Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа г. Лысково
Согласовано УТВЕРЖДЕНО:
зам.директора по ВР директор
Шаталина О.Л. Основной школы г. Лысково
_______________ _____________/ Е. В. Зяблова/
ПРОГРАММА ФГОС
воспитания и социализации обучающихся
7 «а» класс
Составитель: Рындина Юлия Александровна
г. Лысково
2018-2019 уч. год
Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Большое значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д.
Для процесса социализации большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный. В процессе социализации, проявляется объективная потребность индивидуального развития личности. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация. Личность приобретает черты неповторимости, уникальности. Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.
Воспитание - это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияний социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, организаторами, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка - среды, в которой он находится, средств массовой коммуникации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка.
Согласно новым ФГОС, воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.
Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Согласно ФГОС ООО организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация - процессы становления личности.
Целью воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования является поэтапное создание условий для социализации, воспитания и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Основные идеи программы воспитания и социализации:
Идея актуальной и потенциальной успешности личности ученика в процессе самореализации.
Идея педагогической поддержки личности ученика в процессе самореализации и на пути к успеху.
Идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха.
Идея стимулирования стремления личности учителя и ученика к успеху.
Идея целостности и взаимосвязи личностной и профессиональной успешности учителя.
Идея успешности школы как социального института и социокультурного центра села.
Идея развития школы как открытой, саморазвивающейся системы, взаимодействующей с социальными объектами села, района и области.
В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.
Организация воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания – нравственно – этическое.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека - гражданско – патриотическое.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии – трудовое.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни – спортивно – оздоровительное.
Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации в образовательном учреждении
Формы индивидуальной и групповой организации профориентации обучающихся | Ожидаемые результаты |
7 класс |
Игра по станциям, игры – путешествия, ролевые игры: «Из чего это сделано? | Проба своих способностей в различных профессиях, знакомство и расширение знаний о профессиях |
Классные часы: «Люди, на которых хотелось бы быть похожими!», «Время, события, люди!» | Ясное представление о профессиональных требованиях к человеку и его здоровью в соответствии с выбираемой профессией ,о месте получения профессии, потребности общества в этой профессии. |
Анкеты | Анализ профориентационной направленности учащихся для определения в кружки, факультативы, секции |
Выставки декоративно – прикладного творчества, ярмарки профессий | Развитие творческих способностей, приобщение к трудовой деятельности |
Профориентационные экскурсии на предприятия города, встречи с представителями творческих профессий | Знакомство с приоритетными профессиями предприятий своего города |
Копилка народной мудрости (пословицы, поговорки, загадки о труде ). | Расширение знаний о мире профессий. Умение работать с информацией, выбирать главное |
Основные формы организации педагогической поддержки с обучающимися по основным направлениям специалистов школы и социальных партнёров
Школа активно взаимодействует с социальными партнерами города в целях реализации программы по направлениям социального воспитания
В данных таблицах представлены формы занятий и те мероприятия, которые являются традиционными для образовательного учреждения.
Направление 1 . Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
Виды деятельности | Формы занятий с обучающимися |
7 класс | Социальные Партнёры |
Урочная | 1.Оказание помощи в защите проектов духовно- нравственной тематики 2. Тематические беседы и обсуждение ситуаций, высказывание собственных суждений; 3.Творческие работы духовно – нравственной тематики. 4. Написание проектов. | Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района |
Внеурочная | 1. Библиотечные уроки по данной тематике; 2. Конкурсы рисунков и фотографий; 3. Практикум по культуре общения «Учимся разрешать конфликты»; 4. Классные часы: «Основы этической культуры». «История развития русской этической мысли» Дни духовности и культуры (встречи с интересными людьми) 5.Акция «Весенняя неделя добра» 6.Просмотр документальных, учебных и художественных фильмов. 7.Беседы о правилах поведения в школе, на улице «Я – дома, я – в школе, я среди людей». 8. Мини – спектакли, литературные композиции. 9. Литературный клуб «В мире книг». | МБУК ЛМЦБС МБУК РЦНПРТ «Рассвет» Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района МБОУ ДОД ДДТ РДК |
