СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно» для 10 класса (34 часа).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного  курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку "Говорим и пишем правильно для 10 класса" (34 часа)

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно» для 10 класса (34 часа).»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Студенокская средняя общеобразовательная школа»

Рыльского района Курской области




Принята на заседании «Утверждаю»

педагогического совета школы Директор школы_____________ «31» августа» 2013г. Н.С.Доронин.

Протокол № 1 Приказ по школе

от «__»сентября» 2013г.

№ ____________







Рабочая программа

по элективному курсу

«Говорим и пишем правильно»

для 10 класса

(2017-2018 уч.год)











Программу составила:

учитель русского языка и литературы

Ободеева Людмила Владимировна,

вторая квалификационная категория



С.Студенок, 2017 год








Содержание:


1.Пояснительная записка-----------------------------3.

2.Содержание курса-----------------------------------4.

3.Поурочное планирование-------------------------5.

4. Список литература----------------------------------9.























Программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно»

для 10 класса (34 часа).

Авторы: Войтас С. А., Акопова Н. Г.


1.Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании Письма Министерства образования РФ № 06-1844 от 11.12.2006 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей», курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку «Говорим и пишем правильно» С.А. Войтас и Н.Г. Акоповой.

Одним из важнейших показателей культуры человека является способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка. Данный курс направлен на совершенствование указанных умений. Важнейшим направлением  в формировании умений и навыков грамотного письма становится систематизация и обобщение знаний в области орфографии, синтаксических единиц, пунктуационных норм.

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 35 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 10 классов.


Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучении основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.

Задачи: - овладение основными нормами русского литературного языка;

- создание прочной, надежной базы орфографических навыков;

- совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

- обучение анализу текста, его интерпретации;

- формирование языковой и лингвистической компетенции;

- формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

- развитие ассоциативного мышления учащихся.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).

  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, позволяющих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.

Ожидаемые результаты: полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале – в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся ситуации); практические умения и навыки по самостоятельном анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.


2.Содержание курса.

Фонетика. Орфоэпия (6 часов).

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слова. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Лексика (3 часа).

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Словообразование (2 часа).

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

Морфология (5 часов).

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Орфография (18 часов).

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов ЧИК/ЩИК, ЕК/ИК, К/СК, Н/НН в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь после шипящих.Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.



3.Поурочное планирование

Тема занятия

Виды деятельности

Дата

план.

Дата факт.

1

Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове.

Повторение основных фонетических правил. Транскрипция слов.



2


Особенности словесного ударения в русском языке.



3

Трудности фонетического анализа слов

Фонетический анализ слов.



4

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка


Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слова.



5

Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком



6

Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слова





7

Лексика и фразеология. Особенности лексического состава языка.

Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями антонимов, синонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности.



8

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов).



9

Трудности лексического анализа.



10

Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи.

Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем.



11

Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.



12



Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке.


Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных

частей речи в разговорной и художественной речи.



13

Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

14

Служебные части речи. Орфоэпические нормы.




15

Правильное употребление служебных частей речи.



16

Трудные случаи разграничения языковых явлений.



17

Орфография. Система правил правописания.

Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разборов слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста.



18

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения.




19

Правописание приставок. Трудности правописания приставок.





20


Виды орфограмм в корне слова




21



Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи




22



Правописание суффиксов ЧИК/ЩИК, ЕК/ИК, К/СК, Н/НН в словах различных частей речи






23






24



Правописание Ъ и Ь после шипящих




Правописание служебных частей речи

25

Правописание падежных и родовых окончаний



26


Трудные случаи правописания окончаний



27

Трудные случаи правописания суффиксов.



28



29

Правописание служебных частей речи.




30


Трудные случаи правописания НЕ и НИ.



31



32


Трудности при слитном, раздельном и дефисном

написании слов.



33






34





4.Рекомендуемая литература.

  1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. – М., 2005.

  2. Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).

  3. Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. – М., 2006.

  4. Кабанова Н. М. Русский язык: Интенсивный курс подготовки к Единому государственному экзамену. – М., 2005.

  5. Коновалова Л. Ф. Большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену: Теория. Упражнения. Тесты.

Розенталь Д. Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. – М., 199


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!