СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по курсу "Биология" для слушателей городской очно-заочной школы "Интеллект"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для подготовки к предметным олимпиадам с одарёнными детьми предполагаются занятия в рамках дополнительного образования. Курс "Биология" для уч-ся 10-11 классов предполагает углубленное  и практикоориентированное изучение учебного  материала.

Просмотр содержимого документа
«Программа по курсу "Биология" для слушателей городской очно-заочной школы "Интеллект"»


Программа по курсу «Биология» для слушателей

городской многопрофильной очно-заочной

школы «Интеллект».


Пояснительная записка.

Программа реализуется в условиях работы многопрофильной очно-заочной школы «Интеллект». Режим работы отделения «Биология» подчинен режиму работы школы:

- по сроку реализации – 2 года;

- по форме организации содержания – сквозная;

- по цели обучения – научно-исследовательская;

- по уровню освоения – общеразвивающая;

- по уровню реализации – рассчитана на возраст 16 - 17 лет;

- по типу – модифицированная.

Программа состоит из теоретических и практических блоков обучения. Отличительной особенностью программы является отведение часов на самостоятельную работу уч-ся, которая реализуется ими во внеурочное время в процессе самоподготовки, когда уч-ся при возникающей необходимости получают индивидуальные консультации. Программа предназначена для уч-ся 10 – 11 классов средних общеобразовательных школ, изъявивших желание повысить свой образовательный уровень по биологии и прошедших конкурсный отбор (проводится при превышении числа претендентов).

Реализация данной программы предполагает следующее:

- она ориентированна на уч-ся, имеющих базу знаний по биологии

(курс обязательной типовой школьной программы);

- преподаватель, основываясь на потребностях уч-ся, самостоятельно

определяет количество лекционных часов, представленных в пример-

ном тематическом планировании;

- слушатели самостоятельно, с учетом своих потребностей, изучают

предлагаемые темы;

- предполагает работу уч-ся с дополнительными источниками знаний

(энциклопедии, словари, научно-популярная литература и т.п.).

Цель программы: развитие биологической компетентности у уч-ся.

Задачи:

1. Формирование творческой инициативы и интереса к более глубоко-

му изучении биологии, к исследовательской работе.

2. Создание условий для совершенствования биологических знаний.

3. Развитие творческого мировоззрения.

4. Формирование продуктивной деятельности уч-ся.

В настоящее время целью образования становится формирование субъекта культуры – всесторонне образованного человека, обладающего экологическим сознанием, способного к самостоятельному выбору, открытому диалогу. Поэтому в соответствии с культурно-историческим подходом содержание курса включает:

- естественно-научные и гуманитарные знания;

- продуцирует деятельностное общение, включает альтернативные

подходы;

- строится с учетом содержательных идей о целостности, системности

природы, ее эволюции;

- обеспечивает формирование теоретических понятий в системе

теорий, на основе восхождения от абстрактного к конкретному.





Основная концепция курса заключается в следующем:

1. Комплексный подход при изучении живых организмов на разных

уровнях организации живой материи (от молекулярно-клеточного до

биосферного).

2. Сравнительно-эволюционная направленность курса. Важно показать,

что в процессе эволюции у организмов на основе единых фундамен-

тальных законов и функционирования сложились различные вариан-

ты организации живой материи;

3. Экологическая направленность курса. Необходимо сформировать

твердое убеждение в том, что взаимодействие общества и природы –

двусторонний процесс, который характеризуется не только усилием

научно-технического влияния человечества на окружающую среду,

но и возрастанием ответной реакции среды на человечество.

4. Большой объем практических и семинарских занятий.

Курс предполагает широкое использование иллюстративного,

демонстрационного и раздаточного материала для практических и

лабораторных работ. Необходимо шире использовать возможности

компьютерных классов, подключаясь к многочисленным сайтам по

биологии, имеющихся в настоящее время в Интернете.

Вся система биологических знаний и умений может быть сгруппирована в три взаимосвязанные содержательные линии:

- организм как биологическая система;

- надорганизменные системы;

- многообразие и эволюция органического мира.

Согласно дидактическим принципам научности, доступности и системности учебного материала он объединяется в крупные блоки:

1. Морфология и анатомия организма.

2. Многообразие органического мира.

3. Человек и его здоровье.

4. Общие закономерности.

Причем структура курса «Общие закономерности» отвечает логике развития теоретических понятий: генетические базируются на цитологичес-

ких, экологические – на генетических, эволюционные – на взаимосвязи генетических и экологических. Данная структура обеспечивает преемствен-ность заключительного курса с другими блоками ранее изученного материала.

