СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса "Экология".

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа может рассматриваться как компактное экологическое приложение к курсам биологии и химии основной школы. Предлагаемый курс рассматривает актуальные вопросы, как о глобальных изменениях, происходящих на Земле, так и вопросы, которые касаются жизни и здоровья каждого человека.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса "Экология".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 им. Ленинского комсомола»












Программа


Элективного курса



ЭКОЛОГИЯ




Учитель: Кушнерёв А.А.

Классы: 9

Количество часов: всего 17, в неделю 0,5





















2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Общая характеристика элективного курса

Элективный курс «Экология» предлагается для изучения в 9 классе основной школы и опирается на знания, полученные при изучении биологии и химии. Данная программа может рассматриваться как компактное экологическое приложение, тесно связанное с материалом школьных учебников по биологии и химии. Предлагаемый курс рассматривает актуальные вопросы, как о глобальных изменениях, происходящих на Земле, так и вопросы, которые касаются жизни и здоровья каждого человека. В базовый курс 9 класса эти темы не включены, однако они представляют большой интерес для учащихся.


Цели и задачи курса


Цель: создание условий для реализации знаний, умений и навыков, полученных учащимися в процес­се обучения и практического применения в сфере экологии.


Задачи:

- развитие познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла;

- усиление связи с жизнью и практикой;

- формирование на основе интегративных связей целостного представления о природе и веществах, которые нас окружают;

- развитие практических умений и навыков при работе с лабораторным оборудованием и веществами;

- формирование активной жизненной позиции, способности отстаивать своё мнение;

- овладение основами экологической культуры.



Планируемые результаты освоения учебного курса.



Личностные УУД :

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

Регулятивные УУД.

Ученик получит возможность научиться:
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.
При планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Ученик:
Осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование.
Создает модели и схемы для решения задач.
Переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.
Устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Участвует в проектно- исследовательской деятельности.
Проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя. осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Устанавливает причинно-следственные связи. обобщает понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;


Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Ученик:
Соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
Пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии.
Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.

Координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего.
Устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор.
Спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов
образом.
Осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
Умеет работать в группе — устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Учитывает разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;






Содержание программы.

В содержание включены основные экологические понятия: среда обитания, экологические факторы, биосфера, биоэлементы, человек и биосфера. Уровни экологических проблем: локальный, региональный, глобальный. Рассматриваются природные и антропогенные источники веществ-загрязнителей окружающей среды. Источники загрязнения атмосферы и современные способы очистки выбросов; источники загрязнения гидросферы и современные способы очистки сточных вод; источники загрязнения литосферы, проблема городских и промышленных свалок и пути её решения. Воздействие вредных веществ на человека: общетоксическое, раздражающее, аллергическое, канцерогенное, мутагенное. Большое внимание уделено экологии жилища и возможным опасностям при обращении с бытовой химией, а также экологии питания, влиянию биологических добавок на здоровье человека. Отбор содержания производился с учётом развития интереса учащихся к предметам естественнонаучного цикла и направлен на формирование экологической грамотности.

Тема 1.

Что изучает экология? Основные экологические понятия.

Экология, экосистема. Проблемы окружающей среды. Экологические исследования.

Тема 2.

Химические элементы в биосфере. Круговороты химических элементов.

Макро- и микроэлементы, их роль в живых организмах. Круговороты химических элементов.

Тема 3.

Токсичность. Стандарты качества окружающей среды.

Понятие токсичности. Классификация элементов и их соединений по токсичности. Стандарты качества окружающей среды.

Тема 4.

Наша атмосфера.

Понятие атмосферы. Состав атмосферы. Парниковый эффект и его последствия. Загрязнение атмосферы.

Тема 5.

Состав почвы. Практическая работа «Анализ почвы».

Понятие почвы. Составные компоненты почвы. Химический анализ почвы.

Тема 6.

Загрязнение почвы.

Загрязнение почв промышленными отходами. Классификация отходов. Эрозия почв и её последствия. Проблема утилизации отходов.

Тема 7.

Вода на планете Земля.

Состав морской и пресной воды. Роль воды для живых организмов. Схема круговорота воды в природе. Основные направления расхода воды. Отходы, попадающие в воду.

