Пояснительная записка
В современном мире проблемы безопасности движения приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно - транспортных происшествий. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения. Актуальность обучения детей школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, беседы - анализ конкретных дорожных ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия в «городке безопасности».
В программу входят занятия, которые помогают детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю, ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания. Проводимые мероприятия позволяют вести пропаганду по предупреждению дорожно- транспортного травматизма.
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников. Настоящая программа предназначена для работы с детьми, начиная с первого класса. Знания и навыки, полученные учениками в первом классе, расширяются и углубляются в последующие годы обучения. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать, делать выводы; на совершенствование речи школьников, их мышления и творческих способностей. В соответствии с основной образовательной программой школы в 2-3 классах на внеурочную деятельность для данного курса отводится 68 часов, по 1 часу в неделю. Срок реализации 2 года.
2. Общая характеристика программы
Цель программы: обучение элементарным правилам поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
Задачи:
1. Обучающие:
Научить основным правилам дорожного движения;
Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
2. Развивающие:
Развивать мотивацию к безопасному поведению;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте.
Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
3. Воспитательные:
Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
3. Описание ценностных ориентиров содержания программы.
Способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
4. Результаты освоения программы
Учащиеся 2 класса к концу обучения должны:
знать:
Схему микрорайона, в котором находится школа, наиболее безопасный путь в школу и обратно, где и как надо переходить улицу и дорогу.
Основные части улицы и дороги – проезжая часть, мостовая тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.
Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.
Особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (ветер, дождь, туман, гололёд)
Вероятные последствия от игр и шалости на дороге и вблизи ее.
Основные причины ДТП в микрорайоне.
Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного ее перехода:
- не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части ( в том числе и на остановках общественного транспорта);
- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;
- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, глядя налево, переходить дорогу до середины, не останавливаясь, и, глядя направо, - после середины дороги;
- быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололедице, при плохом освещении и в вечернее время;
- дорогу нужно переходить, но не перебегать.
Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
Светофоры транспортные и пешеходные, значение световых сигналов ( красный – стой, желтый – жди, зеленый – иди).
Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках (где транспортные средства не только движутся в прямом направлении, но и совершают повороты).
Разнообразие видов транспорта.
уметь:
Различать виды транспорта и транспортных средств;
Самостоятельно ходить по наиболее безопасному пути в школу и обратно.
Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог;
Соблюдать правила посадки и высадки пассажиров, перехода проезжей части;
находить (различать) изученные дорожные знаки (на пути в школу), пользоваться ими в конкретной обстановке;
Определять, где не следует школьникам переходить улицу и дорогу (вблизи крутых поворотов и изломов дороги, при наличии крупногабаритных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги, на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. п.).
При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог в местах интенсивного движения транспорта.
Учащиеся 3 класса к концу обучения должны:
знать (кроме выше перечисленного):
специфику дорожной разметки;
правила перехода группы детей через дорогу; поведение пешеходов при переходе дороги группой;
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
правила поведения пассажиров в салоне транспортных средств.
уметь:
различать дорожную разметку и дорожные знаки, а также пользоваться ими в реальной дорожной обстановке;
выполнять правила безопасного перехода проезжей части самостоятельно и в составе группы;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне.
