СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дополнительного образования секции "Волейбол для начинающих"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол для начинающих» физкультурно-спортивной направленности. Срок реализации 1 год. Адресат программы - учащиеся 10-17 лет. Программа соответствует требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и направлена на спортивно-оздоровительное развитие личности. Оформление Программы соответствует всем необходимым требованиям, включает в себя все компоненты: пояснительную записку, учебный план и учебно-календарный план, методическую часть, перечень дидактического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, список литературы. В пояснительной записке изложены цель, задачи, актуальность, указан адресат Программы, срок реализации, в полном объеме представлено обеспечение учебного процесса и формируемые компетенции. Учебный план содержит перечень основных разделов программы, а так же их длительность с указанием часов, выделяемых на теорию и практику. Рабочая программа содержит задачи и ожидаемые результаты, календарно-тематическое планирование с полным раскрытием содержания теоретических вопросов и практических занятий. Программа является основным документом при проведении занятий. Рецензируемая образовательная программа содержит методическую часть, включающую учебный материал по основным видам подготовки, рекомендуемые объемы тренировочных и спортивных нагрузок. В программе большой объем информации, что позволит качественно реализовать теорию и практику в рамках всего обучения, приведены комплексы контрольных упражнений для оценки общей физической подготовки, требования и нормативы. Вывод: исходя из вышесказанного, программа дополнительного образования по «Волейбол для начинающих», соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению типоДополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол для начинающих» физкультурно-спортивной направленности. Срок реализации 1 год. Адресат программы - учащиеся 10-17 лет. Программа соответствует требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и направлена на спортивно-оздоровительное развитие личности. Оформление Программы соответствует всем необходимым требованиям, включает в себя все компоненты: пояснительную записку, учебный план и учебно-календарный план, методическую часть, перечень дидактического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, список литературы. В пояснительной записке изложены цель, задачи, актуальность, указан адресат Программы, срок реализации, в полном объеме представлено обеспечение учебного процесса и формируемые компетенции. Учебный план содержит перечень основных разделов программы, а так же их длительность с указанием часов, выделяемых на теорию и практику. Рабочая программа содержит задачи и ожидаемые результаты, календарно-тематическое планирование с полным раскрытием содержания теоретических вопросов и практических занятий. Программа является основным документом при проведении занятий. Рецензируемая образовательная программа содержит методическую часть, включающую учебный материал по основным видам подготовки, рекомендуемые объемы тренировочных и спортивных нагрузок. В программе большой объем информации, что позволит качественно реализовать теорию и практику в рамках всего обучения, приведены комплексы контрольных упражнений для оценки общей физической подготовки, требования и нормативы. Вывод: исходя из вышесказанного, программа дополнительного образования по «Волейбол для начинающих», соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению типовых документов, может быть использована в работе дополнительного образования.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования секции "Волейбол для начинающих"»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Дом творчества»


РЕКОМЕНДОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Методическим советом директор МКУ ДО «Дом творчества»

от"__" _______2022г. протокол № __ _____________

Приказ №___ от "__" ______2022г.


СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

от"__" _______2022г. протокол № __



СОГЛАСОВАНО

МКОУ СОШ № 1

(организация-участник)

Директор _____________А.В. Карабельникова

от «___»___________2022г.




Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа


«ВОЛЕЙБОЛ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ»




Направленность: физкультурно-спортивная

Нормативный срок освоения: 1 год

Форма обучения: очная

Возраст учащихся: от 13 до 17 лет

Вид программы: модифицированная

Автор-составитель: Васильева Татьяна Михайловна,

Педагог дополнительного образования

Высшей кв. кат., МКУ ДО «Дом творчества»




г. Бодайбо 2022 г.




I. Пояснительная записка

1.1. Краткая характеристика изучаемого предмета

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волейбол» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями;

  • Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» с изменениями;

  • Приказом Минпросвещения России от 05.08.2020г № 882/391 «Об организации осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

  • Приказом Минпросвещения России от 16.09.2020г № 500 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по дополнительной общеобразовательной программе»

  • Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 23.08.2017г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ

  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» № 28 от 28.09.2020г.

  • Уставом учреждения;

  • Лицензией учреждения на образовательную деятельность.

Волейбол - популярная игра во многих странах мира, предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой.

Направленность:физкультурно-спортивная. В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности опорно-двигательного аппарата. Укрепление здоровья школьников является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Воспитывая в школьниках самостоятельность, тренер помогает им решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте. Сфера возможной будущей профессиональной деятельности «человек-человек».

Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей в:

- Самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, определении своих возможностей);

- Самореализации (раскрытие своих возможностей и личностных качеств);

- Самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам);

Педагогам важно создать для учащихся такое пространство, которое отвечало бы их возрастным потребностям и при этом благоприятно отражалось на нравственном развитии. Тренеры-преподаватели поддерживают природное любопытство учащихся, неуёмную физическую энергию, желание заниматься спортом. Попадая в новую обстановку, учащиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями.

При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим.

Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, принятая Правительством Российской Федерации 7 августа 2009г., определяет основные направления развития и значение физической культуры и спорта в стране как создание условий для здорового образа жизни граждан, приобщение к систематическим занятиям физической культурой и спортом, повышение массовости физической культуры и спорта, обеспечение доступа к развитой спортивной инфраструктуре, повышение конкурентоспособности российского спорта, пропаганду нравственных ценностей физической культуры и спорта.

