СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса «История философских взглядов на человека и общество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа посвящена изучению истории философии, науки,  которая  ведет бесконечный поиск ответов на вечные вопросы мироздания. Изучение в современном мире философских вопросов, касающихся проблем человека, познания мира, перспектив развития общества, достаточно актуально. Школа является традиционным институтом социализации подрастающего поколения, именно она формирует ценностное отношение к миру и самому себе, транслирует опыт предыдущих поколений и мотивирует на решение новых общественных и личных задач.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «История философских взглядов на человека и общество»»



Пояснительная записка

Программа элективного курса «История философских взглядов на человека и общество» разработана для учащихся 10 класса, изучающих обществознание на базовом уровне, рассчитана на 17 часов, занятия проводятся по 1 часу в неделю

Рабочая программа посвящена изучению истории философии, науки, которая ведет бесконечный поиск ответов на вечные вопросы мироздания. Изучение в современном мире философских вопросов, касающихся проблем человека, познания мира, перспектив развития общества, достаточно актуально. Школа является традиционным институтом социализации подрастающего поколения, именно она формирует ценностное отношение к миру и самому себе, транслирует опыт предыдущих поколений и мотивирует на решение новых общественных и личных задач.

Философия по своим историческим корням и современному состоянию не является ни чисто гуманитарной дисциплиной, ни дисциплиной естественнонаучного плана и уж тем более технического. Ее предмет и функции позволяют компенсировать специализацию знаний учащихся, демонстрируя с ее помощью наиболее общие тенденции развития мира, в том числе и те, изучение которых остается в основном за рамками школьной программы. Данный курс вводит ряд новых проблем, понимание которых необходимо современному человеку.

Возрастные особенности старшеклассников - формирование самосознания, появление чувства неповторимости, индивидуальности, ролевая и личностная неопределенность.

Курс «История философских взглядов на человека и общество» предоставляет учащимся широкие возможности для их самостоятельности и творческой активности в освоении философской терминологии и проблематики, приобщая их к миру оригинальной философской мысли. Поэтому большое место в курсе отводится работе учащихся над постижением смыслов философских текстов, приобретению ими навыков анализа и умений сопоставлять различные точки зрения, делать необходимые выводы и обобщения, критически оценивать любую информацию и аргументировать собственную точку зрения, используя уже усвоенные и закрепленные знания.

Курс состоит из 11 больших тем, в которых выделен широкий круг вопросов для работы учащихся на занятиях. Задания и тексты активизируют работу учащихся, связывают философские вопросы со знаниями, полученными при изучении общеобразовательных дисциплин, а также с ситуациями социально-политической, научной и повседневной жизни.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы.

Цель курса:

Сформировать у учащихся представление о развитии системы философских знаний

Задачи курса:

- показать историю становления философии через персоналии;

-развивать умения критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные

Обучение основывается на педагогических принципах:

- личностно-ориентированного подхода;

- свободы выбора решений и самостоятельности в их реализации;

- сотрудничества и ответственности;

- сознательного усвоения учебного материала;

- систематичности, последовательности, преемственности обучения.

В процессе обучения используются методы:

- объяснительно-иллюстративный;

- деятельностный;

- эвристический;

- исследовательский;

- репродуктивный.

Программа предполагает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы. Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу учащихся. В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание необходимой помощи со стороны педагога, позволяет, не уменьшая активности обучающихся, содействовать выработке навыков самостоятельной работы

Ожидаемые результаты:

Информационные

-уметь работать с текстом;

-осуществлять поиск информации из различных источников.


Организационные

-умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку.


Коммуникативные

-владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, основными нормами русского литературного языка.

Результаты обучения

В результате изучения курса ученик должен

Знать/понимать

  • специфику философского знания, этапы развития философской мысли, ценностные основания основных исторических эпох

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.

Уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • объяснять: причинно-следственные и функциональныесвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия;

  • участвовать в дискуссии по актуальным социальным проблемам;

  • Формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • подготовить творческую работу, устное выступление;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции,

  • нравственной оценки социального поведения людей;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.





















































Содержание курса

Тема 1. Что такое философия (1 час)

Тема 2. Специфика философского знания. (2 часа) Как философия помогает постигать общество и человека.

Тема 3. Начало философии (Древний Восток) (3 часа)

Мифология — колыбель философии . Умереть насовсем — значит родиться навсегда (индийская философия). Преодоление желаний — избавление от зла (буддизм)

Хаос или порядок (конфуцианство). Философия естественной фатальности (даосизм)

Тема 4. Расцвет философии (Античность) ( 2часа)

«Золотой век» человечества. Поиск первоначала (милетцы и Пифагор). Спор о природе бытия (элеаты и Гераклит). «Только атомы и пустота...» (Демокрит).

