СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа спецкурса по русскому языку для учащихся 8 класса "Трудные вопросы орфографии"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для проведения дополнительных занятий по русскому языку в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Программа спецкурса по русскому языку для учащихся 8 класса "Трудные вопросы орфографии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СШ №46 имени И.С.Полбина

города Ульяновска.










Программа спецкурса по русскому языку

для учащихся 8 класса




Трудные вопросы орфографии.









Составила:

Захарова Елена Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ№ 46 им. И.С.Полбина








Ульяновск 2016







Содержание:


1.Пояснительная записка.

2. Требования к уровню подготовки учащихся.

3. Содержание программы курса «Трудные вопросы орфографии»

4.Учебно-тематический план.

5.Календарно-тематическое планирование.

6.Источники информации:

-перечень учебно-методического обеспечения для учителя;

-учебная литература для обучающихся;

-Интернет-ресурсы.
























Пояснительная записка


С 8 класса начинается изучение курса «Синтаксис», а на повторение орфографии дается не так уж много времени, поэтому считаю необходимым сразу начать повторение курса «Орфография».

Итоговая контрольная работа по русскому языку в 7 классе выявила серьезные пробелы в знаниях некоторых учащихся в области орфографии, особенно в правописании причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с этим возникла необходимость введения в школе спецкурса «Трудные вопросы орфографии», что позволит привести в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии в 5-7 классах. Актуальность этой работы определяется ещё и тем, что часы на изучение русского языка к 8 классу резко сокращаются. Так как в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 5-7 классов, темы, связанные с орфографией, присутствуют на уроках в 8 классе только в виде повторения. Данный спецкурс позволит учащимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и углубить знания по русскому языку. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки; нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ и к сдаче ЕГЭ. Данным курсом предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.

Учебная программа спецкурса «Трудные вопросы орфографии» составлена на основе «Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней» (2004г), в соответствии с программами по русскому языку: Ладыженская Т.А., БарановМ.Т. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Просвещение 2011г.; образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №46 имени И.С.Полбина» города Ульяновска на 2016-2017 учебный год; положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов МБОУ СШ №46 имени И.С.Полбина г. Ульяновска.

Цель и задачи

Цель курса:

- формирование орфографической грамотности учащихся.

Задачи:

1)обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;

2)совершенствовать орфографическую грамотность учащихся;

3)активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;

4)обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.

Структура курса

Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа учебного времени (по одному часу в неделю) в 8 классе и построен на блочной подаче материала. Это даёт возможность в каждом новом разделе предлагать учащимся новое содержание, но освоить его можно только в том случае, если опираться на те знания, умения и навыки, которые были получены в предшествующем блоке.

Для достижения основных целей курса необходимо использовать наиболее эффективные приёмы: работа с обобщающими схемами, таблицами по орфографии, разнообразными лингвистическими словарями, алгоритмами, текстами, орфографическим анализом текстов, упражнениями из открытого банка заданий с сайта ФИПИ.

Для решения орфографических задач предлагается обратить внимание на орфографический и словообразовательный разборы слова. Они помогают предвидеть затруднения, вызванные морфемной особенностью словообразовательного образца.

Таким образом, курс по углублению и систематизации знаний орфографических правил поможет учащимся грамотно, точно, логически стройно передавать свои мысли в письменной форме, что является для восьмиклассников особенно актуальным в связи с предстоящим единым государственным экзаменом по русскому языку.

























Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения дисциплины обучаемый должен

знать:


- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

- условия, от которых зависит написание;

- норму, действующую при данных условиях;

- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

-приёмы разграничения схожих написаний.

уметь:


- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

-правильно писать сложные слова,

-правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,

-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

-правильно писать не с разными частями речи.









Содержание программы спецкурса

«Трудные вопросы орфографии»

34 чаcа

Тема 1. Орфография как система правил русского правописания.

Некоторые сведения из истории русской орфографии. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания.

Тема 2. Правописание безударных гласных в корне слова

-Система правил, связанных с правописанием морфем.

-Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые.

-Правописание словарных слов заимствованного происхождения.


