. _______________Сасиев Л. Х.
«_____» _____________2016 г.
Владикавказ 2016 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования 29.01.24 «Оператор электронного набора и верстки»
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 29.01.24 «Оператор электронного набора и верстки», входящей в состав укрупненной группы профессий 29000 «Технологии легкой промышленности» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Оператор электронного набора и верстки и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
2.1. Выполнять верстку книжно - журнального текста с наличием до 3 форматов на полосе с использованием программных продуктов полиграфического производства
2.2. Выполнять верстку многокрасочных массовых изданий.
2.3. Выполнять верстку рекламной продукции с использованием программных продуктов полиграфического производства.
2.4. Использовать законы и правила композиции дизайна при верстке многокрасочных изданий.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, на курсах повышения квалификации и профессиональной подготовке рабочих профессий Электронный набор и верстка текста, при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в результате освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности - Верстка текста с использованием программных продуктов полиграфического производства, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 ПМ 02 Раздел 1. Выполнение верстки полиграфических изданий с использованием программных продуктов | | 88 | |
МДК 02.01. Программное обеспечение электронной верстки текста | | 88 |
Тема 2.1. Программа верстки MS Publisher | Содержание учебного материала | 10 | |
1. | Введение. Технология редакционно-издательского дела. Интерфейс программы MS Publiыher | | 2 |
2. | Создание, открытие, сохранение публикаций. Шаблоны публикаций | 2 |
3. | Шрифтовые схемы. Цветовые схемы | 2 |
4. | Работа с графическими элементами и инструментами. | 2 |
5. | Настройки печати для разных публикаций Печать в МS Pablishere | 2 |
Лабораторные работы. Не предусмотрено | | |
Практические занятия. | 4 |
1. | Творческая работа по создание газеты, односторонней листовки | |
2. | Подготовка тематической газеты. Защита выполненной работы. |
Тема 2.2. Программа верстки PageMaker | Содержание учебного материала | 26 | |
1. | Программа Page Maker. Запуск программы и интерфейс пользователя | | 2 |
2. | Панель инструментов. | 2 |
3. | Изменение параметров страницы. Использование линеек | 2 |
4. | Основы работы с текстом. Работа с управляющей палитрой | 2 |
5. | Макетирование документа. Работа со страницами -шаблонами | 2 |
6 | Фрейм. Настройка параметров фрейма | 2 |
7 | Слои. Работа со слоями. | 2 |
8 | Работа с иллюстрациями и графическими объектами | 2 |
9 | Вставка различных объектов (таблицы формулы и тд) | 2 |
10 | Компоновка текста и графики. Создание маски. | 2 |
11 | Работа с цветом | 2 |
12 | Работа с многостраничной публикацией. Позиции табуляции и создание оглавления | 2 |
13 | Работа со страницами публикации. | 2 |
| Лабораторная работа | 2 | |
1 | Изучение элементов макета страниц | |
2 | Изучение способов наложения слоев для работы с объектами |
| Практические работы | 9 | |
| Установка параметров шрифта и абзаца при наборе текста и для импортируемого | | |
| Разработка макета страницы при помощи модульной сетки и страницами-шаблонами |
| Отработать верстку страниц различных учебников. Творческая работа. |
| Творческая работа. Отработать верстку «Создание одностраничной листовки» |
-
| Создание буклета из 6 страниц . «Путеводитель по Италии» |
-
| Отработать верстку многостраничной публикации. Творческая работа |
-
| Верстка газеты |
-
| Заголовок передовица |
-
| Верстка газеты1,2,3 полосы |
1. Контрольная работа по теме «Программа верстки Pagemaker» | 1 | |
Тема 2.3. Графический векторный редакторы - Corel Drow | Содержание учебного материала | 20 | |
1 | Введение. Основные принципы работы в Corel Draw | | 2 |
2 | Интерфейс программы. Панель инструментов. | 2 |
3 | Основы рисования объектов и операции над ними | 2 |
4 | Редактирование объектов | 2 |
5 | Цветные контуры и заливки объектов | 2 |
6 | Виды текста: простой и фигурный текст | 2 |
7 | Использование спецэффектов | 2 |
8 | Печать изображений | 2 |
| Лабораторная работа. Не предусмотрено | |
Практические работы | 7 | |
1. | «Создание рекламного плаката» | | |
2. | «Создание эмблем» |
3. | «Создание логотипов» |
4. | «Создание иллюстрации Роспись шкатулки» |
5. | «Создание обложки диска» |
6. | «Создание открытки» | |
| 1 | Контрольная работа на тему «Векторный графический редактор» | 1 | |
Тема 2.4. Графические редакторы - Photoshop | Содержание учебного материала | 16 | |
