СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРОГРАММА для удовлетворения познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности с исследовательской "надстройкой" для выполнения индивидуального проекта «Человек в истории. Россия - ХХ век»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предс тавлена Программа краеведческого курса для  выполнения исследовательских работ и проектов.

Просмотр содержимого документа
«ПРОГРАММА для удовлетворения познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности с исследовательской "надстройкой" для выполнения индивидуального проекта «Человек в истории. Россия - ХХ век»»

Утверждена приказом директора по МБОУ «Лицей №1»№___ от __ сентября 2020 года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу для удовлетворения познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности с исследовательской "надстройкой" для выполнения

индивидуального проекта

«Человек в истории. Россия - ХХ век» (вариативная часть)

для 10-11 классов

на 2020-2021 учебный год




Составитель: Бубнова Нэля Владимировна, учитель географии высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей №1» г.Усолье-Сибирское









город Усолье-Сибирское

2020 г.

Аннотация


Рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010г. № 1897) и внесенным изменениям (приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 года №1577, пункт 18.2.2)

Реализация рабочей программы«Человек в истории. Россия ХХ век» для 10 класса поддерживается примерной, авторской программой курса «Историческое краеведение» Российского государственного гуманитарного университета, Москва, 2001 г. (составитель). Рабочая программа составлена на основе Авторской педагогической разработки ГЭС от 9.12.2012 года, протокол №4 Автор-составитель: Бубнова Н.В. , методических рекомендаций доктора исторических наук, профессора РГГУ Г.И. Зверевой «Возможности внеклассной работы школьников».Международное историко-просветительское и правозащитное общество, Российская Академия образования, Центр Устной истории Российского государственного гуманитарного университета Москва, 2015.

Новизна данной программы курса предполагает рассмотрение истории края в связи с судьбами конкретных людей. Как конкретные люди вносят вклад в историю, историю улиц, домов, предприятий. Как учащиеся в при самостоятельном определении выводов, наблюдений, будут познавать материал исследования, какие новые открытия удастся им установить.

Ребята под руководством учителя будут вести поисковую, исследовательскую работу, станут участниками экскурсий и экспедиций, встреч с новыми людьми получат новые знания, познают многие исторические факты через общение с живыми свидетелями истории.

Актуальность программы обусловлена воспитательным потенциалом, который при активном использовании может способствовать становлению у подростка патриотического самосознания, пониманию собственного места в историческом потоке и на этой основе – формированию глубинного патриотизма и гражданской идентичности. Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко - культурными, национальными, географическими, природными особенностям.

«Согласно ФГОС и основного назначения Фундаментального ядра в системе нормативного сопровождения стандартов является система базовых национальных ценностей, характеризующих самосознание российского народа, приоритеты общественного и личностного развития, отношение человека к семье, обществу, государству, труду, понимание и осознание смысла человеческой жизни.

Для актуализации учебного материала и углубления изучения Отечественной истории необходима личная заинтересованность ученика. Этот курс позволяет конкретизировать наиболее сложные исторические процессы, происходившие в нашей стране на примерах из жизни родственников самих обучающихся. А также позволяет овладеть основательными навыками архивной деятельности, пользования ПК, навыками составления родословных и работой над проектом. Курс рассчитан на 17 часов, что позволяет детально ознакомиться с различными методиками и на практике применить полученные знания. Программа определяет главный способ самоорганизации учащихся –освоение знаний, поиск, исследовательская, творческая работа, проект. Основные цели данного курса: познание и сохранение исторической памяти своего края, своей семьи.

Осмысление истории страны через изучение конкретных человеческих судеб, архивных документов. Главные задачи курса это воспитание чувства любви, благодарности и уважения к своей малой родине; развитие творческого потенциал учащихся в работе с краеведческим материалом, умение видеть проблемы развития разных аспектов жизни человека в разные исторические периоды;формировать интерес у учащихся к малоизученным страницам истории своей семьи и познакомить учащихся с памятниками истории и культуры родного края.