Внешкольная | 1.Участие в районных и областных конкурсах духовно – нравственной тематики 2. Посещение выставок, музеев, поездки в театр. | МБУК ЛМЦБС МБУК РЦНПРТ «Рассвет» Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района МБОУ ДОД ДДТ |
Направление 2. Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетической культуре
Виды деятельности | Формы занятий с обучающимися |
7класс | Социальные партнёры |
Урочная | 1.Выполнение творческих заданий по разным предметам; 2.Тематические беседы и обсуждение ситуаций, высказывание собственных суждений. 3.Написание проектов | Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района |
Внеурочная | 1.Тематические выставки декоративно-прикладного творчества 2.Праздничные концерты «Ко Дню матери», «8 марта», «День учителя», «День защитника Отечества» 3.Недели детской книги | МБУК ЛМЦБС МБУК РЦНПРТ «Рассвет» Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района МБОУ ДОД ДДТ РДК |
| 4.Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» Линейка «Последний звонок», Линейка «Ура!Каникулы!». 5. Посещение учреждений культуры эстетической направленности 6. Библиотечные уроки. 7.Детские объединения дополнительного образования. | МБУК ЛМЦБС МБУК РЦНПРТ «Рассвет» Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района МБОУ ДОД ДДТ РДК |
Внешкольная | 1.Участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества. 2. Проведение экскурсий совместно с родителями учащихся. 3. Конкурсы литературного творчества. | МБУК ЛМЦБС МБУК РЦНПРТ «Рассвет» Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района МБОУ ДОД ДДТ |
Направление 3. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Виды деятельности | Формы занятий и мероприятия с обучающимися |
7 класс | Социальные партнёры |
Урочная | 1.Мини-проекты, практикумы, эссе; 2.Обсуждение ситуаций из современных событий области, школы, класса; включение программного материала данной тематики в уроки по истории и обществознанию; | Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района МБУК ЛМЦБС Краеведческий музей РДК МБОУ ДОД ДДТ Средние школы города Совет ветеранов |
Внеурочная | 1.Встречи с интересными людьми. 2. Участие в правовой неделе 3. Конкурсы чтецов 4. Киноуроки о национальных героях, исторических битвах 5. Акции: «Георгиевская ленточка», «Мы помним», и т.д. 6.Участие в литературно-музыкальных композициях; 7. Классные часы: Час проблемного разговора «Труд право или обязанность?» Беседа « Правовая культура – что это?» 8.Уроки мужества 9.Месячник гражданско – патриотического воспитания 10.Научно – практическая конференция 11.Дни памяти – 27 января, 9 декабря, 9 мая 12.Единый день профилактики «Подросток и закон». 13.Нижегородская школа безопасности – Зарница». |
Внешкольная | 1. Посещение мероприятий в МБУК ЛМЦБС, МБУК РЦНПРТ «Рассвет», МБОУ ДОД ДДТ, РДК районный краеведческий народный музей ( знакомство с героическими страницами истории России, особенностями Быта). 2.Районный этап «Нижегородская школа безопасности – Зарница». 3.Шефство над Мемориалом в Парке Победы. | Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района МБУК ЛМЦБС Краеведческий музей РДК МБОУ ДОД ДДТ |
Направление 4. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
Виды деятельности | Формы занятий с обучающимися |
7 класс | Социальные партнёры |
Урочная | 1.Дискуссии, диалоги и диспуты по темам курсов; 2.Встречи с интересными людьми 3.Проектная деятельность | Управление образования и молодёжной политики Лысковского района МБУК ЛМЦБС ГКУ ЦЗН РДК МБОУ ДОД ДДТ Средние школы города МУП «Благоустройство» Предприятия города: ЗАО «Лысковские узоры», ЛЭТЗ, ОАО «Хлебозавод» |
Внеурочная | 1. Организация и проведение презентаций «Труд нашей семьи» и т.п.; 2. Праздник: «Трудовые династии»; 3. Трудовые акции «Подари жизнь книге» и др. 4. Занятия в детских объединениях дополнительного образования. 5. Игры-путешествия, интеллектуальные игры 6. Классные часы по профориентации: «Самые важные профессии» (5 класс) «Трудовые традиции моей семьи» (6 класс) 7.Участие в общешкольном субботнике по уборке и благоустройству территории «Школьный двор» 8. Конкурс – смотр «Самый уютный кабинет», «Самый лучший класс», конкурс – смотр классных уголков. 9. Акция «Чистый двор». 10. Детские объединения дополнительного образования. 11. Дежурство классных коллективов по классам - по школе | |
Внешкольная | 1. Экскурсии: на предприятия, в учреждения культуры. 2. Проекты | |
Направление 5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Виды деятельности | Формы занятий и мероприятия с обучающимися |
7 класс | Социальные партнёры |
Урочная | 1. Показы презентаций; 2. Подготовка сообщений, рефератов, участие в деловых играх по темам экологического воспитания; 3. Дискуссии и диспуты по грамотному экологическому поведению в школе, дома, природной и городской среде; 4.Часы экологии. 5. Интеллектуальные игры по экологии. | Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района МБУК ЛМЦБС МБОУ ДОД ДДТ Средние школы города |