Сколько существует истин? (Софисты и Сократ). Вещество без идеи —ничто (Платон и Аристотель). Как быть счастливым? (Эпикурейцы, стоики, скептики, киники

Тема5. Философия- служанка религии (Средние века) (1 часа)

Восход теизма (патристика). Можно ли осмыслить догматы вероучения? (Схоластика и мистика). Доказательства существования Бога. Спор об универсалиях. Ангельский доктор (Фома Аквинский).

Тема 6. Не Бог, но человек (Возрождение)(1час)

«Сумерки» Средневековья. Политика и государство: новый взгляд. Н. Макиавелли

«Чистая доска», или Опыт превыше всего (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк).

Тема 7. Просвещение: вера в разум и прогресс. (1 час)

Вольтер, Ж.Ж. Руссо

Тема 8. Становление общественных наук. (1 час) А.

Смит, О. Конт, Г. Спенсер.

Тема 9. Справедливое общество и пути к нему. (1 час)

Проекты идеального общества. Т. Мор и Т. Кампанелла. Социалисты-утописты А. Сен-Симон, Ш. Фурье.

Тема 10. Марксистское учение об обществе. (Новое время)(2 часа)

Не объяснять мир, а изменять его (Карл Маркс и Фридрих Энгельс)

Тема 11. Философия на распутье (Истоки и контуры современности)(1 часа)

Нужна ли философия? (Позитивизм). Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни). Не разум, а воля (Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше). Я, Оно и Сверх-Я (Зигмунд Фрейд). Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализм)

Тестирование (1 час)

Календарно-тематическое планирование.

Тема урока


Тип

урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Домаш­нее задание

Дата проведения

План

Факт

1

Что такое философия





запись лекции, беседа




2

Специфика философского знания.



Что было раньше?.. (Четыре глобальных объяснения мира). Материализм и идеализм

Дуализм и философия тождества


запись лекции, беседа




3

Как философия помогает постигать общество и человека.





практическая работа




4

Мифологическое сознание древнего человека.



Мифология — колыбель философии


запись лекции, беседа




5

Древнеиндийская философия: как спастись от страданий.



Умереть насовсем — значит родиться навсегда (индийская философия)


запись лекции




6

Древнекитайская философия: как стать «человеком для общества»



Хаос или порядок (конфуцианство) Философия естественной фатальности(даосизм)


запись лекции




7

Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества.



Расцвет философии (Античность) «Золотой век» человечества. Поиск первоначала . Спор о природе бытия. Сколько существует истин? Как быть счастливым?


запись лекции, беседа




8

Повторно-обобщающее занятие





практическая работа




9

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.



Философия — служанка религии (Средние века) Можно ли осмыслить догматы вероучения? Доказательства существования Бога. Освобождение философии


запись лекции




10

Политика и государство: новый взгляд.



«Сумерки» Средневековья. Политика и государство: новый взгляд. Н. Макиавелли

«Чистая доска», или Опыт превыше всего (Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк).


запись лекции




11.

Просвещение: вера в разум и прогресс.



Вольтер, Ж.Ж. Руссо


запись лекции




12

Становление общественных наук



Смит, О. Конт, Г. Спенсер.



запись лекции, беседа




13.

Справедливое общество и пути к нему.



Проекты идеального общества. Т. Мор и Т. Кампанелла. Социалисты-утописты А. Сен-Симон, Ш. Фурье.


запись лекции, беседа




14

Марксистское учение об обществе.



Не объяснять мир, а изменять его (Карл Маркс и Фридрих Энгельс)


запись лекции




15

Марксистское учение об обществе.



Не объяснять мир, а изменять его (Карл Маркс и Фридрих Энгельс)


запись лекции




16

Социально-филосовская мысль ХХ века.



Нужна ли философия? (Позитивизм). Мир непостижим, разум бессилен (философия жизни). Не разум, а воля (Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше). Я, Оно и Сверх-Я (Зигмунд Фрейд). Сизифов труд, чаша данаид и танталовы муки (экзистенциализм)


запись лекции




17

Тестирование.





практическая работа










Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями (эссе, решение проблемных заданий, таблицы), творческие работы (электронные презентации, сообщения).



Условия успешного освоения содержания курса: обеспечение доступа учащихся к исторической литературе; возможность создания и демонстрации электронных презентаций; наличие раздаточного материала.









Критерии и нормы устного ответа

Оценка «5» ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.

4. Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.



Оценка «2» ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.

3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

5. Полностью не усвоил материал.

Источники

  1. Библия: Книга Священного Писания. Ветхий и Новый Завет (любое издание).

  2. Вернадский В. И. Ноосфера. М., 1994г.

  3. Гегель Г. В. Ф. Философия религии (любое издание)

  4. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986 г.

  5. Древнекитайская философия. Антология. М., 1994 г.

  6. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995 г.

  7. Коран (любое издание)

  8. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1992 г.

  9. Философский словарь. М., 1980 г.

  10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990 г.

  11. Энциклопедия мысли; Собрание афоризмов и изречений от древности до наших дней. СПб., 1997 кн. 1,2.

