СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь классному руководителю. В папку классного руководителя. 

Просмотр содержимого документа
«Программа для классного руководителя»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная школа г. Лысково




Согласовано УТВЕРЖДЕНО:

зам.директора по ВР директор

Шаталина О.Л. Основной школы г. Лысково

_______________ _____________/ Е. В. Зяблова/




ПРОГРАММА ФГОС

воспитания и социализации обучающихся

7 «а» класс






Составитель: Рындина Юлия Александровна











г. Лысково

2018-2019 уч. год

Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Большое значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. При этом ребенок постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где его лучше понимают, относятся к нему с уважением и т.д.

Для процесса социализации большое значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде - положительный или негативный. В процессе социализации, проявляется объективная потребность индивидуального развития личности. Ребенок начинает искать способы и средства для ее выражения, проявлять их, в результате чего происходит его индивидуализация. Личность приобретает черты неповторимости, уникальности. Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии.

Воспитание - это целенаправленный процесс, способствующий развитию и формированию нравственных качеств личности, тем самым влияющий на социализацию ребенка. Являясь составной частью влияний социальных факторов на человека, оно имеет свои особенности. Этот процесс, в отличие от других, всегда целенаправлен и осуществляется сознательно настроенными на него или специально подготовленными для этого людьми: родителями, учителями, воспитателями, организаторами, социальными педагогами и др.; через воспитание происходит учет других социальных факторов, влияющих на социализацию ребенка - среды, в которой он находится, средств массовой коммуникации, культуры и пр. В процессе воспитания учитывается также индивидуальная самобытность каждого ребенка.

Согласно новым ФГОС, воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации воспитательной (внеурочной) деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Согласно ФГОС ООО организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Таким образом, воспитание и социализация - процессы становления личности.

Целью воспитания и социализации обучающихся на уровне основного общего образования является поэтапное создание условий для социализации, воспитания и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.





Основные идеи программы воспитания и социализации:

  1. Идея актуальной и потенциальной успешности личности ученика в процессе самореализации.

  2.  Идея педагогической поддержки личности ученика в процессе самореализации и на пути к успеху.

  3. Идея вариативности развития и самореализации личности в процессе достижения успеха.

  4. Идея стимулирования стремления личности учителя и ученика к успеху.

  5. Идея целостности и взаимосвязи личностной и профессиональной успешности учителя.

  6. Идея успешности школы как социального института и социокультурного центра села.

  7. Идея развития школы как открытой, саморазвивающейся системы, взаимодействующей с социальными объектами села, района и области.

В совокупности все эти идеи направлены на формирование социально активной, физически здоровой, толерантной, творческой и трудолюбивой личности, способной адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира, путем создания оптимально благоприятных условий организации учебно-воспитательного процесса.

Организация воспитания и социализации обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания – нравственно – этическое.

  2. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание.

  3. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека - гражданско – патриотическое.

  4. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии – трудовое.

  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде – экологическое.

  6. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни – спортивно – оздоровительное.


Формы индивидуальной и групповой организации профессиональной ориентации в образовательном учреждении


Формы индивидуальной и групповой организации профориентации обучающихся

Ожидаемые результаты

7 класс

Игра по станциям, игры – путешествия, ролевые игры:

«Из чего это сделано?

Проба своих способностей в различных профессиях, знакомство и расширение знаний о профессиях


Классные часы:

«Люди, на которых хотелось бы быть похожими!», «Время, события, люди!»

Ясное представление о профессиональных

требованиях к человеку и его здоровью в

соответствии с выбираемой профессией ,о месте

получения профессии, потребности общества в

этой профессии.

Анкеты


Анализ профориентационной направленности

учащихся для определения в кружки,

факультативы, секции

Выставки декоративно – прикладного творчества, ярмарки профессий

Развитие творческих способностей, приобщение

к трудовой деятельности

Профориентационные экскурсии на предприятия города, встречи с представителями творческих профессий

Знакомство с приоритетными профессиями

предприятий своего города

Копилка народной мудрости (пословицы, поговорки, загадки о труде ).

