СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа авторского метакурса "Языки мира. Мир языков".

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа билингвального метакурса "Языки мира. Мир языков".

Просмотр содержимого документа
«Программа авторского метакурса "Языки мира. Мир языков".»

Метакурс "ЯЗЫКИ МИРА. МИР ЯЗЫКОВ"

Глава I. Введение для педагогов

Глава II. Программа и методика занятий

  • Цели и задачи курса

  • Тематическое планирование

  • Методические рекомендации учителю

Глава III. Диагностика и оценка метапредметных образовательных результатов учащихся

  • Требования к образовательным результатам

  • Диагностические листы наблюдения

Рекомендуемая литература























Глава I. Введение для педагогов

Многообразие явлений познаваемого мира рано или поздно приводит познающего человека к выводу о существовании единых основ – первосмыслов, «стягивающих» все происходящее к общим основаниям. Так, например, понятия числа, знака, буквы, звука, слова; золотое сечение в архитектуре и искусстве; или ключевые процессы – происхождение, рождение, движение, развитие; категории пространства, времени, мира, человека и т.п. – всё это примеры метапредметного содержания, которое хотя и принадлежит определённой науке или учебному предмету, но выводит человека за его рамки к неким первоединым основам. С ними связаны ключевые проблемы имеющие статус «вечных»: Как произошёл мир? Что такое жизнь? Чем живое отличается от неживого? Что такое человек? Как возникло всё? Как связано всё со всем? Именно эти вопросы являются метапредметными. Единые принципы возникновения и развития языков также подтверждают тот факт, что различные предметы имеют общие метаосновы. Через «золотое сечение», например, обнаруживается единство музыкальных и астрономических явлений, магическое число «семь» символизирует ноты, цвета, дни недели, события из сказок, чудеса света. Мир насыщен смысловыми символами, инструментами, через которые человек познаёт мир и себя. Таким универсальным инструментом познания являются языки мира. В них во всем своем многообразии отражается история и современность, культура.

Предложенный элективный метакурс "Языки мира. Мир языков" опирается на билингвальное обучение и предполагает достижение учащимися метапредметных образовательных результатов.

Курс предлагается в качестве самостоятельного учебного метапредмета, так и в качестве тематических включений в учебные предметы «Немецкий язык», «Английский язык», «Русский язык». Курс рассчитан на 9 часов занятий. Предназначается для учителей иностранных языков, методистов, руководителей кружков,педагогов допольнительного образования.

Данный метакурс помогает учащимся осваивать лексику, относящуюся практически ко всем сферам жизни человека, изучать грамматику иностранного языка, используя понятия и знания из уроков русского языка, выполнять математические операции на другом языке, знакомиться с культурой и традициями стран изучаемого языка, что связано с уроками истории, географии, мировой художественной культурой, читать художественные тексты на иностранном языке, что позволяет ученикам расширить свои знания по литературе. Для развития способностей к межкультурной коммуникации важно давать учащимся весь спектр знаний о культуре, обычаях и традициях других стран мира с тем, чтобы учащиеся имели объективную картину и могли сознательно выбирать стиль общения. Моделирование ситуаций диалога культур на уроках иностранного языка позволяет учащимся сравнивать особенности образа жизни людей в нашей стране и странах изучаемого языка, помогая им лучше осознать культуру нашей страны и развивая у них умение представлять ее средствами другого языка. Таким образом, специфика иностранного языка, отраженная в курсе, создаёт ученикам идеальные условия для овладения метапредметными умениями, которые обучающиеся могут применить и переосмыслить на других уроках. Создаются прочные связи, позволяющие детям самостоятельно решать жизненные проблемы.

Достижение метапредметных результатов обучения обеспечивается на занятиях данного курса в опоре на следующее:

содержание обучения:

- включение текстов на разных языка и обилие заданий на разные типы чтения (поисковое, изучающее, ознакомительное);

– сопоставление явлений родного и изучаемых языков с помощью грамматического справочника и упражнений;

– знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на иностранном языке;



организация деятельности:

-межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль;

– анализ текстов на разных языках на основе моделей-опор;

– основные логические операции: анализ, сравнение, классификация, обобщения, установления аналогий, синтез;

– интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на иностранном языке;

– работу в группах сотрудничества, самооценку, взаимооценку, самокоррекцию.

-лингвистические задачи.



Билингвальное обучение

Существенной особенностью курса является билингвальное обучение (немецкий и английский с включением материалов на других языках). Актуальность такого обучения обуславливается введением двух иностранных языков на уровне основного общего образования в обязательном порядке во всех школах.

