СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для кружка в рамках летнего школьного лагеря " Юный исследователь"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа разработана для проведения занятий с детьми, посещающими летний школьный лагерь. Рассчитана на 9 занятий. 

Просмотр содержимого документа
«Программа для кружка в рамках летнего школьного лагеря " Юный исследователь"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 8»

г. Коркино Челябинской области





РАССМОТРЕНО:

СОГЛАСОВАНО:

УТВЕРЖДАЮ:

на заседании Методического совета

Заместитель директора по УВР:

Директор МКОУ «ООШ № 8»

протокол № от 2019 года

__________________

С.Н.Левушкина

__________________

О.Г. Кузнецова


2019года

2019 года



программа

естественнонаучной направленности

« Юный исследователь »










Программу составила:

учитель физики

квалификационная категория: первая

Иванова Елена Васильевна









Коркино, 2019


Содержание


1. Пояснительная записка………………….......................................3

2. Планируемые результаты освоения предмета.………..…………....5

3. Содержание учебного предмета………….…………………….…….7

4. Тематическое планирование с определением основных видов

и планируемых результатов учебной деятельности …………………11

5. Календарно-тематическое планирование ……………………….….18

6. Формы контроля………………………………………………………27

7. Описание материально-технического обеспечения …………..…...28

8. Перечень рекомендуемой литературы ………………………….….30

Приложение…………………………………………………….....…32



































  1. Пояснительная записка


Программа «Юный исследователь» раскрывает основные физические понятия и законы, знакомит с чудесами природы и техники, с великими учеными и изобретателями. Программа также нацелена на выявление у ребенка склонности к изучению физики и дальнейшего ее развития. Прохождение изучаемого материала происходит с проведением самостоятельных экспериментов, изготовлением пособий и моделей, расширением и углублением знаний учащихся, что повышает эффективность обучения. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к науке.

Актуальность данной программы заключается в прививании интереса у обучающихся к точным наукам.

Цель программы: формирование основ научного мировоззрения, развитие исследовательского мышления.

Задачи программы

Обучающие:

1) познакомить с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

2) формировать экспериментальные умений: пользоваться простейшими приборам

и инструментами и делать выводы на основе экспериментальных данных, соблюдать правила техники безопасности;

Развивающие:

1) развивать естественнонаучные компетенции обучающихся;

2) развивать способностей к самостоятельному наблюдению и анализу;

3) развитие исследовательских навыков;

Воспитательные:

1) вырабатывать усидчивость и скрупулезность при проведении исследований;

2) воспитывать аккуратность при работе в лабораторных условиях;

3) воспитывать самостоятельность при принятии решений и способности к аргументированному доказательству собственных гипотез;

4) воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники для дальнейшего развития человеческого общества;

5)формировать навыки сотрудничества.











  1. Планируемые результаты освоения учебного курса


Личностные результаты

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  2. убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  3. формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю

  4. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

  5. приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.


Метапредметные результаты

  1. овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;

  2. формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  3. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Общие предметные результаты

  1. феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и качественно объяснять причину их возникновения;

  2. умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;

  3. умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств (например, сборка устойчивых конструкций, конструирование простейшего фотоаппарата и микроскопа, изготовление электронного ключа и источника тока), решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  4. коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.




3. Содержание учебного предмета


Мы познаем мир, в котором живем. (1 час)

Природа. Явления природы.


Пространство (1 час)

Пространство и его свойства. Измерение размеров разных тел. Приборы

Лабораторные работы:

  1. Измерение размеров малых тел.


Время (1 час)

Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь.

Лабораторные работы:

1 Изготовление часов солнечных, свечных


Взаимодействия (1 часа)

Взаимодействие тел.Трение.

Лабораторные работы:

  1. Изучение зависимости силы трения от веса тела.


Строение вещества. Тепловые явления (2 часа)

Масса.

Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение.

Демонстрации:

  1. Механическая модель броуновского движения.

  2. Диффузия газов, жидкостей.

Лабораторные работы:

  1. Измерение массы тела рычажными весами.


Электромагнитные явления (3часа)

Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда.

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь. Проводники и изоляторы.

Постоянные магниты. Электромагниты

Лабораторные работы:

  1. Электризация различных тел и изучение их взаимодействия.

  2. Сборка электрической цепи. Наблюдение действий электрического тока.

  3. Изучение взаимодействия магнитов. Сборка электромагнита.







4. Тематическое планирование


Календарно-тематический план

№п/п

Тема раздела

Кол-во часов

1

Природа. Явления природы

1

2

Пространство

1

3

Время

1

4

Трение

1

5

Масса

1

6

Строения вещества

1

7

Электризация

1

8

Электрический ток

1

9

Магниты

1


всего

9




Основное содержание по темам

Характеристика основных видов

деятельности


Планируемые результаты

Природа. Явления природы.

  • Что изучает физика?

  • Методы научного познания: наблю­дение, опыт.

  • Моделирование.

  • Физические величины и их измерения.

  • Измерительные приборы.


Наблюдение: ме­ханических, теп­ло­вых, электромаг­нит­ных, звуковых и све­товых явлений при­роды; разных изме­рительных приборов.


Фронтальные лабо­ра­торные работы:

  1. Определение цены деле­ния измерительного при­бора.

