СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса по истории "Светочи нашего Отечества" (9 класс)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

История – это проявление души народа, а его светочи – это наши путеводители. Такое представление  истории Отечества позволит почувствовать, с одной стороны, самобытность русской души, с другой стороны, наполнит сердце ребят гордостью, чувством уважения к нашим великим предкам. Этой цели отвечает элективный курс «Светочи нашего Отечества».

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по истории "Светочи нашего Отечества" (9 класс)»

Министерство образования и науки РФ

ОБОУ «Лицей-интернат №1»










Элективный курс

по истории

«Светочи нашего Отечества»





Составил: учитель истории

ОБОУ «Лицей-интернат №1»

г. Курска

Гридасов Г.Л.















г. Курск

Пояснительная записка.

Рабочая программа элективного курса «Светочи нашего Отечества» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), Примерной программы основного общего образования по истории и Положения о рабочей программе ОБОУ «Лицей-интернат №1» г. Курска

Количество часов в рабочей программе элективного курса соответствует базисному учебному плану и составляет 17 часов (1 час в неделю, в течение одной четверти).

Несмотря на интеграционные процессы в современном мире, каждая нация стремится сохранить свою самобытность. И большую роль в этом играет история. Но история густо населена яркими личностями. Каждая историческая личность – это не только страничка в судьбе страны, но это ещё и огромный заряд нравственного влияния на общество. У П.П. Блонского есть замечательная мысль: «Овейте душу ребёнка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нём самоотверженное, нежное сердце. Побольше рассказов о героях народа, побольше поэзии». Этой цели отвечает элективный курс «Светочи нашего Отечества». История – это проявление души народа, а его светочи – это наши путеводители. Такое представление истории Отечества позволит почувствовать, с одной стороны, самобытность русской души, с другой стороны, наполнит сердце ребят гордостью, чувством уважения к нашим великим предкам. Повышенное внимание к личности обуславливает интерес к тому, что окружает человека, к колориту исторической эпохи.

В толковом словаре Ожегова дано определение слова «светоч» – это носитель высоких идей свободы, истины, просвещения. Поэтому в основу отбора учебного материала легли прежде всего нравственно-эстетический, духовный, психологический критерий.

Элективный курс «Светочи нашего Отечества» является средством развития у обучающихся лучших человеческих качеств, понимание того, что каждый человек может быть светочем в этой жизни, главное, чтобы из его души лился яркий, добрый свет.

Цели элективного курса:

- подготовка обучающихся 9-х классов с ориентацией на гуманитарный профиль (содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного обучения);

- создание условий для становления гражданской позиции обучающихся на основе формирования социально-личностных компетенций;

- содействие развитию индивидуальных способностей школьников.

Задачи элективного курса:

- получение учащимися знаний, основной характеристикой которых является научность, фундаментальность и практическая ориентация;

- формирование у подростков ценностей, среди которых важнейшими являются гражданственность, гуманизм, уважение прав человека, толерантность;

- развитие способностей школьников, среди которых особо выделяются:

формирование системы мыслительных средств, обеспечивающих присвоение исторического материала, способность к проведению исторического исследования (реконструкция исторического события на основе анализа различных типов исторических источников, умение различать факты и версии событий и процессов, формирование собственной позиции);

- подготовка к выбору профессиональной деятельности. Этот курс позволит полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся и, соответственно, получить более высокие результаты.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются:

- системность (содержания обеспечивается логикой развертывания учебного материала);

- целостность (взаимосвязь учебного материала);

- объективность (изложение различных точек зрения);

- научность (использование данных исторической науки);

- доступность (для учащихся основной школы);

- реалистичность (возможность усвоения учащимися содержания программы за 17 часов);

- инвариантность содержания (программа применима для разных групп школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с задачами предпрофильного обучения, модульным принципом построения);

- практическая направленность (содержание программы обеспечивает гражданскую компетентность и зрелость в выборе профиля обучения);

- персонификация истории (представление истории через деятельность исторических личностей);

- определение видов деятельности учителя и обучающихся, в которых происходит формирование указанных выше способностей и основных компетентностей: предметной, социальной, коммуникативной (основная функция методического аппарата);

- дифференцированный подход к обучающимся;

- организация самостоятельной работы обучающихся, что позволяет в процессе обучения перейти от информационного к системно-деятельностному подходу.

