СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА элективного курса «Основы дизайна» образцовой студии изобразительного искусства “ПРИАЗОВЬЕ”

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Основы дизайна» рассчитана на обучение детей в возрасте от 12 до 17 лет 

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА элективного курса «Основы дизайна» образцовой студии изобразительного искусства “ПРИАЗОВЬЕ”»


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр внешкольной работы




Рассмотрена

на заседании педагогического совета

______________________

переоформлена в соответствии с приказом

№ ____ от ___________


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ЦВР

__________А.В.Шкурко




ПРОГРАММА

элективного курса «Основы дизайна»

образцовой студии

изобразительного искусства

ПРИАЗОВЬЕ”



Программа рассчитана на детей от 12 до 17 лет

Срок реализации программы – 1 год


Автор-разработчик:

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Лаврова Евгения Николаевна


















г. Таганрог

Оглавление 1. Пояснительная записка ……………………………………………………..3 2. Учебно-тематический план………………………………………………....7 3. Содержание программы …………………………….………………………..8 4. Методическое обеспечение программы………….…………………………10 6. Информационное обеспечение программы, используемая литература 12

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273 от 29.12.12), областного закона «Об образовании в Ростовской области» (принятом Законодательным Собранием 29.10.2013), «Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы» (утв.постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497), Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо МО РФ от 18 июня 2003 г. Ms 28-0-484/16), Уставом МБУ ДО ЦВР, Образовательной программой МБУ ДО ЦВР.

Направленность программы и направление деятельности

Дополнительная общеобразовательная программа элективного курса «Основы дизайна» имеет художественную направленность. В ходе её освоения обучающиеся приобщаются к теоретическим основам изобразительного искусства, истории развития и особенностям современного дизайна, познают культуру России и других стран, приобретают практические навыки художественного проектирования и изобразительного творчества, формируются и развиваются творческие способности учащихся.

Вид программы и её уровень

Данная программа является модифицированной, по уровню усвоения - углублённой, логическим продолжением учебной программы «Ребенок в мире искусства», составлена на основе собственного педагогического опыта, изученной литературы, авторского взгляда на преподавание предмета «Изобразительное искусство». Программа «Основы дизайна» носит практико-ориентированный характер.

Отличительные особенности программы

Новизна программы заключается в широком использовании авторских методик преподавания, связанных с овладением основами изобразительной грамоты, творческой самореализации обучающихся, а также в применении многообразных техник (в том числе и нетрадиционных) и способов изображения. Мастер-классы, тренинги, интенсивы, арт-марафоны, онлайн-уроки и др. предполагают полное погружение в изучаемую изобразительную технику, обязательные элементы эвристичности и успешности рождают положительные эмоции, а, следовательно, повышают творческую самооценку. Программа базируется на углубленном изучении основ рисунка, живописи и декоративной композиции.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы пробудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. На курс принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому обучающемуся.

Расширение и углубление содержания изобразительной грамоты в данной программе позволяет обучающимся не только освоить базовые основы, но к концу курса обучения достичь общего углубленного уровня подготовки.

Актуальность программы обуславливается важностью изобразительного искусства и основ современного дизайна для духовно-нравственного, интеллектуального и эстетического развития и воспитания личности ребенка, его востребованностью у подростков. В современном мире всё популярнее становятся профессии дизайнера, иллюстратора, разработчика компьютерных игр, и это является одним из аспектов актуальности углубленного изучения изобразительного искусства. Таким образом, данная программа обеспечивает ребенку свободу выбора индивидуальной образовательной траектории, способствует формированию потребности ребенка в творческом самовыражении, и последующем, сознательно регулируемом профильном самоопределении.

Цель программы «Ребёнок в мире искусства»:

• Обучение детей основам художественного проектирования, развитие их художественных способностей на основе собственной художественно-творческой деятельности, направленной на преобразование окружающей среды, понимания основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетического отношения к миру вещей (т.е. дизайнерскому мышлению).

Основные задачи:

Образовательные

• познакомить детей с историей возникновения и развития дизайна;

• дать знания по основам дизайна, изобразительной грамоты, выразительным свойствам декоративной композиции;

• познакомить с различными художественными материалами, техниками изображения и их практическими возможностями;

Формирующие, развивающие

  • совершенствовать общехудожественную подготовку подростков;

• развивать творческие способности обучающихся;

• развивать познавательные интересы, образное и логическое мышление, мотивацию к самовыражению;

• формировать у учащихся художественный способ познания мира.

