Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №2 имени Б.П. Зиновьева
Утверждаю
Директор школы
____________ Н.И. Кузнецов
«_____»_________2015
Программа
"Семья плюс школа"
Автор программы:
Заместитель директора по ВР
Орлова А.Ю.
2015
Содержание подпрограммы «Семья плюс школа»
Пояснительная записка…………………………………………………………....……3 Раздел 1. Концептуальные основы подпрограммы…………………………………..4 Цель программы………………………………………………………………………...4 Задачи программы………………………………………………………………………4 Принципы взаимоотношения семьи и школы………………………………………...4 Родители в воспитательной системе школы…………………………………………..5 Предполагаемые результаты…………………………………………………………...5 Критерии эффективности подпрограммы…………………………………………….6 Раздел 2. Механизм реализации……………………………………………………….6 2.1. Этапы и сроки реализации…………………………………………………………….6 2.2. Планирование мероприятий в рамках программы « Семья плюс школа»………....7 Тематика заседаний клуба «Семья»…………………………………………………..10 |
|
|
Подпрограмма «Семья плюс школа»
Пояснительная записка
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010г. подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Успехи в деле воспитания возможны только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательное учреждение по-прежнему остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Кризисные явления в современном обществе не могут не сказаться на состоянии духовного, физического, нравственного и психического здоровья подрастающего поколения.
Пытаясь сегодня найти пути решения этих проблем, школа ищет новые формы взаимодействия с семьей, понимая, что родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей. Результат их деятельности может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Их союз должен быть основан на взаимном понимании, уважении, доверии и ответственности, на действиях в интересах развития личности ребенка.
Как показывает практика, сегодня в общем образовании наиболее активно используются четыре группы форм работы с семьей:
Интерактивные: анкетирование, диагностика, дискуссии, «круглые столы», конференции, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов.
Традиционные: тематические классные часы, родительские собрания (классные, общешкольные), вечера отдыха, семейные спортивные и интеллектуальные состязания, творческие конкурсы.
Просветительские: использование СМИ для освещения проблем воспитания и обучения детей, организация родительского всеобуча, выпуск бюллетеней, информационных листков, стенды и уголки для родителей, семейные клубы.
Государственно-общественные: создание попечительских советов, советов школ, советов отцов..
Первые три группы форм достаточно широко используются в процессе работы, апробированы в течении десятков лет и дают хорошие результаты в области взаимодействия семьи и школы.
Родители учеников нашей школы занимают свое место в общей воспитательной системе школы.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Вешкаймская средняя общеобразовательная школа № 2 им. Б.П. Зиновьева в рамках комплексной программы по воспитанию внедряет подпрограмму работы с семьей «Семья плюс школа»
Раздел 1. Концептуальные основы подпрограммы
1.1. Цель:
-включение родителей в совместную со школой деятельность по формированию
и воспитанию здоровой личности
1.2. Задачи:
содействие всем участникам образовательного процесса в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых в формировании устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни
утверждение гуманных взаимоотношений учителей, родителей и учащихся
создание благоприятных условий для реализации интересов и потребности ребенка в семье и школе
использование положительного опыта для организации помощи отдельным семьям в воспитании детей.
1.3. Принципы взаимоотношения семьи и школы
Забота является стержнем, на который « нанизывается» все остальное.
Вместе планируем, вместе проводим, вместе анализируем
Все делать с пользой.
1.4. Родители в воспитательной системе школы.
Родители
Организаторская
деятельность
Участие в управлении
Повышение мастерства воспитателя
Участие в коллективных творческих делах
Родители – руководители кружков
Игры - путешествия
Совет школы
Откровенные разговоры в классе
Экскурсии, походы, музеи, театры, поездки
Попечительский совет
Круглый стол, диспут
Родительский всеобуч
Выполнение вместе с детьми творческих поручений
Праздники, концерты
Индивидуальные консультации
1.5. Предполагаемые результаты
-достижение нового качества в работе с семьей в сфере пропаганды здорового образа жизни через систематические тематические заседания;
- создание Попечительского Совета;
- повышение уровня знаний родителей в области воспитания и формирования личности;
-повышение уровня мотивации родителей к участию в воспитании и оздоровлении детей.
