йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
Рабочая программа дополнительного художественного образования детей с особыми образовательными потребностями «Радужный дом» 2019- 2020 учебный год Сунтеева Наталья Николаевна, учитель ИЗО МБОУ СОШ №67 |
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Разработка данной программы дополнительного художественного образования младших школьников с особыми образовательными потребностями направлена на реализацию общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, включает в себя совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а так же концепцию развития универсальных учебных действий, обеспечивает преемственность образования.
Программа содержит два модуля, каждый из которых ориентирован на возрастные и индивидуальные особенности детей :
«Радужный дом»- рук-ль Сунтеева Н.Н.
«Радуга красок»- рук-ль Сунтеева Н.Н.
Основное направление – ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ развитие обучающихся.
Программа основывается на достижениях проблемно ориентированного, личностно ориентированного развивающего образования, системно- деятельностного подхода. При создании данной программы была разработана стратегия, направленная на превращение неустойчивых познавательных и социальных мотивов у ребенка, начинающего учиться, в зрелую мотивационную сферу личности, готовой к постоянному самосовершенствованию и самореализации. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном человеческом бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка- главный смысловой стержень данной программы.
Предполагается интеграция художественного образования с воспитанием толерантности, гражданственности и патриотизма в тесной связи с мировыми процессами: в основу планирования положен принцип - «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
ЦЕЛЬ:
воздействием искусства на растущего человека формировать его как целостную личность, воспитывать качества, необходимые для ответственного человеческого существования в мире ; таким качеством является особое , целостное отношение человека к миру, которое можно определить как эстетическое отношение.
ЗАДАЧИ (решаются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей) :
-формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве;
-развивать фантазию, воображение, зрительное внимание, память, наблюдательность средствами изобразительного искусства;
-раскрывать творческие способности детей с ОВЗ, создать условия для их реализации;
-воспитывать в детях любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру;
-развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность со сверстниками;
-знакомить детей с художественной терминологией, с видами и жанрами изобразительного искусства;
-развивать навыки работы с различными художественными средствами и материалами;
-способствовать овладению знаниями , умениями, навыками театрального мастерства;
-формировать умение перевоплощаться;
-содействовать участию детей с особыми образовательными потребностями в творческих выставках и конкурсах;
-развивать творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел;
-воспитывать культуру речи, способствовать приобретению навыков дикции, мимики;
-воспитывать культуру поведения в музеях , театрах, на художественных выставках.
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:
-общедоступность;
-систематичность и целенаправленность;
-предоставление возможности самовыражения и самореализации;
-здоровый эмоциональный климат во время занятий;
-принцип интеграции.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:
- творческая работа;
- собеседование по теме;
- фронтальный и индивидуальный опросы, направленные на диагностику теоретических знаний;
-участие в выставках, творческих конкурсах, олимпиадах по искусству;
-создание и защита проекта;
-презентации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты отражаются в индивидуальных качествах обучающихся, сформированных в процессе внеурочной деятельности по искусству.
Выпускник научится:
-испытывать чувство гордости за культуру и искусство Родины , своего народа;
- уважительному отношению к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- пониманию особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно- творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность потребности в общении с искусством, природой;
- овладению навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы;
-умениею сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности , соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Выпускник получит возможность научиться:
-умению обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу товарищей с позиций творческих задач;
-свободно и естественно вести себя перед публикой, быть активным, позитивным, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-осознавать и определять (называть) свои эмоции; осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности.
Выпускник научится:
- способам решения проблем творческого и поискового характера;
- умению творческого видения с позиций художника, т. е. умение сравнивать , анализировать , выделять главное , обобщать;
- понимать причины успеха/неуспеха и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-символическому мыщлению, двигательному и эмоциональному контролю;
-усвоение социальных норм поведения, формирование высших произвольных психических функций , проявление способности вставать на позицию другого человека, вести диалог;
-формирование эмоционально- образного, интуитивно- символического пути познания мира, позитивной мотивации к учебе.
Выпускник получит возможность научиться
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения , анализа , синтеза, обобщения, классификации;
- использование средств информационных технологий для решения различных творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих и исследовательских проектов;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность;
- осознанное стремление к освоению новых задач, знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно- творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе внеурочной деятельности.
