СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа ДО "Волшебные пальчики"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа ДО "Волшебные пальчики"»




Рассмотрено:

Руководителем подразделения «Давыдково» ГБПОУ КГТиТ №41

_______________/Кочубей Г.Н./

Ответственным за дополнительное образование ГБПОУ КГТиТ №41

_______________/Дюкова Л.А./

«____»_________________2019г.




УТВЕРЖДЕНО:


Директор ГБПОУ КГТиТ №41


______________ /К.Е. Калугина/


05.06.2020





Рабочая программа бюджетного объединения

дополнительного образования

социально-педагогической направленности

«Волшебные пальчики»

(ознакомительный уровень)



Возраст обучающихся: 7-10 лет

Срок реализации: 1 год




Автор-составитель:

Рябчевская А.А.





2020 / 2021 уч.год

Пояснительная записка


Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата) очень сложен. Задача педагога открыть этот мир, помочь ребенку адаптироваться в жизни, чувствовать себя полноценным членом общества, развивать пассивную и активную речь ребенка, раскрыть творческие способности, привить эстетический вкус. Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно - эстетического освоения мира, в частности лепка.

Лепка воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное. Занятия лепкой требуют от детей затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия. Это даёт возможность укрепить мышечную систему рук, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определённой группы умственно отсталых детей. Кроме того, она влияет на мелкую моторику, т. е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.

Пластилин - искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Он изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, сала, красителей и других веществ, задающих его свойства.

Соленое тесто – невероятно пластичный материал, а лепка из него – это искусство, известное еще нашим далеким предкам. Соленое тесто имеет множество преимуществ:

  • можно изготовить в любой момент;

  • безопасно (даже если попадёт в рот);

  • прекрасно лепится и не липнет к рукам;

  • не оставляет следов на рабочей поверхности и хорошо отмывается;

  • легко сушится и красится;

с ним можно работать и играть, не опасаясь, что оно поломается или потеряет форму.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятие лепкой влияет на общее развитие детей с ограниченными возможностями, на эстетические чувства, развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук. Главное в работе - не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и посильное задание. А это - залог будущего успеха.

Цель программы:развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста через лепку из пластилина и теста, а также формирование речевой активности.

Общие задачи курса:

Образовательные:

  • Учить детей умениям и навыкам лепки из пластилина (глины) и теста, экспериментировать с разным природным и бросовым материалом.

  • Учить расписывать вылепленные из соленого теста изделия.

Развивающие:

  • Развивать воображение, образное мышление, мелкую моторику.

  • Обучать различным видам и приемам лепки, познакомить со способами соединения частей.

  • Развивать память, речь.

Воспитывающие:

  • Воспитывать эстетические и волевые качества (усидчивость, терпение).

  • Воспитывать эстетический вкус.

  • Воспитывать у детей любовь к произведениям устного народного творчества и народно-прикладному искусству.

Реабилитационные:

  • Снизить у детей эмоциональное и психическое напряжение.

  • Повысить уровень самооценки детей.

Задачи обучения:

Дать представление о пластилине (глине) и его свойствах;

Научить применять на практике правила техники безопасности при работе с пластилином (глиной);

  • Научить основным приемам лепки (разминание, отщипывание, «шлепанье», сплющивание, скатывание, надавливание, размазывание, вдавливание, раскатывание, разрезание, сглаживание, оттягивание, защипывание, загибание).

  • Учить дополнять образ элементами из разных материалов.

  • Воспитывать аккуратность и трудолюбие.

  • Дать представление о соленом тесте и его свойствах;

  • Научить самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто.

  • Учить соединять детали из соленого теста различными способами.

  • Учить правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.

  • Учить использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.

  • Учить собирать сборные конструкции из соленого теста.

  • Закреплять умение применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т. д.

  • Научить работать коллективно.

  • Учить анализировать готовое изделие.

  • Развивать творческие способности детей.

Принципы и подходы реализации программы.

В основу программы положены следующие принципы:

• принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• онтогенетический принцип (с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в развитии);

• принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;

• принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;

• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением.

Период реализации программы:

Программа реализуется с 02.09.2020г. по 22.05.2021г.в 2 этапа:

• 1 этап - Лепка из пластилина (глины)

• 2 этап – Тестопластика (лепка из солёного теста).

