СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  профилактики девиантного поведения

детей старшего дошкольного возраста .

Пояснительная записка.

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста .»

Программа профилактики девиантного поведения

детей старшего дошкольного возраста .

Пояснительная записка.

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают проблемы, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.

Ежедневная практика педагогов, как отечественных, так и зарубежных, показывает актуальность проблемы диагностики и профилактики поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение имеет место не только в детском саду, но и распространяется на все сферы жизни ребенка, главным образом, на его взаимодействие с окружающими. Поэтому так важно, чтобы воспитание в семье обеспечило отражение общественных норм в поведении ребенка. К сожалению, в жизни этот идеал не всегда реализуется и тогда мы начинаем говорить о том, что поведение ребенка не укладывается в социальные нормы.

Отечественные исследователи (М.А. Галагузова, Р.В, Овчарова, Л.Я. Олиференко, С.А. Беличева и др.) рассматривают девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, их исследования доказывают, что дошкольники в большей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения.

Девиантное поведение – один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.

В поведении и развитии детей дошкольного возраста часто встречающиеся нарушения поведения (агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность, застенчивость), различные формы детской нервности (невропатия, неврозы, страхи) обусловлены, как правило, двумя факторами - ошибками воспитания или определенной незрелостью, минимальными поражениями нервной системы.

Существуют различные формы профилактической работы: организация социальной среды; информирование; активное социальное обучение социально-важным навыкам; организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов, минимизация негативных последствий.

Выделяют следующие направления педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения: повышение роли семьи в профилактике, повышение воспитательной роли образовательных учреждений, развитие целесообразного взаимодействия семьи и дошкольных учереждений, управление наиболее целесообразным влиянием на круг общения, взаимодействие ребенка в процессе его развития и воспитание.

Профилактическая деятельность является составной частью того социально-педагогического процесса, который направлен на выявление де­виантных детей, диагностику причин и условий их отклоне­ний в развитии и поведении, определение своеобразия формиро­вания их личности и особенностей взаимоотношений со сверстни­ками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негатив­ных тенденций в развитии и формировании личности ребенка.

Целью программы является создание в детском саду условий, предотвращающих девиантное поведение детей старшего дошкольного возраста, способствующих формированию у них жизненных навыков, препятствующих возникновению девиантного поведения.

Целевая группа: дети 5 - 6 лет.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

- выявление детей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению;

- обучение способам работы в группе, развитие навыков общения;

- профилактика наиболее распространенных форм девиантного поведения присущих детям старшего дошкольного возраста (замкнутость, гиперактивность и агрессивное поведение);

- формирование у воспитанников адекватной самооценки;

- ориентация на позитивные социальные и личностные ценности;

- организация мероприятий, способствующих ориентации на здоровый и безопасный образ жизни.

Можно выделить следующие принципы, лежащие в основе программы:

- комплексность – организация воздействия на различных уровнях социального пространства;

- дифференцированность – учет возраста и степень проявления девиантного поведения;

- аксиологичность – формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о здоровье как о важнейшей общечеловеческой ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

- многоаспектность – сочетание различных направлений профилактической работы;

- максимальная активность детей;

- позитивность информации;

- устремленность в будущее – актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего;

- принцип обратной связи – получение ответной реакции воспитанников в процессе работы педагога с детьми.

методы: психолого-педагогическое наблюдение, психологическая диагностика, беседа, анкетирование, а также метод математической психодиагностики, рисуночные методики “Несуществующее животное”, “Кактус”, “Лист наблюдения за агрессивными детьми”, анкета для родителей “Агрессивен ли ваш ребенок?”.

Правовой базой для реализации программы являются:

- Конституция Российской Федерации;

- Конвенция ООН о правах ребенка.

Ожидаемые результаты:

- формирование здорового образа жизни, профилактика агрессивного поведения, снижение гиперактивности среди детей старшего дошкольного возраста;

- усиление роли семьи в воспитании детей;

  • формирование у детей и их родителей основных навыков общения с окружающими, умение родителями разрешать конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения с ребёнком.

