Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Центр внешкольной работы
Рассмотрена на заседании педагогического совета ______________________ переоформлена в соответствии с приказом № ____ от ___________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО ЦВР __________А.В.Шкурко |
ПРОГРАММА
элективного курса «Основы дизайна»
образцовой студии
изобразительного искусства
“ПРИАЗОВЬЕ”
Программа рассчитана на детей от 12 до 17 лет
Срок реализации программы – 1 год
Автор-разработчик:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Лаврова Евгения Николаевна
г. Таганрог
Оглавление 1. Пояснительная записка ……………………………………………………..3 2. Учебно-тематический план………………………………………………....7 3. Содержание программы …………………………….………………………..8 4. Методическое обеспечение программы………….…………………………10 6. Информационное обеспечение программы, используемая литература 12 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273 от 29.12.12), областного закона «Об образовании в Ростовской области» (принятом Законодательным Собранием 29.10.2013), «Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы» (утв.постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497), Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо МО РФ от 18 июня 2003 г. Ms 28-0-484/16), Уставом МБУ ДО ЦВР, Образовательной программой МБУ ДО ЦВР.
Направленность программы и направление деятельности
Дополнительная общеобразовательная программа элективного курса «Основы дизайна» имеет художественную направленность. В ходе её освоения обучающиеся приобщаются к теоретическим основам изобразительного искусства, истории развития и особенностям современного дизайна, познают культуру России и других стран, приобретают практические навыки художественного проектирования и изобразительного творчества, формируются и развиваются творческие способности учащихся.
Вид программы и её уровень
Данная программа является модифицированной, по уровню усвоения - углублённой, логическим продолжением учебной программы «Ребенок в мире искусства», составлена на основе собственного педагогического опыта, изученной литературы, авторского взгляда на преподавание предмета «Изобразительное искусство». Программа «Основы дизайна» носит практико-ориентированный характер.
Отличительные особенности программы
Новизна программы заключается в широком использовании авторских методик преподавания, связанных с овладением основами изобразительной грамоты, творческой самореализации обучающихся, а также в применении многообразных техник (в том числе и нетрадиционных) и способов изображения. Мастер-классы, тренинги, интенсивы, арт-марафоны, онлайн-уроки и др. предполагают полное погружение в изучаемую изобразительную технику, обязательные элементы эвристичности и успешности рождают положительные эмоции, а, следовательно, повышают творческую самооценку. Программа базируется на углубленном изучении основ рисунка, живописи и декоративной композиции.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы пробудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. На курс принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Расширение и углубление содержания изобразительной грамоты в данной программе позволяет обучающимся не только освоить базовые основы, но к концу курса обучения достичь общего углубленного уровня подготовки.
Актуальность программы обуславливается важностью изобразительного искусства и основ современного дизайна для духовно-нравственного, интеллектуального и эстетического развития и воспитания личности ребенка, его востребованностью у подростков. В современном мире всё популярнее становятся профессии дизайнера, иллюстратора, разработчика компьютерных игр, и это является одним из аспектов актуальности углубленного изучения изобразительного искусства. Таким образом, данная программа обеспечивает ребенку свободу выбора индивидуальной образовательной траектории, способствует формированию потребности ребенка в творческом самовыражении, и последующем, сознательно регулируемом профильном самоопределении.
Цель программы «Ребёнок в мире искусства»:
• Обучение детей основам художественного проектирования, развитие их художественных способностей на основе собственной художественно-творческой деятельности, направленной на преобразование окружающей среды, понимания основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетического отношения к миру вещей (т.е. дизайнерскому мышлению).
Основные задачи:
Образовательные
• познакомить детей с историей возникновения и развития дизайна;
• дать знания по основам дизайна, изобразительной грамоты, выразительным свойствам декоративной композиции;
• познакомить с различными художественными материалами, техниками изображения и их практическими возможностями;
Формирующие, развивающие
• развивать творческие способности обучающихся;
• развивать познавательные интересы, образное и логическое мышление, мотивацию к самовыражению;
• формировать у учащихся художественный способ познания мира.
Воспитательные
формировать у детей устойчивый интерес к изобразительному искусству, дизайну и занятиям художественным творчеством;
формировать художественный вкус детей, потребность в общении с прекрасным в жизни и в искусстве;
формировать уважительное отношение к образцам дизайнерского мышления России и других стран;
развивать способности к профессиональной творческой рефлексии через знакомство с историей и теорией проектной культуры;
помочь в определении склонностей и способностей к творческой деятельности в области дизайна;
воспитывать профессиональное самосознание;
прививать усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
Адресат программы
Программа «Основы дизайна» рассчитана на обучение детей в возрасте от 12 до 17 лет в течение одного года. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию об особенностях изобразительного искусства и художественного проектирования.
Приём подростков на курс обучения осуществляется независимо от их художественных способностей и умений.
Объём программы
Данная программа рассчитана на один год обучения. На занятия отводится в 222 часа в год (6 часов в неделю).
Формы и методы организации образовательного процесса
Набор детей на курс проводится в начале учебного года на добровольной основе и с согласия родителей (законных представителей) или лиц, их заменяющих. Форма организации занятий – индивидуально-групповая. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта коммуникации и чувства коллективизма.
Целесообразно заниматься группой 12-15 человек, что обусловлено целями и задачами программы.
Занятия проходят в разнообразных формах: выполнение проекта, игра, презентация, пленэр, экскурсия и т.д. Для гармонизации монотонных заданий, упражнений, для создания положительного эмоционального настроя в группе, на занятиях прослушиваются различные музыкальные композиции.
Особое внимание направляется на развитие изобразительных навыков учащихся. Для этого в начале каждого занятия проводятся тренинги: обучение различным видам штриховки, составление простых композиций, обуславливающих формообразование, принципы «золотого сечения», симметрии-асимметрии, равновесия, контраста, статики-динамики, перспективы, ритма и т.д. Также даётся написание небольших этюдов, как по примеру педагога, так и самостоятельных. Творческие задания повышают эмоциональный подъем, «расслабляют» руку ребенка, позволяют ему ощутить свободу и творческий полет фантазии.
Мастер-классы, проводимые педагогом или обучающимися, являются эффективным способом передачи практического опыта, совместного с поиска решения изобразительной задачи.
Интенсивы дают возможность полного погружения в изучение определённой техники изображения или жанра изобразительного искусства. В результате подросток получает эффект успешности в конкретной области художественного творчества.
Арт-марафоны проводятся как тематические проекты для обучающихся разных возрастных категорий. Это позволяет новичкам почувствовать себя настоящим созидателями, наравне с их старшими, опытными соучениками. Такая форма деятельности является «будильником для творчества» и позволяет детям проявить фантазию, поэкспериментировать с техникой исполнения.
Онлайн-уроки проводятся в интернет-группе творческого объединения и дают возможность обучающимся самостоятельно, в домашних условиях освоить новый материал.
Основные методы обучения:
Занятия по программе «Основы дизайна» строятся на личностно-смысловой основе, где главное - создание эмоционально-психологических установок, умение воздействовать на эмоции, чувства детей, выстраивать драматургию занятия посредством комплексного взаимодействия искусств, а также метода «погружения» в окружающую среду.
В соответствии с целью и задачами программы используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, практические. Ведущими, главными в развивающем обучении изобразительному искусству являются наглядные методы. Среди них широко применяются следующие приемы:
• наблюдение (целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении), в изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, этот метод формирует представления об изображаемом объекте;
• обследование (целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем), также участвует в формировании представления о предмете;
• образец (работа, выполненная педагогом, предметы натюрмортного фонда, образцы дизайнерской мысли, книги, иллюстрации, фотографии, компьютерные презентации, видеоролики и фильмы);
• прием показа способов изображения (способов действия).
Наряду с наглядными методами обучения в программе «Основы дизайна» используются словесные методы и их приемы: беседа, объяснение, дискуссии, поощрения, совет, художественное слово. Беседа на занятиях – это организованный педагогом разговор, во время которого последний, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование активности обучающихся, что является спецификой развивающего обучения.