Тема 8.

Практическая работа «Анализ воды».

Характеристики, определяющие качество воды. Определение некоторых ионов в составе природной воды.

Тема 9.

Современные способы очистки сточных вод.

Виды отходов в составе сточных вод и их токсичность. Эутрофикация. Способы очистки сточных вод (практическая работа).

Тема 10.

Что мы едим?

Вещества в составе продуктов питания. Пищевые добавки: классификация, применение, токсичность.

Тема 11.

Анализ пищевых продуктов.

Обнаружение природных соединений (белков, жиров и углеводов) в составе продуктов питания. Обнаружение некоторых пищевых добавок в составе продуктов питания.

Тема 12.

Химия в нашем доме.

Бытовая химия: состав, применение, безопасность. Правила хранения бытовой химии.

Тема 13.

Жизнь животных и растений. Пестициды.

Влияние химических соединений на жизнь животных и растений. Методы борьбы с сорняками и вредителями с/х, и их безопасность.

Тема 14.

Человек и ресурсы биосферы.

Основные проблемы, связанные с использованием биоресурсов. Эффективность использования ресурсов биосферы.

Темы 15-17.

Экологические проблемы нашего города и района и пути их решения. Защита проектов.


Тематическое планирование курса


Содержание

Кол-во

часов

Формы работы


1

Что изучает экология? Основные экологические понятия. Выбор творческого зачётного задания.


1

Лекция с показом презентации



2

Химические элементы в биосфере. Круговороты химических элементов.


1


Работа в группах


3


Токсичность. Стандарты качества окружающей среды.


1

Занятие по технологии развития критического мышления.

4

Наша атмосфера.


.

1

Лекция, презентация, самостоятельная работа.

5

Состав почвы.

Практическая работа «Анализ почвы».

1

Практическая работа.

6

Загрязнение почвы.


1

Семинар.


7


Вода на планете Земля.


1

Лекция, просмотр видеофильма.

8

Практическая работа «Анализ воды».

1

Практическая работа.

9

Современные способы очистки сточных вод.


1

Лекция, практическая работа.

10

Что мы едим?


1

Работа в группах

11

Анализ пищевых продуктов.

1

Практическая работа.

12

Химия в нашем доме.

1

Сообщения учащихся

13

Жизнь животных и растений. Пестициды.

1

Работа в группах

14

Человек и ресурсы биосферы.


1

Семинар.

15

Экологические проблемы нашего города и района и пути их решения.

1

Сообщения учащихся.

16,17

Защита творческих зачётных работ.


2

Защита проектов.






Программа курса содержит:

Теоретические занятия – 5 часов

Занятия по технологии КСО – 3

Занятие по технологии развития критического мышления -1

Семинары – 2

Практические работы – 4

Зачётные занятия – 2


Формы отчётности:

Тетрадь с конспектами и выполненными практическими работами, творческие работы, в том числе мини-проекты.



Литература

1. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб.

пособие / Л.Б. Черезова. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010 – 135 с.

2. Петунин, О.В. Изучение экологии в школе. Программы элективных

курсов, конспекты занятий, лабораторный практикум, задания и упражнения

/ О.В.Петунин. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008 – 192

с. – (В помощь учителю).

3. Неделя экологии в школе: Учебное пособие по методике преподавания

биологии / Л.Д.Бобылева, Л.П.Петрищева, Л.Ф. Скрылева и др. Мичуринск:

Издательство МГПИ, 2001 – 111 с.

4. Голицын, А.Н. Промышленная экология и мониторинг загрязнения

природной среды: Учебник / А.Н.Голицын. – М.: Издательство Оникс, 2007

– 336 с.

5. Спарджен, Р. Экология: Энциклопедия окружающего мира / Р.Спарджен.

– М.: «РОСМЭН», 1997 – 48 с.

6. Чернышева, В.А. Программа внеурочной деятельности по экологии //

Практика административной работы в школе. – 2013 – №6. – с. 17

7. Тимофеева, Г.А. Исследования во внеклассной работе по экологии //

Биология в школе. – 2009 – №8. – с. 50

8. Камакин, О.Н. Воспитание экологической культуры школьников //

Справочник классного руководителя. – 2012 – №2. – с. 4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!