Воспитательные

  • формировать у детей устойчивый интерес к изобразительному искусству, дизайну и занятиям художественным творчеством;

  • формировать художественный вкус детей, потребность в общении с прекрасным в жизни и в искусстве;

  • формировать уважительное отношение к образцам дизайнерского мышления России и других стран;

  • развивать способности к профессиональной творческой рефлексии через знакомство с историей и теорией проектной культуры;

  • помочь в определении склонностей и способностей к творческой деятельности в области дизайна;

  • воспитывать профессиональное самосознание;

  • прививать усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

Адресат программы

Программа «Основы дизайна» рассчитана на обучение детей в возрасте от 12 до 17 лет в течение одного года. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию об особенностях изобразительного искусства и художественного проектирования.

Приём подростков на курс обучения осуществляется независимо от их художественных способностей и умений.

Объём программы

Данная программа рассчитана на один год обучения. На занятия отводится в 222 часа в год (6 часов в неделю).

Формы и методы организации образовательного процесса

Набор детей на курс проводится в начале учебного года на добровольной основе и с согласия родителей (законных представителей) или лиц, их заменяющих. Форма организации занятий – индивидуально-групповая. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта коммуникации и чувства коллективизма.

Целесообразно заниматься группой 12-15 человек, что обусловлено целями и задачами программы.

Занятия проходят в разнообразных формах: выполнение проекта, игра, презентация, пленэр, экскурсия и т.д. Для гармонизации монотонных заданий, упражнений, для создания положительного эмоционального настроя в группе, на занятиях прослушиваются различные музыкальные композиции.

Особое внимание направляется на развитие изобразительных навыков учащихся. Для этого в начале каждого занятия проводятся тренинги: обучение различным видам штриховки, составление простых композиций, обуславливающих формообразование, принципы «золотого сечения», симметрии-асимметрии, равновесия, контраста, статики-динамики, перспективы, ритма и т.д. Также даётся написание небольших этюдов, как по примеру педагога, так и самостоятельных. Творческие задания повышают эмоциональный подъем, «расслабляют» руку ребенка, позволяют ему ощутить свободу и творческий полет фантазии.

Мастер-классы, проводимые педагогом или обучающимися, являются эффективным способом передачи практического опыта, совместного с поиска решения изобразительной задачи.

Интенсивы дают возможность полного погружения в изучение определённой техники изображения или жанра изобразительного искусства. В результате подросток получает эффект успешности в конкретной области художественного творчества.

Арт-марафоны проводятся как тематические проекты для обучающихся разных возрастных категорий. Это позволяет новичкам почувствовать себя настоящим созидателями, наравне с их старшими, опытными соучениками. Такая форма деятельности является «будильником для творчества» и позволяет детям проявить фантазию, поэкспериментировать с техникой исполнения.

Онлайн-уроки проводятся в интернет-группе творческого объединения и дают возможность обучающимся самостоятельно, в домашних условиях освоить новый материал.

Основные методы обучения:

Занятия по программе «Основы дизайна» строятся на личностно-смысловой основе, где главное - создание эмоционально-психологических установок, умение воздействовать на эмоции, чувства детей, выстраивать драматургию занятия посредством комплексного взаимодействия искусств, а также метода «погружения» в окружающую среду.

В соответствии с целью и задачами программы используются методы, традиционно выделяемые по источнику знаний: наглядные, словесные, практические. Ведущими, главными в развивающем обучении изобразительному искусству являются наглядные методы. Среди них широко применяются следующие приемы:

• наблюдение (целенаправленное восприятие реального мира, предмета или явления в естественном окружении), в изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, этот метод формирует представления об изображаемом объекте;

• обследование (целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем), также участвует в формировании представления о предмете;

• образец (работа, выполненная педагогом, предметы натюрмортного фонда, образцы дизайнерской мысли, книги, иллюстрации, фотографии, компьютерные презентации, видеоролики и фильмы);

• прием показа способов изображения (способов действия).

Наряду с наглядными методами обучения в программе «Основы дизайна» используются словесные методы и их приемы: беседа, объяснение, дискуссии, поощрения, совет, художественное слово. Беседа на занятиях – это организованный педагогом разговор, во время которого последний, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке, аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование активности обучающихся, что является спецификой развивающего обучения.