Условия необходимые для реализации программы:

Оборудование: дощечки, стеки, пластилин, мука, соль «Экстра», крахмал, обойный клей, пищевые красители, краски гуашевые, водоэмульсионные белила, салфетки, картон, кисточки, баночки для воды, скалки, бесцветный лак, спичечные коробки, бисер, пуговицы, перья, мисочки, нож, формочки для вырезания теста, природный и бросовый материал, клей ПВА.

Демонстрационный материал: иллюстрации картин, сюжетные картинки, подбор художественной литературы, образцы готовых изделий, картотека игр и упражнений.

Технические средства (магнитофон, телевизор, музыкальные диски).

Наличие места для оборудования.

Наличие места для детских работ.

Планируемые результаты

  • Иметь представление о пластилине (глине) и его свойствах;

  • Знать и уметь применять на практике правила техники безопасности при работе с пластилином (глиной);

  • Отламывать комочки глины от большого куска;

  • Лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями;

  • Соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

  • Раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.);

  • Сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники);

  • Делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце);

  • Соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок, два шарика (неваляшка);

  • Аккуратно пользоваться материалами.

  • Соединять детали из соленого теста различными способами.

  • Применять основные приемы лепки как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин и т. д.

  • Правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком.

  • Использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства.

  • Собирать сборные конструкции из соленого теста.

  • Изготовлять коллективно небольшую картину из соленого теста.

  • Работать как под руководством учителя, так и самостоятельно, опираясь на полученные ранее знания и выработанные умения.

  • Анализировать готовое изделие, сравнивать свое изделие с изделием товарища, находить сходные и отличительные свойства.

  • Творчески подходить к выполнению работы.

Основные методы работы и приемы обучения детей:

Словесные:

1) Рассказ

2) Беседа

Практический:

1) Практическая работа

Наглядные:

1) Демонстрация

2) Иллюстрации

Методы проблемного обучения:

1) Проблемное изложение материала

2) Создание проблемных ситуаций

Приемы организации детей в процессе работы:

1) Работа с небольшой группой детей (4-5 человек).

2) Индивидуальная работа с детьми.

Приемы активизации умственной активности детей:

1) Включение сюрпризных моментов, решение проблемных ситуаций.

2) Выполнение нетрадиционных заданий.

Приемы обучения детей:

1) Показ или демонстрация способа действия с объяснением.

2) Использование дидактических средств.

3) Использование инструкций для выполнения задания.

4) Пояснение, разъяснение.

5) Вопросы к детям.

Типы занятий:

Комбинированный;

Первичного ознакомления с материалом;

Усвоение новых знаний;

Закрепление, повторение.

Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:

Создание проблемной ситуации. Загадывание загадки, чтение стихов, беседы.

Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.

Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ. Объяснение приемов создания изделия.

Пальчиковая гимнастика, разминка рук.

Самостоятельное изготовление поделки.

Анализ готовых поделок.

Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.


Содержание курса


Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективеПрограмма позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В качестве психологической разгрузки и для развития интеллектуальных способностей детей используются игры, загадки, беседы.


Сентябрь

Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности. Материал — пластилин. Путешествие в мир ремесел.

1 неделя

В гостях у царицы осени. Лепка овощей и фруктов.

2 неделя

Лепка по сказке: «Колобок».

3 неделя

Панно: «Клубника».

4 неделя

«Первая буква моего имени»

5 неделя

Октябрь

Кленовый листочек

1 неделя

Панно: «Ветка рябины»

2 неделя

Коллективная работа: «Золотая осень».

3 неделя

Домашние животные: «Кошка».

4 неделя

Ноябрь

Золотая рыбка

1 неделя

Кактус в горшочке.

2 неделя

Чашка и блюдце

3 неделя

Декабрь

Именинный торт

1 неделя

Зимняя картина

2 неделя

Белая снежинка

3 неделя

Мастерская деда мороза.

4 неделя

«Елка новогодняя огоньками светится»

5 неделя

Январь

«Замесили тесто мы»

1 неделя

 «Фрукты»

2 неделя

«Овощи»

3 неделя

Февраль

«Разноцветное тесто»

1 неделя

«Сердечко»

2 неделя

«Калачи из печи»

3 неделя

Улитка

4 неделя

Марта

«Цветочек»

1 неделя

«Гриб»

2 неделя

«Тульский пряник»

3 неделя

«Бабушкины пряники»

4 неделя

Апрель

 «Жаворонки»

1 неделя

«Печенье»

2 неделя

 «Цыплята»

3 неделя

«Цифры на магнитах»

4 неделя

Май

«Рыбка»

1 неделя

«Ёжик»

2 неделя

«Виноград»

3 неделя



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!