Программа курса включает: 7 разделов и рассчитана на два года обучения для учащихся 10-11 класса.

В программу включены разделы: «Документальная память»: работа с семейным архивом» - семейные хранят большое количество информации, некоторая информация располагается документах, характеристиках, в семейных записях. Данный раздел позволяет раскрыть «тайны» семьи. Ребята познакомятся с правилами сбора материалов для личного семейного архива. Личный архив, который сохраняется в семьях, обычно был общественной и безопасной личной историей: фотографии и документы студенческие работы, своей семьи. С архивирования событий собственной жизни часто возникает интерес к своему прошлому и прошлому своей семьи, о котором молодому человеку решившему собирать личный архив, могло быть ничего не известно. Происхождение документов у родственников, ищутся документальные свидетельства «жизни». Часто среди обретенных таким образом документов, выделяется один который становятся эмоциональной точкой памяти, через этот документ начинается познание прошлого, его зрительное воплощение. С поиска начинается исследование этим и интересен данный раздел для изучения.

«Как работать с историческими фотографиями. Интерпретация изображений»-фотографии в исторических исследованиях могут быть историческими свидетелями (давать важную информацию о прошлом) и способом фиксации процесса исследования (участвовать в фото документировании). Фотография как и исторические фотографии требуют бережного обращения —могут оказаться «коварны» для историка. Немецкий историк, специалист по истории повседневности Альф Людтке рассказывает о значении и коварстве фотографий в исторических исследованиях: они являются надёжным и наглядным источником знания о происходивших событиях при этом способны манипулировать реальностью. Что нужно учитывать в интерпретации изображений, как выявлять контекст снимка и съёмки, каким образом факторы влияют на фотообъектив - этому посвящен данный раздел.

«Человек и власть»- раздел заставляет задуматься, что сегодняшней жизни свобода, право, человеческое достоинство, важным являет свидетельств отстаивания своей гражданской и духовной свободы, противоположность диктату.

«Человек и война» - война в судьбе обыкновенного человека, послевоенные годы, новые удары судьбы - советские военнопленные, узники концлагерей, истории партизанского движения, цена Победы.

«Свои - чужие» другая национальность, другая религия» -история людей связана с добровольческими или вынужденными переселениями и миграциями настоящее время распад Советского Союза привел к тому, что сотни тысяч людей вынуждены были покинуть свои дома, многим пришлось побывать в роли «чужаков» во многом столкнуться с «чужими». Анализ исторической реальности позволит по пришлось пережить людям, станет основой создания климата взаимного воспитания толерантности в современном обществе.

«Человек и малая Родина» - все, что окружает нас, имеет свою историю: которой родился, восстанавливающийся и строящийся храм с многовековой интересные сюжеты, мемориальной доски, бывшие купеческие усадьбы и многое другое раскрывает данный раздел

Планируемые результаты изучения курса и выполнения индивидуального проекта:

предметные результаты (ориентация):

  • на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно образовательной и общекультурной подготовки;

  • на профильном (углубленном) уровне ориентированы на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей обучающихся;

Учащиеся должны:

Знать

  • основы реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для исследований;

  • описывать и объяснять существенные признаки географических и исторических объектов и явлений своей местности;

Уметь:

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • проводить поиск, наблюдение интервьюирование под руководством учителя и самостоятельно

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность

Сегмент «Исследовательская надстройка»

исходя из примерных результатов, выпускник научится:

  • планировать и выполнять исследование и проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме;

  • выбирать и использовать разнообразные методы рассматриваемой проблемы;

  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования; собирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

  • применять такие математические методы и приемы, как абстракция и идеализация, доказательство по аналогии, опровержение, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

  • использовать поисковые методы и приемы как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

  • использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опрос, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

  • отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

  • видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания

для выполнения индивидуального проекта:

  • интеллектуальное развитие;

  • личностное развитие;

  • рост компетентности обучающихся в выбранной для исследования или проекта сфере;

  • формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать;

уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы



Содержание программы

1.Комплексные источники исследований.

