СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Комплексный анализ текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс позволит воспитать чувство прекрасного, выработать  умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи, поможет обучению написания сочинения.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Комплексный анализ текста"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мульминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

«Согласовано»

Руководитель МО ________/ Мингазетдинова Р.Ф../

Подпись Ф.И.О.

Протокол № 1 от

«16» августа 2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР

МБОУ «Мульминская СОШ»

__________/Ахмитянова Ф.Р./

Подпись Ф.И.О.


«16» августа 2021



Утверждаю

Директор МБОУ «Мульминская СОШ»

_______/Саляхов Р.В./ Подпись Ф.И.О.


Приказ № 134/21

от «16» августа 2021г.





Рабочая программа

учебного элективного курса «Комплексный анализ текста»

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мульминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Саляховой Хиндии Хидиятовны,

учителя русского языка и литература первой квалификационной

категории


11 класс











Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 1

от «16» августа 2021 г.



2021- 2022 учебный год






Планируемые результаты 

Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат словесные тексты, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
– по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
– по связной речи, чтению и работе с информаципей: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи





Содержание

Введение (1 ч)

Комплексная работа с текстом и её назначение.

Средства создания текста (7 ч)

Изобразительно-выразительные средства создания текста (1 ч). Богатство и разнообразие языковых и художественных средств создания текстов различных стилей и типов речи.

Языковые средства создания текста (3 ч). Выразительные средства русской фонетики. Фонетические приёмы и их характеристика (анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс).

Лексические средства выразительности и их характеристика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, неологизмы, фразеологизмы, афоризмы).

Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.

Художественно-выразительные средства создания текста (3 ч). Тропы и их характеристика (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, метонимия, литота, перифраз, оксюморон, синекдоха, сравнение).

Синтаксические фигуры. Стилистические фигуры: антитеза, инверсия, плеоназм, градация. Синтаксические приёмы: риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание. Синтаксический параллелизм, парцелляция.

Анализ текста (1 ч). Определение языковых и художественно-выразительных средств создания текста.



Тексты художественной литературы (8 ч)

Текст художественной литературы и его назначение (1 ч). Особенности текста художественной литературы и выражение в нем эстетической функции национального языка.

Авторский замысел и способы его выражения в тексте художественной литературы (2 ч). Замысел и возможности его воплощения в произведении художественной литературы. Способы проявления авторского сознания в произведении художественной литературы.

Эмоциональное и эстетическое содержание текстов художественной литературы (1 ч). Языковая основа текста художественной литературы, выражение в нем эстетической функции национального языка. Языковая личность автора в произведении.

Богатство и выразительность средств художественной литературы (3 ч). Образность и средства её создания в тексте, широкое использование изобразительно-выразительных средств.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

Анализ текста (1 ч). Определение темы, проблемы, авторского замысла и способа его воплощения.



Создание собственного текста (13 ч)

Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки (1 ч). Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения и критериями его оценки.

Проблематика текста (2 ч). Исходный текст и его проблематика, ключевые проблемы, выбор и формулировка проблемы исходного текста.

Комментирование проблемы текста (3 ч). Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, работа с цитатами.

Трактовка позиции автора текста (2 ч). Позиция автора исходного текста, её отражение и трактовка.

Аргументация как обязательный элемент рассуждения над проблемой (2 ч). Аргументация собственного мнения по проблеме с опорой на художественную, публицистическую или научную литературу, а также на знания и жизненный опыт.

Речевое и языковое оформление собственного текста (1 ч). Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала в тексте рассуждения; богатство, точность и выразительность речи.

Творческая работа (1 ч). Написание сочинения-рассуждения, анализ и оценивание работы.

Комплексная работа с текстом. (1 ч). Определение темы, проблемы способов и средств её выражения, позиции автора; определение собственной позиции и её аргументация; создание собственного текста.



Повторение. Обобщение. Контроль (3 ч)

Текст, его признаки и особенности, строение и состав текста.

Анализ текста. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу, подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа (тест).



Итоговые уроки (2 ч)



















Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Разделы, темы

Колич часов

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Введение. Текст и его признаки.

1

3.09




Средства создания текста

7

.



2

Изобразительно-выразительные средства создания текста

1

10.09



3

Богатство и разнообразие языковых и художественных средств создания текстов различных стилей и типов речи.

1

17.09



4

Языковые средства создания текста. Выразительные средства русской фонетики. Фонетические приёмы и их характеристика (анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс).

1

24.09




5

Лексические средства выразительности и их характеристика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, неологизмы, фразеологизмы, афоризмы)

1

1.10



6

Художественно-выразительные средства создания текста. Тропы и их характеристика (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, метонимия, литота, перифраз, оксюморон, синекдоха, сравнение).

1

8.10



7

Синтаксические фигуры. Стилистические фигуры: антитеза, инверсия, плеоназм, градация. Синтаксические приёмы: риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание. Синтаксический параллелизм, парцелляция.

1

15.10



8

Анализ текста. Определение языковых и художественно-выразительных средств создания текста.

1

22.10




Тексты художественной литературы

8




9

Текст художественной литературы и его назначение

1

29.10



10

Авторский замысел и способы его выражения в тексте художественной литературы

1

12.11



11

Эмоциональное и эстетическое содержание текстов художественной литературы

1

19.11



12

Богатство и выразительность средств художественной литературы

1

26.11



13

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

1

3.12



14

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.

1

10.12



15

Анализ текста. Определение темы, проблемы, авторского замысла и способа его воплощения.

1

17.12



16

Анализ текста. Определение темы, проблемы, авторского замысла и способа его воплощения.

1

24.12




Создание собственного текста

1




17

Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения и критериями его оценки.

1

14.01



18

Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки

1

21.01



19

Проблематика текста

1

28.01



20

Исходный текст и его проблематика, ключевые проблемы, выбор и формулировка проблемы исходного текста.

1

4.02



21

Комментирование проблемы текста

1

11.02


3

3

22

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, работа с цитатами.

1

18.02



23

Трактовка позиции автора текста

1

25.02

2

2

24

Позиция автора исходного текста, её отражение и трактовка.

1

4.03



25

Аргументация как обязательный элемент рассуждения над проблемой

1

11.03

2

2

26

Речевое и языковое оформление собственного текста

1

18.03

1

1

27

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала в тексте рассуждения; богатство, точность и выразительность речи.

1

25.03



28

Творческая работа

1

8.04



29

Комплексная работа с текстом

1

15.04




Повторение. Обобщение. Контроль

5




30

Текст, его признаки и особенности, строение и состав текста.

1

22.04



31

Речевые ошибки при создании текста.

1

29.04



32

Анализ текста. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу, подготовка к контрольной работе.

1

6.05



33

Анализ текста. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу, подготовка к контрольной работе.

1

13.05



34

Итоговое занятие. Многоаспектный лингвистический анализ текста

1

20.05










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!