Использование исследовательской деятельности предполагает систему субъект-субъектных отношений «учащийся – педагог», основные положения которого следующие:

- уч-ся определяют цель деятельности – педагог помогает ему в этом;

- уч-ся открывает новые знания – педагог рекомендует источник

знаний;

- уч-ся экспериментирует – педагог (научный руководитель) раскрыва-

ет возможные формы и методы эксперимента, помогает организовать

познавательно-трудовую деятельность;

- уч-ся выбирает – педагог содействует прогнозированию результатаов

выбора;

- уч-ся активен – педагог создает условия для проявления активности;

- уч-ся и педагог – субъекты обучения, партнеры, уважающие

интересы друг друга;

- уч-ся несет ответственность за результаты своей деятельности –

руководитель (педагог) помогает оценить полученные результаты и

выявить способы совершенствования деятельности.


Целевая установка программы предполагает свои формы и методы обучения, воспитания и развития учащихся.

1. Словесные методы обучения

- лекция;

- объяснение;

- беседа;

- диалог (педагог – учащиеся; учащийся – учащийся);

- консультация.

2. Письменные работы

- конспект;

- выписки;

- составление тезисов (доклада);

- реферат;

- составление рецензии

3. Метод проблемного обучения

- эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов;

- самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы уч-ся:

поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств.

4. Проектный метод

- построение гипотез;

- моделирование ситуации;

- создание новых способов решения задачи;

- создание творческих (исследовательских) работ.

5. Активные формы познавательной деятельности:

- семинар;

- диспут;

- лабораторная работа;

- практическая работа;

- экскурсия;

- защита (реферата, исследовательской работы).

Планируемые общие и специальные

компетенции учащихся.

1. Учебно-познавательная компетенция:

- организовать взаимосвязь своих знаний в естественно-научной

области и упорядочить их;

- организовать свои собственные приемы обучения;

- уметь решать проблемные задачи по биологии;

- самостоятельно заниматься своим обучением;

- овладеть приемами анализа и синтеза научных знаний.

2. Информационная компетенция:

- запрашивать различные базы данных;

- интервьюировать окружение;

- консультироваться у экспертов;

- получать интересующую информацию;

- уметь работать с документами и уметь классифицировать их.

3. Социальная компетенция:

- критически относится к тому или иному аспекту развития человечес-

кого общества;

- занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное

мнение;

- уметь сотрудничать и работать в группе;

- научиться производить хорошее впечатление, уметь показать свои

знания;

- уметь противостоять неуверенности и сложности.

4. Здоровьесберегающая компетенция:

- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потребле-

нием, а также с окружающей средой;

- прогнозировать влияние образа жизни на физическое и психо-

эмоциональное состояние человека;

- владеть приемами здоровьесберегающих технологий;

- предупреждать последствия рискованного поведения;

- оказывать меры первой медицинской помощи в случае возникшей

необходимости.

5. Природоохранная компетенция:

- прогнозировать развитие различных современных экологических

ситуаций;

- организовывать и осуществлять комплекс мероприятий по оздоров-

лению природной и искусственной окружающей среды;

- понимать основные принципы ноосферного пути развития;

- оценивать состояние окружающей среды на конкретной местности;

- объяснять многоаспектное значение природы в жизни и деятельности

человека.

6. Предметная компетенция:

Называть:

- главные исторические вехи в развитии биологии; имена выдающихся

ученых – естественников, биологов и философов, внесших вклад в

развитие наук о природе;

- важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные

отрасли в биологии и пограничные дисциплины в естествознании,

объекты и методы их изучения;

- основные систематические категории живых организмов, критерии

вида, признаки царств живой природы; отделов, классов и семейств

растений; типов и классов животных;

- причины изменчивости наследственности и приспособленности

живых организмов и среде обитания.

Характеризовать (описывать):

- систему взглядов человека на природу и место в ней самого человека

на разных этапах антропогенеза;

- обмен веществ и превращение энергии в организме;

- особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов

(сапрофитов, паразитов, симбионтов);

- особенности строения и функционирования вирусов;

- экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

- пищевые связи в природных и искусственных сообществах;

- критерии живой материи;

- особенности высшей нервной деятельности человека;

- виды иммунитета, его значение в жизни человека;

- роль ферментов и витаминов в организме;

- строение и функционирование систем человеческого организма;

- особенности размножения и развития человека.




Сравнивать:

- строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов,

растений и животных;

- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, раститель-

ного, животного организма;

- размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и

животных;

- среды обитания организмов.

