СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Эколята - юные защитники природы"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности

«Эколята – юные защитники природы»

Просмотр содержимого документа
«Программа "Эколята - юные защитники природы"»


Управление образования администрации города ……


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № …»





Принята на заседании

методического объединения

Протокол № _____

от «____» __________г.




УТВЕРЖДАЮ

директор МБОУ «СОШ №»

__________________

Приказ № ___от 01.09.2021



Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

«Эколята – юные защитники природы»



Возраст учащихся: 7 - 8 лет

Срок реализации: 1 год









Разработчик:



























г. ……, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка ……………………………….……………… 3

1.2. Цель, задачи ……………………………..……………… …………… 7

1.3. Содержание программы …………………… ……….…………. …... 8

1.4. Планируемые результаты………………………………….. ………… 13

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график……………………………………….. 14

2.2. Условия реализации программы…………………………………….. 16

2.3. Формы аттестации……………………………………………………. 17

2.4. Оценочные материалы……………………………………………….. 17

2.5. Методические материалы……………………………………………. 18

2.6. Список литературы……………………………………………………. 26





























РАЗДЕЛ №1

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка

Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно, в школьные годы. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому младший школьный возраст должен стать объектом пристального внимания педагогов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания.

Направленность программы – естественно-научная, направлена на формирование научной картины мира и развитие познавательных интересов учащихся в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования.

Программа стартового уровня. Для освоения программы предполагается использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации учебного материала.

Программа составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду учебно-методических и программно-методических документов, и регламентируется следующими нормативно-правовыми документами:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Минпросвещения России от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196»;

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

- Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

- Устав МБОУ «СОШ № …» и локальные акты учреждения.

Актуальность программы обусловлена тем, что еще с младшего школьного возраста важно формировать экологическую грамотность у учащихся, которая является частью экологической культуры и состоит из нескольких компонентов: экологические знания и умения, экологическое мышление, экологическое сознание, экологически оправданное поведение и деятельность. Содержание программы направлено на бережное и ответственное отношение к живой и неживой природе, где практическая деятельность и исследовательские методы познания занимают особое место для организации экологического образования и воспитания учащихся.

Педагогическая целесообразность программы позволяет реализовать актуальные в настоящее время, личностно – ориентированный и деятельностный подходы в сфере экологического образования.

Обучение основывается на принципах экологического образования:

- принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира;

- принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;

- принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

При экологическом воспитании реализуется и патриотический аспект: беречь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину, охранять природу - значит охранять Родину.

Новизна программы заключается в том, что она направлена на внедрение практической деятельности и исследовательского метода в практику дополнительного образования и включает в себя региональный компонент, а также программа рассматривает экологические проблемы родного края.

В данной программе природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития - познавательного, эстетического, нравственного и физического.

Адресат программы. Объем. Программа адресована детям 7 - 8 лет. Объем программы – 33 часа.

Особенности содержания и реализации программы:

- преобладание практических занятий над теоретическими;

- четкая привязка получаемых знаний к практической деятельности и объектам местности;

- применение системного и деятельностного подхода при организации учебного процесса;

- духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся при реализации данной программы.

Срок освоения программы – 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40 минут.

Формы организации занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные.

В программе выделены следующие направления работы:

- познавательное направление (дидактические игры, беседы, поиск информации в школьной библиотеке, заочные путешествия, викторины);

- познавательно - развлекательное (конкурсные программы, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия);

- практическое (практические работы, организация выставок, защита мини-проектов, совместная деятельность детей и родителей);

- исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

В программе предусмотрены следующие виды занятий:

1. Комплексные занятия обобщающего и углубляюще–познавательного типа, на которых у детей формируются и воспитываются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей, закономерных процессов в природе, восприятие произведений искусств. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения занятий с детьми – чёткая последовательность вопросов, помогающая понять детям причинно – следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения, перенести знания в новую ситуацию.

2. Интегрированные занятия.

Интегрированное обучение помогает детям соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой познавательный интерес.

3.Занятия с применением электронных презентаций.

Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении учебного материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.

4.Экскурсии в природу.

Активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают художественное творчество, способность анализировать информацию с позиции логики, аргументировано вести рассуждения, принимать решения в нестандартно практических ситуациях.

5.Акции.

