СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ДОП образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по дополнительному образованию в 3 классе "Юный математик"

Просмотр содержимого документа
«Программа ДОП образования»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зеленодольская средняя общеобразовательная школа»

Петропавловского района Алтайского края

Принято:

Педагогический совет

Протокол №___

от ___.___.2018г


Утверждаю:

Директор школы

________ О.И. Никифорова

Приказ№______

от ___.___.2018г.








Рабочая программа

дополнительного образования

детского объединения учащихся 3а классов

«Юный математик»


Подготовила:

учитель начальных классов

О.В.Паутова











2018-2019 учебный год

Паспорт программы

«... Только то обучение является хорошим,

которое забегает вперед развития».

Л.С.Выготский

Название программы: программа «Юный математик» для развития математических способностей учащихся и формирования умений и навыков для решения математических заданий повышенного уровня сложности.


Основания для разработки программы:

Закон «Об образовании РФ»;

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29. 12. 01.


Пояснительная записка

        Направленность программы «Юный математик» по содержанию является научно-предметной; по функциональному предназначению – учебно-познавательной; по форме организации – кружковой; по времени реализации – годичной.

          Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения учащихся начальных классов, включает младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.

         Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

   Программа направлена на:

  1. создание условий для развития ребенка;

  2. развитие мотивации к познанию и творчеству;

  3. обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

  4. профилактику ассоциативного поведения;

  5. интеллектуальное, ценностное и творческое развитие личности ребенка;

  6. укрепление психического здоровья.

   Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения, поиска информации ее обработка и оценка

     Программа отражает:

  1. принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность)

  2. дифференцированное обучение;

  3. владение методами контроля.

Эффективным для развития ученика является такое введения нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческого потенциала. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, найти информацию ее обработать и оценить, а новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.   

Целью образовательной программы является формирование личности, владеющей ключевыми, социально-культурными компетенциями, готовой к позитивному взаимодействию с окружающим миром, самообразованию, самоопределению в новых социально-экономических, культурно-исторических условиях. 

Цели программы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

  1. обучение проведению учебных математических исследований младших школьников;

  1. развитие исследовательской активности детей;

  1. стимулирование у детей интереса к науке математике;

  1. ознакомление с научной картиной мира;

  1. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Отличительные особенности программы  в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, речи, внимания; умению создавать исследовательские проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

      Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 9-10 лет. Дети 9 лет способны на среднем уровне выполнять предлагаемые задания.

    Сроки реализации образовательной программы 1 год.

   Программой предусмотрены методы исследовательский и проблемно-поисковый, что способствует достижению высоких результатов.

    Формы организации обучения – коллективная, групповая и индивидуальная  в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия -  игра, конкурсы, презентации.

      Занятия проходят 1 раз в месяц, продолжительностью 40 минут.

Практическая значимость:

- расширяется кругозор в предметных областях;

- повышается способность к саморазвитию, к самоанализу, самоорганизации,

- происходит непроизвольное запоминание учебного материала.

Ожидаемые результаты освоения программы

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.


Кружок создается при участии всего класса.

Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.

Программа кружка рассчитана на год. Занятия - 1 раз в месяц. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Содержание курса

№ раздела

Тема

Кол-во часов

1

Числа и операции над ними

Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).

 

2

 

2.

Геометрические фигуры и величины

Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур.

 

3

3.

Текстовые задачи

Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности.

 

4















Учебно-тематическое планирование на 2018 -2019 уч.год


Наименование тем курса

Всего часов

Практическая часть

Теоретическая часть

Да

та по плану

Дата фактически

Интеграция с другими предме

тами

1. Вводное занятие «Математика – царица наук»



разгадка «математических фокусов»

просмотр

презентации

2. Решение ребусов и логических задач.





работа со словарями, энциклопедиями

конкурс буклетов о великих математиках

3. Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию»




запись геометрических понятий, решение геометрических заданий

презентация

4. Игра «Удивительный квадрат».




работа в группе, решение упражнений с квадратами

заучивание определения

5. Преобразование фигур на плоскости.





конструирование фигур на плоскости из различного материала


презентация

6.Познавательная игра «Семь вёрст…»




решение нестандартных заданий на меры длины


Из истории мер длины. Сообщения.

7.Вычисление площади фигур.




создание мини-проекта «Наш школьный стадион»


Определение «площадь»

8. Математическая игра «Умники и умницы»




Решение нестандартных математических заданий


9. Конкурс знатоков





решение нестандартных заданий




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007

  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995

  4. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

  6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002

  7. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004

  8. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004

  9. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995

  10. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004

  11. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006

  12. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!