В практической деятельности в программе используются следующие методы:

• метод «погружения» в среду (например, изучение предметно-пространственной среды, в которой существует человек;

• метод художественного обобщения (освоение учащимися обобщённых знаний о художественной грамотности и видах и жанрах изобразительного искусства на основе художественного восприятия окружающего мира). Этот метод направлен на развитие осознанного отношения студийцев к художественному проектированию, изобразительному искусству, на усвоение ключевых знаний, формирующих необходимые умения и навыки, на формирование художественного и проективного мышления, пространственного воображения и абстрактного видения;

• метод поэтапных открытий (чёткое вычленение темы каждого занятия с обязательным обозначением её исключительности и неповторимости);

• проблемно-поисковые методы (методы используются в комплексе, поскольку изучение детьми задач и проблем художественного языка стимулирует способности к поискам самостоятельных творческих решений, готовности к мышлению);

• метод художественно-эмоциональной драматургии (построение педагогом «сюжета» занятия, основанное на «сцеплении» различных видов искусств, имеющее своё начало, интригу и развязку, создаёт у подростков соответствующий эмоциональный настрой);

• исследовательский и эвристический методы (обучение поискам самостоятельного решения творческих замыслов, выбор соответствующих техник исполнения и материалов, например, в проектной деятельности), этот метод направлен на развитие творческого мышления, пространственного воображения и абстрактного видения.

Программа «Основы дизайна» объединяет в себе основы всех зрительных видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры, народного и профессионального декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры, истории искусств. Их единство обусловлено общностью образно-художественных средств и изобразительных основ художественного языка (линия, пятно, цвет, объем, пространство, ритм и т.д.).

Виды занятий, предусмотренные по данной программе:

• Теоретические (лекции, презентации, вводные занятия),

• Практические (бóльшая часть),

• Лабораторные (пленэры),

• Выездные (экскурсии),

• Самостоятельные (онлайн-уроки, арт-марафоны).

Режим занятий

Продолжительность занятий 3 раза в неделю по 2 академических часа, т.е. 6 часов в неделю. Академический час длится 45 мин. Перерыв между занятиями 10 минут.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

К концу обучения учащиеся должны

Знать

• основы цветоведения;

• основы композиции, ее основные принципы построения: ритм, контраст, симметрия-асимметрия, перспектива, пропорции, объём, виды композиций (станковая и монументальная), стилизация, светотень, колорит;

• последовательность выполнения композиций в различных видах изобразительного искусства;

• историю и развитие дизайна в России и других странах.

Уметь

• пользоваться различными художественными материалами (акварель, гуашь, акрил, темпера, карандаши, пастель, сангина, соус, уголь, тушь, фломастеры, линеры, маркеры, кисти, перья, бумага, холст, структурные пасты, глина, керамическая масса, скульптурный пластилин и др.);

• работать в техниках: коллаж, граттаж, гравюра, монотипия, сплэш, гризайль, акварельные техники (алла прима, по сырому, лессировочная, с применением дополнительных материалов), сухая кисть, тушь, сграффито, точечная, дудлинг, штампование, пуантилизм, сфумато, пастозная и скульптурная живопись и др.;

• творчески перерабатывать предложенные образцы произведений изобразительного искусства, в том числе по народным мотивам.

Формы подведения итогов реализации программы

• текущий мониторинг (просмотр и анализ работ);

• промежуточная аттестация (просмотры, выставки работ по пройденным темам с коллективным обсуждением и самооценкой);

• участие в выставках на внутриучрежденческом, городском, областном, всероссийском, международном уровне в течение учебного года;

• итоговый мониторинг образовательного процесса (в конце учебного года), он же является переводным экзаменом на следующий год обучения: тестирование, анкетирование, презентации, творческая работа;

• защита творческих проектов;

• персональные выставки обучающихся.

Оценкой творческой деятельности детей можно считать следующие критерии:

• проявление интереса к произведениям изобразительного искусства, непосредственный эмоциональный отклик на их обсуждение;

• умение пользоваться ключевыми знаниями в рисунке, живописи и декоративной композиции в процессе выполнения своих творческих замыслов;

• рост художественного мастерства, который оценивается с учётом исходного уровня подготовки ребёнка, его возраста и активности на занятиях;

• новизна содержания творческой работы, то есть личностное отношение автора;

• смысл, композиция и точность, совершенство выражения.

По окончании курса обучения учащимся выдаются соответствующие свидетельства.