Обосновывать:

- основные положения клеточной теории;

- закономерности наследственности;

- причины и результаты эволюции;

- взаимосвязь строения и функционирования клеток, органов, систем

органов, организма и окружающей среды;

- место человека в системе органического мира;

- родство человеческих масс, их генетическое единство;

- особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой

деятельностью;

- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в

организме человека.

Владеть умениями:

- определять систематическую принадлежность грибов, растений и

животных по атласам-определителям;

- работать с гербарным материалом;

- определять распространенные и исчезающие виды растений и живот-

ных Оренбургской области;

- распознавать клетки и ткани органов растений, животных и человека

под микроскопом;

- владеть различными измерительными методиками для проведения

научно-исследовательских работ.





















Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

Сессионный период

Межсессионный период

Теория

Практика

Инд.

консуль-

тации

Самостоятельная

работа

1 год обучения

Введение

2




Вирусы. Строение и жизнедеятельность бактерий, грибов и лишайников

10

6

7

Поиск

информации. Информационно-реферативная работа

Морфология и анатомия растений

10


10


10


Написание и оформление текста информационно-

реферативной работы

Многообразие растительных

организмов

15

10

10

Публичная презентация информационно-

реферативной работы

Многообразие Беспозвоночных животных

20

10

10

Выбор темы и методов собствен-

ного научного исследования

Многообразие животных типа Хордовые

15

8

8

Ведение собствен-ного научного исследования

Человек и его здоровье

31

12

12

Анализ исследованной работы и формулировка выводов

Итого:

103

56

57

Всего: 216 часов








Тема

Количество часов

Сессионный период

Межсессионный период

Теория

Практика

Инд.

консуль-

тации

Самостоятельная

работа

2 год обучения

Введение

1




Химический состав клетки.

10

5

5

Продолжение работы над собственным научным исследованием

Клетка как биологическая система

10

5

10


Клеточный метаболизм

10

10

10


Размножение и индивидуальное развитие организма

10

10

10

Оформление научно- исследовательской

работы

Основы генетики

10

10

10

Написание тезисов для публичного выступления

Эволюция органического мира

20

10

10

Написание статьи,

эссе

Основы экологии

20

10

10

Публичное выступление на различных конференциях

Итого:

91

60

65

Всего: 216 часов













Содержание курса «Биология»

I год обучения (всего 216 часов)


Введение: Признаки живых организмов.

Многообразие живых организмов. (2 часа)


Тема №1: Вирусы. Строение и жизнедеятельность

бактерий, грибов и лишайников.

Теоретический блок (10 часов)

Сравнение прокариот и эукариот. Бактерии. Систематика. Строение. Форма клетки. Рост и размножение. Питание. Бактерии и плодородные почвы. Очистка сточных вод. Симбиотические бактерии. Роль бактерий в промышленности, медицине, сельском хозяйстве.

Вирусы. Открытие. Свойства (растворы, поведение, строение). Жизненный цикл бактериофага. Жизненные циклы других вирусов (умеренных фагов, профагов). Эволюционное происхождение вирусов.

Вирусы и бактерии как возбудители заболеваний. Способы передачи вирусных и бактериальных болезней (капельная инфекция, контагиозная передача), фекальные загрязнения, передаваемые непосредственно пищей.

Основные свойства и систематика грибов. Строение. Питание. Строение и жизнедеятельность грибного организма. Место грибов в системе органического мира.

Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания. Жизненный цикл. Бесполое размножение. Половое размножение. Симбиоз грибов с растениями. Шляпочные грибы, их строение, питание.

Хозяйственное значение грибов. Телесные грибы. Вред, приносимый человеку. Грибы-паразиты, вызывающие болезни растений, человека. Роль грибов как организмов – разрушителей в природе.

Лишайники. Комплексные симбиотические организмы, особенности их питания, среды обитания. Место лишайников в системе органического мира. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах.


Практический блок (6 часов).

1. Выращивание культуры сенной палочки, приготовление микро-

препарата и изучение.

2. Выращивание плесневого гриба-мукора.

3. Изучение строения гриба-мукора и дрожжей под микроскопом.

4. Грибы паразиты и вызываемые ими заболевания растений.

5. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

6. Изучение образцов лишайниковых слоевищ.


Тема №2: Морфология и анатомия растений

Теоретический блок (10 часов).

Ботаника - наука о растениях. Классификация жизненных форм растений по Раункиеру. Вегетативные и генеративные органы. Типы растительных побегов. Особенности строения растительной клетки. Основные характеристики, функции и распределение растительных тканей. Морфологическое и анатомическое строение вегетативных органов растения.