Память о прошлом - обязанность не власти, но и общества, в котором мы живем.

Исторические источники. Понятия: источники изучения родного первоисточник, подлинник, копия, мемориальный документ, реликвия. Виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, устные, звукозаписи, фотодокументы. Вещественные источники, памятники архитектуры, предметы быта, изобразительного искусства. Исторические источники (фотографии, почтовые марки, конверты, открытки, календари).

Практические занятия: Устные источник- поиск собеседников, подготовка к интервью, время интервью, место, техника записи, как себя вести во время проведения интервью. Наблюдение, описание источников своей местности, сбор вещественных источников у населения своей местности. Экскурсия- Знакомство с предметами быта, орудиями труда в краеведческом музее Творческая работа

«Старая фотография рассказывает »

2.История, моей семьи

Генеалогия есть история т иного рода во всех проявлениях

Понятие «генеалогическое древо». Родословная семьи, ствол родословия. Семейный архив. Виды и степени родства, история страны -история рода.

Практическая работа

Составление генеалогического древа семьи. Составление поколенных списков. Мои родители. Образование, их трудовая и общественная деятельность. Поколения бабушек и дедушек, их жизнь, рассказы и воспоминания. Семейные традиции, реликвии и фото-архивы.

Практическая работа

Защита проекта, в котором обязательно представляется: генеалогическое древо семьи (необходимо как можно больше выявить: родственников);прибытие в Сибирь (каковы причины, или события, по которым приехать);судьба некоторых членов семьи (участники Гражданской войны, Столыпинская реформа, герои Великой Отечественной войны, Репрессии, строительство заводов, БАМА); моя семья сейчас, ценности, взаимоотношения.

3.Документальная память: работа с семейным архивами

Формирование биографии советской семьи: отказ от прошлого - « создание безопасной версии семейной истории, мифологизация. Семейный альбом как способ конструирования биографии.

4.Человек и власть Возникновение и генезис государственной власти и права. Взаимоотношение общества и государства. Свобода слова, Права человека в прошлом и настоящем. Человеческое достоинство. Власть государства над отдельным человеком, обществом в целом. Развитие отношений власти и человека в России. Политические репрессии, раскулачивание, голод.

Практическая работа. Моя семья и репрессии.

5.Человек и Война. Усольчане и Иркутяне на фронтах Великой Отечественной войны. Промышленность и транспорт в годы войны. Школьники фронту. Герои Советского Союза. Усольский тыловой госпиталь 3913.Практическая работа: Создание видеосюжета об участниках Великой Отечественной войны.

6.Свои - чужие. Другая, национальность. Другая, религия

Толерантный мир вокруг нас. Национальный состав родного края. Храмы разных конфессий в нашем городе. Спасская церковь, Мусульманская мечеть, Польский костел и история этих сооружений. История татарского населения в городе. История населения, история российских евреев в нашем крае. Причины поселения в регион.

7.Человек и Малая Родина

Памятники истории и культуры объекты для исследований. История улиц. Знаменательные события города. Главная площадь Усолья. Архитектура старых деревянных домов, памятник 16-красногвардейцам, памятник «Усольчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны»

Экскурсия «Улицы нашего города и исторические судьбы Усольчан»

Конференция «Люди, судьба которых связана с Усольем»


Тематическое планирование занятий

на 2020-2021 учебный год

класс (1 ч. в неделю – 34 ч. в год)

урока

Тема урока


Количество часов


1

Введение история повседневности.

Задачи и содержание курса. Организация занятий. Влияние истории повседневности на характер человека.

