СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для подростка "Познай себя".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность программы заключается в ознакомлении подростков с особенностями своего возраста, характера, темперамента, способностей. Подростковый период – благоприятный период для развития многих сторон личности, например, таких, как познавательная активность, креативность, логика, коммуникативность.

Наиболее важен в этом плане возраст 12-14 лет, который является важным периодом для развития самосознания подростка, его склонности к самоанализу, формированию Я-концепции. В этом возрасте актуально знакомить подростка с литературой по самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии, интернет изданиями.

Участники профильной смены будут учиться понимать себя и особенности переходного возраста. Выполнят упражнения направленные на формирование умения управлять и направлять свои мысли и действия для достижения нужного результата. Будут работать над урегулированием самооценки. Будут учиться находить креативные решения в творческих заданиях, устанавливать дружественные взаимоотношения, решать психологические задачи и проводить самоанализ собственных ощущений.

 

Просмотр содержимого документа
«Программа для подростка "Познай себя".»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ



РЕКОМЕНДОВАНА:

УТВЕРЖДЕНА:

Экспертным советом

ГАНОУ «РЦПД»

Протокол №___ от «___» _______ 2023г.






приказом директора

ГАНОУ «РЦПД»

№ ___от «___» _________ 2023г.





ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ НЕТИПОВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


«ПОЗНАЙ СЕБЯ»


НАПРАВЛЕННОСТЬ: СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ


Уровень: I ступень

Возраст обучающихся: 13-14 лет

Срок реализации:




Составитель (разработчик):

Горлова А.А. педагог-психолог








г. Брянск 2023

Оглавление

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГМАММЫ 3

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

Нормативно-правовая основа Программы: 3

Актуальность программы 4

Адресат программы 5

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 5

1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 5

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 6

2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН 6

2.2. СОДЕРЖАНИЕ учебного плана 8

2.3. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 10

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 10

3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 10

3.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 10

3.3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 12

3.4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 13

4. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 13

5. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 13

6. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15















  1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГМАММЫ
    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа имеет социально-гуманитарную направленность, поэтому данный курс актуален для детей, интересующихся психологией, навыками самопознания, саморегуляции, умению выстраивать взаимоотношения со сверстниками для создания ситуаций успеха для себя и самореализации.

Нормативно-правовая основа Программы:
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп.);

  2. Закон Брянской области от 08.08.2013 года № 62-З «Об образовании в Брянской области»;

  3. Приказ Минпросвещения Российской Федерации от 27.07.2022 года

№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

30.06.2020 года N 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП

3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,

содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов

социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения

новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

6. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 03.09. 2019 г. № 467);

7. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03. 2022 г. № 678-р);

8. Методические рекомендации по созданию и функционированию региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданных с учетом опыта Образовательного Фонда "Талант и успех" в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (утв. Министерством просвещения РФ 19 января 2022 г.).

Актуальность программы

Актуальность программы заключается в ознакомлении подростков с особенностями своего возраста, характера, темперамента, способностей. Подростковый период – благоприятный период для развития многих сторон личности, например, таких, как познавательная активность, креативность, логика, коммуникативность.

Наиболее важен в этом плане возраст 12-14 лет, который является важным периодом для развития самосознания подростка, его склонности к самоанализу, формированию Я-концепции. В этом возрасте актуально знакомить подростка с литературой по самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии, интернет изданиями.

Участники профильной смены будут учиться понимать себя и особенности переходного возраста. Выполнят упражнения направленные на формирование умения управлять и направлять свои мысли и действия для достижения нужного результата. Будут работать над урегулированием самооценки. Будут учиться находить креативные решения в творческих заданиях, устанавливать дружественные взаимоотношения, решать психологические задачи и проводить самоанализ собственных ощущений.



Адресат программы

Подростки в возрасте от 12 лет до 14 лет включительно могут пройти программу «Познай себя». Программа рассчитана на 10 занятий. Занятия проводятся в групповой форме (не более 16 детей). Состав групп постоянный. Набор в группу производиться по личному желанию подростков и на основании решения экспертной комиссии.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 30 часов.