В практической деятельности в программе используются следующие методы:
• метод «погружения» в среду (например, изучение предметно-пространственной среды, в которой существует человек;
• метод художественного обобщения (освоение учащимися обобщённых знаний о художественной грамотности и видах и жанрах изобразительного искусства на основе художественного восприятия окружающего мира). Этот метод направлен на развитие осознанного отношения студийцев к художественному проектированию, изобразительному искусству, на усвоение ключевых знаний, формирующих необходимые умения и навыки, на формирование художественного и проективного мышления, пространственного воображения и абстрактного видения;
• метод поэтапных открытий (чёткое вычленение темы каждого занятия с обязательным обозначением её исключительности и неповторимости);
• проблемно-поисковые методы (методы используются в комплексе, поскольку изучение детьми задач и проблем художественного языка стимулирует способности к поискам самостоятельных творческих решений, готовности к мышлению);
• метод художественно-эмоциональной драматургии (построение педагогом «сюжета» занятия, основанное на «сцеплении» различных видов искусств, имеющее своё начало, интригу и развязку, создаёт у подростков соответствующий эмоциональный настрой);
• исследовательский и эвристический методы (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник исполнения и материалов, например, в проектной деятельности), этот метод направлен на развитие творческого мышления, пространственного воображения и абстрактного видения.
Программа «Основы дизайна» объединяет в себе основы всех зрительных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры, истории искусств. Их единство обусловлено общностью образно-художественных средств и изобразительных основ художественного языка (линия, пятно, цвет, объем, пространство, ритм и т.д.).
Виды занятий, предусмотренные по данной программе:
• Теоретические (лекции, презентации, вводные занятия),
• Практические (бóльшая часть),
• Лабораторные (пленэры),
• Выездные (экскурсии),
• Самостоятельные (онлайн-уроки, арт-марафоны).
Режим занятий
Продолжительность занятий 3 раза в неделю по 2 академических часа, т.е. 6 часов в неделю. Академический час длится 45 мин. Перерыв между занятиями 10 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности
К концу обучения учащиеся должны
Знать
• основы цветоведения;
• основы композиции, ее основные принципы построения: ритм, контраст, симметрия-асимметрия, перспектива, пропорции, объём, виды композиций (станковая и монументальная), стилизация, светотень, колорит;
• последовательность выполнения композиций в различных видах изобразительного искусства;
• историю и развитие дизайна в России и других странах.
Уметь
• пользоваться различными художественными материалами (акварель, гуашь, акрил, темпера, карандаши, пастель, сангина, соус, уголь, тушь, фломастеры, линеры, маркеры, кисти, перья, бумага, холст, структурные пасты, глина, керамическая масса, скульптурный пластилин и др.);
• работать в техниках: коллаж, граттаж, гравюра, монотипия, сплэш, гризайль, акварельные техники (алла прима, по сырому, лессировочная, с применением дополнительных материалов), сухая кисть, тушь, сграффито, точечная, дудлинг, штампование, пуантилизм, сфумато, пастозная и скульптурная живопись и др.;
• творчески перерабатывать предложенные образцы произведений изобразительного искусства, в том числе по народным мотивам.
Формы подведения итогов реализации программы
• текущий мониторинг (просмотр и анализ работ);
• промежуточная аттестация (просмотры, выставки работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой);
• участие в выставках на внутриучрежденческом, городском, областном, всероссийском, международном уровне в течение учебного года;
• итоговый мониторинг образовательного процесса (в конце учебного года), он же является переводным экзаменом на следующий год обучения: тестирование, анкетирование, презентации, творческая работа;
• защита творческих проектов;
• персональные выставки обучающихся.
Оценкой творческой деятельности детей можно считать следующие критерии:
• проявление интереса к произведениям изобразительного искусства, непосредственный эмоциональный отклик на их обсуждение;
• умение пользоваться ключевыми знаниями в рисунке, живописи и декоративной композиции в процессе выполнения своих творческих замыслов;
• рост художественного мастерства, который оценивается с учётом исходного уровня подготовки ребёнка, его возраста и активности на занятиях;
• новизна содержания творческой работы, то есть личностное отношение автора;
• смысл, композиция и точность, совершенство выражения.
По окончании курса обучения учащимся выдаются соответствующие свидетельства.
