Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мульминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
«Согласовано» Руководитель МО ________/ Мингазетдинова Р.Ф../ Подпись Ф.И.О. Протокол № 1 от «16» августа 2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «Мульминская СОШ» __________/Ахмитянова Ф.Р./ Подпись Ф.И.О. «16» августа 2021 | Утверждаю Директор МБОУ «Мульминская СОШ» _______/Саляхов Р.В./ Подпись Ф.И.О. Приказ № 134/21 от «16» августа 2021г. |
Рабочая программа
учебного элективного курса «Комплексный анализ текста»
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мульминская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»
Саляховой Хиндии Хидиятовны,
учителя русского языка и литература первой квалификационной
категории
11 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «16» августа 2021 г.
2021- 2022 учебный год
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат словесные тексты, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор наречий и деепричастий; образовывать новые слова с помощью характерных для изученных частей речи способов словообразования;
– по морфологии: давать определения изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; различать омонимичные формы разных частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с наречием и деепричастием в качестве одного из компонентов; выполнять разбор словосочетаний; составлять предложения с разными видами обстоятельств; составлять предложения с разными способами связи между частями;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 7-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки, пунктуационно правильно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;
– по связной речи, чтению и работе с информаципей: составлять предложения с учётом текстообразующих свойств изученных групп слов; использовать синонимику предложений с деепричастными оборотами и сложноподчиненных предложений, стилистически обоснованно использовать предлоги, союзы; использовать частицы в стилистических целях; находить в тексте языковые средства, характерные для публицистического стиля речи; излагать подробно, сжато и выборочно текст публицистического стиля; осознанно и бегло читать тексты публицистического стиля; описывать внешность, состояние и действия человека; создавать тексты изученных типов речи, тексты, сочетающие в себе разные типы речи
Содержание
Введение (1 ч)
Комплексная работа с текстом и её назначение.
Средства создания текста (7 ч)
Изобразительно-выразительные средства создания текста (1 ч). Богатство и разнообразие языковых и художественных средств создания текстов различных стилей и типов речи.
Языковые средства создания текста (3 ч). Выразительные средства русской фонетики. Фонетические приёмы и их характеристика (анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс).
Лексические средства выразительности и их характеристика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, неологизмы, фразеологизмы, афоризмы).
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки.
Художественно-выразительные средства создания текста (3 ч). Тропы и их характеристика (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, метонимия, литота, перифраз, оксюморон, синекдоха, сравнение).
Синтаксические фигуры. Стилистические фигуры: антитеза, инверсия, плеоназм, градация. Синтаксические приёмы: риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание. Синтаксический параллелизм, парцелляция.
Анализ текста (1 ч). Определение языковых и художественно-выразительных средств создания текста.
Тексты художественной литературы (8 ч)
Текст художественной литературы и его назначение (1 ч). Особенности текста художественной литературы и выражение в нем эстетической функции национального языка.
Авторский замысел и способы его выражения в тексте художественной литературы (2 ч). Замысел и возможности его воплощения в произведении художественной литературы. Способы проявления авторского сознания в произведении художественной литературы.
Эмоциональное и эстетическое содержание текстов художественной литературы (1 ч). Языковая основа текста художественной литературы, выражение в нем эстетической функции национального языка. Языковая личность автора в произведении.
Богатство и выразительность средств художественной литературы (3 ч). Образность и средства её создания в тексте, широкое использование изобразительно-выразительных средств.
Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.
Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций.
Анализ текста (1 ч). Определение темы, проблемы, авторского замысла и способа его воплощения.
Создание собственного текста (13 ч)
Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки (1 ч). Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения и критериями его оценки.
Проблематика текста (2 ч). Исходный текст и его проблематика, ключевые проблемы, выбор и формулировка проблемы исходного текста.
Комментирование проблемы текста (3 ч). Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, работа с цитатами.
Трактовка позиции автора текста (2 ч). Позиция автора исходного текста, её отражение и трактовка.
Аргументация как обязательный элемент рассуждения над проблемой (2 ч). Аргументация собственного мнения по проблеме с опорой на художественную, публицистическую или научную литературу, а также на знания и жизненный опыт.
Речевое и языковое оформление собственного текста (1 ч). Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала в тексте рассуждения; богатство, точность и выразительность речи.
Творческая работа (1 ч). Написание сочинения-рассуждения, анализ и оценивание работы.
