СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа дисциплины ОГСЭ.05 "Русский язык и культура речи" для реализации в системе СПО.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная дисциплина "Русский язык и культура речи" является частью общепрофессионального цикла основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС. Программа рассчитана на 54 часа (включая практические занятия - 10 часов), также учебный план предполагает проведение 2 консультаций перед дифференцированным зачётом.

Просмотр содержимого документа
«Программа дисциплины ОГСЭ.05 "Русский язык и культура речи" для реализации в системе СПО.»

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Сергиево – Посадский колледж»




Утверждена приказом директора
ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский
колледж»
№ 162-ос от 29 июня 2020 г.





ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05

Русский язык и культура речи














г. Сергиев Посад

2020




РАССМОТРЕНО




СОГЛАСОВАНО

на заседании ЦК общеобразовательных, социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Протокол №_10_
«25» июня 2020 г.
Председатель ЦК
__________ И.Г. Капичникова


Зам.директора по УМР

«25» _июня_2020 г.


__________ Н.В.Ильина







Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных гражданских зданий, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.12.2016 г. N 1565 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных гражданских зданий(зарегистрирован в Минюсте России 20.12 2016 г. N 44828) с учетом запросов работодателей на дополнительные результаты освоения образовательной программы подготовки специалистов среднего звена, не предусмотренные ФГОС СПО.

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Сергиево-Посадский колледж»





Автор-разработчик:

Беленко-Линёва М.П., преподаватель ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»




СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10


18

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


21





























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» предназначена для изучения русского языка и речевой культуры в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образователь­ной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при под­готовке квалифицированных специалистов среднего звена.
Изучение предметной области "Русский язык и культура речи" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:

сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;

включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;

сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;

сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к российским свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;

свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;

сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

















1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстракт­ное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспе­чивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций.
В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций проис­ходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорени­ем, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуника­тивной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности.
Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетен­ций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание язы­ка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
При изучении русского языка и речевой культуры решаются задачи, связанные с фор­мированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности.
Особое внимание уделяется усвоению функциональных стилей речи и особенностям употребления язы­ковых единиц в соответствии с речевой ситуацией. Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению дисциплины.
Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачёта в рамках проме­жуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).


1.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебная дисциплина является частью общепрофессионального цикла основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС по специальности ППССЗ 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных гражданских зданий.
Учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных гражданских зданий.


1.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

метапредметных:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

предметных:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;

2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;

5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;

6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;

7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

объем образовательной нагрузки учебной дисциплины - 56 часов, в том числе:

нагрузка во взаимодействии с преподавателем – 54 часа.






2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы

Объем часов

Объем образовательной программы учебной дисциплины

56

в том числе:


теоретическое обучение

44

практические занятия

10

Самостоятельная работа

-

Консультации

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта.












2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем

часов

1

2

3

Введение.

4

Цели и задачи курса «Русский язык и культура речи».

Содержание учебного материала:

Общая характеристика учебной дисциплины. Содержание учебной дисциплины и её практическая направленность.


1



Язык и речь. Словари русского языка.

Содержание учебного материала:

Различие между понятиями «язык» и «речь». Принадлежность языка народу, речи отдельному человеку. Лексикография как наука по составлению словарей. Виды словарей: энциклопедические и лингвистические. Создатели словарей. Словарь Даля как национальное достояние.


1

Национальный язык и его разновидности. Языковая норма.

Содержание учебного материала:

Определение национального языка. Формы существования родного языка: диалектизмы, жаргонизмы, просторечие, литературный язык. Высшая форма языка. Признаки литературного языка. Языковая норма, её историчность и вариативность.


1

Культура речи: её социальные аспекты. Качества хорошей речи.

Содержание учебного материала:

Определение культуры речи. Социальные аспекты культуры речи: нормативность, коммуникативность, этичность. Качества хорошей речи: правильность, точность, чистота, уместность, образность.


1

Раздел 1. Фонетика и орфоэпия.

3

Тема 1.1

Фонетические единицы языка. Особенности русского ударения.

Содержание учебного материала:

Фонема как единица языка. Её отличительные признаки. Русское ударение, его разноместность и подвижность. Виды ударения и его смыслоразличительная роль.

1


Тема 1.2

Орфоэпия грамматических форм.

Содержание учебного материала:

Орфоэпия как раздел науки о языке. Произношение отдельных форм слова разных частей речи.

1

Тема 1.3

Нормы ударения и произношения.

Содержание учебного материала:

Орфоэпические нормы устной речи. Произношение «чн» в отдельных словах.

1

Практическое занятие № 1. Определение ударения в словах.

1

Раздел 2. Лексика и фразеология.

13

Тема 2.1 Слово в лексической системе языка.

Содержание учебного материала:

Языковые единицы. Слово как основная единица языка.

1

Тема 2.2. Лексические единицы.

Содержание учебного материала:

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.


1


Тема 2.3. Активный и пассивный запас слов. Лексический разбор слова.

Содержание учебного материала:

Понятие активного и пассивного запаса слов. Лексика активного и пассивного словаря. Лексикон как словарный запас одного человека. Лексический разбор слова.

1

Тема 2.4. Лексические ошибки и их исправление.

Содержание учебного материала:

Лексические ошибки: тавтология и плеоназм. Определение данных понятий. Способы устранения речевых недочётов.

1


Практическое занятие № 2. Употребление паронимов.

1

Тема 2.5 Лексика с точки зрения её происхождения.

Содержание учебного материала:

Пласты лексики с точки зрения происхождения: исконно русская и заимствованная.

1

Тема 2.6 Лексика с точки зрения её употребления.

Содержание учебного материала:

Пласты лексики с точки зрения употребления: общеупотребительная и не общеупотребительная.


1


Тема 2.7 Фразеология. Фразеологизмы.

Содержание учебного материала:

Свободные и несвободные словосочетания. Фразеологизмы как устойчивые словосочетания, их роль в речи

1

Тема 2.8 Основные свойства фразеологизмов.

Содержание учебного материала

Устойчивость, неизменяемость, воспроизводимость фразеологизмов.

1

Практическое занятие № 3. Работа с текстом. Употребление фразеологизмов.
Практическое занятие № 4. Устранение лексических ошибок.


1
1

Тема 2.9 Изобразительно – выразительные средства языка: тропы.

Содержание учебного материала

Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, метонимия. Синекдоха и другие. Образность речи. Нахождение их в тексте и создание собственных текстов с тропами.

1

Тема 2.10 Изобразительно – выразительные средства языка: фигуры речи.

Содержание учебного материала

Фигуры речи: анафора, эпифора, оксюморон, антитеза, параллелизм и др. Нахождение их в тексте и создание собственных текстов с фигурами речи. Образность речи.


1

Раздел 3. Морфемика, словообразование, орфография.

4

Тема 3.1 Структура морфемного анализа слова.

Содержание учебного материала

Морфемный состав слова. Понятия производной производящей основ.

1

Тема 3.2 Основные способы словообразования.

Содержание учебного материала

Морфемные и неморфемные способы образования слов


1

Тема 3.3 Правописание морфем.

Содержание учебного материала

Гласные в корне слова: проверяемые ударением, непроверяемые, чередующиеся. Правописание приставок.

Способ проверки орфограммы в окончаниях прилагательных.

1

Тема 3.4 Глагол и глагольные формы.

Содержание учебного материала

Безличные окончания глаголов. Понятие вида,1-2 спряжения. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Употребление форм глагола в речи. Синонимия глагольных форм в художе-

ственном тексте.

1

Раздел 4. Морфология и орфография.

8

Тема 4.1 Нормативное образование степеней сравнения прилагательных.

Содержание учебного материала:

Степени сравнения прилагательных: сравнительная, превосходная. Способы образования степеней сравнения.

1


Тема 4.2 Правописание числительных. Употребление местоимений в речи.

Содержание учебного материала:

Разряды числительных. Склонение числительных. Правописание с Ь знаком. Грамматические разряды местоимений. Нормативное употребление местоимений в речи.


1

Тема 4.3 Нормативное употребление глагольных форм.

Содержание учебного материала:

Глаголы, не имеющие формы 1лица настоящего и будущего времени. Замена их словесными оборотами.


1

Тема 4.4 Нормативное употребление причастных оборотов.

Содержание учебного материала:

Причастный оборот как единое целое. Местоположение причастного оборота в речи.

1

Практическое занятие № 5. Устранение ошибок в построении причастных оборотов.

1

Тема 4.5 Нормативное употребление деепричастных оборотов.

Содержание учебного материала:

Деепричастный оборот как единое целое. Местоположение деепричастного оборота в речи.