1

2

Практикум: Анализ повседневной жизни, знакомство с конкретными судьбами людей. Достоинства человека в экстремальных условиях разных исторических периодов. Темы и сюжеты для исследований

1

3

Комплексные источники исследований и изучения. Виды источников: вещественные, изобразительные, письменные, устные, звукозаписи, фотодокументы.

1


4

Самостоятельная работа: Исторические источники: источники изучения родного края; первоисточник, подлинник, копия, мемориальный документ, реликвия.

1

5

Практикум: Вещественные источники, памятники архитектуры, предметы быта, изобразительные источники (фотографии, почтовые марки, конверты, открытки, календари)

1

6

Практическая работа: Устные источник- поиск собеседников, подготовка к интервью, время проведения интервью, место, техника записи, как себя вести во время проведения интервью

1

7

Виртуальная Экскурсия: «Знакомство с предметами быта, орудиями труда в краеведческом музее», Практическая работа «Старая фотография рассказывает…»

1


8

История моей семьи. Родословная семьи, ствол родословного древа. Понятие «генеалогическое древо». Генеалогические карточки. Генеалогическое досье.


1

9

Поисковая домашняя работа (консультирование дистанционное) Семейный архив. Виды и степени родства, история страны - история рода, география рода.

1

10

Составление генеалогического древа семьи. Поколение бабушек и дедушек, их жизнь, рассказы и воспоминания. Мои родители. Образование, их трудовая и общественная деятельность.

1

11

Подготовка презентации: Семейные традиции реликвии, семейные фотоархивы.

1

12

Документальная память: работа с семейным архивом. Формирование биографии советской семьи. Мифологизация. Обстоятельства уничтожения документальной памяти. Сознательное искажение биографических документов.

1

13

Собирание личного архива Личные архивы. Документы-артефакты. Влияние закона о реабилитации 1991 года на семейные архивы


1

14

Организация работы с семейным архивом. Биографическое интервью Систематизация документов семейного архива

1

15

Человек и Малая Родина. Памятники истории и культуры объекты для исследований. Знаменательные события города. История зданий, история улиц. Главная площадь Усолья.

1

16

Архитектура старых деревянных домов, памятник 16-красногвардейцам. Памятник-мемориал «Усольчанам, погибшим в годы ВОВ»

1

17

«Люди, судьба которых связана с Усолъем»

1

18

Введение история повседневности. Задачи и содержание спецкурса. Организация занятий особенностей работы.

1

19

Как работать с историческими фотографиями. Интерпретация изображений. Исторические фотографии. Реальность изображений. Фотография и восприятие действительности

1

20

Практическая работа. Ищем фотографии! «Кадрирование» фотографий: манипуляции с помощью фотографий. Казаться или быть?

1

21

Семейный фотоальбом как способ конструирования биографии.

1

22

Человек и власть. Взаимоотношения личности, общества и государства. Свобода слова. Права человека в прошлом и настоящем. Человеческое достоинство.

1

23

Власть государства над отдельным человеком и обществом в целом. Развитие отношений власти и человека в России.

1

24

Политические репрессии, раскулачивание, голод.

1

25

Моя семья и политические репрессии, раскулачивание, голод.

1

26

Человек и Война. Усольчане и Иркутяне на фронтах Великой Отечественной войны

1

27

Промышленность и транспорт в годы войны. Школьники фронту в Иркутской области и Усольском районе.

1

28

Усольский тыловой госпиталь 3913. Усольчане - Герои Советского Союза.

1

29

Создание видеосюжета об участниках Великой Отечественной войны нашего города и …

1

30

Свои - чужие. Другая национальность. Другая религия. Толерантный мир вокруг нас. Национальный состав родного края.

1

31

Храмы разных конфессий в нашем городе: Спасская церковь, Мусульманская мечеть, Польский костел история сооружения.

1

32

История татарского населения в городе. История польского населения.

1

33

История российских евреев в нашем крае. Причины поселения в регионе

1

34

«Улицы нашего города и исторические судьбы Усолъчан»

1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!