Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол №__от ____2021 г. | Согласованно Заместитель директора по УР МБОУ «Кураловская СОШ» __________ Корнева Н.В. «___»____________2021 г. | Утверждено Директор МБОУ «Кураловская СОШ» ____________Маслов Г.Г. Приказ №____от ________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса
«Практическое обществознание»
для 10 класса
на 2021-2022 учебный год
составитель Лашнева Екатерина Александровна
учитель первой квалификационной категории
Куралово
2021
Пояснительная записка
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов мотивированных на сдачу вступительного экзамена в BУ3 в форме ЕГЭ. Kypc поможет ученикам восполнить пробелы в уровне подготовки по обществознанию, повторить темы, вызывающие наибольшие трудности, систематизировать и углубить имеющиеся теоретические знания. Данная программа элективного курса может быть использована в качестве составного элемента концепции гуманитарного профиля в 10 классе.
Занятия ориентированы на формирование и развитие умений, обеспечивающих готовность выпускников к ЕГЭ. Ученики смогут осмыслить стратегию собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.
Посещение занятий по программе элективного курса позволит выпускникам преодолеть психологические барьеры при подготовке к экзамену.
Цели и задачи программы:
Цель программы — подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Задачи программы:
сформировать положительное отношение к процедуре контроля экзамена;
сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений по предмету обществознание; дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
Содержание программы
Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (4 ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнугым ответом в КИМах ЕГЭ (входной контроль).
Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (28 ч.).
Содержательные линии «Общество», «Духовная жизнь общества»: ключевые понятия и трудные вопросы (7 ч).
Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ.
Понятие общественного пporpecca. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного пpoгpecca (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных
Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях.
«Человек. Познание» (7 ч.)
Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий по данным содержательным линиям.
«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (7 ч).
Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономическая сфера жизни общества» (7 ч.).
Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие BBП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.
Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий данной содержательной линии.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;
Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности,
преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.
Результаты изучения элективного курса должны отражать:
1) развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;
2) овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;
3) развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению(разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;
4) обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;
5) обеспечение профессиональной ориентации обучающихся.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития;
8) сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты междисциплинарной направленности на основе базовых знаний и ценностных ориентиров.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и ругих людей;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Входной контроль. ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. | 1 | | |
2 | Структура и содержание письменной экзаменационной работы. | 1 | | |
3 | Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий | 1 | | |
4 | Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ (входной контроль). | 1 | | |
5 | Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. | 1 | | |
6 | Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. | 1 | | |
7 | Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры | 1 | | |
8 | Трудные вопросы. Общество как динамическая система | 1 | | |
9 | Целостность современного мира, его противоречия | 1 | | |
10 | Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных линий. | 1 | | |
11 | Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных линий. | 1 | | |
12 | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. | 1 | | |
13 | Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии | 1 | | |
14 | Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека | 1 | | |
15 | Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). | 1 | | |
16 | Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации). | 1 | | |
17 | Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных линий. | 1 | | |
18 | Тренинг по выполнению заданий части 1 и части 2 данных содержательных линий. | 1 | | |
19 | Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. | 1 | | |
20 | Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и как социальные институты. | 1 | | |
21 | Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения | 1 | | |
22 | Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России. | 1 | | |
23 | Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук. | 1 | | |
24 | Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. | 1 | | |
25 | Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. | 1 | | |
26 | Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство | 1 | | |
27 | Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности | 1 | | |
28 | Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. | 1 | | |
29 | Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. | 1 | | |
30 | Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. | 1 | | |
31 | Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. | 1 | | |
32 | Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий. | 1 | | |
33 | Итоговая зачетная работа. | 1 | | |
34 | Итоговая зачетная работа. | 1 | | |
| Итого | 1 | |