Различать понятия: природа, явления природы, физические величины, наблюдение, опыт, измерительный прибор.



Пространство

  • Пространство и его свой­ства.

  • Измерение размеров разных тел.


Методы исследования пространства:

  1. Использование измерительных приборов: из­меритель­ная линейка, транспортир, палетка, мерный цилиндр.

Фронтальные лаборатор­ные работы.

  1. Измерение размеров малых тел

Уметь применять понятия: длина, угол, площадь, объем.


Уметь определять размеры малых тел.

Время.

  • Время.

  • Измерение интерва­лов времени.


Методы исследования времени:

  1. Использование измерительных приборов: часы, секундомер

Фронтальные лаборатор­ные работы:

  1. Измерение интервалов времени. Изготовление часов

Уметь применять понятия: интервал времени, сутки, месяц, год.


Взаимодействия.

  • Взаимодействие тел.

  • Трение.


Методы исследования механических явлений:

  1. Использование измерительных приборов: из­мерительная линейка, динамометр.

  2. Измере­ние расстояний, силы.

  3. Использование результатов эксперимента для предсказания значений ве­личин, характеризующих изучаемое явление.

  4. Заполнение таблиц, в которых отражены зависимости физических величин, характеризующих взаимодействия тел.

Наблюдение зависимости силы трения покоя, скольжения от веса.

Фронтальные лаборатор­ные работы:

  1. Изучение зависимости силы трения от веса тела.

Уметь применять понятия: сила вес.

Уметь применять зависимость силы трения скольжения от веса

Уметь измерять силу.

Уметь читать и строить таблицы

Строение

вещества.


  • Масса.

  • Непрерывность и хаотичность дви­жения частиц ве­щества. Диффузия.


Методы исследования тепловых явлений:

  1. Использование результатов эксперимента для предсказания хода физических явлений.

Наблюдение опытов, иллюстри­рующих инертные свойства тел при взаимодействии с другими телами, диффу­зии газов, жидкостей.

Фронтальные лабораторные ра­боты:

  1. Измерение массы тела рычаж­ными весами.


Уметь применять

положение о том, что все тела состоят из мо­лекул, которые находятся в непрерывном бес­порядочном движении и взаимодейст­вии, для объяснения диффузии в жидкостях и газах

Уметь применять понятия: масса

Уметь использовать весы.

  • Электризация тел.

  • Электрический ток.

  • Магниты

Методы исследования электромагнитных явлений.

  1. Наблюдение электрических и магнитных взаимодействий (электризации тел и взаимодействия наэлектризованных тел, взаимодействия постоянных магнитов, расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током).

  2. Изображение схемы собранной электрической цепи.

Фронтальные лабораторные работы:

  1. Электризация различных тел и изучение их взаимодействия.

  2. Сборка электрической цепи. Наблюдение действий электрического тока.

  3. Изучение взаимодействия магнитов.

  4. Сборка электромагнита и изучение его характеристик.

Уметь применять понятия: электрическая цепь.

Уметь определять полюс магнита

Уметь рисовать изображения простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по наглядному изображению.





6. Формы контроля


Для определения эффективности реализации программы используются диагностические методы, которые позволяют создать систему непрерывного отслеживания достижений конечного результата, зафиксировать полученные результаты и сравнить, их с прогнозированными, обеспечить контроль и коррекцию деятельности учащихся, проанализировать деятельность, как учащегося, так и коллектива в целом.

Для определения эффективности реализации программы используется система диагностики, которая включает в себя:

-диагностику результатов обучения;

-диагностику личностного развития;

-диагностику развития познавательной активности.

Систему контролирующих материалов, позволяющих оценить уровень и качество навыков и умений обучающихся, составляет портфолио исследователя , в которое заносятся итоги выполнения и представление результатов лабораторных работ. В работе используются также такие методы, как педагогическое наблюдение, беседа, фронтальный опрос.


8. Перечень рекомендуемой литературы для педагога и обучающихся


Список литературы для педагога

  1. Физика: учебная книга для 5 класса: в 2 ч. Ч.1., Ч.2/ Е.М Шулежко, А.Т. Шулежко.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.-88с.:ил.

  2. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах/ Л.В.Байбородова – М.: Просвещение, 2014.- 177с.

  3. Перельман Я.И. Занимательная физика. - М.: «Наука», 1991.

  4. Остер Г. Физика. - М.: Росмен,1994.

  5. Соловейчик С.А. Учение с увлечением. М.: Первое сентября, 2012.222 с.

  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение. 2010

Список литературы для обучающихся

  1. Перельман Я.И. “Занимательная физика” кн.1 и 2

  2. Дженис Ван Калив «200 экспериментов», «АСТ-ПРЕСС», 1995

  3. Богданов К.Ю. “Физик в гостях у биолога”, Библиотечка “Квант”, вып.49

  4. Учебное пособие «Мирный атом 5-6 класс» под ред. Карпова С.А.

  5. Рачлис Х. “Физика в ванне”, Библиотечка “Квант”, вып.51

  6. Энциклопедия для детей. М.,  «Аванта+», 1994 г.

  7. “Большая книга экспериментов для школьников” под ред. Мейяни; М., “РОСМЭН”, 2001

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!