СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ДОП по экологии " Юный эколог" для начальной школы

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа ДОП по экологии " Юный эколог" для начальной школы»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Агаповская СОШ №1 имени П.А. Скачкова»



Согласовано Утверждаю

« __»___ ___г. « __»___ 20__г.

Зам.дир. по ВР _________Пономарева Л.В. Директор ___________Н.А.Кубарева




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительной общеобразовательной программы

«Юный эколог»

на 2020-2021 учебный год

(кружок)

Возраст детей: 7-8 лет

Срок реализации: 4 года








Составитель:

учитель начальных классов

Захарченко И.С.







с. Агаповка

2020г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы - естественнонаучная

Уровень освоения программы - ознакомительный.

Актуальность программы заключается в том, что она способствует формированию целостной картины мира и расширению кругозора; направлена на освоение детьми задач образовательных областей; коммуникативно-личностное развитие; познавательно-речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Педагогическая целесообразность программы определена тем, что она представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 7-8 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, просмотр образовательных фильмов, рассматривания и сравнения. Одна из важнейших задач экологического воспитания ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. У детей школьного возраста расширяется общий кругозор и интеллектуальные возможности, складываются предпосылки для развития творческого и логического мышления, у детей тренируются внимание, память, восприятие, формируются представления об окружающем мире путем гармоничного развития эмоционально-чувствительной сферы. Воспитывается самостоятельность, творческая инициатива, воображение, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей; развиваются способности к моделированию и конструированию.

Цели программы способствовать формированию у детей осознанно правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в детстве. Формирование экологических знаний посредством формирования основ экологического мировоззрения: - человек - неотделимая часть природы; -природа - едина и многообразна; -человек ответственен за сохранность природы; -человек должен учиться жить в гармонии с окружающим его миром.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Образовательные:

- дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах экосистемы;

- о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;

- о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях;

- учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений;

-организовать сбор природного и бросового материала для дальнейшей творческой работы с ним;

- научить детей простейшим правилам поведения в природе;

Развивающие:

- развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение);

- развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение;

- развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшении.

Воспитательные:

- сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений;

- любовь к природе - сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой;

- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок.

Срок реализации программы - 1 год.

Формы и режим занятий:

Основной формой организации учебной деятельности в кружке является учебное занятие (теоретическое, практическое, комбинированное) в содержание которого включаются понятия разных разделов, в зависимости от цели и задач;

Режим проведения занятий:

Занятия проводятся два раза в неделю.

Занятия проводятся в групповой форме.

Продолжительность занятий – два раза в неделю по 40 минут.

На каждом занятии даются необходимые знания и умения.

Постепенное включение детей в творческий процесс. Ребенок изучает на занятии теоретические знания в виде игры и закрепляет их на практике.

Обязательное включение каждого ребенка в обучающую деятельность на каждом занятии. Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методы как «возращение к пройденному», «играем во взрослых» придают объемность линейному и последовательному освоению материала в данной программе.

Планируемые (ожидаемые) результаты:

Дети будут знать:

-Об экологических системах (лес, река, пруд, село). О стадиях развития живых организмов. О природно-климатических зонах Земли и родного края. Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания. О приспособляемости растений и животных к условиям жизни. О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе.

Дети будут иметь представления:

-О соотношении воздуха, воды и суши на Земле. О Солнечной системе и её планетах. Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах. О возникновении жизни на Земле.

Дети будут уметь:

- С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах. Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы. Объяснять экологические зависимости. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



Учебно-тематический план

1 класс, 66 часов

п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятий

Теоретических

Практических

1

Введение в экологию.

4

2

2

2

Красота осенней природы.

8

4

4

3

Изучаем родной край.

16

8

8

4

Здравствуй, зимушка-зима!

18

8

10

5

Птицы – наши друзья.

6

2

4

6

Оранжерея на окне.

6

2

4

7

Весенняя сказка.

6

2

4

8

Итоговое мероприятие.

2

2

ИТОГО:

66

26

38

«Введение в экологию»( 4 ч.)

Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности.

«Красота осенней природы» (8 ч.)

Формируется обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды). О состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Зависимость существования растений, животных от условий внешней среды. Учащиеся знакомятся с описанием красоты осенней природы через поэзию, живопись, музыку.

«Изучаем родной край» (16 ч.)

В данном разделе учащиеся получают знания и представления об угрозе вымирания и уничтожения природного мира, знакомятся с Красной книгой, с животными и растениями, занесенными в неё. Прививается бережное отношение к природе своего родного края.

«Здравствуй, зимушка-зима!» ( 18 ч.)

Формируется обобщенное представление о зимних явлениях, о состоянии растений и животных зимой, и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Прививается заботливое отношение к зимующим птицам, умение наблюдать за явлениями природы. Учащиеся получают знания по изготовлению различных кормушек, участвуют в экологической викторине, выпускают коллективную стенгазету с описанием красоты зимней природы. Знакомятся с творчеством композиторов, поэтов, художников о зиме.

«Птицы – наши друзья»( 6 ч.)

На занятиях учащиеся знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц зимой, трудности, которые они испытывают в это время. В разделе отводится время на изготовление скворечников для птиц, и проведение праздника “Встреча пернатых друзей”. Так же много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.

«Оранжерея на окне» ( 3 ч.)

Учащиеся знакомятся с родиной комнатных растений, учатся ухаживать, выращивать и размножать комнатные растения. Дети занимаются исследовательской работой о влиянии света, плодородия почвы на рост и развитие комнатных растений.

« Весенняя сказка» (6 ч.)

Учащиеся знакомятся с изменением в природе: с приходом весны на тематическом празднике «Весенняя сказка», с использованием стихотворений, музыкальных произведений. Выполняют коллективную работу «Весенние цветы в вазе», участвуют в конкурсах рисунков и поделок. Готовят почву к посадке деревьев на пришкольном участке и ухаживают за ними.

«Итоговое мероприятие» ( 2 ч. )



ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ



Высокий уровень. Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира.

Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту.

Средний уровень. Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога - существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен. Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности.

Низкий уровень. Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое. Не знает объектов неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности. Ребенок затрудняется отвечать даже по наводящим вопросам воспитателя. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В основе программы лежат следующие принципы:

-принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

-принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

-принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

-принцип системности. Деятельность планируется систематически.

-принцип от  простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.


ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

- Экскурсия

- Наблюдение

- Беседа

- Исследовательская деятельность

- Экспериментальная деятельность

- Проектная деятельность

- Эколого-биологические игры, игры-путешествия

- Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

Материально-технические условия:

а) класс; б) телевизор; в) специальная литература.

Методическое обеспечение: программа, планы, разнообразные информационные материалы.

Дидактическое обеспечение: плакаты .

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература для педагога:


1. С.Н.Николаева «Юный эколог», М.: Мозаика — Синтез, 2012.

2. С.Н.Николаева «Экология», М.:АСТ. 2007.

3. С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания». М.: Просвещение. 2001.

4. А.А.Плешаков «От земли до неба». М.: Просвещение, 2002

5. Л.М.Маневцова «Мир природы и ребенок», С-П.: Акцидент, 2008

6. Н.В.Кущ, М.Ф.Мангушева «Знакомим детей с миром насекомых», Ижевск: ИПК и ПРО УР, 2008

Литература для детей:


1.А.А.Плешаков «От земли до неба». М.: Просвещение, 2002

2. С.Н.Николаева «Юный эколог», М.: Мозаика — Синтез, 2012




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!