1

Тема 4.6 Нормативное употребление предлогов в словосочетаниях.

Содержание учебного материала:

Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов.

Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.

1

Практическое занятие № 6. Устранение ошибок в словосочетаниях с предлогами.

1

Раздел 5. Синтаксис.

14

Тема 5.1 Основные единицы синтаксиса. Виды синтаксических связей.

Содержание учебного материала

Предложение и словосочетание как единицы синтаксиса. Признаки предложения и признаки словосочетаний.


1

Тема 5.2 Виды связи слов в сл/с. Нормы построения сл/с.

Содержание учебного материала

Виды связи: согласование, управление, примыкание. Отличительные признаки, нормы построения


1

Тема 5.3 Виды предложений. Актуальное членение предложений.

Содержание учебного материала:

Виды предложений по цели высказывания, интонации, количеству основ, строению основы, наличию второстепенных членов. Абзац как единое целое.

1

Тема 5.4 Грамматическая основа простого предложения.

Содержание учебного материала:

Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Согласованность между ними.

1

Тема 5.5 Выразительные возможности русского синтаксиса.

Содержание учебного материала:

Фигуры речи как выразительные возможности русского синтаксиса. Экспрессивность речи.


1

Тема 5.6 Согласование, управление. Выявление ошибок.

Содержание учебного материала:

Главные и зависимые слова в сл/с. Связь смысловая и грамматическая.


1

Тема 5.7 Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности речи.

Содержание учебного материала:

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности речи.


1

Тема 5.8 Осложнённое простое предложение. Однородные члены предложения.

Содержание учебного материала:

Знаки препинания при однородных членах, запятая, двоеточие.


1

Тема 5.9 Ошибки в предложениях с однородными членами.

Содержание учебного материала:

Парные сочинительные союзы: так…, как и; не только…..,но и.


1

Тема 5.10 Структура сложного предложения.

Содержание учебного материала:

Виды сложных предложений: ССП, БСП, СПП. Сочинительные и подчинительные союзы.

1

Тема 5.11 Знаки препинания в сложном предложении.

Содержание учебного материала:

Знаки препинания в сложном предложении: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире. Условия их постановки.

1

Практическое занятие № 7. Замена бессоюзных сложных предложений союзными.

1

Тема 5.11 Ошибки при построении предложений с косвенной речью.

Содержание учебного материала:

Способы передачи чужой речи: косвенная речь. Выявление ошибок в предложениях с косвенной речь.

1

Практическое занятие № 8. Устранение ошибок в предложениях с прямой и косвенной речью.

1

Раздел 6. Текст. Стили речи.

8

Тема 6.1 Текст, его признаки. Типы речи.

Содержание учебного материала:

Признаки текста: смысловая и грамматическая цельность. Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

1

Тема 6.2 Функциональные стили речи.

Содержание учебного материала:

Функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.

1

Практическое занятие № 9. Анализ текста.

1

Тема 6.3 Разговорный и художественный стиль речи.

Содержание учебного материала:

Задачи, сфера обслуживания, языковые средства.


1

Тема 6.4 Публицистический стиль речи.

Содержание учебного материала:

Задачи, сфера обслуживания, языковые средства.

1

Практическое занятие № 10. Написание эссе.

1

Тема 6.5 Характерные особенности официально- делового стиля речи.

Содержание учебного материала:

Задачи, сфера обслуживания, языковые средства.


1

Промежуточная аттестация - дифференцированный зачёт.


1

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению

п/п


Материально- техническое обеспечение обучения

1

Столы дляобучающихся - 15

2

Стулья для обучающихся - 30

3

Рабочее место преподавателя: стол – 1, стул - 1

4

Комплект портретов для кабинета русского языка.

5

Компьютер

11

Проектор



3.2.Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Издательство, год издания

ОИ 1

Русский язык и культура речи. Учебник.

Е.С .Антонова,Т.М. Воителева

М.: «Академия»,2016

ОИ 2

Русский язык: сборник упражнений. Учебное пособие.

Т.М. Воителева

М.: «Академия», 2016

ОИ 3

Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ.

Е.С. Антонова, Т.М. Воителева

М.: «Академия»,2017


Дополнительные источники:


№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Издательство, год издания

ДИ 1

Русский язык 10-11 классы.

Гольцова Н.Г.,Шамшин И.В., Мищерина М.А.

М.: ООО «Русское слово»,
2013.