Учебно-тематический план занятий по живописи и декоративной композиции
№ п\п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы аттестации, диагностики, контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Раздел 1. Введение | 2 | 1 | 1 | |
1.1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Беседа, презентация, диалог | |
2 | Раздел 2. Живопись | 66 | 8 | 58 | |
2.1 | Цвет в живописи | 8 | 1 | 7 | Беседа, презен-тация, диалог, проектная дея-тельность, пле-нэр, экскурсия, онлайн-урок, артмарафон, интенсив, прак-тическая дея-тельность | Просмотры работ, выставки, отбор работ на конкурсы, анализ результатов работы, устные опросы |
2.2 | Техника живописи акварелью | 6 | 1 | 5 |
2.3 | Пейзаж в живописи | 16 | 2 | 14 |
2.4 | Натюрморт в живописи | 10 | 1 | 9 |
2.5 | Портрет в живописи | 10 | 1 | 9 |
2.6 | Анимализм в живописи | 8 | 1 | 7 |
3 | Раздел 3. Декоративная композиция | 80 | 13 | 67 | |
3.1 | Принципы декоративной композиции | 6 | 3 | 3 | Беседа, презен-тация, диалог, проектная дея-тельность, пле-нэр, экскурсия, онлайн-урок, артмарафон, интенсив, прак-тическая дея-тельность | Просмотры работ, выставки, отбор работ на конкурсы, анализ результатов работы, устные опросы |
3.2 | Цвет в декоративной композиции | 10 | 3 | 7 |
3.3 | Стилизация в орнаменте | 8 | 1 | 7 |
3.4 | Декоративная стилизация в натюрморте | 10 | 1 | 9 |
3.5 | Стилизация природных форм | 8 | 1 | 7 |
3.7 | Стилизация в декоративном пейзаже | 10 | 1 | 9 |
3.8 | Стилизация в портрете | 10 | 1 | 9 |
3.9 | Графическое декоративное изображение архитектурных объектов | 8 | 1 | 7 |
3.10 | Объемная стилизованная композиция | 10 | 1 | 9 |
6 | Раздел 4. Итоговая аттестация | 4 | 0 | 4 | |
6.2 | Итоговый экзамен, защита итогового проекта | 2 | 0 | 2 | Беседа, диалог, практическая деятельность | |
6.3 | Итоговая презентация работ за год | 2 | 0 | 2 | Презентация работы |
Итого | 152 | 22 | 130 | |
Содержание программы
Курс «Основы дизайна» состоит из трех крупных разделов: рисунок, живопись и декоративная композиция.
В разделе живописи упор делается на цветоведение, колористику и технические приемы различных материалов. В качестве тем берутся изображение реалистичных пейзажей, натюрмортных постановок, архитектурных сооружений, портретов людей, а также их стилизованные изображения.
Раздел декоративной композиции основан на изучении основ общей композиции, приёмов стилизации и декоративном изображении объектов.
Вводное занятие.
Теория: Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Что такое дизайн? Основные структурные закономерности, определение композиции как категории искусства, фактуры и формы. Художественные инструменты и материалы.
Практика: Выполнение рисунка предлагаемым материалом на предложенную педагогом тему с целью выяснения художественных, творческих способностей и уровня подготовки обучающихся.
Раздел «Живопись».
Цвет в живописи.
Теория: Эмоциональное восприятие цвета.
Практика: Выполнение реалистического пейзажа укрывными красками (гуашь, темпера, акрил)
Цвет в интерьере.
Теория: Правила построения интерьерной композиции в линейной перспективе. Психология цвета в интерьере.
Практика: Выполнение тематической интерьерной композиции в линейной перспективе в заданной цветовой гамме. Использование графических техник и приёмов в передаче объёма и цветовых отношений в композиции.
Техника живописи акварелью.
Теория: Акварельные приёмы рисования. Обучение использования различных техник в композиции.
Практика: Упражнения в работе акварелью. Выполнение акварельных этюдов.
Пейзаж в живописи.
Теория: Городской пейзаж как вид пейзажей. Архитектура и человек как «мера всех вещей».
Воздушная и линейная перспектива в пейзажной композиции. Живописные приёмы в изображении объектов пейзажа. Свет и цвет в пейзаже.
Практика: Выполнение набросков жилых построек, частей архитектурных строений. Создание этюдов для будущих живописных композиций. Выполнение рисунка в жанре многопланового пейзажа с воздушной и линейной перспективой. Использование живописных техник и приёмов в передаче объёма и цветовых отношений в композиции.
Натюрморт в живописи.
Теория: Натюрморт, особенности и правила выполнения. Тоновые отношения. Свет и цвет в натюрморте.
Практика: Выполнение натюрморта с натуры с применением живописных приёмов: тени, светотени, бликов, рефлексов. Драпировка, особенности изображения складок.
Портрет в живописи.
Теория: Понятие костюмного портрета. Приёмы изображения группы людей в живописи.