Программа учебно-тренировочных занятий по волейболу для детей 13-17 лет, основана на типовой учебной программе по волейболу для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (авторы - составители: Ю.Д. Железняк, доктор пед. наук; А.В. Чачин, кандидат пед. наук; Ю.П. Сыромятников, доктор мед. наук). Программа разработана на основе нормативных требований по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, научно-методических материалов и рекомендаций по подготовке спортивного резерва, опыт работы спортивных школ по волейболу.

Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приемов, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы, предполагается использование тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиск информации в интернете, просмотр учебных программ, видеоматериала и т. д. Новизна данной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы основана на комплексном подходе к профориентационной работе, повышению мотивированности учащихся на приобретение практических навыков или профессиональной компетентности. Организация ориентированной работы в форме профессиональных проб,образовательно-воспитательных маршрутов, которые являются наиболее наглядной и реальной формой погружения в профессию.


Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

На уроках физической культуры учащихся получают определенные навыки игры в волейбол, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками игры. Данные занятия позволяют учащимся получить определённые навыки игры в волейбол. Занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий волейболист достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений. Занятия рассчитаны на учащихся с 13-17 лет и реализуются в течение учебного года. Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.

Педагогическая целесообразность

Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.

Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Обучение содержанию программного материала построено на основе общих методических положений;

-от простого к сложному,

-от частного к общему,

- с использованием технологий личностно - ориентированного подхода в обучении.

Развитие двигательных качеств на всех этапах подготовки проходит в соответствии с сенситивными возрастными периодами.



Цель программы

Цель программы - всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях.

Задачи программы

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

Обучающие:

- освоить технику игры в волейбол;

- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;

- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;

- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.

Развивающие:

- содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;

- повышение уровня физической подготовленности, совершенствование технико-тактического мастерства;

- развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству.

Воспитательные:

- подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов;

- воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к общечеловеческим ценностям;

- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.

Основной показатель работы детского объединения по волейболу - стабильность состава учащихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), вклад в подготовку молодежных и юношеских сборных команд страны, результаты участия в соревнованиях. Выполнение нормативных требований по уровню подготовленности и спортивного разряда. В комплексном зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других).

Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 36 недель занятий непосредственно в условиях школы.

Отличительные особенности данной программы

При достаточно ограниченном выборе учащихся педагог зачисляет в группы начальной подготовки всех желающих заниматься волейболом. Поэтому главным направлением учебно-тренировочного процесса является:

1. Создание условий для развития личности юных волейболистов.

2. укрепление здоровья учащихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля.

3. воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных волейболистов.

4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу.

5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.

6.Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных волейболистов.

Особенности организации образовательной деятельности Программа «Волейбол для начинающих» реализуется в сетевой форме на основании Договора «О сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ МКУ ДО «Дом творчества» на базе МКОУ «ООШ №4 г.Бодайбо».

Условия приема: принимаются дети в возрасте 13-18 лет, проявляющие интерес к занятиям по волейболу, допущенные врачом к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.

Два раза в год (декабрь, май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.

Сроки реализации программы: занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 13-18 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры.

Форма реализации программы – очная.

Режим занятий: занятия проводятся в спортивном зале два раза в неделю по два часа. Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 36 недель занятий непосредственно в условиях школы.


Режим учебно-тренировочной работы

и требования по физической и технической подготовке

по волейболу


Этапы подготовки

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Минимальное число учащихся в группе

Максимальное кол-во учебных часов в неделю

Требования по физической, технической подготовке

Начальной подготовки


1


13


20


6

Выполнение нормативов

по физической и технической подготовке



Режим занятий, наполняемость групп на разных этапах подготовки.

Наименование этапа

Год

Обучения

Возраст для зачисления

Кол-во учащихся

Кол-во в неделю

занятий

Часов

Начальная подготовка

1-ый год

13-18 лет

20

3

6


Формы организации занятий

Основными формами учебно-воспитательного процесса при реализации программы являются:

- Групповые, теоретические и практические занятия,

- Соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные),

- Подвижные игры,

- Эстафеты,

- квалификационные испытания.

Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является секционные, практические занятия и соревнования по волейболу. Главная задача педагога дать учащимся основы владения мячом, тактики и техники волейбола. Образовательный процесс строится так, чтобы учащиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в соревнованиях.

Планируемые результаты и способы определения их результативности

Учащиеся должны

Знать:

  • основы строения и функций организма;

  • влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;

  • правила оказания первой помощи при травмах;

  • гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и

  • спортивной одежде;

  • правила игры в волейбол;

  • места занятий и инвентарь.

Уметь:

  • выполнять программные требования по видам подготовки;

  • владеть основами техники и тактики волейбола;

  • правильно применять технические и тактические приемы в игре.

Формы и способы проверки результативности

Основной показатель работы секции по волейболу - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.

Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.

Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.

В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.






В основу отбора и систематизации материала содержания программы положены принципы комплексности, преемственности и вариативности. В течение учебного года и предсоревновательную подготовку учащихся.

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований.

В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.


Формы подведения итогов реализации программы

Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.

В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.

Итоговая аттестация проводится в конце года обучения и предполагает зачет в форме контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.

По итогам этих испытаний обучающиеся, выполнившие нормативные требования, переводятся в группы следующего года обучения. Не выполнившие норматив остаются в группе на повторный курс обучения.

МОНИТОРИНГ

реализации образовательной программы

Вид контроля

Форма и содержание

Дата проведения

1.Вводный контроль.


Собеседование, тренировочные занятия

Сентябрь

2.Текущий контроль.


Соревнования, тренировочные занятия

В течение года.

3.Промежуточная аттестация

Контрольные испытания.

Соревнования.