  12. Эстетика: Словарь. М., 1989 г.

  13. Юнг. К. Г. Душа и миф. М., 1997 г.

Литература для учителя.

  1. Апресян Р. Г. Идея морали. М., 1995 г.

  2. Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М., 1992 г.

  3. Гараджа В. И. Религиоведение. М., 1994 г.

  4. Гуревич П. С. Человек. М., 1995 г.

  5. История философии в кратком изложении – М., 1995г.

  6. Кравченко А. И, Введение в социологию. М., 1994 г.

  7. КиприяноваЕ.В. Обществознание: введение в философию. Познавательно –творческие задания.11 класс: методическое пособие для учителей –Ростов -на -Дону:, 2008г

  8. Купцов В. И. Человек и общество. Современный мир. М., 1994 г.

  9. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991 г.

  10. Лосский Н.О. История русской философии-М., 1991

  11. Ликсон Ч. Конфликт. Семь шагов к миру. М., 1997 г.

  12. Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу: Пер. с фр.- Челябинск, 1999

  13. Хесс Р.25 ключевых книг по философии: Пер. с фр.- Челябинск, 1999

Литература для учащихся.

  1. Аграшенков А. Психология на каждый день. М., 1997 г.

  2. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь- справочник –М. 2000г.

  3. Гусев Д.А.Введение в философию: учеб. Пособиедля учащихся 10-11кл.общеобразовательных учреждений - М., 2006 г.

  4. Гуревич П. С. Философский словарь. М., 1997 г.

  5. Елисеев Г. А. История религий. М., 1997 г.

  6. Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии.-М.,2000г.

  7. Козлов Н. Философские сказки. М., 1994 г.

  8. Религии мира: Энциклопедия для детей. М., 1996 г.

  9. Таранов П. С. 120 философов: Жизнь. Судьба. Учение. Анатомия мудрости. Симферополь 1996г.

  10. Человек. М., 1995 г.

  11. Энциклопедия обрядов и обычаев. М., 1996 г.

Кабинет истории оборудован мультимедийным проектором, компьютером, Интернет, полностью отвечает современным требованиям.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя

http://www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки;

http://www.fipi.ru – Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений;

http://www.ege.edu.ru – Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ);

http://www.probaege.edu.ru – Портал Единый экзамен;

http://www.probaege.edu.ru – Федеральный портал «Российское образование»;

http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.












































Приложение 1

Годы жизни выдающихся философов [в хронологическом порядке]

Будда ок. 583— ок. 483 до н.

Конфуций 551— 479 до н.э.

Лао-цзы VI—V вв. до н.э.

Фалес ок. 625- -547 до н.э.

Анаксимандр ок. 610- -ок. 540 до н.э

Анаксимен ок. 588- -ок. 525 до н.э

Пифагор ок. 580- -ок. 500 до н.э

Ксенофан VI—V вв. до н. э.

Гераклит ок. 544— ок. 483 до н.э

Парменид ок. 540— ок. 470 до н.э

Зенон Элейский ок. 490- 430 до н.э

Горгий ок. 483— ок. 375 до н.э

Протагор ок. 480- ок. 410 до н.э

Сократ ок. 469- 399 до н.э

Демокрит ок. 460- ок. 370 до н.э

Антисфен ок. 435- ок. 370 до н.э

Платон 428/27—; 348/47 до н. э

Диоген ок. 400- ок. 325 до н.э

Аристотель 384 —322 до н. э.

Эпикур 341 —270 до н. э.

Пиррон ок. 360- ок. 270 до н.э

Зенон-стоик ок. 336- -ок. 264 до н.э

Климент ок. 150- -ок. 215

Тертуллиан ок. 160- -ок. 222

Ориген ок. 185- ок. 254

Секст Эмпирик II ИЛИ III в. н. э.