Выпускник научится
- знание основных жанров и видов изобразительного искусства;
- умение различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавание отдельных произведений выдающихся художников и народных мастеров;
- использование художественныех материалов (гуашь, акварель, карандаши, бумага, картон, ткань и т. д.);
- умение применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре; в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии;
- моделирование предметов бытового окружения человека;
-умение применять навыки несложных зарисовок с натуры;
- использование в коллективной и индивидуальной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, бумагопластика и т. д.;
-умение передавать настроение в собственной творческой работе с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования;
- умение произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;
-умение создавать этюды, представлять характер героев произведений, обыгрывать содержание миниатюр.
Выпускник получит возможность научиться
-умение вести рассказ на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и изменяя его содержание;
-умение создавать иллюстрации с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) литературного или музыкального произведения.
Радужный дом 33часа
№ п/п | Тема | Содержание | Кол-во часов (теория) | Кол-во часов (практ.) |
1. | Вводное занятие. | Инструменты и материалы для художественного творчества. | 1 | |
| Цветоведение | | | |
2.3. | Цветовой спектр | Упражнения. | 1 | 1 |
4. | Свойства акварельных и гуашевых красок. | Основные приемы. | | 1 |
5.6. | .Цвета основные и составные | Получение составных цветов. «Воздушные шары». | 1 | 1 |
7.8. | Группа холодных цветов. | «Цветы для Снегурочки». | 1 | 1 |
9.10. | Группа теплых цветов. | «Жар- птица». | 1 | 1 |
11.12. 13.14. | Цвета хроматические и ахроматические. | «Листопад». «Какого цвета бывает снег». «Тени на снегу» | 1 | 3 |
| Как говорит искусство. | | | |
15. | Экскурсия. | «Любование осенним парком». | 1 | |
16. | Аппликация из осенних листьев. | «Осенний ветер» | | 1 |
17. | Коллаж из цветной бумаги и природного материала. | «На лесной полянке» | | 1 |
18. | Передаем настроение. | «Грустно- весело» | | 1 |
19.20. 21.22. | Папье- маше. | Маска клоуна. | | 4 |
23.24. | Язык плаката. | Эскиз плаката «Берегите природу» | 1 | 1 |
| Народные промыслы. | | | |
25. | Вводное занятие. | Презентация. | 1 | |
26.27. | Глиняная игрушка. | Дымковский петушок.Эскиз. | 1 | 1 |
28.29. 30.31. | Деревянная игрушка. | Семеновские матрешки. Городецкая лошадка. | 1 | 2 |
32. | Блиц-выставка детских работ. | | 1 | |
33.34. | Экскурсия. | Экскурсия в один из музеев города. | 2 | |
Радуга красок. 34 часа
№п/п | Тема | Содержание | Теория | Практ. |
1 | Вводное занятие. | | 1 | |
2.3.4. | Цветоведение. | Спектральный круг. Упражнения в получении некоторых составных цветов. | 1 | 2 |
5.6. | Композиция. | Натюрморт из осенних плодов. | 1 | 1 |
7.8. | Перспектива. | Законы линейной и воздушной перспективы. «Осенний лес». | 1 | 1 |
9.10. 11. | Конструкция предмета. | Многообразие природных форм. Многогранники. Тела вращения. | 1 | 2 |
| Жанры ИЗО. | | | |
12.13. 14. | Натюрморт. | Конус, шар, куб. | 1 | 2 |
15.16. 17. | Пейзаж. | Пейзажи родной природы. | 1 | 2 |
18.19. 20.21. | Портрет. | Русские художники - портретисты. «Портрет друга». Карикатурный портрет, шарж. | 1 | 3 |
22.23. 24.25. 26. | Анималистический жанр. | Художники -анималисты. Просмотр мультипликационных фильмов о животных. Экскурсия «Птицы зимой». Плакат «Помоги птицам!» | 3 | 2 |
27.28. | Исторический, былинный жанр. | «Русские богатыри». | | 2 |
29. | Бытовой жанр. | «Готовимся к празднику. Масленица.» | | 1 |
3о.31. | Иллюстрирование. | Моя книжка. | | 2 |
32.33. | Экскурсия | Новосибирский театр кукол | 2 | |
34. | Итоговое занятие. | «Советы на лето!» | | 1 |