Тема 3. Правописание корней с чередованием гласных

Правописание корней с чередующимися гласными:

- -кос-//-кас-, -лаг-//-лож-, -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -дер-//-дир-, - мер-//-мир- и др;

- –раст (ращ)-//-рос-, -скак-//скоч-;

- -гор-//-гар-, -твор-//-твар-, -клон-//-клан-, -зор-// -зар-. 4)-мак-// -мок-, -равн-//- ровн-.


Тема 4. Правописание согласных в корне слова:

- правописание звонких/глухих согласных;

- правописание непроизносимых согласных;

- двойные согласные. Проверяемые и непроверяемые согласные.

Тема 5. Правописание приставок.

- Одновариантные: об-(обо-,)от-(ото-),над-(н)адо-),под-(подо-),пред-(предо),в-(во-),за-,на-,вы-,у-,о-,су-,по-,пра-про.

-Двухвариантные: без- бес--вз-- вс-,воз- вос-,из- ис-,низ- нис-, раз- - рас-,роз – рос-,чрез-(через-) – чрес-(черес-).

- Смысловые: пре—при-

-Фонетический и морфологический принципы написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-, диа-, ди-, дис-, контр-, супер-, суб-. Особенности употребления в научном стиле речи с иноязычными приставками.


Тема 6. Употребление ь, ъ.

-ь знак пишется

-Ь не пишется

-Употребление разделительного Ъ


Тема 7. Правописание числительных.

-Мягкий знак в середине и на конце имен числительных.

- Правописание сложных и составных порядковых числительных

- Правописание порядковых числительных, оканчивающихся на тысячный, миллионный, миллиардный.

-Правописание сложных слов, содержащих числительные.

-Правописание дробных числительных.

- Собирательные числительные, образованные от количественных числительных.

Тема 8. Слитные, раздельные и дефисные написания слов


- Дефисное написание существительных; прилагательных, имен числительных и слов, имеющих в составе числительные .

-Слитное написание предлогов .

-Дефисное написание наречий местоимений , частиц .

-Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).

- Раздельное и слитное написание имен существительных , прилагательных , имен числительных и слов, имеющих в составе числительные.

- Написание предлогов , частиц , и наречий .

-Исключения из правил.

Тема 9. Правописание н, нн в разных частях речи .

Имена прилагательные:

- Имена прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-,-ин- .

- Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн-

- Прилагательные, образованные от существительных с основой на -н с помощью суффикса -н- .

Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:

- две буквы -н- в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:1) с приставкой

- причастия с зависимыми словами

- причастия и прилагательные с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова

-причастие, образованное от бесприставочного глагола совершенного вида.

Тема 10. Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц.

-Буква ё после шипящих в корнях слов под ударением Исключения.

-Буквы О-Ё В суффиксах прилагательных и .

-Буквы О-Ё в окончаниях существительных и прилагательных .

- Буква Ё в словах, образованных от глаголов

-Правописание и-ы после ц .

-Буква и в корне после ц и в словах на –ция.

-Буква ы после ц в суффиксе и в окончании слов. Исключения.

Тема 11. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий

- Написание суффиксов в разных частях речи.

-Суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др.

-Различение суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик.

-Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание.

-Различение на письме суффиксов -к- и -ск-.

-Степени сравнения имён прилагательных и написание суффиксов в этих формах.

-Типичные суффиксы глаголов.

-Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени.

-Суффиксы причастий.

Тема 12. Правописание окончаний .

-Правописание безударных окончаний имен существительных .

-Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий.

-Правописание безударных личных окончаний глагола.

-Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.

-Буква Ы в окончаниях существительных и прилагательных после Ц.

-Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19.

-Исключения из правил.

-Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.

Тема 13. Не с разными частями речи.

-Не с именами существительными .

-Не с глаголами в неопределённой форме и в форме любого наклонения, с краткими причастиями и деепричастиями .

-Не с числительными, предлогами , союзами, частицами

-с существительными, прилагательными, наречиями на -о при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении

-с полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов

-с прилагательными, наречиями на –о.

-Не с местоимениями, в том числе отрицательным.

-Глаголы с приставкой недо-, имеющие значение неполноты действия .

Тема 14. Правописание предлогов, союзов, частиц.

-Дефисное написание непроизводных парных предлогов-сращений. -Производные предлоги и предложные сочетания .

-Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки.

