СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Добрая дорога детства"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности. (ПДД)

Просмотр содержимого документа
«Программа "Добрая дорога детства"»

Пояснительная записка

В современном мире проблемы   безопасности движения   приобрели первостепенное значение, так как с каждым годом возрастает количество дорожно - транспортных происшествий. Поэтому особо остро встала задача более широкого изучения школьниками правил дорожного движения.  Актуальность обучения детей школьного возраста основам дорожной грамотности не вызывает сомнений. Задача педагога – систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, сформировать конкретные навыки и модели поведения на улице и дороге. Реализация программы осуществляется через  сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города, беседы - анализ конкретных дорожных ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия в «городке безопасности».

В программу входят занятия, которые помогают детям успешно усвоить правила дорожного движения, узнать их историю,  ориентироваться в дорожных ситуациях и на практике применять полученные знания.  Проводимые мероприятия позволяют вести пропаганду по предупреждению дорожно- транспортного травматизма.

Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть внеурочной деятельности школьников.  Настоящая программа предназначена для работы с детьми, начиная с первого класса. Знания и навыки, полученные учениками  в первом классе,  расширяются и углубляются в последующие годы обучения. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка в целом: умение сравнивать и обобщать, делать выводы; на совершенствование речи школьников, их мышления и творческих способностей. В соответствии с основной образовательной программой школы в 2-3 классах на внеурочную деятельность для данного курса отводится 68 часов, по 1 часу в неделю. Срок реализации 2 года.



2. Общая характеристика программы


Цель программы: обучение элементарным правилам поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.

Задачи:

1. Обучающие:

  • Научить основным правилам дорожного движения;

  • Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;

  • Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;

2. Развивающие:

  • Развивать мотивацию к безопасному поведению;

  • Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

  • Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах

  • Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице

и в транспорте.

  • Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

3. Воспитательные:

  • Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;

  • Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.



3. Описание ценностных ориентиров содержания программы.

Способствует:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;

  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;

  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;

  • трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);

  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.



4. Результаты освоения программы

Учащиеся 2 класса к концу обучения должны:

знать:

  • Схему микрорайона, в котором находится школа, наиболее безопасный путь в школу и обратно, где и как надо переходить улицу и дорогу.

  • Основные части улицы и дороги – проезжая часть, мостовая тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.

  • Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.

  • Особенности движения пешеходов в сложных погодных условиях (ветер, дождь, туман, гололёд)

  • Вероятные последствия от игр и шалости на дороге и вблизи ее.

  • Основные причины ДТП в микрорайоне.

  • Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного ее перехода:

- не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части ( в том числе и на остановках общественного транспорта);

- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;

- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, глядя налево, переходить дорогу до середины, не останавливаясь, и, глядя направо, - после середины дороги;

- быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололедице, при плохом освещении и в вечернее время;

- дорогу нужно переходить, но не перебегать.

  • Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.

  • Светофоры транспортные и пешеходные, значение световых сигналов ( красный – стой, желтый – жди, зеленый – иди).

  • Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках (где транспортные средства не только движутся в прямом направлении, но и совершают повороты).

  • Разнообразие видов транспорта.

уметь:

  • Различать виды транспорта и транспортных средств;

  • Самостоятельно ходить по наиболее безопасному пути в школу и обратно.

  • Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог;

  • Соблюдать правила посадки и высадки пассажиров, перехода проезжей части;

  • находить (различать) изученные дорожные знаки (на пути в школу), пользоваться ими в конкретной обстановке;

  • Определять, где не следует школьникам переходить улицу и дорогу (вблизи крутых поворотов и изломов дороги, при наличии крупногабаритных средств и других объектов, ограничивающих обзор дороги, на нерегулируемых перекрестках с интенсивным движением и большим числом прилегающих дорог, проездов, выездов и т. п.).

  • При необходимости обращаться за помощью к взрослым пешеходам при переходе проезжей части улиц и дорог в местах интенсивного движения транспорта.



Учащиеся 3 класса к концу обучения должны:

знать (кроме выше перечисленного):

  • специфику дорожной разметки;

  • правила перехода группы детей через дорогу; поведение пешеходов при переходе дороги группой;

  • правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;

  • правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;

  • правила поведения пассажиров в салоне транспортных средств.

уметь:

  • различать дорожную разметку и дорожные знаки, а также пользоваться ими в реальной дорожной обстановке;

  • выполнять правила безопасного перехода проезжей части самостоятельно и в составе группы;

  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;

  • не создавать помех движению транспорта;

  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;

  • соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне.




