Просмотр содержимого документа
«Прогулки по Петербургу с героями романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»
Класс: 10«А»
Дата:
Предмет: литература
Тема урока: Прогулки по Петербургу с героями романа Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»
Тип урока: урок-путешествие
Вид урока: урок защиты проектов
Цели урока:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Задачи урока:
Образовательные:
Организовать самостоятельную работу учащихся по изучению содержания романа, обобщению изученного материала и защите парных и групповых проектов по теме «Прогулки по Петербургу с героями романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Обеспечить применение полученных ранее учебных навыков в условиях защиты созданного проекта.
Развить умение формулировать определение понятий;
Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
Содействовать обогащению словарного запаса учащихся;
Развивающие:
Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
Развитие умений обобщать полученную информацию;
Развитие творческих, речевых способностей учащихся;
Развитие умения формулировать цель, тему, задачи проекта.
Воспитательные:
Воспитание интереса и уважения к русской литературе;
Воспитание культуры чтения;
Воспитание ценностного отношения к художественному слову, ответственного отношения к собственному слову.
Оборудование:
Применяемые методы, педагогические технологии: метод проектов, технология организации проектной деятельности.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. |
2. Актуализация знаний, мотивация Самостоя-тельная работа в тетради | Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний. - На прошлых уроках мы начали читать роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», познакомились с главным героем и немного поговорили о месте действия, о его влиянии на внутреннее состояние Родиона Раскольникова, да и других персонажей. «…Этот город — не только герой русской литературы, но и автор ее. Ясно, что многие страницы нашей литературы не могли быть написаны ни в каком другом городе и многие страницы невозможны без знания его — просто непонятны» С. Лурье - Как Вы думаете, о каком городе идет речь в этой цитате? Давайте вспомнить имена писателей, посвятивших Петербургу свои бессмертные строки. Соотнесите автора и его видение города Петербурга (правильный ответ): 1. А.С. Пушкин | 2. Город – призрак. | 2. Н.В. Гоголь | 3. Город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков. | 3. Н.А. Некрасов | 1. Город трагической красоты и безумия | - Давайте проверим, все ли справились с работой. Создаёт ситуацию для определения темы урока. Какое домашнее задание вы готовили к этому уроку? - А теперь запишем тему нашего урока. Уточняет и фиксирует тему урока. «Прогулки по Петербургу с героями романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока. О Петербурге Решают тест, записывают ответы в тетради Проверяют ответы, анализируют ошибки Определяют самостоятельно тему урока. - Создание проекта на тему ««Прогулки по Петербургу с героями романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». |
3. Постановка учебной задачи. | Организует ситуацию формулирования цели для изучения. - Итак, тему мы определили. Осталось понять, какова будет цель нашего занятия. - Эту цель мы будем реализовать с помощью ваших проектов, защита которых начнётся через несколько минут. | Формулируют цель занятия, рассуждают о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. - Наша цель: определить особенности Петербурга в романе Достоевского; научиться исследовать содержание произведения; защищать свой проект по данной теме; научиться публично выступать |
4.Решение учебной задачи: защита (реализация)проектов | Учитель создаёт атмосферу психологического комфорта перед публичными выступлениями учащихся. - Итак, вам предстоит защитить свои исследовательские проекты. Давайте выполним небольшое упражнение, которое поможет вам чувствовать себе спокойнее и увереннее. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. - Итак, начинаем защиту проектов. После каждого выступления можно задать вопросы выступающим или прокомментировать выступление. (Темы проектов: 1) Дом Сони Мармеладовой у Кокушкина моста. 2) Дом Родиона Раскольникова. 3) Дом старухи-процентщицы. 4) Сенная площадь в романе Достоевского. 5) Вознесенский мост в романе Достоевского.) | Учащиеся выполняют упражнение. Учащиеся презентуют результаты работы (демонстрация презентаций). Обсуждение проектов. |
5. Рефлексия деятельности. | - Спасибо всем выступающим за интересные проекты! - Вспомним, какие цели мы поставили перед собой? -Как вы считаете, достигли ли мы цели? - Давайте сформулируем общий вывод: какие особенности Петербурга Ф.М. Достоевского можно выявить? -Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность? Какова практическая значимость проекта лично для тебя? Какие знания, умения ты приобрел в процессе работы над проектом? |
Учащиеся повторяют ранее сформулированные темы. Учащиеся размышляют над предложенными учителем вопросами, высказывают своё мнение. |
5. Объяснение д/з | Объясняет домашнее задание на следующий урок: составить синквейн по теме «Петербург Достоевского». Спасибо за урок. До свидания! | Обсуждение и запись учащимися задания в дневники. |
Список литературы:
Роман Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» – М.: Худож. Лит., 1983
Абельтин Э.А., В.И. Литвинова «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики-М.,2003 г.
Б.Тихомиров «Петербургские адреса Достоевского, или пешком вокруг Владимирского собора».путеводитель – С.-Петербург: Серебряный век, 2009г.
Ю. Раков «Петербург – город литературных героев –Химиздат, С.-Петербург, 2002 г.
В.И. Чупрасова «Современные технологии образования» - ДГУ. Владивосток, 2000г.
С.И.Ожегов, К.Ю. Шведкова Толковый словарь русского языка. - М., 2006.
2