Декабрь

Май



2.2 Учебный план


Тема

Количество часов

Форма промежуточной аттестации

Всего

теор.

практ.


Раздел 1

10

5

5

Собеседование, тренировочные занятия

1.1

Тема1


1

1


1.2

Тема2


1

1


1.3

ТеМа3


1

1


1.4

тема4


1

1


1.5

тема5


1

1



Раздел 2

35

15

20

тренировочные занятия

2.1

Тема1

2

2

2


2.2

Тема2

2

2

2


2.3

Тема3

2

2

2


2.4

Тема2

2

2

2


2.5

Тема3

2

2

2



Раздел 3

56

25

31

Контрольные испытания

3.1

Тема1

20

1

19


3.2

Тема2

20


20


3.3

Тема3

16


16



Раздел 4

34


34

Соревнования

4.1

Тема1

2

1

1


4.2

Тема2

2


2


4.3

Тема3

2


2


4.4

Тема4

2


2


4.5

Тема5

4


4


4.6

Тема6

4


4



Раздел 5

43




5.1

Тема1

10


10


5.2

Тема2

8


8


5.3

Тема3

8


8


5.4

Тема4

10


10



Раздел 6

24


24

Соревнования

6.1

Тема1

2

1

1


6.2

Тема2

2


2


6.3

Тема3

2


2


6.4

Тема4

2


2



Раздел 7

14

4

10

Контрольные испытания

7.1

Тема1

4


4



Календарный учебно-тематический план

№ занятия


Название раздела, Темы

Количество учебных часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

Форма занятия

1

Инструктаж по технике безопасности игры в волейбол.

4

4


Инструктаж по ТБ


2-4

Теоретическая подготовка

10

5

5



2

История возникновения и развития волейбола

2

2


Беседа


3

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль

2

2


Беседа


4

Современное состояние волейбола. Оборудование и инвентарь

2

1


Беседа

Тестирование

5-23

Общефизическая подготовка

58

10

48

1


5

Общеразвивающие упражнения. ОРУ с мячами. Значение ОФП в подготовке волейболистов

2

1

1

Групповая


6

Общеразвивающие упражнения. Упражнения для мышц верхнего плечевого пояса. Строевые упражнения

2


2

Групповая


7

Общеразвивающие упражнения. ОРУ с мячами Акробатические упражнения. Перекаты и группировки. Строевые упражнения

2


2

Фронтальная


8

Общеразвивающие упражнения. ОРУ с мячами Легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки, метание теннисных мячей.

2


2

Фронтальная


9

Общеразвивающие упражнения. ОРУ с мячами. Гимнастические упражнения с предметами. Упражнения для мышц ног

2


2

Фронтльная


10

Общеразвивающие упражнения. ОРУ с мячами. Метание теннисных мячей в цель и на дальность. Строевые упражнения

2


2

Фронтальная


11

Общеразвивающие упражнения. ОРУ с мячами. Акробатические упражнения. Кувырки вперед-назад

2


2

Фронтальная


12

Общеразвивающие упражнения. ОРУ с мячами. Упражнения для мышц туловища и шеи. Строевые упражнения. Сдача контрольных нормативов

2


1

1

Тестирование

13

Упражнения на снарядах и тренажёрах. Значение ОФП в подготовке волейболистов

2

1

1

Индивидуальная


14

ОРУ с мячами. Упражнения на снарядах и тренажёрах.

2


2

групповая


15

ОРУ с мячами. Упражнения на снарядах и тренажёрах.

2


2

групповая


16

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры. Правила игры в пионербол.

2

1

1

Групповая.игровая


17

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры. Правила игры в пионербол

2

1

1

Групповая.игровая


18

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры.

2


2

Групповая.игровая


19

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры.

2


2

Групповая.игровая


20

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры.

2


2

Групповая.игровая


21

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры.

2


2

Групповая.игровая


22

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры.

2


2

Групповая.игровая


23

ОРУ с мячами. Спортивные и подвижные игры.

2


2

Групповая.игровая


24-45

Специальная физическая подготовка

64

15

49

1


24

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие силы. Значение СФП в подготовке волейболистов

2

1

2

Индивидуальная, групповая. Игровая


25

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие силы ног. Упражнения в парах с сопротивлением.

3

1

3

Индивидуальная, групповая. Игровая


26

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие силы верхнего плечевого пояса. Броски набивных мячей. Сгибание и разгибание рук (от стены, в упоре лежа)

3

1

2

Индивидуальная, групповая. Игровая


27

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие силы мышц туловища. Сгибания и разгибания туловища, поднимание колен в висе.

3

1

3

Индивидуальная, групповая. Игровая


28

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие быстроты сокращения мышц. Значение СФП в подготовке волейболистов

3

1

2

Индивидуальная, групповая. Игровая


29

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие быстроты сокращения мышц. Бег с изменением направления, челночный бег, бег из различных исходных положений.

3

1

3

Индивидуальная, групповая. Игровая


30

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие быстроты сокращения мышц. Броски и передачи набивных мячей

3

1

2

Индивидуальная, групповая. Игровая


31

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие быстроты сокращения мышц. Беговые упражнения. Легкоатлетические эстафеты.

3

1

2

Индивидуальная, групповая. Игровая


32

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие быстроты сокращения мышц. Броски и передачи набивных мячей

3


2

Индивидуальная, групповая. Игровая


33

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие прыгучести. Значение СФП в подготовке волейболистов

3

1

3

Индивидуальная, групповая. Игровая


34

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие прыгучести. Приседания, выпрыгивания.

3


2

Индивидуальная, групповая. Игровая


35

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие прыгучести. Упражнения с набивными мячами.