Важное значение имеет участие детей в природоохранной деятельности, например, такой, как подкормка птиц зимой. Индивидуальные проявления детей в практической природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.

6.Коллективные творческие работы.

Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.

7.  Выставки.

8.  Праздники.  День Земли, День воды, День Птиц и др.

9.  Обобщающие занятия, контрольные, тестирование позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса.

1.2. Цель и задачи программы:

Целью программы является формирование экологической грамотности, экологических знаний, умений и навыков у учащихся; воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле через изучение природы родного края.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

Обучающие:

- формировать начальные знания о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы родного края;

- формировать основы экологической грамотности, осознание целостности окружающего мира.

Развивающие:

- способствовать развитию познавательного интереса к природе;

- развивать умения правильно обобщить данные и сделать вывод;

- создавать условия для развития личностных качеств посредством включения в активную познавательную и исследовательскую деятельность.

Воспитательные:

- способствовать формированию бережного отношения к природе;

- развивать чувство ответственности за окружающую среду;

- воспитывать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам.

    1. . Содержание программы

Учебно-тематический план

Содержание занятия

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

Устный опрос, решение проблемных задач

2

Путешествие в осень

3

1

2

Конкурс творческих работ, презентация

3

Мой родной край

6

3

3

Интерактивная игра «Мой родной край»

4

Удивительный мир животных

5

3

2

Беседа, интерактивные игры, конкурс творческих работ, викторина

5

Наши пернатые друзья

5

3

2

Беседа, интерактивные игры, викторина

6

Лес – наше богатство

5

3

2

Устный опрос, интерактивные игры, викторина

7

Сад на подоконнике

5

2

3

Устный опрос, презентация

9

Итоговое занятие

2

1

1

Квест – игра

Итого за год

33

17

16


Тема 1. Вводное занятие. Мир вокруг нас.

1.1-2. Знакомство с программой. Образы сказочных героев - друзей природы проекта «Эколята». Диагностика экологических интересов учащихся.

Теория: Выясняем что такое экология? Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля.

Практика: Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Просмотр фильма про Эколят – молодых защитников природы.

Форма организации деятельности: групповая, индивидуально-групповая.

Тема 2. Путешествие в осень.

2.1. Эко-занятие "Путешествие в осенний лес. Краски осени". Изучение текстов о природе.

2.2-3 Экскурсия на пришкольный участок. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам.

Теория: Изучение текстов о природе осенью. Различение деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям.

Практика: Экскурсия на пришкольный участок. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам, шишкам. Зарисовка листьев. Сушка листьев. Экологические игры. «Праздник Осени».

Форма организации деятельности: групповая, парная, индивидуально-групповая, индивидуальная.

Тема 3. Мой родной край

3.1. Биография К-ой области. Памятники и объекты природы К-ой области. «Рисование» петроглифов.

3.2-3 «Жалобная книга» природы. Экологические проблемы области. Охраняемые территории и объекты своей местности.

3.4-6 Конкурсно - игровая викторина «Знаешь ли ты свой край?».

Экскурсия в музей. Автобусная экскурсия по городу.

Теория: Биография К-ой области. Коренные жители. Границы, города К-ой области. Экологические проблемы области. Охраняемые территории и объекты области.

Практика: К-ая область на карте России (определение границ области, основные реки и озера, ландшафт). «Рисование» петроглифов. «Жалобная книга» природы. Конкурсно - игровая викторина «Знаешь ли ты свой край?». Участие в ее подготовке и проведении. Экскурсия в музей. Автобусная экскурсия по городу.

Форма организации деятельности: групповая, парная, индивидуально-групповая, индивидуальная.

Тема 4. Удивительный мир животных.

4.1-2. Знакомство с животными родного края. Животные Красной книги К-ой области. Причины исчезновения и необходимость их защиты каждым человеком. Меры по их охране.

4.3. Наблюдения за домашними животными. Правила ухода за животными в доме. Составление рассказов о любимых домашних питомцах.

4.4-5. Фотовыставка «Наши любимцы». Экскурсия в краеведческий музей. Звери.

Теория: Знакомство с животными родного края. Сравнивание и различие диких и домашних животных. Объяснение роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Знакомство с работой человека на пасеке. Животные Красной книги К-ой области. Причины исчезновения и необходимость их защиты каждым человеком. Меры по их охране.