Гомологичные и аналогичные органы. Корневое и воздушное питание растений. Основы агротехники, органические и неорганические удобрения. Вегетативное размножение растений. Цветок как орган семенного размножения. Механизмы опыления и оплодотворения. Строение и состав семян. Функции и разнообразие плодов.


Практический блок (10 часов).

1. Устройство микроскопа и правила работы с микроскопом

БИОЛАМ С-11.

2. Устройство стереоскопического микроскопа МБ С-1 и правила

работы.

3. Приготовление растительного микропрепарата и изучение его под

микроскопом.

4-5. Изучение готовых микропрепаратов тканей листа, корня,

травянистого и древесного стеблей растений ( 2 часа).

6. Морфологическая характеристика растительного организма.

7. Вегетативное размножение растений.

8. Изучение строения цветка, типов соцветий.

9. Строение семян однодольных и двудольных растений.

10. Сухие и сочные плоды.

Тема №3: «Многообразие растительных организмов»

Теоретический блок (15 часов).

Особенности строения и жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений. Жизненный цикл на примере хламидомонады. Проблема систематики эвгленовых. Значение водорослей в природе и жизнедеятельности человека.

Высшие споровые растения – основные признаки и систематика. Отдел Мохообразные как тупиковая ветвь в эволюции растительных организмов. Жизненные циклы высших споровых растений.

Эволюция семени. Эволюция неплавающих мужских гамет и оплодотворение, независимое от воды. Основные признаки и систематика высших семенных растений. Класс голосеменные (хвойные, саговниковые, тисовые, гинкговые – основные признаки, строение).

Класс покрытосеменные, или цветковые растения, основные признаки. Жизненный цикл. Систематика двудольных и однодольных растений. Адаптационные приспособления голосеменных и покрытосеменных растений к жизни на суше. Сравнительная оценка признаков наземных растений (сравнение мохообразных, папоротникообразных и семенных растений).


Практический блок (10 часов)

1. Жизненные формы низших растений.

2. Строение многоклеточной водоросли спирогиры.

3. Изучение строения зеленых лиственных и торфяных мхов.

4. Изучение строения и многообразия папоротников, хвощей и плаунов.

5. Внешнее строение побегов голосеменных растений. Микроскопичес-

кое строение хвои.

6. Строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян голосеменных

растений.

7-8. Изучение строения, многообразия и систематическое определение

растений основных семейств класса Двудольные.

9-10. Изучение строения, многообразия и систематическое определение

растений основных семейств класса Однодольные.




Тема №4: Многообразие беспозвоночных

животных

Теоретический блок (20 часов)

Отличительные особенности животного организма.

Особенности строения, процессы жизнедеятельности Простейших. Проблемы систематики одноклеточных организмов. Многообразие, значение в природе и в жизни человека.

Кишечнополостные – двухслойные животные. Классификация и многообразие, чередование поколений и гаметогенез. Полиморфизм кишечнополостных.

Характерные признаки, особенности строения и классификация Плоских червей. Циклы развития эндопаразитов на примере печеночного сосальщика, эхинококка и бычьего цепня.

Характеристика типа Круглые черви. Представитель – человеческая аскарида. Особенности строения, размножения в связи с паразитизмом.

Классификация типа Кольчатые черви. Основные ароморфозы кольчатых червей. Многообразие и значение в природе и жизни человека.

Моллюски или мягкотелые – характерные признаки типа. Особенности строения и многообразие класса брюхоногие. Личиночный паразитизм на примере жизненного цикла беззубки. Головоногие моллюски – приматы моря.

Причины биологического процесса животных типа Членистоногие. Характерные особенности животных этого типа, их классификация. Низшие и высшие Ракообразные, их роль в природе. Классификация и многообразие Паукообразных.

Основные отряды Насекомых. Типы развития с полным и неполным превращением. Экологические группы насекомых, их роль в природе и жизни человека. Половой диморфизм.

Практический блок (10 часов)

1. Изучение готовых микропрепаратов: «Инфузория-туфелька»,

«Эвглена зеленая», «Амеба».

2. Изучение готовых микропрепаратов пресноводной гидры.

3. Избирательная проницаемость плазматической мембраны для

различных веществ (на примере инфузории-туфельки).

4. Наблюдение за жизнедеятельностью большого прудовика.

5. Определение систематической принадлежности и оформление

коллекции раковин моллюсков.

6. Изучение готового микропрепарата «Дафния», «Циклоп».

7. Изготовление динамического макета Речного рака.

8. Изучение готовых микропрепаратов по классу Насекомые.

9-10. Ознакомление с коллекциями насекомых: «Вредители леса»;

«Вредители сада и огорода»; «Основные отряды насекомых».


Тема №5: Многообразие животных

типа Хордовые

Теоретический блок (15 часов)

Характерные признаки животных типа Хордовые. Филогенез хордовых. Подтип бесчерепные. Подтип Позвоночные. Особенности строения и многообразие рыб, их классификация. Сравнительная характеристика Земноводных и Пресмыкающихся. Многообразие, классификация, роль в природе и жизни человека. Птицы, особенности строения и обмена веществ, приспособления к полету. Основные отряды и экологические группы птиц.

Класс Млекопитающие – характерные признаки, основные отряды. Гомологичные и аналогичные органы млекопитающих. Особенности размножения.


Практический блок (8 часов)

1. Изучение готового микропрепарата «Ланцетник».

2. Ознакомление с методикой изготовления препарата «Скелет рыбы»

3. Определение приспособлений к водному и подземному образу

жизни у земноводных (на примере аквариумной лягушки).

4. Изучение препаратов «Скелет лягушки», «Скелет ящерицы», «Скелет

ужа».

5. Изучение строения куриного яйца.

6. Определение экологической группы по внешнему строению птицы

(на примере чучел птиц).

7. Изучение скелета млекопитающего (демонстрационный материал).

8. Сравнение скелета конечностей по отрядам класса Млекопитающие.

тема №6: Человек и его здоровье

Теоретический блок (31 час)

Место человека в системе органического мира. Ткани человеческого организма. Внутренняя среда: кровь, лимфа, межклеточная жидкость. Иммунитет, его виды. Инфекционные болезни, их классификация. Роль прививок в предотвращении заболеваний. Группы крови, резус-фактор. Проблемы донорства. ВИЧ инфекция – причины и профилактика. Аллергические реакции и их причины. Гаметогенез в организме человека. Механизмы оплодотворения и эмбриогенеза. Постэмбриональное развитие.

Системы внутренних органов человека:

- нервная система;

- опорно-двигательная система;

- сердечно-сосудистая система;

- пищеварительная система;

- выделительная система ;

- покровы тела;

- половая система органов.

Все системы органов человека рассматриваются по следующему плану:

1. Органно-тканевой уровень.

2. Механизмы функционирования.

3. Возможные нарушения, отклонения от нормы в работе данной

системы.

4. Оценка здоровья и профилактика заболеваний.

Высшая нервная деятельность – ритмы мозга, сон и бодрствование, сознание и мышление. Вторая сигнальная система. Механизмы и виды памяти. Мотивации и эмоции. Интеллект и творчество. Психофизиологичес-

кие особенности человека.

Практический блок (12 часов)

1. Сравнение микропрепаратов «Клетки крови лягушки» и «Клетки

крови человека».

2. Строение клеток слизистой оболочки щеки человека.

3. Изучение микропрепаратов по теме «Нервная система».

4. Влияние физической нагрузки на изменение частоты пульса.

5. Определение жизненной емкости легких.

6. Правила оказания первой медицинской помощи при вывихах,

растяжениях и переломах.

7. Правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях.

8. Нормы питания. Составление суточного рациона питания.

9. Определение собственных суточных биоритмов.

10. Выявление особенностей высшей нервной деятельности.

11. Определение химического состава костной клетки.

12. Приемы снятия утомления.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучение образцов исследовательских работ учащихся (на материале

Всероссийского конкурса «Юность, Наука, Культура»). Работа над

введением собственного научного исследования. Выбор темы, обзор

литературы.

2. Сбор информации для написания реферата по выбранной теме.

Составление библиографического списка, соответствующего стандар-

ту (10-20 источников). Составление картотеки, сделать выписки,

конспекты согласно списку.

3. Публичная презентация информационно-реферативной работы:

критерии оценки работы, тезисы, подготовка устного доклада,

защита информационно-реферативной работы.

4. Выбор темы и методов собственного научного исследования. Ведение научного исследования. Ознакомление с требованиями к оформлению исследовательской работы: титульный лист, введение, обзор литературы, результаты. Анализ собственной исследовательской работы и формулировка выводов.


II год обучения (всего 216 часов)


Введение: Уровни организации живой материи.


Тема №1: Химический состав клетки

Теоретический блок (10 часов)

Элементарный состав клеток живых организмов. Физико-химические свойства и роль воды и солей в живых организмах. Углеводы – строение и функции. Липиды – строение макромолекул и функции в живых организмах. Структуры белковых молекул, функции белков. Нуклеиновые кислоты – строение макромолекул и функции.


