Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СШ №46 имени И.С.Полбина
города Ульяновска.
Программа спецкурса по русскому языку
для учащихся 8 класса
Трудные вопросы орфографии.
Составила:
Захарова Елена Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ№ 46 им. И.С.Полбина
Ульяновск 2016
Содержание:
1.Пояснительная записка.
2. Требования к уровню подготовки учащихся.
3. Содержание программы курса «Трудные вопросы орфографии»
4.Учебно-тематический план.
5.Календарно-тематическое планирование.
6.Источники информации:
-перечень учебно-методического обеспечения для учителя;
-учебная литература для обучающихся;
-Интернет-ресурсы.
Пояснительная записка
С 8 класса начинается изучение курса «Синтаксис», а на повторение орфографии дается не так уж много времени, поэтому считаю необходимым сразу начать повторение курса «Орфография».
Итоговая контрольная работа по русскому языку в 7 классе выявила серьезные пробелы в знаниях некоторых учащихся в области орфографии, особенно в правописании причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с этим возникла необходимость введения в школе спецкурса «Трудные вопросы орфографии», что позволит привести в систему все знания, полученные учащимися при изучении орфографии в 5-7 классах. Актуальность этой работы определяется ещё и тем, что часы на изучение русского языка к 8 классу резко сокращаются. Так как в основной школе материал по данному направлению работы (изучение орфограмм) находится в программах по русскому языку 5-7 классов, темы, связанные с орфографией, присутствуют на уроках в 8 классе только в виде повторения. Данный спецкурс позволит учащимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но и углубить знания по русскому языку. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки; нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ и к сдаче ЕГЭ. Данным курсом предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости учащихся, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Учебная программа спецкурса «Трудные вопросы орфографии» составлена на основе «Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней» (2004г), в соответствии с программами по русскому языку: Ладыженская Т.А., БарановМ.Т. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Просвещение 2011г.; образовательной программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №46 имени И.С.Полбина» города Ульяновска на 2016-2017 учебный год; положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов, предметов МБОУ СШ №46 имени И.С.Полбина г. Ульяновска.
Цель и задачи
Цель курса:
- формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи:
1)обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию;
2)совершенствовать орфографическую грамотность учащихся;
3)активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
4)обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы.
Структура курса
Предлагаемый курс рассчитан на 34 часа учебного времени (по одному часу в неделю) в 8 классе и построен на блочной подаче материала. Это даёт возможность в каждом новом разделе предлагать учащимся новое содержание, но освоить его можно только в том случае, если опираться на те знания, умения и навыки, которые были получены в предшествующем блоке.
Для достижения основных целей курса необходимо использовать наиболее эффективные приёмы: работа с обобщающими схемами, таблицами по орфографии, разнообразными лингвистическими словарями, алгоритмами, текстами, орфографическим анализом текстов, упражнениями из открытого банка заданий с сайта ФИПИ.
Для решения орфографических задач предлагается обратить внимание на орфографический и словообразовательный разборы слова. Они помогают предвидеть затруднения, вызванные морфемной особенностью словообразовательного образца.
Таким образом, курс по углублению и систематизации знаний орфографических правил поможет учащимся грамотно, точно, логически стройно передавать свои мысли в письменной форме, что является для восьмиклассников особенно актуальным в связи с предстоящим единым государственным экзаменом по русскому языку.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения дисциплины обучаемый должен
знать:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
-приёмы разграничения схожих написаний.
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
-правильно писать сложные слова,
-правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,
-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;
-правильно писать не с разными частями речи.
Содержание программы спецкурса
«Трудные вопросы орфографии»
34 чаcа
Тема 1. Орфография как система правил русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания.
Тема 2. Правописание безударных гласных в корне слова
-Система правил, связанных с правописанием морфем.
-Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые.
-Правописание словарных слов заимствованного происхождения.
Тема 3. Правописание корней с чередованием гласных
Правописание корней с чередующимися гласными:
- -кос-//-кас-, -лаг-//-лож-, -бер-//-бир-, -пер-//-пир-, -дер-//-дир-, - мер-//-мир- и др;
- –раст (ращ)-//-рос-, -скак-//скоч-;
- -гор-//-гар-, -твор-//-твар-, -клон-//-клан-, -зор-// -зар-. 4)-мак-// -мок-, -равн-//- ровн-.