Место курса «Светочи нашего Отечества» в системе школьного исторического образования

Предлагаемый элективный образовательный курс изучается в 9 классе в школах, имеющих классы гуманитарного и социально-экономического профиля. Образовательный модуль (курс) является источником знаний, который расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает интеграцию необходимой информации не только исторического (в том числе из курса всеобщей истории), но политологического, экономического, культурологического и географического характера. Он служит реализации поставленных целей и задач.

Планируемые результаты изучения курса. Обобщая сказанное выше, подчеркнем, что предлагаемый учебный курс (образовательный модуль) для предпрофильной подготовки школьников по истории должен помочь им усвоить основные (базовые) исторические знания: факты, события, явления, ключевые понятия.

Курс позволяет школьникам познакомиться с биографиями и деятельностью ведущих государственных, общественных и духовных деятелей России X – ХIХ веков, наиболее известных полководцев, представителей русской культуры, чьи имена составляют славу и гордость нашего Отечества. Усвоенные на основе данного курса исторические знания должны стать основой для последующего профессионально обучения выпускников школ в учреждениях высшего профессионального образования социально-гуманитарной направленности. Данный курс должен помочь школьникам овладеть способами исследовательской деятельности, стать фактором формирования творческого мышление.

Методы преподавания и обучения

- в области предметной компетенции обучающиеся овладевают историческими понятиями, способами исторического исследования (постановка целей деятельности, отбор и анализ исторических источников, соотнесение фактов и общих процессов, систематизация и обобщение исторического материала, выявление причинно-следственных связей, установление целей различных исторических деятелей и анализ средств их достижения, определение личностного отношения к исторической проблеме). Предметная компетенция способствует не только самореализации обучающегося, но и помогает в выборе профессиональной траектории;

- в области коммуникативной компетенции обучающиеся овладевают формами проблемной коммуникации (умение восстанавливать и понимать в исторической коммуникации позиции участников исторического процесса, а в реальном взаимодействии – воспринимать точку зрения, отличную от собственной; аргументированно излагать и отстаивать свою собственную точку зрения; давать оценку исторических событий, процессов и личностей с позиций прошлого и современности);

- в области социальной компетенции учащиеся овладевают основными типами социальных взаимодействий, учатся действовать в обществе с учетом интересов других людей, соотнося свои цели и задачи с интересами коллектива. Этому способствует индивидуальная и коллективная проектная деятельность (постановка целей проекта, выбор стратегий достижения цели, реализация цели в конкретном продукте, оценка результатов деятельности).

- в области социально-личностной компетенции школьники формируют следующие способности: критически рассматривать явления и события в России, мире, определять связи прошлого, настоящего, будущего, иметь своё мнение и его отстаивать

Формы контроля уровня достижений обучающихся.

Важнейшим принципом методики изучения курса является постановка вопросов и заданий, позволяющих учителю и учащемуся проверить уровень усвоения основных дидактических единиц и степень сформированности умений, о которых речь шла выше. Это различные виды тестовых заданий и задания поискового, творческого характера. Таким образом, традиционные формы проверки «знаниевого» компонента дополняются самопроверкой и коррекцией сформированности умений.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Светочи нашего Отечества»

9 класс

Элективный курс состоит из 5 блоков.

I.Светочи Российской государственности (4 часа)

(Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Иван III, Петр I, Александр II).


II. Светочи русской духовности (3 часа)

(князья братья Борис и Глеб, Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Серафим Соровский, протопоп Аввакум).


III. Спасители Отечества, герои России (4 часа)

(А. Невский, Д. Донской, К. Минин и Д. Пожарский, И. Сусанин, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, М. И. Кутузов).


IV. Великие женщины – светочи России (3 часа)

(княгиня Ольга, Екатерина II Великая, жёны декабристов).


V. Светочи российской культуры (2 часа)

(А. Рублев, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, М.С. Щепкин).