3

1

3

Индивидуальная, групповая. Игровая


36

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие прыгучести. Прыжки, многоскоки,

3

1

2

Индивидуальная, групповая. Игровая


37

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие прыгучести. Упражнения с набивными мячами.

3


2

Индивидуальная, групповая. Игровая


38

ОРУ с мячами Упражнения направленные на развитие специальной ловкости. Значение СФП в подготовке волейболистов

3

1

2

Индивидуальная, групповая. Игровая


39

ОРУ с мячами Упражнения направленные на развитие специальной ловкости. Одиночные и многократные прыжки с разбега и с места с поворотом на 360, 270, 180, 90 градусов

3


2

Индивидуальная, групповая. Игровая


40

ОРУ с мячами Упражнения направленные на развитие специальной ловкости. Прыжки с подкидного мостика с имитацией передач в безопорном положении

3


2

Индивидуальная, групповая. Игровая


41

ОРУ с мячами Упражнения направленные на развитие специальной ловкости. Прыжки через разнообразные снаряды и предметы (конь, скамейка, веревка) как без поворотов, так и с поворотами.

3


2

Индивидуальная, групповая. Игровая


42

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой). СФП в подготовке волейболистов

3

1

2

Индивидуальная, групповая. Игровая


43

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой).Многократное повторение прыжков упражнений, Запрыгивания и спрыгивания с горки матов.

3

1

2

Индивидуальная, групповая. Игровая


44

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой). Многократное повторение легкоатлетических упражнений. Челночный бег, ускорения,

3


2

Индивидуальная, групповая. Игровая


45

ОРУ с мячами. Упражнения направленные на развитие выносливости (скоростной, прыжковой, игровой). Прыжки на одной ноге с подтягиванием бедра к груди. Подвижная игра «Борьба за мяч». Сдача контрольных нормативов

2

1

2

1

Тестирование

46-64

Техническая подготовка

58

15

43

1


46

ОРУ с мячами. Приёмы и передачи мяча. Значение технической подготовки в волейболе.

3

1

2

Фронтальная,индивидуальная


47

ОРУ с мячами. Приёмы и передачи мяча. Разучивание техники нижнего приема мяча. Выполнение имитации без мяча. Подводящие упражнения.

3


2

Фронтальная,индивидуальная


48

ОРУ с мячами. Приёмы и передачи мяча Разучивание техники верхнего приема мяча. Выполнение имитации без мяча. Подводящие упражнения.

3


2

Фронтальная,индивидуальная


49

ОРУ с мячами. Приёмы и передачи мяча. Разучивание техники нижнего приема мяча. Выполнения упражнения в парах

3


2

Фронтальная,индивидуальная


50

ОРУ с мячами. Приёмы и передачи мяча. Прием снизу двумя руками: «жонглирование» стоя на месте и в движении; прием подачи и первая передача в зону нападения

3

1

2

Фронтальная,индивидуальная


51

ОРУ с мячами. Приёмы и передачи мяча. Передача мяча сверху двумя руками, над собой - на месте и после перемещения различными способа­ми

3


2

Фронтальная,индивидуальная


52

ОРУ с мячами. Приёмы и передачи мяча. Прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены, после броска партнером через сетку (расстояние 4-6 м); при­ем нижней прямой подачи.

3

1

2

Фронтальная,индивидуальная


53

ОРУ с мячами. Приёмы и передачи мяча. Прием снизу двумя руками: прием подвешенного мяча, наброшенного партнером - на месте и после перемещения; в парах направляя мяч вперед-вверх, над собой, один на месте

3

1

2

Фронтальная,индивидуальная


54

ОРУ с мячами. Подачи мяча. Значение технической подготовки в волейболе

3

1

2

Фронтальная,индивидуальная


55

ОРУ с мячами. Подачи мяча. Разучивание техники нижней прямой (боковой) подачи. Выполнение имитации без мяча. Подводящие упражнения.

3

1

3

Фронтальная,индивидуальная


56

ОРУ с мячами. Подачи мяча. Подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре); в стену - расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м., из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки

3

1

3

Фронтальная,индивидуальная


57

ОРУ с мячами. Подачи мяча. Разучивание техники верхней прямой подачи. Выполнение имитации без мяча. Подводящие упражнения.

3

1

3

Фронтальная,индивидуальная


58

ОРУ с мячами. Подачи мяча. Подача мяча в держателе (подвешенного на шнуре); в стену - расстояние 6-9 м, отметка на высоте 2 м., из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки

3

1

3

Фронтальная,индивидуальная


59

ОРУ с мячами. Значение технической подготовки в волейболе Стойки. Основная, низкая стойка волейболиста. Сочетания стоек.

3

1

3

Фронтальная,индивидуальная


60

ОРУ с мячами. Нападающие удары.

Значение технической подготовки в волейболе. Разучивание техники прямого нападающего удара. Выполнение имитации без мяча. Подводящие упражнения.

3

1

2

Фронтальная,индивидуальная


61

ОРУ с мячами. Нападающие удары. Прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу.

3

1

2

Фронтальная,индивидуальная


62

ОРУ с мячами. Нападающие удары. бросок теннисного (хоккейного) мяча через сетку в прыжке с разбегу; удар по мячу в держателе через сетку в прыжке с разбега; удар через сетку по мячу, подброшенному партнером; удар с передачи.

3

1

2

Фронтальная,индивидуальная


63

ОРУ с мячами. Блоки. Значение технической подготовки в волейболе. Разучивание техники выполнения блока.