Учебно-тематический план занятий по живописи и декоративной композиции

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, диагностики, контроля

Всего

Теория

Практика

1

Раздел 1. Введение

2

1

1


1.1

Вводное занятие

2

1

1

Беседа, презентация, диалог


2

Раздел 2. Живопись

66

8

58


2.1

Цвет в живописи

8

1

7

Беседа, презен-тация, диалог, проектная дея-тельность, пле-нэр, экскурсия, онлайн-урок, артмарафон, интенсив, прак-тическая дея-тельность

Просмотры работ, выставки, отбор работ на конкурсы, анализ результатов работы, устные опросы

2.2

Техника живописи акварелью

6

1

5

2.3

Пейзаж в живописи

16

2

14

2.4

Натюрморт в живописи

10

1

9

2.5

Портрет в живописи

10

1

9

2.6

Анимализм в живописи

8

1

7

3

Раздел 3. Декоративная композиция

80

13

67


3.1

Принципы декоративной композиции

6

3

3

Беседа, презен-тация, диалог, проектная дея-тельность, пле-нэр, экскурсия, онлайн-урок, артмарафон, интенсив, прак-тическая дея-тельность

Просмотры работ, выставки, отбор работ на конкурсы, анализ результатов работы, устные опросы

3.2

Цвет в декоративной композиции

10

3

7

3.3

Стилизация в орнаменте

8

1

7

3.4

Декоративная стилизация в натюрморте

10

1

9

3.5

Стилизация природных форм

8

1

7

3.7

Стилизация в декоративном пейзаже

10

1

9

3.8

Стилизация в портрете

10

1

9

3.9

Графическое декоративное изображение архитектурных объектов

8

1

7

3.10

Объемная стилизованная композиция

10

1

9

6

Раздел 4. Итоговая аттестация

4

0

4


6.2

Итоговый экзамен, защита итогового проекта

2

0

2

Беседа, диалог, практическая деятельность


6.3

Итоговая презентация работ за год

2

0

2

Презентация работы

Итого

152

22

130




Содержание программы

Курс «Основы дизайна» состоит из трех крупных разделов: рисунок, живопись и декоративная композиция.

В разделе живописи упор делается на цветоведение, колористику и технические приемы различных материалов. В качестве тем берутся изображение реалистичных пейзажей, натюрмортных постановок, архитектурных сооружений, портретов людей, а также их стилизованные изображения.

Раздел декоративной композиции основан на изучении основ общей композиции, приёмов стилизации и декоративном изображении объектов.

Вводное занятие.

Теория: Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Что такое дизайн? Основные структурные закономерности, определение композиции как категории искусства, фактуры и формы. Художественные инструменты и материалы.

Практика: Выполнение рисунка предлагаемым материалом на предложенную педагогом тему с целью выяснения художественных, творческих способностей и уровня подготовки обучающихся.

Раздел «Живопись».

Цвет в живописи.

Теория: Эмоциональное восприятие цвета.

Практика: Выполнение реалистического пейзажа укрывными красками (гуашь, темпера, акрил)

Цвет в интерьере.

Теория: Правила построения интерьерной композиции в линейной перспективе. Психология цвета в интерьере.

Практика: Выполнение тематической интерьерной композиции в линейной перспективе в заданной цветовой гамме. Использование графических техник и приёмов в передаче объёма и цветовых отношений в композиции.

Техника живописи акварелью.

Теория: Акварельные приёмы рисования. Обучение использования различных техник в композиции.

Практика: Упражнения в работе акварелью. Выполнение акварельных этюдов.

Пейзаж в живописи.

Теория: Городской пейзаж как вид пейзажей. Архитектура и человек как «мера всех вещей».

Воздушная и линейная перспектива в пейзажной композиции. Живописные приёмы в изображении объектов пейзажа. Свет и цвет в пейзаже.

Практика: Выполнение набросков жилых построек, частей архитектурных строений. Создание этюдов для будущих живописных композиций. Выполнение рисунка в жанре многопланового пейзажа с воздушной и линейной перспективой. Использование живописных техник и приёмов в передаче объёма и цветовых отношений в композиции.

Натюрморт в живописи.

Теория: Натюрморт, особенности и правила выполнения. Тоновые отношения. Свет и цвет в натюрморте.

Практика: Выполнение натюрморта с натуры с применением живописных приёмов: тени, светотени, бликов, рефлексов. Драпировка, особенности изображения складок.

Портрет в живописи.

Теория: Понятие костюмного портрета. Приёмы изображения группы людей в живописи.

Практика: Живописное изображение группы людей в костюмной композиции

Анимализм в живописи.

Теория: Особенности изображения животных (птиц), пластика животных (птиц). Изучение различных видов животных (птиц) и среды их обитания.