I. Светочи Российской государственности (4 часа)

Князь Владимир Красно Солнышко. Государственная деятельность. Значение принятия христианства. Изменение образа жизни и ценностные ориентации древнерусского общества после принятия христианства.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда – первое законодательство страны. Расцвет русской культуры Внешняя политика Ярослава Мудрого – шаг в Европу.

Князь Владимир Мономах. Половецкая угроза. Княжеские междусобицы. Любечский съезд князей – попытка спасения страны от раздробленности. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха. «Поучение детям» – нравственное завещание потомкам.

Иван III Великий – собиратель русских земель. Создание единого Русского государства. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Изменения в политическом строе и управлении. Судебник 1497 г. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Император Пётр Iвеликий реформатор или великий разрушитель России. «+» и «–» деятельности Петра: чего больше. Трагедия личной жизни императора. «Птенцы гнезда Петрова». Альтернативы развития России в начале XVII века.

Александр II: царь-реформатор, царь-освободитель, царь-жертва. Внутренняя национальная и внешняя политика. Продажа Аляски. Альтернативы развития России во 2-ой половине XIX в.

II. Светочи русской духовности (3 часа)

Князья Борис и Глеб – первые русские святые. Пример следования христианским заповедям в обыденной жизни.

Сергий Радонежский – светоч русского православия. Политическая и духовная роль Сергия в борьбе русского народа с монголо-татарским игом.

Феодосий Печерский – первый святой Курского края. Основатель монашества на Руси. Жизнь, как духовный подвиг.

Серафим Саровский – духовный светоч курской земли. Служение Богу, служение людям.

Протопоп Аввакум – мученик за веру.

III. Спасители Отечества, герои России (4 часа)

Александр Невский. Роль Невской битвы (1240 г.) и Ледового побоища (1242 г.) в истории нашего Отечества. Александр Невский и Золотая Орда

Дмитрий Донской. Роль Куликовской битвы (1380 г.) в истории нашего Отечества. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. Начало освобождения Руси от монголо-татарского ига.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Роль народного ополчения под руководством Минина и Пожарского в спасении России.

Иван Сусанин – жизнь за Отечество.

Полководец Александр Васильевич Суворов – основатель «науки побеждать». Роль Суворова А.В. в военной истории России.

Полководец Михаил Иларионович Кутузов – великий стратег. Роль Кутузова М.И. в спасении нашей страны от наполеоновского нашествия 1812 года

Адмирал Фёдор Фёдорович Ушаков – великий российский флотоводец. Флотоводческое военное искусство Ушакова Ф.Ф.


IV. Великие женщины – светочи России (3 часа)

Княгиня Ольга – «вещая» или «мудрая». Первая женщина, руководившая нашей страной. Роль княгини Ольги в спасении Руси от раздробленности. Княгиня Ольга и её сын Святослав

Екатерина Великая – роль в истории России Немка на российском престоле. Трагедия личной жизни Екатерины – «всё, ради российского трона»: любовь к власти или любовь к России. Альтернативы развития России во второй половине XVII века.

Жёны декабристов – пример христианской жертвенности и любви


V. Светочи российской культуры (2 часа)


Андрей Рублёв – великий русский художник. Роль творчества Рублёва А. в становлении русской живописи.

Михаил Васильевич Ломоносов – основатель российской науки.

Александр Сергеевич Пушкин – самый великий российский поэт. Роль Пушкина А.С. в российской литературе

Михаил Семёнович Щепкин – основатель российского актёрского искусства


VI. Итоговый урок (1 час)

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса «Светочи нашего Отечества».

9 класс. (17 часов)


Содержание


Форма занятий

Дата


  1. Светочи Российской государственности (4 ч)


1

Вводный урок. Знакомство с целями и задачами курса.

Владимир Красное Солнышко.

Ярослав Мудрый. Владимир Мономах

Лекция

Работа с документами


2

Иван Великий – собиратель земель русских.

Работа с картой


3

Петр I и его окружение.

Сообщения учащихся


4

Царь – реформатор Александр II

Семинар



II. Светочи русской духовности (3 ч)


5

Светоч русского православия – Сергий Радонежский. Князья Борис и Глеб – первые русские святые.

Обсуждение сообщений


6

Феодосий Печерский, Серафим Саровский – духовные светочи курской земли.