3

1


1

Тестирование

64

ОРУ с мячами. Блоки. одиночное блокирование мя­чей в зонах 3, 2, 4; «ластами» на кистях - стоя на подставке и в прыжке; ударов по мячу в держателе (подвешенного на шнуре).

3

1

2

Фронтальная,индивидуальная


65-68

Тактическая подготовка.

14

4

9

1


65

Тактика подач. ОРУ с мячами Подача нижняя прямая на точность в зоны -по заданию; передача мяча через сетку на «свобод­ное» место, на игрока, слабо владеющего приемом мяча

3

1

1

Игровая


66

Тактика подач. ОРУ с мячами Взаимодействия, игроков зон 6, 5,1 с игроком зоны 3(2) при приеме подачи, прием подачи и первая передача в зону 3 (2)

4

1

2

Игровая


67

Тактика приемов и передач. ОРУ с мячами. Выбор места для выполнения второй передачи у сетки; для подачи; для отбивания мяча через сетку, стоя дву­мя сверху, кулаком, снизу, стоя, в прыжке; вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий обращен лицом

4

1

3

Игровая


68

Тактика приемов и передач. ОРУ с мячами. взаимодействия игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при первой передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй передаче При страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа приема мяча от соперника - сверху или снизу

3

1

3

1

Тест

69-72

Правила игры.

8

2

5

1


69

Правила игры. ОРУ с мячами. Основные правила игры в волейбол. Учебно-тренировочная игра.

2

1

1

Беседа


70

Правила игры. ОРУ с мячами. Освоение терминологии, принятой в волейболе. Учебно-тренировочная игра.

2

1

1

Опрос


71

Правила игры. ОРУ с мячами. Учебно-тренировочная игра. Итоговая Диагностика

2


1

1

Тестирование

72

Правила игры. ОРУ с мячами. Учебно-тренировочная игра.

2


2

Опрос



ИТОГО:

216

51

159

6




Календарный учебный график


Раздел


Месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

итого

Раздел 1

5




5





10

Раздел 2

4

4

4

4

4

4

4

4

3

35

Раздел 3

5

5

5

5

8

8

10

10

-

56

Раздел 4

4

4

4

4

4

4

4

3

3

34

Раздел 5

1

5

5

5

5

5

5

6

6

43

Раздел 6

2

1

3

3

3

3

3

3

3

24

Раздел 7

2

2

2

2

2

-

2

-

2

14





Промежуточная аттестация





Промежуточная аттестация


Всего

23

21

23

23

31

24

28

26

17

216


Содержание программы

Раздел 1:Введение (10 часа)

1.1 История возникновения и развития волейбола.

1.2 Правила безопасности при занятиях волейболом.

1.3 Правила игры.

1.4Понятие о гигиене, правила гигиены личной и общественной.

1.5 Режим дня спортсмена.


Раздел 2: Общеразвивающие упражнения (35 часов)

2.1 ОРУ на месте без предметов

2.2ОРУ в движении без предметов

2.3ОРУ с набивными мячами

2.4ОРУ с волейбольными мячами

2.5ОРУ в парах


Раздел 3:Общая физическая подготовка (ОФП)

Теория (1 час)

3.1 Значение ОФП в подготовке волейболистов.

Практика (55 часа)

3.2 Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим.

3.3 Эстафеты. Подвижные игры.

«Салки по месяцам». Дети строятся в шеренгу. В 12–15 м от них обозначается линия. Выбирается водящий. Он говорит: «Все, кто родился в январе, – вперед!» Ребята, день рождения которых падает на этот месяц, бегут к противоположной линии, а водящий пытается их осалить. Из тех, кто осален, выбирается новый водящий. Он вызывает детей, родившихся в феврале, и т.д. Победителями становятся игроки, не осаленные водящим.

«Азбука». Две команды образуют шеренги на противоположных сторонах площадки, каждая за своей линией. Воспитатель называет одну букву алфавита. Это служит началом игры. Все ребята одновременно, не толкаясь, перебегают на противоположную сторону площадки и выстраивают названную букву (основанием к центру площадки), после чего принимают положение упора присев. Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз задается другая буква.

«Делай наоборот». Ребята строятся в шеренгу, либо колонну. Учитель показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную сторону. Например, педагог выполняет наклон вперед, а ученики должны выполнить наклон назад и т. д. Побеждает тот, кто ни разу не перепутает направление движения.

«Вызов номеров». Ребята делятся на две равные по числу команды и выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. В каждой команде игроки рассчитываются по порядку. На расстоянии 10–12 м против каждой команды ставится поворотная стойка. Учитель произвольно называет различные номера. Игроки, номер которых назвали, добегают до стойки, огибают ее и возвращаются на свое место. Тот, кто сделает это первым, выигрывает 1 очко для своей команды. Побеждает команда, получившая больше очков.

Правило 1: Если оба игрока прибежали одновременно, то очко не присуждается никому.

Правило 2: Если игрок не добежал до конечного пункта, то очко засчитывается его сопернику из другой команды.

«Эстафета цветов (зверей, птиц)». Подготовка и инвентарь те же, что в предыдущей игре. Игроки, стоящие в каждой команде первыми, вторыми и т. д., принимают название цветка (зверя, птицы). Учитель называет любой цветок (зверя, птицу). Участники игры, носящие данное название, бегут к стойке, огибают ее и возвращаются обратно. Тот, кто прибежит первым, выигрывает 1 очко для своей команды. Побеждает команда, получившая больше очков.