Учебно-тематический план
2 класс
№ п/п | Раздел | всего ча-сов | В том числе |
тео-рия | практика |
| Участники дорожного движения | 8 | 4 | 4 |
| Виды пешеходных переходов | 4 | 2 | 2 |
| Светофор и его сигналы | 4 | 3 | 1 |
| Дорожные знаки | 4 | 3 | 1 |
| Виды транспорта | 4 | 4 | - |
| Мы пассажиры | 3 | 1 | 2 |
| На загородной дороге | 2 | 1 | 1 |
| Безопасные места для детских игр | 2 | 1 | 1 |
| Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения». | | | 1 |
| Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала) | | | 1 |
| ИТОГО: | 33 | 19 | 14 |
Учебно-тематический план
3 класс
№ п/п | Раздел | всего ча-сов | В том числе |
тео-рия | практика |
| Движение пешеходов и их обязанности | 8 | 4 | 4 |
| Дорога. Правила перехода дороги | 13 | 8 | 5 |
| Дорожные знаки | 7 | 3 | 4 |
| Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. | 5 | 3 | 2 |
| Праздник «Правила дорожные знать каждому положено». | | | 1 |
| Экскурсия «Виды дорожной разметки». | | | 1 |
| ИТОГО: | 35 | 18 | 17 |
Календарно-тематическое планирование
учебного материала по дополнительному образованию
«Добрая дорога детства» для 2 класса
№ п/п | Раздел и тема | всего ча-сов | В том числе | Дата по пла-ну | Дата фак-тическая |
Аудит. | Внеаудит. |
Раздел 1: Участники дорожного движения | 8 | 4 | 4 | | |
(1) | Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения? | | 1 | | | |
(2) | Наш город, микрорайон, где мы живём. | | | 1 | | |
(3) | Как рождаются опасные ситуации на дорогах | | 0,5 | 0,5 | | |
(4) | Мы идём в школу | | | 1 | | |
(5) | Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель). | | 1 | | | |
(6) | Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар) | | 1 | | | |
(7) | Правила движения пешеходов по тротуару. | | 0,5 | 0,5 | | |
(8) | Посвящение в пешеходы | | | 1 | | |
Раздел 2: Виды пешеходных переходов | 4 | 2 | 2 | | |
(1) | Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра». | | 1 | | | |
(2) | Дорожные знаки: «Пешеходный переход» , «Подземный переход», «Надземный переход». | | 1 | | | |
(3) | Правила перехода дороги. Самый безопасный переход. | | | 1 | | |
(4) | Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки». | | | 1 | | |
Раздел 3: Светофор и его сигналы | 4 | 3 | 1 | | |
(1) | Светофор – наш верный друг. Назначение светофора и его сигналы. | | 1 | | | |
(2) | Виды светофоров (транспортный и пешеходный). | | 1 | | | |
(3) | Регулировщик – наш помощник. | | 0,5 | 0,5 | | |
(4) | На нерегулируемых перекрёстках. | | 0,5 | 0,5 | | |
Раздел 4: Дорожные знаки | 4 | 3 | 1 | | |
(1) | Наши друзья – дорожные знаки | | 1 | | | |
(2) | Предупреждающие знаки. | | 0,5 | 0,5 | | |
(3) | Запрещающие знаки. | | 0,5 | 0,5 | | |
(4) | Знаки особого предписания и знаки сервиса | | 1 | | | |
Раздел 5: Виды транспорта | 4 | 4 | - | | |
(1) | Виды наземного транспорта. | | 1 | | | |
(2) | Транспортные средства общего и личного пользования. | | 1 | | | |
(3) | Специальные машины. | | 1 | | | |
(4) | Машины-помощники. | | 1 | | | |
Раздел 6: Мы пассажиры | 3 | 1 | 2 | | |
(1) | Пассажиром быть наука. | | 1 | | | |
(2) | Правила поведения на остановках и в салоне транспорта. | | | 1 | | |
(3) | Правила посадки в транспорт и выхода из него. | | | 1 | | |
Раздел 7: На загородной дороге | 2 | 1 | 1 | | |
(1) | Движение пешеходов по дороге, обочине, пешеходной дорожке. | | 0,5 | 0,5 | | |
(2) | Переход через железнодорожный переезд. | | 0,5 | 0,5 | | |
Раздел 8: Безопасные места для детских игр | 2 | 1 | 1 | | |
(1) | Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. | | 0,5 | 0,5 | | |
(2) | Где можно кататься и машин не опасаться? | | 0,5 | 0,5 | | |
(3) | Праздник: «Мы знаем правила дорожного движения». | | | 1 | | |
(1) | Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала) | | | 1 | | |
| ИТОГО: | 33 | 19 | 14 | | |
Календарно-тематическое планирование
учебного материала по дополнительному образованию
«Добрая дорога детства» для 3 класса