1.6. Критерии эффективности подпрограммы
- активное участие в реализации программы педагогов, учащихся и их родителей
- рост числа учащихся и родителей , желающих быть активными участниками воспитательного процесса.
- взаимодействие с организациями, занимающимися пропагандой здорового образа жизни в семье.
Раздел 2. Механизм реализации
Реализация данной подпрограммы проходит в тесном сотрудничестве социальных педагогов, классных руководителей, психолога, администрации школы, родителей и учащихся, при взаимодействии со специальными учреждениями поселка.
Как не утратить, а наоборот, укрепить связь с семьей, подчеркнуть, что с приходом ребенка в школу роль не семьи не ослабевает, а продолжает активно влиять на ребенка, но уже не одна, а в союзе со школой.
Проводятся лектории, родительский всеобуч, общешкольные родительские собрания на разнообразные темы.
2.1. Этапы и сроки реализации
Программа рассчитана на 5 лет: 2015-2018 г. Комплекс мероприятий планируется на учебный год. Реализация мероприятий осуществляется в по пяти направлениям:
Школа будущего первоклассника
Привлечение родителей семей и детей к делам и проблемам ОУ
Оказание различной помощи семье
Повышение педагогической культуры родителей
Профилактика негативного семейного воспитания
2.2. Планирование мероприятий в рамках программы « Семья плюс школа»
Направления в работе | Содержание | Срок | Ответственные |
1. Школа будущего первоклассника | Организационное родительское собрание. Заседание клуба « Семья» - « Скоро в школу!» | февраль | Заместитель директора по ВР психологи |
Подготовительные занятия | Февраль-май (по субботам) | Заместитель директора по ВР Учителя нач. классов |
Индивидуальные консультации психолога, логопеда | В течение года | Психологическая служба |
Презентация - «Друзья, прекрасен наш союз!» | ноябрь | Зам. директора по ВР и соц. работе |
Открытое заключительное занятие | май | Заместитель директора по ВР |
2. Привлечение родителей семей и детей к делам и проблемам УО | Организация участия в школьных мероприятиях Заседания клуба «7 – Я»: (международный день семьи); (Молодёжь против наркотиков) | В течение года | Администрация Классные руководители |
| | | |
| Использование возможностей активных родителей | В течение года | Администрация школы Попечительский совет |
| Изучение отношения к уровню деятельности школы и предложений по ее улучшению | май | Администрация школы |
| Оказание спонсорской поддержки школьных мероприятий | В течение года | |
3.Оказание различной помощи семье | Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей | По возможности | Администрация школы |
Устройство детей из неблагополучных семей в социальные приюты | В течение года | Администрация школы Социальный педагог |
Организация психологической помощи | По необходимости | Психолог |
Оказание помощи опекаемым детям в предоставлении путевок в оздоровительные лагеря на летний период | Май | Администрация школы Социальный педагог |
4. Повышение педагогической культуры родителей | Классные тематические родительские собрания | 1 раз в четверть | Классные руководители |
Всеобуч родителей с привлечением различных специалистов | В течение года | Администрация школы |
| Информационно-иллюстрированные стенды | 1 раз в четверть | Заместитель директора по ВР педагог-организатор |
Памятки, рекомендации по воспитанию детей | По мере возможности | Администрация Специальные учреждения |
Использование видеоматериалов в педагогическом просвещении родителей | По возможности | администрация Учреждения различных служб р.п. |
| Ой папа Родные портреты На завалинке Пикник Моя семья- мое Отечество | | |
