СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Занимательное азбуковедение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Занимательное азбуковедение" составлена  для занятий с учащимися  1 класса и рассчитана на 1 год.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Занимательное азбуковедение"»


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательное азбуковедение» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ № 4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьма Смоленской области.

Общая характеристика внеурочной деятельности:

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.

В основном, содержание преподносимого в период обучения грамоте материала ориентировано на репродуктивную работу, опирающуюся на память: запомнить новую букву, научиться читать и писать слова с ней, заучить теоретические сведения о ней. Такая работа лишает ребёнка радости самостоятельного открытия, лишает интереса.

Внимание и запоминание у детей 6-7 лет слабые. Значит нужно использовать при обучении грамоте игры и игровые ситуации: всегда легче запомнить то, что интересно.

Воля и сознательность тоже развиты в этом возрасте очень слабо, дети чрезмерно подвижны, у них повышенная утомляемость. Задача учителя – не перегружать беседами, однообразными заданиями, чаще менять виды деятельности.

Программа внеурочной деятельности «Занимательное азбуковедение» дает возможность помочь ученикам первого класса радостно, легко, без принуждения изучать русскую грамоту. Удивление, окрылённость, азарт, любопытство в глазах, радость от сознания, что ты такой сообразительный, - вот, что может сделать эта программа.

Изучение курса рассчитано на 1 год в объёме 33часов (1час в неделю).


Цель и задачи программы


Цель: облегчить решение задач обучения родной речи, осуществить полноценный переход от игровой деятельности к учебной в начальной школе.

Задачи:

  • формирование прочных знаний о русской азбуке;

  • развитие речи младших школьников;

  • развитие внимания, логического мышления, интереса к изучению русского алфавита;

  • обогащение словарного запаса детей;

  • воспитание дружеских отношений в коллективе.




  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Год обуче

ния

Темы

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

1 год

(1 класс)

Введение

Эти удивительные буквы

Заключение

Итого:

1

31

1

33

0,5

10

-

10,5

0,5

21

1

22,5


.

  1. Содержание курса внеурочной деятельности

Введение (1час)

Звуки и буквы русского языка

Эти удивительные буквы (31 час)

Фонетическая зарядка. Чистоговорки.

Стихотворное «представление буквы»: «На что похожа буква…»

Пословицы и поговорки

Загадки

Скороговорки

Сказки о буквах

Игры с буквами и словами:

Буква потерялась

Доскажи словечко

Подбери пару

Слово рассыпалось

Перевёртыши (палиндромы)

Лесенка. Пирамида. Перекрёстки.

Волшебные цепочки

Анаграммы

Грамматическая арифметика

Чайнворды

Наборщик

Рассыпанные слоги

Слоговой аукцион

Рифмы

Звук заблудился

Любопытный

Третий лишний

Игры-трафаретки

Метаграммы

Шарады

Заключение (1час)

Утренник «Как хорошо уметь читать!»


Формы, методы и приёмы работы

Эффективность занятий по курсу «Занимательное азбуковедение» в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые учитель использует в своей работе. Данный курс предусматривает следующие методы работы с детьми:

  • аблюдение

  • беседы

  • рассказ

  • чтение и обсуждение сказок, историй по теме занятия

  • дискуссия

  • тематическое рисование

  • проблемные ситуации

Формы организации воспитательного процесса:

  • занятия в классе

  • занятия-путешествия

  • утренники

  • викторины

  • игры с правилами

  • творческие игры

На занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: анализ, сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в написании букв и их звучании.
















IV. Планируемые результаты

Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы ВД

"Занимательное азбуковедение"


Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты :

Нравственно-этическое оценивание.

Самоопределение и смыслообразование.


Способность к организации собственной деятельности; проявление любознательности, активности и заинтересованности в познании мира; доброжелательности, умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение



Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»



Метапредметные результаты


Познавательные УУД:

Ученик научится:

находить способы решения проблем творческого и поискового характера; использовать знаково-символические средства представления информации; использовать речевые средства для решения познавательных задач.


Тест «Найди отличия»

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.


Регулятивные УУД:

Ученик научится:

понимать и сохранять цели и задачи деятельности, оценивать правильность выполнения своих действий; понимать причины успеха/неуспеха своей деятельности.