Практика: Быстрые зарисовки объектов живой природы с натуры. Передача характера животного (птицы). Передача изобразительными средствами графики характерного кожного покрова животного (птицы) составление композиции «животное (птица) в природной среде».

Раздел «Декоративная композиция»

Принципы декоративной композиции.

Теория: Открытость-закрытость, симметрия-асимметрия, равновесие, ритм, перспектива, движение-статика, акцент, позитив-негатив.

Практика: Создание цельной композиции.

Цвет в декоративной композиции.

Теория: Гармоничные сочетания цвета в композиции: родственные и контрастные, нюансы, акценты. Цветовая статика и цветовая динамика

Практика: Разработка композиций с динамикой/статикой цвета.

Стилизация в орнаменте.

Теория: Знакомство с образцами орнаментов народов мира. Асимметричный (динамичный) и симметричный (статичный) модули в орнаменте.

Практика: Разработка модуля (симметричного, асимметричного), орнаментальной композиции из модулей.

Декоративная стилизация в натюрморте.

Теория: Стилизованный натюрморт, особенности и правила выполнения. Тоновые отношения. Свет и цвет в натюрморте.

Практика: Выполнение стилизованного натюрморта с натуры с решением цветовых задач.

Стилизация природных форм.

Теория: Особенности стилизации природных объектов, способы упрощения изображений.

Практика: Выполнение стилизованной композиции с природными объектами.

Стилизация в декоративном пейзаже.

Теория: Стилизованный пейзаж, особенности и правила выполнения. Тоновые отношения. Свет и цвет в пейзаже.

Практика: Выполнение стилизованного пейзажа по этюду с решением цветовых задач.

Стилизация в портрете.

Теория: Стилизованный портрет, особенности и правила выполнения. Тоновые отношения. Свет и цвет в портрете.

Практика: Выполнение стилизованного портрета с натуры с решением цветовых задач.

Графическое декоративное изображение архитектурных объектов.

Теория: Стилизованное изображение архитектурных объектов, особенности и правила выполнения.

Практика: Выполнение декоративной композиции с архитектурными объектами.

Объемная стилизованная композиция.

Теория: Пространственное стилизованное изображение объектов, особенности и правила выполнения. Понятие художественного моделирования. Дизайн объекта.

Практика: Дизайн объекта. Разработка проекта дизайна предмета быта: эскизирование, чертеж, подбор материалов. Выполнение объемной стилизованной композиции.

Раздел «Итоговая аттестация».

Итоговый экзамен, защита итогового проекта.

Практика: Просмотры работ, выставки, отбор работ на конкурсы, анализ результатов работы, устные опросы.

Итоговая презентация работ за год.

Практика: Подготовка работ для оформления выставки и экспонирование.


В результате студийцы должны уметь:

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными инструментами и материалами;

• выполнять различные композиции;

• выполнять эскизную разработку вариантов изделий;

• разрабатывать и оформлять макет, проект;

• выполнить проект от замысла до защиты в плоскостном и объемном виде;

• разрабатывать и выполнять тематические плоскостные дизайн – проекты;

• творчески подходить к выполнению заданий;

• работать в коллективе, уважать свой и чужой труд;

• работать аккуратно, доводить начатое дело до конца.

• распределять труд по операциям;

• выражать свой замысел в изделии;

• пользоваться полученными знаниями и умениями, переносить опыт в новую ситуацию;

• определить дальнейшее направление своей творческой деятельности.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Создание в учреждении дополнительного образования определенной предметной среды активизирует самостоятельную изобразительную деятельность детей. Предметная среда направлена на решение следующих задач:

  • обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;

  • формирование творческого начала в личности ребенка;

  • развитие его индивидуальности;

  • формирование знаний, навыков и умений как средства полноценного развития личности; активизация демократичных способов общения с детьми (понимание, признание, принятие личности ребенка, основанные на способности педагога встать на его позицию, не игнорировать его чувства);

  • сотрудничество с детьми.

Оборудование кабинета:

  • Качественные светильники;

  • Специальные стеллажи и шкафы для хранения методического материала, творческих работ;

  • Мольберты;

  • Столы и стулья ученические;

  • Стол и стул преподавателя;

  • Магнитная доска, смарт-доска;

  • Ноутбук;

  • Колонки;

  • Телевизор;

  • Флеш-накопители;

  • Доступ к интернету (wi-fi-роутер);

  • Материальное оснащение: различные графические, живописные и скульптурные материалы и инструменты к ним; клей полимерный универсальный и ПВА; ножницы, канцелярские ножи, циркули, линейки и угольники; бумага различного качества, формата и предназначения, бумажный скотч, приспособления для закрепления бумажных работ;

  • Аптечка.