Практический блок (5 часов)

1. Выявление содержания белков в генеративных органах растений.

2. Выявление содержания углеводов в биологических объектах.

3. Выявление содержания липидов в биологических объектах.

4. Ферментативный гидролиз крахмала.

5. Влияние кислотности среды на активность ферментов.


Тема №2: Клетка как биологическая система

Теоретический блок (10 часов)

История развития науки оклетке. Клеточная теория, её основные положения. Современные методы цитологических исследований. Поверхностный комплекс клетки. Цитоплазма и её структурные компоненты. Мембранные и немембранные органоиды эукариотической клетки. Хромосомы, их строение и функции. Особенности клеток прокариот . Гипотезы о происхождении эукариотической клетки.


Практический блок (5 часов)

1-2. Наблюдение клеток одноклеточных организмов.

3-4. Наблюдение клеток многоклеточных организмов.

5. Наблюдение движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.



Тема №3: Клеточный метаболизм

Теоретический блок (10 часов)

Хранение и передача наследственной информации. Генетический код и редупликация ДНК. Этапы транскрипции и трансляции в процессе биосинтеза белка. Молекулярные процессы синтеза у растений. Гетеротрофный и автотрофный типы питания. Фотосинтез и его этапы. Хемосинтез, значение хемосинтетиков. Этапы энергообмена и их локализация в клетке.

Практический блок (10 часов)

Решение задач по темам:

- репликация ДНК;

- транскрипция;

- трансляция;

- правило Чаргаффа;

Тема №4: Размножение и индивидуальное

развитие организма

Теоретический блок (10 часов)

Хромосомная теория наследственности. Митоз и мейоз как основа процессов размножения. Бесполое размножение, его способы. Половое размножение, гаметогенез. Двойное оплодотворение у Цветковых растений. Разнообразие жизненных циклов. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Биогенетический закон и закон зародышевого сходства.


Практический блок (10 часа)

1. Приготовить и изучить микропрепарат «Митоз в клетках корней

лука».

2. Приготовить и изучить микропрепарат «Мейоз в пыльниках

цветковых растений».

3. Изучение готовых микропрепаратов «Яйцеклетка беззубки» и др.

4. Изучение микропрепарата «Дробящейся эмбрион лягушки».

5. Решение задач на определение хромосомного набора в клетках при митотическом, мейотическом делениях и при оплодотворении.


Тема №3: Основы генетики

Теоретический блок (10 часов)

Исследования Г. Менделя. Методы изучения наследования признаков. Основные закономерности наследования и их цитологическая основа. Сцепленное наследование генов, кроссинговер и частота рекомбинаций. Построение генетических карт. Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом. Неаллельные взаимодействия генов – комплементарность, эпистаз, полимерия. Множественные аллели. Плейотропное действие генов. Комбинативная и мутационная изменчивость. Виды мутаций. Модификационная изменчивость.


Практический блок (10 часов)

1. Алгоритм деятельности ученого при проведении эксперимента.

Требования к идеальному объекту генетических исследований.

2. Изучение геномных мутаций на примере микропрепаратов

диплоидной тетраплоидной ржи.

3. Составление родословной и их анализ.

4. Построение вариационного ряда и вариационной кривой.

5. Решение задач на аллельное взаимодействие генов.

6. Решение задач на неаллельное взаимодействие генов.

Тема №4: Эволюция органического мира

Теоретический блок (20 часов)

Критерии и структура вида. Генетические процессы в популяциях. Уравнение Харди-Вайнберга. Факторы эволюции – дрейф генов, популяционные волны, изоляция. Естественный отбор и его формы. Видообразование как результат микроэволюции. Искусственный отбор и его формы. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Основные направления и закономерности макроэволюции. Пути достижения биологического прогресса. Геохронологическая таблица. Стадии эволюции человека.

Практический блок (10 часов)

1-2. Изучение хрестоматийного материала о проблеме происхождения

жизни на Земле:

- Библия о происхождении жизни;

- представления средневековых ученых-схоластов;

- А.И. Опарин и Ф. Крик о возникновении жизни на Земле;

- Ж. Б. Ламарк, из книги «Философия зоологии»;

- статья Т. Хайнца «Сотворение или эволюция?».

3. Краниометрия черепа современного человека.

4. Форма и основные размеры черепов современных человекообразных

обезьян и ископаемых гоминид.

5. Составление палеонтологической родословной человека.

6. Выявление критериев вида на живых комнатных растениях.

7. Сравнительная характеристика разных видов по морфологическому

критерию у животных.

8. Изучение результатов искусственного отбора.