5.Профилактика негативного семейного воспитания | Индивидуальные встречи, беседы | В течение года | Администрация школы Классные руководители |
Рейды в семьи « трудных» учащихся и неблагополучных родителей | В течение года | Классные руководители Инспектор Социальные педагоги |
Консультационные часы специалистов | В течение года | Инспектор Социальные педагоги |
Вызов на Совет профилактики, КПДН | По необходимости | Администрация школы |
| Подготовка и передача материалов на лишение родительских и опекунских прав | По необходимости | Администрация школы |
Организация летнего отдыха детей | май | Администрация школы Классные руководители |
| В течение года | Классные руководители |
2.3 Тематика заседаний
№ п/п | Тема заседания |
-
| Город мастеров. |
-
| С камушка на камушек. |
-
| Тьфу-тьфу. |
-
| Веселые нотки. |
-
| Плюх-плюх. |
-
| Дружная семейка. |
-
| Друзья, прекрасен наш союз. |
-
| День Победный. |
-
| Лесенка. |
-
| Пикник. |
-
| Веселые старты. |
-
| Родина моя - прекрасный мой народ. |
-
| За честь моей школы. |
-
| Моя семья – мое Отечество. |
-
| Ура, каникулы! |
-
| Учат в школе (Д/с-школа). |
-
| Здравствуй школа! |
-
| Скоро в школу! |
-
| Это волшебное слово игра |
-
| Птица - счастья |
-
| Веселая радуга. |
-
| Масленица. |
-
| Родные портреты. |
-
| Аленький цветочек. |
-
| Раз ступенька, два ступенька. |
-
| На завалинке. |
-
| Посиделки. |
-
| Точки над i… |
-
| Выбор (9класс). |
-
| Выбор (11класс). |
-
| Салют эрудитам. |
-
| Умники и умницы. |
-
| Переходим в 5 класс |
-
| Круглый стол |
-
| Салют, Победа! |
-
| Папа, мама, я – спортивная семья |
-
| Для моей любимой мамы |
-
| У самовара я и моя мама |
-
| Мы с папой |
-
| Мой ласковый и нежный зверь |
-
| Братья меньшие |
-
| Вешкайма - мой край родной |
Приложение
Тема: « Точки над I…»
-Добрый вечер, дорогие друзья!
-Мы приветствуем Вас .
-Тема сегодняшней встречи « Точки над I…»
-Трудно современному подростку, девушке, юноше жить в наше непростое время. Ко всем прочим трудностям сегодня прибавляется еще и опасность попасть в сети наркозависимости, оказаться рабом страшной привычки.
Мы с вами встретились для того, чтобы поразмышлять над теми проблемами, которые есть в нашей жизни, вместе с вами найти пути их разрешения.
Сегодня в зале собрались учащиеся разных возрастов: родители. Учителя, администрация школы.
Хочется приветствовать гостей, которые пришли на наше заседание.
Слово моим помощникам- ведущим.
Ведущие-дети:
Точки над I нам хочется расставить
Мы постараемся сегодня рассказать
Какие сети наркота нам ставит
И как их можно избежать!
2. Как можно обойтись без сигареты
Как « доброхотам» отказать
Как уберечь родных от этого
Как жизнь любить и как счастливым стать!
-А теперь я хочу пригласить нашего первого гостя, который пожелал остаться неизвестным.
Маска откровения!
( Гаснет свет, входит маска)
(Маска рассказывает как его близкий друг попал в сети наркомании. Обращается за помощью к залу.)
-Что мы ответим и посоветуем гостю?( советы зала)
-Мы выслушали разные мнения, и думаю, будет полезно услышать мнение специалиста.
У нас в гостях доктор ЦРБ.
Ваше мнение к данной проблеме?
Возможно, вы дадите несколько профессиональных советов нашей маске?
( включаем свет)
( Советы врача)
-« Сильное желание бросить наркотик возникает только у тех, кто в реальном мире обрел значимые цели и ценности. Побеждают только те, на чьем жизненном горизонте забрезжил свет смысла»
Проблема наркомании волнует и взрослых и детей. Давайте послушаем, как относятся к этому наши младшие ученики.
Что такое хорошо и что такое плохо?
1.Наступил учебный год
Суета, утеха?
Будет радостный урок
Будет много смеха.
2.А мы хотим вам рассказать
Без всякого подвоха
Что такое хорошо?