ДИ 2

Русский язык 10-11 классы.

Власенков А.И.,Рыбченкова Л.М.

М.: Просвещение,2011.

ДИ3

Толковый словарь русского языка.

Ожегов С.И.

М.: Просвещение,2003.

ДИ 4

Как сказать правильно? Орфоэпические нормы русского литературного языка.

Соловьёва Н.Н.

М.: ООО«Изд-во « Мир и Образование», 2009.

ДИ 5

Говорите и пишите по-русски правильно.

РозентальД.Э.

М.: Айрис-пресс, 2007.

ДИ 6

Этимологический словарь для школьников.

Семёнов А.В.

М.: ЮНВЕС, 2005.

ДИ 7

Лексический разбор слова.

Ушакова О.Д.

СПб.: «Литера», 2006.

ДИ 8

Школьный фразеологический словарь русского языка.

Шанский Н.М. и др.

М.: Просвещение,2000.

ДИ 9

Орфоэпический словарь русского языка

Аванесов Р.И.

М.: Просвещение,1987.

ДИ 10

Школьный орфографический словарь русского языка.

Баранов М.Т.

М.: Просвещение,1999.

ДИ 11

Школьный словообразовательный словарь русского языка.

Тихонов А.Н.

М.: Просвещение, 2005.

ДИ 12

Учебный словарь омонимов русского языка.

Введенская Л.А.

Ростов н/Д., 2010.

ДИ 13

Словарь трудностей русского языка для школьников.

Ушакова С.А.

М.: Дрофа, 2007.

ДИ 14

Разбор слова по составу.

Баронова М.М.

М.:Астрель, 2010.

ДИ 15

Русский язык и культура речи.

Голуб И.Б.

М.:Логос, 2003.

ДИ 16

Через дефис, слитно или раздельно? Словарь – справочник русского языка.

Бурцева В.В.

М.: Русский язык – Медиа, 2007.

ДИ 17

Современный словарь несклоняемых слов русского языка.

Успенская И.Д.

М.:Астрель, 2009.

ДИ 18

Язык мой – друг мой.

Григорян Л.Т.

М.: Просвещение, 1088.

ДИ 19

В мире слов.

Шанский Н.М.

М.: Просвещение, 1985.

ДИ 20

Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык.

Аксёнова М., Петрановская Л. и др.

М.:Аванта+, 2007

ДИ 21

Энциклопедия для детей. Т. 38. Языки мира.

Аксёнова М., Петрановская Л. и др.

М.:Аванта+, 2009.

ДИ 22

Толковый словарь современного русского языка. (Библиотека словарей РАН).

Лопатин В.В.

М.:Эксмо, 2009.

ДИ 23

Лингвистические детективы.

Шанский Н.М.

М.: Дрофа, 2010.

ДИ 24

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник.

ЛопатинВ.В.

М.:Просвещение,2014.

ДИ 25

Готовимся к письменному и устному экзамену по русскому языку.

Пахнова Т.М.

М.: Экзамен, 2011.



Интернет-ресурсы (И-Р)

И-Р 1 Биография Даля В.И.: :Litra : : Лучшие биографии. – Режим доступа:www. Litra.ru / biography/ get/ wrid/ 00371631234459215697
И-Р 2 Сергей Иванович Ожегов – Календарь культуры – Режим доступа: сultcalend.ru/ event/ 284
И-Р 3 Биография Дмитрия Ушакова/ РИА Новости – Режим доступа:https: // ria .ru/ spravka / 20130124/ 919223938. html

И-Р 4 www. russkiyjazik. ru (энциклопедия «Языкознание»).

И-Р 5 www. etymolog. ruslang. ru (Этимология и история русского языка).

И-Р 6 www. spravka. gramota. ru (Справочная служба русского языка).

И-Р 7www. slovari. ru/dictsearch (Словари.ру).

И-Р 8 www. gramota. ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты).

И-Р 9 электронная платформа "Цифровой колледж Подмосковья"


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Характеристика основных видов деятельности обучающихся(на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Введение


-извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры
- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа - носителя языка; анализировать пословицы и поговорки о русском языке
- составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной и письменной форме
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру народа
- определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества
- вычитывать разные виды информации; проводить языковой разбор текстов; извлекать информацию из разных источников
- преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека

Выступления с сообщениями, докладами, рефератами.
Аналитическая беседа с использованием подобранного материала.
Устное сочинение-рассуждение на заданную тему.
Письменное рассуждение на заданную тему.
Работа с текстами учебника и сборника упражнений.