Методика «Рисование по точкам»

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

искать средства осуществления целей и задач деятельности, определять наиболее эффективные способы достижения результата, конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, участвовать в диалоге, слушать собеседника.

Методика «Рукавички»

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

соблюдать орфоэпические нормы, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Дата

1

Вводное занятие. Выделение звуков в слове. Звуки и буквы русского языка.

06.09

2

Буквы А, О. Игра «Доскажи словечко». Шарады.

13.09

3

Буквы У, ы. Игры «Доскажи словечко», «Лесенка». Загадки.

20.09

4

Буквы Э, Е. Шарады, загадки. Игра «Буквы рассыпались».

27.09

5

Буквы А-Я. Стихи о буквах. Игры «Буква потерялась», «Лесенка».

04.10

6

Буквы О-Ё. Фонетическая зарядка. Игры «Доскажи словечко», «Кто больше?»

18.10

7

Буквы У-Ю, ы-И. Игры «Кто внимательный?», «Любопытный».

25.10

8

Буквы Л,М,Н,Р. Фонетическая зарядка. Слоговое лото. Загадки.

01.11

9

Буквы Л,М,Н,Р. Чистоговорки. Игры «Слова-невидимки», «Веселые звуки», «Кто больше?»

08.11

10

Буквы Б-П. Фонетическая заряда. Стихи о буквах. Игры «Превращения слов», «Слово рассыпалось».

15.11

11

Буквы В-Ф. Фонетическая зарядка. Игры «Змейка», «Пирамида».

29.11

12

Буквы З-С. Чистоговорки. Игры «Занимательные модели», «Лесенка».

06.12

13

Буквы Д-Т. Слушаем, рассказываем, отгадываем. Игра «Да-нет».

13.12

14

Буквы Г-К. Слоговой аукцион. Игры «Наоборот», «Анаграммы», «Слово в слове».

20.12

15

Буквы Ж-Ш. Чистоговорки. Игры «Сквозная буква», «Соревнование телефонистов», «Найдите слова».

27.12

16

Сочетания жи-ши. Грамматическая сказка. Лингвистические задания.

10.01

17

Буква Ч. Фонетическая зарядка. Игры «Дежурный звук», «Подбери пару», «Грамматическая арифметика».

17.01

17

Буква Щ. Чистоговорки. Игры «Кто внимательный?», «Закончите фразу», «Наборщик».

24.01

18

Сочетания ча-ща, чу-щу. Игры «Ступеньки слов», «Слоговое лото», «Слоговой аукцион».

31.01

19

Игра «Поле чудес».

07.02

20

Буква Х. Загадки. Игра «Слово в слове», «Перевертыши»,«Головоломки».

14.02

21

Буква й. Артикуляционная гимнастика.Игры «Занимательные модели», «Превращения слов», «пословица».

28.02

22

Буква Ц. Стихи о букве. Игры «Буква потерялась», «Перекрёстки». Головоломки.

07.03

23

Буквы Ж, Ш, Ц. Фонетическая зарядка. Игры «Слоговой аукцион», «Звук заблудился», «Из одного много».

21.03

24

Буквы Ь. Стихи и сказки о букве. Игры «Грамматическая арифметика», «Анаграммы».

28.03

25

Буква Ъ. Игры «Живые картинки», «Лесенка», «Занимательные модели».

04.04

26

Буквы ь,ъ. Сочиняем сказку.

11.04

27

Русский алфавит. Артикуляционная гимнастика. Игры «Сквозной алфавит». Лингвистические задания.

25.04

28

Буквы и звуки. Грамматические сказки и рассказы. Задача-итра «Замените одну букву».

02.05

29

Игры с буквами и словами. Шарады.

16.05

30

Заключительное занятие. Утренник «Как хорошо уметь читать!»

23.05








Литература


1. Волина В. В., Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург «АРГО»,

1996

2. Волина В. В., Игры с буквами и словами на уроках и дома, М.: АСТ-ПРЕСС, 1995


3. Гаврилюк Н., Картавенко Н., Страна Буквария, Смоленск, СОИУУ, 1994


4. Касаткина Н. А., Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе, Волгоград, «Учитель», 2003




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!