Практика: Наблюдение за внешним видом, характерными особенностями представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Наблюдения за домашними животными. Составление правил ухода за животными в доме. Составление рассказов о любимых домашних питомцах. Фотовыставка «Наши любимцы».

Форма организации деятельности: групповая, парная, индивидуально-групповая, индивидуальная.

Тема 5. Наши пернатые друзья.

5.1-2. Чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок о птицах. Зимующие и перелётные птицы. Причины отлёта птиц в тёплые края.

5.3-5. Экскурсия на пришкольный участок. Наблюдение за птицами. Развешивание кормушек и подкормка птиц.

Теория: Различение зимующих и перелётных птиц. Объяснение причины отлёта птиц в тёплые края. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок.

Практика: Экскурсия в парк. Наблюдение за поведением, внешним видом, характерными особенностями птиц на улице. Наблюдение зимующих птиц, различение зимующих птиц по рисункам и в природе. Обсуждение формы кормушек и виды корма для птиц. Составление правил подкормки птиц. Презентации по материалам экскурсионного занятия. Развешивание кормушек и подкормка птиц.

Форма организации деятельности: групповая, парная, индивидуально-групповая, индивидуальная.

Тема 6. Лес – наше богатство.

6.1-2. Рассказы о лесе. Охрана растительных богатств края. Лесные пожары и их причины и последствия. Растения Красной книги К-ой области. Причины исчезновения и необходимость их защиты каждым человеком. Меры по их охране.

6.3-5. Экскурсия в лесничество. Правила охраны леса.

Интерактивная игра «Растительный мир края». Экскурсия в К-ий ботанический сад.

Теория: Изучение текстов о лесе. Анализ использования человеком богатств природы. Охрана растительных богатств края. Лесные пожары и их причины и последствия. Растения Красной книги К-ой области. Причины исчезновения и необходимость их защиты каждым человеком. Меры по их охране.

Практика: Экскурсия в лесничество. Наблюдения за лиственными и хвойными деревьями. Определение различий. Составление в группах и объяснение правил поведения в различных ситуациях в лесу. Составление правил охраны леса. Интерактивная игра «Растительный мир края». Экскурсия в К-ий ботанический сад.

Форма организации деятельности: групповая, парная, индивидуально-групповая, индивидуальная.

Тема 7. Сад на подоконнике.

7.1. Наблюдение за комнатными растениями школы и узнавание их по рисункам. Определение названий частей растений. 2. «Секретный разговор с комнатными растениями».

Познавательная игра «Вырасти новое растение»

7.3-5. Правила ухода за комнатными растениями. Рассказ об особенностях любимого комнатного растения. Экскурсия по школе (растения классных комнат и рекреаций). Пересадка цветов.

Теория: Наблюдение за комнатными растениями школы и узнавание их по рисункам. Работа с иллюстрациями с изображением различных комнатных растений. Определение названий частей растений. «Секретный разговор с комнатными растениями».

Практика: Составление правил ухода за комнатными растениями. Подготовка рассказа об особенностях любимого комнатного растения. Экскурсия по школе (растения классных комнат и рекреаций). Пересадка цветов.

Форма организации деятельности: групповая, парная, индивидуально-групповая, индивидуальная.

Тема 8. Итоговое занятие

8.1. Конкурс творческих работ «Зеленая планета».

8.2. Квест-игра «Экологический калейдоскоп».

Практика: Квест - игра.

Форма организации деятельности: групповая, индивидуальная.




1.4 Планируемые результаты 1 года обучения

Предметные результаты:

- будут знать историю К-ой области, некоторые виды растений и животных родного края, сезонные изменения в их жизни, пользу и вред некоторых растений и животных для природы и человека;

- научатся наблюдать за жизнью растений и животных; ухаживать за животными и растениями: научатся выполнять несложные практические и опытнические работы в группе;

- смогут определять основные экологические группы растений: травы, кустарники, деревья, изготовлять кормушки для птиц из подручного материала и твердых бытовых отходов, вести дневники наблюдений.

Метапредметные результаты:

- освоят доступные способы изучения природы, правила безопасного нахождения в природе;

- смогут самостоятельно оценивать ситуацию, способствующую охране окружающей среды;

- смогут продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Личностные результаты:

- мотивация личности учащегося к познанию и творчеству;

- готовность работать в группе и самостоятельно;

- ценностно-смысловые установки учащихся, связанные с осознанием целостности и ценности окружающего мира;

- освоение элементарных правил нравственного поведения в природе.







