мотивированных на сдачу вступительного экзамена в BУ3 в форме ЕГЭ. Kypc поможет ученикам восполнить пробелы в уровне подготовки по обществознанию, повторить темы, вызывающие наибольшие трудности, систематизировать и углубить имеющиеся теоретические знания. Данная программа элективного курса может быть использована в качестве составного элемента концепции гуманитарного профиля в 10 классе.

Занятия ориентированы на формирование и развитие умений, обеспечивающих готовность выпускников к ЕГЭ. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.

Посещение занятий по программе элективного курса позволит выпускникам преодолеть психологические барьеры при подготовке к экзамену.

Цели и задачи программы:

Цель программы — подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.

Задачи программы:

      1. сформировать положительное отношение к процедуре контроля экзамена;

      2. сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

      3. сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

      4. формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений по предмету обществознание; дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;


Содержание программы

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (4 ч).

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнугым ответом в КИМах ЕГЭ (входной контроль).

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (28 ч.).

Содержательные линии «Общество», «Духовная жизнь общества»: ключевые понятия и трудные вопросы (7 ч).

Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ.

Понятие общественного пporpecca. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.

Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного пpoгpecca (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях.

«Человек. Познание» (7 ч.)

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).

Тренинг по выполнению заданий по данным содержательным линиям.

«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (7 ч).

Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества» (7 ч.).

Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие BBП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.

Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий данной содержательной линии.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

      • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;

      • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности,

      • преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.


Результаты изучения элективного курса должны отражать:

1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению(разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.

Предметные результаты освоения программы должны отражать:

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;

8) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе базовых знаний и ценностных ориентиров.

Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и ругих людей;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.



Календарно-тематическое планирование


Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

1

Входной контроль. ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия.

1



2

Структура и содержание письменной экзаменационной работы.

1



3

Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий

1



4

Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ (входной контроль).

1



5

Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура.

1



6

Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества.

1



7

Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры

1



8

Трудные вопросы. Общество как динамическая система

1



9

Целостность современного мира, его противоречия

1



10

Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных линий.

1



11

Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных

содержательных линий.

1



12

Человек как результат биологической и социокультурной

эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека.

1



13

Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии

1



14

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека

1



15

Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач).

1



16

Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).

1



17

Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных

содержательных линий.

1



18

Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных

содержательных линий.

1



19

Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль.

1



20

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и как социальные институты.

1



21

Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения

1



22

Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.

1



23

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный

конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

1



24

Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и

тренинг по выполнению заданий.

1



25

Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и

тренинг по выполнению заданий.

1



26

Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство

1



27

Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие

рынков. Измерители экономической деятельности

1



28

Роль государства в экономике. Государственный бюджет.

Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов.

1



29

Мировая экономика: внешняя торговля, международная

финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика.

1



30

Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.

1



31

Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и

тренинг по выполнению заданий.

1



32

Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и

тренинг по выполнению заданий.

1



33

Итоговая зачетная работа.

1



34

Итоговая зачетная работа.

1




Итого

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!