Комплексная работа с текстом. (1 ч). Определение темы, проблемы способов и средств её выражения, позиции автора; определение собственной позиции и её аргументация; создание собственного текста.
Повторение. Обобщение. Контроль (3 ч)
Текст, его признаки и особенности, строение и состав текста.
Анализ текста. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу, подготовка к контрольной работе.
Контрольная работа (тест).
Итоговые уроки (2 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы, темы | Колич часов | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
1 | Введение. Текст и его признаки. | 1 | 3.09 | | |
| Средства создания текста | 7 | . | | |
2 | Изобразительно-выразительные средства создания текста | 1 | 10.09 | | |
3 | Богатство и разнообразие языковых и художественных средств создания текстов различных стилей и типов речи. | 1 | 17.09 | | |
4 | Языковые средства создания текста. Выразительные средства русской фонетики. Фонетические приёмы и их характеристика (анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс). | 1 | 24.09 | | |
5 | Лексические средства выразительности и их характеристика (синонимы, антонимы, омонимы, историзмы, архаизмы, диалектизмы, профессионализмы, неологизмы, фразеологизмы, афоризмы) | 1 | 1.10 | | |
6 | Художественно-выразительные средства создания текста. Тропы и их характеристика (эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, метонимия, литота, перифраз, оксюморон, синекдоха, сравнение). | 1 | 8.10 | | |
7 | Синтаксические фигуры. Стилистические фигуры: антитеза, инверсия, плеоназм, градация. Синтаксические приёмы: риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание. Синтаксический параллелизм, парцелляция. | 1 | 15.10 | | |
8 | Анализ текста. Определение языковых и художественно-выразительных средств создания текста. | 1 | 22.10 | | |
| Тексты художественной литературы | 8 | | | |
9 | Текст художественной литературы и его назначение | 1 | 29.10 | | |
10 | Авторский замысел и способы его выражения в тексте художественной литературы | 1 | 12.11 | | |
11 | Эмоциональное и эстетическое содержание текстов художественной литературы | 1 | 19.11 | | |
12 | Богатство и выразительность средств художественной литературы | 1 | 26.11 | | |
13 | Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. | 1 | 3.12 | | |
14 | Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. | 1 | 10.12 | | |
15 | Анализ текста. Определение темы, проблемы, авторского замысла и способа его воплощения. | 1 | 17.12 | | |
16 | Анализ текста. Определение темы, проблемы, авторского замысла и способа его воплощения. | 1 | 24.12 | | |
| Создание собственного текста | 1 | | | |
17 | Знакомство с алгоритмом написания сочинения-рассуждения и критериями его оценки. | 1 | 14.01 | | |
18 | Рассуждение как жанр речи, особенности его создания и оценки | 1 | 21.01 | | |
19 | Проблематика текста | 1 | 28.01 | | |
20 | Исходный текст и его проблематика, ключевые проблемы, выбор и формулировка проблемы исходного текста. | 1 | 4.02 | | |
21 | Комментирование проблемы текста | 1 | 11.02 | 3 | 3 |
22 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста, работа с цитатами. | 1 | 18.02 | | |
23 | Трактовка позиции автора текста | 1 | 25.02 | 2 | 2 |
24 | Позиция автора исходного текста, её отражение и трактовка. | 1 | 4.03 | | |
25 | Аргументация как обязательный элемент рассуждения над проблемой | 1 | 11.03 | 2 | 2 |
26 | Речевое и языковое оформление собственного текста | 1 | 18.03 | 1 | 1 |
27 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала в тексте рассуждения; богатство, точность и выразительность речи. | 1 | 25.03 | | |
28 | Творческая работа | 1 | 8.04 | | |
29 | Комплексная работа с текстом | 1 | 15.04 | | |
| Повторение. Обобщение. Контроль | 5 | | | |
30 | Текст, его признаки и особенности, строение и состав текста. | 1 | 22.04 | | |
31 | Речевые ошибки при создании текста. | 1 | 29.04 | | |
32 | Анализ текста. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу, подготовка к контрольной работе. | 1 | 6.05 | | |
33 | Анализ текста. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу, подготовка к контрольной работе. | 1 | 13.05 | | |
34 | Итоговое занятие. Многоаспектный лингвистический анализ текста | 1 | 20.05 | | |