Августин 354 —430

Иоанн Росцелин ок. 1050- —ок . 1120

Пьер Абеляр 1079—1142

Бернар Клервосский 1091—1153

Альберт Больштедтский 1193(1207)— 1280

Роджер Бэкон 1214—1292

Джованни Бонавентура 1221—1274

Фома Аквинский 1225—1274

Иоганн Экхарт ок. 1260- -1327

Дунс Скот 1265/66- -1308

Уильям Оккам ок. 1285—1349

Иоганн Таулерок. 1300—1361

Николай Кузанский 1401—1464

Николай Коперник 1473—1543

Джордано Бруно 1548—1600

Томазо Кампанелла 1568—1639

Фрэнсис Бэкон 1561—1626

Томас Гоббс 1588—1679

Рене Декарт 1596—1650

Бенедикт Спиноза 1632—1677

Джон Локк 1632—1704

Готфрид Лейбниц 1646—1716

Джордж Беркли 1685—1753

Шарль Монтескье 1689—1755

Франсуа Вольтер 1694—1778

Дэвид Юм 1711— 1776

Жан-Жак Руссо 1712—1778

Поль Гольбах 1723—1789

Адам Смит 1723—1790

Иммануил Кант 1724—1804

Анри Сен-Симон 1760—1825

Георг Гегель 1770—1831

Давид Рикардо 1772—1823

Шарль Фурье 1772—1837

Фридрих Шеллинг 1775—1854

Артур Шопенгауэр 1788—1860

Петр Чаадаев 1794—1856

Огюст Конт 1798—1857

Алексей Хомяков 1804—1860

Людвиг Фейербах 1804—1872

Иван Киреевский 1806—1856

Джон Милль 1806—1873

Александр Герцен 1812— 1870

Карл Маркс 1818—1883

Фридрих Энгельс 1820—1895

Федор Достоевский 1821—1881

Сёрен Кьеркегор 1813—1855

Герберт Спенсер 1820—1903

Лев Толстой 1828—1910

Николай Федоров 1828—1903

Вильгельм Дильтей 1833—1911

Эрнст Мах 1838—1916

Рихард Авенариус 1843—1896

Фридрих Ницше 1844—1900

Владимир Соловьев 1853—1900

Георгий Плеханов 1856—1918

Зигмунд Фрейд 1856—1939

Константин Циолковский 1857— 1935

Анри Бергсон 1859—1941

Сергей Трубецкой 1862—1905

Евгений Трубецкой 1863— 1920

Владимир Вернадский 1863—1945

Лев Шестов1866—1938

Николай Лосский 1870— 1956

Сергей Булгаков 1871— 1944

Бертран Рассел 1872— 1970

Николай Бердяев 1874—1948

Карл Ясперс 1883—1969

Людвиг Витгенштейн 1889—1951

Мартин Хайдеггер 1889—1976

Алексей Лосев 1893—1988

Жан-Поль Сартр 1905—1980

Сергей Левицкий1910—1985

Альбер Камю 1913—1960













Приложение 2

Тест по философии

Предлагаемый тест поможет вам проверить и закрепить свои знания по философии. Он охватывает в основном весь материал, представленный в изучаемом курсе. При оценке результатов теста возможно использование следующей схемы:

Количество правильно выполненных заданий Оценка

55—50 Отлично

49—40 Хорошо

39—25 Удовлетворительно

Менее 25 Неудовлетворительно



1. Объект и субъект — это:

  1. два общающихся человека;

  2. термины суждения;

  3. философ и его ученик;

  4. окружающий мир и познающий человек;

  5. разделы философии.

2. Объективное — это:

  1. признанное нами;

  2. очевидное для нас; 

  3. вне нас находящееся;

  4. от нас зависящее;

  5. кажущееся нам несомненным.

3. Идея, по которой мы видим мир только в масштабе собственного восприятия, называется:

  1. эвдемонизмом;

  2. рационализмом;

  3. конъюнктивизмом;

  4. субъективизмом;

  5. интуитивизмом.

4. Философская идея, по которой органы чувств предоставляют нам более верную информацию об окружающем мире, чем разум, называется:

  1. гносеологизмом;

  2. антропологизмом;

  3. онтологизмом;

  4. объективизмом;

  5. сенсуализмом;

  6. нигилизмом.

5. Гносеология — это:

  1. греческая богиня;

  2. философская идея;

  3. особенность мышления;

  4. синоним истины;

  5. раздел философии.

6. Идеальное — это:

    1. бестелесное;

    2. нефизическое;

    3. сверхчувственное;

    4. умопостигаемое;

    5. все вышеперечисленное;

    6. ничто из вышеперечисленного.

7. Метафизика — это:

  1. древняя физика;

  2. раздел физики;

  3. муза философии; 

  4. наука о природе;

  5. разновидность религии;

  6. ничто из вышеперечисленного.

8. Утверждение о том, что все относящееся к области со знания есть результат деятельности высокоорганизованной материи, является:

    1. идеалистическим;

    2. психологическим;

    3. дуалистическим;

    4. материалистическим;

    5. пантеистическим.

9.Брахман - это:

  1. древнеиндийский трактат;

  2. пантеистическое божество;

  3. древний философ;

  4. индивидуальная душа;

  5. неизменное предопределение.

10. Нирвана - это:

    1. колесо перерождения;

    2. закон воздаяния;

    3. душа мироздания;

    4. прекращение земных рождений;

    5. мировой замысел;

    6. все вышеперечисленное.

11. Аскетизм — это:

    1. противоположность гедонизма;

    2. синоним фатализма;

    3. направление в философии;

    4. древнее учение;

    5. то же, что буддизм.

12. Тянь (Небо) в древнекитайской философии — это:

    1. буквальное небо;

    2. пантеистическое начало;

    3. порядок вселенной;

    4. высшая добродетель;

    5. божественный мудрец.

13. Представление, по которому Бог — это безличное начало, слитое со всем мирозданием, является:

  1. политеизмом;

  2. пантеизмом;

  3. деизмом;

  4. неотомизмом;

  5. теологизмом.