Учебно-тематический план


2 класс

п/п

Раздел

всего ча-сов

В том числе

тео-рия

практика

Участники дорожного движения

8

4

4

Виды пешеходных переходов

4

2

2

Светофор и его сигналы

4

3

1

Дорожные знаки

4

3

1

Виды транспорта

4

4

-

Мы пассажиры

3

1

2

На загородной дороге

2

1

1

Безопасные места для детских игр

2

1

1


Праздник:

«Мы знаем правила дорожного движения».



1


Экскурсия по городу

(закрепление пройденного материала)



1


ИТОГО:

33

19

14

























Учебно-тематический план


3 класс

п/п

Раздел

всего ча-сов

В том числе

тео-рия

практика

Движение пешеходов и их обязанности

8

4

4

Дорога. Правила перехода дороги

13

8

5

Дорожные знаки

7

3

4

Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров.

5

3

2

Праздник «Правила дорожные знать каждому положено».



1

Экскурсия «Виды дорожной разметки».



1


ИТОГО:

35

18

17




























Календарно-тематическое планирование

учебного материала по дополнительному образованию

«Добрая дорога детства» для 2 класса



п/п


Раздел и тема

всего ча-сов

В том числе

Дата по пла-ну

Дата фак-тическая

Аудит.

Внеаудит.

Раздел 1: Участники дорожного движения

8

4

4



  1. (1)

Введение. Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения?


1




  1. (2)

Наш город, микрорайон, где мы живём.



1



  1. (3)

Как рождаются опасные ситуации на дорогах


0,5

0,5



  1. (4)

Мы идём в школу



1



  1. (5)

Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).


1




  1. (6)

Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар)


1




  1. (7)

Правила движения пешеходов по тротуару.


0,5

0,5



  1. (8)

Посвящение в пешеходы



1



Раздел 2: Виды пешеходных переходов

4

2

2



  1. (1)

Пешеходные переходы.

Обозначение переходов, понятие «Зебра».


1




  1. (2)

Дорожные знаки: «Пешеходный переход» , «Подземный переход», «Надземный переход».


1




  1. (3)

Правила перехода дороги.

Самый безопасный переход.



1



  1. (4)

Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки».



1



Раздел 3: Светофор и его сигналы

4

3

1



  1. (1)

Светофор – наш верный друг.

Назначение светофора и его сигналы.


1




  1. (2)

Виды светофоров (транспортный и пешеходный).


1




  1. (3)

Регулировщик – наш помощник.


0,5

0,5



  1. (4)

На нерегулируемых перекрёстках.


0,5

0,5



Раздел 4: Дорожные знаки

4

3

1



  1. (1)

Наши друзья – дорожные знаки


1




  1. (2)

Предупреждающие знаки.


0,5

0,5



  1. (3)

Запрещающие знаки.


0,5

0,5



  1. (4)

Знаки особого предписания и знаки сервиса


1




Раздел 5: Виды транспорта

4

4

-



  1. (1)

Виды наземного транспорта.


1




  1. (2)

Транспортные средства общего и личного пользования.


1




  1. (3)

Специальные машины.


1




  1. (4)

Машины-помощники.


1




Раздел 6: Мы пассажиры

3

1

2



  1. (1)

Пассажиром быть наука.


1




  1. (2)

Правила поведения на остановках и в салоне транспорта.



1



  1. (3)

Правила посадки в транспорт и выхода из него.



1



Раздел 7: На загородной дороге

2

1

1



  1. (1)

Движение пешеходов по дороге, обочине, пешеходной дорожке.


0,5

0,5



  1. (2)

Переход через железнодорожный переезд.


0,5

0,5



Раздел 8: Безопасные места для детских игр

2

1

1



  1. (1)

Где можно и где нельзя играть.

Мостовая не для игры.


0,5

0,5



  1. (2)

Где можно кататься и машин не опасаться?


0,5

0,5



  1. (3)

Праздник:

«Мы знаем правила дорожного движения».



1



  1. (1)

Экскурсия по городу

(закрепление пройденного материала)



1




ИТОГО:

33

19

14

























Календарно-тематическое планирование

учебного материала по дополнительному образованию

«Добрая дорога детства» для 3 класса



п/п


Раздел и тема

всего ча-сов

В том числе

Дата по пла-ну

Дата фак-тическая

Аудит.