9. Выявление ароморфозов на примере растений.

10. Выявление идиоадаптаций на примере цветковых растений.

Тема №5: Основы экологии и

учение о биосфере

Теоретический блок (20 часов)

Биосфера и её функциональная структура. Гипотезы происхождения живого вещества на Земле. Физико-химическая эволюция планеты Земля. Биологическая эволюция в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Механизмы устойчивости биосферы.

Экология как наука, ее задачи и значение. Понятие об экологических факторах. Абиотические и биотические факторы. Экологическая ниша. Антропогенные факторы, их влияние на окружающую среду. Основные принципы рационального природопользования. Популяционная экология.

Сообщества как сложные многовидовые системы, типы взаимоотношений в сообществах. Понятия «экосистема» и «биогеоценоз». Естественные и искусственные биогеоценозы. Круговорот веществ и поток энергии в экосистемах. Границы и историческое развитие биосферы.

Практический блок (10 часа)

1-2. Основные наземные и водные биомы;

3-4. Изучение биогеоценоза на местности и выявление основных цепей

питания.

5. Определение пылевого загрязнения атмосферного воздуха.

6. Исследование водозапасающей способности мхов в биосфере.

7. Изучение жизненных форм растений в лесном биогеоценозе.

8. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.

9. Оценка экологического состояния территории.

10. Обсуждение схем переноса веществ и энергии в экосистемах.


Задания для самостоятельной работы

Уч-ся продолжают научно-исследовательскую деятельность по выбранной ранее теме или же выбирают новую тему научного исследования.

Накапливаются данные, полученные в ходе наблюдения и эксперимента. Работа совершенствуется с точки зрения композиционного построения, грамотности научно-справочного аппарата, пополняется приложениями. Совершенствуется ораторское искусство и этика поведения обучаемого.


Рекомендуемая литература

1. Биология: Растения, бактерии, грибы и лишайники: Учеб. для 6-7 кл.

общеобразоват. учреждений /Т.И. Серебрякова и др. – М.:

Просвещение, 1998

2. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений

/А.И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1998

3. Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Под

ред. А.С. Батуева – М.: Просвещение, 1999

4. Биология в 2т: Учеб. для медиц. спец. вузов /Под ред. В.Н. Ярыгина,

М.: Высшая школа, 2006

5. Вилли К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы) –

М.: Мир, 1975

6. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. – М.:

МГУ, 1999

7. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология: Учеб. для 10-

11 кл. профил. шк. – М.: Просвещение, 1998

8. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. /Под ред. Р. Сопера. –

М.: Мир, 1990

9. Гуленков С.И., Дмитриева Т.А. Тестовые задания для проверки

знаний уч-ся по биологии, Человек. – М.: ТЦ "Сфера", 1999

10. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний уч-ся по

ботанике. – М.: ТЦ "Сфера", 1999

11. Гэлстон А., Дэвис П., Сэттер Р. Жизнь зеленого растения. М.:

Мир, 1983

12. Крайф П. Охотники за микробами. Борьба за жизнь. – М.:

Наука, 1987

13. Молекулярная биология клетки. В 3 т. /Б. Албертс, Д. Брей, Дж.

Льюис и др. – М.: Мир, 1994

14. Общая биология 10-11 классы /Под ред. А.О. Рувимского (для

углубленного изучения). М.: Просвещение, 1999

15. Плавильщиков Н.Н. Гомункулу С. – М.: Детская литература, 1971

16. Практикум по общей биологии: Пособие для учащихся 10-11 кл.

общеобразоват. учреждений /А.П. Пуговкин и др. – М.:

Просвещение, 2002

17. Теремов А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся

по общей биологии – М.: ТЦ "Сфера", 1999

18. Фоули Р. Еще один неповторимый вид: Экологические аспекты

эволюции человека. М.: Мир, 1990

19. Хадорн. Э., Венер Р. Общая зоология. – М.: Мир, 1989

20. Шеппорд Ф. Естественный отбор и наследственность. – М.:

Просвещение, 1970




3. Критерии эффективности работы

с одаренными детьми


Цель программы заключается в развитии биологической компетентности у уч-ся. Составляющие компоненты компетентности и являются критериями эффективности работы с одаренными детьми:

1. Мотивационный компонент:

- проявление творческой инициативы и интереса к более глубокому

изучению биологии, к исследовательской деятельности.

Это такие критерии, как приобретение потенциала саморазвития и самообразования. Существует множество методик, анкет, по которым можно измерить уровень интереса к изучению биологии у слушателей курса, но т.к. вот уже на протяжении двух лет уч-ся занимаются в дополнительное от школьных занятий время, активно посещают и лекционные, и практические занятия, а также ведут самостоятельную научно-исследовательскую деятельность, то интерес к изучению биологии очевиден.