«Пустое место». Играющие становятся в круг на расстоянии полушага друг от друга, руки за спиной. За кругом – водящий. Он бежит за спинами участников игры, дотрагивается до кого-либо, после чего бежит по кругу в другую сторону. Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на пустое место. Водящим становится тот, кто не успел занять свободное место.

«Удочка». Дети становятся в круг, а водящий с веревкой в руках – в центр круга. Водящий вращает веревку с мешочком на конце так, чтобы мешочек скользил по полу под ногами игроков. Ребята внимательно наблюдают за движением мешочка и подпрыгивают в тот момент, когда мешочек оказывается около их ног. Задевший мешочек или веревку ногами становится водящим, а бывший водящий идет на его место. Выигрывает тот, кто за установленное время ни разу не зацепил веревку с мешочком.

«Охотники и утки». Играющие делятся на две команды – «охотников» и «уток». «Охотники» образуют круг, перед их носками проводится линия. «Утки» располагаются произвольно внутри круга. У одного из «охотников» в руках мяч. По сигналу учителя «охотники», перебрасывая мяч в разных направлениях, стараются осалить («подстрелить») им «уток», которые свободно передвигаются внутри круга. «Утки» увертываются от мяча. «Охотник», «подстреливший утку», меняется с ней ролями, и игра продолжается. Выигрывают те, кто дольше пробыл в роли «уток».

Игру можно проводить и на время: 3 мин. «стреляют» одни «охотники», затем 3 мин. – другие. Отмечается, кто больше «настрелял уток» за это время.

«Дни недели». Один конец шнура, резинки привязывается к дереву, либо стойке на высоте 40 см, другой конец держит учитель. Он называет первый день недели: понедельник. Дети один за другим с разбега перепрыгивают через шнур. С каждым днем недели высота шнура увеличивается на 5 см. Выигрывают дети, за 7 прыжков меньшее число раз задевшие шнур.

«Кто дальше прыгнет». Дети строятся в две колонны перед прыжковой ямой. Сбоку от ямы делаются отметки, соответствующие 5, 10, 15 очкам. Ребята из первой команды выполняют каждый по одному прыжку и подсчитывают сумму набранных очков. После этого аналогичное задание выполняет вторая команда. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков.

«Подвижная цель». Дети строятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками проводится окружность. Один из играющих получает мяч. Выбирается водящий, который идет в середину круга. Участники игры, перекидывая мяч, стараются попасть им в водящего, а водящий – увернуться от мяча. Тот, кто попал в водящего мячом, меняется с ним местами. Игра продолжается 5–7 мин., после чего отмечаются наиболее ловкие водящие, сумевшие продержаться в кругу дольше других, и самые меткие игроки.

Правила:1.Засчитывается попадание в ноги и в любую часть туловища. Попадание в голову не засчитывается. 2. Попадание мяча, отскочившего от земли, не засчитывается. 3. При броске мяча в водящего нельзя заступать за линию круга.

«Вращение обручей». Дети располагаются по кругу, в руках у каждого обруч. По сигналу учителя они начинают вращать обручи. Побеждает тот, чей обруч вращается дольше. Игра повторяется 2–3 раза, после чего определяются победители. Если обручей на всех не хватает, дети выполняют задание по очереди.

«На новое место». Дети строятся в 2–4 колонны перед линией старта. В 15–20 м от нее проводится еще линия. По сигналу учителя первые и вторые номера в каждой колонне, взявшись за руки, бегут за линию. Первые номера остаются на новом месте, а вторые возвращаются, берутся за руки с игроками, стоящими третьими, и опять бегут до линии. Вторые номера остаются, а третьи возвращаются, чтобы объединиться с четвертыми, и т. д. Побеждает команда, все игроки которой раньше окажутся за второй линией.

Игровые задания с элементами спортивных игр:

волейбол: «Точный пас», «Вверх-вниз», «Навстречу через сетку»;

футбол: «Мяч в сетку», «Порази в цель», «Послушный мяч».


Раздел 4:Техническая подготовка (ТП)

Теория (1 час)

4.1Значение технической подготовки в волейболе.

Практика (33 часов)

4.2Стойки игрока.

4.3Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху).

4.4 Подачи снизу.

4.5Прямые нападающие удары.

4.6Защитные действия (блоки, страховки).


Раздел 5: Специальная физическая подготовка (СФП)

Практика (43 часов)

5.1 Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приемов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты переключения от одних действий к другим.

5.2 Акробатические упражнения.

5.3 Подвижные и спортивные игры.

5.4 Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).


Раздел 6:Тактическая подготовка (ТП)

Теория (1 час)

6.1 Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе.

Практика (23 часа)

6.2Тактика подач.

6.3Тактика передач.

6.5Тактика приёмов мяча

Раздел 7: Планируемый результат (14 часов)


7.1 По окончании первого года обучения, учащийся должны:

1. Знать общие основы волейбола;

2. Расширять представление о технических приемах в волейболе;

3. Научиться распределять свою физическую нагрузку;

4. Уметь играть по упрощенным правилам игры;

5. Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;

6. Получить навыки технической подготовки волейболиста;

7. Освоить техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите;

8.Освоить технику верхних передач;

9.Освоить технику передач снизу;

10.Освоить технику верхнего приема мяча;

11.Освоить технику нижнего приема мяча;

12.Освоить технику подачи мяча снизу;

13.Профориентационную работу (профориентационные мероприятия,профессионально ролевые игры, конкурсы,проекты,праздники,встречи с представителями разных профессий и т.д.;


Оценка результатов.

Оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и физической подготовки. При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал" ("получилось - не получилось"). Эффективность обучения может определяться и количественно - "сделал столько-то раз". Оценка результатов может проводиться на контрольном или соревновательном занятии. Если оценивается минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то устанавливается ряд контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах, метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня).