№ п/п | Раздел и тема | всего ча-сов | В том числе | Дата по пла-ну | Дата фак-тическая |
Аудит. | Внеаудит. |
Раздел 1: Движение пешеходов и их обязанности. | 8 | 4 | 4 | | |
(1) | Пешеходы, пассажиры и водители – участники дорожного движения. | | 1 | | | |
(2) | Правила движения пешеходов. | | 1 | | | |
(3) | Безопасный путь в школу. | | 0,5 | 0,5 | | |
(4) | Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой». | | | 1 | | |
(5) | Поведение в жилых зонах и дворовых территориях. | | 1 | | | |
(6) | Движение пешеходов группами. | | 0,5 | 0,5 | | |
(7) | Занятие на транспортной площадке. | | | 1 | | |
(8) | Внимание, опасность! | | | 1 | | |
Раздел 2: Дорога. Правила перехода дороги. | 13 | 8 | 5 | | |
(1) | Дороги бывают разные. | | 1 | | | |
(2) | Дорога за городом. | | 1 | | | |
(3) | Дорожная разметка. | | 1 | | | |
(4) | Части дороги. | | 0,5 | 0,5 | | |
(5) | Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка. | | 1 | | | |
(6) | Перекресток. | | 1 | | | |
(7) | Светофоры для водителей и пешеходов. | | 1 | | | |
(8) | Светофор регулирует движение. | | 1 | | | |
(9) | Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки». | | 0,5 | 0,5 | | |
(10) | Правила перехода дороги. | | | 1 | | |
(11) | Викторина «Дорожный калейдоскоп». | | | 1 | | |
(12) | Конкурс рисунков «Я и дорога». | | | 1 | | |
(13) | Разбор дорожных ситуаций. | | | 1 | | |
Раздел 3: Дорожные знаки | 7 | 3 | 4 | | |
(1) | Наши друзья – дорожные знаки. | | 1 | | | |
(2) | Запрещающие знаки. | | 0,5 | 0,5 | | |
(3) | Предупреждающие знаки. | | 0,5 | 0,5 | | |
(4) | Предписывающие знаки и знаки особых предписаний. | | 0,5 | 0,5 | | |
(5) | Информационные знаки | | 0,5 | 0,5 | | |
(6) | Изготовление макетов дорожных знаков. | | | 1 | | |
(7) | Игра «Знаешь ли ты дорожные знаки». | | | 1 | | |
Раздел 4: Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. | 5 | 3 | 2 | | |
(1) | Виды транспортных средств общего пользования. | | 1 | | | |
(2) | Правила ожидания транспортного средства. | | 0,5 | 0,5 | | |
(3) | Правила посадки и высадки из общественного транспорта. | | 0,5 | 0,5 | | |
(4) | Переход дороги после выхода из общественного транспорта. | | 0,5 | 0,5 | | |
(5) | Поведение пассажиров в салоне автобуса. | | 0,5 | 0,5 | | |
(1) | Праздник: «Правила дорожные знать каждому положено». | | | 1 | | |
(1) | Экскурсия: «Виды дорожной разметки». | | | 1 | | |
| ИТОГО: | 35 | 18 | 17 | | |
Описание материально-технического обеспечения.
№ | Вид ресурса | Наименование объектов и средств организации учебной деятельности | Примечания |
| Средства ИКТ | Компьютер | + |
Колонки | + |
Видеокамера и фотоаппарат для съёмок и анализа выступлений | + |
Мультимедийный проектор | + |
Перечень Интернет-сайтов | http ://window.Edu .ru /Образов.ресурсы по предметам |
| Учебно - методическая литература | 1. Методическая литература для учителя. 2. Энциклопедии. 3. Справочные материалы. | 1.ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009. 2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования 3. И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с. 4. Пчелов Е.В., Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с. 5. Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с. 6. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с. 7. Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с. 8. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с. |
| Учебно-практическое и лабораторное оборудование | 1.Материалы для оформления и творчества детей: наборы бумаги, цветные карандаши, пластилин, краски. | + |
2. Дидактический раздаточный материал. | + |
| Экранно-звуковые средства | 1. Аудиозаписи в соответствии с программой | + |
2. CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике программы. | + |
3. Слайды (мультимедийные презентации). | + |
Рассмотрено на методическом совете школы «___» ___________________ 2015г. Протокол заседания метод. Совета №______ | | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ___________. «___» __________________ 2015г. |