14. Гилозоизм — это представление:

    1. об одушевленности материи;

    2. о несотворенности мира;

    3. о бесконечности вселенной;

    4. о неизменности сущего;

    5. о многообразии жизни.

15. Апория — это:

  1. представительница элейской школы;

  2. греческий культурный центр;

  3. древнее учебное заведение;

  4. философия Зенона;

  5. безвыходное положение мысли.

16. Виртуальностью, по Демокриту, являются:

    1. атомы и пустота;

    2. предметы физического мира;

    3. умопостигаемые сущности;

    4. неизменные свойства атомов.

17. «Что лучше: вечное блаженство или бутерброд? Конечно же вечное блаженство. Но что может быть лучше вечного блаженства? Ничто! А бутерброд лучше, чем ничто, значит, он лучше вечного блаженства». Это рассуждение является:

  1. силлогизмом;

  2. софизмом;

  3. антиномией;

  4. апорией;

  5. парадоксом;

  6. чепухой.

18. Майевтика — это:

  1. богиня философии;

  2. ученица Сократа; 

  3. разновидность софистики;

  4. учение Аристотеля;

  5. философский метод.

19. Гедонизм — это:

    1. отказ от желаний;

    2. покорность судьбе;

    3. утверждение свободы;

    4. обретение невозмутимости;

    5. стремление к удовольствиям.

20. Философия Сократа является по преимуществу:

  1. космологией;

  2. гносеологией;

  3. филологией;

  4. эсхатологией;

  5. антропологией.

21. Идея о том, что видимое нами отчасти или полностью не совпадает с подлинной реальностью, принадлежит:

  1. Платону;

  2. Пармениду;

  3. Гераклиту;

  4. Демокриту;

  5. Пиррону;

  6. всем названным;

  7. никому из названных.

22. Кто из представителей патристики считал, что знание выше веры?

    1. Климент;

    2. Тертуллиан;

    3. Ориген;

    4. Августин;

    5. все;

    6. никто.

23. Положение, приписываемое Тертуллиану: «Верую, ибо абсурдно»,— надо понимать в том смысле, что:

  1. мир абсурден, знать о нем ничего нельзя, можно только верить во все существующее;

  2. только верить абсурдно, для того и дан человеку разум, чтобы познавать мир;

  3. я верую в совершенно абсурдные вещи, и поэтому лучше в них не верить;

  4. предмет моей веры абсурден с точки зрения разума, но это еще более вдохновляет меня верить в него;

  5. надо считать все абсурдным и ни во что не верить.

24. Материя неизбежно стремится к превращению в хаос, и поэтому необходима внешняя нематериальная сила, которая удерживала бы ее от этого. Эта идея представляет собой одно из доказательств существования Бога, а именно:

  1. онтологический аргумент;

  2. хаотический аргумент;

  3. материальный аргумент;

  4. телеологический аргумент;

  5. космологический аргумент.

25. Схоластика — это:

  1. направление в древней философии;

  2. синоним Средневековья;

  3. синтез религии и философии;

  4. философская деятельность отцов церкви;

  5. отрицание роли философии.

26. Реализм средневековый — это философская идея, утверждавшая:

    1. реальность физического мира;

    2. необходимость реалистичного отображения действительности;

    3. реалистический взгляд на природу разума;

    4. реальное существование общих понятий;

    5. реальность небытия.

27. Томизм — это религиозно-философское учение:

  1. Ансельма Кентерберийского;

  2. Фомы Аквинского;

  3. Томаса Уэльского;

  4. Климента Александрийского;

  5. Августина Гиппонского.

28. «У всякой вещи есть своя причина, ибо ничто не происходит из ничего; значит, и у нашего мира в целом тоже есть причина, которой может быть только Бог». Это рассуждение представляет собой:

  1. онтологический аргумент;

  2. космологический аргумент;

  3. телеологический аргумент;

  4. причинный аргумент;

  5. ничто из вышеперечисленного.

29. «Универсалии после вещей в качестве понятий ума» — это точка зрения:

  1. крайнего реализма;

  2. крайнего номинализма;

  3. умеренного реализма;

  4. умеренного номинализма.

30. Теория двойственной истины была направлена против:

  1. философии;

  2. религии;

  3. науки;

  4. схоластики;

  5. мистики.

31. «Ученое незнание», по Николаю Кузанскому,— это:

  1. невежество ученых;

  2. некачественное обучение;

  3. скептическая философия;

  4. непостижимость бесконечности;

  5. хитрый софизм.

32. Индукция — это:

  1. учение Фрэнсиса Бэкона;

  2. разновидность силлогизма;

  3. философское направление;

  4. вид умозаключения;

  5. логический закон.

33. Положение Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» надо понимать в том смысле, что:

  1. мое мышление порождает мое существование;

  2. существует абсолютно все, что можно помыслить;

  3. если бы я не мыслил, я бы не существовал;

  4. я знаю о собственном существовании благодаря мышлению;

  5. если я существую, значит, я мыслю.