Билингвальное обучение является одним из наиболее перспективных методов эффективного воспитания и образования. Во многих странах с крупными разноязычными общинами в системе образования установлено двуязычное, трехъязычное и более обучение: Австралия, Бельгия, Канада, США, Финляндия, Швейцария и др.

В нашем курсе учтены особенности билингвального обучения, которое позволяет осознать культурные, этнические идентичности и многообразие, приобщиться к общенациональным ценностям. Благодаря такому обучению налаживается коммуникация разных этноязыковых групп, приобретаются дополнительные лингвистические знания как одна из гарантий социальной мобильности.

В ходе билингвального обучения происходит взаимовлияние, взаимопроникновение, осознание общего и специфического носителей разных языков и культур. Школьники-билингвы обладают более широким культурным кругозором, чем остальные их сверстники. Они гораздо более открыты для культурного обмена.

Дети накапливают культурный и языковой опыт, позволяющий успешно адаптироваться к иным культурам и социальному окружению. Билингвальное обучение формирует различные уровни и типы культурной и языковой компетенции: 1) владение с самого начала развития речи одновременно двумя языками (билингвизм) или несколькими языками – многоязычие: 2) владение вторым языком (билингвизм) наряду с первым (родным), когда процесс происходит, если первый (родной) уже полностью или частично сформирован.

Глава II. Программа и методика занятий

Цели и задачи курса

Цель курса - развитие метапредметной компетенции учащихся, развитие их одарённости, их самореализация через эвристические приемы и методы с элементами билингвального обучения, создание оптимальных условий для реализации творческих способностей учащихся.

Для реализации этой цели предлагается решить следующие задачи:

  • совершенствование языковой компетентности в области немецкого и английского языка;

  • знакомство с многообразием языков мира;

  • создание образовательного продукта;

  • обобщение и анализ при работе с грамматическим материалом;

  • освоение эвристических заданий и методов ( "Мозговой штурм", "Конференция идей", "Шесть шляп мышления" и др.)

  • преодоление языкового барьера;

  • знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта

В процессе прохождения данного курса ученики получают знания об истории немецкого и английского языков, об элементарных знаниях о других языках, знакомятся с происхождением слов, осмысления собственной роли в познании языковых законов. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Метпредметный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленного изучения иностранных языков.

Технология эвристического обучения дает возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам немецкого и английского языков в нашем курсе включены задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся:

Активная эвристическая и проектная работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации ( в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Организация деятельности курса строится на основе эвристического обучения. Каждый раздел программы предусматривает составление заданий эвристического типа. Активное освоение курса реализуется в разнообразной индивидуальной групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразование их в убеждения и универсальные действия.













Тематическое планирование

урока

Название темы

Содержание

1

Языки мира. Мир языков.

Мотивационное занятие. Цели и задачи курса.


Раздел "СЛОВО"

2

Живое слово

Урок-исследование. Имена вещей. Обогащение словарного запаса. Работа со словарями. Метод "Пять почему".

3

Энциклопедия слова

Урок-проект. Создание энциклопедии одного слова.


Раздел "ТЕКСТ"

4

Современная летопись

Гипертексты современности. Метод "Мозговой штурм".

5

Такие разные тексты...

Урок-проект. Создание текстов: аудиотекст, видеотекст, фототекст, изобразительный текст, знаковый, геметрический.


Раздел "ЯЗЫК"

6

Языковое древо

Урок-исследование. Что такое языковое древо? Метод эвристических вопросов.

7

Лингвистический мешок

Урок-проект. Заполнение лингвистического мешка на обозначенной территории.


Раздел "КУЛЬТУРА"

8

Язык - зеркало культуры

Урок-беседа. Соотношение категорий "язык-культура".

9

Страна "Вундерланд" ( Планета Фантазия)

Урок-проект. Создание виртуальной экскурсии по выдуманной стране ( планете).

Методические рекомендации учителю



Курс «..» возможно включить в школьную базу данных внеурочной деятельности. Он может рассматриваться в качестве одного из ключевых курсов, поскольку его замысел при успешной реализации способствует: повышению мотивации школьников; формированию ИК-компетентности и УУД; приобщению к учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Базовая способность воображения, на совершенствование которой ориентирован данный курс, играет одну из основополагающих ролей в развитии детей, поскольку её компонентами являются: желание решить нестандартную задачу; выход за рамки реального; появление идеи и представление её материальной реализации; воплощение идеи в действие (в игре, жизни, в качестве продукта коммуникации). Это в свою очередь способствует развитию других важных для успешной учёбы и дальнейшей жизни способностей: действия, моделирования, мышления.