Расширение знаний о мире профессий.

Умение работать с информацией, выбирать главное


Основные формы организации педагогической поддержки с обучающимися по основным направлениям специалистов школы и социальных партнёров


Школа активно взаимодействует с социальными партнерами города в целях реализации программы по направлениям социального воспитания

В данных таблицах представлены формы занятий и те мероприятия, которые являются традиционными для образовательного учреждения.



Направление 1 . Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания

Виды деятельности

Формы занятий с обучающимися


7 класс

Социальные

Партнёры


Урочная

1.Оказание помощи в защите

проектов духовно-

нравственной тематики

2. Тематические беседы и

обсуждение ситуаций, высказывание собственных

суждений;

3.Творческие работы духовно – нравственной тематики.

4. Написание проектов.

Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района


Внеурочная

1. Библиотечные уроки по данной тематике;

2. Конкурсы рисунков и фотографий;

3. Практикум по культуре общения «Учимся разрешать конфликты»;

4. Классные часы:

«Основы этической культуры».

«История развития русской этической мысли»

Дни духовности и культуры (встречи с интересными людьми)

5.Акция «Весенняя неделя добра»

6.Просмотр документальных, учебных и художественных фильмов.

7.Беседы о правилах поведения в школе, на улице «Я – дома, я – в школе, я среди людей».

8. Мини – спектакли, литературные композиции.

9. Литературный клуб «В мире книг».

МБУК ЛМЦБС

МБУК РЦНПРТ «Рассвет»

Управление образования и молодёжной политики администрации

Лысковского муниципального района

МБОУ ДОД ДДТ

РДК

Внешкольная

1.Участие в районных и областных конкурсах духовно – нравственной тематики

2. Посещение выставок, музеев, поездки в театр.


МБУК ЛМЦБС

МБУК РЦНПРТ «Рассвет»

Управление образования и молодёжной политики администрации

Лысковского муниципального района

МБОУ ДОД ДДТ









Направление 2. Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетической культуре


Виды деятельности

Формы занятий с обучающимися

7класс

Социальные

партнёры

Урочная

1.Выполнение творческих заданий по разным предметам;

2.Тематические беседы и

обсуждение ситуаций, высказывание собственных

суждений.

3.Написание проектов


Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района

Внеурочная

1.Тематические выставки декоративно-прикладного творчества

2.Праздничные концерты «Ко Дню матери», «8 марта», «День учителя», «День защитника Отечества»

3.Недели детской книги


МБУК ЛМЦБС

МБУК РЦНПРТ «Рассвет»

Управление образования и молодёжной политики администрации

Лысковского муниципального района

МБОУ ДОД ДДТ

РДК


4.Торжественная линейка «Здравствуй, школа!» Линейка «Последний звонок», Линейка «Ура!Каникулы!».

5. Посещение учреждений культуры эстетической направленности

6. Библиотечные уроки.

7.Детские объединения дополнительного образования.

МБУК ЛМЦБС

МБУК РЦНПРТ «Рассвет»

Управление образования и молодёжной политики администрации

Лысковского муниципального района

МБОУ ДОД ДДТ

РДК

Внешкольная

1.Участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества.

2. Проведение экскурсий совместно с родителями учащихся.

3. Конкурсы литературного творчества.

МБУК ЛМЦБС

МБУК РЦНПРТ «Рассвет»

Управление образования и молодёжной политики администрации

Лысковского муниципального района

МБОУ ДОД ДДТ



Направление 3. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


Виды

деятельности


Формы занятий и мероприятия с обучающимися

7 класс

Социальные

партнёры

Урочная

1.Мини-проекты, практикумы, эссе;

2.Обсуждение ситуаций из современных событий области, школы, класса; включение

программного материала данной тематики в уроки по истории и обществознанию;


Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района

МБУК ЛМЦБС

Краеведческий музей

РДК

МБОУ ДОД ДДТ

Средние школы города

Совет ветеранов

Внеурочная

1.Встречи с интересными людьми.