Критерии эффективности реализации программы профилактики девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста:

  1. Снижение уровня агрессии;

  2. Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании детей с девиантным поведением;

  3. Положительная динамика снижения уровня тревожности, замкнутости и гиперактивности среди детей старшего дошкольного возраста.

Основным условием для осуществления данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для формирования нравственных ценностей, жизненной перспективы, помощь в осознании воспитанника самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.

Программа предназначена для детей 5-6 лет и рассчитана на 6 месяцев. Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю в течение 25-30 минут. Программа направлена на вторичную профилактику девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста и состоит из 3 этапов: подготовительный, основной и завершающий, в каждом из которых предусмотрена работа с воспитанниками и их родителями.

Представленная социально-педагогическая программа по профилактике девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста имеет свое содержание на каждом из этапов ее реализации.

  1. Подготовительный этап.

Задачи первого этапа:

- провести исследование, с помощью которого выявить группу детей, нуждающихся в профилактической работе;

- сформировать группы учащихся, нуждающихся в профилактической работе;

- обучение способам общения в группе – выработка правил;

- беседа с родителями с целью определения педагогической компетентности в вопросах воспитания.

В процессе реализации первого этапа, проводиться:

1. Наблюдение за воспитанниками во время занятий, игр, прогулки и сон часа.

2. Графическая методика « КАКТУС» (приложение 1).

3. Беседа.

4. Анкетирование родителей (приложение 2).

5. Метод математической психодиагностики.

6. Индивидуальные беседы с воспитанниками и родителями.

2. Основной этап.

Задачи основного этапа:

- профилактическая деятельность;

- снижение уровня конфликтности;

- снижение уровня агрессии и враждебности.

Основной этап при работе с детьми разделен на 8 блоков, в каждом из которых проводятся мероприятия на сплочение коллектива, снятие накопившегося внутреннего напряжения, формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности, эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности и т.д.

С родителями в процессе реализации основного этапа проводятся следующие мероприятия:

1. Лекторий на тему « Девиантное поведение что это?»

2. Беседа «Воспитание, как основа будущего ребенка».

3. Семинары – практикумы на темы: «Гиперактивный (агрессивный, замкнутый) ребенок почему он такой?»

4. Индивидуальные беседы и консультирование.

3. Завершающий этап.

Задачи этапа: проведение повторного тестирования, выявление эффективности программы.

В процессе реализации третьего этапы проводятся следующие мероприятия:

1. Повторное анкетирование родителей.

2. Беседа с родителями с целью выявления изменений произошедших в поведении старших дошкольников.

3. Повторная диагностика с целью выявления снижения уровня агрессии, гиперактивности и замкнутости. Тест по "Методике диагностики показателей и форм агрессии" А. Басса и А. Дарки.

4. Сопоставление результатов, анализ работы и выявление эффективности данной программы.

Для реализации цели программы используются следующие формы работы: групповая работа, беседы, мини - лекции, творческие задания, а так же проведение первичной и вторичной диагностики.






Тематический план программы:


Подготовительный этап

Тема

Основные цели

Знакомство. Правила групповой работы.

Цель: Создание благоприятных условий для работы в группе, знакомство с принципами работы тренинга.

Тестирование

Цель: определение уровня и форм агрессии.

Анкетирование «Что такое девиантное поведение?»

Цель: выявление уровня знаний о причинах и формах проявление девиантного поведения дошкольников.

Коллектив. Взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимовыручка.

Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.


Основной этап


Тема

Основные цели

1. «ЗНАКОМСТВО»

1) «Интервью»

2) « Дракон кусает свой хвост»

3) «Баржа»

4) «Связующая нить»

- создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.

- снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

- снятие эмоционального напряжения, развитие познавательных процессов, преодоление неуверенности в себе.

- формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

2. «НАСТРОЕНИЕ»

1) Сказка «Репка» (инсценировка)

2) Рисование своего настроения

3) «Колокол»

- снятие накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

- упражнять детей передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги.

- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

3. «МЫ ТЕБЯ ЛЮБИМ»

1) «Связующая нить»

2) «Подари улыбку»

3) «Ласковое имя»

4) «Мы тебя любим»

- формирование чувства близости с другими людьми, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.

- создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

- создание позитивного настроении, развитие чувства доверия участников друг к другу, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.

- эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.

4. «МЫ С ТОБОЙ ТАК ПОХОЖИ»

1) «Связующая нить»

2) «Передай сигнал».

3) Танец «Цветок»

4) «Зеркало»

- сплочение группы, развитие способности к сосредоточению и чувства ответственности.

- энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему “Я”.

- эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

5. «ДРУЖБА»

1) «Связующая нить»

2) «Только вместе!»

3) «Обзывалки»

4) «Взаимоотношения»

- физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание.

- снятие агрессии, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению, сплочение группы.

- снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

- формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру, формирование у детей моральных представлений.

6. «МЫ ВМЕСТЕ»

1) «Закончи предложение»

2) «Разведчики»

3) «Аэробус»

4) «Доброе животное»

- повышение уверенности в себе, в своих силах.

- развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных и организаторских способностей, формирование чувства доверия и ответственности.

- учить детей согласованно действовать в небольшой группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по “команде” дает уверенность и спокойствие.

- способствовать сплочению группы, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

7. «ТУХ-ТИБИ-ДУХ»

1) «Рубка дров»

2) «Ворвись в прут»

3) «Тух-тиби-дух!»

4) Игра «Газета»

- помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, почувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и “истратить” ее во время игры.

- снятие эмоционального напряжения, возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развитие групповой сплоченности.

- снять негативные настроения и восстановить силы.

- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

8. «ВОЛШЕБНАЯ ИГРА»

1) «Бумажные мячики»

2) «Два барана»

3) «Попроси игрушку»

4) «Липучка»

- дать детям возможность вернуть бодрость и активность, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

- снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность “легальным образом” выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

- обучить детей эффективным способам общения.

- сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Завершающий этап.

Повторная диагностика

Цель: отследить динамику изменений в поведении дошкольников.

Сопоставление результатов

Цель: анализ работы, выявление эффективности программы



Содержание завершающего этапа реализации

социально-педагогической программы

Содержание этапа

1 направление: родители

2 направление: дети старшего дошкольного возраста

Повторные диагностики:

  1. Повторное анкетирование.

  2. Беседа.

Повторные диагностики:

1. Наблюдение с целью выявления изменений произошедших в поведении дошкольников.

2. Диагностика «Несуществующее животное»


  1. Анкетирование.

4. Тест по "Методике диагностики показателей и форм агрессии" А. Басса и А. Дарки









Приложение 1

«Кактус»
графическая методика М.А. Панфиловой


Тест проводится с детьми с 4-х лет.

Цель - выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1.Кактус домашний или дикий?
2.Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4.Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

 пространственное положение

 размер рисунка

 характеристики линий

 сила нажима на карандаш

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа.

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов.

Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии.

Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов.

Интровертированность - изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса .

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.













Приложение 2

Анкета для родителей


Обведите кружком цифры напротив тех высказываний, с которыми Вы согласны.


Мой ребёнок


Очень подвижен, много бегает, постоянно вертится……………...1


Спит намного меньше, чем другие дети……………………………2


Очень говорлив……………………………………………………….3


Не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то………….4


С трудом дожидается своей очереди(в играх, в магазине)………...5


Начинает отвечать, не дослушав вопроса, или, наоборот, задав вопрос, не слушает ответа…………………………………………………….6


Часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых……….7


Не может спокойно дожидаться вознаграждения (если, например, обещали ему что-то купить)………………………………………….8


Часто не слышит, когда к нему обращаются………………………..9


Легко отвлекается, когда ему читают книгу………………………..10


Часто не доводит начатое дело(игру, задание)до конца…………...11


Избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение…….12







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!