Сообщения обучающихся


7

Протопоп Аввакум – мученик за веру.

Диспут



III. Спасители Отечества, герои России (4 ч)


8

Полководцы Древней Руси: А. Невский и Д. Донской.

Семинар


9

К. Минин и Д. Пожарский – спасители России.
И. Сусанин - жизнь за Отечество.

Обсуждение сообщений


10

Военное искусство А.В. Суворова и И.И. Кутузова.

Практикум


11

Ф. Ф.Ушаков – великий флотоводец.

Практикум



IV. Великие россиянки – светочи Отечества (3 ч)


12

«Вещая» или «мудрая» княгиня Ольга

Дискуссия


13

Жёны декабристов: подвиг русских женщин

Семинар


14

Екатерина II Великая: роль в истории России

Дискуссия



V. Светочи российской культуры (2 ч)


15

А. Рублев, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин,

М.С. Щепкин в русской культуре

Лекция


16

А. Рублев, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин,

М.С. Щепкин в русской культуре

Семинар


Итоговый урок (1 ч)

17

Урок подведения итогов.

Анкетирование








УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

элективного курса «Светочи нашего Отечества».

9 класс. (17 часов)


Содержание

Кол-во часов

Прим.

1

Светочи Российской государственности

4 часа


2

Светочи русской духовности

3 часа


3

Спасители Отечества, герои России

4 часа


4

Великие россиянки – светочи Отечества

3 часа


5

Светочи российской культуры

2 часа


6

Итоговый урок

1 час


7

Итого:

17 часов








































ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ


  1. Повышение самооценки обучающихся собственных знаний по истории.


  1. Увеличение количества обучающихся, выбирающих для профилизации предметы гуманитарного цикла.


  1. Возрастание интереса к предмету и познавательного уровня обучающихся.



ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


  1. Анкетирование обучающихся на начало и конец учебного периода.


  1. Контроль выбора профиля обучения школьников
























Материально-техническое обеспечение курса


ЛИТЕРАТУРА

по элективному курсу «Светочи нашего Отечества»


1. Амбаров, В. Н. История: большой справочник для школьников и поступающих в вузы / В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. – М.: Дрофа, 1999.

2. Бычков А. Российская империя эпохи Романовых. – М., 2007.

3. Военная история России – М., 2011.

4. Величайшие монархи в истории человечества с древности до наших дней – М., 2011.

5. История России в лицах: 5 – 20 в.в. – М., 1997.

6. Горяйнов С. Г., Егоров А. А, История России. Словарь-справочник. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,1997.

7. Павленко Н.И. Пётр Великий – М., 1990.

8. Павленко Н.И. Птенцы гнезда Петрова – М., 1988.

9. Фёдоров В.А. Декабристы и их время. – М., 1992.

10. Энциклопедия «Российская корона: князья, цари, императоры» – М.: «Ридерз Дайджест», 2009 11. Энциклопедический справочник «Тысячелетие Российской империи» – С-П.: «ВЕСЬ», 2004. 12. Энциклопедия «Мировая история в лицах» – М.: «Ридерз Дайджест», 2003 14. Энциклопедия «Как это было на самом деле?» – М.: «Ридерз Дайджест», 2003 15. Энциклопедия «Всемирная история» – М.: «Аванта», 2002

16. Энциклопедия знаменитых россиян до 1917 года. – М., 2001.



ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗРВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

1. История. 5-11 классы / авт.-сост. Н. Б. Крючкина [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

2. История. 6-11 классы. Демонстрационные таблицы / сост. Т. В. Ковригина. - Волгоград: Учитель, 2011. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).



ИНТЕРЕТ-РЕСУРСЫ

1. Адъютант: Историческое обозрение: http://adjudant.ru/.

2. Антология древнерусской литературы. Литература XVII в.: http://old-ru.ru/08.html.

3. Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия до XVIII в.» 4. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm. Раздел «Россия XVIII - начала ХХ вв.» 5. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm

6. http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5927 (на сайте Института русской литературы РАН - «Пушкинского дома»).

7. Российский мемуарий: http://fershal.narod.ru/. Русские мемуары:http://memoirs.ru/.

8. Семилетняя война: http://syw-cwg.narod.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!