34. Эмпиризм Д. Юма предвосхитил философскую традицию:

  1. экзистенциализма;

  2. персонализма;

  3. неотомизма;

  4. позитивизма;

  5. марксизма.

35. «Естественная религия», по Дэвиду Юму,— это:

  1. представление об одушевленности материи;

  2. утверждение о несотворенности мира;

  3. привычки обыденного сознания;

  4. обожествление природы;

  5. религиозная философия.

36. В общий контекст просветительской апологии разума и прогресса не вписываются философские взгляды:

  1. Вольтера;

  2. Монтескье;

  3. Руссо;

  4. Дидро;

  5. Ламетри;

  6. Кондильяка.

37. Материя и дух не могут находиться в причинно-следствен ной связи, потому что они различные проявления единой (не материальной и не идеальной в своей основе) природы. Так полагал:

  1. Энгельс;

  2. Кант;

  3. Шеллинг;

  4. Фейербах;

  5. Гольбах.

38. Положение Гегеля «все действительное разумно, все ра-зумное действительно» является:

  1. тавтологическим;

  2. реалистическим;

  3. пантеистическим;

  4. софистическим;

  5. скептическим.

39. Физический мир есть инобытие Мирового разума, полагал:

  1. Гоббс;

  2. Гельвеций;

  3. Гольбах;

  4. Гегель;

  5. Горгий.

40. В духе ксенофановской идеи о том, что если бы коровы и лошади придумывали себе богов, то их боги были бы коровами и лошадьми, высказывался:

  1. Кант;

  2. Фихте;

  3. Шеллинг;

  4. Гегель;

  5. Фейербах.

41. «Если бы Бога не было, то он все равно бы был, потому что мы не можем не верить в него как в вечный источник и незыблемый гарант действительно существующего доб¬ра». Это рассуждение принадлежит:

  1. Декарту;

  2. Энгельсу;

  3. Гегелю;

  4. Канту;

  5. Фейербаху.

42. Марксистская философия во многом базировалась на:

  1. сенсуализме Локка;

  2. атеизме Гоббса;

  3. эгалитаризме Руссо;

  4. материализме Фейербаха;

  5. рационализме Декарта;

  6. скептицизме Юма.

43. Воля в учениях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше — это совокупность:

  1. желаний и инстинктов;

  2. настроений и чувств;

  3. страстей и порывов;

  4. бессознательных побуждений;

  5. иррациональных мотивов;

  6. всего вышеперечисленного.

44. С точки зрения О. Конта, философия должна быть:

  1. прислужницей науки;

  2. критикой религии;

  3. видом искусства;

  4. изучением человека;

  5. любовью к мудрости.

45. Позитивизм призывал:

  1. искать конечные причины мироздания;

  2. превратить философию в разновидность ре-лигиозного сознания;

  3. признать пантеистическую природу бытия;

  4. произвести великое метафизическое объеди-нение наук и искусств;

  5. заниматься логикой и методологией науч¬ного познания;

  6. ни к чему из вышеперечисленного.

46. Проблема смысла жизни является одной из главных тем:

  1. эмпириокритицизма;

  2. экзистенциализма;

  3. скептицизма;

  4. антиномизма;

  5. гелиоцентризма.

47. Верификация — это:

  1. сложные метафизические построения;

  2. поиск ответов на вечные вопросы;

  3. проверка суждений на истинность;

  4. преднамеренное запутывание ситуации;

  5. разработка категориального аппарата.

48. Экзистенция — это:

  1. воздержание от догматических суждений;

  2. резюме любого философского трактата;

  3. материальное первоначало мира;

  4. рождение чего-то из ничего;

  5. индивидуальное существование;

  6. божественный замысел.

49. В неопозитивистской трактовке философия должна быть по преимуществу:

  1. исследованием языка;

  2. царицей точных наук;

  3. разделом математики;

  4. естествознанием;

  5. поиском истины.

50. За видимым разнообразием вещей скрывается некая невидимая, единая и бесконечная их основа. Так полагали философы:

  1. древности;

  2. Средневековья;

  3. Возрождения;

  4. Нового времени;

  5. всех эпох.

51. Одной из наиболее характерных черт русской философии XIX— начала XX в. является:

  1. систематичность и теоретичность;

  2. разработка проблем гносеологии;

  3. интерес к историософским, моральным и социальным проблемам;

  4. полная зависимость от западной философии;

  5. стремление философски осмыслить различные варианты христианства;

  6. скептицизм и релятивизм.

52. «Прошлое России — пусто, настоящее — невыносимо, а будущего у нее —нет». Это рассуждение принадлежит:

  1. А. И. Герцену;

  2. Т. Н. Грановскому;

  3. А. С. Хомякову;

  4. П. Я. Чаадаеву;

  5. А. X. Бенкендорфу;

  6. Ф. М. Достоевскому.

