муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»
Петропавловского района Алтайского края
Принято: Педагогический совет Протокол №___ от ___.___.2018г | | Утверждаю: Директор школы ________ О.И. Никифорова Приказ№______ от ___.___.2018г. |
Рабочая программа
дополнительного образования
детского объединения учащихся 3а классов
«Юный математик»
Подготовила:
учитель начальных классов
О.В.Паутова
2018-2019 учебный год
Паспорт программы
«... Только то обучение является хорошим,
которое забегает вперед развития».
Л.С.Выготский
Название программы: программа «Юный математик» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.
Основания для разработки программы:
Закон «Об образовании РФ»;
Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29. 12. 01.
Пояснительная записка
Направленность программы «Юный математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Программа направлена на:
создание условий для развития ребенка;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
профилактику ассоциативного поведения;
интеллектуальное, ценностное и творческое развитие личности ребенка;
укрепление психического здоровья.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка
Программа отражает:
принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)
дифференцированное обучение;
владение методами контроля.
Эффективным для развития ученика является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, найти информацию ее обработать и оценить, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.
Целью образовательной программы является формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях.
Цели программы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
обучение проведению учебных математических исследований младших школьников;
развитие исследовательской активности детей;
стимулирование у детей интереса к науке математике;
ознакомление с научной картиной мира;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Отличительные особенности программы в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 9-10 лет. Дети 9 лет способны на среднем уровне выполнять предлагаемые задания.
Сроки реализации образовательной программы 1 год.
Программой предусмотрены методы исследовательский и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.
Формы организации обучения – коллективная, групповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия - игра, конкурсы, презентации.
Занятия проходят 1 раз в месяц, продолжительностью 40 минут.
Практическая значимость:
- расширяется кругозор в предметных областях;
- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,
- происходит непроизвольное запоминание учебного материала.
Ожидаемые результаты освоения программы
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Кружок создается при участии всего класса.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Программа кружка рассчитана на год. Занятия - 1 раз в месяц. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.
Содержание курса
№ раздела | Тема | Кол-во часов |
1 | Числа и операции над ними Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). | 2 |
2. | Геометрические фигуры и величины Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур. | 3 |
3. | Текстовые задачи Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности. | 4 |
Учебно-тематическое планирование на 2018 -2019 уч.год
Наименование тем курса | Всего часов | Практическая часть | Теоретическая часть |
Да та по плану | Дата фактически | Интеграция с другими предме тами |
1. Вводное занятие «Математика – царица наук» | | | | разгадка «математических фокусов» | просмотр презентации |
2. Решение ребусов и логических задач. | | | | работа со словарями, энциклопедиями | конкурс буклетов о великих математиках |
3. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» | | | | запись геометрических понятий, решение геометрических заданий | презентация |
4. Игра «Удивительный квадрат». | | | | работа в группе, решение упражнений с квадратами | заучивание определения |
5. Преобразование фигур на плоскости. | | | | конструирование фигур на плоскости из различного материала | презентация |
6.Познавательная игра «Семь вёрст…» | | | | решение нестандартных заданий на меры длины | Из истории мер длины. Сообщения. |
7.Вычисление площади фигур. | | | | создание мини-проекта «Наш школьный стадион» | Определение «площадь» |
8. Математическая игра «Умники и умницы» | | | | Решение нестандартных математических заданий | |
9. Конкурс знатоков | | | | решение нестандартных заданий | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал