Тамбовское областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Котовская школа интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья школа-интернат»
Утверждаю Директор ТОГАОУ «Специальная общеобразовательная школа-интернат г. Котовска» | Согласованно на МС Протокол № 4 От 25 августа 2016 г. Руководитель МС | Рассмотрено На МО учителей Развивающего цикла Протокол № 4 От «26» 08 2016 г. Руководитель МО |
(Ф.И.О.) Приказ - № -ОД От «2 9» 08 2016 г. | (Ф.И.О.) | (Ф.И.О.) |
Программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Час здоровья»
для обучающихся с умственной отсталостью 1 класса
(ступень образования/ класс)
на 2016 – 2017уч. год.
(срок реализации программы)
Программу составила учитель физической культуры Протопопова Л.А.
(Ф.И.О. учителя)
Котовск
2016г.
Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению – это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
чтение стихов, сказок, рассказов;
прослушивание песен и стихов;
разучивание и исполнение песен;
организация подвижных игр;
выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
Цели программы:
Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
Профилактика вредных привычек.
Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Основные направления реализации программы:
– организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях;
– организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
– организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года;
– активное использование спортивных площадок (футбольная, баскетбольная, волейбольная) в рамках работы программы
– проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
– санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
– проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
– организация и проведение мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;
– организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний и представлений в поведении. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, особенности организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста.
Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации
программы внеурочной деятельности
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Планета Здоровья » обучающиеся должны знать:
1 класс
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
3 класс
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепление здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
уметь:
1 класс
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевой энцефалит;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
3 класс
находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Программа рассчитана на 32 часа – 2 раз в неделю.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Азбука безопасности: правила поведения в школе, на улице, в общественных местах. Игры , направленные на установление психологического контакта | | | |
2. | Уроки здоровья «В гостях у Гигиены»: составление режима дня, проведение игр по освоению навыков гигиены. | | | |
3. | Советы Айболита: знакомство с полезными продуктами, напитками; беседы о сохранении зрения, о полезных и вредных привычках. Гимнастика для глаз. | | | |
4. | Здоровье планеты – наше здоровье: экскурсии в природу, знакомство с правилами поведения; выставки рисунков. | | | |
5. | Уроки осторожности | | | |
6. | Летом и зимой дружи со спортом и игрой: разучивание игр для лета и зимы, для любой погоды; проведение «Веселых стартов». | | | |
| Итого | 32 | | |
Содержание программы
«Азбука безопасности» (6 часов). Правила поведения в школе (экскурсия по школе). Безопасность на дороге: просмотр и обсуждение фильма; беседа по правилам пешехода. Составление безопасного маршрута от дома до школы. Выставка рисунков. Подвижные игры.
Уроки здоровья «В гостях у Гигиены» (14 часов). Знакомство с правилами гигиены. Показ сценки. Изучение таблицы «Чистка зубов». Проведение игры «Вредно - полезно». Занятие-совет «Как научиться соблюдать режим дня». Знакомство с режимом дня первоклассника. Анкетирование. Викторина. Беседа «Сменная обувь. Зачем она?». Знакомство со сказкой. Обсуждение ситуации. Формулировка правил. Игра-практикум «Твое здоровье в твоих руках». Разбор различных ситуаций. Кроссворд. Конструирование дома здоровья. Час здоровья «Где чистота, там здоровье». Знакомство с культурно-гигиеническими навыками. Разучивание упражнений утренней зарядки. Разгадывание загадок. Беседы с врачом.
«Советы Айболита» (7 часов). Беседа-диалог «Мои привычки». Разбор ситуаций. Инсценировка. Просмотр и обсуждение фильма. Инсценировка «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты». Знакомство с полезными продуктами: «Овощи, фрукты – полезные продукты». Традиции питания на Руси. «Забота о глазах». Опыт-наблюдение. Разучивание гимнастики для глаз. Знакомство с правилами бережного отношения к глазам. Игра «Полезно-вредно». Игра-практикум «Путешествие по музеям напитков». Знакомство с видами напитков. Значение их для жизнедеятельности организма.
«Здоровье Планеты – наше здоровье» (7 часов). Экскурсии в природу: «Красота осенней природы», «Весенний парк»: (наблюдения за осенними и весенними явлениями природы; поэтическая страничка, игры на свежем воздухе). Выставки рисунков, изготовление поделок. Прослушивание песен. Беседа «Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время». Знакомство с правилами поведения в лесу, на озере, на площадке. Проведение викторины.