53. Ключевая идея народничества Герцена состоит в том, что:

  1. русское православие — наиболее истинный вариант христианской веры;

  2. необходимо сочетать коллективизм русской общины с западной идеей свободы личности;

  3. Российская империя — величайшая империя в истории человечества;

  4. народ всегда и во всем прав, а его правительство может ошибаться;

  5. необходимо изучать народную культуру и развивать народные традиции;

  6. ничто из перечисленного.

54. Ноосфера, по В. И. Вернадскому,— это:

  1. комбинация геометрических фигур, изображающих мироздание:

  2. специфическая оболочка Земли, создаваемая научной и творческой деятельностью человеческого разума;

  3. сфера вечных вопросов и проблем, рассматриваемых в философии;

  4. вся бесконечная в пространстве и времени Вселенная;

  5. специфический метод научного познания;

  6. ничто из названного.

55. София, в учении Владимира Соловьева,— это:

  1. высшая из всех наук;

  2. верховная языческая богиня;

  3. универсальный способ познания мира;

  4. широко распространенное философское уче-ние;

  5. другое название материи;

  6. Мировая душа.





Приложение3 ОТВЕТЫ

1. Окружающий мир и познающий человек. 4

2. Вне нас находящееся. 3

3. Субъективизмом. 4

4. Сенсуализмом. 5

5. Раздел философии. 5

6. Все вышеперечисленное .5

7. Ничто из вышеперечисленного. 6

8. Материалистическим. 4

9. Пантеистическое божество. 2

10. Прекращение земных рождений. 4

11. Противоположность гедонизма. 1

12. Пантеистическое начало. 2

13. Пантеизмом. 2

14. Об одушевленности материи. 1

15. Безвыходное положение мысли. 5

16. Предметы физического мира. 2

17. Софизмом. 2

18. Философский метод. 5

19. Стремление к удовольствиям. 5

20. Антропологией . 5

21. Всем названным. 6

22. Никто. 6

23. Предмет моей веры абсурден с точки зрения разума, но это еще более вдохновляет меня верить в него. 4

24. Телеологический аргумент. 4

25. Синтез религии и философии. 3

26. Реальное существование общих понятий. 4

27. Фомы Аквинского. 2

28. Космологический аргумент. 2

29. Умеренного номинализма. 4

30. Схоластики. 4

31. Непостижимость бесконечности. 4

32. Вид умозаключения. 4

33. Я знаю о собственном существовании благодаря мышлению. 4

34. Позитивизма. 4

35. Привычки обыденного сознания. 3

36. Руссо. 3

37. Шеллинг. 3

38. Пантеистическим. 3

39. Гегель. 4

40. Фейербах. 5

41. Канту. 4

42 Материализме Фейербаха. 4

43. Всего вышеперечисленного. 6

44. Прислужницей науки. 1

45. Заниматься логикой и методологией научного познания. 5

46. Экзистенциализма. 2

47. Проверка суждений на истинность. 3

48. Индивидуальное существование. 5

49. Исследованием языка. 1

50. Всех эпох. 5

51. Интерес к историософским, моральным и социальным проблемам. 3

52. П. Я. Чаадаеву. 4

53. Необходимо сочетать коллективизм русской общины с западной идеей свободы личности. 2

54. Специфическая оболочка Земли, создаваемая научной и творческой деятельностью человеческого разума. 2

55. Мировая душа. 6













































Поработайте с источником



Прочитайте отрывок из работы «Человек и техника», написанной в 1932 г. немецким философом О. Шпенглером.

Мы спускаемся вниз зрячими 
Мировая история не похожа на мечтания нашего времени. История человека коротка, если соизмерять ее с историей растений и животных, не говоря уже о долгой жизни планет. Внезапный подъем и упадок через несколько тысячелетий — это маловажно для судеб Земли, но для нас, здесь и теперь рожденных, эта история обладает трагическим величием и силой. Мы, люди XX в., спускаемся вниз зрячими... 
Само по себе совершенно безразлично, какой будет судьба этой маленькой планеты в толпе «вечных» звезд, куда через краткое время повлечет ее по бесконечным пространствам... Но каждый из нас — сам по себе ничто — на несказанно короткое мгновение заброшен в эту толкотню длиной в одну жизнь. Поэтому для нас она безмерно важна — этот малый мир, эта «мировая история». Судьба помещает каждого не в мировую историю вообще, но каждый рождается в каком-то столетии, в определенном месте, народе, религии, сословии. Выбирать нам не дано, родимся ли мы сыном египетского крестьянина за 3000 лет до Христа, персидским царем или сегодняшним бродягой. Этой судьбе — или случаю — нужно повиноваться. Она осуждает нас на какие-то ситуации, созерцания, деяния. Нет «человека в себе», о котором болтают философы, но только человек своего времени, места, расы. Он утверждает себя или покоряется в борьбе с данным ему миром, а божественную Вселенную, простирающуюся вокруг него, это совершенно не трогает. Эта борьба и есть жизнь, а именно борьба в смысле Ницше как воля к власти, свирепая, жестокая борьба без пощады... 