РАЗДЕЛ №2

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

на 2021-2022 учебный год

ДОПП «Эколята – юные защитники природы»

Стартовый уровень – 33 часа


Дата проведения

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

сентябрь

Введение.

1.Знакомство с программой.

Образы сказочных героев - друзей природы проекта «Эколята». Просмотр фильма про Эколят – молодых защитников природы.

2.Диагностика экологических интересов учащихся.

2

1

1

Устный опрос, решение проблемных задач

2

сентябрь

Путешествие в осень.

1. Эко-занятие "Путешествие в осенний лес. Краски осени". Изучение текстов о природе.

2-3. Экскурсия на пришкольный участок. Определение названий растений по опавшим листьям, плодам.

ДТ «Праздник Осени»

3

1

2

Беседа, интерактивные игры, конкурс творческих работ, викторина

3

октябрь - ноябрь

Мой родной край.

1. Биография К-ой области. Памятники и объекты природы К-ой области. «Рисование» петроглифов.

2-3. «Жалобная книга» природы. Экологические проблемы области. Охраняемые территории и объекты своей местности.

4-6. Конкурсно - игровая викторина «Знаешь ли ты свой край?».

Экскурсия в музей.

Автобусная экскурсия по городу.

6

3

3

Беседа, интерактивная игра «Мой родной край», решение проблемных задач

4

декабрь

Удивительный мир животных.

1-2. Знакомство с животными родного края. Животные Красной книги К-ой области. Причины исчезновения и необходимость их защиты каждым человеком. Меры по их охране.

3. Наблюдения за домашними животными. Правила ухода за животными в доме. Составление рассказов о любимых домашних питомцах.

4-5. Фотовыставка «Наши любимцы».

Экскурсия в краеведческий музей. Звери.

5

3

2

Беседа, дискуссии, интерактивные игры, конкурс творческих работ, презентация, викторина

5

январь-февраль

Наши пернатые друзья.

1-2. Чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок о птицах.

Зимующие и перелётные птицы. Причины отлёта птиц в тёплые края.

3-5. Экскурсия на пришкольный участок. Наблюдение за птицами. Развешивание кормушек и подкормка птиц.

5

3

2

Презентации по материалам экскурсионного занятия

6

февраль-март


Лес – наше богатство.

1-2. Рассказы о лесе. Охрана растительных богатств края. Лесные пожары и их причины и последствия. Растения Красной книги К-ой области. Причины исчезновения и необходимость их защиты каждым человеком. Меры по их охране.

3-5. Экскурсия в лесничество. Правила охраны леса.

Интерактивная игра «Растительный мир края». Экскурсия в К-ий ботанический сад.

5

3

2

Устный опрос, интерактивные игры, викторина, решение проблемных задач

7

апрель-май

Сад на подоконнике.

1. Наблюдение за комнатными растениями школы и узнавание их по рисункам. Определение названий частей растений.

2. «Секретный разговор с комнатными растениями».

Познавательная игра «Вырасти новое растение»

3-5. Правила ухода за комнатными растениями. Рассказ об особенностях любимого комнатного растения.

Экскурсия по школе (растения классных комнат и рекреаций).

Пересадка цветов.

5

2

3

Устный опрос, презентация

8


Итоговое занятие

1. Конкурс творческих работ «Зеленая планета».

2. Квест-игра «Экологический калейдоскоп».

2

1

1

Конкурс творческих работ, квест – игра


Итого за год

33

17

16



    1. . Комплекс организационно-педагогических условий

Для реализации данной программы необходимо следующее материально- техническое обеспечение:

- оборудованный кабинет;

- компьютер, монитор;

- монитор (телевизор) для учащихся;

- подборка гербарного материала по темам: «Деревья», «Кустарники», «Травы», «Растения красной книги», «Лекарственные растения»;

- подборка фотографий, таблиц, рисунков, плакатов по темам: «Насекомые», «Земноводные», «Пресмыкающиеся», «Птицы», «Звери», «Животные Красной книги», «Экосистемы», «Экологические катастрофы», «Правила поведения в природе», «Среда обитания»;

- дидактический и раздаточный материал: полезные ископаемые, муляжи культурных растений, плодов;

Информационное обеспечение:

- учебная и художественная литература по краеведению, природоведению, экологии, истории Кемеровской области;

- презентации по всем темам программы;

- видеоматериалы:






    1. . Формы контроля

Формы контроля:

- тесты-задания;

- занимательные упражнения (интеллектуальные игры, викторины, кроссворды, ребусы);

- решение проблемных ситуаций;

- участие в различных, районных, городских, всероссийских конкурсах.