2. Участие в правовой неделе

3. Конкурсы чтецов

4. Киноуроки о национальных героях, исторических битвах

5. Акции: «Георгиевская ленточка», «Мы помним», и т.д.

6.Участие в литературно-музыкальных композициях;

7. Классные часы:

Час проблемного разговора «Труд право или обязанность?»

Беседа « Правовая культура – что это?»

8.Уроки мужества

9.Месячник гражданско – патриотического воспитания

10.Научно – практическая конференция

11.Дни памяти – 27 января, 9 декабря, 9 мая

12.Единый день профилактики «Подросток и закон».

13.Нижегородская школа безопасности – Зарница».

Внешкольная

1. Посещение мероприятий в МБУК ЛМЦБС, МБУК РЦНПРТ «Рассвет», МБОУ ДОД ДДТ, РДК районный краеведческий народный музей

( знакомство с героическими страницами истории России, особенностями

Быта).

2.Районный этап «Нижегородская школа безопасности – Зарница».

3.Шефство над Мемориалом в Парке Победы.

Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района

МБУК ЛМЦБС

Краеведческий музей

РДК

МБОУ ДОД ДДТ




Направление 4. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии


Виды деятельности

Формы занятий с обучающимися

7 класс

Социальные

партнёры

Урочная

1.Дискуссии, диалоги и диспуты по темам курсов;

2.Встречи с интересными

людьми

3.Проектная деятельность

Управление образования и молодёжной политики Лысковского района

МБУК ЛМЦБС

ГКУ ЦЗН

РДК

МБОУ ДОД ДДТ

Средние школы города

МУП «Благоустройство»

Предприятия города:

ЗАО «Лысковские узоры», ЛЭТЗ, ОАО «Хлебозавод»


Внеурочная

1. Организация и проведение презентаций «Труд нашей семьи» и т.п.;

2. Праздник: «Трудовые династии»;

3. Трудовые акции «Подари жизнь книге» и др.

4. Занятия в детских объединениях дополнительного образования.

5. Игры-путешествия, интеллектуальные игры

6. Классные часы по профориентации:

«Самые важные профессии» (5 класс) «Трудовые традиции моей семьи» (6 класс)

7.Участие в общешкольном субботнике по уборке и благоустройству территории «Школьный двор»

8. Конкурс – смотр «Самый уютный кабинет», «Самый лучший класс», конкурс – смотр классных уголков.

9. Акция «Чистый двор».

10. Детские объединения дополнительного образования.

11. Дежурство классных коллективов по классам

- по школе


Внешкольная

1. Экскурсии: на предприятия, в учреждения культуры.

2. Проекты





Направление 5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.



Виды деятельности

Формы занятий и мероприятия с обучающимися

7 класс

Социальные

партнёры

Урочная

1. Показы презентаций;

2. Подготовка сообщений,

рефератов, участие в деловых играх по темам

экологического воспитания;

3. Дискуссии и диспуты по грамотному

экологическому поведению в

школе, дома, природной и

городской среде;

4.Часы экологии.

5. Интеллектуальные игры по экологии.

Управление образования и молодёжной политики администрации Лысковского муниципального района

МБУК ЛМЦБС

МБОУ ДОД ДДТ

Средние школы города


Внеурочная

1.Участие в фотовыставках

природоохранной

направленности;

2. Проведение

экологических акций.

Акция «Голубая струйка» (борьба за экономию пресной воды), «Зелёный мир – будущим поколениям!»

4. Выставка «По морям, по волнам!»

5. Конкурс фотографий «У природы нет плохой погоды!»

6. Конкурсы литературного творчества

Внешкольная

1.Участие в районных конкурсах, социальных проектах и мероприятиях по экологии

2. Туристические слеты

3. Участие в районных олимпиадах по биологии.








Направление 6: Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.


Виды деятельности

Формы занятий и с обучающимися

7 класс

Социальные партнёры

Урочная


1. Беседы по определению

правил профилактики и корректировке осанки;

2. Просмотр и обсуждение

фильмов по разным формам

оздоровления;

3.Беседы и дискуссии по ЗОЖ и профилактике вредных

привычек и употреблений

ПАВ и т.п.;

4.Олимпиады по предметам.