Занятия проводятся по расписанию.

1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель данной программы заключается: в ознакомлении подростка с особенностями своего темперамента и своих талантов для формирования умения выстраивать взаимоотношения со сверстниками, и создания ситуаций успеха для себя и самореализации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Способствовать формированию первичных навыков самодиагностики, самоконтроля, самоанализа.

2. Способствовать развитию навыков стрессоустойчивости.

3. Способствовать адекватному формированию самооценки.

4. Формировать навыки критического мышления и логики.

5. Формировать желание проявлять заботу к себе и окружению.

6. Формировать навыки выстраивания дружественных взаимоотношений.

1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Умение проводить самоанализ (эмоций, ситуации).

2. Умение проявлять заботу к себе, своему окружению.

3. Умение регулировать уровень самооценки.

4. Стремление развивать критическое мышление и логику.

5. Сформировать понимание стрессоустойчивости.

6. Сформировать интерес к выстраиванию дружественных взаимоотношение со окружением.

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Раздел, тема, занятие

Количество часов

Формы контроля/ аттестации

Теория

Практика

Общее

«Вводное занятие».

Знакомство. Инструктаж по технике безопасности.

1

0

1

Собеседование, педагогическое наблюдение

«Кто я такой?».

Особенности подросткового периода, темперамента. Мои эмоции, чувства.

1

1

2

Практические задания, наблюдение педагогом, участие в диалогах

«Эмоциональная гигиена».

Как проявлять заботу к себе и окружению?

1

2

3

Практические задания, наблюдение педагогом, участие в диалогах

«Самооценка».

Как выстраивать личные границы?

1

2

3

Практические задания, наблюдение педагогом, участие в диалогах

«Критическое мышление».

Логика на все случаи жизни.

2

4

6

Практические задания, наблюдение педагогом, участие в диалогах

«Креативность».

31 способ помочь мозгу работать.

2

4

6

Практические задания, наблюдение педагогом, участие в диалогах

«Тревога».

Справиться с волнением. Как?

1

2

3

Практические задания, наблюдение педагогом, участие в диалогах

«Коммуникативность».

Отношения. Конфликты. Общение.

1

2

3

Практические задания, наблюдение педагогом, участие в диалогах

Научно-познавательная проектная деятельность.

1

1

2

Самостоятельная работа

Итоговый контроль.

0

1

1

Самоанализ. Выступление перед аудиторией

Итого:

11

19

30







2.2. СОДЕРЖАНИЕ учебного плана
  1. «Вводное занятие».

Знакомство. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с обучающимися. Инструктаж по технике безопасности. Создание комфортной, доверительной, безопасной обстановки.

  1. «Кто я такой?».

Особенности подросткового периода, темперамента. Мои эмоции, чувства.

Теория. Мини-лекция: 1. «Особенности подросткового периода». 2. Мини-лекция «Мои эмоции, мой характер».

Практика. Упражнение «Базовые эмоции. Насколько хорошо я себя знаю?». Самостоятельная работа «Поиск темперамента». Г. Айзенк личностный опросник (EPI). Самоанализ.

  1. «Эмоциональная гигиена».

Как проявлять заботу к себе и окружению?

Теория. Лекция: «Эмоциональная гигиена. Зачем? Как? Где?».

Практика. Упражнение «Меняю негатив на позитив-работа с мыслями», «Мои утренние ритуалы» «Круги влияния», «Практика Благодарности». Самоанализ.

  1. «Самооценка».

Как выстраивать личные границы?

Теория. Мини – лекция «Здоровая самооценка».

Практика. Тест-опросник «Определение уровня самооценки» (автор методики С.В.Ковалёв). Упражнение «Мои сильные/слабые стороны», «Где внимание, там энергия», «Здоровая/не здоровая самооценка», «Обратись к другу». Практика благодарности. Самоанализ.

  1. «Критическое мышление».

Логика на все случаи жизни.

Теория. Лекция «Критическое мышление».

Практика. Упражнение «Интересный тест», «Логические задачи», «Практика Благодарности». Самоанализ.

  1. «Креативность».

31 способ помочь мозгу работать.