Формы подведения итогов:

- анкетирование, опрос родителей;

- выставки работ детей, акции и др.

- участие в различных, районных, городских, всероссийских конкурсах.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

- наблюдение;

- проблемная (диагностическая) ситуация;

- беседа.

2.4. Оценочные материалы

Проверка результатов образовательной деятельности:

- предварительное определение уровня экологических знаний учащихся;

- периодический контроль знаний, умений по разделам программы (устный опрос, тестирование п темам, проведение мероприятий с целью диагностирования качества усвоения материала);

- итоговая проверка знаний и умений, приобретенных учащимися в течение учебного года ( квест-игра «Экологический калейдоскоп»).




2.5. Методические материалы

Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»

1. Ф.И.О.

2. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается?

3. Интересует ли Вас проблема экологического воспитания Вашего ребенка?

4. Ощущаете ли Вы по своему ребенку, что в школе уделяется внимание экологическому воспитанию? В чем это проявляется? (ребенок рассказывает, просит завести домашнего питомца, проявляет интерес к уходу за растениями дома, обращает внимание на окружающую его природу, помогает на даче, читает о природе и т.д.).

5. В Вашей семье обсуждают проблемы экологии: раздельного сбора и утилизации отходов, сохранения рек и ручьев, сохранность краснокнижных растений в природе и т.д.?

6. Участвуете ли Вы и Ваша семья в экологических акциях? Если ДА, то в каких?

7. Поддерживаете ли Вы проводимую школой работу по экологическому воспитанию обучающихся? В чем это проявляется? (беседы с ребенком о природе, ребенок ухаживает за домашним питомцем, подкармливаете птиц, выезжаете на природу и убираете за собой место отдыха, проводите наблюдения за природными явлениями, сажаете деревья).

8. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе?

КРОССВОРД О ПРИРОДЕ.




1.







2.






3.









4.








5.







6.








7.









8.







Все ответы записываются по горизонтали:

1. Живет без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит (ЭХО).

2. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе. Узкий кончик в роднике, а широкий - в море (РЕКА).

3. Все обходят это место: здесь земля, как будто тесто; здесь осока, кочки, мхи нет опоры для ноги (БОЛОТО).

4. Из окна в окно золотое веретено (СОЛНЦЕ).

5. Весной одевается, зимой раздевается (ДЕРЕВО).

6. Без рук, без топорёнка – построена избенка (ГНЕЗДО).

7. Растут – зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют (ЛИСТЬЯ).

8. Весь мир кормлю, а сама не ем (ЗЕМЛЯ).

Задание: заполнить все строки по горизонтали и определить зашифрованное слово по вертикали.



Ответ: ЭКОЛОГИЯ.

Тесты:

«Что я знаю о природе»

1.Что такое природа?

А) Природа - это все, что есть в доме.

Б) Природа – это все, что окружает человека.

В) Природа – это все, что окружает человека и не сделано им.

2. Кого называют «молчаливыми соседями»?

А) Животные «Красной книги».

Б) Домашние питомцы.

В) Змеи.

3. Кто такие пернатые друзья?

А) Павлин.

Б) Куры, гуси, утки.

В) Птицы родного края.

4. Дополни предложение: «Дереву никто не говорит, когда надо ________________________________________».

5.Выбери правильный ответ «Животные, живущие в наших лесах».

А) Волк, белка, слон, морж.

Б) Лиса, заяц, барсук, лось.

В) Выдра, тюлень, кит, медведь.

6. В каком из ответов перечислены названия только предметы неживой природы?

А) Сирень, сосулька, глина, ворона.

Б) Одуванчик, песок, солнце, лиса, грач.

В) камень, сосулька, воздух, солнце, снежинка.

7. Как называются растения, которые человек выращивает для украшения дома?

А) Домашние.

Б) Уличные.

В) Комнатные.

8. Почему природа – важнейшее условие жизни человека?

А) Природа укрывает человека от врагов.

Б) Природа повсюду укрывает человека.