Внеаудит.

Раздел 1: Движение пешеходов и их обязанности.

8

4

4



  1. (1)

Пешеходы, пассажиры и водители – участники дорожного движения.


1




  1. (2)

Правила движения пешеходов.


1



  1. (3)

Безопасный путь в школу.


0,5

0,5



  1. (4)

Проектная работа по теме: «Безопасный путь домой».



1



  1. (5)

Поведение в жилых зонах и дворовых территориях.


1




  1. (6)

Движение пешеходов группами.


0,5

0,5



  1. (7)

Занятие на транспортной площадке.



1



  1. (8)

Внимание, опасность!



1



Раздел 2: Дорога. Правила перехода дороги.

13

8

5



  1. (1)

Дороги бывают разные.


1




  1. (2)

Дорога за городом.


1




  1. (3)

Дорожная разметка.


1




  1. (4)

Части дороги.


0,5

0,5



  1. (5)

Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка.


1




  1. (6)

Перекресток.


1




  1. (7)

Светофоры для водителей и пешеходов.


1




  1. (8)

Светофор регулирует движение.


1




  1. (9)

Скрытые опасности на дороге. «Дорожные ловушки».


0,5

0,5



  1. (10)

Правила перехода дороги.



1



  1. (11)

Викторина «Дорожный калейдоскоп».



1



  1. (12)

Конкурс рисунков «Я и дорога».



1



  1. (13)

Разбор дорожных ситуаций.



1



Раздел 3: Дорожные знаки

7

3

4



  1. (1)

Наши друзья – дорожные знаки.


1




  1. (2)

Запрещающие знаки.


0,5

0,5



  1. (3)

Предупреждающие знаки.


0,5

0,5



  1. (4)

Предписывающие знаки и знаки особых предписаний.


0,5

0,5



  1. (5)

Информационные знаки


0,5

0,5



  1. (6)

Изготовление макетов дорожных знаков.



1



  1. (7)

Игра «Знаешь ли ты дорожные знаки».



1



Раздел 4: Маршрутные транспортные средства.

Безопасность пассажиров.

5

3

2



  1. (1)

Виды транспортных средств общего пользования.


1




  1. (2)

Правила ожидания транспортного средства.


0,5

0,5



  1. (3)

Правила посадки и высадки из общественного транспорта.


0,5

0,5



  1. (4)

Переход дороги после выхода из общественного транспорта.


0,5

0,5



  1. (5)

Поведение пассажиров в салоне автобуса.


0,5

0,5



  1. (1)

Праздник: «Правила дорожные знать каждому положено».



1



  1. (1)

Экскурсия: «Виды дорожной разметки».



1




ИТОГО:

35

18

17










  1. Описание материально-технического обеспечения.



Вид ресурса

Наименование объектов и средств организации учебной деятельности


Примечания

Средства ИКТ

Компьютер

+

Колонки

+

Видеокамера и фотоаппарат для съёмок и анализа выступлений

+

Мультимедийный проектор

+

Перечень Интернет-сайтов

http ://window.Edu .ru /Образов.ресурсы по предметам

Учебно - методическая литература

1. Методическая литература для учителя.

2. Энциклопедии.

3. Справочные материалы.

1.ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009.

2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

3. И. Кондратьева, Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1994. – 148 с.

4. Пчелов Е.В., Государственные символы России – герб, флаг, гимн. – Москва: «Русское слово», 2002. – 94 с.

5. Вырщиков А.Н., Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. - М.: Глобус, 2007. – 78 с.

6. Горбова М.А., Патриотическое воспитание средствами краеведения. - М.: Глобус, 2007. – 140 с.

7. Даринский А.В., Краеведение. - М.: Просвещение, 1987. – 245 с.

8. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е., Патриотическое воспитание школьников. - М.: Айрис - пресс, 2005. – 95 с.

Учебно-практическое и лабораторное оборудование

1.Материалы для оформления и творчества детей: наборы бумаги, цветные карандаши, пластилин, краски.


+

2. Дидактический раздаточный материал.

+

Экранно-звуковые средства

1. Аудиозаписи в соответствии с программой

+

2. CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике программы.


+

3. Слайды (мультимедийные презентации).

+







Рассмотрено на методическом совете школы

«___» ___________________ 2015г.

Протокол заседания метод. Совета №______


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

___________.

«___» __________________ 2015г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!