Теория. Лекция: «Кроссфит мозга».

Практика. Упражнение «Как видишь», «Креатив комом», «Дневник», «Герб», «Музыка. Мысли. Идеи», «Практика Благодарности». Самоанализ.

  1. «Тревога».

Справиться с волнением. Как?

Теория. Мини – лекция про стресс.

Практика. «Борьба с грустью и депрессией», «Ставь небольшие цели», «Комната уберись», «Дыши», «Обнимашки», «Практика Благодарности». Самоанализ.

  1. «Коммуникативность».

Отношения. Конфликты. Общение.

Теория. Мини – лекция «Зачем и как выстраивать дружественные отношения».

Практика. «Моя социальная роль. Маска», «Идеальный друг. Какой он?», «Учимся реагировать на негатив», «Практика Благодарности». Самоанализ.

  1. Научно-познавательная проектная деятельность.

Работа на мастер-классах с приглашенными экспертами в рамках концепции программы.

  1. Итоговый контроль.

Практика. Благодарность. Самоанализ полученных в ходе освоения программы навыков. Сравнение ощущений и знаний до прохождения программы, осознание в моменте прохождения программы и планируемые результаты в будущем. Краткое выступление.



2.3. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обуче

ния

Дата начала обуче

ния

Дата окончания обучения

Кол-во уч. недель в году

Кол-во уч. часов в году

Режим

занятий (период. и продолж.)

Сроки проведения аттестации

Даты начала и окончания каникул

Праздничные (нераб.) дни



2023 г.



26.06.2023Г.



07.07.2023Г.



2



30



10 дней

3 часа в день



07.07.2023г.


Не предусмотрено программой


Не предусмотрено программой


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Занятия проводятся в кабинете №315 «Кабинет самоподготовки» ГАНОУ «РЦПД». Можно проводить в другом кабинете, при условии его подготовки перед началом занятия.

Для проведения занятий необходимо просторное помещение, наличие компьютера, флипчарт, ватманы, цветная бумага, канцелярские изделия (бумага, фломастеры, ватманы, ручки, цветные карандаши, ножницы, клей карандаш, и т.д.).


    1. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Метод

Приём

Словесный

(вербальный)

Беседа, объяснение, рассказ,

инструктаж

Наглядный

Иллюстрация, демонстрация


Практический

Исследовательские упражнения,

практические задания,

выступления, презентации

Поисковый

Решение кейсов, фасилитация и др.




Принципы реализации данной программы:

  1. постепенность и последовательность в усвоении системы знаний;

  2. личностно-ориентированный подход к каждому ребенку с целью раскрытия его способностей и творческих задатков; принцип индивидуальности;

  3. сочетание и взаимосвязь образовательного и воспитательного процессов;

  4. принцип свободного выбора и ответственности.

Используемый методический инструментарий ориентирован на развитие предметных и межпредметных компетенций, который позволяет обучающимся развивать и наращивать компетенции, необходимые для решения самоанализа собственной деятельности.

Программой предусматриваются следующий методический инструментарий:

Формы организации образовательной деятельности:

-индивидуальная/самостоятельная;

-парная;

-групповая.

-практическое / творческое занятие;

-консультация;

-беседа.

Используемые методы в рамках занятий:

-наглядные;

-словесные;

-практические.

Виды учебной деятельности в рамках занятий:

-установление взаимосвязей;

-поиск и анализ информации;

-анализ и решение проблемных ситуаций;

-публичное выступление и защита;

-самоанализ.

В процессе выполнения самостоятельной работы можно выделить следующие уровни:

-познавательная деятельность обучающегося проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ - закрепление знаний, формирование умений, навыков.

-реконструктивные самостоятельные работы. В ходе таких работ происходит перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование.

-творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации. Обучаемый самостоятельно производит выбор средств и методов решения.

Основные направления воспитательной работы:

В соответствии с «Образовательной программой профильной смены» осуществляется по следующим направлениям:

1) гражданско-патриотическое;

2) нравственное и духовное воспитание;

3) воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

4) интеллектуальное воспитание;

5) здоровьесберегающее воспитание;

6) социокультурное и медиакультурное воспитание;

7) правовое воспитание и культура безопасности;

8) воспитание семейных ценностей;

9) формирование коммуникативной культуры;

10) экологическое воспитание.