В) Природа дает все необходимое для жизни: тепло, свет, воду, воздух, пищу.

9. Что такое «Красная книга»?

А) Книга из красной бумаги.

Б) Книга в красной обложке. В нее записаны исчезающие растения и животные.

В) Яркая, очень красивая книга.



«В гостях у осени»



  1. Запиши цифрами порядок осенних месяцев:

октябрь



сентябрь



ноябрь

2. Как осенью солнце поднимается над горизонтом по сравнению с летом? Обведи нужную букву.

а) выше, чем летом;

б) так же, как летом;

в) ниже, чем летом.

3. Какие осенние изменения происходят в неживой природе. Обведи кружком все буквы правильных ответов.

а) заморозки;

б) цветение растений;

в) похолодание;

г) листопад;

д) иней.

4. Кто и что готовит на зиму? Соедини стрелками.





БОБРЫ



зерно







МЕДВЕДЬ

ХОМЯКИ

ПЧЕЛЫ





мёд

ветки деревьев

жир







5.Подчеркни перелетных птиц одной чертой, а зимующих птиц – двумя чертами.

Скворец, журавль, синица, соловей, воробей, кукушка, ворона, ласточка.

6. Обведи кружком букву правильного ответа.

На юге перелётные птицы:

а) вьют гнёзда; б) не вьют гнёзда.



Тест «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ?»

1. Соедини стрелками название признака и название группы растений.

Один твёрдый ствол



кустарник



Один или несколько сочных, мягких, неодревесневших стеблей



дерево



травянистое растение



Несколько тонких деревянистых стеблей







2. Какой признак является главным для дерева? Обведи нужную букву.

а) один твердый ствол;

б) много веток и листьев;

в) дерево высокое.


3.Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу оставшихся растений.

а) Орешник, шиповник, смородина, ель, крыжовник – это __________

б) Липа, сосна, берёза, рябина, тополь – это ______________

в) Крапива, одуванчик, осина, ландыш, колокольчик – это __________


4.Как отличить хвойное дерево от лиственного дерева? Обведи нужную букву.

а) у хвойных деревьев нет листьев, а у лиственных есть листья;

б) у хвойных деревьев ствол коричневый, а у лиственных - белый;

в) у хвойных деревьев листья в виде иголок, а у лиственных в виде пластинок.


5.Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:

берёза

ЛИСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ель

рябина

ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ сосна

лиственница

липа

*6. Допиши предложения.

К зиме стволы деревьев ________________

К зиме стебли трав ____________________

К зиме стебли кустарников _____________

Слова помощники: не изменяются, увядают, отмирают, остаются живыми.


1. Соедини стрелками название признака и название группы растений.

Один твёрдый ствол


кустарник


Один или несколько сочных, мягких, неодревесневших стеблей


дерево


травянистое растение


Несколько тонких деревянистых стеблей




2. Какой признак является главным для кустарника? Обведи нужную букву.

а) меньше дерева;

б) много тонких, деревянистых стеблей;

в) имеет цветки.


3. Какое растение в каждой строке «чужое»? Вычеркните его. Назови группу оставшихся растений.

а) Берёза, сосна, липа, тополь, орешник, дуб – это ________________

б) Ромашка, клевер, подорожник, шиповник, репейник – это ________

в) Калина, крыжовник, лиственница, смородина, рябина – это _______


4.Какой группе растений принадлежат эти признаки? Напиши её название.

Листья в виде пластинок у ______________________.

Листья в виде иголок у _________________________.



5.Покажи стрелками, к какой группе относятся данные растения:

дуб

Лиственные растения пихта

сосна

Хвойные растения калина

клён

можжевельник

*6. Допиши предложения.

К зиме стволы деревьев ________________.

К зиме стебли трав ____________________.

К зиме стебли кустарников _____________.

Слова помощники: не изменяются, увядают, отмирают, остаются живыми.



Тест «КАК ЖИВУТ РАСТЕНИЯ»

1. Как развивается растение?

  • семя, листья, стебель, плод, цветок

  • семя, плод, листья, стебель, цветок

  • семя, стебель, цветок, листья, плод

  • семя, стебель, листья, цветок, плод

2. Чего не требуется растению для развития?

  • Тишина

  • Свет

  • Тепло

  • Вода

3. Почему комнатные растения ставят близко к окну?