5. Предметные недели по ОБЖ, биологии.

Управление образования и молодёжной политики Лысковского района

МБУК ЛМЦБС

МБОУ ДОД ДДТ

Средние школы города

МАУ «Фок «Олимп»

Газета «Приволжская правда»

МБОУ ДОД ДЮСШ

Внеурочная

1.Классные часы:

Интерактивная игра «Семья и семейные ценности»

2. Веселые старты «Быстрее!

Выше! Сильнее!»;

3.Неделя здоровья и спорта «Здоровым будешь – всё добудешь!»;

4. Акция «Спорт как альтернатива пагубным привычкам».

5.Детские объединения дополнительного образования (внеурочная деятельность).

6. Конкурс «Безопасное колесо».

7.Конкурс творческих работ «Физкульт – Ура!»

8. Встречи с медицинскими работниками по темам:

«Профилактики простудных заболеваний», «Как вырасти здоровым».

  1. День здоровья «Здоровым будешь – всё добудешь».

  2. Классные часы:

Выставка «Хобби моей семьи».


Внешкольная

1.Участие в районных спортивных конкурсах и праздниках

2.Президентские игры, соревнования по мини – футболу, многоборье, военизированная эстафета, посвящённая памяти Самусю, Зарница, школьный этап), весенний марафон;

3.Проведение диспансеризации и иммунизации учащихся.








Критерии, показатели эффективности деятельности образовательной организации в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, формирования здорового и безопасного образа жизни и экологической культуры обучающихся



Критерии

Показатели

Инструментарий

Уровень мотивации

школьников

Вовлеченность обучающихся в

подготовку и проведение

мероприятий.

Количество

мероприятий.

Статистический отчёт

Анкетирование.


Уровень воспитанности

Уважение к школьным традициям и фундаменталь­ным ценностям;

Демонстрация знаний этикета и делового общения;

Овладение социальными навыками

Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.

Результаты воспитанности учащихся по классам


Вовлеченность

школьников в конкурсы

Количество вовлеченных учащихся в

различные конкурсы. Количество

победителей этих конкурсов.

Количество педагогов,

подготовивших победителей.

Статистический отчёт

проведенных мероприятий

Вовлеченность

учащихся в

проектную

деятельность

Количество учащихся, вовлеченных

в проектную деятельность.


Отчеты педагогов –

руководителей проектов

Доля учащихся, принимающих активное участие в работе

детских  общественных объединениях

Количество учащихся, принимающих активное участие в работе детских общественных объединениях

Статистический отчёт


Процент охвата школьников дополнительным образованием

Количество учащихся, занятых в детских объединениях дополнительного образования

Статистический отчёт


Доля учащихся, совершивших правонарушения и стоящих на учетах

Низкий показатель правонарушений


Количество учащихся, состоящих на

учете в ПДН, ВШК


Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность

Количество учащихся, вовлечённых во внеурочную деятельность

Статистический отчёт


Удовлетворённость учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью школы




Положительная динамика степени удовлетворённости учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе

Комфортность ребенка в школе

Анкетирование

Взаимоотношения в классе

Эмоционально-психологическое положение ученика в школе

Социометрия

Сформированность общешкольного коллектива


Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе .

Развитость самоуправления.

Сформированность совместной деятельности.


Анкетирование







Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся основного общего образования

Результат согласования потребностей между семьёй, обществом, государством – основными субъектами образования:

  1. создание оптимальных условий для развития и самореализации личности ученика, физически здоровой, социально мобильной, востребованной в современном обществе;

  2. подготовка ученика к социальной адаптации в жизни;

  3. развитие созидания собственной жизни;

  4. адекватное самоопределение и самореализация;

  5. духовно-нравственное и общекультурное совершенствование;

  6. расширение мер по обеспечению здоровья детей и повышение экологической грамотности участников образовательного процесса, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.



Результат программы ориентирован на «Портрет выпускника основной школы»:

  1. любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

  2. осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

  3. активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  4. умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

  5. социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

  6. уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

  7. осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

  8. ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!