Что такое плохо?
3. 7 пятерок стали в ряд
В дневнике у Саши!
Это очень хорошо!
Даже папа пляшет!
4. Из подвала дым трубой
Колька курит там с друзьями!
Это уж и вовсе плохо
Вот влетит от мамы!
5. Что наркотик - это яд
Знает каждый школьник
Хорошо, что говорят
Нам об этом в школе.
6. Можно зренье потерять...
Памяти - ни крохи!
Можно двоечником стать
Это очень плохо!
7. Хорошо, что есть друзья,
Мама, папа, школа
Не дадут пропасть нам зря,
От вредного укола.
8. Я знаю - мечты мои сбудутся
Я верю, что знания – свет
И курению и наркотикам
Мы с друзьями скажем «Нет!»
-Жизнь – это великое счастье. Особенно это понимают люди, которые пережили невзгоды, потерю близких людей на войне. Мы очень рады приветствовать наших почетных гостей, ветеранов Великой Отечественной Войны Давыдовых….
( Мнение, советы ветеранов )
-У наших ребят есть несколько вопросов.
( ученики задают вопросы)
-С проблемой наркомании в городе занимаются много общественных и медицинских организаций: « АНТИ_СПИД», центр по проблемам семьи, общественная организация « Матери против наркотиков», центр реабилитации наркоманов.
-Учащиеся нашей школы принимают активное участие в городских акциях и конкурсах.
Группа участников агитбригады у нас в гостях.
21 век шагает по планете
Мой Нижневартовск в этом же строб
Я выбираю жизнь, идя судьбе на встречу
За солнце, за любовь свой голос отдаю
Нам угрожает СПИД могильным холодом
Наркотики хотят окутать всю страну
Но мы протянем другу руку помощи
Сумеем « нет» сказать мы мировому злу.
3. Плакаты, листовки, конкурсы-
Работа повсюду видна
Смертельный враг - наркотики
Город ставит заслон от врага.
С наркотиками можно получить бесплатно
СПИД, гепатит и лихорадку
Можно солнце в мире погасить
Если в друзьях неразборчивым быть.
5 . Дадим стране уверенность,
Что без наркотиков мы будем жить
И пусть родители верят нам
Мы не хотим их огорчить.
6. Мы выбираем свет
Мы выбираем спорт
Мы дети России сильны
И нами народ наш горд.
7. Нет курению,
Нет – наркотикам
Мы говорим как один
«Я выбираю жизнь» -
скажет каждый учащийся школы 21 !
-Я хочу задать два вопроса учащимся:
1.Почему, зная что наркотик- яд , подростки все таки его принимают?
( Ответы: Не хотят оказаться изгоями. Не хотят портить отношения с другом. Подросток не уверен в себе и правильности точки зрения. То, что предлагается ему в компании, кажется веселым, приятным)
2.Наркотик предложенный другом, равносилен « смерти с ладони друга»
Как сказать нет?
( Ответы :Спасибо я в этом не нуждаюсь. Нет, спасибо, мне понадобятся все мозги которые у меня есть. Я хочу быть здоровым. Если тренер об этом узнает, выгонит из секции.)
-Давайте спросим у тренера, как они поступают в такой ситуации, выгоняют или у них есть другие, свои методы?
( Слово тренеру).
-В нашей школе учатся не только великие спортсмены, но и возможно, будущие поэты. ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, вместе со своей мамой сочинил стихотворение « Я – против».
( читает автор)
-Наша школа – это дружная семья. Сегодня мы обсуждаем жизненно важную проблему « наркомания». С нами в зале директор школы. Послушаем ее мнение.
- Наше заседание подошло к концу. Спасибо всем, кто принял сегодня участие в обсуждении глобальной проблемы 21 века. Может быть сегодня удалось расставить точки над I и смогли помочь тем, кто еще сомневался: не сам, так его близкий, знакомый, родной человек. Всем крепкого здоровья. До новых встреч!
Танец « _____________» (исполняет хореографический ансамбль )