Практика: Живописное изображение группы людей в костюмной композиции
Анимализм в живописи.
Теория: Особенности изображения животных (птиц), пластика животных (птиц). Изучение различных видов животных (птиц) и среды их обитания.
Практика: Быстрые зарисовки объектов живой природы с натуры. Передача характера животного (птицы). Передача изобразительными средствами графики характерного кожного покрова животного (птицы) составление композиции «животное (птица) в природной среде».
Раздел «Декоративная композиция»
Принципы декоративной композиции.
Теория: Открытость-закрытость, симметрия-асимметрия, равновесие, ритм, перспектива, движение-статика, акцент, позитив-негатив.
Практика: Создание цельной композиции.
Цвет в декоративной композиции.
Теория: Гармоничные сочетания цвета в композиции: родственные и контрастные, нюансы, акценты. Цветовая статика и цветовая динамика
Практика: Разработка композиций с динамикой/статикой цвета.
Стилизация в орнаменте.
Теория: Знакомство с образцами орнаментов народов мира. Асимметричный (динамичный) и симметричный (статичный) модули в орнаменте.
Практика: Разработка модуля (симметричного, асимметричного), орнаментальной композиции из модулей.
Декоративная стилизация в натюрморте.
Теория: Стилизованный натюрморт, особенности и правила выполнения. Тоновые отношения. Свет и цвет в натюрморте.
Практика: Выполнение стилизованного натюрморта с натуры с решением цветовых задач.
Стилизация природных форм.
Теория: Особенности стилизации природных объектов, способы упрощения изображений.
Практика: Выполнение стилизованной композиции с природными объектами.
Стилизация в декоративном пейзаже.
Теория: Стилизованный пейзаж, особенности и правила выполнения. Тоновые отношения. Свет и цвет в пейзаже.
Практика: Выполнение стилизованного пейзажа по этюду с решением цветовых задач.
Стилизация в портрете.
Теория: Стилизованный портрет, особенности и правила выполнения. Тоновые отношения. Свет и цвет в портрете.
Практика: Выполнение стилизованного портрета с натуры с решением цветовых задач.
Графическое декоративное изображение архитектурных объектов.
Теория: Стилизованное изображение архитектурных объектов, особенности и правила выполнения.
Практика: Выполнение декоративной композиции с архитектурными объектами.
Объемная стилизованная композиция.
Теория: Пространственное стилизованное изображение объектов, особенности и правила выполнения. Понятие художественного моделирования. Дизайн объекта.
Практика: Дизайн объекта. Разработка проекта дизайна предмета быта: эскизирование, чертеж, подбор материалов. Выполнение объемной стилизованной композиции.
Раздел «Итоговая аттестация».
Итоговый экзамен, защита итогового проекта.
Практика: Просмотры работ, выставки, отбор работ на конкурсы, анализ результатов работы, устные опросы.
Итоговая презентация работ за год.
Практика: Подготовка работ для оформления выставки и экспонирование.
В результате студийцы должны уметь:
Учащиеся должны уметь:
• работать с различными инструментами и материалами;
• выполнять различные композиции;
• выполнять эскизную разработку вариантов изделий;
• разрабатывать и оформлять макет, проект;
• выполнить проект от замысла до защиты в плоскостном и объемном виде;
• разрабатывать и выполнять тематические плоскостные дизайн – проекты;
• творчески подходить к выполнению заданий;
• работать в коллективе, уважать свой и чужой труд;
• работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.
• распределять труд по операциям;
• выражать свой замысел в изделии;
• пользоваться полученными знаниями и умениями, переносить опыт в новую ситуацию;
• определить дальнейшее направление своей творческой деятельности.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Создание в учреждении дополнительного образования определенной предметной среды активизирует самостоятельную изобразительную деятельность детей. Предметная среда направлена на решение следующих задач:
обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
формирование творческого начала в личности ребенка;
развитие его индивидуальности;
формирование знаний, навыков и умений как средства полноценного развития личности; активизация демократичных способов общения с детьми (понимание, признание, принятие личности ребенка, основанные на способности педагога встать на его позицию, не игнорировать его чувства);
сотрудничество с детьми.
