Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
г. Пскова «Средняя общеобразовательная школа № 17»
Обсуждено | Согласовано | Утверждаю |
на заседании методического объединения | Заместитель директора по УВР | Директор школы |
Протокол №____ | _____ Колиенко Е.Н. | __________ С. М. Алексеева |
«____» __________________2016 г. | от «____» ____________ 2016 г. | Приказ № ____ от __________ 2016 г. |
Руководитель МО _______/ __________ | | |
Программа дополнительного образования.
Электив по русскому языку
«Трудные вопросы орфографии и синтаксиса».
( на 2016-2017 учебный год)
Программу подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Болдырева Наталия Николаевна
Псков 2016
Пояснительная записка
Электив «Трудные вопросы орфографии и синтаксиса» по русскому языку в 11 классе - это самодеятельное объединение учащихся под руководством учителя русского языка, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, рассчитана на обучающихся, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы средней школы. Основное внимание уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.
Цель электива - повышение уровня речевой культуры учащихся, развитие их коммуникативных компетентностей, повышение орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачи курса:
- привитие интереса учащихся к русскому языку;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- научить учащихся самостоятельно работать с книгами, словарями;
- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
- воспитание инициативы, целеустремленности;
- повышение общей языковой культуры.
Основные принципы организации работы электива:
- принцип индивидуального подхода к учащимся;
- принцип систематичности;
- принцип занимательности;
- принцип укрепления связи обучения с жизнью.
Занятия электива проводятся 1 раз в неделю.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- передавать мысли правильно, точно и выразительно;
- грамотно составлять план исследовательской работы, писать сочинения на лингвистические темы, писать сочинения - рассуждения, сочинения-эссе;
-владеть коммуникативной компетенцией;
- самостоятельно работать с книгами, словарями, справочниками, подбирать материал;
-умение логически связывать сведения из разных разделов курса русского языка.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Содержание тем курса | | Виды деятельности | Дата план/факт |
1 | Вводное занятие. Цели и задачи курса. | 1 | Беседа. Работа с тестами | | |
2 | Морфемика и словообразование. Основные способы образования слов. Реформы русского языка и их влияние на современную орфографию. | 1 | Тренировочные упражнения. | | |
3 | Лексика и фразеология. Лексическое значение слова. Стилистически окрашенная лексика русского языка. Фразеологизмы, их значение и употребление. Как образуются неологизмы. | 1 | Выполнение тестовых заданий, работа со словарем. | | |
4 | Речевые ошибки. Ошибки в употреблении языковых единиц. Способы исправления речевых ошибок. | 1 | Анализ предложений и ситуаций. | | |
5 | Словосочетание и предложение – единицы синтаксиса. Типы связи слов в словосочетании. Простое предложение. Двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, полные и неполные предложения. Обращение, вводные слова и конструкции. Синтаксические особенности разных стилей речи. | 1 | Работа с тестами, анализ предложений, подбор материала, тренировочные упражнения, работа над сочинениями. | | |
6 | Обособленные члены предложения. Знаки препинания при них. Специфика устной и письменной речи. Трудные случаи пунктуации . | 1 | Синтаксический разбор предложений, выполнение тестовых заданий, конспектирование. | | |
7 | Речевое общение. Речевой этикет. Культура речи. Критерии культуры речи. | 1 | Беседа, диалог, составление плана, тренировочные упражнения. | | |
8 | Текст. Основные виды информационной переработки текста. Языковые нормы и варианты норм. | 1 | Лекция, подбор материала, аннотация, работа в группах, конспектирование. | | |
9 | Работа с тестами. | 1 | ПР, тесты | | |
10 | Речевые ошибки. Способы их преодоления. | 1 | Анализ предложений и ситуаций. | | |
11. | Сочинение- эссе. | 1 | Тренировочные упражнения. Сочинение-эссе | | |
7 | Простое двусоставное предложение. Синтаксис публицистического выступления. | 1 | Анализ предложений. Конспект. | | |
8 | Синтаксический разбор простых предложений. Композиция сочинения – рассуждения. | 1 | Разбор предложений. Сочинение-рассуждение | | |
9 | Тире между подлежащим и сказуемым. Приемы конспектирования. | 1 | Работа с учителем. Конспект | | |
10-11 | Выполнение тестовых заданий. | 2 | Работа с тестами. | | |
12 | Дискуссия. Использование однородных членов предложения в дискуссии. | 1 | Анализ предложений Дискуссия | | |
13-14 | Комплексный анализ текста. | 2 | ПР и теоретические сведения. Комплексный анализ текста. | | |
15-16 | Выполнение тестовых заданий. | 2 | Работа с тестами. | | |
16-17 | Решение олимпиадных заданий. | 2 | Упражнения и тесты. | | |
18-19 | Решение тестовых заданий. | 2 | Работа с тестами. | | |
20-21 | Сочинение-рассуждение. | 2 | Тренировочные упражнения. Сочинение-рассуждение. | | |
19-20 | Работа с тестами | 2 | Практическая работа. | | |
21 | Анализ стихотворного текста. | 1 | Практическая работа. | | |
22-23 | Решение тестовых заданий. | 2 | Работа с тестами. | | |
24 | Решение тестовых заданий | 1 | Работа с тестами. | | |
26 | Сравнительный анализ сти хотворных текстов | 1 | Анализ стихотворений. | | |
26 | Орфоэпические нормы. | 1 | Тренировочные упражнения. | | |
27-28 | Решение тестовых заданий. | 2 | Работа с тестами. | | |
29 | Вторичные тексты. Критерии оценивания вторичных текстов. Знакомство с критериями оценивания. | 1 | Работа над созданием вторичных текстов | | |
30-31 | Критерии оценивания вторичных текстов. | 2 | Знакомство с критериями оценивания. | | |
32-33 | Обучение оцениванию текстов по критериям. | 2 | Оценивание и взаимооценка | | |
34 | Подведение итогов работы электива. | 1 | | | |
| Итого: 34 часа | | | | |
Список использованных источников и литературы:
1. Григорян, Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1976.
2. Плёнкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.
3.Малюгина В.А.Олимпиады по русскому языку 7-8 классы. – ВАКО, 2010
4.Закирьянов.К.З. Культура речи и стилистика.- Уфа: Китап, 2008.
5.Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А.. Русский язык. «Заговори, чтобы я тебя увидел». Нормы речи.(Формирование для языковой и коммуникативной компетенции).- Легион, 2013 г.
6. Сенина Н.А. Русский язык. Тематический тренинг. 10-11 класс.-Легион, 2013 г.