Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Студенокская средняя общеобразовательная школа»
Рыльского района Курской области
Принята на заседании «Утверждаю»
педагогического совета школы Директор школы_____________ «31» августа» 2013г. Н.С.Доронин.
Протокол № 1 Приказ по школе
от «__»сентября» 2013г.
№ ____________
Рабочая программа
по элективному курсу
«Говорим и пишем правильно»
для 10 класса
(2017-2018 уч.год)
Программу составила:
учитель русского языка и литературы
Ободеева Людмила Владимировна,
вторая квалификационная категория
С.Студенок, 2017 год
Содержание:
1.Пояснительная записка-----------------------------3.
2.Содержание курса-----------------------------------4.
3.Поурочное планирование-------------------------5.
4. Список литература----------------------------------9.
Программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно»
для 10 класса (34 часа).
Авторы: Войтас С. А., Акопова Н. Г.
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей», курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно» С.А. Войтас и Н.Г. Акоповой.
Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений. Важнейшим направлением в формировании умений и навыков грамотного письма становится систематизация и обобщение знаний в области орфографии, синтаксических единиц, пунктуационных норм.
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 10 классов.
Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучении основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи: - овладение основными нормами русского литературного языка;
- создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
- обучение анализу текста, его интерпретации;
- формирование языковой и лингвистической компетенции;
- формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
- развитие ассоциативного мышления учащихся.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
Практическая часть (выполнение различных упражнений, позволяющих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Ожидаемые результаты: полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале – в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся ситуации); практические умения и навыки по самостоятельном анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
2.Содержание курса.
Фонетика. Орфоэпия (6 часов).
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слова. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Лексика (3 часа).
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Словообразование (2 часа).
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Морфология (5 часов).
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Орфография (18 часов).
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов ЧИК/ЩИК, ЕК/ИК, К/СК, Н/НН в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь после шипящих.Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
3.Поурочное планирование
№ | Тема занятия | Виды деятельности | Дата план. | Дата факт. |
1 | Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. | Повторение основных фонетических правил. Транскрипция слов. | | |
2 | Особенности словесного ударения в русском языке. | | |
3 | Трудности фонетического анализа слов | Фонетический анализ слов. | | |
4 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка | Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слова. | | |
5 | Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком | | |
6 | Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слова | | | |
7 | Лексика и фразеология. Особенности лексического состава языка. | Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями антонимов, синонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности. | | |
8 | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). | | |
9 | Трудности лексического анализа. | | |
10 | Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. | Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем. | | |
11 | Словообразование наречий. Морфемные модели наречий. | | |
12 | Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. | Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи. | | |
13 | Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. |
14 | Служебные части речи. Орфоэпические нормы. | | |
15 | Правильное употребление служебных частей речи. | | |
16 | Трудные случаи разграничения языковых явлений. | | |
17 | Орфография. Система правил правописания. | Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разборов слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста. | | |
18 | Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. | | |
19 | Правописание приставок. Трудности правописания приставок. | | |
20 | Виды орфограмм в корне слова | | |
21 | Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи | | |
22 | Правописание суффиксов ЧИК/ЩИК, ЕК/ИК, К/СК, Н/НН в словах различных частей речи | | |
| |
23 24 | Правописание Ъ и Ь после шипящих Правописание служебных частей речи |
25 | Правописание падежных и родовых окончаний | | |
26 | Трудные случаи правописания окончаний | | |
27 | Трудные случаи правописания суффиксов. | | |
28 | | |
29 | Правописание служебных частей речи. | | |
30 | Трудные случаи правописания НЕ и НИ. | | |
31 | | |
32 | Трудности при слитном, раздельном и дефисном написании слов. | | |
33 | | |
| |
34 |
4.Рекомендуемая литература.
Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М., 2005.
Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).
Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. – М., 2006.
Кабанова Н. М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. – М., 2005.
Коновалова Л. Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражнения. Тесты.
Розенталь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. – М., 199