Курс рассчитан на 8 часов, на его преподавание выделяется 1 час в неделю из вариативной части учебного плана.



Глава III. Диагностика и оценка метапредметных образовательных результатов учащихся

Требования к образовательным результатам

1. Личностные результаты.

Ученик получит возможность: сформировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению; научиться самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.


2. Метапредметные результаты.

Ученик научится: воплощать идею по цепочке «замысел – реализация-рефлексия»; представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Ученик получит возможность: совершенствовать навыки поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; овладеть методами эвристической аналогии в условиях учебных и жизненных ситуаций.


3. Предметные результаты.

За счёт осуществления межпредметных связей курса с историей, биологией, технологией, информатикой, изобразительным искусством, литературой, русским языком предполагается повышение мотивации учеников к изучению этих учебных предметов и, соответственно, достижение положительных результатов в различных предметных областях знаний.


К критериям общей оценки результативности программы курса отнесены: положительная динамика в степени развитости у школьников базовых способностей воображения, действия, коммуникации; удовлетворённость детей и родителей курсом «....».

Диагностические листы наблюдения


Диагностику уровня развития способности творческих способностей предполагается провести по окончании курса, используя методику «Вербальная фантазия». Степень развитости способности действия планируется диагностировать на основе метода наблюдения в процессе реализации учениками идей по цепочке «замысел – реализация – рефлексия» («Энциклопедия слова», «Виртуальная экскурсия по стране Фантазия»). Уровень развития метапредметной компетенции может осуществляться в ходе защиты итогового проекта.

Методика «Вербальная фантазия»

(речевое воображение)

Ученику предлагается вытянуть из мешка фигуру, в течение минуты обдумать рассказ про эту фигуру и представить его перед группой. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии .

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность , эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

Скорость.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует .

1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо.

2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов.

Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл.

Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого -то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов.

Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл.

Наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.

Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла.

Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл.

Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу ( человеку , животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов .

1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная.

2 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.

Если образы, использованные ребенком в его рассказе, мало интересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в 0 баллов.

Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу.

И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается по высшему баллу — 2.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное — 0.

Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка экспериментатору было легче фиксировать и далее анализировать продукты его воображения по всем перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой , представленной в таблице. Ее надо готовить заранее, до начала проведения обследования.

Оценка этих параметров в баллах


0

1

2

1. Скорость процессов воображения




2. Необычность, оригинальность образов.




3. Богатство фантазии (разнообразие образов)




4. Глубина и проработанность (детализированность) образов




5.Впечатлительность, эмоциональность

образов





По ходу рассказа ребенка в нужной графе этой таблицы крестиком отмечаются оценки фантазии ребенка в баллах .

Выводы об уровне развития

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.































Рекомендуемая литература

  1. Хуторской А.В. Школа эвристической ориентации: Три года эксперимента // Частная школа. - 1995. - № 6. - С. 70-81.

  2. Хуторской А. В переводе с греческого. Эвристика в школе // Учительская газета. - 1996. - № 14. - 2 апреля. - С. 9.

  3. Хуторской А.В. Эвристика в образовании: дидактический аспект // Магистр. - 1996. - №6. - С.18-32.

  4. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание. - М.: Международная педагогическая академия, 1998. - 266 с.

  5. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

  6. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. - СПб: Питер, 2001. – 544 с.: ил. - (Серия "Учебник нового века")

  7. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. – (Педагогическая мастерская).

  8. Хуторской А.В. Технология эвристического обучения // Школьные технологии. 1998. №4. С. 55–75.

  9. Хуторской А.В. Дидактические основы эвристического обучения. - Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., МПГУ, 1998. – 37 с.

  10. Хуторской А.В. Дистанционное обучение и его технологии — Журнал «Компьютерра». — 2002. — № 36. - http://www.computerra.ru/compunity/edujob/20277/

  11. Хуторской А.В. Интернет-технологии в школьном обучении // Школьные технологии. - 2004. - № 1. - С . 144-154.

  12. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы / под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2011. — 320 с. (Серия «Инновации в обучении»).

  13. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.2. Исследования / под ред. А. В. Хуторского. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 198 с. (Серия «Инновации в обучении»).

  14. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.3. Методика / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 208 с. (Серия «Инновации в обучении»).

  15. Эвристическое обучение. В 5 т. Т.4. Интернет и телекоммуникации / под ред. А. В. Хуторского. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 204 с. (Серия «Инновации в обучении»).




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!