  • им нужен свет

  • им нужен свежий воздух

  • для красоты

  • чтобы освободить место в комнате

4.Какой уход не требуется растениям?

  • не надо рыхлить почву

  • не надо поливать

  • не надо встряхивать

  • не надо протирать листья

5. Как называется плод фасоли?

  • Орех

  • Желудь

  • Фасоль

  • Боб

6. Почему растения нельзя поливать обильно?

  • оно будет очень быстро расти

  • оно не зацветет

  • корни будут гнить

  • листья завянут

7. Докажи, что растение живое.

  • оно приносит потомство

  • оно умирает

  • оно развивается

  • оно гнется



Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ» №1

1. Из-за чего на Земле становится меньше лесов? Обведи нужную букву.

а) из-за пожаров и стихийных бедствий;

б) из-за изменения климата на Земле;

в) из-за вырубки и строительства городов, дорог, возделывания полей.

2. Отчего загрязняется вода в водоемах? Обведи нужную букву.

а) от использования воды в быту;

б) от использования воды в производстве;

в) от слива сточных вод заводов и фабрик.

3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека? Обведи нужную букву.

а) прозрачные;

б) чистые;

в) бесцветные.

4. Что люди делают для спасения живой природы? Обведи нужную букву.

а) создают заповедники и национальные парки;

б) создают бульвары и скверы;

в) создают фермы, пасеки и птицефабрики.

5. Что такое заповедники? Обведи нужную букву.

а) это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;

б) это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых;



Тест «ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ» №2

1. Из-за чего исчезают некоторые виды животных? Обведи нужную букву.

а) из-за неумеренной охоты и истребления ради меха и мяса;

б) из-за пожаров и стихийных бедствий;

в) из-за изменения климата на Земле.

2. Отчего загрязняется воздух? Обведи нужную букву.

а) от посадки и выращивания растений;

б) от воздушно-транспортных средств;

в) от выброса дыма заводами и выхлопных газов автомобилями.

3. Какой воздух и вода необходимы для жизни растений, животных и человека? Обведи нужную букву.

а) чистые;

б) бесцветные;

в) прозрачные.

4. Что люди делают для спасения живой природы? Обведи нужную букву.

а) создают бульвары и скверы;

б) создают фермы, пасеки и птицефабрики;

в) создают заповедники и национальные парки.

5. Что такое национальные парки? Обведи нужную букву.

а) это природные музеи в закрытых заповедниках;

б) это природные музеи под открытым небом;

в) это природные музеи, где выращивают домашних животных.

Тест «ПОВЕРХНОСТЬ И ВОДОЕМЫ НАШЕГО КРАЯ»

1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется….

а) балка; б) холм; в) овраг.

2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300м, называют…

а) холм; б) гора; в)плоскогорье.

3. Горы, созданные людьми, называют:

а) холмы; б)плоскогорья; в)терриконы.

4. Хранилища воды называют...

а) низменности; б)водоемы; в) плато.

5. К естественным водоемам относятся...

а) пруд, озеро, канал; б) ручей, море, река;

в) водохранилище, океан, пруд.

6. Назови наиболее крупные реки Кемеровской области.

7. Назови наиболее крупные озера своего края

8. С водоемами связана жизнь следующих животных:

а) утки, лебеди, цапли;

б) трясогузки, совы, кукушки;

в) орлы, аисты, кедровки;

9. Какие заповедники и заказники твоего края ты знаешь?

2.6. Список литературы

Для педагога:

1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М: Эгмонт Россия Лтд, 2013.

2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Ф. Виноградова. – М., 2012. – С. 35 –42

3. Г.Н. Элькин «Красная книга России: Чудеса – природы» / Словарик – справочник школьника.

4. Ердаков Л. Н. Экологическая сказка для первоклассников / Л. Н. Ердаков // Начальная школа. – 2011. – М., – № 11–12. – С. 19–22.

5. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2015.

6. Плешаков, А. А. Зелѐные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2015.

7. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты Ярославль:

«Академия развития», 2012.

8. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2017.

9. Суворова, В.М. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии / авт.-сост. В. А.Суворова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.



Для учащихся:

1.Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. – М: Эгмонт Россия Лтд, 2013.

2.В. Бианки, Н. Сладков, С. Сахарнов, А. Ливеровский . Зелѐные страницы

Хрестоматия по экологии для начальной школы Издательство: Детское время



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!