Дидактические материалы

Дидактический фонд:

  • изделия народных промыслов;

  • натюрмортный фонд;

  • коллекция кукол в народных костюмах;

  • таблицы по этапам работы над композицией, позволяющие учащимся грамотно вести поэтапную работу;

  • таблицы со схемами пропорций человеческой фигуры, позволяющие наглядно усваивать сложный материал в изображении человека с соблюдением основных пропорций;

  • таблицы по цветоведению;

  • таблицы по композиционным схемам;

  • таблицы по линейной и свето-воздушной перспективам;

  • пособия по разнообразию тональных отношений;

  • пособия по разнообразию подачи источников света в композиции;

  • репродукции картин, фотографии или мультимедийные изображения скульптуры, живописи и архитектуры по теме задания;

  • медиатека: электронные презентации, видеофильмы и видеоролики (мастер-классы, наглядный материал), картинки и фотографии как образцы и референсы;

  • картины;

  • библитотека (в том числе электронная);

  • образцы работ по темам (ученические и педагога).


Натюрмортный фонд:

  • Предметы быта: стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, вазы, другая посуда); деревянные (шкатулки, разделочные доски, коробочки, тарелки); металлические (самовары, чайники, кофейники, ложки, кастрюли); керамические (горшки, чайники, чашки, вазы, бутылки).

  • Предметы декоративно-прикладного искусства: расписные доски, образцы народной игрушки и одежды (на куклах), посуда, керамика.

  • Природные элементы: букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий, чучела.

  • Драпировки.

  • Гипсовые предметы: орнаменты, гипсовые головы с античных слепков, деревянные макеты человека, макеты частей тела.


Методические материалы:

  • Разработки и конспекты занятий по темам программы;

  • Методические указания и рекомендации к практическим заданиям;

  • Технологические карты.


Данная программа может быть использована в образовательных учреждениях в системе художественного дополнительного образования.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ



Используемая литература



  1. Хомянский Л.М. и Шипанов А.С. Дизайн. – Москва. Просвещение. 1985г.

  2. КузинВ.С.. Программа “Основы дизайна” – Москва. Дрофа. 2002г.

  3. Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. Москва. МЗ – Пресс, 2001.

  4. Майкл Грейс. Дизайн. Изд. Фалькин 1996г.

  5. Щичанкова Э.Г. У истоков дизайна. – Москва, Наука 1977.

  6. Черневич Е.В. Язык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования. – Москва. 1975.

  7. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – Москва. Молодая гвардия,1994.

  8. КрутскихЕ.Ю.,Литвинов Д.В. Интерьер вашего дома. Практическое руководство. – Екатеринбург. У – Фактория. 2005.

  9. Программа дизайнерского образования ВНИИТЭ. Из сборника "Дизайн в общеобразовательной системе".

  10. Майк В. Лин. Современный дизайн. – Москва. Астрель. 2009

  11. Устин В.Б. Учебник дизайна.– Москва. Астрель. 2009

  12. Голубева О.Л. Основы композиции. – Москва. Искусство. 2004

  13. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги. – Москва. Университет. 2000

  14. Чихольд Ян. Образцы шрифтов. – Москва. 2004

  15. Саттон Т., Вилен Б. Гармония цвета. – Москва. Астрель. 2004



Литература, рекомендуемая для детей и родителей
  1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М., 1990.

  2. Ашикова С.Г. Очевидное-невероятное, альбом художественных задач по изобразительному искусству. М., 2013.

  3. Лучшие уроки. Перспектива и композиция/ пер. с английского Степановой Л. М., 2014.

  4. Остин Клеон. Кради как художник. М., 2013.

  5. Ратковски Н. Профессия - иллюстратор. Учимся мыслить творчески. М., 2011.

  6. Ратковски Н. Рисуй каждый день. Один год с художником-иллюстратором. М., 2014.

  7. Устин В.Б. Учебник дизайна.– Москва. Астрель. 2009

  8. Голубева О.Л. Основы композиции. – Москва. Искусство. 2004

  9. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги. – Москва. Университет. 2000

  10. Чихольд Ян. Образцы шрифтов. – Москва. 2004

  11. Саттон Т., Вилен Б. Гармония цвета. – Москва. Астрель. 2004

  12. Эдвардс Б. Ты – художник. М., 2010.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!