Оборудование кабинета:
Качественные светильники;
Специальные стеллажи и шкафы для хранения методического материала, творческих работ;
Мольберты;
Столы и стулья ученические;
Стол и стул преподавателя;
Магнитная доска, смарт-доска;
Ноутбук;
Колонки;
Телевизор;
Флеш-накопители;
Доступ к интернету (wi-fi-роутер);
Материальное оснащение: различные графические, живописные и скульптурные материалы и инструменты к ним; клей полимерный универсальный и ПВА; ножницы, канцелярские ножи, циркули, линейки и угольники; бумага различного качества, формата и предназначения, бумажный скотч, приспособления для закрепления бумажных работ;
Аптечка.
Дидактические материалы
Дидактический фонд:
изделия народных промыслов;
натюрмортный фонд;
коллекция кукол в народных костюмах;
таблицы по этапам работы над композицией, позволяющие учащимся грамотно вести поэтапную работу;
таблицы со схемами пропорций человеческой фигуры, позволяющие наглядно усваивать сложный материал в изображении человека с соблюдением основных пропорций;
таблицы по цветоведению;
таблицы по композиционным схемам;
таблицы по линейной и свето-воздушной перспективам;
пособия по разнообразию тональных отношений;
пособия по разнообразию подачи источников света в композиции;
репродукции картин, фотографии или мультимедийные изображения скульптуры, живописи и архитектуры по теме задания;
медиатека: электронные презентации, видеофильмы и видеоролики (мастер-классы, наглядный материал), картинки и фотографии как образцы и референсы;
картины;
библитотека (в том числе электронная);
образцы работ по темам (ученические и педагога).
Натюрмортный фонд:
Предметы быта: стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, вазы, другая посуда); деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки, тарелки); металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли); керамические (горшки, чайники, чашки, вазы, бутылки).
Предметы декоративно-прикладного искусства: расписные доски, образцы народной игрушки и одежды (на куклах), посуда, керамика.
Природные элементы: букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий, чучела.
Драпировки.
Гипсовые предметы: орнаменты, гипсовые головы с античных слепков, деревянные макеты человека, макеты частей тела.
Методические материалы:
Разработки и конспекты занятий по темам программы;
Методические указания и рекомендации к практическим заданиям;
Технологические карты.
Данная программа может быть использована в образовательных учреждениях в системе художественного дополнительного образования.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Используемая литература
Хомянский Л.М. и Шипанов А.С. Дизайн. – Москва. Просвещение. 1985г.
КузинВ.С.. Программа “Основы дизайна” – Москва. Дрофа. 2002г.
Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. Москва. МЗ – Пресс, 2001.
Майкл Грейс. Дизайн. Изд. Фалькин 1996г.
Щичанкова Э.Г. У истоков дизайна. – Москва, Наука 1977.
Черневич Е.В. Язык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования. – Москва. 1975.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – Москва. Молодая гвардия,1994.
КрутскихЕ.Ю.,Литвинов Д.В. Интерьер вашего дома. Практическое руководство. – Екатеринбург. У – Фактория. 2005.
Программа дизайнерского образования ВНИИТЭ. Из сборника "Дизайн в общеобразовательной системе".
Майк В. Лин. Современный дизайн. – Москва. Астрель. 2009
Устин В.Б. Учебник дизайна.– Москва. Астрель. 2009
Голубева О.Л. Основы композиции. – Москва. Искусство. 2004
Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги. – Москва. Университет. 2000
Чихольд Ян. Образцы шрифтов. – Москва. 2004
Саттон Т., Вилен Б. Гармония цвета. – Москва. Астрель. 2004
Литература, рекомендуемая для детей и родителей Алехин А.Д. Когда начинается художник. М., 1990.
Ашикова С.Г. Очевидное-невероятное, альбом художественных задач по изобразительному искусству. М., 2013.
Лучшие уроки. Перспектива и композиция/ пер. с английского Степановой Л. М., 2014.
Остин Клеон. Кради как художник. М., 2013.
Ратковски Н. Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески. М., 2011.
Ратковски Н. Рисуй каждый день. Один год с художником-иллюстратором. М., 2014.
Устин В.Б. Учебник дизайна.– Москва. Астрель. 2009
Голубева О.Л. Основы композиции. – Москва. Искусство. 2004
Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги. – Москва. Университет. 2000
Чихольд Ян. Образцы шрифтов. – Москва. 2004
Саттон Т., Вилен Б. Гармония цвета. – Москва. Астрель. 2004
Эдвардс Б. Ты – художник. М., 2010.