2. Когнитивный компонент:

- способность к творческому переосмыслению информации и

применению знаний при решении нестандартных задач (принцип

когнитивной компетентности).

При определении уровня обучаемости по методики Симонова В.П. у большинства уч-ся показатели выше 64%. Это означает, что слушатели курсов владеют знаниями на уровне переноса, т.е. владеют такими учебно-познавательными и информационными компетенциями, как владение приемами синтеза и анализа знаний. Их применения в нестандартных ситуациях.

3. Поведенческий аспект:

- формирование продуктивной деятельности.

Внешним результатом реализации программы являются итоговые работы уч-ся: информационно-реферативные, научно-исследовательские и практико-ориентированные проекты, представленные на городских, областных, региональных и Всероссийских конкурсах и научно-практических конференциях.

4. Ценностно-смысловой аспект:

- нацеленность и осмысленность приобретения знаний по биологии

для дальнейшей самореализации учащегося в личностно-

профессиональном плане.

В процессе реализации программы у воспитанников развиваются исследовательские способности, предполагается выход из стандартного мышления в преобразующее, характеризуемое подвижностью, гибкостью, оригинальностью, критичностью, проникновением в самое существенное, ярко выраженным стремлением к интеллектуальной новизне, к поиску своего собственного, отличного от других решения. Реальный результат исследовательской деятельности детей определяется комплексом исследовательских умений, развитием способностей к творческой деятельности, формированием активного отношения к образовательному процессу, воспитанием самостоятельности и социально ценных качеств личности.










4. Диагностический инструментарий для оценивания

биологической компетентности уч-ся.


Диагностика развития исследовательских способностей учащихся осуществляется педагогом в начале и конце учебного года. Методы: наблюдение, беседа, анализ срезовых работ, публичных выступлений, исследовательских работ учащихся.

Развитие исследовательских способностей представляются следующими уровнями (по Б.Блум):


Уровень

Сущность

Критерии достижения цели уровня

Знание

Запоминание и воспроизве-

дение материала любого уровня сложности (факты,

понятия, правила).

Воспроизведение используемых терминов, фактов, понятий, правил.

Понимание

Означает усвоение материала и способность к его преобразованию и интерпретации.

Понимание фактов, правил. Интерпретация графиков. Основываясь на имеющихся данных, предположительно характеризует будущие последствия.

Применение

Умение применять правила, теории, методы в конкретных ситуациях и в новых ситуациях.

Использование ранее изученных знаний не только в стандартных, но и в новых ситуациях и демонстрация их правильного применения.

Анализ

Умения выделять отдельные элементы структуры материала, определять взаимосвязь элементов и логику этой взаимосвязи.

Выделение части целого и взаимосвязи между ними, видение упущения в логике рассуждения.

Синтез

Умение объединить элементы в новое целое

Создание творческих работ, используя знания из разных областей, т.е. создается новое целое

Оценка

Умение оценить качество и значение материала.

Выделение критериев, их многообразия. Оценивания

соответствия выводов имеющимся данным.















В соответствии с целеполаганием программы, в процессе ее реализации, осуществляется система диагностических мероприятий направленных на выявление результативности и эффективности работы с одаренными детьми. Диагностика ведется в двух направлениях: выявление уровня развития исследовательских способностей учащихся (осень-весна) и уровня исполнения реферативных и исследовательских работ (март – весенняя сессия).

Надо отметить, что при диагностике творчески одаренных детей нельзя судить по эпизодическим, одноразовым действиям и следует придерживаться следующих правил:

1) предпочтение отдается пролонгированному наблюдению в

различных ситуациях и видах творческой деятельности;

2) целесообразно применение тестовых методов;

3) сложность тестовых заданий должна быть довольно высокой.


В индивидуальной карте обучения и развития учащегося (см. Приложение №1) фиксируются результаты развития каждого из уровней (слабо развит, достаточно развит, высоко развит), в конце года данные анализируются и делаются выводы о развитии исследовательских способностей каждого воспитанника.

Диагностика уровня исполнения реферативных и исследовательских работ проводится в конце учебного года по критериям:

- использование информационного поля;

- раскрытие заявленной темы;

- грамотное изложение материала;

- наличие анализа материала;

- обобщение материала;

- оформление работы.

Оценка работ: низкий, средний, высокий уровень.

Работы высокого уровня презентуются на областные и Всероссийские конкурсы и научно-практические конференции.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!