Программа профилактики девиантного поведения
детей старшего дошкольного возраста .
Пояснительная записка.
Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.
Ежедневная практика педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.
Отечественные исследователи (М.А. Галагузова, Р.В, Овчарова, Л.Я. Олиференко, С.А. Беличева и др.) рассматривают девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, их исследования доказывают, что дошкольники в большей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения.
Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.
В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) обусловлены, как правило, двумя факторами - ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.
Существуют различные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий.
Выделяют следующие направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учереждений, управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитание.
Профилактическая деятельность является составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление девиантных детей, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности ребенка.
Целью программы является создание в детском саду условий, предотвращающих девиантное поведение детей старшего дошкольного возраста, способствующих формированию у них жизненных навыков, препятствующих возникновению девиантного поведения.
Целевая группа: дети 5 - 6 лет.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- выявление детей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению;
- обучение способам работы в группе, развитие навыков общения;
- профилактика наиболее распространенных форм девиантного поведения присущих детям старшего дошкольного возраста (замкнутость, гиперактивность и агрессивное поведение);
- формирование у воспитанников адекватной самооценки;
- ориентация на позитивные социальные и личностные ценности;
- организация мероприятий, способствующих ориентации на здоровый и безопасный образ жизни.
Можно выделить следующие принципы, лежащие в основе программы:
- комплексность – организация воздействия на различных уровнях социального пространства;
- дифференцированность – учет возраста и степень проявления девиантного поведения;
- аксиологичность – формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- многоаспектность – сочетание различных направлений профилактической работы;
- максимальная активность детей;
- позитивность информации;
- устремленность в будущее – актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего;
- принцип обратной связи – получение ответной реакции воспитанников в процессе работы педагога с детьми.
методы: психолого-педагогическое наблюдение, психологическая диагностика, беседа, анкетирование, а также метод математической психодиагностики, рисуночные методики “Несуществующее животное”, “Кактус”, “Лист наблюдения за агрессивными детьми”, анкета для родителей “Агрессивен ли ваш ребенок?”.
Правовой базой для реализации программы являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Конвенция ООН о правах ребенка.
Ожидаемые результаты:
- формирование здорового образа жизни, профилактика агрессивного поведения, снижение гиперактивности среди детей старшего дошкольного возраста;
- усиление роли семьи в воспитании детей;
Критерии эффективности реализации программы профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста:
Снижение уровня агрессии;
Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей с девиантным поведением;
Положительная динамика снижения уровня тревожности, замкнутости и гиперактивности среди детей старшего дошкольного возраста.
Основным условием для осуществления данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для формирования нравственных ценностей, жизненной перспективы, помощь в осознании воспитанника самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.
Программа предназначена для детей 5-6 лет и рассчитана на 6 месяцев. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю в течение 25-30 минут. Программа направлена на вторичную профилактику девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста и состоит из 3 этапов: подготовительный, основной и завершающий, в каждом из которых предусмотрена работа с воспитанниками и их родителями.
Представленная социально-педагогическая программа по профилактике девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста имеет свое содержание на каждом из этапов ее реализации.
Подготовительный этап.
Задачи первого этапа:
- провести исследование, с помощью которого выявить группу детей, нуждающихся в профилактической работе;
- сформировать группы учащихся, нуждающихся в профилактической работе;
- обучение способам общения в группе – выработка правил;
- беседа с родителями с целью определения педагогической компетентности в вопросах воспитания.
В процессе реализации первого этапа, проводиться:
1. Наблюдение за воспитанниками во время занятий, игр, прогулки и сон часа.
2. Графическая методика « КАКТУС» (приложение 1).
3. Беседа.
4. Анкетирование родителей (приложение 2).
5. Метод математической психодиагностики.
6. Индивидуальные беседы с воспитанниками и родителями.
2. Основной этап.
Задачи основного этапа:
- профилактическая деятельность;
- снижение уровня конфликтности;
- снижение уровня агрессии и враждебности.
Основной этап при работе с детьми разделен на 8 блоков, в каждом из которых проводятся мероприятия на сплочение коллектива, снятие накопившегося внутреннего напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности, эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности и т.д.
С родителями в процессе реализации основного этапа проводятся следующие мероприятия:
1. Лекторий на тему « Девиантное поведение что это?»
2. Беседа «Воспитание, как основа будущего ребенка».
3. Семинары – практикумы на темы: «Гиперактивный (агрессивный, замкнутый) ребенок почему он такой?»
4. Индивидуальные беседы и консультирование.
3. Завершающий этап.
Задачи этапа: проведение повторного тестирования, выявление эффективности программы.
В процессе реализации третьего этапы проводятся следующие мероприятия:
1. Повторное анкетирование родителей.
2. Беседа с родителями с целью выявления изменений произошедших в поведении старших дошкольников.