-
| Графический редактор Adobe Photoshop. Введение. Знакомство с интерфейсом | | 2 |
-
| Панель инструментов.Работа с документом | 2 |
-
| Обзор способов выделения областей изображения | 2 |
-
| Система цветов в компьютерной графике Коррекция области: изменение яркости и контраста | 2 |
-
| Работа с масками и каналами .Фильтры Photoshop | 2 |
-
| Работа со слоями. Палитра слоев. Режимы наложения слоёв Работа со слоями "Эффекты слоя: создание тени, ореола, имитации рельефа, обводка контура изображения. | 2 |
-
| Работа с текстом | 2 |
-
| Ретуширование фотографий | 2 |
-
| Рисование и раскрашивание | 2 |
Лабораторная работа. Не предусмотрено | | |
Практическая работа | 6 | |
1. | Отработать действия с выделенной областью: закраска, создание градиентных переходов, масштабирование, поворот" | | |
2. | "Создание цвета в различных цветовых моделях" |
3. | Создание надписи: неоновый свет" |
4. | "Создание надписи огненный текст" |
5. | "Ретуширование фотографии работа с инструментами |
6. | Работа с фильтрами |
Контрольная работа на тему «Растровый графический редактор» | 1 | |
Тема 2.5. Программа in Design CS2 | Содержание учебного материала | 16 | |
-
| Устройство документа | | 2 |
-
| Основы работы с текстом | 2 |
-
| Работа с объектами ,работа с цветом | 2 |
-
| Векторные объекты Импортированные объекты | 2 |
-
| Страницы книги | 2 |
| Лабораторная работа. Не предусмотрена | | |
Практические работы | 8 | |
1 | Создание страниц книги | | |
2 | Работа с иллюстрациями и графическими объектами | |
3 | Вставка различных объектов (таблицы формулы и тд) |
4 | Создание страниц журнала |
1. Контрольная работа на тему «Программа in Design CS2» | 1 | |
| Дифференцированный зачет | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. | 44 | |
Проработка конспекта, учебной и специальной технической литературы | | |
- систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем); |
оформление лабораторно – практических работ, отчетов и подготовкой к их защите. |
Изучение тем с помощью справочной литературы по MS Publiыher. |
Творческая работа по создание односторонней листовки |
Набор буклетов различной сложности |
Изучение тем с помощью справочной литературы по Page Maker. |
Верстка страниц различных учебников. |
Творческая работа «Создание одностраничной листовки» |
Изучение тем с помощью справочной литературы по Corel Draw. |
Изучение программы. Панель инструментов. |
Изучение основ рисования объектов и операции над ними |
Изучение тем с помощью справочной литературы по Adobe Photoshop |
Изучение тем с помощью справочной литературы по Adobe Photoshop |
Изучение тем с помощью справочной литературы по in Design CS2» |
Изучение тем с помощью справочной литературы по in Design CS2» |
Учебная практика Виды работ. | 199 | |
Творческая работа по создание газеты, односторонней листовки | | |
Подготовка тематической газеты. Защита выполненной работы. |
Установка параметров шрифта и абзаца при наборе текста и для импортируемого |
Разработка макета страницы при помощи модульной сетки и страницами-шаблонами |
Отработать верстку страниц различных учебников. Творческая работа. |
Творческая работа. Отработать верстку «Создание одностраничной листовки» |
Создание буклета из 6 страниц . «Путеводитель по Италии» |
Отработать верстку многостраничной публикации. Творческая работа |
Верстка газеты |
Заголовок передовица |
Верстка газеты1,2,3 полосы |
"Создание рекламного плаката | | |
Создание эмблем |
"Создание логотипов |
"Создание иллюстрации Роспись шкатулки" |
"Создание обложки диска" |
"Создание открытки" |
Отработать действия с выделенной областью: закраска, создание градиентных переходов, масштабирование, поворот" |
"Создание цвета в различных цветовых моделях" |
Создание надписи: неоновый свет" |
"Создание надписи огненный текст" |
"Ретуширование фотографии работа с инструментами |
Работа с фильтрами |
Раздел 1 ПМ 02 Использование различных приемов верстки полиграфической продукции | | 88 | |
МДК 02.02 Технологии электронной верстки текста | | 88 | |
Тема 2.1. Общие правила верстки | Содержание учебного материала | 22 | |
1. | Настольные издательские системы. Общие сведения о верстке, виды верстки. | | 2 |
2. | Техническая документация к верстке. Виды и способы печати | 2 |
3. | Форматы книг и области их применения. Полоса набора | 2 |
4. | Расположение элементов издания на полосах набора | 2 |
5. | Основные правила книжной верстки. Основной текст. | 2 |
6. | Настольные издательские системы. Общие сведения о верстке, виды верстки. | 2 |
Лабораторная работа | 1 | |
1. | Изучение элементов издания | | |
Практические работы | 6 | |
1. | Отработка навыков верстки основного текста на различные форматы | | |