Тема 4. Правописание согласных в корне слова:
- правописание звонких/глухих согласных;
- правописание непроизносимых согласных;
- двойные согласные. Проверяемые и непроверяемые согласные.
Тема 5. Правописание приставок.
- Одновариантные: об-(обо-,)от-(ото-),над-(н)адо-),под-(подо-),пред-(предо),в-(во-),за-,на-,вы-,у-,о-,су-,по-,пра-про.
-Двухвариантные: без- бес--вз-- вс-,воз- вос-,из- ис-,низ- нис-, раз- - рас-,роз – рос-,чрез-(через-) – чрес-(черес-).
- Смысловые: пре—при-
-Фонетический и морфологический принципы написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-, диа-, ди-, дис-, контр-, супер-, суб-. Особенности употребления в научном стиле речи с иноязычными приставками.
Тема 6. Употребление ь, ъ.
-ь знак пишется
-Ь не пишется
-Употребление разделительного Ъ
Тема 7. Правописание числительных.
-Мягкий знак в середине и на конце имен числительных.
- Правописание сложных и составных порядковых числительных
- Правописание порядковых числительных, оканчивающихся на тысячный, миллионный, миллиардный.
-Правописание сложных слов, содержащих числительные.
-Правописание дробных числительных.
- Собирательные числительные, образованные от количественных числительных.
Тема 8. Слитные, раздельные и дефисные написания слов
- Дефисное написание существительных; прилагательных, имен числительных и слов, имеющих в составе числительные .
-Слитное написание предлогов .
-Дефисное написание наречий местоимений , частиц .
-Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов).
- Раздельное и слитное написание имен существительных , прилагательных , имен числительных и слов, имеющих в составе числительные.
- Написание предлогов , частиц , и наречий .
-Исключения из правил.
Тема 9. Правописание н, нн в разных частях речи .
Имена прилагательные:
- Имена прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-,-ин- .
- Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн-
- Прилагательные, образованные от существительных с основой на -н с помощью суффикса -н- .
Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:
- две буквы -н- в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:1) с приставкой
- причастия с зависимыми словами
- причастия и прилагательные с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова
-причастие, образованное от бесприставочного глагола совершенного вида.
Тема 10. Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц.
-Буква ё после шипящих в корнях слов под ударением Исключения.
-Буквы О-Ё В суффиксах прилагательных и .
-Буквы О-Ё в окончаниях существительных и прилагательных .
- Буква Ё в словах, образованных от глаголов
-Правописание и-ы после ц .
-Буква и в корне после ц и в словах на –ция.
-Буква ы после ц в суффиксе и в окончании слов. Исключения.
Тема 11. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий
- Написание суффиксов в разных частях речи.
-Суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др.
-Различение суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик.
-Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание.
-Различение на письме суффиксов -к- и -ск-.
-Степени сравнения имён прилагательных и написание суффиксов в этих формах.
-Типичные суффиксы глаголов.
-Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени.
-Суффиксы причастий.
Тема 12. Правописание окончаний .
-Правописание безударных окончаний имен существительных .
-Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий.
-Правописание безударных личных окончаний глагола.
-Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.
-Буква Ы в окончаниях существительных и прилагательных после Ц.
-Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19.
-Исключения из правил.
-Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Тема 13. Не с разными частями речи.
-Не с именами существительными .
-Не с глаголами в неопределённой форме и в форме любого наклонения, с краткими причастиями и деепричастиями .
-Не с числительными, предлогами , союзами, частицами
-с существительными, прилагательными, наречиями на -о при имеющемся (или подразумеваемом) противопоставлении
-с полными причастиями при наличии противопоставления или зависимых слов
-с прилагательными, наречиями на –о.
-Не с местоимениями, в том числе отрицательным.
-Глаголы с приставкой недо-, имеющие значение неполноты действия .
Тема 14. Правописание предлогов, союзов, частиц.
-Дефисное написание непроизводных парных предлогов-сращений. -Производные предлоги и предложные сочетания .
-Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки.
- Предлоги в продолжение, в течение, их отличие от сочетаний существительных в предложном падеже, оканчивающихся на и, с предлогом в .
-Употребление производных предлогов.
- Правописание союзов.
-Частицы не и ни, их различение на письме.
Тема 15. Употребление прописных букв.
-Прописные буквы в начале текста.
-Прописные буквы после знаков препинания.
-Собственные имена лиц, клички животных, имена действующих лиц в баснях, сказках, пьесах.