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.

Посещение соревнований по волейболу и другим видам спорта.


Методическое обеспечение ДОП

Методическое обеспечение


№ п/п

Тема занятия

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Форма занятия

Методы / приемы

ТСО

наглядность

Форма контроля

текущий

итоговый

1.

Вводное занятие.

Коллективная

Словесные (беседа, инструктаж, история, игры – знакомства)

Инструкция по технике безопасности

опрос

-

2.

История волейбола в России.

Коллективная

Словесные (беседа, просмотр кинофильма).

Видеомагнитофон

Анализ в ходе просмотра

опрос

3.

Гигиена и санитария, врачебный контроль.

Коллективная

Беседа.

Плакаты

Медицинская комиссия

-

4.

Оказание первой медицинской помощи.

Коллективная

Групповая

Рассказ, показ

Плакаты, презентации.

Опрос

-

5.

Правила игры и соревнования.

Коллективная

Рассказ

Плакаты, презентации

Опрос

Собеседование

6.

Сведения о строении организма

Коллективная

Рассказ

Плакаты, презентации

Опрос

-

7.

Оборудование и инвентарь

Коллективная

Беседа

Наглядный материал

-

Обсуждение

8.

Техника безопасности

Коллективная

Беседа

-

-

-

9.

ОФП

Коллективная

Рассказ, показ

Наглядный материал

Контроль

-

10.

СФП

Коллективная

Групповая

Словесные (объяснения)

Необходимые спортивные атрибуты

Контроль

Обсуждение

11.

Техническая подготовка

Групповая

Рассказ, показ, демонстрация

Наглядный материал

Контроль

Обсуждение

12.

Тактическая подготовка

Групповая

Рассказ

Наглядный материал

Контроль

Обсуждение

13.

Интегральная подготовка

Коллективная

Рассказ

-

Контроль

Обсуждение

14.

КПИ

Командная

-

-

Контроль

-


Формы и методы обучения

Образовательный процесс включают в себя:

Словесные методы:

1.Обзорные беседы;

2.Обсуждение игровых моментов.

Наглядные методы:

1.Самостоятельный разбор тактических действий игроков;

2. Просмотр видео транслирующие игры по волейболу


Необходимые умения и навыки для реализации программы

1. Создать стабильный коллектив в группе.

2. Уметь применять полученные знания на практике.

3. Уметь оценивать различные ситуации.

4. Развивать устойчивый интерес к занятиям по волейболу;

5. Прививать умение и навыки, ведение здорового образа жизни.

6. Прививать умение выполнять правила личной гигиены.

7. Умение организовать рабочее место.

8. Умение выбирать способ деятельности.

9. Умение сравнивать, обобщать, анализировать свои действия.


Методы, способы и приемы стимулирования и мотивации детской деятельности

Эмоциональные методы:

  • Поощрение;

  • Порицание;

  • Создание ситуации успеха:

  • Стимулирующее оценивание.

Познавательные методы:

  • Познавательный интерес;

  • Выполнение творческих заданий;

  • Развивающая кооперация.

Волевые методы:

  • Предъявление учебных требований;

  • Информация об обязательных результатах обучения;

  • Познавательные затруднения;

  • Прогнозирование деятельности.

Социальные методы:

  • Создание ситуации взаимопомощи;

  • Поиск контактов и сотрудничества;

  • Заинтересованность в результатах.


При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала. С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов. В основу программы легли определенные педагогические принципы: принцип субъектности познающего сознания. Педагог и учащийся определяются активными субъектами образования.

Условий для осознания учащимися правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого учащегося при выборе темпа, методов и способа обучения. Принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на более высокий уровень развития. Принцип доступности и пассивности заключается в применении основного правила дидактики "от простого к сложному, от известного к неизвестному".

Контрольные и календарные игры:

- Участие в первенстве школы по волейболу;

- Участие в товарищеских играх своего микрорайона;

- Участие сборной команды школы в первенстве района по волейболу;

- Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств;

- Войдут в состав сборной школы и примут участие в Спартакиаде района по волейболу.

Дидактические материалы:

- Правила игры в волейбол.

- Правила судейства в волейболе.

- Положение о соревнованиях по волейболу.

Методические рекомендации:

- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.

- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным мячом.

- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по волейболу.

- Инструкции по охране труда.

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.

Формы аттестации и оценочные материалы

В процессе учебно-тренировочной работы систематически ведется учет освоения учебно-тренировочного материала обучающимися, роста их физической, специальной, технико-тактической подготовленности, путем:

- текущей оценки усвоения изучаемого материала;

- оценки результатов выступления в соревнованиях команды и индивидуальных игровых показателей;;

- выполнения контрольных упражнений по общей и специаль­ной физической подготовке, для чего организуются специальные соревнования.

Диагностическая методика образовательной программы

Разработанная образовательная программа предусматривает диагностику проверки знаний, умений и навыков воспитанников детского объединения в течении всего курса обучения. В течение учебного года проводится диагностирование детей в начале года - входная, в конце полугодия – промежуточная и на конец обучения - итоговая, для оценивания знаний, умений и навыков обучающихся, которые характеризуются совершенствованием и ростом спортивного мастерства и физических качеств ребят. Уровень подготовленности воспитанников определяется по следующим параметрам:

3 - выполнение элемента или упражнения в основном правильно,

но не уверенно с ошибками.

4 - упражнение или элемент выполнено правильно, но не достаточно легко

и точно, наблюдается скованность в движениях.