Фонетика, орфоэпия


- проводить фонетический разбор; извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики

Работа с орфоэпическими справочниками и словарями.
Устные ответы.
Работа с орфографическим словарём.
Выполнение заданий на практических занятиях.

Лексикология и фразеология


- аргументировать различие лексического и грамматического значения слова; опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их
- объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа и справочников; использовать эту информацию в различных видах деятельности
- распознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова

Устные ответы.
Работа с текстами сб. упражнений.
Индивидуальная и групповая работа со статьями из лексических словарей.
Устное высказывание с использованием разных лексических и фразеологических единиц.
Осуществление мини-проектов и их защита.
Задания на опознавание основных выразительных средств языка.
Выполнение заданий на практических занятиях.

Морфемика, словообразование, орфография


- опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста
- проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ
- извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов
- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников
- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова

Работа с текстами учебника и сборника упражнений.
Задания на различные виды анализа.
Аналитическая работа со схемами и таблицами учебника.
Аналитическая работа с текстами из художественных произведений.
Индивидуальная и групповая работа со словообразовательными цепочками.
Работа с морфемными, словообразовательными и этимологическими словарями.
Словарные диктанты.

Морфология и орфография


- опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста
- проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ
- извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы
- подбирать примеры по теме из художественных произведений
- составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной и письменной форме; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма; определять роль слов разных частей речи в образовании текста

Работа с текстами учебника и сборника упражнений.
Задания на проведение анализа различного вида.
Аналитическая работа со схемами и таблицами учебника.
Индивидуальная и групповая работа по определению использованных в работе орфографических и пунктуационных правил.
Работа с орфографическим словарём.
Словарные диктанты.
Объяснительные диктанты.
Устное высказывание с соблюдением норм русского языка.
Письменное высказывание на лингвистическую тему.
Тестирование.
Осуществление мини-проектов.
Выполнение заданий на практических занятиях.

Синтаксис и пунктуация


- опознавать, наблюдать изучаемое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой анализ
- комментировать ответы товарищей
- извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника; строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае; анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий, орфограмм, пунктограмм
- составлять синтаксические конструкции по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы
- составлять связное высказывание на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия
- производить синонимическую замену синтаксических конструкций
- пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками; определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях

Индивидуальная и групповая работа по определению использованных в работе пунктуационных правил.
Объяснительные диктанты.
Корректный анализ чужих и собственных высказываний.
Осуществление учебно-научных проектов.
Тестирование.
Задания на создание текстов по опорным словам, заданным темам с соблюдением синтаксических норм.
Письменное высказывание на лингвистическую тему.
Задание на синонимическую замену синтаксических конструкций (ССП на БСП, придаточные части СПП на причастные и деепричастные обороты.
Задания на конструирование или поиск в тексте предложений по определённым схемам.
Выполнение заданий на практических занятиях.

Текст. Стили речи


- выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов
- характеризовать средства и способы связи предложений в тексте
- выполнять лингвостилистический анализ текста; определять авторскую позицию в тексте; высказывать свою точку зрения по проблеме текста
- характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста
- составлять связное высказывание ( сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов; определять эмоциональный настрой текста
- анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств
- подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых произведений
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему
- анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира
- различать тексты разных функциональных стилей
- анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи
- подбирать тексты разных функциональных типов и стилей; осуществлять информационную обработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста

Работа с текстами учебника и сборника упражнений.
Устные ответы.
Аналитическая беседа по тексту и его проблематике.
Письменное высказывание на заданную тему.
Устное высказывание с соблюдением норм русского языка и культуры речи.
Осуществление учебно-исследовательской деятельности.
Задания на редактирование текстов.
Корректный анализ чужих и собственных высказываний.
Осуществление учебно-научных проектов.
Задание на поиск текстов разной функциональной направленности.
Аналитическая работа с текстами разных стилей.
Самостоятельная работа по созданию текстов или высказываний разных стилей, жанров и типов речи.
Задания на создание текстов официально-делового стиля практической направленности.
Задания с использованием разных видов переработки текста.
Выполнение заданий на практических занятиях.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!