2. | Отработка навыков книжной верстки |
3 | Отработка навыков верстки различных изданий |
1. Контрольная работа по теме «Общие сведения о верстке» | 1 | |
Тема 2. 2. Технологические особенности книжно-журнальной верстки | Содержание учебного материала | 32 | |
1 | Верстка элементов титула | | 2 |
-
| Верстка спусковых и концевых строк | 2 |
-
| Правила заверстка заголовков и подрисуночных подписей | 2 |
-
| Правила верстки выводов и таблиц | 2 |
-
| Основные положения верстки стихотворений и драматических произведений | 2 |
-
| Изучение особенностей многоколонной верстки с иллюстрациями | 2 |
-
| Правила Верстки дополнительного текста, сносок,. примечаний и цитат | 2 |
8 | Основные правила верстки формул | 2 |
9 | Классификация журналов Стилевое и макет оформление журнала | 2 |
10 | Особенности журнальной верстки с иллюстрациями | 2 |
Лабораторные работы | 2 | |
1. | Сформировать сценарий книжного издания | | |
2. | Сформировать Сценарии иллюстрационного журнала |
Практические занятия. | 14 | |
-
| Отработать верстку титулов. Спусковых и концевых полос | | |
-
| Отработать навыки верстки заголовков и подрисуночных надписей |
-
| Отработать верстку таблиц и выводов |
-
| Отработать верстку ритмизированного текста |
-
| Отработать верстку иллюстраций. Различные виды |
-
| Отработать верстку дополнительных элементов в многоколонном тексте |
-
| Отработать верстку журнальных полос |
| Контрольная работа по теме «Правило книжно- журнальной верстки» | 1 | |
Тема 2.3. Особенности газетной верстки | Содержание учебного материала | 20 | |
1. | Общие сведения. Классификация форматы газет. Составные части газетного издания. | 3 | 2 |
2. | Композиция газетной полосы Оригиналы и макетирование газетных полос | 2 |
3. | Особенности технологии газетной верстки | 2 |
Лабораторные работы | 1 | |
1. | Составление газетной полосы | | 2 |
Практические занятия. | 8 | |
1. | Вёрстка материала для публикации школьной газеты | | 2 |
2. | Вёрстка колонтитулов |
3. | Вёрстка материала для выходных даных |
1. Контрольная работа по теме «Особенности технологии газетной верстки» | 1 | |
Тема 2.4. Технология верстки многокрасочных массовых изданий и рекламной продукции полиграфического производства | Содержание учебного материала | 14 | |
1. | Виды акциденции. Общие правила набора акцидентных работ | | 2 |
2. | Издательская акциденция Принципы оформления акцидентного набора Формат бумаги и набора | 2 |
3. | Сочетание шрифтов линеек Группировка строк в акцидентном наборе | 2 |
4. | Принципы и правила оформления афиш | 2 |
Лабораторные работы. | 1 | |
1 . Изучение расположение строк акцидентного набора | | |
Практические занятия. | 4 | |
1. | Отработать верстку буклета по шаблону, и на вновь созданной страницы | | |
2. | Отработать верстку пригласительного билета, афиш |
3. | Сверстать буклет с оборотом , брошюру на 8 страниц Publisher |
1 | Дифференцированный зачет | 2 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 02. | 44 | |
Проработка конспекта, учебной и специальной технической литературы | | |
Составление конспекта Изучение правил верстки Создание макета журнала газеты книги |
Знакомство с другими программными продуктами электронной верстки текста используя интернет ресурсы и спец литературу |
Подготовка доклада -презентаций «верстальные программы», используя интернет ресурсы и периодические издания |
Подготовка и оформление мультимедийной презентации на тему Основные правила верстки заголовков |
Подготовка и оформление мультимидийной презентации на тему Вставка и верстка различных объектов формул, таблиц |
Подготовка карточек по теме «Верстке иллюстраций в издании» |
Подготовка доклада презентации «Новое в полиграфии» |
Подготовка доклада Сравнительные характеристики программных продуктов для верстки многокрасочных изделий полиграфического производства |
проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем); |
Доклад на тему «Технологические особенности книжно-журнальной верстки» |
Учебная практика Виды работ | 199 |
Набор и верстка сложных видов текста | |
Набор и верстка всех видов словарей |
Набор и верстка страниц учебников |
Набор и верстка акциденции малых форм(грамот визитных карточек. |
Набор и верстка буклетов |
Набор и верстка бюллетеней, |
Набор и верстка программ, афиш |
Разработка и создание шаблонов страниц |
Набор и верстка страниц учебников |
Набор и верстка акциденции малых форм. Открыток, календарей. |
Набор и верстка рекламной продукции |
Книжная верстка |
Журнальная верстка страниц до трех форматов на полосе |
Газетная верстка |
Верстка передовицы, 2,3, 4 полосы |
Выполнять операции с векторной графикой (задавать объем ,тень, фигурный текст и т. д.) |