3. Повторная диагностика с целью выявления снижения уровня агрессии, гиперактивности и замкнутости. Тест по "Методике диагностики показателей и форм агрессии" А. Басса и А. Дарки.
4. Сопоставление результатов, анализ работы и выявление эффективности данной программы.
Для реализации цели программы используются следующие формы работы: групповая работа, беседы, мини - лекции, творческие задания, а так же проведение первичной и вторичной диагностики.
Тематический план программы:
Подготовительный этап
Тема | Основные цели |
Знакомство. Правила групповой работы. | Цель: Создание благоприятных условий для работы в группе, знакомство с принципами работы тренинга. |
Тестирование | Цель: определение уровня и форм агрессии. |
Анкетирование «Что такое девиантное поведение?» | Цель: выявление уровня знаний о причинах и формах проявление девиантного поведения дошкольников. |
Коллектив. Взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимовыручка. | Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. |
Основной этап
Тема | Основные цели |
1. «ЗНАКОМСТВО» 1) «Интервью» 2) « Дракон кусает свой хвост» 3) «Баржа» 4) «Связующая нить» | - создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии. - снятие напряженности, невротических состояний, страхов. - снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе. - формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности. |
2. «НАСТРОЕНИЕ» 1) Сказка «Репка» (инсценировка) 2) Рисование своего настроения 3) «Колокол» | - снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы. - упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги. - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. |
3. «МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ» 1) «Связующая нить» 2) «Подари улыбку» 3) «Ласковое имя» 4) «Мы тебя любим» | - формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности. - создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. - создание позитивного настроении, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки. - эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений. |
4. «МЫ С ТОБОЙ ТАК ПОХОЖИ» 1) «Связующая нить» 2) «Передай сигнал». 3) Танец «Цветок» 4) «Зеркало» | - сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности. - энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему “Я”. - эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности. |
5. «ДРУЖБА» 1) «Связующая нить» 2) «Только вместе!» 3) «Обзывалки» 4) «Взаимоотношения» | - физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание. - снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы. - снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. - формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений. |
6. «МЫ ВМЕСТЕ» 1) «Закончи предложение» 2) «Разведчики» 3) «Аэробус» 4) «Доброе животное» | - повышение уверенности в себе, в своих силах. - развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности. - учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и спокойствие. - способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. |
7. «ТУХ-ТИБИ-ДУХ» 1) «Рубка дров» 2) «Ворвись в прут» 3) «Тух-тиби-дух!» 4) Игра «Газета» | - помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры. - снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности. - снять негативные настроения и восстановить силы. - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. |
8. «ВОЛШЕБНАЯ ИГРА» 1) «Бумажные мячики» 2) «Два барана» 3) «Попроси игрушку» 4) «Липучка» | - дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм. - снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. - обучить детей эффективным способам общения. - сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства. |
Завершающий этап. |
Повторная диагностика | Цель: отследить динамику изменений в поведении дошкольников. |
Сопоставление результатов | Цель: анализ работы, выявление эффективности программы |
Содержание завершающего этапа реализации
социально-педагогической программы
Содержание этапа |
1 направление: родители | 2 направление: дети старшего дошкольного возраста |
Повторные диагностики: Повторное анкетирование. Беседа. | Повторные диагностики: 1. Наблюдение с целью выявления изменений произошедших в поведении дошкольников. 2. Диагностика «Несуществующее животное» |
| Анкетирование. 4. Тест по "Методике диагностики показателей и форм агрессии" А. Басса и А. Дарки |
Приложение 1
«Кактус»
графическая методика М.А. Панфиловой
Тест проводится с детьми с 4-х лет.
Цель - выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.
Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.
Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1.Кактус домашний или дикий?
2.Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4.Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
Обработка результатов и интерпретация
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
пространственное положение
размер рисунка
характеристики линий
сила нажима на карандаш
Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.
Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.
Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа.
Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа
Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм.
Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.
Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии.
Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов.
Интровертированность - изображен только один кактус.
Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса .
Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.
Приложение 2
Анкета для родителей
Обведите кружком цифры напротив тех высказываний, с которыми Вы согласны.
Мой ребёнок
Очень подвижен, много бегает, постоянно вертится……………...1
Спит намного меньше, чем другие дети……………………………2
Очень говорлив……………………………………………………….3
Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то………….4
С трудом дожидается своей очереди(в играх, в магазине)………...5
Начинает отвечать, не дослушав вопроса, или, наоборот, задав вопрос, не слушает ответа…………………………………………………….6
Часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых……….7
Не может спокойно дожидаться вознаграждения (если, например, обещали ему что-то купить)………………………………………….8
Часто не слышит, когда к нему обращаются………………………..9
Легко отвлекается, когда ему читают книгу………………………..10
Часто не доводит начатое дело(игру, задание)до конца…………...11
Избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение…….12