Вопросы и задания: 
1) Какие вечные философские проблемы затронуты автором? 
2) Как, на ваш взгляд, отразилось в позиции автора мировоззрение человека первой половины XX в.? 
3) Не усматриваете ли вы противоречий во взглядах философа? Если да, то укажите их.



















Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги «Мифы народов мира», изданной в 80-е годы минувшего века.

Миф, сказка, предание

      При размежевании мифа и сказки современные фольклористы отмечают, что миф является предшественником сказки, что в сказке по сравнению с мифом происходит... ослабление строгой веры в истинность излагаемых фантастических событий, развитие сознательной выдумки (тогда как мифотворчество имеет бессознательно-художественный характер) и др. Разграничение мифа и исторического предания, легенды, вызывает тем больше разногласий, что оно в значительной мере условно.
      Историческим преданием чаще всего называют те произведения народного творчества, в основе которых лежат какие-то исторические события. Таковы предания об основании городов (Фив, Рима, Киева и др.), о войнах, о видных исторических деятелях и др. Этот признак, однако, далеко не всегда достаточен для различения мифа и исторического предания. Наглядный пример — многие древнегреческие мифы. Как известно, в их состав вошли различные повествования (часто принявшие поэтическую или драматическую форму) об основании городов, о Троянской войне, о походе аргонавтов и других больших событиях. Многие из этих рассказов опираются на действительные исторические факты, подтверждены археологическими и другими данными (например, раскопками Трои, Микен и др.). Но провести грань между этими рассказами (т. е. историческими преданиями) и собственно мифами очень трудно, тем более что в повествование об исторических, казалось бы, рассказах вплетены мифологические образы богов и других фантастических существ.
 Вопросы и задания: 1) Чем сказка отличается от мифа? 2) Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.

Ознакомьтесь с отрывками из книги Т. П. Григорьева «Дао и логос» и учебного пособия «Введение в философию» (под редакцией И. Т. Фролова).

Восточная философия: тайное знание или традиционализм?

      Греки тайное сделали явным, знание, пришедшее с Востока, не вызывало у них трепета... С одной стороны, они раскрыли тайны, преобразованное их дерзким гением знание оплодотворило мир человеческий. Но знание может возвысить человека, если он способен правильно воспринять его, и может повредить человеку, если опережает его нравственное развитие, если его душа не способна постичь сокровенный смысл законов, скрываемый жрецами от непосвященных... греки же нравственно не созрели для принятия древней мудрости.
      ...Особенности социального бытия древнеазиатского общества не могли не сказаться на перевесе «колебаний» в сторону, неблагоприятную для дальнейшего развития личности. Это, в свою очередь, определило и судьбы развития философской мысли (Востока. — А. Л.), которая на протяжении веков, оставаясь в замкнутом пространстве традиционных мыслительных структур, занята была преимущественно их комментированием и толкованием.
      Почему на Востоке не состоялись... Возрождение, Просвещение и Реформация, отчего неразвитыми оказались традиции рационализма?.. Вот незначительная часть тех многочисленных «загадок», которые заданы нам Востоком и на которые ученым еще предстоит дать ответ.

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги философа Н. О. Лосского (1870—1965 гг.) «История русской философии».

Свобода политическая и свобода духовная

      Соборность означает сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям. Легко видеть, что принцип соборности имеет большое значение не только для церковной жизни, но и для разрешения многих вопросов в духе синтеза индивидуализма и универсализма. Многие русские философы уже начали применять принципсоборностипри рассмотрении разнообразных вопросов духовной и общественной жизни...
      Многие русские религиозные философы интересуются вопросом о сущности исторического процесса. Они подвергают критике позитивистские теории и указывают на невозможность осуществления совершенного общественного строя в условиях земного существования. Всякий общественный строй осуществляет лишь частичные улучшения и в то же время содержит новые недостатки и возможности для злоупотреблений. Печальный опыт истории показывает, что весь исторический процесс сводится лишь к подготовлению человечества к переходу от истории кметаистории, т. е. «грядущей жизни» в Царстве Божием. Существенным условием совершенства в том царстве является преображение души и тела или обожествление милостью Божией...
      Диалектический материализм — это единственная философия, которая разрешена в СССР... Как только Россия освободится от коммунистической диктатуры и получит свободу мысли, то в ней, как и в любой другой свободной и цивилизованной стране, возникнут многочисленные различные философские школы. Русская философия содержит много ценных идей не только в области религии, но и в области гносеологии, метафизики и этики. Знакомство с этими идеями будет полезно для общечеловеческой культуры.


 Вопросы и задания: 

1) Как философ трактует понятие соборности?

2) Почему русские религиозные философы отрицают возможность создания идеального общественного строя?

3) Как Н. О. Лосский оценивает значение русской философии для мировой культуры?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!