Выполнять разложение цветного изображения на 4 основных цвета |
Выполнять операции с растровой графикой (ретушь, кадрирование изображения, фотомонтаж, применять фильтры |
Выполнять верстаку текста в программе Indesing |
Выполнять автоматизацию работы с текстом |
Производственная практика на предприятиях Виды работ | 396 |
Ознакомление с работой наборного и верстального цеха на производственном предприятии, инструктаж по технике безопасности |
Создание, открытие, сохранение публикаций. Шаблоны публикаций |
Творческая работа по создание газеты, односторонней листовки |
Подготовка тематической газеты. Защита выполненной работы. |
Макетирование документа. Работа со страницами -шаблонами |
Работа с иллюстрациями и графическими объектами |
Вставка различных объектов (таблицы формулы и т.д.) |
Работа с многостраничной публикацией. Позиции табуляции и создание оглавления |
Компоновка текста и графики. Создание маски. Буквица |
Творческая работа. Отработать верстку «Создание одностраничной листовки» |
Отработать верстку страниц различных учебников. Творческая работа. |
Создание буклета из 6 страниц . «Путеводитель по Италии» |
Верстка газеты в 4 полосы |
Верстка газеты1,2,3 полосы |
Заголовок передовица |
Верстка заданного книжного издания |
Составление спуска полос заданного издания |
Оформление файла для печати заданного издания |
Тематика письменных квалификационных работ |
Тема 1. Верстка текста второй группы сложности |
Тема 2. Верстка выделений в книжных изданиях |
Тема3. Верстка таблиц и выводов в книжных изданиях |
Тема 4. Верстка акциденции в Pablicher |
Тема 5. Верстка ритмизированного текста |
Тема 6. Верстка химических формул в книжных изданиях |
Тема 7. Журнальная верстка в з полосы вPage Maker |
Тема 8. Книжная верстка в программе PM |
Тема 9. Корректурные знаки и их применение |
Тема 10. Редактирование текста в Word |
Тема 11. Верстка оглавлений и содержаний вPage Maker |
Тема12. Верстка книжно-журнальные таблиц |
Тема13. Заверстка иллюстраций в книжных изданиях в программе Page Maker |
Тема 14 Газетная верстка в программе Page Maker |
Тема 15. Журнальная верстка в программе Page Maker |
Тема 16.Верстка химических формул в Page Mаker |
Тема 17.Верстка математических формул в Page Mаker |
Тема 18. Работа с иллюстрациями в программе Addobe Fotoshop |
Тема 19. Верстка текста на Осетинском языке |
Тема 20.Операции подготовки текста к верстке |
Тема 21. Требования предъявляемые к сверстанному тексту |
Тема 22. Прикладная программа Page Mаker |
Тема23. Верстка текста IV группы сложности |
Тема 24. Особенности верстки детских издании |
Всего | 595 (639) | |
Реализация программы профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов:
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
компьютеры (рабочие станции), тренажеры, шрифты, пробельный материал и др., локальная сеть, выход на сервер и в сеть Интернет, полиграфическое оборудование
1. Газета «Мир печати». – Режим доступа: htt://mirpehati.ru.
2. Интернет – библиотека СМИ: Public.Ru –Режим доступа www.public.RU
3. Техническая литература. – Режим доступа: www.iglib. Ru
Занятия теоретического цикла носят практико-ориентированный характер и проводятся в учебных кабинетах «Электронный набор и верстка» «Информационные технологии» концентрированно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля. Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которая проводится в организацих, направление деятельности которых соответствует профилю модуля. При изучении модуля с обучающимися проводятся индивидуальные консультации. Организована самостоятельная работа обучающихся в кабинетах «Электронного набора и верстки» и «Информационных технологий» с использованием мультимедийных пособий.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
- имеющими высшее специальное или педагогическое образование, первая или высшая категории, соответствующие профилю преподаваемого модуля «Электронный набор и правка текста».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
- высшее педагогическое или инженерное образование, соответствующее профилю модуля
Требования к мастерам производственного обучения: - высшая квалификационная категория
- обязательная стажировка в профильных организациях не реже 1 –го раза в три года.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы являются обязательным
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенции, ни и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результат указываются в соответствии с паспортом программы и разделом 2. Перечень форм контроля должен быть конкретизирован с учетом специфики обучения по программе профессионального модуля.