- Предлоги в продолжение, в течение, их отличие от сочетаний существительных в предложном падеже, оканчивающихся на и, с предлогом в .

-Употребление производных предлогов.

- Правописание союзов.

-Частицы не и ни, их различение на письме.

Тема 15. Употребление прописных букв.

-Прописные буквы в начале текста.

-Прописные буквы после знаков препинания.

-Собственные имена лиц, клички животных, имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах.

-Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий.

-Сложносокращенные слова и аббревиатуры.
























Учебное планирование занятий спецкурса

«Трудные вопросы орфографии»

8 класс



№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности




Форма контроля

Дата проведения занятия

Примечания

по плану

фактически

1

Орфография как система правил русского правописания

1

Составление индивидуальной карты ошибок

Устный опрос по вопросам




2

Правописание безударных гласных в корне слова

2

Выполнение упражнений.

Выступления учащихся по теме.

Орфографический и словообразовательный разборы.

Составление словарика «Непроверяемые гласные в корне слова».


Словарный диктант




3

Правописание корней с чередованием гласных

2

Выполнение упражнений.

Орфографический и словообразовательный разборы.


Распределительный диктант




4

Правописание согласных в корнях слов

2

Выполнение упражнений.

Орфографический и словообразовательный разборы.

Диктант с продолжением.

Конкурс «Кто больше?»

Устный опрос




5

Правописание приставок.

Употребление ъ после приставок.

2

Выполнение упражнений, составление словарной статьи

Составление орфографического и толкового словарика «Слова с иноязычными приставками»

Изложение с продолжением.

Тестирование.




6

Употребление ь .

Употребление ь после шипящих в разных частях речи

2

Выполнение упражнений.

Изложение с продолжением.

Составление опорного конспекта «Ь после шипящих в разных частях речи»

(творческая работа)

Тестирование

Письменный опрос.




7

Правописание числительных

2

Выполнение упражнений.

Осложнённое списывание

Диктант




8

Слитные, раздельные и дефисные написания слов

2

Самостоятельная работа.

Составление таблицы «Слитно. Раздельно. Через дефис».

Словарный диктант




9

Правописание н,нн в разных частях речи

4

Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма.

Объяснительный диктант.

Изложение с продолжением.

Выборочно-распределительный диктант




10

Правописание о-ё после шипящих

2

Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма.

Орфографический и словообразовательный разборы.

Тестирование




11

Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий

3

Самостоятельная работа, составление опорных схем,

Тестирование.

Осложнённое списывание.

Презентация «Правописание суффиксов в разных частях речи»

Морфемный разб.

Выборочный диктант




12

Правописание окончаний

2

Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма.

Выборочно-распределительный диктант

Диктант




13

НЕ с разными частями речи

3

Выполнение упражнений.

Составление таблицы «НЕ с разными частями речи»

Орфографический анализ текста

Сочинение-рассуждение по пословице

Диктант




14

Правописание производных предлогов, союзов, частиц

3

Выполнение упражнений.

Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли нам частицы?»

Творческий диктант: замена производных предлогов непроизводными.

Выполнение разноуровневых заданий на карточках




15

Употребление прописных букв

2

Осложнённое списывание

Составление словарика «Прописная или строчная?»

Словарный диктант, итоговое тестирование













Иточники информации

Перечень учебно-методического обеспечения для учителя


1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1993.

3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1994.

4. Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. - М., 2015.

5. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.

8. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.

9. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.

10. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.

12. Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. - М.: АСТ; СПб: Астрель-СПб, 2009.

13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.

14. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично».- Ростов н/Д, 1998.

15. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2005.

16. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2006.


Учебная литература для обучающихся


1. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.А. Слитно или раздельно? Опыт словаря-спрвочника.-М.:Русский язык,1982.

2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1994.

3. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.

4. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.

5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.

6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.

7. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». - Ростов Н/Д, 1998.

8. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2005.

9. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2006.



Интернет - ресурсы

http://mousosh192005.narod.ru/pril1.ppt (Презентация. Правописание приставок)

http://ruslit.ioso.ru/vowel.htm (тестирование компьютерное)

Презентация. Безударные гласные в корне слова

http://www.brave-on-ege.ru/oi.php (Тестирование. о-ё после шипящих с самопроверкой)


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!