-Имена прилагательные и наречия, образованные от индивидуальных названий.
-Сложносокращенные слова и аббревиатуры.
Учебное планирование занятий спецкурса
«Трудные вопросы орфографии»
8 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности | Форма контроля | Дата проведения занятия | Примечания |
по плану | фактически |
1 | Орфография как система правил русского правописания | 1 | Составление индивидуальной карты ошибок | Устный опрос по вопросам | | | |
2 | Правописание безударных гласных в корне слова | 2 | Выполнение упражнений. Выступления учащихся по теме. Орфографический и словообразовательный разборы. Составление словарика «Непроверяемые гласные в корне слова». | Словарный диктант | | | |
3 | Правописание корней с чередованием гласных | 2 | Выполнение упражнений. Орфографический и словообразовательный разборы. | Распределительный диктант | | | |
4 | Правописание согласных в корнях слов | 2 | Выполнение упражнений. Орфографический и словообразовательный разборы. Диктант с продолжением. Конкурс «Кто больше?» | Устный опрос | | | |
5 | Правописание приставок. Употребление ъ после приставок. | 2 | Выполнение упражнений, составление словарной статьи Составление орфографического и толкового словарика «Слова с иноязычными приставками» Изложение с продолжением. | Тестирование. | | | |
6 | Употребление ь . Употребление ь после шипящих в разных частях речи | 2 | Выполнение упражнений. Изложение с продолжением. Составление опорного конспекта «Ь после шипящих в разных частях речи» (творческая работа) | Тестирование Письменный опрос. | | | |
7 | Правописание числительных | 2 | Выполнение упражнений. Осложнённое списывание | Диктант | | | |
8 | Слитные, раздельные и дефисные написания слов | 2 | Самостоятельная работа. Составление таблицы «Слитно. Раздельно. Через дефис». | Словарный диктант | | | |
9 | Правописание н,нн в разных частях речи | 4 | Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма. Объяснительный диктант. Изложение с продолжением. | Выборочно-распределительный диктант | | | |
10 | Правописание о-ё после шипящих | 2 | Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма. Орфографический и словообразовательный разборы. | Тестирование | | | |
11 | Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий | 3 | Самостоятельная работа, составление опорных схем, Тестирование. Осложнённое списывание. Презентация «Правописание суффиксов в разных частях речи» Морфемный разб. | Выборочный диктант | | | |
12 | Правописание окончаний | 2 | Самостоятельная работа, составление опорных схем, алгоритма. Выборочно-распределительный диктант | Диктант | | | |
13 | НЕ с разными частями речи | 3 | Выполнение упражнений. Составление таблицы «НЕ с разными частями речи» Орфографический анализ текста Сочинение-рассуждение по пословице | Диктант | | | |
14 | Правописание производных предлогов, союзов, частиц | 3 | Выполнение упражнений. Сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли нам частицы?» Творческий диктант: замена производных предлогов непроизводными. | Выполнение разноуровневых заданий на карточках | | | |
15 | Употребление прописных букв | 2 | Осложнённое списывание Составление словарика «Прописная или строчная?» | Словарный диктант, итоговое тестирование | | | |
Иточники информации
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя
1. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М., 1993.
3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1994.
4. Загоровская О.В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. - М., 2015.
5. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982.
8. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.
9. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
10. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.
12. Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. - М.: АСТ; СПб: Астрель-СПб, 2009.
13. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.
14. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично».- Ростов н/Д, 1998.
15. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2005.
16. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2006.
Учебная литература для обучающихся
1. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.А. Слитно или раздельно? Опыт словаря-спрвочника.-М.:Русский язык,1982.
2. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. - М., 1994.
3. Львова С.И. Там, где кончается слово… (о слитных, дефисных и раздельных написаниях). - М., 1991.
4. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. - М., 2001.
5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Управление. - М., 1998.
6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. - М., 2001.
7. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». - Ростов Н/Д, 1998.
8. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Вставь букву!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2005.
9. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ «Найди ошибку!», 9 класс. (Пособие для средней школы). - М: «Грамотей», 2006.
Интернет - ресурсы
http://mousosh192005.narod.ru/pril1.ppt (Презентация. Правописание приставок)
http://ruslit.ioso.ru/vowel.htm (тестирование компьютерное)
Презентация. Безударные гласные в корне слова
http://www.brave-on-ege.ru/oi.php (Тестирование. о-ё после шипящих с самопроверкой)