«Уроки осторожности» (1 час). Дискуссия по просмотренному фрагменту. Игра «Осторожно – тонкий лед!». Дискуссия о просмотре фрагмента. Принятие правил поведения в экстремальных ситуациях.
«Летом и зимой дружи со спортом и игрой» (30 час). Знакомство с играми летнего и зимнего периода. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Спортивное мероприятие «Веселые старты». Выбор места соревнования. Подбор участников команд. Знакомство с правилами спортивных игр. Участие в соревновании. Награждение победителей. Игры на свежем воздухе. Выбор площадки. История игр. Отработка игровых приемов. Организация и проведение игр.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего часов | теория | практика | Дата проведения |
| Азбука безопасности | | | | |
1 | Правила поведения в школе | 1 | 1 | | 5.09 |
2 | Экскурсия по школе, вокруг школы | 1 | | 1 | 12.09 |
3 | Безопасность на дороге | 1 | 1 | | 19.09 |
4 | Правила пешехода. Подвижные игры | 1 | 1 | 1 | 26.09 |
5 | Составление безопасного маршрута. П/и | 1 | | 1 | 3.10 |
| Уроки здоровья | | | | |
6 | Знакомство с правилами гигиены | 1 | 1 | 10.10 |
7 | Уход за зубами. Игра «Вредно-полезно» | 1 | 1 | 1 | 17.10 |
8 | Уход за руками и ногами. Подвижные игры | 1 | 1 | 1 | 24.10 |
9 | Как следует питаться. Подвижные игры | 1 | 1 | 1 | 7.11 |
| Здоровье Планеты – наше здоровье | | | | |
10 | Экскурсии в природу: «Красота осенней природы» | 1 | | 1 | 14.11 |
11 | Игры на свежем воздухе | 1 | | 1 | 21.11 |
| Уроки здоровья | | | | |
12 | Как сделать сон полезным. Подвижные игры | 1 | 1 | 1 | 28.11 |
13 | Вредные привычки. Подвижные игры | 1 | 1 | 1 | 5.12 |
14 | Мышцы, кости и суставы. Подвижные игры | 1 | 1 | 1 | 12.12 |
15 | Как закаляться. Обтирание и обливание. Подвижные игры | 1 | 1 | 1 | 19.12 |
| Советы Айболита | | | | |
16 | Забота о глазах. Гимнастика для глаз | 1 | 1 | 1 | 26.12 |
17 | «Овощи, фрукты – полезные продукты». Традиции питания на Руси. Подвижные игры | 1 | 1 | 1 | 16.01 |
18 | Игра-практикум «Путешествие по музеям напитков» Подвижные игры | 1 | 1 | 1 | 23.01 |
19 | Час здоровья «Где чистота, там здоровье». | 1 | | 1 | 30.01 |
20 | Разучивание упражнений утренней зарядки. Разгадывание загадок. | 1 | | 1 | 6.02 |
| Летом и зимой дружи со спортом и игрой | | | | 13.02 |
21 | Подвижные игры, направленные на развитие координационных способностей | 1 | | 1 | 27.02 |
22 | Подвижные игры, направленные на развитие быстроты реакции и движений, внимания и умения ориентироваться в пространстве | 1 | | 1 | 6.03 |
23 | Подвижные игры, направленные на формирование правильной осанки | 1 | | 1 | 13.03 |
24 | Уроки осторожности Игра «Осторожно – тонкий лед!» | 1 | 1 | 20.03 |
| Летом и зимой дружи со спортом и игрой | | | | |
25 | Подвижные игры с мячом «Салки» Поймай – попади Круговая лапта Не дай мяч водящему Футбол | 1 | | 1 | 3.04 |
26 | Подвижные игры, включающие бег, прыжки, метания (ручей, вызов номеров, догони обруч, кто дальше, точно в цель) | 1 | | 1 | 10.04 |
27 | Подвижные игры, эстафеты | 1 | | 1 | 17.04 |
28 | Здоровье Планеты – наше здоровье «Весенний парк» | 1 | | 1 | 24.04 |
29 | Подвижные игры в походах: грибная охота,Быстрей в поход К флажку Переправа через болото | 1 | | 1 | 15.05 |
30 | «Здоровье Планеты – наше здоровье» Беседа «Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время» | 1 | 1 | | 22.05 |
| Итого: | 30 | | 30 | |