Внеурочная | 1.Участие в фотовыставках природоохранной направленности; 2. Проведение экологических акций. Акция «Голубая струйка» (борьба за экономию пресной воды), «Зелёный мир – будущим поколениям!» 4. Выставка «По морям, по волнам!» 5. Конкурс фотографий «У природы нет плохой погоды!» 6. Конкурсы литературного творчества |
Внешкольная | 1.Участие в районных конкурсах, социальных проектах и мероприятиях по экологии 2. Туристические слеты 3. Участие в районных олимпиадах по биологии. | |
Направление 6: Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Виды деятельности | Формы занятий и с обучающимися |
7 класс | Социальные партнёры |
Урочная | 1. Беседы по определению правил профилактики и корректировке осанки; 2. Просмотр и обсуждение фильмов по разным формам оздоровления; 3.Беседы и дискуссии по ЗОЖ и профилактике вредных привычек и употреблений ПАВ и т.п.; 4.Олимпиады по предметам. 5. Предметные недели по ОБЖ, биологии. | Управление образования и молодёжной политики Лысковского района МБУК ЛМЦБС МБОУ ДОД ДДТ Средние школы города МАУ «Фок «Олимп» Газета «Приволжская правда» МБОУ ДОД ДЮСШ |
Внеурочная | 1.Классные часы: Интерактивная игра «Семья и семейные ценности» 2. Веселые старты «Быстрее! Выше! Сильнее!»; 3.Неделя здоровья и спорта «Здоровым будешь – всё добудешь!»; 4. Акция «Спорт как альтернатива пагубным привычкам». 5.Детские объединения дополнительного образования (внеурочная деятельность). 6. Конкурс «Безопасное колесо». 7.Конкурс творческих работ «Физкульт – Ура!» 8. Встречи с медицинскими работниками по темам: «Профилактики простудных заболеваний», «Как вырасти здоровым». День здоровья «Здоровым будешь – всё добудешь». Классные часы: Выставка «Хобби моей семьи». | |
Внешкольная | 1.Участие в районных спортивных конкурсах и праздниках 2.Президентские игры, соревнования по мини – футболу, многоборье, военизированная эстафета, посвящённая памяти Самусю, Зарница, школьный этап), весенний марафон; 3.Проведение диспансеризации и иммунизации учащихся. | |
Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся
Критерии | Показатели | Инструментарий |
Уровень мотивации школьников | Вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение мероприятий. Количество мероприятий. | Статистический отчёт Анкетирование. |
Уровень воспитанности | Уважение к школьным традициям и фундаментальным ценностям; Демонстрация знаний этикета и делового общения; Овладение социальными навыками Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. | Результаты воспитанности учащихся по классам |
Вовлеченность школьников в конкурсы | Количество вовлеченных учащихся в различные конкурсы. Количество победителей этих конкурсов. Количество педагогов, подготовивших победителей. | Статистический отчёт проведенных мероприятий |
Вовлеченность учащихся в проектную деятельность | Количество учащихся, вовлеченных в проектную деятельность. | Отчеты педагогов – руководителей проектов |
Доля учащихся, принимающих активное участие в работе детских общественных объединениях | Количество учащихся, принимающих активное участие в работе детских общественных объединениях | Статистический отчёт |
Процент охвата школьников дополнительным образованием | Количество учащихся, занятых в детских объединениях дополнительного образования | Статистический отчёт |
Доля учащихся, совершивших правонарушения и стоящих на учетах | Низкий показатель правонарушений | Количество учащихся, состоящих на учете в ПДН, ВШК |
Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность | Количество учащихся, вовлечённых во внеурочную деятельность | Статистический отчёт |
Удовлетворённость учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью школы
| Положительная динамика степени удовлетворённости учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе Комфортность ребенка в школе | Анкетирование |
Взаимоотношения в классе | Эмоционально-психологическое положение ученика в школе | Социометрия |
Сформированность общешкольного коллектива | Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе . Развитость самоуправления. Сформированность совместной деятельности. | Анкетирование |
Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся основного общего образования
Результат согласования потребностей между семьёй, обществом, государством – основными субъектами образования:
создание оптимальных условий для развития и самореализации личности ученика, физически здоровой, социально мобильной, востребованной в современном обществе;
подготовка ученика к социальной адаптации в жизни;
развитие созидания собственной жизни;
адекватное самоопределение и самореализация;
духовно-нравственное и общекультурное совершенствование;
расширение мер по обеспечению здоровья детей и повышение экологической грамотности участников образовательного процесса, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.
Результат программы ориентирован на «Портрет выпускника основной школы»:
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.