5 - упражнение или элемент выполнено правильно, в хорошем темпе, уверенно, легко и точно.

Данные заносятся в таблицу со следующими критериями:

Входная диагностика

п/п

Ф.И. обучающегося

Теоретическая подготовка

Общая физическая подготовка


Специальная физическая подготовка.

Технико-тактическая подготовка

Средний

балл

1


3

3

3

3

3

2


3

3

3

3

3

3


3

3

3

3

3

4


3

3

4

3

3,25

Промежуточная диагностика

п/п

Ф.И. обучающегося

Теоретическая подготовка

Общая физическая подготовка


Специальная физическая подготовка

Технико-тактическая подготовка

Средний

балл

1


3

3

3

3

3

2


3

3

3

3

3

3


3

3

3

3

3

4


3

3

4

3

3,25


Итоговая диагностика

п/п

Ф.И. обучающегося

Теоретическая подготовка

Общая физическая подготовка


Специальная физическая подготовка

Технико-тактическая

Средний

балл

1


3

3

3

3

3

2


3

3

3

3

3

3


3

3

3

3

3

4


3

3

4

3

3,25

Контрольные нормативы

Общефизическая и специальная физическая подготовка.


п/п

Нормативы общефизической подготовки

Мальчики

Девочки

1

Бег 30 м, с

6,1 - 5,5

6,3 – 5,7

2

Челночный бег 3х10 м, с

9,3 – 8,8

9,7 – 9,3

3

Прыжки в длину с места, см

160 - 180

150 - 175

4

6-минутный бег, м

1000-1100

850-1000

5

Наклон вперёд из положения сидя, см

6 - 8

8 - 10

6

Подтягивание на высокой перекладине из виса (мальчики), кол-во раз; на низкой перекладине из виса лёжа (девочки).

4 - 5

10 - 14

7

Прыжки со скакалкой (раз за 1 мин).

100-110

110-120

8

Прыжки в высоту с разбега, см

90-100

80-90

9

Прыжки в высоту с места, см

40-45

35-40



п/п

Нормативы специальной физической подготовки

Мальчики

Девочки

1

Нижняя прямая подача с расстояния 6 м от сетки (кол-во удачных попыток из 10)

7-9

6-8

2

Жонглирование мячом на собой верхней передачей (кол-во раз)

8-10

5-7

3

Жонглирование мячом на собой нижней передачей (кол-во раз)

5-7

4-6

4

Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром через сетку высотой 180 см (кол-во удачных попыток из 10).

7-9

6-8

5

Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0)

По результатам выполнения

По результатам выполнения


Контрольные нормативы

По технической подготовке

Этап начальной подготовки.

  1. Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4.

  2. Передача сверху у стены, стоя и сидя (чередования).

  3. Подача нижняя прямая на точность.

4. Первая передача (прием) на точность из зоны 6 в зону 3.

5. Нападающий удар с переводом из зоны 4 в зону 1, из зоны 2 в зону 5.

6. Одиночное блокирование прямого удара по ходу.
По физической подготовке

Этапы начальной подготовки

  1. Бег 30 м.

  2. Бег с изменением направления (5x6 м).

  3. Прыжок в длину с места.

  4. Метание набивного мяча из-за головы двумя руками.

  5. Бег 92 м с изменением направления («елочка»).

6. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.
По игровой подготовке

Этап начальной подготовки.

1. Мини-волейбол (по специальным правилам).

2. Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.

Физическое развитие и физическая подготовленность обучения

п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Девочки

Мальчики

1

2

3

4

1.

2.

3.

4.


5.


Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

сидя (м)

в прыжке с места (м)

5,0

11,9

150

35


5,0

7,5

4,9

11,2

170

45


6,0

9,5

Формой подведения итогов года обучения являются: тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с волейбольной разметкой площадки, волейбольными стойками.

Спортивный инвентарь:

волейбольные мячи -15-20 штук;

набивные мячи - на каждого обучающегося;

перекладины для подтягивания в висе – 5 штук;

гимнастические скакалки для прыжков на каждого учащегося;

волейбольная сетка;

гимнастические маты;

баскетбольные и теннисные мячи -10-15 штук;

Спортивные снаряды:

гимнастические скамейки – 3-5 штук;

гимнастическая стенка – 6 пролетов.

Примечание: В зависимости от индивидуальных возможностей учебной группы или при невозможности провести 216 занятия по объективным причинам (болезни, каникулы или др. уважительные причины) преподаватель может по своему усмотрению изменять порядок различных тем внутри учебного плана, или добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных. Можно также исключать некоторые уроки или заменить на другие, которые хуже усваиваются.

Кадровое обеспечение: Программа предусмотрена для педагогов дополнительного образования со средне специальным или высшим профильным образованием. Данная программа реализуется педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории Васильевой Т.М.

ЛИТЕРАТУРА

Литература для педагога

  1. Примерные программы по учебным предметам. П76 Физическая культура. 5-9 классы: проект.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-61с.-(Стандарты второго поколения).

  2. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А. Киселев, С.Б. Кисилева.- Волгоград: : Учитель, 2011.- 251с.

  3. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол.- М.: Физическая культура и спорт, 2003.-144с.

  4. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений.- 2-е изд., испр. И доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2011.-480 с.

  1. Авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования






Литература для учащихся:

1. . Колодницкий, Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол / Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2012. - 722 c

2. Рассел, Джесси Всемирный Кубок чемпионов по волейболу среди женщин 2009 / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2013. - 395 c.

3. Эдельман, А. С. Волейбол. Справочник / А.С. Эдельман. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 226 c




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!