3.3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Работа с приглашёнными спикерами программы, участие в тематических мастер-классах, лекциях, семинарах, тренингах, выездных мероприятиях для расширения кругозора в рамках программы.



3.4. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Презентации с сопровождающим материалом по теме занятий программы, опросники, рабочая тетрадь.

  1. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Формой контроля и аттестацией служит наблюдение, самоанализ участников профильных смен. Умение рассуждать и выразить свою мысль.

Свободный обмен мнениями, активное участие в обсуждениях, формирование собственной позиции, выполнение практических и творческих заданий.

Итоговый контроль представляется в виде эссе, самоанализ по итогу прохождения программы и представление своего результата перед аудиторией других участников смен.

В начале и в конце программы занятий проводиться анкетирование. Результаты данного анкетирования могут служить показателем положительной или отрицательной динамики развития определенных систем самосознания.

  1. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1 балл посещение занятий

2 балла участие в дискуссиях

3 балла выполнение творческих заданий

4 балла выполнение заданий по программе

5 баллов эссе по итогу смены (1-2 листа формата А4), рабочая тетрадь.

  1. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

  • содействие в ходе занятий формированию основных мировоззренческих идей причинно-следственных связей между явлениями, развитие в природе и обществе, познаваемость мира и его закономерностей;

  • обеспечение нравственного воспитания таких нравственных качеств как патриотизм, коллективизм, гуманизм и других общечеловеческих ценностей;

  • содействие трудовому воспитанию учащихся;

  • влияние на профессиональное самоопределение;

  • содействие эстетическому воспитанию учащихся (например, ознакомить с произведениями литературы и искусства, эстетикой труда, природы, науки, быта и прочее);

  • содействие физическому воспитанию учащихся (заботиться о
    профилактике их утомляемости на занятии);

  • обращать внимание на устранение типичных недостатков в воспитании учащихся (недисциплинированность, нетактичность, необязательность и т.д.);

  • воспитание усидчивости, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства;

  • воспитание ответственности за результаты учебного труда, понимание его значимости, соблюдение техники безопасности, санитарно-гигиенических условий труда;

  • воспитание воли, умения преодолевать трудности, познавательной
    активности и самостоятельности, настойчивости;

  • воспитание интереса к предмету, к учению;

  • воспитание доброжелательного отношения учащихся друг к другу;

  • воспитание экологическое мышление, гуманистическое мышление, терпимое отношение к чужим взглядам, позиции, образу жизни;

  • воспитание уважения к противоположному мнению, чувство сопереживания, честность, чувство ответственности за свои поступки, слова;

  • воспитывать аккуратность и дисциплину труда, любви к жизни во всех проявлениях.

Основная часть воспитательных мероприятий планируется в соответствии с календарем образовательных событий на учебный год, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры. Календарь утвержден Министерством просвещения Российской Федерации.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бастин Д.М. Разблокируй спокойствие. Практики, которые помогут тебе справиться с напряжением и перестать переживать: пер. с англ. А. Авдеева. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022.

  2. Галанти Р. Ты сильнее тревоги! Твой полный гид по борьбе с волнением и стрессом: пер. с англ. Виктории Лобачевой. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022.

  3. Меган Мак-Катчен Прокачай Самооценку – как победить неуверенность в себе и жить свободно: пер. с англ. Василия Горохова. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2022.

  4. Непряхин Н., Пащенко Т. Критическое мышление: железная логика на все случаи жизни/Никита Непряхин, Тарас Пащенко – М: Альпина Паблишер, 2022. -192с.

  5. Намаков Игорь М. Кркативность:31 способ заставить мозг работать/Игорь М. Намаков.-М.: Альпина Паблишер, 2022. – 264с.


Интернет ресурс:

  1. https://www.mann-ivanov-ferber.ru/assets/files/bookparts-new2/prosto-kosmos/ProstoCosmos-blog_stamped.pdf?ysclid=lf25kqjb5a765520690 10.03.2023г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!