СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прогулки по Петербургу с героями романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок представляет собой защиту групповых проектов учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Прогулки по Петербургу с героями романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Класс: 10«А»

Дата:

Предмет: литература

Тема урока: Прогулки по Петербургу с героями романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

Тип урока: урок-путешествие

Вид урока: урок защиты проектов

Цели урока:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

Организовать самостоятельную работу учащихся по изучению содержания романа, обобщению изученного материала и защите парных и групповых проектов по теме «Прогулки по Петербургу с героями романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Обеспечить применение полученных ранее учебных навыков в условиях защиты созданного проекта.

Развить умение формулировать определение понятий;

Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

Содействовать обогащению словарного запаса учащихся;

  1. Развивающие:

Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

Развитие умений обобщать полученную информацию;

Развитие творческих, речевых способностей учащихся;

Развитие умения формулировать цель, тему, задачи проекта.

  1. Воспитательные:

Воспитание интереса и уважения к русской литературе;

Воспитание культуры чтения;

Воспитание ценностного отношения к художественному слову, ответственного отношения к собственному слову.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • материалы для защиты проектов на электронном носителе;

  • рабочая тетрадь.

Применяемые методы, педагогические технологии: метод проектов, технология организации проектной деятельности.







Технологическая карта урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1. Самоопределение

к деятельности.

Организационный момент

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.




Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.


2. Актуализация знаний, мотивация
























Самостоя-тельная работа в тетради




















Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний.

- На прошлых уроках мы начали читать роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», познакомились с главным героем и немного поговорили о месте действия, о его влиянии на внутреннее состояние Родиона Раскольникова, да и других персонажей.

«…Этот город — не только герой русской литературы, но и автор ее. Ясно, что многие страницы нашей литературы не могли быть написаны ни в каком другом городе и многие страницы невозможны без знания его — просто непонятны» 

  С. Лурье  

- Как Вы думаете, о каком городе идет речь в этой цитате?

Давайте вспомнить имена писателей, посвятивших Петербургу свои бессмертные строки.

Соотнесите автора и его видение города Петербурга (правильный ответ):

1. А.С. Пушкин

2. Город – призрак.

2. Н.В. Гоголь

3. Город чердаков и подвалов, город тружеников и бедняков.

3. Н.А. Некрасов

1. Город трагической красоты и безумия

- Давайте проверим, все ли справились с работой.



Создаёт ситуацию для определения темы урока.

Какое домашнее задание вы готовили к этому уроку?

- А теперь запишем тему нашего урока.

Уточняет и фиксирует тему урока.

«Прогулки по Петербургу с героями романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».



Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока.














О Петербурге





Решают тест, записывают ответы в тетради



Проверяют ответы, анализируют ошибки




Определяют самостоятельно тему урока.

- Создание проекта на тему ««Прогулки по Петербургу с героями романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

3. Постановка учебной задачи.


Организует ситуацию формулирования цели для изучения.

- Итак, тему мы определили.

Осталось понять, какова будет цель нашего занятия.

- Эту цель мы будем реализовать с помощью ваших проектов, защита которых начнётся через несколько минут.



Формулируют цель занятия, рассуждают о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

- Наша цель: определить особенности Петербурга в романе Достоевского; научиться исследовать содержание произведения; защищать свой проект по данной теме; научиться публично выступать

4.Решение учебной задачи:

защита (реализация)проектов





















Учитель создаёт атмосферу психологического комфорта перед публичными выступлениями учащихся.

- Итак, вам предстоит защитить свои исследовательские проекты. Давайте выполним небольшое упражнение, которое поможет вам чувствовать себе спокойнее и увереннее.

Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

- Итак, начинаем защиту проектов. После каждого выступления можно задать вопросы выступающим или прокомментировать выступление.


(Темы проектов:

1) Дом Сони Мармеладовой у Кокушкина моста.

2) Дом Родиона Раскольникова.

3) Дом старухи-процентщицы.

4) Сенная площадь в романе Достоевского.

5) Вознесенский мост в романе Достоевского.)







Учащиеся выполняют упражнение.









Учащиеся презентуют результаты работы (демонстрация презентаций).

Обсуждение проектов.

5.

Рефлексия деятельности.


















- Спасибо всем выступающим за интересные проекты!


- Вспомним, какие цели мы поставили перед собой?


-Как вы считаете, достигли ли мы цели?


- Давайте сформулируем общий вывод: какие особенности Петербурга Ф.М. Достоевского можно выявить?


-Стало ли для вас новое знание ценным (полезным)? В чём его ценность?


Какова практическая значимость проекта лично для тебя?


Какие знания, умения ты приобрел в процессе работы над проектом?






Учащиеся повторяют ранее сформулированные темы.


Учащиеся размышляют над предложенными учителем вопросами, высказывают своё мнение.




5. Объяснение д/з


Объясняет домашнее задание

на следующий урок:

составить  синквейн по теме «Петербург Достоевского».

Спасибо за урок. До свидания!

Обсуждение

и запись учащимися задания в дневники.


















Список литературы:


  1. Роман Достоевского Ф.М. «Преступление и наказание» – М.: Худож. Лит., 1983


  1. Абельтин Э.А., В.И. Литвинова «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики-М.,2003 г.


  1. Б.Тихомиров «Петербургские адреса Достоевского, или пешком вокруг Владимирского собора».путеводитель – С.-Петербург: Серебряный век, 2009г.


  1. Ю. Раков «Петербург – город литературных героев –Химиздат, С.-Петербург, 2002 г.


  1. В.И. Чупрасова  «Современные технологии образования»  - ДГУ. Владивосток, 2000г.


  1. С.И.Ожегов, К.Ю.  Шведкова Толковый словарь русского языка. - М., 2006.





2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!